- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Активный образ жизни и социальные контакты
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001529 |
Тема: | Активный образ жизни и социальные контакты |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии Кафедра теории и методологии социальной работы ВКР допущена к защите Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы ______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И «___» _________________ 2016 г ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Активный образ жизни и социальные контакты – пути к повышению качества жизни пожилых» (на примере ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти). направление подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата) Выполнил: студент группы С-12 заочной формы обучения Шорникова Рада Александровна Научный руководитель: кандидат социологических наук Закомолдина Тамара Олеговна Москва 2016 Содержание Введение ...3 Глава 1. Теоретико - методологические основы изучения проблем людей пожилого возраста в современном обществе…………………………………...10 1.1 Пожилые люди как социальная общность……………………………………..10 1.2 Качество жизни людей пожилого возраста как социальная проблема............20 Выводы по первой главе…………………………………………………………..33 Глава 2. Анализ деятельности отделения дневного пребывания «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Комсомольского района г.о. Тольятти»………………………………………...34 2.1 Миссия, функции, задачи и основные направления деятельности отделения дневного пребывания ГБУ СО «ЦСО Комсомольского района г.о. Тольятти Самарской области»………………………………………………………………...34 2.2 Технологии социально – психологической поддержки людей пожилого возраста как средство их активизации в условиях Отделения дневного пребывания Центра…………………………………………………………………40 Выводы по второй главе…………………………………………………….……51 Глава 3. Исследование по теме «Активность и социальные контакты – важные факторы, определяющие качество жизни в пожилом возрасте»....52 3.1 Исследование эффективной реализации технологий социально – психологической поддержки людей пожилого возраста в деятельности отделения дневного пребывания ЦСО……………………………………………52 3.2 Рекомендации по совершенствованию методов социальной работы с пожилыми людьми – получателями социальных услуг отделения дневного пребывания………............................................................................................…….60 Выводы по третьей главе………………………………………………………..66 Заключение…………………………………………………………………………67 Список используемых источников………………………………………………..71 Приложение………………………………………………………………………...76 Введение Современная демографическая ситуация свидетельствует о значительном постарении населения практически во всех развитых странах мира, что является своего рода результатом улучшения социальных и экономических условий в сочетании с технологическими достижениями в области диагностики и лечения различных заболеваний. Спад рождаемости, увеличение продолжительности жизни и выход на пенсию большого количества людей влияют на необходимость пересмотра роли и места пожилых людей в обществе, инклюзии их в активную социальную жизнь как на макроуровне, так и в индивидуальной перспективе. Актуальность темы исследования. В современной России положение людей пожилого возраста приобретает особое значение и в связи с продолжающимися не первое десятилетие социально-экономическими преобразованиями, которые неизбежно приводят к нестабильности благополучия населения России, и, прежде всего, людей постпенсионного возраста, в наибольшей степени нуждающихся в поддержке и защите государства. Переосмысление проблем пожилых в России должно основываться на признании за старостью ценного жизненного опыта, обеспечивающего преемственность, стабильность и устойчивость общественного развития. Сегодня, как никогда ранее, необходим возврат к активизации личностного потенциала пожилого населения страны, в значительной мере утраченного в перестроечные и постперестроечные годы Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы – эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. «Страны, собравшиеся на вторую Всемирную ассамблею по постарению населения признают, что качество жизни не менее важно, чем ее продолжительность, и поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества» - это положение провозгласила в своей резолюции Всемирная ассамблея ООН, принявшая план действия по проблемам старения и побудившая многие страны разработать свою национальную политику и программы в отношении престарелых. Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение». Выбор темы исследования обусловлен общественной потребностью в активизации пожилыми людьми собственных усилий для решения социальных проблем, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания в удовлетворении потребностей нуждающихся пожилых людей в преодолении одиночества, поддержании деятельного, активного образа жизни, к тому же обеспечение активной старости один из важных этических принципов профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей. Степень разработанности темы исследования представлена существующим на сегодняшний день небольшим количеством фундаментальных отечественных исследований (М.В. Ермолаева, Н.Ф. Шахматов), где широко декларируются идеи счастливой и продуктивной старости. Однако факторы, которые могли бы обеспечить такую старость, в меньшей степени изучены и экспериментально исследованы. По мнению М.В. Ермолаевой, «глобальная оценка качества и смысла жизни в старости, отражающаяся в эмоциональном переживании удовлетворенности жизнью» является сложным и недостаточно изученным феноменом. Жизненный опыт показывает, что человек даже в самом сложном состоянии может найти источник радости в своей жизни. Ресурсом для переживания жизненной удовлетворенности в данном случае будет выступать сама личность, ее опыт и личная история. Потенциал жизненного опыта способствует укреплению самосознания и повышает самооценку пожилых людей. Согласно Л.И. Анцыферовой, Р. Батлеру, А.Г. Лидерсу, Э. Эриксону и др., значительную роль в пожилом возрасте играет принятие человеком своего жизненного пути. По словам Л.И. Анцыферовой, «важное условие плодотворной жизни в поздние годы - это интеграция субъектом всех пройденных им стадий, своего прошлого, настоящего и антиципируемого будущего». Проблемы пожилых людей рассматривались в различных аспектах: социологическом (М.Д.Александрова, А.В.Дмитриев, З.М.Саралиева, В.Д.Шапиро, Л.С.Шилова), медицинском (В.М.Дильман, А.А.Дыскин, А.Н.Рубакин, З.Г.Френкель, Д.Ф.Чеботарев), с позиции семьеведения и феминологии (И.С.Кон, Ю.Б.Рюриков, А.Г.Харчев, Л.Т.Шинелева). С позиции демографического подхода пенсионеры - это, прежде всего, особая возрастная группа населения. Демографический анализ представлен в работах А.И. Антонова, В.М. Медкова, В.Н. Архангельского, Б.Д. Бреева, В.В. Фролькиса, А.Г. Вишневского М.С.Бедного, А.Я.Кваши. В рамках экономического подхода пожилое население страны рассматривается как часть российского социума, утратившая в значительной мере свою трудоспособность и находящаяся на государственном социальном обеспечении. Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внесли: выдающийся отечественный психолог Б.Г.Ананьев, обосновавший необходимость комплексного подхода к процессу старения; современные геронтологи Г.С.Абрамова, В.А.Альперович, А.А.Козлов, Р.СЯцемирская, а также зарубежные авторы - А.Адлер, Э.Берн, К.Хорни, Э.Фромм, Т.Шибутани. Накоплен теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми (Р.М.Вебер, Н.Ф.Дементьева, П.Д. Павленок, Э.В. Устинова, Э.С.Пушкова, А.И.Тащева, Е.И.Холостова, Н.П.Щукина). В настоящее время появляются исследования психологов, посвященные изучению пенсионеров, - О.В. Красновой, А.Г. Лидерс, М.В. Гамезо, В.С. Герасимовой, Г.Г. Гореловой, Л.М. Орловой. В них рассматриваются вопросы социально-психологической адаптации к новому статусу человека, вышедшего на пенсию, жизненные циклы пенсионеров, роль и значимость в семье, досуговая деятельность, особенности психологического консультирования пенсионеров, психологическое сопровождение подготовки выхода на пенсию. Факторы социального поведения и самочувствия пожилых людей в обществе, проблема активизации их поведения исследовали М.Е. Данилова, Н.Ф. Дементьева, А.В. Дмитриев, Н.Г. Королева, Т.В. Козлова, А.В. Писарев, Ж.Т. Тощенко. В своих работах эти авторы подчеркивали тот факт, что популярный стереотип о пассивности старшего поколения, об их консерватизме не находит подтверждения в эмпирических данных. Прекращение профессиональной деятельности не должно исключать пожилых людей из активной жизни в обществе. В современной науке социально-психологические проблемы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой. Обращение к проблемам старения, создание внутренней готовности к достраиванию собственной судьбы на поздних этапах жизни важно для каждого человека. Перспективы развития в старости связываются с успешностью преодоления кризиса зрелого возраста, осознанностью выбора, активностью жизненной позиции и имеет решающее значение для удовлетворенности жизнью, для адекватного восприятия собственной старости. Резюмируя анализ степени разработанности темы исследования, подчеркнем, что в анализируемых работах пенсионеры и лица пожилого возраста в качестве самостоятельного объекта, как правило, не исследовались. Обратим внимание также на то, что долгое время тема «качества жизни» и старения общества рассматривались независимо друг друга, поэтому планирование мероприятий по повышению качества жизни граждан пожилого возраста, требуют научной информации о проблемах этой группы населения. Нехватку подобной информации в настоящее время ощущают социальные работники всех уровней. Популяция людей пожилого возраста не однородна. Однако, для большинства из них характерно снижение уровня доходов, развитие заболеваемости и уменьшение социальной поддержки по сравнению со зрелым возрастом. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблематика активизации лиц пожилого возраста привлекает всё большее внимание учёных различных областей научного знания – социологии, философии, психологии, а роль учреждений социального обслуживания в поддержании активного образа жизни людей пожилого возраста до последнего времени находилась вне внимания теоретиков и практиков социальной работ, что и определило тему данного исследования. Объект исследования являются граждане пожилого возраста, как социальная группа (на примере клиентов дневного отделения ЦСО Комсомольского района г.о. Тольятти). Предмет исследования – факторы, определяющие качество жизни в пожилом возрасте. Гипотеза исследования - предположение о том, что качество жизни людей будет выше, если создать условия для проявления активности и вовлечения в социальные контакты в условиях социального учреждения. Целью исследования является изучение возможностей социальной службы по созданию и поддержанию условий социальной активности и социальных контактов людям в пожилом возрасте в трех направлениях деятельности: культурно – массовых мероприятиях, клубной работе и групповой психотерапевтической и психокоррекционной работе. Задачи исследования: 1. Проанализировать современное положение и проблемы пожилых людей; 2.Определение качества жизни в пожилом возрасте как социальной проблемы; 3. Представление структуры организации приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми - отделения дневного пребывания; 4.Раскрыть потенциал технологий социальной работы как средства активизации лиц пожилого возраста; 5.Сформулировать и предложить рекомендации по оптимизации форм и методов ведения социальной работы в данной области. Методы исследования, использованные при сборе, анализе и обобщении по теме дипломной работы: наблюдение, анализ документов, анкетирование. Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Эмпирическая база исследования материалы периодической печати, учебные пособия, монографии по исследуемой тематике, исследования ведущих социологов России. Научная новизна заключается в анализе существующих и поиске новых механизмов активного образа жизни в пожилом возрасте. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что анализ результативности деятельности социальной работы с лицами пожилого возраста в ГБУ СО Комсомольского района г.о. Тольятти позволяет определить пути совершенствования социальной работы со старыми и пожилыми людьми. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы – 75 листов. Глава 1. Теоретико - методологические основы изучения проблем людей пожилого возраста в современном обществе 1.1 Пожилые люди как социальная общность В социально-демографической структуре современного общества, в ряду социальных слоев и групп, которые можно и нужно рассматривать как объекты социальной поддержки и помощи, одно из первых мест занимает такая категория как пожилые люди. Как любая крупная социальная общность, она имеет собственную внутреннюю структуру, включающую в себя различные социально – демографические слои. Основным стратификационным признаком, позволяющим выделять эти слои, является возраст человека. Численность населения за 2015 год у нас составили 146 519 759 человек и 39 миллионов – это граждане в возрасте старше трудоспособного. То есть, по сути, значительная часть нашего общества – это пенсионеры. Ожидаемая продолжительность жизни, по данным за 2015 год, у мужского населения 62,9 лет, а женского – 75 лет» [1, с. 105]. В масштабах всего мира, по оценкам экспертов ООН и ВОЗ, число людей старше 60-ти лет к 2025 году достигнет 1,2 миллиарда, причём, ожидается наиболее радикальный рост возрастной группы старше 80-ти лет. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что для современного общества и его демографического развития характерна тенденция активного старения населения. Ее формирование и существование объясняется следующими причинами: во – первых, изменение демографического поведения людей (более позднее вступление в брак, низкий уровень рождаемости и т.п.); во-вторых, совершенствование медицинских технологий и системы медицинской помощи населению и рост средней продолжительности жизни; в-третьих, постоянное совершенствование системы социальной поддержки пожилых людей в обществе. Всё это создаёт возможность для более длительной и более комфортной жизни человека в обществе. И все же, и в России, и во многих других странах мира пожилые продолжают оставаться одной из наименее защищённых социальных категорий населения. Современное российское общество по возрастному составу является в значительной степени обществом пожилых и старых людей. Как уже было отмечено, основным признаком принадлежности человека к такой социальной общности как пожилые люди, является возраст. В большинстве стран он составляет 60 лет и выше. Само положение пожилого человека не только в обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество относится к старости, определяются и решаются соответствующие социальные проблемы. Знание проблем граждан старшего поколения сохраняет социальных работников от одной из основных ошибок при работе с пожилыми людьми, которая заключается в неадекватной оценке их жизни и потребностей. «Наше отношение к старости опосредовано возрастными стереотипами, усвоенными нами с детства, - пишет известный психолог О.В.Краснова. – Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. В геронтологической литературе доказано их влияние на то, как пожилые люди воспринимают и ощущают себя и как регулируют свое взаимодействие с окружающими. Распространенное, к сожалению, мнение, что пожилые люди – бесполезные, интеллектуально деградирующие люди, которые не живут полноценной жизнью, а лишь доживают, воздействует на их поведение… Крайне слабое развитие психогеронтологии в нашей стране приводит к тому, что предубеждения заметно воздействуют и на формирование научных представлений о пожилом возрасте. Негативным стереотипам подвержены многие специалисты, профессионально работающие с пожилыми людьми: врачи и медсестры, социальные работники и педагоги, геронтологи, психологи и психиатры»[2, c.7] Социальная работа с этой категорией населения должна строиться исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. Итак, к основным проблемам пожилого возраста относятся: 1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей. Это одна из наиболее острых и болезненных проблем, с которой сталкиваются многие члены общества, достигшие пожилого возраста и вынужденные, в силу возрастных особенностей, отказаться от многих привычных социальных ролей и статусов. В свою очередь, это приводит к значительному разрушению привычной для человека системы жизнедеятельности, резкому сокращению круга общения и других социальных возможностей. 2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми. Появление этой проблемы в жизни пожилого человека связано с прекращением им активной трудовой и производственной деятельности, разрывом устоявшихся социальных связей и отношений, а также, с устоявшимся, негативным отношением современного общества к пожилому возрасту и к старости. Пожилой возраст сегодня – это фактор, препятствующий восходящей социальной мобильности человека, это основание для несения тех затрат, которые вряд ли окупятся (затраты на социальную помощь пожилым), это дополнительная финансовая, социальная и нравственная нагрузка на общество и людей молодого и среднего возраста. 3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе. Утрата привычного социального статуса, позволявшего на протяжении длительного времени осуществлять эффективный процесс социального и личностного функционирования, приводит к серьёзным эмоциональным, психологическим, а, иногда, и физиологическим срывам. 4. Наличие большого количества свободного времени и качество наполнения. Возникновение этой проблемы обусловлено значительным изменением режима трудовой и производственной деятельности, которое является одним из следствий достижения человеком пожилого возраста. Утратив необходимость посвящать значительное количество времени работе, человек не всегда в состоянии сам, без посторонней помощи найти адекватное своим новым возможностям занятие. В такой ситуации часто можно наблюдать две «крайние» возможности развития событий. Либо родные и близкие пожилого человека стремятся полностью освободить его от всех домашних проблем и дел, под предлогом того, что он заслужил отдых, его немощи и слабости. Либо, наоборот, домашние начинают воспринимать пожилого человека как «дополнительные рабочие руки» в домашнем хозяйстве, на которые можно переложить все заботы, в результате чего пожилой человек превращается в домашнюю прислугу [3, c.305] Важно отметить, что большинство людей преклонного возраста ощущают свои годы именно из-за потери здоровья. Болезни одолевают, отнимая силы и радость жизни. Исследования психологов убедительно показывают, что мнительные по натуре люди гораздо тяжелее переносят недомогание в отличие от тех, кто не столь пристально сосредоточен на проблемах собственного здоровья. Жизнерадостные личности, способные видеть не только отрицательные моменты действительности, но и ее положительные стороны, находят в любом возрасте свое место в обществе. «Важны не годы, а то, как ты к ним относишься», сказал великий Гете. Если относишься к старости как к концу жизни, не обещающему ничего хорошего, она действительно превращается в мучение. Но можно подойти к ней и по другому: это время, которое предназначено для того, чтобы заняться любимым делом, увлечься тем, на что раньше никогда не хватало времени. В современном обществе, ориентированном в основном на молодёжную культуру, сложились негативные стереотипы старости, которые отрицательно отражаются не только на самих пожилых и престарелых людях, но и на обществе в целом. Стереотипы пожилых включают в себя обобщённый набор негативных представлений, когда происходит ухудшение здоровья, физических и умственных способностей, затрудняется повседневная деятельность, появляются физические признаки старости. Исследователи относят пожилых людей к группе риска; в глазах многих они являются той группой, которая потребляет большую часть ресурсов общества: пенсионные выплаты; социально-медицинское обслуживание, различные социальные льготы. Cогласно принципам социологии и антропологии, член группы, который получает больше, чем даёт, исключается и отвергается. Один из способов для пожилых людей избежать такого отвержения – повысить уровень своего включения в общественную жизнь. Человек пожилого возраста не прекращает усваивать социальный опыт. Он продолжает оставаться членом политических, религиозных, гендерных, этнических и других социальных групп. Пожилой человек преобразует социальный опыт в собственные ценности, установки и ориентиры. Таким образом, социализация не прекращается после достижения какого-то возраста, например, возраста выхода на пенсию. Однако опыт повседневной жизни часто показывает обратное: происходит замыкание интересов пожилых людей в узком социальном пространстве, например, только на проблемах семьи или своего здоровья [4, c.31] В когнитивной психологии предложена парадигма непрерывности/прерывистости развития для объяснения различия между нормальным и патологическим старением: социализация одних людей в пожилом возрасте прерывается, в то время как другие продолжают усваивать и преобразовывать социальный опыт. Психологи отмечают, что в самой идее активности человека как социального существа заложена мысль о непрерывности социального развития личности, развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте. Даже если человек в пожилом возрасте обременён множественными заболеваниями, столкнулся с потерями, зависимостью от других, то развитие прерывается только в случае серьёзных когнитивных нарушений, вызванных деменцией разного рода и ведущих к разрушению личности. В мировой психологической науке складывается новое представление о старости, как о продолжающемся движении человека вперёд, как о развитии, а не о закате жизни. Исследования помогли учёным выявить определённые механизмы, задействованные в процессе старения клеток мозга. Оказалось, что интеллектуальная активность, любознательность, интерес к общению, желание познавать и двигаться вперёд заметно замедляют процесс старения, препятствуют ему. Также невероятно важно психологическое состояние человека. Чем дольше замедляется старение, тем больше человек уверен в себе, чувствует, что нужен людям, способен помочь другим, говоря проще, тем больше человек любит жизнь. Положительный эффект в преодолении негативных стереотипов старости, а также позитивное влияние на социальное самочувствие человека в последние фазы жизненного цикла может оказать социокультурная и психическая активность людей пожилого возраста. Она подразумевает использование и активизацию всех жизненных ресурсов, на которые способен человек в старости для развития новых возможностей. Это необходимо для улучшения качества жизни пожилого человека. Кроме этого, ведёт к переосмыслению в общественном сознании роли и места пожилых людей в обществе и положительно сказывается на преодолении стереотипов в поведении и отношениях. Подавляющее большинство пожилых людей соглашаются с тем, что в их возрасте учёбы, образование не нужны и их удел - заниматься внуками, забыв о своих желаниях и интересах. Многие считают, что это естественно и нормально, что с возрастом нарушается психика. Существование представлений о людях и самих людей пожилого возраста негативно влияет на самооценку, формирование депрессивного состояния, на взаимодействие с окружающими [5, c. 139] Программы социокультурного развития для людей пожилого возраста так или иначе создаются, в том числе и на базе учреждений социальной защиты населения. Однако программ социально-психологического развития лиц пожилого возраста (группы личностного роста, группы общения, коррекция взаимоотношений со взрослыми детьми и внуками, работа в смешанных группах общения со студентами) очень ограниченное количество. Что странно, так как это психологическая работа: трансформация деструктивных стереотипов, формирование позитивного стиля мышления и восприятия жизни. После выхода на пенсию необходима адаптация пожилых людей к новой жизни. Опыт работы с людьми старшего зрелого возраста показывает, что на условия жизни и психологическое состояние людей этой категории влияет уровень их социальной активности и интенсивности контактов. Общество предоставляет слишком мало возможностей для адаптации в новой социальной ситуации. Уменьшаются запросы общества: от людей старше 60-ти лет уже не требуют былой энергичности, независимости и созидательности. Подобная социальная реакция негативно сказывается на поведении здоровых и энергичных пожилых людей, деморализуя их. Многие пожилые люди принимают навязываемые им правила игры, замедляют ритм собственной жизни. Между тем, значительная жизненная активность часто сохраняется, как и готовность отдавать свой жизненный опыт. Вместе с тем настоящее время всё больше пенсионеров не только работают наравне с молодыми, но и активно проводят свой досуг: поют в хоре, ходят на танцы, путешествуют, учатся и пр. Исследования учёных в области психологии и медицины показали, что активные люди пожилого возраста реже страдают сердечно - сосудистыми заболеваниями, практически не жалуются на нарушения памяти и живут (в среднем) дольше, чем их сверстники, ведущие менее активный образ жизни. Социальная интеграция – сохранение значимой роли, следование нормам, поддержание референтных групп – компенсируют отрицательные эффекты плохого физического состояния, положительно влияют на поддержание благополучия и сводят к минимуму душевные страдания. Успешное старение связано с поддержанием физической и когнитивной активности и, особенно – вовлечённостью в социальные взаимодействия, занятием продуктивными видами деятельности. Следовательно, пожилой возраст - это во многом результат собственной работы человека над собой [6, c.78] В данной главе обосновывается несостоятельность двух крайностей в оценке пожилых людей как социальной общности: восторженно – оптимистических и негативно – пессимистических. Изучаемая общность рассматривается в качестве, с одной стороны, объекта, с другой субъекта социальных отношений. Первый аспект рассмотрения акцентирует внимание на уточнении самого понятия «пожилые люди», научных критериев, на основе которых можно обозначить границы пожилого возраста, а также выявить внутреннюю градацию этапов развития. Второй аспект предполагает обоснование субъективности пожилых людей, а также путей и технологии субъективизации . Так образом, анализ пожилых людей как социальной общности предполагает рассмотрение условий жизнедеятельности (социально-экономических, социального положения, потребностей, интересов), общих для данной социальной группы, порождающих сходные потребности и интересы, совместную деятельность. Причем пожилые люди – это социально-демографическая группа, нижняя граница которой очерчена переходом от зрелости к старости. В этой связи важно определиться с возрастными границами данной общности. «Возраст, при котором наступает старость, зависит от индивидуальных особенностей человека и множества внешних, способных затормозить этот процесс, факторов, - говорится в Рекомендациях Комиссии по пожилым людям при Совете Европы. – Поэтому бесполезно пытаться определить точно возраст наступления старости» .[7, c.8] Однако, отказ от определения не лучший его вариант. В этой связи подчеркнем, что старость – возрастная категория для демографов (лица в возрасте 65 лет и старше), социальная для социологов («пожилые люди»), геронтология делит людей старшего возраста на пожилых (60-70 лет), представителей пожилого возраста (70-80 лет) и долгожителей (от 80 лет и старше). Для социологии существенно интегративное определение старости, выведенное из социально-возрастного статуса и идентичности. Быть пожилым значит идентифицировать себя с этой группой, выделяя из других, ощущать принадлежность к ней. Отнесение себя к этой группе зависит от профессионального, семейного статуса, специфики интересов, навыков в проведении свободного времени. Социально-возрастной статус складывается на основе целенаправленных действий личности. Учитывая выше сказанное, а также постулируя условность любого определения, к пожилым людям будем относить - с определенной степенью условности – лиц возраста 60 лет и старше, характеризуя эту общность определенными социальными признаками, связанными с освоением статуса пенсионера по возрасту, изменением ведущего вида деятельности. Важно заметить и другое: многие исследователи в своих работах поначалу разводят понятия «пожилые», «престарелые», «лица старческого возраста», «долгожители» и т. д., но затем в последующих разделах своих работ фактически отождествляют данные понятия. Это характерно и для «практической социологии», социальных программ, в частности «Старшее поколение», работ демографов [8, c.100] Увеличение продолжительности жизни граждан старшего поколения приводит к тому, что численность лиц старшего возраста, долгожителей становится массовой. Таким образом, единая социально-демографическая группа пожилых становится все более сложной, содержа в себе не только людей разного возраста, но иногда и разных поколений. Поэтому государственная социальная политика, вся деятельность государства в интересах пожилых людей, должна предусматривать изучение и учет этой специфики, дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей самих лиц старшего возраста. Ввиду сокращения ресурсной базы пенсионного обеспечения и социального обслуживания из-за возрастания демографической нагрузки на население трудоспособного возраста необходимо опережающими темпами развивать страховые механизмы пенсионного обеспечения и стимулировать социальную активность пожилых с целью максимального использования потенциала их самопомощи и взаимопомощи. Еще раз подчеркнем, что пенсионеры как крупная социальная общность, являются важным элементом социально-демографической структуры общества, их поведение и социальные установки, обусловленные новым для них, экономическим положением вне общественного производства, оказывают значительное влияние на социальные, экономические и политические процессы в обществе, на его социальные институты. Исходя из того, что собственно и сама социальная группа пенсионеров в стране является достаточно неоднородной по социально-демографическому составу, российские пенсионеры различаются по демографическим признакам - возрасту и полу, образованию, социальным - по социальному статусу до выхода на пенсию, стажу работы и степени занятости после выхода на пенсию, по причинам и возрасту выхода на пенсию, общему пенсионному стажу. Сегодня при характеристике различных групп пожилых на теоретическом уровне выделяются ключевые моменты для сопоставления социального положения различных групп пожилых людей между собой и этой категории в целом - с другими возрастными категориями населения. Такие характеристики обобщаются теоретическими концептами «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», о чем подробнее мы рассмотрим далее. 1.2 Качество жизни людей пожилого возраста как социальная проблема Научный анализ объекта исследования отличается использованием систематизированного, ранее испытанного и четко выраженного аппарата понятий, приспособленного для изучения определенной действительности. В нашем случае ключевое из этих понятий – «качество жизни в пожилом возрасте». На сегодняшний день проблема качества рассматривается как ключевая социальная проблема, которая затрагивает все стороны жизни и приобретает действительно глобальный характер. От глубины и последовательности ее решения во многом зависит не только перспектива развития цивилизаций, общества, но и каждого человека в отдельности. При этом качество жизни людей играет ведущую роль в этом процессе. Ведь основной причиной появления и широкого распространения термина «качество жизни» в обществах с высоким уровнем потребления была смена механизма всего социального развития. На место сугубо экономических критериев пришли критерии качества жизни, а развитие человеческого потенциала стало целью и фактором экономического роста. На определенных этапах развития цивилизации доминировали лишь некоторые стороны качественной оценки жизни общества. Они нашли свое выражение в ряде категорий: «образ жизни», «стиль жизни», «благосостояние», «уровень жизни» [9, c.20] Рассматривая взаимосвязь категорий «качество жизни» и «уровень жизни», мы пришли к выводу, что, характеризуя степень удовлетворения жизненных потребностей человека, «уровень жизни» акцентирует внимание на обеспеченности жизни, фиксируя лишь количественную ее сторону, в то время как «качество жизни» включает в себя и субъективную оценку индивидом всего набора оцениваемых элементов. Это в свою очередь явилось основанием для выделения общего и единичного в представленных категориях. Итак, качество ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: