- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности понятия «Здоровый образ жизни»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004389 |
Тема: | Особенности понятия «Здоровый образ жизни» |
Содержание
Министерство здравоохранения и социального развития ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Факультет клинической психологии и социальной работы Кафедра социальной работы ПРОЕКТ: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО Авторы проекта: Дорожкина М.Ю. Дребнева Н.А. Мельников В.В. Мякота Ю.О. Волгоград, 2008 1.2 Особенности понятия «Здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления индивидуального здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока не определено, поэтому детально термин можно рассматривать в различных контекстах. Образ жизни определяет три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – количественная характеристика условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей, объём потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и т.п. Уровень жизни – это в первую очередь социально-экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей. Понятие «уровень жизни» шире таких показателей, как рост доходов и производство товаров и услуг. Оно включает в себя и культуру поведения, потребления, общественный порядок. Под качеством жизни понимают степень удовлетворении человеческих потребностей. Качество жизни – степень уверенности отдельных людей или группы людей в том, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения счастья и самореализации возможности предоставляются (определение ВОЗ). Стиль жизни (греч. Stylos – палочка, стерженек для письма; в переносном смысле – прием, способ описания действительности) – особенности поведения определенного человека или группы людей, т. е. определенный стереотип, под который подстраивается психология и физиология личности (социально-психологическая категория). Это признак индивидуальности, проявление самостоятельности, возможности построить себя как личность в процессе социализации. Если рассматривать роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две носят общественный характер. Следовательно, здоровье человека изначально будет зависеть от стиля жизни, который определяется историческими, национальными традициями и личными наклонностями (образ). В образе жизни человека проявляется соперничество между биологическим (желанием получит удовольствие) и общественным (разумом, моралью) принципами. В зависимости от подавления тех или иных составляющих человек и организует свой образ жизни. Последователи философско-социологического направления (П.А. Виноградов, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную категорию, составную часть жизни общества в целом. Ссылаясь на определение здоровья как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Всемирной организации здоровья, можно выделить виды здоровья: физическое, психическое и социальное. Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное стабильным функционированием всех его органов и систем. Психическое здоровье по определению всемирной организации здоровья это состояние благополучия, при котором человек имеет возможность реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить свой вклад в жизнь сообщества. Так или иначе, каждый тип здоровья связан с образом жизни. Но в данном исследовании особое внимание будет уделено определению здорового образа жизни в контексте социального здоровья. Социальное здоровье определяется теми общепринятыми нормами, которые являются основой жизнедеятельности человека. Отличительными качествами социального здоровья являются, прежде всего, способность человека контактировать с социумом и социальная адаптация (от лат. adaptatio –приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Таким образом, при анализе приведенных выше критерий, здоровый образ жизни обуславливает положение отдельного человека в социуме, а так же способность принять общество со всеми его требованиями. При этом, как правило, ценность здорового образа жизни не всегда становятся основополагающим фактором. В зависимости от социологических аспектов общностей: структуры, социальной мобильности и т.п., здоровый образ жизни может трансформироваться в совершенно противоположную отрицательную черту личности. Очень интересно то, что популярность здорового образа жизни в наши дни, вызвана именно совершенствованием общественной жизни, осложнением социальных взаимодействий, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих развитие негативных факторов в состоянии здоровья населения.* Помимо биологических элементов (здоровая окружающая среда, отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя, личная и общественная гигиена) и физиологических (психогигиена, интеллектуальное самочувствие, позитивное мышление) ученые выделяют так же элемент «социального самочувствия» - способность взаимодействовать с другими людьми. К нему так же относят пропаганду здорового образа жизни - ряд мероприятий, направленных на его актуализацию, среди которых важнейшими направлением являются просветительские, выездные программы и агитационные программы, такие как реклама в СМИ (радио, телевидение, Интернет). Таким образом,изучая здоровый образ жизни в контексте общественного здоровья, можно отметить: социальное здоровье характеризует жизнеспособность всего общества как больного социального организма, системы. Уровень общественного здоровья является основным показателем условий жизни и человека. Общественное здоровье не считается стационарным явлением, так как основывается на системном понятие «Общество». А обществу как система, характерен такой признак как динамичность, подразумевающий – непрерывное становление. Общественное здоровье – это изменяющийся и развивающийся процесс. Характеризуя конкретный уровень здоровья общества, можно сказать, что на сколько развиты: культура здорового образа жизни и уровень помощи населениб в рамках медико-социальной работы. Проблемы сохранения и укрепления здоровья человека существовали на протяжении длительного времени, идея об обеспечении крепкого здоровья, счастливого ощущения жизни занимала важное место в системе общественного развитая. Например, в Древней Греции и Риме основные мыслители того времени пропагандировали собственные идеи: Гиппократ: «праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье». Аристотель: «ничто сильно так не разрушает организм, как физическое бездействие». Древнеримский врач Цель писал о необходимости чаще заниматься физическими упражнениями. Арабский доктор Ибн Сина определил сохранение своего здоровья – это гармоничное сочетание факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка тела от излишеств; сохранение правильного телосложения; уравновешенность физического и душевного движения. Его труды переведены на многие языки мира исследования выдающегося философа, врача Ибн Сина (Авиценна) «Книга исцеления», «Канон врачебной науки», в которых отражены основы медицинских знаний и раскрываются методы профилактики и лечения здоровья природными средствами. В средние века на медицинские познания, как и на жизненные уклад человека в целом, большое воздействия оказали мистические догматы. Болезни лечили неестественными для науки и медицины способами, порой даже безнравственными и жестокими. Известность обрёл такой вид деятельности как поиск философского камня – источник вечной жизни, юности. Любой народ хотел видеть будущее поколение здоровым и сильным. В следствие этого не исключался ни один способ достижения этой цели. Доказательством этого являются методы народного просветительства. Так, в устном народном творчестве (эпосах, сказках, пословицах, поговорках, песнях, былинах) прославлялся идеал физически закаленного, смелого и сильного героя – человека могучей физической силы, мужества и отваги. В ХVIII-ХIХ века появляется особый интерес к диетологии и двигательной активности. С развитием промышленности, технологий люди всё больше принимают сидячий образ жизни, осозновая всю опасность данного явления. Философ И.Кант советовал много двигаться; гулять в любую погоду; спать хорошо ночью; мыть ноги в ледяной воде. А немецкий врач Вебер считал, что ограниченность в потреблении пищи, свежий воздух в жилище и воспитание в себе жизнерадостности способствуют профилактике заболеваний. В ХХ веке с появлением высоко квалифицированной медицины и валеологии (наука о здоровье и здоровом образе жизни) возникли наиболее структурированные и научно обоснованные труды. Советский ученый И.И. Брехман одним из первых в заострил проблему необходимости новой науки и в 1980 г. ввел термин «валеология» (от латинского valeo — «здоровье», «быть здоровым»). В настоящее время сформировалось большое колличество социальных институтов, задачей которых является охрана здоровья населения. Однако, ни один из них не рассматривает в должной мене Здоровый образ - лежит в основе самого понятия здоровья. В полнее возможно, что именно медицинский аспект этого понятия и не позволяет придавать ему социальный характер, предпочитая не предотвращать заболевание, а лечить его. Особый вклад в изучение проблематики медико-социального аспекта здорового образа жизни внёс Ю.П.Лисицин. Так автор даёт следующее определение: «Здоровый образ жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни выражает ориентированность личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих общественных, психологических, и физических способностей. Отсюда следует, что огромное значение в формирования здорового образа жизни играет медико-социальная составляющая. † Представители философских наук В.И Давидович и А.Е Чикалов, рассматривают понятие здоровье как философская категория формирование которой невозможно без осмысления методологии. Науки социологического профиля фокусируют свое внимание на социальных факторах, влияющих на здоровье человека и населения в социальных процессах, и на здравоохранении как социальном институте (Решетников А.В.,; Лисицын Ю.П., Семенова Л.П.,; Хабибуллин К.Н.,; Иванов В.Н., Лупандин В.М.,; Лупандин В.М.,; Лисицин Ю.П.,; Нилов В.М.,). Задачами наук психологического профиля применительно к здоровью является поиск психологических причин заболеваний и, разработка психологических методов лечения и профилактики, описание методов оздоровления, просветительская и коррекционная работа в направлении здорового образа жизни (Ананьев В.А., ,; Гурвич И.Н.,; Водопьянова Н.Е.,Ходырева Н.В; Никифоров Г.С.,). На современном этапе развития представлений о здоровье и профилактики патологий выделяются следующие компоненты: биологическое, психологическое, социальное здоровье (Никифоров Г.С.,; Иванюшкин А.Я., ), духовное здоровье(Апанасенко Г.Л.,; Бызов А.П.,; Мельникович Б.И. с соавт., Харлов С.Е.,), нравственное здоровье (Ананьев В.А.), профессиональное здоровье (Давиденко Д.Н.)репродуктивное здоровье (Кулаков В.И.,; Коваленко Н.П.,), душевное здоровье (Гордеев М.Н. с соавт., Буянов М.И.,), моральное здоровье (Левут Л.,; Седова Н.Н.). Достаточно подробно вопрос об охране индивидуального здоровья разработан в литературе по общественному здоровью у академика РАМН Ю.П.Лисицина. По данным ученого основными факторами риска в возникновении заболеваний распределяется следующим образом: образ жизни – 48-53%, генетика человека – 19-22%, окружающая среда – 16-20%, здравоохранение – 9-10%.‡ Таким образом, образ жизни, являясь «деятельностью людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их» выступает самой главной причиной возникновения различных заболеваний. Следовательно, формирование здорового образа жизни является фундаментальным фактором, влияющим на здоровье человека. Многими учеными также отводится важная роль именно психологическим причинам, как определяющим поведение и образ жизни человека. Так Ф.Б. Березин говорит, о том что для адаптации и сохранения здоровья психологические факторы более важны, чем природно-климатические. Н.М. Амосов считает, что человек главным «виновен» в своих болезнях или, во всяком случае, их тяжелом течении и летальных исходах. Н.Д. Лакосина, Г.К. Ушаков отмечают, что психологическое состояние человека имеет решающее значение в возникновении болезни, обусловливает особенности ее течения, определяет прогноз и успех лечебных действий. Другими словами ментальное состояние индивида формирует представление о функционировании организма. И зачастую мнительность, и самовнушение негативно сказывается в ходе лечения. Все вышеуказанные учёные учитывали различные аспекты формирования здоровья. Однако связующим звеном стало понятие именно «Здоровый образ жизни» как одно из ключевых условий существования самого человека на планете. Уровень здоровья жителей России, Волгоградской области и Волгограда снизился по многим показателям за последние годы. Но заболеваемость новорожденных выросла в 2 раза, также сохраняется тенденция роста заболеваемости детей и подростков. Свыше 90% детей, подростков и учащейся молодежи имеют различные хронические заболевания и функциональные отклонения. Распространение наркомании в Российской Федерации оказывает самое негативное влияние на все сферы жизнедеятельности, включая национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, морально-нравственные устои. Из общей численности больных с наркологическими проблемами люди, употребляющие алкоголь в избыточных количествах, составляют более 82%. На пагубное злоупотребление алкоголем приходится 2/3 всех случаев наркотической зависимости. Возрастает употребление наркотических средств женщинами. Проблемы наркомании, алкоголизма и других социально опасных явлений в молодежной среде и в современном обществе являются одними из наиболее сложных проблем, порождающих острую необходимость решительных и активных действий по организации профилактических мероприятий, особенно среди молодежи, так как именно представители данной категории легко попадают в зависимость. Сложившаяся ситуация требует применения комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков. Очень важным в этом отношении является процесс формирования у представителей молодого поколения позитивных социальных установок на здоровый образ жизни, исключающих развитие наркотической зависимости. Анализ ситуации предполагает реализация различным программ по формированию «здорового образа жизни» в Волгоградской области. Рассмотрим следующие программы: - Всероссийский социально-образовательный проект «Здоровое питание от А до Я» посвящен созданию культуры правильного питания и здорового образа жизни детей.В Волгоградской области проект реализуется на протяжении трех лет. Активисты добровольческого движения при поддержке «Центра молодежной политики» проводят в школах региона занятия с учениками младших классов. На уроках рисования, труда или окружающего мира учителя в игровой форме доносили до детей правила здорового питания и бережного отношения к своему здоровью. Материалы программы разработаны совместно с методистами и психологами, учитывают возрастные особенности детей и потребности педагогов для проведения классной работы в школе. Активное участие в проекте в этом году приняли не только дети и учителя, но родители. В 2016 году участниками проекта стали 5500 учеников и 30 волонтеров из ВГСПУ, ВолГАУ, МФЮА, ВТЖТ-филиал РГУПС, ВСПК, ВолгГТУ. - Региональный проект "Мы за здоровый образ жизни". Средства для реализации были получены по результатам участия в конкурсе государственной программы Волгоградской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Волгоградской области". Субсидия составила более 212 тысяч рублей. Цель проекта – формирование в молодежной среде позитивного отношения к здоровому образу жизни, привитие интереса к различным видам спорта. Это должно способствовать улучшению здоровья молодых людей, изменение формата общения в молодежной среде. Как отмечают авторы проекта, занятия спортом не только укрепляют физическое здоровье, но задают правильный вектор социализации молодого человека; обучают его самоконтролю, расставляют правильные приоритеты в жизни. В рамках реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни» был открыт новый тренажерный и фитнес-зал. Начали работу секции большого тенниса, бильярда и спортивных танцев. Состоялись соревнования по футболу между ТОС "Северный 2009", ТОС "Наримановское", ТОС "Молодежный 2014". Подростки и молодежь, посещающие секцию спортивного танца приняли участие в массовых мероприятиях, проходивших в Светлоярском муниципальном районе. В 2017 году ТОС "Наримановское" планирует принять участие в районных соревнованиях по гиревому спорту, бильярду, футболу и волейболу. - Региональный проект «100 дней ЗОЖ». Проект направлен на популяризацию здорового образа жизни среди молодежи, создание благоприятной среды для занятий физической культурой и спортом. «100 дней ЗОЖ» — это образовательно-тренировочная программа, в рамках которой участники получат практические навыки и теоретические знания о процессе тренировок, о правильном питании, мотивации и социальной активности. В первый день проекта участники посетили семинар по правильному питанию, где им рассказали о здоровом питании, научили правильно составлять свой рацион и готовить полезную пищу. В процессе реализации проекта предусмотрен ряд мероприятий, среди которых занятия в тренажерном зале, соревнования по волейболу, пейнтболу, мастер-классы по дзюдо, карате, боксу, встречи с интересными людьми. - Социальный проект ««Экономика здоровья Социальный проект стартует в регионе при поддержке комитета здравоохранения Волгоградской области и компании «BAYER». Его главная цель – развитие профилактической медицины, снижение уровня заболеваемости и ранней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В рамках реализации проекта предполагается оценить работу как коммерческих так и государственных предприятий, направленную на развитие профилактики и формирование здорового образа жизни в трудовых коллективах. Как пояснили организаторы, премия «Экономика здоровья» в Волгоградской области будет присуждена в номинации «Лучшее мероприятие в трудовом коллективе, содействующее формированию здорового образа жизни и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний». Участники конкурсного отбора представят свои заявки и проекты. Экспертный совет, в состав которого входят ведущие специалисты в области профилактической медицины России, предприниматели и экономисты, определят лучшего. Имена победителей станут известны в октябре 2017 года. Кроме того, комитет по охране здоровья Волгоградской областной Думы под руководством Натальи Семеновой совместно с профильным ведомством администрации региона запустил в работу программу профилактического здравоохранения. В планах – проведение ежемесячных акций, направленных на пропаганду здорового образа жизни, вовлечение в них максимального количества трудоспособного населения, расширение спектра диагностических медуслуг, которыми жители смогут воспользоваться бесплатно. Основной упор будет сделан на профилактику сердечно-сосудистых, эндокринных, гастроэнтерологических, онкологических и стоматологических заболеваний.» - «Временная занятость подростков и молодежи» На протяжении нескольких лет осуществляется временное трудоустройство подростков с 14 до 18 лет, в основном из социально -незащищенных семей. В 2012 году трудоустроено - 2417 чел., в 2013 году - 3129 чел., в 2014 году - 2738 чел. В 2015 году через управление молодежной политики трудоустроено 11 700несовершеннолетних граждан. Молодые люди работали в школьных трудовых отрядах, клубах и спортивных площадках по месту жительства, экологическом отряде и трудовом лагере для подростков с девиантным поведением (копка клумб, очистка лесных массивов, берегов рек и т.д.), военно-патриотическом лагере, в котором помимо оздоровления, подростки готовятся к службе в армии и занимаются трудовой деятельностью. По итогам работы лагеря, успешно сдавшие зачеты и прошедшие полную подготовку подростки, совершат парашютные прыжки. Так же несовершеннолетние граждане имеют возможность трудоустраиваться на предприятиях города через городской Центр занятости населения, в том числе по установленным квотам. Благодаря летнему трудоустройству удалось создать систему работы по месту жительства с привлечением самих подростков. Работа модераторов досуга заключается в привлечении подростков для участия в соревнованиях по всевозможным видам спорта, подвижных играх, праздниках двора, улицы, микрорайона, всевозможных экскурсиях и т.д. Для того чтобы данная работа была более результативной, управлением молодежной политики был закуплен и роздан всем клубам по месту жительства качественный спортивный инвентарь для активного отдыха и занятий физической культуры. К примеру, это футбольные, баскетбольные мячи, шашки, дартс, теннисные столы и ракетки, бадминтон, обручи, скакалки и т.п. Весь этот спортивный инвентарь распределен равномерно по городу в различные клубы по месту жительства, а в тех районах, где клубов нет, в школы. (24 клуба и 26 школ) В целях совершенствования работы с детьми и молодежью на дворовых территориях инициирован проект «Поймай позитив». Управлением молодежной политики сформированы отряды организаторов досуга из студентов Института культуры и искусств. Эти отряды работают, как массовики-затейники активно вовлекают молодежь всех возрастов и даже взрослых в подвижные игры, конкурсы, викторины. Данный проект позволяет донести социальные услуги непосредственно к индивидуальному потребителю. В этом случае эта услуга носит максимально личностный и индивидуальный характер, место оказания услуги приближается к месту, где проводит свой досуг молодежь. Огромным плюсом таких отрядов является их высокая мобильность, возможность в течение нескольких минут развернуть оборудование практически в любом месте города и организовать маленький праздник. Основной формой временной занятости во время студенчества – остаются студенческие трудовые отряды. Формирование данных отрядов происходит на базе высшего учебного заведения, в котором либо создается штаб, либо работают специалисты по воспитательной работе. Развитие студенческого самоуправления позволило возобновить студенческие трудовые отряды, и если в 2002 году их можно было немного, то в 2013 году мы имеем 75 отрядов с численностью около 1200 человек. В 2014 году работали 93 студенческих трудовой отряд. Общее количество бойцов около 1500 человек. В 2015 году было создано 78 отрядов с общей численностью бойцов - 1063 человек15. - «Коррекционно-реабилитационная работа с молодыми людьми, склонными к агрессии, правонарушениям и их последующая интеграция в общество». В рамках борьбы с незаконным употреблением наркотиков ежегодно проводятся антинаркотические акции: спартакиады, игры, конкурсы агитбригад. Работают волонтеры в загородных детских лагерях и на дворовых территориях. Так, в 2014 году профилактические выезды в загородные оздоровительные лагеря совершались 12,15,19 июня, 10,12,13 июля в лагеря «Орленок», «Ручеёк», «Алые паруса» и др. Проект организации взаимодействия специалистов социальной работы и медицинских работников «Социальная работа в здравоохранении: Открытое пространство» Каждое общество, провозглашающее себя цивилизованным и основанным на гуманистических принципах, заботится о тех, кто болен или имеет физические недостатки, повышающие уязвимость организма. До недавних пор в нашей стране эту функцию выполняла медицина и система здравоохранения. Сегодня в государственных, частных, специализированных, медицинских, учебных и других заведениях тем, кто находится в «царстве болезни», служат еще и другие специалисты – социальные работники. Специализация «социальная работа в системе здравоохранения» возникает в результате изменений в медицине и обществе. В традициях российского врачевания помощь пациенту не ограничивается лишь чисто медицинскими действиями. Врач не только знал о бытовых, семейных, материальных, профессиональных и других особенностях жизни пациента, но и участвовал в организации помощи для решения тех проблем, которые провоцировали болезнь и мешали человеку выздоравливать. Сегодня это тоже необходимо, но современный врач не может заниматься этим самостоятельно в силу нескольких причин: 1. Резко и многократно возросшая сложность медицины привела к тому, что специализация врачей становится более детализированной, вмешательство в человеческий организм становится более глубоким (возрастание инвазивности), повышается ответственность и в силу этого необходимость постоянного самообразования врача; 2. Усложнение общества. Существуют и появляются различные организации и государственные структуры, которые созданы для решения различных жизненных проблем человека. Следовательно, нужен профессиональный медиатор в системе здравоохранения, который, во-первых, освободит врача от дополнительных, необходимых для лечения, но немедицинских действий, во-вторых, организует включение пациента в систему социальной помощи. В настоящее время социальная работа сформировалась как самостоятельная практическая деятельность, существует эффективные зарубежные модели помощи, но взаимоотношения профессии социального работника с другими «помогающими», и в частности с медицинскими профессиями еще не разработаны. Связано это со многими проблемами: далеко не все работники медицины имеют четкое представление о том, что же такое социальная работа, и чем может заниматься социальный работник в системе здравоохранения; социальная работа в здравоохранении не институционализирована; не ясны пути совместной деятельности специалистов этих двух областей. И, наконец, любая профессиональная группа относительно закрыта и обособлена, со своими «правилами игры» и со своей корпоративной этикой, и профессиональная группа медицинских работников – не исключение. Сегодня становится все более очевидным, что медицинская служба и практика социальной работы должны приспосабливаться друг к другу. Это стало настоятельной потребностью, поскольку современные представления о помощи предполагают присутствие социального работника в междисциплинарной команде специалистов. Часто и население, и медики-профессионалы рассматривают вопросы медицинской службы в узком смысле – ограничиваясь лечением, однако спектр потребностей пациентов выходят далеко за рамки традиционного медицинского обслуживания. Для ее осуществления необходима система охраны здоровья, в которой были бы преодолены различия между медицинской и социальной службами. Для того чтобы добиться эффективной, гуманной и достойной помощи клиентам, медики и социальные работники должны тесно сотрудничать, развивать партнерство, основанное на взаимопонимании и уважении ролей друг друга. Проблема их взаимодействия является на сегодняшний день одной из актуальных в сфере социальной деятельности. ИДЕЯ проекта заключается в организации площадки (пространства, условий) для взаимодействия практикующих специалистов и студентов специальности «социальная работа» с целью определения возможных путей сотрудничества с использованием технологии «Open Space». ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: 1) специалисты, работающие в системе здравоохранения (врачи, клинические психологи, административные работники системы здравоохранения, руководители учреждений здравоохранения); 2) специалисты, работающие в системе социальной работы (преподаватели, специалисты социальной работы); 3) студенты специальности «социальная работа». ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: наладить диалог студентов, будущих специалистов социальной работы в системе здравоохранения и практикующих специалистов системы здравоохранения для обмена и формирования представлений о возможностях формирования здорового образа жизни у молодежи. ЗАДАЧИ: 1) обозначить основные темы, которые раскрывают проблематику здорового образа жизни у молодежи; 2) наладить связь с учреждениями здравоохранения; 3) организовать и провести встречу студентов и специалистов по технологии «Open Space»; 4) совместно разработать модели реализации социальной работы в формировании здорового образа жизни у молодежи . СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА В качестве способа достижения указанной цели мы предлагаем использовать технологию Открытого пространства (Open Space). Открытое Пространство - это технология проведения продуктивных встреч в группах от 5 до 2000 человек. Созданная Х.Оуэном в 1986 году технология Open Space успешно применяется в более чем 100 странах для разработки новых продуктов и обучающих программ, обмена опытом, междисциплинарных исследований, разрешения конфликтов и проведения конференций. Практики утверждают, что Open Space максимально успешна там, где более традиционные форматы встреч не дают результатов, где есть сложные, плохо структурированные задачи, разнородная аудитория и недостаток времени для принятия решений, где требуется инновационный подход. Мы считаем, что актуальная ситуация взаимодействия специалистов систем здравоохранения и социальной защиты представляет собой именно такую неструктурированную проблемную ситуацию. Содержанием проекта становится организация пространства взаимодействия будущих и практикующих специалистов в системе здравоохранения. План проведения встречи представлен в приложении 1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Для решения инновационных задач требуется инновационный подход. Особенностью реализации проекта является то, что инициаторы проекта (студенты) имеют неравнозначный статус по сравнению с основной целевой группой. Учитывая неравнозначность социальных статусов, для организации встречи с представителями здравоохранения, мы заручаемся поддержкой административных структур вуза (кафедра, деканат, ректорат). Содержательно преимуществом инициаторов проекта является то, что имея профессиональную подготовку в области социальной работы, студенты могут предложить иной ракурс видения проблематики формирование здорового образа жизни у молодежи. Содержание встречи будущих и практикующих специалистов определяется основными принципами проведения технологии Open Space (приложение 2). Основные принципы Открытого Пространства позволяют создать ситуацию, в которой, люди заинтересованные каким-то общим вопросом имеют максимальные шансы найти друг друга и обсудить его в «открытой» атмосфере. ЭТАПЫ РАБОТЫ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА 1. Открытие. Фасилитатор «открывает пространство» (приложение 3), объясняя суть процесса. Участники совместно формируют список тем для обсуждения и распределяются по дискуссионным группам. Технология открытого пространства предполагает открытый регламент обсуждаемых вопросов. Формулировка взаимоактуальной темы является центральным механизмом для концентрации дискуссии и активности участников. Название темы не должно быть сухим перечислением целей и задач, оно должно воодушевлять участников специфичностью в определении направления, и в то же время, обладать достаточной открытостью для воображения группы. Темы продуцируют сами участники. Мы предполагаем, что темы могут быть обозначены следующими направлениями: «Что может сделать социальная работа в здравоохранении?» «Как специалист по социальной работе может помочь молодежи в формировании установок на здоровый образ жизни ?» «Как должен взаимодействовать специалист по социальной работе и врач в контексте данной?» «Какие мероприятия могут провести специалист по социальной работе и врач для формировании установок на здоровый образ жизни?» И др. 2. Основная работа. Общение проходит в обозначенных областях пространства или отдельных комнатах, между которыми участники могут свободно перемещаться в процессе работы. Каждая группа записывает основные тезисы своей дискуссии в удобной для последующего распространения форме. Результатом работы становится протокол, который заполняет ведущий каждой группы. Протокол включает в себя основной ход дискуссии и ее результаты. 3. Закрытие пространства. Закрытие пространства является временем для определения обязательств и основных шагов, которые потребуется сделать в ближайшем будущем. Участники снова собираются вместе для того, чтобы поделиться своими впечатлениями и выводами. Протоколы всех групп ксерокопируются по количеству участников Открытого пространства, каждый участник встречи получает комплект материалов с тезисами обсуждений всех рабочих групп. 4. Заключительный период. Кроме комплекта материалов, полученного в день проведения Открытого пространства, в течение месяца студентами разрабатываются и рассылаются участникам семинара подготовленные по результатам работы документы: проекты, должностные инструкции специалиста и др. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Этап Длительность Действия Подготовительный 1 месяц 1. Организация встречи специалистов по технологии «Open Space»: 1.1.Методическая работа: оформление концепции «Open Space»; предварительная формулировка тем для обсуждения в рабочих группах; 1.2. Составление приглашений и организация контакта с учреждениями. 2. Подготовка ведущих-фасилитаторов процесса. Основной 1 день Проведение встречи специалистов по технологии «Open Space». Подведение итогов встречи. Заключительный 1 месяц Составление методического пакета рекомендаций по результатам мероприятия и распространение в учреждениях. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Вид ресурса Пространственные Общее большое помещение, отдельные аудитории. Материально-технические Оргтехника (принтер, копирова....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: