- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012272 |
Тема: | Особенности представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста |
Содержание
4 оглавление Введение Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФормированиЯ представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста 1.1.Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов 1.2. Формирование гендерной культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного этикета 1.3. Методы и приемы по формированию эталона поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста Выводы по главе 1 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФормированиЮ представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей СТАРШЕГО дошкольного возраста 2.1. Структура и содержание экспериментального этапа исследования 2.2. Содержание и анализ констатирующего этапа 2.3. Методические рекомендации по формированию представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей старшего дошкольного возраста Выводы по главе 2 Заключение Список литературы Приложения Введение Актуальность исследования. На современном этапе применяется гендерный подход с целью решения теоретических и практических вопросовпри воспитании и обучении дошкольников.Анализируются различные модели гендерного воспитания девочек и мальчиков их применения в ДОУ, социальном обществе и в семье. Развитие гендерных исследований в педагогике, являютсяодним из составляющих оптимизации образовательной и воспитательной деятельности, которые находятся в постоянном поиске новых теоретико-методологических аспектов и механизмов влияния на социализацию и коммуникацию личности. Анализ исследований в изменениях системы гендерных представлений у детей показал об необходимости внедрения гендерного подхода в процессе обучения и воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Подтверждение возможности педагогического влияния на идентичность девочек и мальчиков в современной системе подтверждает необходимость разработки и внедрения концепции и модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста. К авторам, которые описывали гендерное воспитание можно отнести: Н.М. Борытко, А.О. Мудрик, Л.И. Столярчук, М.А. Радзивилова, Л.В. Штылеваи другие. Межличностные отношения детей дошкольного возраста исследовались: Т.В.Антонова, Л.П.Бухтиарова, Р.А. Иванова, Л.А.Кричевский, В.С. Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, С. Л. Рубинштейн и другие. Особенностям взаимодействия и взаимоотношений с одногодками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А.Н. Веракса, Н.В.Куницына, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др. Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения. Объект исследования: процесс формирование представлений об эталонах поведения и гендерного этикета в ДОУ. Предмет исследования: эталон поведения и гендерный этикет у дошкольников. Цель исследования – определить особенности представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста. Основные задачи исследования: 1. Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу отечественных и зарубежных авторов 2. Определить формирование гендерной культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного этикета 3. Выделить методы и приемы по формированию эталона поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста 4. Проанализировать экспериментальноеисследование 5. Предложить методические рекомендации по формированию представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: - беседа с ребенком (А.М. Щетининой, О.И. Ивановой); - психодиагностическая методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», - наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцевой). База исследования:МБДОУ 89 «Теремок»г. Симферополь, пер. Заводской, 50 В исследовании принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста (12 девочек и 8 мальчиков). Практическое значение исследования заключается вопределении и формированиипредставлений об эталонах поведения и гендерного этикета старших дошкольниковдетей и предложения методических рекомендаций, которые могут бытьиспользована в практике работы дошкольных учреждений. Структура работы состоит из: введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы, приложений. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФормированиЯ представлений об эталонах поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени сформированности. Неравномерность развития познавательных процессов является отличительной чертой дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это возраст развития тех качеств, которые обеспечивают успешную адаптацию ребенка к школьной жизни. В аспекте изучаемой проблемы дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также познавательной направленности. В дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения. Сверстник в дошкольномвозрасте начинает играть роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. С освоением социальных ролей и, в частности, с освоением полоролевой идентификации связано моральное развитие детей. В его исследовании было установлено, что дошкольники в сравнении с младшими школьниками более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения. При этом оказалось, что мальчики более нетерпимы к нарушениям полоролевого поведения у мальчиков, чем у девочек. Причем для детей более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли. С.В. Петеринакультуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видахдеятельности". Здесь, под термином "культура поведения" мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты: - культура деятельности, - культура общения, - культурно-гигиенические навыки и привычки. Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Развитие новой отрасли педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности. Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [2]. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте. Анализ изменений в системе гендерных представлений у детей показал необходимость внедрения гендерного подхода в процесс воспитания мальчиков/девочек в дошкольных образовательных учреждениях. Обоснование возможности педагогического влияния (воздействия) на идентичность девочек и мальчиков в современной ситуации потребовало разработки концепции и модели гендерного воспитания дошкольников. Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения [5]. Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста. Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [1, 15]. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. М.А. Радзивиловаотмечает, что гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения [22]. Теоретическое обоснование содержания гендерного воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. Концепция, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать современные данные различных наук о гендере и разработать модель гендерного воспитания дошкольников. Концепция гендерного воспитания дошкольников включает следующие составляющие: 1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки; 2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию; 3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения). Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений. Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли: – создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства; – реализация парциальных программ гендерного воспитания; – разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания; – профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности; – информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки. Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством мы понимаем педагогизированную среду воспитания личности, дающую возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Таким образом, для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует: – дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ? к самообслуживанию); – организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности; – снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств; – создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки; – создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями); – привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола. 1.2. Формирование гендерной культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного этикета Формирование гендерного воспитания в детском саду обеспечит овладение детьми культурной в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Именно гендерное воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему. Педагоги ДОУ считают, что очень важно начинать эту работу как можно раньше, так как представления детей к женскому или мужскому полу ещё не устойчивы. Дети часто считают, что пол можно изменить (если коротко постричь девочку, важно в работе с воспитанниками предупредить появление ложных стереотипов и в процессе общения создавать привлекательные образы для мальчиков и девочек. Поэтому в развитие и воспитание девочек и мальчиков включают дифференцированный подход. Приказ МО и науки РФ №655 определяет ориентированность образовательной области «Социализация» на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включая детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - Развитие игровой деятельности детей; - Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными); - Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространённых в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Гендерная культура предполагает: - Формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера. Раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек. - Формирование представлений о мужском и женском достоинстве. Для реализации целевых установок необходимо решать следующие задачи. Развитие умений соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и своё собственное. Формирование представлений о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности. Формирование основ гуманного отношения к взрослому, сверстникам своего и противоположного пола. Развитие понимания партнерского характера жизни в семье и ДОУ. Развитие у детей интереса к культуре и традициям русского народа. Для реализации поставленных задач, необходимо создать правильную пространственно-предметную развивающую среду которая выступает условием гендерного воспитания ребёнка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа. При построении предметно - развивающей среды необходимо учитывать традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки, но и привносить утраченные. Важно предусмотреть расширение «горизонтального» и «вертикального» игрового пространства группы для полноценного психического развития. Таблица 1.1. Этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения Этапы работы Дети Педагоги Родители 1. Диагности-ческий Интервьюирование Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера Анкетирование Цель: определение уровня знаний в области гендера Анкетирование Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера 2. Формирующий На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия;индивидуальные беседы. Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум Общее установочноесобрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол.распространение буклетов, устный журнал с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации 3. Заключи-тельный Интервьюирование Анкетирование Анкетирование Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации. Три этапа формирования гендерной принадлежности и идентичности. 1 этап. Младший дошкольный возраст 3-5лет «Мальчики и девочки – кто они?» Дать детям представления о том, что все люди делятся на мальчиков и девочек, имеют имя и возраст, отличаются друг от друга внешним видом, особенными признаками поведения и внутренними качествами. Учить определять различия во внешних характеристиках представителей мужского и женского пола (в одежде, строение тела, звучании голоса и т.д.) , особенности игровых интересов Дети получают представления о нравственных качествах, характерных для того или иного пола (девочки — мягкие, нежные, заботливые и т.д.; мальчики сильные, выносливые, умелые и т.д. Дети знакомятся с правилами поведения, формируют способность переносить полученные знания ситуации жизнедеятельности. Дети узнают о том, что мечты мальчиков и девочек — разные. Мальчики мечтают о подвигах, о путешествиях, о том какими сильными и смелыми они станут, когда вырастут. Девочки часто мечтают о том, какими они будут красивыми, добрыми и заботливыми женщинами и мамами. Детей знакомят с названием страны, города и улицы, на которой они живут, а также с русскими традициями воспитания мальчиков и девочек. Дети должны знать членов своей семьи и называть их по именам, знать свои обязанности в семье и детском саду. Были проведены индивидуальные беседы с детьми: «Я — мальчик. Я – девочка», «Мужской и женский мир». Была подобранна фонотека «Узнай по голосу». Созданы наглядные пособия «Назови, чьи вещи», «Наше тело». «Сундучок русской хозяюшки». Рисуночные упражнения: «Моя семья», «Рисунок женщины (мужчины) ». «Хороший мальчик/плохой мальчик», «Хорошая девочка/плохая девочка». Использовались дидактические игры: «Кто что делает?», «Наши причёски». Подвижные игры «Надень и попляши», «Голубка». Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «У нас гости», «Переезжаем на новую квартиру». 2 этап. Старший возраст 5-6 лет «Маленькие умельцы и умелицы» Детей знакомят с основными особенностями мужской и женской работы (мужская работа – трудная, тяжёлая, требующая выносливости, решительности, смелости; условиями выполнения женской работы традиционно являются кропотливость, терпение, аккуратность) . Мужчины чаще работают военными, летчиками, моряками, строителями и др. Женщины чаще работают учителями, воспитателями, медсёстрами, парикмахерами, секретарями и т.д. У дошкольников развивают интерес к мужским и женским профессиям, понимание их ценности в обществе. У мальчиков формируются функциональные действия с простыми столярными инструментами (молотком, пилой, рубанком и т.д.) и понимание полезности данных видов деятельности в доме, в саду и огороде. У девочек формируются функциональные действия, связанные с домашней работой. Дошкольников знакомят с обычаями и традициями трудового воспитания, принятыми в русской культуре. Были изготовлены пособия «Мужские и женские профессии»«Коса – девичья краса) , «Домом жить – обо всём тужить», «Модницы», «Рыцари, богатыри, викинги», «Упражнения: «Мальчики должны уметь…», «В моей семье мама и папа…», 3 этап. Подготовительный к школе возраст 6-7 лет «Мужской и женский этикет» Мальчиков и девочек учат оценивать своё поведение и сверстников в соответствии с эталонами культурного поведения, принятыми в обществе, также формировать представление об этических нормах общения вне зависимости от пола. Продолжать знакомить с искусством хороших манер. Учить детей соотносить себя с идеалами мужественности и женственности стремится им соответствовать, уважительно относится к другому полу, вступать с представителями другого пола в партнёрские отношения, с уважение относится к представителям разных поколений, в том числе старшего поколения, гордится ими и проявлять заботу о них. Проводились символические игры: «Кто живёт в сердце мальчика (девочки) », «Я хочу быть», «Представь», «Колечко», «Путаница». Составлялась генеалогическая цепочка. Русские народные игры: «Царевна-королевна», «В хороводе были мы». Коммуникативные игры: «Ты самый, самый!», «Новое имя», «Мне нравится (не нравится) в себе». Модель образовательного пространства по полоролевому воспитанию дошкольников: - Знакомство воспитателей с теоритическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями воспитания и обучения ? Теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами. - Пропаганда педагогических знаний для родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе ? Консультативный материал для родителей. - Построение развивающей среды ? Организация предметно-развивающей среды. - Построение модели педагогического процесса ? Практический материал по организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с учётом особенностей пола. Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная константность (устойчивость) : дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка. Формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду, как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают «немужское» поведение, но не поощряют мужское. В совместной образовательной деятельности воспитатели используют три типа мотивации: - личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры) - общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том случае, если воспитатель сумеет убедить девочку и мальчика, что без их помощи ей не обойтись) - игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения). Технология гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста включает в себя: Средства: игры; народные сказки, пословицы; колыбельные песни Методы: игры; познавательно – развивающие этические беседы; проблемные ситуации; схемы – действия. Формы: - игровая деятельность; экспериментальная; проблемно – поисковая. Рассмотрим каждый тип мотивации: Мотивация личной заинтересованности стимулирует детей к деятельности, потому что девочкам и мальчикам предлагается сделать что-нибудь для себя; для игры, в подарок родным или близким, обязательным условием является право ребёнка на продукт его деятельности. Пример: Предложить сделать снеговика и снежную бабу – атрибуты одежды мальчика (шляпа, галстук, шорты) и девочки (платок, бусы, юбку) Мотивация взаимодействия со взрослым эффективно стимулирует детей к деятельности только в том случае, если педагог сумеет убедить девочек и мальчиков, что без их помощи он не сможет выполнить ту или иную работу: рассортировать овощи и фрукты; определить какие виды транспорта изображены на картинке и т. д. Пример: Помочь девочке мальчику навести порядок в шкафу; разложить овощи – мальчикам, фрукты – девочкам и др. Игровая мотивация эффективно стимулирует девочек и мальчиков к деятельности только в том случае, если в содержание игровой мотивации включены способы построения сюжетно-ролевой игры данного возраста. Обучая девочек и мальчиков 3-4 лет, педагоги использую игровую мотивацию, с учётом развития игровых действий детей, а также с прямым включением игровых действий в процесс обучения: нарисовал мальчик дорогу, а затем проехал по ней на маленькой машинке и т. д., слепила девочка печенье из пластилина «покормила» куклу, зайку и т. д. Таким образом, на каждом возрастном этапе вслед за изменением способа сюжетно-ролевой игры меняется и игровая мотивация: (одушевлять игровой персонаж – выступает в роли партнёра; использование различных сюжетов- переход от предметных действий к ролевому поведению, «превращение» предметы-заместители). 1.3. Методы и приемы по формированию эталона поведения и гендерного этикета детей дошкольного возраста Реализация комплексных («Детство», «Истоки») и парциальных программ воспитания (С.А. Козловой «Я – человек», Н.Е. Татаринцевой «Мир мальчика и девочки», Л.В. Коломийченко «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста», И.П. Шелухина «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста» и др.) предполагает знание имеющихся программ и написание собственных, построенных в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП ДО, 2009), отражающих основные направления приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, требующими применения гендерного подхода в дошкольном образовании [4]. В условиях реализации ФГТ Российской Федерации к дошкольному образованию все более востребованной становится разработка методик гендерного воспитания девочек и мальчиков, способствующих формированию гендерной идентичности (гендерной принадлежности). Внедрение методики гендерного воспитания дошкольников в педагогическую практику дошкольных образовательных учреждений позволили эффективно реализовать содержание гендерного воспитания в целостном педагогическом процессе, способствуя успешному овладению социальными ролями, культурой взаимоотношений гендеров, формированию готовности к партнерским, дружеским взаимоотношениям со взрослыми, сверстниками своего и другого пола, развитию способности противостоять негативным явлениям гендерной социализации. Это позволило включить гендерную социализацию мальчиков и девочек дошкольного возраста в сферу педагогического влияния. Методика гендерного воспитания дошкольников, разработанная нами в ходе исследования, включает систему педагогических ситуаций. Под педагогическими ситуациями мы понимаем «совокупность условий и обстоятельств» [1], которые требуют от педагога принятия решения, в основе которого лежат понимание и доверие. «Организация» типичных педагогических ситуаций способствовала накоплению ребенком позитивного гендерного опыта, усвоение культуры поведения («Мужской и женский этикет», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Здравствуйте, пожалуйста!» и т.д.). «Структурирование» педагогических ситуаций предполагало решение проблемных педагогических ситуаций девочками/девушками и мальчиками/юношами, проявлению индивидуальности девочки/мальчика в игровой деятельности и жизненных ситуациях в ходе гендерной социализации. «Упорядочение» педагогических ситуаций гендерной социализации – оказание индивидуальной помощи мальчикам и девочкам в реальных жизненных ситуациях («Речевой этикет», «Не хочу/не буду» и т.д.). Изучая взаимоотношения между детьми, психологи обычно используют несколько методов. Одним из важнейших методов изучения личности и межличностных отношений является наблюдение за свободным поведением и общением детей. Наблюдение - один из основных эмпирических методов исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Экспериментальное исследование межличностных отношений осуществляется социальной психологией с помощью специальных методик: социометрическая методика, рефентометрический метод, методы исследования личности. Социометрическая методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы [ с. 365]. Основой проведения социометрического опроса является вопросник, который составляется в соответствии с конкретными условиями исследования межличностных отношений. Методы исследования личности – совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т.п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические) [ с.181]. Методика обучения дошкольников правилам современного этикета включает в себя: 1.Воспитание культуры внешнего вида. 2.Обучение правилам речевого этикета. 3. Обучение правилам разговора по телефону. 3. Обучение правилам поведения в общественных местах. 4. Обучение правилам столового и гостевого этикета. 5. Обучение правилам семейного этикета. 6. Обучение правилам этикета межличностных отношений. Мы формируем этикетное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, т.е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Мальчики играли на участке в снежки и попали девочке в лицо, та расплакалась. Как лучше отреагировать воспитателю? Наказать виновников? Пожалеть девочку? Сделать вид, что не заметил? Воспитатель предложил детям почитать; все расселись вокруг него, но одна девочка осталась стоять: ей не хватило стула. Для чего воспитатель создал такую ситуацию? Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка. Для воспитания этикетного поведения необходим ряд условий. Во-первых, позитивный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение воспитателя и воспитанников. Нельзя забыть или обидеть кого-либо из воспитанников. Для позитивного настроя воспитатель обращается к детям по именам, доброжелательно и ласково, высказывает похвалу, дарит призы, применяет разные увлекательные для детей способы обучения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Принципы воспитания: воспитываем детей в процессе их деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, при единстве требований воспитателя и родителей. Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций. Способы педагогического воздействия на детей разнообразны. Среди тех, что используются при обучении детей правилам этикета, выделим основные: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, поощрение и наказание. Детям дается определенный образец поведения, например, за столом правильно держать столовые приборы, в разговоре со старшими или ровесниками внимательно слушать собеседника и смотреть ему в лицо. Приучая к соблюдению правила, следует не только его показать, но и контролировать точность и неукоснительность его выполнения. В упражнении многократно повторяется то или иное действие, например правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов. Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет. Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой. Поощрение осуществляется различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага. Важным условием воспитания этикетного повед....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Педагогические условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Теоретические основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
- Теретическое обоснование развития количественных представлений у детей дошкольного возраста