- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности организации туристско-краеведческой деятельности в школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012321 |
Тема: | Особенности организации туристско-краеведческой деятельности в школе |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Теоретические основы школьного туристско-краеведческого образования 1.1 Понятие и направления внеурочной деятельности в школе 1.2 Туристско-краеведческая работа как один из видов внеурочной деятельности 1.3 Детский туризм и краеведение в системе школьного образования 2 Организация внеурочной деятельности в средней общеобразовательной школе №8 2.1 Характеристика общеобразовательного учреждения 2.2 Основные направления, цели и задачи работы туристско- краеведческого кружка «Юный краевед» 2.3 Содержание программы туристско-краеведческого кружка «Юный краевед» 3 Разработка и организация тура «По уникальным местам родного края» 3.1 Программа проведения тура «По уникальным местам родного края» 3.2 Экономическое обоснование тура 3.3 Обеспечение безопасности на маршруте ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Одной из приоритетных задач государства является развитие детско-юношеского туризма и краеведения. Сегодня повсеместно функционируют специализированные организации дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, действуют кружки и секции, открытые, в том числе, и в общеобразовательных школах. Эти учреждения осуществляют функции методических и организационных центров по развитию в России образовательного, краеведческого, экологического туризма. В рамках реализации образовательных программ организуются многопрофильные экспедиции, практикумы по изучению родного края, экологические акции, проводятся мероприятия по изучению истории и культуры государства. Все это направлено на формирование нравственной, физически сильной и самостоятельной личности, воспитания гражданина страны, знающего и любящего свою Родину, воспитание лидера XXI века. Туристско-краеведческая работа несет в себе огромный социально-культурный потенциал. Это наиболее эффективная форма воспитательной работы, которая помогает сделать жизнь детей более интересной, разнообразить их досуг, наполнить его социально значимым содержанием, а так же сохранить и укрепить здоровье учащихся. Туризм и краеведение должны культивироваться в каждой школе как составляющая внеурочной работы. В данном виде деятельности накоплен и отработан многолетний практический, конструктивный опыт, выработана система познавательной деятельности подростков в туристских походах, экскурсиях и других формах. Современные условия жизни предоставили неограниченную свободу выбора форм, методов, содержания туристско-краеведческой деятельности. Ее субъектами являются обучающиеся, педагоги, общественность, различные организации. Центральное место занимает здесь ребенок – конкретная личность. Роль остальных – выполнять социальный заказ, направленный на развитие личности обучающихся средствами туризма и краеведения. Цель внеурочных занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокого уровня развития нравственных качеств. Для любого государства задача социального становления личности является важной и актуальной. В связи с этим возрастает роль детско-юношеского туризма и краеведения в становлении гражданского самосознания и личной жизненной позиции школьников. Концепция использования туристско-краеведческой работы в учебно-воспитательном процессе получила педагогическое обоснование в трудах многих выдающихся российских педагогов прошлого. Идея не нова, но отвечает запросам общества и в настоящее время, так как туризм не получил пока «статуса» обязательного раздела внеурочной работы в школе. Поэтому необходима модернизация системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей с ориентацией на воспитание социально ответственной, самостоятельной и творческой личности, этим и объясняется актуальность данной работы. Исходя из актуальности темы, можно сформулировать цель исследования: выявить особенности организации туристско-краеведческой деятельности в школе. Для достижения цели необходимо выделить следующие задачи: ? изучить понятийный аппарат объекта исследования; ? рассмотреть роль туристско-краеведческой деятельности в учебно-воспитательном процессе школы; ? дать характеристику общеобразовательному учреждению; ? проанализировать цели, задачи и основные направления деятельности кружка «Юный краевед»; ? разработать тур по территории Мясниковского района; ? рассчитать экономическую эффективность разработанного турпродукта; ? сформулировать основные аспекты обеспечения безопасности туристов на маршруте. Объект исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 с. Большие Салы. Предметом исследования являются особенности организации туристско-краеведческой деятельности в школе. Методологической и теоретической базой исследования послужили работы ведущих отечественных ученых и педагогов в исследуемой области: В.Г. Боровика [1], И.Н. Поповой [2], Д.В. Григорьева [3], Б.В. Куприянова [4], А.А. Остапца [5], П.В. Степанова [6], Н.М. Тарарушкина [7], В.А. Рединой [8], Т.В. Имангуловой [9], Ю.С. Константинова [10]. Методы исследования: сравнительный анализ научно-методической литературы, анализ статистических данных, картографический метод. Работа состоит из трех разделов основной части, введения, заключения, тридцати источников литературы, пяти приложений. 1 Теоретические основы школьного туристско-краеведческого образования 1.1 Понятие и направления внеурочной деятельности в школе В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р, развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. Дополнительное образование детей – это целенаправленный процесс развития личности и обучения по дополнительным образовательным программам в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Основное предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Организация дополнительного образования позволяет обеспечить право каждого ребенка на свободный выбор образовательной области, профиля программ, времени их освоения, участия в разнообразных видах деятельности с учетом своих склонностей. Внеурочная деятельность на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в Стандартах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагоги решают задачи воспитания и социализации [1]. Сегодня внеурочная деятельность определяется как обязательная составляющая учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся, цель которой – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций [2]. В рамках Стандартов выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно полезная работа; проектная деятельность [1]. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: ? игровая деятельность; ? познавательная деятельность; ? досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); ? проблемно-ценностное общение; ? художественное творчество; ? социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); ? трудовая (производственная) деятельность; ? спортивно-оздоровительная деятельность; ? туристско-краеведческая деятельность [3]. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням. Первый – получение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, общественном устройстве, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т. п.), первичного осознания социальной реальности и повседневной жизни [4]. Второй – приобретение школьником опыта переживания и правильного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – освоение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества [3]. Кроме образовательных, внеурочная деятельность осуществляет решение целого рядя очень важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка к школе; снижение его учебной нагрузки; улучшение условий развития; учет возрастных и индивидуальных склонностей. Достижение этих результатов реализуется через разнообразные формы, включенные в урочную систему работы, дополняющие и расширяющие ее: ? объединения по интересам (кружки, секции, студии и др.), формирующиеся на основе разнообразных программ дополнительного образования; ? объединения по интересам (клубы, научные общества и др.), формирующиеся на основе разработанных программ деятельности; ? временные объединения по организации и проведению отдельных мероприятий (научно-исследовательская работа, общественно полезные практики, коллективная творческая деятельность) [2]. До недавнего времени внеурочная деятельность в школе проводилась, в основном, в стенах класса и школы, которую осуществлял учитель, являющийся одновременно классным руководителем. Сегодня наиболее ценными являются практико-ориентированные формы организации, отличающиеся по содержанию и видам. Полнота и качество внеурочной деятельности обуславливается реализацией дополнительных образовательных программ нового поколения. Содержание программ должно быть ориентировано на организацию культурной и социальной практики [2]. Культурная практика – это организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. К мероприятиям такой направленности относятся экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические праздники, вечера, учебные бизнес-мероприятия, «добрые» дела и т. д. Они организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Социальная практика – деятельность, направленная на формирование опыта конструктивного гражданского поведения учащихся. Социальные практики позволяют школьнику получить опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т. д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности учащегося [2]. Выводы. Из вышеизложенного можно констатировать следующее: ? внеурочная деятельность выступает обязательной составляющей учебной программы, для осуществления которой учебное учреждение может использовать ресурсы как извне, так и внутри среды социума; ? она обеспечивает удовлетворение индивидуальных интересов учащихся; ? внеурочная деятельность – это целостная система занятий, включающая разнообразие предложенных форм организации, обладающая воспитательной функцией. 1.2 Туристско-краеведческая работа как один из видов внеурочной деятельности Туристско-краеведческая деятельность на протяжении долгого времени остается одной из основных составляющих процесса внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Она не имеет фиксированных сроков и является непрерывной и последовательно переходящей из одной в другую образовательную систему со своей оригинальностью, спецификой, самоценностью. Теоретической основой данного вида деятельности выступают идеи А.А. Остапца («Школа жизни – окружающий мир», краеведческий принцип в туризме). Теория была разработана авторским коллективом во главе с А.А. Остапцом в 1986 году [5]. Основные положения: ? всестороннее развитие личности при учете ее индивидуальных наклонностей, способностей и задатков; ? физическое и духовное оздоровление ребенка в тесном взаимодействии со сверстниками и педагогами, формирование привычки к здоровому образу жизни; ? деятельностное познание ребенком окружающего мира средствами туристской и краеведческой деятельности в их единстве и взаимодействии; ? познание по принципу гносеологической спирали с постепенным расширением процесса от «родного гнезда» (своего дома, двора, улицы и микрорайона) до соседних областей, до границ своего края и страны, а также зарубежных стран; ? освоение окружающего мира от созерцания, наблюдения, ознакомления – до изучения и исследования (включая проектный метод и индивидуальный образовательный маршрут); ? цикличное построение туристско-краеведческой деятельности в три основные этапа (подготовка туристско-краеведческого мероприятия, проведение и подведение его итогов); ? самоуправление коллектива на основе функционирования системы сменных туристско-краеведческих должностей и специальностей; ? система нравственно-этических норм, законов, правил и традиций в туристско-краеведческом коллективе; ? взаимосвязь обучения, воспитания и оздоровления в цикличной системе туристско-краеведческой деятельности как фактор и условие гармоничного развития личности ребенка [5]. Содержание туристско-краеведческой деятельности многогранно и разнообразно, что реализуется через различные формы ее организации. Есть более значимые, основные, а есть менее (вторичные), неспецифические. Как наиболее важные выделяется группа из шести составляющих: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно этот ряд составляет костяк, основное ядро содержания туристско-краеведческой деятельности в школе. Активные формы туристско-краеведческой деятельности создают принципиально иные отношения педагога и воспитуемого, в основе которых лежит принцип социального равенства, равноправного участия в воспитании [3]. В рамках любой из перечисленных форм возможно достижение трех уровней результатов. Первый уровень – получение обучающимся социальных знаний, осознания социальной реальности и повседневной жизни. Элементарные социальные знания ребенок приобретает в процессе непосредственного участия в туристско-краеведческой деятельности: познает правила поведения человека в лесу, в горах, на реке, сталкивается с трудностями походной жизни, с особенностями взаимодействия в туристском коллективе, осваивает этику поведения в музее, архиве, читальном зале, формирует образ о себе как о жителе того или иного края. Наиболее эффективно процесс освоения социальных знаний происходит тогда, когда школьники в полевых условиях взаимодействуют с объектами окружающего социального мира, знакомятся с жизнью людей родного края: их нормами и ценностями, историей, обычаями и культурой, этническими и религиозными особенностями. Приобрести эти знания в полной мере возможно только в походе или экскурсии. Изучение литературы, просмотр кинофильмов, беседы со взрослыми о значении для нашего общества Победы в Великой Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам – занятие однобокое. Понимание необходимости чтить память погибших приходит в том случае, когда ребенок самостоятельно прошел сотню километров по боевым местам, встречался лицом к лицу с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищал от мусора заброшенные братские могилы и т. п. В связи с этим маршруты экскурсий, походов, экспедиций рекомендуется прокладывать так, чтобы школьники смогли посещать монастыри, храмы, памятники, старинные дворянские усадьбы, музеи, места важных исторических событий [3]. Второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом – осуществляется благодаря включению иных педагогических механизмов. Например, введение педагогом особых правил, касающихся туристских традиций и специфических форм поведения. Кроме того, побуждение детей к соблюдению основных законов жизни туристской группы и привычка к режиму должны стать частью повседневности туриста. Туристско-краеведческая деятельность предоставляет учащимися возможности для получения опыта самостоятельного действия – это третий уровень результатов [3]. Этот опыт юный турист-краевед может приобрести, участвуя в традиционной для многих туристских коллективов систему сменных должностей – это система детско-взрослого самоуправления, действующая во время подготовки и проведения турпохода, экскурсии. Должности могут быть, например, такими: штурманы, хронометристы, краеведы, географы, историки, топографы, ботаники. Получить опыт социального действия школьник может и, включившись в благотворительную деятельность, которая организуется педагогом или самими детьми во время экскурсии, похода, экспедиции, стоянки полевого лагеря и т. д. Это может быть: ? уход за братскими могилами, которые встречаются туристам во время путешествия; ? помощь в восстановлении или ремонте храмов, монастырей, мимо которых пролегает маршрут юных туристов; ? расчистка от мусора и благоустройство туристских стоянок, родников, колодцев и других природных объектов; ? оказание добровольной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, старожилам, с которыми знакомятся школьники во время проведения краеведческой работы, музею, который они посещают [6]. Туристско-краеведческая деятельность среди учащихся школьников подразделяется на массовую, групповую, индивидуальную [8]. Таблица 1 – Классификация туристско-краеведческой деятельности Цель Форма проведения Направления краеведения Продолжи тельность Количество участников Интен сив ность Учебно-образова тельная Туристско-краеведчес кие походы, экспедиции, экскурсии, культурно-массовые мероприя тия Экологичес кая, геогра фическая, геологичес кая, фльклорно-этнографическая, военно-патриотическая Одноднев ная, многоднев ная Массовая, групповая, индивиду альная Постоян ная, сезонная Позна вательная Воспи тательная В основе туристско-краеведческой деятельности лежат следующие основные принципы современной педагогики: ? интеллектуально-нравственная и общественно полезная направленность. Туристско-краеведческая деятельность подчинена задачам возрождения духовности и национального сознания, формирования высокой гражданственности [9]; ? научность туристско-краеведческой деятельности. Она предусматривает избегание в проведении краеведческо-исследовательской работы (несмотря на доступные для школьников методы исследования) упрощенчества, поверхностности и схематизма. Методика краеведческих исследований должна основываться на глубоком изучении научной литературы, картографического материала, широких связях и консультациях со специалистами; ? добровольность и общедоступность. Туристско-краеведческая деятельность, как и любая внешкольная деятельность, выбирается учащимися по собственному желанию, по зову души и является демократической и общедоступной для разных возрастных категорий тем, что она не разделяет детей на способных и одаренных, с одной стороны, и неспособных, неодаренных – с другой, как это часто бывает в учебном процессе школы и во многих других видах учащейся деятельности; ? комплексность и систематичность. Туристско-краеведческая деятельность должна осуществляться одновременно по всем направлениям и в течение года. Реализация этого принципа предполагает непрерывность педагогического процесса в туристско-краеведческой работе, требует преемственности в воспитательном воздействии; ? плановость и преемственность в работе. Начиная туристско-краеведческую деятельность, следует иметь продуманную программу подготовки и составленные на определенные отрезки времени, детализированные календарные планы. Этой деятельностью нужно заниматься непрерывно. Чем дольше будут продолжаться наблюдения природных и социально-экономических явлений, тем достовернее будут результаты; ? преемственность в туристско-краеведческой деятельности осуществляется установлением связей между разновозрастными туристско-краеведческими объединениями учащихся. Реализация потребностей детей и молодежи в романтике, новизне впечатлений. Только туристско-краеведческая деятельность способна в полной мере удовлетворить эти потребности, присущие каждому ребенку без исключения [9]; ? сочетание детского самоуправления с педагогическим руководством туристско-краеведческой деятельностью. Самодеятельность этого вида работы заключается в самостоятельном решении учащимися под руководством педагогов всех организационных вопросов проведения туристско-краеведческой и поисковой работы и оформления материальных результатов исследований; ? природоцелесообразность, активность и инициативность. Именно туристско-краеведческая деятельность предоставляет учащимся возможность активного, неформального общения с природой, со своими товарищами, проявлять здоровую инициативу, находить пути ее реализации; ? коллективизм. Туристско-краеведческая деятельность имеет огромные возможности в развитии ученического коллектива. Ее преимущество перед другими средствами в том, что привлечение к туризму ускоряет темпы развития коллектива за счет постоянной и разносторонней по своему характеру деятельности. Любое отклонение от требований, норм и правил поведения кого-либо из участников туристского мероприятия вступает в противоречие с интересами коллектива, тормозит продвижение к определенной цели, а это вызывает естественную реакцию протеста большинства, и, как правило, коллектив сам быстро и правильно разрешает недоразумения и споры; ? сочетание наглядности обучения с развитием абстрактного мышления. Окружающая действительность, которую наблюдают ученики во время походов и экскурсий, дает возможность воочию увидеть объекты, которые трудно, а иногда и невозможно представить полностью по описанию, объяснению, рассказу. Наглядность значительно увеличивает глубину восприятия объекта; ? единство образовательно-воспитательной и коррекционно-оздоровительной работы. Туристско-краеведческая деятельность является самой универсальной формой деятельности в том плане, что сочетает в себе и образование, и воспитание, и активный отдых, и оздоровление, и спорт с присущими ему атрибутами – разрядами и званиями [9]. Выводы. Туристско-краеведческая работа выступает: ? как новаторство, самоценная деятельность в системе внеурочного обучения, органично вливающаяся в образовательный процесс школы; ? общественно значимой деятельностью для научных, экологических, культурных социальных структур; ? образовательным комплексом, ориентированным на развитие внутреннего потенциала детей, включение их в процессы приобщения к культурным ценностями человека, природы, окружающей среды; ? как деятельность, органически включающая основные направленности образования: культурологическую, эколого-биологическую, естественнонаучную, краеведческую, художественно-эстетическую, музейно-экскурсионную, что повышает эффективность позитивного влияния на формирующуюся личность школьника; ? как специфическая работа, реализуемая на принципах добровольности участия, демократичности, гуманистичности. 1.3 Детский туризм и краеведение в системе школьного образования Детско-юношеский туризм и краеведение являются одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование всесторонне развитой личности. Туристско-краеведческая работа организуется во всех образовательных учреждениях в соответствии с программными требованиями, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. Туризм представляет собой перемещение человека или группы людей в пространстве из постоянного места жительства в другие места. Современный туризм можно разделить на два вида: коммерческий, организация отдыха при котором осуществляется по туристским путевкам с использованием транспортных средств для различных поездок и спортивно-оздоровительный, организуемый самими участниками (самодеятельный). Детский туризм – особым образом организованная жизнедеятельность детей как средство гражданского, патриотического, духовно-нравственного, интеллектуального, физического становления юных россиян, как создание условий и возможностей личностного, профессионального и социального развития личности, как самоорганизация детей в природной и ландшафтной среде самодеятельного туристского путешествия: похода, экскурсии, экспедиции, прогулки [6]. Детско-юношеский туризм находится в положении между коммерческим и самодеятельным. В нем принимают участие две стороны – школьники, как субъекты туристско-краеведческой работы и учителя – наставники. У каждой из сторон подходы к туристской работе различны, но не противоречат друг другу. Неформальная обстановка, романтичность путешествия вовлекает учащихся в эту сферу, а педагоги используют широкие воспитательные возможности, которые дает туристско-краеведческое образование. Но насколько они будут реализованы, во многом зависит от педагога-организатора. Вступая на туристскую тропу, юный школьник ожидает получить радостные переживания (эмоциональность), занимательную, полезную информацию, воспринимаемую им непосредственно, а не через устную или письменную речь (познавательность), яркие впечатления (восприятие) [10]. Все это тот результат, который могут передать человеку занятия туризмом. Детский туризм решает одновременно таки важные задачи, как: ? воздействие на все сферы личностного развития школьника: воспитание, обучение, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация; ? диагностика и коррекция недостатков традиционно сложившихся в системе образования и воспитания, профилактика девиантного поведения; ? совершенствование взаимоотношений педагогов и учащихся, основывающихся на сотрудничестве и взаимоуважении. Для учеников в школе туризм должен делиться на два направления: один, как обязательный «малый туризм» для всех учащихся, другой, как «большой туризм» для любителей путешествовать в виде кружковых занятий по интересам. Оба типа различаются между собой по объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту детей. Необходим баланс массового и кружкового туризма. Эти виды переплетаются, дополняют и взаимообеспечивают друг друга: массовые однодневные походы, путешествия и экскурсии обладают практической значимостью для кружковой работы, а квалифицированный актив юных туристов и краеведов – воспитанников кружка – создает развитую и устойчивую систему массовой туристской работы [11]. Объем туризма в школе определяется с учетом педагогической целесообразности, ученической потребности и учительской возможности. Важно исходить из предпочтений школьников. В зависимости от их интересов можно выделить четыре группы отношений: ? первая – школьник практически не принимает участие в экскурсиях и походах так как равнодушен к туризму, интересуется прочими увлечениями. Возможны другие причины: не позволяет здоровье, не разрешают родители; ? вторая – участвует редко, по требованию учителя, подчиняется общей воле класса, идет в поход без увлечения; ? третья – школьник проявляет инициативу, с удовольствием, но интересуется лишь внешней стороной – приключениями. Глубокой потребности в туризме не имеет, не старается проникнуть в суть деятельности; ? почти всегда участвует – туризм является для такого участника главным увлечением. Для него характерна большая активность, творческий интерес к туризму. Но независимо от склонностей, желаний и увлечений детей, в школе необходимо организовывать туристско-краеведческую работу и вовлекать всех обучающихся. Любое туристское путешествие содержит в себе познание чего-либо: края, культуры, истории. В экскурсии, походе проводятся те или иные наблюдения, невозможно путешествовать, ничего не узнавая. Следовательно, в туризме можно эффективно реализовать краеведческий принцип изучения основ наук [12]. Краеведение в тесном единении с туристскими формами – перспективная область знания, отличающаяся многообразием, творческим исследовательским поиском, доступностью для учащихся всех возрастных групп. Можно вести краеведческую и туристскую работу порознь, но для педагогики лучше их воссоединить. Их сочетание является замечательным средством выработки мировоззренческих позиций, формирования патриотических чувств. В школьной краеведческой деятельности сложились ознакомительный (поверхностное краеведение) и исследовательский (глубокое краеведение) подходы. Их отличие состоит в степени интереса школьников к предмету. Осуществляя сбор материалов по истории, географии, культуре, этнографии и экологии своей малой родины дети учатся проводить наблюдения, исследовать, выделять главное и наиболее интересное, обрабатывать и анализировать полученные данные. Собранные сведения оформляются в музее или методических кабинетах и используются учителями на уроках и для индивидуальной работы учащихся. Краеведение формирует широкий кругозор у школьников, повышает научный уровень обучения [13]. За многие десятилетия в системе образования России сложилась и действует система туристско-краеведческой работы, которая осуществляется по двум направлениям [14]. Первое направление – учреждения (организации) дополнительного образования детей. Это комплексные учреждения – дворцы и дома творчества, центры и станции, клубы и другие, которых в стране насчитывается 7900. Второе направление – общеобразовательные школы, где в туристско-краеведческих кружках по программам дополнительного образования занимается более 480 тысяч учащихся, что составляет 3,5% от всего количества учащихся в России (13 444 000 учащихся) [10]. На современном этапе туристско-краеведческая деятельность – это важный компонент «базового (основного) образования», осуществляемого образовательными учреждениями разного типа и вида. Своим воздействием туристско-краеведческая деятельность способна охватить большое количество подростков. Отличительная особенность этого направления в области образования состоит в том, что систематические занятия в туристско-краеведческом кружке – это форма образовательной деятельности, которая поддерживается государством [16]. А.А. Остапец говорит о детском туризме и краеведении как о «средстве гармонического развития подростков и юношей, реализуемом в форме отдыха и общественно полезной деятельности» [5]. Это определение указывает на то, что в туристско-краеведческой деятельности интегрируются основные стороны воспитания личности. Туризм и краеведение способствуют становлению у детей высших нравственных качеств, гуманных принципов, воспитанию гражданственности и патриотизма. Сбор материалов о военнослужащих, оказавшихся в плену, пропавших без вести, погибших в боях за наше Отечество, общение с тружениками тыла помогают перенимать лучшие человеческие и гражданские качества этих людей, способствуют формированию у школьников чувства гордости и ответственности за Отчизну, нацеливают на создание собственной «летописи минувших лет». Непосредственное знакомство с природой, историей, национальными отношениями и культурой родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, то есть закладывает основы деятельного патриотизма [17]. Дополнительное туристско-краеведческое образование детей основывается на поисковой деятельности, которая содействует обогащению духовной жизни обучающихся, делают образным и ярким восприятие учебно-воспитательного материала, который изучается за школьной партой. Сама атмосфера деятельности создает положительное настроение, вызывает эмоции, реальное отношение к народным традициям, культуре, историческому прошлому, благоприятно влияет на психическое здоровье. В процессе туристско-краеведческой деятельности совершенствуются коммуникативные навыки, происходит овладение различными способами социального взаимодействия, накапливается положительный опыт поведения. Дети, участвуя в такой работе, уверенно чувствуют себя с одноклассниками, друзьями, взрослыми и учителями, что позволяет им занять свою социальную нишу в обществе. Опыт общения со старшими и младшими по возрасту значительно расширяет их контакты, особенно в условиях похода или экскурсии [10]. Туризм и краеведение прививают интерес и осознанное отношение на основе системы общечеловеческих ценностей: сохранение природы области и поддержании здоровья его населения, уважение к памяти предков, толерантность, терпимость к другим народам и эмпатию. Туристско-краеведческое образование становится фактором самоорганизации детей, стимулирует саморазвитие, самореализацию, обеспечивает досугово-познавательную занятость значительного числа школьников. По своей организации туристско-краеведческая деятельность относится к массовым, максимально широким видам педагогически организованной деятельности, наиболее гибким и разнообразным по вариантам ее использования. Именно туризм и краеведение, прежде всего, реализуют рекреативную функцию, оздоравливают физически и духовно. Это способ восстановления сил воспитанников. [17]. Внеурочная т....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: