- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности правового регулирования охраны труда
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006898 |
Тема: | Особенности правового регулирования охраны труда |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет__________ Кафедра___________ Утверждена распоряжением филиала от « »______________ _______ Допущена к защите « »________ _____ Зав.кафедрой _________________ __________________ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Особенности правового регулирования охраны труда: сравнительно-правовой анализ Российского и зарубежного законодательства: актуальные проблемы, теория и практика Рецензенты: Выполнила: _______________________ ____________________ _______________________ студентка _курса____группы специальность_____________ Нормоконтролер: заочной формы обучения ________________________ ________________ (подпись) ________________________ Научный руководитель: _________________________ ________________________ _________________________ _________________________ Дата защиты: « __» ___________ ________ ___________________(подпись) Оценка __________________ Пятигорск, 2017 г. Содержание с. Введение 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА Общая характеристика законодательства об охране труда Особенности и виды правовых норм сферы регулирования охраны труда в Российском и зарубежном законодательстве Основные черты законодательства в сфере охраны труда России и зарубежных странах 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА Особенности системы правового регулирования охраны труда в России и зарубежных странах Федеральное и региональное законодательство в сфере охраны труда в России и зарубежных странах Механизмы совершенствования правового регулирования охраны труда в современных условиях Заключение Список используемых источников ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Охрана труда является важнейшим элементом социальной политики современного мира. Без соблюдения законов и мероприятий по охране труда невозможно эффективное развитие производства в стране. За прошедшие годы в России значительно улучшилась ситуация с охраной труда на предприятиях, но всё равно остаётся высоким уровень травматизма. Поэтому будет полезным обратить внимание на охрану труда в зарубежных странах. На современном рубеже становления общества улучшение законодательства об охране труда принимает особенную актуальность. Это связано с модернизацией производства во всех государствах мира, что сопровождается не только принципиально новыми технологическими возможностями, но и увеличением угроз и рисков для жизнедеятельности людей в различных сферах труда. Одним из приоритетных направлений работы Правительства РФ в сбережении здоровья людей считается внедрение программ замещения трудящихся пространств с вредными условиями труда. Целью данных программ считается разработка и осуществление мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, организации безопасного труда, сокращению производственного травматизма и уровня профессиональной заболеваемости с тем, чтобы сохранить жизнь и здоровье людей при осуществлении ими трудовой деятельности. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Правительство РФ должно внедрять программы замещения рабочих мест с вредными условиями труда, обеспечивая разработку и планомерное воплощение событий («дорожной карты») на этап до 2020 года, нацеленных на совершенствование критерий труда на трудящихся пространствах, компанию неопасного труда, уменьшение производственного травматизма и уровня профессиональной заболеваемости с целью сохранения жизни и здоровья людей при осуществлении ими трудовой деятельности. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. внедрение программ замещения трудящихся пространств с вредными условиями труда было определено как одно из приоритетных направлений работы Правительства РФ в сбережении здоровья людей . Не только в РФ, но и в других государствах охрана труда является важнейшей задачей вышестоящих органов. В последнее время активизировалось участие государств и их субъектов в решении многогранных проблем охраны труда. Почти всеми государствами и субъектами приняты законы об охране труда, положения о территориальной системе управления службой охраны труда, нормативные акты и программы мер по улучшению условий и охраны труда. Большая работа проводится в организациях, вводятся новые технические средства коллективной защиты, разрабатываются новые модели систем управления охраной труда. Вопросы развития и дальнейшего совершенствования охраны труда являются предметом ежегодных докладов МОТ к Всемирному дню охраны труда, что, свидетельствует о важности и актуальности поставленной проблемы и необходимости учета последних тенденций в развитии международных стандартов по охране труда. В качестве основных приоритетов и направлений сотрудничества МОТ с различными отдельными странами обозначаются обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты. Об актуальности выбранной темы свидетельствует активная ратификация РФ конвенций МОТ, посвященных вопросам охраны труда, в 2010-2013 гг.: Конвенции МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», Конвенции МОТ № 174 «О предотвращении крупных производственных аварий», Конвенции МОТ № 176 «О безопасности и гигиене труда на шахтах». В настоящее время происходит формирование новой целостной концепции обеспечения здоровых и безопасных условий труда, проявляется внимание к опыту принятия и действия в ряде стран комплексных законов о территориальной системе управления охраной труда, нормативные акты и программы мер по улучшению условий и охраны труда. Большая работа проводится в организациях, вводятся новые технические средства коллективной защиты, разрабатываются новые модели систем управления охраной труда. Накопленный иностранными государствами как положительный, так и отрицательный опыт правового регулирования охраны труда может быть использован в российской практике. На современном этапе Россия не может позволить себе поиск оптимального правового регулирования охраны труда путем бесчисленных проб и ошибок. Мы не допускаем того, чтобы просто копировать и переносить зарубежный опыт в нашу страну, понимаем, что такое просто невозможно из-за разности правовых систем, а необходимо критическое изучение как положительного, так и отрицательного опыта и выбрать все то, что можно применить в отечественной практике. В связи с этим особую ценность приобретают сравнительно-правовые исследования российского и зарубежного правового регулирования охраны труда, которые имеют существенное значение не только для достижения теоретических, но и практических целей. Сравнительное изучение правового регулирования охраны труда позволяет избежать национальной правовой изоляции и в определенной мере способствует предотвращению многих ошибок в процессе реформирования данной сферы в Российской Федерации. К сожалению, фундаментального сравнительно-правового исследования отечественного и зарубежного опыта правового регулирования охраны труда в нашей стране нет. В этих целях нами осуществлен сравнительно-правовой анализ правового регулирования охраны труда в России, США и Франции. Выбор нами законодательства данных государств обусловлен следующими причинами. Законодательство США в сфере охраны труда являются наиболее подробным, детализированным и открытым по сравнению с аналогичным законодательством других государств. А французское трудовое законодательство относится к той же модели регулирования трудовых отношений, что и российское – континентальной, соответственно, трудовое законодательство Франции ближе к российскому. И еще, что немаловажно, Франция и США экономически и социально являются одними из ведущих стран, сравнение с которыми позволит выделить пути для возможного совершенствования российского законодательства и спрогнозировать изменения в национальном законодательстве на ближайшие годы. В своей совокупности сравнительно-правовой анализ законодательства этих государств, по нашему мнению, позволит выявить общее и особенное в правовом регулировании охраны труда в отечественном и зарубежном законодательстве, а также поможет определить основные тенденции в его развитии. Нельзя забывать, что использование зарубежного опыта требует учета не только юридических норм, моделей, но и условий правовых систем, в которых они существуют и реализуются. Необходимо понимание того, насколько эти условия, правовые системы сравнимы с конкретным государством и являются подходящими для применения заимствуемых образцов. Степень разработанности проблемы. Вопросам охраны труда традиционно уделялось большое внимание как в науке трудового права, так и в науках конституционного права, административного права, уголовного права, в экономических науках по различным научным специальностям и в технических науках, что свидетельствует о повышении внимания со стороны ученых разных наук к вопросам обеспечения безопасных и здоровых условий труда. В последнее время возрастает интерес к сравнительно-правовым исследованиям в сфере труда, анализируются отдельные правовые институты зарубежных стран. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе реализации правовых норм по охране труда. Предмет исследования - теоретические и практические вопросы правового регулирования охраны труда в России, США и Франции. Целью нашего исследования является сравнительно-правовой анализ теоретических аспектов законодательств об охране труда РФ, США и Франции для разработки предложений, направленных на совершенствование трудового законодательства. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: 1) рассмотреть сущность, систему и источники законодательства об охране труда; 2) раскрыть особенности и виды правовых норм охраны труда в законодательствах сравниваемых стран; 3) проанализировать содержание законодательства о трудовом праве в России и зарубежных странах; 4) провести сравнительный анализ системы правового регулирования охраны труда в России и зарубежных странах; 5) определить общее и особенное в федеральном и региональном законодательстве об охране труда РФ и зарубежных стран; 6) определить механизмы совершенствования законодательного регулирования охраны труда в современных условиях. Гипотеза исследования состоит в следующем: охрана труда в современном российском обществе организована не самым лучшим образом. Не везде и не всегда выполняются правовые нормы, предписанные законодательством. Да и само законодательство требует определенных поправок. Мы предполагаем, что сравнительно-правовой анализ законодательства об охране труда РФ и зарубежных стран позволит выявить достоинства и недостатки отечественного законодательства об охране труда и использовать положительный опыт иностранных государств в правовом регулировании охраны труда в нашей стране. Методологической основой исследования является сравнительно-правовой анализ законодательства об охране труда, который представляет собой один из важнейших методов юридической науки, позволяющий выявить общие закономерности правового развития государства с целью теоретического осмысления различных правовых явлений, а также необходимости решения практических задач, стоящих не только перед национальными системами, но и перед международным сообществом. В процессе работы были также использованы различные методы научного познания, определенные целью и задачами исследования: общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах всеобщей взаимосвязи явлений, развития, системности, а также формально-юридический и историко-правовой методы познания. Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное и системное теоретическое исследование проблем, специально посвященных сравнительно-правовому анализу законодательства об охране труда Российской Федерации и зарубежных стран в современных социально-экономических условиях. Сравнительное изучение законодательства об охране труда РФ и зарубежных стран позволило сформулировать содержащие элементы новизны положения, выносимые на защиту: 1.Выявлены общие черты в законодательном регулировании охраны труда в РФ, США и Франции, которое: #осуществляется с целью сохранения жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности; #содержит международные, федеральные и региональные нормы; #включает законодательные акты общего действия и законы, относящиеся к отдельным сферам и категориям работников; #предусматривает обеспечение контроля (надзора) за соблюдением охраны труда специально созданной системой органов. 2.В современном развитии законодательства об охране труда в РФ выделяются следующие основные особенности, отличающие его от законодательства США и Франции: наличие конституционно закрепленных положений об осуществлении государством охраны труда и о праве на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; неуклонное увеличение количества ратифицируемых международных актов, касающихся охраны труда; включение основной правовой регламентации охраны труда в кодифицированный законодательный акт – Трудовой кодекс РФ в качестве одного из его разделов; принятие в большинстве субъектов РФ комплексных региональных законов об охране труда; постоянное совершенствование федерального и регионального законодательства и механизма его реализации, а также многоуровневую систему актов социального партнерства и обширный комплекс локальных актов. В США в отличие от РФ законодательное регулирование охраны труда происходит в рамках единого акта об охране труда общей сферы действия, а также комплекса специальных актов об охране труда особых категорий работников и в отдельных отраслях, принятых на федеральном и региональном уровнях, дополняемый механизмом реализации, свойственным англо-саксонской системе права. 3. Обосновывается новая классификация норм законодательства об охране труда: #трудоправовые нормы, непосредственно содержащиеся в институте охраны труда (нормы, регламентирующие общие положения об охране труда, требования охраны труда, организацию охраны труда, обеспечение прав работников на охрану труда, порядок расследования и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний); #трудоправовые нормы об охране труда отдельных категорий работников, в отдельных отраслях, в случаях особых рисков и смежные с различными институтами трудового права (о трудовом договоре, рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, гарантиях и компенсациях, профессиональной подготовке и дополнительном профессиональном образовании, защите трудовых прав и свобод); #нормы об охране труда межотраслевого характера (о возмещении вреда при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; о контроле (надзоре) за охраной труда; об ответственности за нарушения охраны труда; о финансировании охраны труда; о межгосударственном сотрудничестве в сфере охраны труда). 4. В современных условиях глобализации и продвижения к достойному труду на межгосударственном уровне предлагается заключить соглашение между РФ и США, а также РФ и Франции о сотрудничестве в социально-трудовой сфере путем проведения совместных мероприятий по осуществлению научных исследований и обучению в сфере охраны труда, обеспечению безопасности и гигиены труда и производственной среды для предотвращения новых профессиональных рисков, а также осуществлению мониторинга причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организациях, созданных совместно сторонами соглашения. Теоретической основой нашего исследования являются труды таких признанных отечественных исследователей права, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, С.В. Поленина, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Б.А. Страшун и др. Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования трудового законодательства Российской Федерации и, прежде всего, при разработке соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к законодательству об охране труда Российской Федерации и дополняющих его систему, терминологию и конкретные нормы. Положения данного исследования могут быть использованы в правоприменительной деятельности, а также при изучении института охраны труда в рамках курса трудового права в юридических вузах и проведении дальнейших научных исследований. Структура диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА Общая характеристика законодательства об охране труда Для обеспечения защищенности человека в производственных условиях в каждой развитой стране функционирует законодательство в области охраны труда. Служба охраны труда — система обеспечения защищенности жизни и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие события. Понятие охраны труда по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутую цепь системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т.е. эта система содержит в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на образование условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В процессе исторического формирования законодательства об охране в РФ применялась разная терминология, обозначающая главные правовые категории рассматриваемого института. Так, Кодекс законов о труде, принятый в 1918 году использовал термины «охрана здоровья», «охрана жизни» и «охрана труда». Кодекс законов о труде РСФСР от 1922 года наряду с вышеприведенными понятиями упоминал термины «профессиональная гигиена», «фабричная санитария» и «техника безопасности», все-таки отдавая предпочтение термину «охрана труда». Кодекс законов о труде, принятый в 1971 году, 3 в ст.2 закреплял право на здоровые и безопасные условия труда (в ред.1992 г. - право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены), а также требование создавать на всех предприятиях, учреждениях и организациях здоровые и безопасные условия труда (ст.139 КЗоТ 1971 года). В различных статьях КЗоТ и наименовании главы Х использовался термин «охрана труда». Согласно ст.37 Конституции РФ 1993 г. «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Это положение конкретизировано в ст.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ1, где указано, что одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. При этом ст.219 ТК РФ закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Приведенные законодательные положения говорят о закреплении охраны труда как личного права человека, которое обосновано социальным характером страны, политическое направление которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих заслуживающую жизнь и свободное становление человека, что в согласовании со ст.7 Конституции РФ исполняется, в что количестве, при помощи охраны труда и самочувствия людей. Указанный подход ориентирует на рассмотрение охраны труда как составной части социальной политики, проводимой государством на основании конституционно-правовых норм. По мнению современных исследователей охраны труда, в трудовом праве ее социальный характер проявляется в том, что несоблюдение элементарных правил охраны труда из проблем отдельной организации может стать общественной проблемой; охрана труда имеет непосредственное значение для значительной части общества; от состояния института охраны труда зависит стабильность в обществе; регулирование вопросов охраны труда непосредственно влияет на демографическую политику. Анализируя представленные выше законодательные положения, можно выделить два понятия, используемые российским законодателем – «безопасность и гигиена труда» и «охрана труда». Однако употребление данных терминов не обосновывается законодателем, и они используются в качестве синонимов. Нельзя отождествлять понятие охраны труда с техникой безопасности или гигиены труда, которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — эта система, а обстоятельства труда, техника безопасности, производственная санитария и т.д. являются ее составляющими. С.Ю. Головин считает, что употребление названия одного и того же понятия по-разному снижает уровень формальной определенности нормативных актов и в целом противоречит требованиям законодательной техники. Если обратиться к Трудовому кодексу РФ (статья 209), то в нем охрана труда определяется как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Применительно к системе правовых событий стоит обозначить, что трудовое законодательство буквально всех государств нацелено на заключение вопросов охраны труда: воспрещение переводов на иную работу без согласия сотрудника, запрещение увольнений по инициативе администрации, регулировка рабочего времени и времени развлечений (например, запрещение сверхурочных работ) - все эти и иные положения законодательства сохраняют трудовые права трудящихся и служащих. Наряду с существующими нормами законодательства, нацеленными именно на регулирование планирования и организации труда на производстве, устанавливающие право на здоровые и безвредные обстоятельства труда и обязанность за их несоблюдение. Эти общепризнанные нормы, как правило, и рассматриваются как законодательство об охране труда. Законодательство об охране труда представляет собой упорядоченную, взаимообусловленную, иерархически построенную совокупность законодательных актов, устанавливающих правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия по обеспечению безопасности и гигиены труда и производственной среды в процессе трудовой деятельности. Ключевой целью законодательства об охране труда считается заключение 3-х ведущих задач: #защита работающих от влияния небезопасных и вредоносных производственных моментов, которые грозят их здоровью и физиологической защищенности на рабочем пространстве (безопасность труда); #обеспечение компенсаций при работе во вредоносных условиях труда и при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний; #проведение медицинской и профессиональной реабилитации потерпевших на производстве. Создание и формирование законодательства по охране труда обосновано развитием современной промышленности и индустриализацией. Так, если на первых этапах законодательство по охране труда было направлено в основном на разрешение таких проблем, как безопасная работа техник и оборудования, защита работников от воздействия опасных веществ, оказание первой медицинской помощи, компенсация в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, то позднее произошли изменения в законодательстве по охране труда, связанные с изменениями в экономике, переходом к рыночным отношениям, с коренными изменениями технологических процессов, форм организации и условий труда, применения новой техники. 17 июля 1999 г. принят и вступил в действие Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-93 (Основы) взамен ранее действовавшего закона «Основы законодательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г. Этот законодательный акт был специально посвящен одному из важнейших разделов трудового права – Охране труда. Хотя они не являются актом прямого действия, но предусмотренные в них нормы устанавливают права и гарантии права работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. В выше названном законодательном акте были описаны следующие основные положения: #определена сфера действий и основные принципы государственной политики в области охраны труда; #определено управление охраной труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений; #установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятии; #проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, проведению медицинских осмотров; #определена ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственности предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда; #предусмотрено предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; #определены основные функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда; определены органы, организации и лица, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда; #предусмотрена приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда. В трудовом праве охрана труда может рассматриваться в трех аспектах: #институт трудового права; #элемент трудового правоотношения; # субъективное право работника. Как институт трудового права охрана труда - это совокупность правовых общепризнанных мер, нацеленных на обеспечение неопасных и здоровых условий труда сотрудников. Как элемент трудового правоотношения, служба охраны труда представляет собой встречные права и прямые обязанности сотрудника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности условий труда, неопасной эксплуатации техники и соблюдению в заинтересованностях защищенности труда технологии изготовления. В качестве личного права сотрудников служба охраны труда произведено в законодательном закреплении такового правового положения сотрудников, при котором им обязаны быть обеспечены безвредные и здоровые обстоятельства труда. Это право реализуется в определенных трудовых правоотношениях, в которых одним из личных прав любого сотрудника считается право на безвредные и здоровые обстоятельства труда при выполнении той трудовой функции, которую сотрудник взял на себя обязательства исполнять по трудовому соглашению. Среди законов–источников трудового права в России и Франции первое место занимает трудовой кодекс как специальный нормативный правовой акт, комплексно регулирующий значительную часть отношений в сфере труда. В России действует Трудовой кодекс РФ 2001 года, во Франции–Трудовой кодекс Франции (Code du travail) 2007 года. Трудовой кодекс РФ включает более 400, а Трудовой кодекс Франции состоит более чем из 3000 статей и имеет не только законодательную часть (partiel?gislative), но также группы норм подзаконного уровня(partier?glementaireи partied?cr?tale). В обеих странах прослеживается тенденция к увеличению числа статей кодекса за счет включения новых блоков регулирования в трудовое законодательство. Основным нормативным актом, регламентирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс Франции (Code du travail). Помимо Трудового кодекса во Франции источниками трудового права являются: Кодекс труда моряков торгового флота, Закон «О заработной плате» 2008 г., Закон «О социальной демократии и реформе рабочего времени» 2008 г. и иные акты законодательства. К источникам права, регулирующим вопросы охраны здоровья работников, относятся: #конвенции и рекомендации МОТ о гигиене и безопасности труда, ратифицированные Францией; #директивы и регламенты Европейского союза. Директивы бывают двух типов: «экономические» директивы, позволяющие гармонизировать уровни безопасности и свободное перемещение товаров в странах Европейского союза и «социальные», регулирующие условия труда. Нормативное регулирование Европейского союза лежит в основе правил охраны труда во Франции. Источниками трудового права выступают также коллективные договоры, законом установлен лишь минимальный срок действия коллективного договора - 3 года. На практике коллективные договоры обычно заключаются на срок от 3 до 6 лет. На федеральном и региональном уровнях никаких соглашений, направленных на согласование интересов работников и работодателей при участии органов государственной власти, не заключается. Рассмотрим законодательство об охране труда в США. Важнейшим источником права в США является прецедент. Тем не менее правила жесткого соблюдения прецедента (stare decisis), когда судьи при вынесении решений связаны с ранее принятыми по аналогичным делам решениями, постепенно теряют значение. Определенная кодификация американского законодательства и отказ от принципа stare decisis ведет к сближению англо-саксонской и романо-германской правовых систем. Базовым основанием в определении направленности правового регулирования охраны труда является ст. 37 Конституции РФ, устанавливающая, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены». Второй по значимости акт - Трудовой кодекс РФ, содержащий ряд норм, регулирующих вопросы охраны труда (гл. 33-36). ТК РФ и Франции устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда, обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Во Франции подзаконными нормативными актами могут вноситься поправки непосредственно в отдельные блоки Трудового кодекса. Нормы трудового права могут содержаться в ордонансах Правительства Франции и декретах Президента Франции. Что касается локальных нормативных актов, то согласно французскому законодательству работодатель обязан принять правила внутреннего трудового распорядка (r?glement int?rieur), в которых должны присутствовать следующие пункты: требования по соблюдению правил безопасности и гигиены, меры профессиональныхилактики рисков, правила, относящиеся к дисциплине труда и т.д. Не является обязательным издание таких правил, если численность работников у данного работодателя составляет менее 20 человек. Помимо нормативных правовых актов источниками трудового права как в России, так и во Франции являются нормативные договоры. В первую очередь необходимо остановиться на международных договорах. Общепризнанные международные нормы и международные договоры, участницей которых является страна, входят в число источников права России или, соответственно, Франции. Они обладают приоритетом перед нормами национального законодательства, последнее предусмотрено частью 4 статьи 15 Конституции РФ и статьей 55 Конституции Франции. Такие договоры могут быть двусторонними или многосторонними, примерами последних выступают конвенции Международной организации труда (МОТ). В отличие от России, во Франции трудовой договор признается источником трудового права. Он должен соответствовать актам социального партнерства, не может включать условия менее благоприятные для работника, чем содержащиеся в актах социального партнерства, и не может быть изменен без согласия работника. Во Франции круг источников трудового права шире, чем в России. С одной стороны, это усложняет систему источников трудового права и требует специальных знаний, а с другой, работнику предоставляются дополнительные возможности по защите своих прав и законных интересов. В частности, при обращении в суд, работник может ссылаться на имеющиеся профессиональные обычаи, сложившиеся в данной местности, он также вправе настаивать на судебном прекращении трудового договора, влекущем негативные последствия финансового характера для работодателя. Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника или защите его прав на охрану труда следует статью 4 закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рассматривать в контексте с другими статьями, особенно со статьей 14, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно статье 4 работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: