- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методика работы социального педагога по профилактике наркомании
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007151 |
Тема: | Методика работы социального педагога по профилактике наркомании |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (КГУ) Кафедра педагогики Методика работы социального педагога по профилактике наркомании КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Выполнил: Е.А.Мальцева Студент группы ПЗ-30716с Направление «Психолого-педагогическое образование» Профиль «Социальная педагогика» Проверил: к.п.н., доцент Е.А.Легенчук Курган 2017 Содержание: Введение…………………………………………………….……………………2-3 Понятие наркотической зависимости…………………………….…4-5 1.1. Наркомания как вид девиантного поведения……………….…….6-8 1.2. Причины и сущность наркотической зависимости……………….8-11 1.3. Стадии и факторы риска возникновения наркотической зависимости………………………………………………………………….….11-14 Выводы……………………………………………………………………….15 2. Технология профилактики наркомании…………………………….16-21 2.1. Методы и формы работы социального педагога по профилактике наркомании……………………………………………………………………..21-31 Выводы………………………………………………………………….31-32 Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний). В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности. Объект исследования данной работы – наркомания среди несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. Предмет исследования – методы и формы социально-педагогической профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Цель работы – проанализировать сущность профилактики наркомании. В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи: - рассмотреть сущность наркотической зависимости; стадии и факторы риска возникновения зависимости; - выявить причины употребления наркотиков несовершеннолетними; - определить основные методы и формы в работе социального педагога по профилактике наркомании. Методы исследования: -анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме. 1.Понятие наркотической зависимости Наркотик – это любое химическое соединение, которое воздействует на функционирование организма. Злоупотребление наркотиками – это их употребление любым неприемлемым с медицинской и социальной точек зрения образом или приемлемым, но неправильным. Здесь особенно уместно назвать психоактивные наркотики: те, которые воздействуют на организм, вызывая поведенческие изменения, вроде эйфории и галлюцинаций. Использование и зачастую производство многих наркотиков, которыми злоупотребляет большое число людей, запрещено во многих странах, но алкоголь и табак, два наиболее широко распространенных наркотических вещества, вполне законны и легко в США, Великобритании и многих странах Запада. доступны. Однако с тех пор, как была твердо доказана опасность курения, эта привычка сейчас становится все более неприемлемой социально Это общий термин наркомании, включает несколько форм зависимости. Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм привыкает к нему. С увеличением толерантности возрастает количество наркотика, необходимое для оказания на организм прежнего эффекта. Зависимость – это термин, используемый для описания состояния, при котором организм привыкает функционировать под воздействием наркотика. Когда прием наркотика прекращается, наркоман испытывает крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены. Психологическая зависимость, как широко принято думать, является потребностью или компульсивным желаниям продолжать принимать наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или нет. Однако весьма рискованно утверждать, что какой-то наркотик не вызывает физической зависимости. Человек после долгого применения или при специфических обстоятельствах может привязаться к на вид не вызывающему привыкания наркотику. Например, есть свидетельства того, что небольшое привыкание к марихуане после регулярного использования по вечерам в течение многих лет приводит к хронической бессоннице после отмены приема. Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании того, как организм может стать толерантен к психоактивным наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие). Многие психоактивные наркотики химически подобные нейротрансмиттерам – веществам, выделяемым нервными окончаниями при стимулирующем импульсе. Нейротрансмиттеры взаимодействуют с рецепторами – сенсорными нервными окончаниями, которые могут принимать импульсы и реагировать на них. К числу нейротрансмиттеров относятся серотонин и эндорфины. Они контролируют настроение, эмоции и гормональную функцию, а также подавляют боль. Считается, что психоактивные наркотики усиливают воздействие этих естественных нейротрансмиттеров, вызывая повышенную реакцию со стороны рецепторов ("кайф"). Затем обратная связь вызывает меньшее выделение нейротрансмиттера. Если наркотик продолжать принимать, выделение нейротрансмиттера подавляется, так что наркотик больше не улучшает его работу. Для достижения такого же "кайфа" требуется все больше и больше наркотика. Отмена применения наркотика приводит к неприятным физическим последствиям, поскольку выделение естественного нейротрансмиттера не возобновляется в течение нескольких дней, и организм это время вынужден обходиться без наркотика и без нейротрансмиттера. Одни наркотики подавляют нервную активность мозга, другие стимулируют ее, и в этом состоит различие в их психических эффектах. Другие причины различий включают количество принимаемого наркотика, его чистоту и концентрацию, а также то, каким образом он попадает в тело. К числу других факторов относятся психическое и физическое состояние принимающего наркотики, его ожидания и реакция на окружающую обстановку: наркотик может усиливать существующее психичекое состояние или вызывать подавленность. Эффект часто усиливаются, если принимающий наркотики утомлен или голоден. 1.1. Наркомания как вид девиантного поведения. Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Как замечает Я.И.Гилинский: «Уже написаны тысячи томов, посвященных проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это такое»[1,с.40]. Девиантное поведение [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику. Мы подробнее рассмотрим наркоманию как вид девиантного поведения. Итак, одной из формой отклонения в поведении несовершеннолетних является наркомания. За последние годы употребление наркотиков среди несовершеннолетних возросло, распространяется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей. Известно, что большая часть современных подростков хотя бы один раз употребили наркотики. Подростки тянутся к сверстникам, общению, стремятся выйти из под опеки взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно в этом возрасте подверженные влиянию моды, стремясь удовлетворить любопытство и быть взрослым и независимым, они становятся наркоманами. Наркомания, в свою очередь, ведет к преступлению.[4,c.95]. Рассмотрим основные понятия. Наркотики (от греческого narke — оцепенение; narkotikos — приводящий в оцепенение) — это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть. Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями — медицинским, социальным и юридическим. Медицинский — если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения. Социальный — если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость. Юридический — если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране — это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств. В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств. На международном уровне отнесение средств к наркотическим является прерогативой Организации Объединенных Наций. А на национальном — органа, уполномоченного национальным правительством. В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Граждане занимающиеся хранением, распространением наркотических веществ, склоняющих к их употреблению других людей, а также злостно уклоняющиеся от лечения по поводу зависимости от них, подлежат уголовной ответственности. Юридическая ответственность за хранение и распространение нелегальных наркотиков - необходимая и важная мера во всех государствах мира. Нелегальные наркотики практически парализуют психику человека таким образом, что он не в состоянии мыслить, принимать решения, контролировать свое поведение, работать, иметь семью, т.е. жить, как все люди. В связи с такой разрушительной силой эти вещества во всех странах мира признаны противозаконными.[3,c.35] Наркоман - это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности (устойчивости к наркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями. Наркомания (от греческого narke — оцепенение и mania — безумие, восторженность, страсть) — это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения — абстиненции — в случае прекращения их приема. Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркоманической зависимости. 1.2. Причины и сущность наркотической зависимости Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании проявляется общая социальная неудовлетворенность, страх перед неизвестным, а потому - пугающим, боязнь наркомафии, тревога за собственных детей и родственников, эмоциональное впечатление от криминальной статистики, культурно-исторические стереотипы. Все это приводит к резкой социальной реакции отторжения и изгнания наркомана со стороны общества. Эмоциональное отвержение в семье приводит к тому, что наркоман оказывается на краю общества, загнанный туда своими же друзьями, родителями, социальными службами, работодателями. Единственная среда, где наркомана принимают без упреков, агрессии и отторжения и где он может хоть как-то «функционировать», - это среда, в которой господствует культура потребления наркотиков и других психоактивных веществ. «Выдавливание» наркомана из «нормального» общества приговаривает его к жизни в среде, которая в психологическом смысле разрушает его сильнее, чем наркотики, но вне которой наркоман уже не способен существовать. [6. с.135]. Таким образом, формируется особая наркоманская субкультура со своим специфическим образом жизни, системой ценностей, языком, атрибутами, стереотипами, мифами. Примером может послужить такой миф, что наркоман при принятии наркотика испытывает неземное наслаждение. На самом деле это выдумка самого наркомана. Наслушавшись о «наркотическом блаженстве», он создает у себя в мозгу иллюзию, которая вследствие воздействия наркотика и проявляется. Сам наркотик как таковой лишь катализатор выдуманных ощущений. В то же время наркоманская субкультура, втягивая в свою орбиту молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Дело в том, что субкультура «смягчает» восприятие явлений, на которые люди, за пределами субкультуры, смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение. Таким образом, наркоманская субкультура является специфической реакцией на поведение общества по отношению к наркомании, и ее появление и развитие - неизбежный процесс. Анализ содержания и направленности наркоманской субкультуры позволяет говорить о ней как об «антисистеме» и явлении крайне негативном, поскольку она способствует приобщению к наркотикам и закреплению их употребления. [6, с.140]. Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей как права вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам. Наркомания чаще всего является продуктом патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьезных нарушений процесса социализации, что в сочетании с генетическими отклонениями и неблагоприятными условиями среды жизнедеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоактивных веществ. Согласно сведениям, содержащимся в изданиях ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), причины наркомании расположены на четырех уровнях: 1. Биофизиологический уровень: наследственная предрасположенность, влияние генетически передающихся особенностей расового, этнического, морфологического планов, с психофизиологическими особенностями индивида (нехватка энзимов и витаминов, врожденные и приобретенные нарушения метаболизма, эндокринные нарушения, патологии мозга). 2. Индивидуально - психологический уровень: особенности психологии и личного опыта, которые обусловливают неполноценный образ жизни и соответствующую тягу к его компенсации за счет искусственной регуляции психоэмоционального состояния. 3. Микросоциальный уровень: положение в семье, школе, среди сверстников, в молодежной субкультуре, то есть там, где создаются патологические, предрасполагающие к наркомании модели поведения. 4. Макросоциальный уровень: социальные кризисы и другие негативные социальные явления в рамках общества. Период начала употребления психоактивных веществ является ключевым моментом в формировании наркотической зависимости. Нужно отметить, что этот этап постепенно сдвигается к все более раннему возрасту, когда личность ребенка еще не сформирована, неустойчива, очень чувствительна к влиянию внешних факторов, т.е. постоянно действующих условий. [6, с.142]. 1.3. Стадии и факторы риска возникновения наркотической зависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторный, а иногда и однократный прием наркотика в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании — индивидуальную психическую зависимость. Психическая зависимость — болезненное стремление принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости: создание соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляющими наркотиками; начало употребления наркотического средства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия. Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов (например, рвотного при чрезмерной дозировке). Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растет толерантность к наркотику, а следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация. Вторая стадия — физическая зависимость характеризуется непреодолимым, т. е. компульсивным, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, т.е. абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации, сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения (отнятия) наркотика, т.е. абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12—48 ч после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции (называемое ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно — во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром. Синдром лишения у опиатчиков или морфинистов бывает настолько тяжелым, что без новой дозы или медицинской помощи он иногда заканчивается смертью больного. Особенностью абстинентного синдрома у подростков является выраженное психопатоподобное поведение и склонность скрывать абстиненцию. Их постабстинентное состояние проявляется в астении, вялости, раздражительности, утомляемости, склонности к временному раскаянию и самообвинению. На формирование симптомов абстиненции оказывает влияние фармакологический характер наркотического вещества, что имеет большое дифференциально-диагностическое значение. Самым болезненным проявлением физической зависимости является ломка. Но при употреблении некоторых наркотиков ее не бывает. Поэтому многие наркологи убеждены, что психическая зависимость, сопутствующая любой форме наркозависимости, — основное препятствие в преодолении наркомании. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи возвращения к наркотикам даже тех лиц, кто сумел (или был вынужден) их бросить, пройти ломку и много лет воздерживаться от приема наркотиков. От физической зависимости они освободились, а психическая зависимость, по-видимому, стала для них пожизненной. Третья стадия развития наркомании — синдром измененной реактивности — отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычного человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии.[2,c. 62]. В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные (в том числе микросоциальные), психологические и биологические. К социальным факторам относят особенности современной социально-политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики. Психологические факторы включают привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно — страх из-за возможности причинить вред своему здоровью. Но главный психологический фактор, обусловливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотика — это тип акцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации гипертимные, т.е. авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также циклоидные (с проявлением маниакально-депрессивного психоза в легкой форме), лабильные (неустойчивые) и эпилептоидные — со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера и психопатией. Среди биологических факторов приобщения к наркомании особо выделяют следующие: индивидуальную устойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек. Возрастные психологические особенности подросткового периода (склонность к подражательству, подчиняемость, повышенная внушаемость, слабость воли и др.) ускоряют формирование желания употреблять наркотические средства. В приведенной ниже таблице (приложение 1) более системно и наглядно представлены факторы, способствующие наркотизации представителей молодого поколения.[2,c.63]. Выводы: Наркотическая зависимость – это болезнь, которая как раковая опухоль бросает метастазы во все сферы жизни человека зависимого от наркотиков. Если мы на самом деле хотим решить проблемы и снизить бремя наркомании в нашей стране, то: во-первых, нужна качественная первичная профилактика; во-вторых, нужен жесткий контроль за незаконным оборотом наркотиков, и здесь не идёт речь преследования наркопотребителей и вагоны судебных процессов связанных с тем, что задержан бедолага у которого с собой была доза… Нет, речь должна идти о тех, кто на самом деле является наркодилером, тех кто являются заправлялами наркотрафика, тех кто на искалеченных судьбах зарабатывает миллионы; в-третьих, для самих наркопотребителей необходимо развивать сервисы по профилактике, качественному лечению, реабилитации и психосоциальной поддержке. Внедрять альтернативу заключения, для того, что бы за незначительное правонарушение, которое было инициировано наркотической зависимостью, человек имел право выбора, отмотать срок, либо пройти курс профессиональной помощи и покончить с причиной всех своих бед! 2. Технология профилактики наркомании Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Доказано действенность антинаркотического воспитания, основанного на использовании различных форм профилактической работы с молодежью по предупреждению наркомании. Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Для успешного проведения антинаркотической профилактики необходимо выделить основные компоненты характеристики образа жизни людей, страдающих наркоманией. В качестве основных причин потребления наркотиков выделяют следующие группы факторов. Социально-психологические: неблагополучная семья (криминализованная обстановка, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания и ухода за детьми, а также эмоционального контакта); неудовлетворительная социальная ситуация развития ребенка (проблемы взаимоотношений в микросоциуме, социальная дезадаптированность); психологические особенности личности (волевые, моральные проблемы, погоня за развлечениями, авантюризм, избыточный конформизм, возбудимость, неустойчивость поведения). Конституционально-психологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями. Эпидемиологические и культурные: распространенность алкоголизма, наркомании и токсикоманий в обществе, соответствующие традиции в семье, местности, регионе, стране. Возможные мотивы потребления наркотических средств. Социальные мотивы: желание занять место в группе сверстников и соответствовать принятым в ней нормам; подражание друзьям; подчинение угрозам, давлению со стороны наркодилеров; стремление поддержать субкультурную «традицию». Индивидуальные мотивы: любопытство; стремление получить удовольствие (физическое, психологическое); нейтрализация отрицательных эмоций; стремление выйти из состояния скуки, бездействия или усилить эффективность своей деятельности. Патологические (болезненные) мотивы: мотивы ухода (назло себе, взрослым); потеря смысла жизни, протест, ощущение себя лишним в жизни; поведение, обусловленное психическими расстройствами; биологическая потребность на стадии физической зависимости от психоактивного вещества. Наркомания— тяжелое психическое заболевание, лечение которого малоэффективно. Однако, судя по обзору литературы, основное внимание авторы уделяют вопросам лечения всех форм наркотизма, изучению действия психологически активных веществ и последствиям их употребления, а не предупреждению наркотизации. Излечивают от наркомании 1—2 человека из 100 наркозависимых. В жизни остальных 98 — 99 % прошедших лечение наркоманов наркотики рано или поздно появляются вновь. Поэтому не стоит строить иллюзий о возможности эффективного лечения и реабилитации наркоманов. Главной профилактической мерой должно стать знание правды о последствиях употребления наркотиков, в том числе алкоголя и табака. К сожалению, профилактика любых форм наркозависимости весьма слабо представлена в плане гигиенического просвещения и воспитания детей и молодежи, несмотря на то, что мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств в предотвращение этого разрушительного явления, нежели в устранение его последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика — это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ. Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д. Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги. Задачи первичной профилактики. 1. Создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к наркотикам ; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей). 2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям). 3. Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; сформировать группы лидеров-родителей). 4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по выявлению группы риска). Вторичная профилактика ориентирована на труппу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых ПАВ (подростки с явлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики — раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики — не опоздать с принятием оздоровительных мер, т.е. предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого интоксиканта. Задачи вторичной профилактики. 1. Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними). 2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.). 3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми). Третичная профилактика — это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Ее цель — предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при очень твердом намерении больного побороть свой недуг. Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна. Задачи третичной профилактики. 1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики). 2. Создание групп взаимопомощи. 3. Взаимодействие с группой «Анонимные наркоманы». 2.1. Методы и формы работы социального педагога по профилактике наркомании. Рассмотрим понятие профилактика наркомании. Профилактика наркомании - это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информации и к специализированным службам помощи; помощи в приобретении жизненных навыков. До настоящего времени вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись антинаркотическая профилактика, не нашел однозначного ответа [9,с. 25]. Старания учителей, психологов, социальных педагогов недостаточны в силу их низкой осведомленности о причинах наркотизации подрастающего поколения, а также в силу того, что практически отсутствуют адаптированные научно-обоснованные программы первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи в условиях общеобразовательной школы. Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально - психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков. По мнению Кокина В.И профилактика злоупотребления наркотиками - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: