VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности налогообложения некоммерческих микрофинансовых организаций

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003430
Тема: Особенности налогообложения некоммерческих микрофинансовых организаций
Содержание
     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
     


                                        Кафедра финансов и кредита
 
(наименование выпускающей кафедры)

Золотикова Анастасия Николаевна

(фамилия, имя, отчество студента)



  Институт
ВШЭУиП  
  курс
5
группа
 383229

     
     
     
Направление 38.03.01 Экономика / Налоги и налогообложение
(код и наименование направления подготовки/специальности)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

Особенности налогообложения некоммерческих микрофинансовых организаций 
      
      (наименование дипломной работы / дипломного проекта) 
       
     (на примере МФО «Архангельский региональный фонд микрофинансирования) и пути совершенствования
     
(обозначение)
     
     
Утверждена приказом №
529
от «03»  марта  2017 г.
     
     
     

     
     
     
Руководитель работы
     
     
     
     
В.А. Скрипниченко
     
Консультанты
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Нормоконтроль
     
     
     
     
     
     
     
Рец
нзент
     
     
     
     
     
  О.С. Яковлева
     
Зав. кафедрой
     
     
     
     
     
   Г.Г. Суханов
     

     
(подпись)
     
(дата)
     
(инициалы, фамилия)
     

Постановление Государственной аттестационной комиссии от

   ______________
     
Признать, что студент
А.Н. Золотикова
     
     
     
                       
       
       
(инициалы, фамилия)
       

     
выполнил и защитил дипломную работу с оценкой
     
_____________
     

     
     
     
Председатель ГАК
     
     
     
Секретарь ГАК
     
     

     














Архангельск 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 
     3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
     6
1.1 Понятие и сущность некоммерческой микрофинансовой организации
     6
1.2 Обзор деятельности рынка микрофинансирования в России
     9
1.3 Законодательная база, регулирующая налогообложение некоммерческой микрофинансовой организации
   15
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ»
   20
2.1 Характеристика деятельности Фонда
   20
2.2 Анализ финансового состояния Фонда
   28
2.3 Анализ работы Фонда с просроченной задолженностью
   40
3 ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ»
   43
3.1 Анализ уплаченных Фондом налогов
   43
3.2 Проблемы налогообложения Фонда и пути их решения
   44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
   48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
   53
ПРИЛОЖЕНИЕ  А  Ключевые показатели деятельности микрофинансовых организаций в России в 2015-2016гг.
   57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс
   59
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о финансовых результатах
   61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г  Правила предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области МФО «Архангельский региональный фонд микрофинансирования»
   63



ВВЕДЕНИЕ

     Темпы кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) являются своего рода индикатором, отражающим состояние экономики страны. Банки сразу реагируют на ухудшение ситуации сокращением заимствованием для МСБ. Например, в 2015 году, в условиях дефицита длинных денег, кредитные организации заметно снизили активность на рынке кредитования МСБ: темпы роста этого сегмента упали в 1,2 раза. По данным за 2016 год 2/3 всех заявок на кредитование МСБ в банках было отвергнуто (т.е. 70% всех заявок было отклонено), в то время как отказы в МФО для МСП в займах составили всего 10-12% [21].
     Сегодня большинство современных кредитных программ рассчитано на помощь крупному бизнесу. Малому бизнесу, к сожалению, получить кредит далеко не просто. По статистике, только 12% предпринимателей, обратившихся за получением кредита, его все-таки получают. При этом Минэкономразвития России прекрасно понимает, что для успешного развития бизнеса кредиты необходимы как воздух, и сумму кредитования оценивает в размере 700-800 млрд. рублей [33, с.14.].
     Ассоциация российских банков заявляет, что главной причиной отказов в выдаче кредитов является отсутствие надежных платежеспособных заемщиков. Что касается непосредственно работников кредитных организаций, к основным условиям отказа банкиры относят такие причины, как отсутствие имущества для обеспечения кредита, несоответствие деятельности предпринимателей заявленной, непрозрачность малого бизнеса. Поэтому предприниматели все чаще становится обращение за помощью к различным микрофинансовым организациям, в федеральный реестр которых входит Микрофинансовая организация «Архангельский региональный фонд микрофинансирования».
     Не так давно термин «микрофинансирование» означал методологию финансирования с использованием эффективных способов предоставления и привлечения краткосрочных займов среди мелких предпринимателей. Сегодня термин «микрофинансирование» понимается более широко и означает систему предоставления микрофинансовых услуг, в том числе субъектам малого предпринимательства [23]. 
     В настоящее время в России существует более 250 некоммерческих микрофинансовых организаций (входящих в инфраструктуру поддержки МСБ в регионах), они были созданы с участием региональных Министерств экономики в рамках госпрограмм по поддержке малого и среднего предпринимательства.
     Особенности и соответственно трудности функционирования, в том числе налогообложения, таких микрофинансовых организаций сводятся к тому, что различные контрольно-надзорные органы видят их каждый в своем свете и предъявляют различные требования, порой противоречащие друг другу. Например, Центральный банк России видит некоммерческие микрофинансовые организации как МФО. У ЦБ РФ имеется два реестра МФО: 1) общий (все организации); 2) реестр МФО предпринимательского типа (входящих в инфраструктуру поддержки МСП). Министерство юстиции воспринимает некоммерческие микрофинансовые организации прежде всего как некоммерческие, уравнивая их позиции с другими некоммерческими организациями, например с такими как общество любителей пива. Контрольно-счетная палата относится к некоммерческим микрофинансовым организациям прежде всего как к бюджетным, поскольку такие МФО получают бюджетные деньги от своих учредителей.
     По законодательству у некоммерческих микрофинансовых организаций общая система налогообложения. Но, парадокс в том, что у МФО прибылью признаются доходы (проценты по займам) и налогооблагаемой базой выступают эти проценты без учета расходов на обеспечение деятельности самого МФО. В тоже время другие кредитные организации (например, банки) платят налог на прибыль с базы «доходы – расходы» и суммы налога на прибыль там минимальны. МФО не платят налога на добавленную стоимость (НДС), так как ее не создают. Таким образом, проблема функционирования и налогообложения некоммерческих микрофинансовых организаций носит общероссийский характер.
     Объектом исследования выпускной квалификационной работы (ВКР) является некоммерческая микрофинансовая организация «Архангельский региональный фонд микрофинансирования» (далее – Фонд).
     Предметом исследования ВКР выступает налогообложение деятельности микрофинансовых организаций, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 
     Цель исследования заключается в анализе особенностей налогообложения деятельности некоммерческих МФО, определении текущих и перспективных задач оптимизации налогообложения. Для достижения поставленной цели ВКР необходимо решить следующие задачи:
     1) Выполнить краткий обзор рынка микрофинансирования в России;
     2) Раскрыть понятие и сущность некоммерческой микрофинансовой организации;
     3) Рассмотреть законодательную базу, регулирующую налогообложение некоммерческой микрофинансовой организации;
     4)	Выполнить анализ деятельности некоммерческой микрофинансовой организации «Архангельский региональный фонд микрофинансирования»;
     5)	Выявить особенности и проблемы налогообложения Фонда;
     6)	Разработать мероприятия по оптимизации налогообложения Фонда;
	При решении вышеприведенных задач в ВКР будет предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы Фонда в целом, в том числе по оптимизации налогообложения организации.
     Выпускная квалификационная работа представлена на  74 страницах, содержит 15 таблиц, 4 рисунка, 4 приложения, в тексте имеются ссылки на 46 источников.
     















1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
             НЕКОММЕРЧЕСКИХ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1.1 Понятие и сущность некоммерческой микрофинансовой организации

     Согласно статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [4]. Статья 3 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ гласит, что некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     Из статьи 7 ФЗ № 7 от 12 января 1996 г. следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
     Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
     Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями [4].
     Микрофинансирование в России базируется на двух основных Федеральных законах, определяющих деятельность микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов [5, 7]:
     •	Микрофинансовые организации (ФЗ №151-ФЗ от 02.07.2010 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»);
     •	Кредитные кооперативы (ФЗ №190-ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации»).
     Cогласно ФЗ № 151-ФЗ от 02.07.2010, ст. 2:
     1) Микрофинансовая деятельность - деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);
     2) Микрофинансовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
     ФЗ № 151-ФЗ от 02.07.2010, ст. 4 установлено, что внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются уполномоченным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
     ФЗ № 151-ФЗ от 02.07.2010, ст. 5 определяет, что юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.
     Особенностями договора займа микрофинансовой организации являются:
     •	Предмет – исключительно денежные средства в валюте РФ;
     •	Сумма – не более 1 млн. руб., для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – не более 3 млн.;
     •	Запрещен немотивированный отказ в заключении договора микрозайма, что приближает его к публичному договору (однако, законодатель его таким не называет);
     •	Установлен сокращенный срок (10 дней) уведомления о досрочном возврате без применения штрафных санкций;
     •	Установлены дополнительные «информационные обязанности» займодавца.
     Важной особенностью договора займа считается заключенным с момента передачи денежных средств, а не с момента заключения.
     Федеральный закон от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ст. 28 установлены дополнительные требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг в части обязательного требования к указанию определенной информации [8]. Пример: постановлением ФАС в июле 2009 года кредитный кооператив «Содействие» был привлечен к административной ответственности за ненадлежащую информацию о том, что он принимает вклады.
     Федеральный закон от 13 марта 2006 года №38-ФЗ «О рекламе», ст. 5 п.5. гласит, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Пример: решением арбитражного суда в декабре 2011 года ООО МФО «Домашние деньги» было оштрафовано на 100 тыс. руб.
     Нормативно-правовая основа деятельности некоммерческих микрофинансовых организаций в России, и в Архангельской области в частности, включает: Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,  Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 19.12.2016), Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Постановление Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 462-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014–2020 годы)», Устав некоммерческой МФО, Правила предоставления  микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области.
     
  1.2 Обзор деятельности рынка микрофинансирования в России

     Рынок микрофинансирования в России начал свой активный рост с 2010 года, после принятия Федерального закона № 151-Ф3 «О микрофинансовой деятельности микрофинансовых организациях». Этот закон стал первым шагом к урегулированию стихийно растущего рынка микрофинансирования, призванного заполнить нишу по возможностям кредитования для физических лиц и малого бизнеса, оказавшегося вне пределов интересов коммерческих банков.
     Два ключевых закона, влияющие на развитие рынка МФО в РФ – это ФЗ № 151-ФЗ от 02.07.2010 г. и ФЗ № 353-ФЗ от 21.12.13г. Их основные положения и оценка влияния на рынок МФО представлены на рисунке 1 [27].
     В условиях ужесточения регулирования отрасли новые МФО (микрофинансовые организации) зачастую даже имеют преимущества перед уже существующими игроками, так как могут организовать бизнес-процессы с нуля и предложить клиентам продукты, соответствующие требованиям рынка, в то время как существующим игрокам необходимы усилия по перестройке и адаптации продуктов, переобучению сотрудников, что приводит к снижению прибыльности портфеля и дополнительным инвестициям в операционные модели.

     Рисунок 1 – Краткая характеристика законодательства, регулирующего рынок микрофинансирования в РФ
     
     Рынок микрофинансирования можно разделить на 3 основных сегмента, различающихся как по целевой аудитории, так и по объемам, срокам и эффективным ставкам – это кредиты до зарплаты (PDL), потребительские займы для физических лиц (Installments), и микрозаймы для малого и среднего бизнеса (SME). Общее описание каждого из сегментов представлено на рисунке 2.

     Рисунок 2 – Краткий обзор сегментов рынка микрофинансирования 
     
     В I квартале 2016 года  за неоднократные нарушения законодательства из государственного реестра исключены сведения о 86 МФО, 155 МФО решили добровольно покинуть рынок. Тем не менее, приток новых участников скомпенсировал уход компаний с рынка: количество МФО увеличилось на 164, реестр МФО по итогам I квартала включал 3852 организации [27]. 
     Концентрация в отрасли за отчетный период  выросла.  Число  организаций,  совместно контролирующих 80% портфеля микрозаймов, на конец квартала сократилось до 151 (со 171 на начало квартала), а доля 100 крупнейших выросла до 72,8% (с 69,7%) от общей суммы портфеля. 
     За I квартал 2016 года было заключено на 50,0% больше договоров, чем за аналогичный период предыдущего года (4,3 млн). Но средняя  сумма  микрозайма  продолжает  сокращаться – до 10,2 тыс. рублей с 12,7 тыс. рублей за первый квартал 2015 года. В результате объем микрозаймов, выданных в I квартале 2016 года, вырос лишь на 20,8% в сравнении с I кварталом 2015 года и составил 44,0 млрд рублей (рисунок 3).

     Рисунок 3 – Динамика количества МФО, структуры заключенных договоров микрозайма
     
     Основным драйвером рынка микрофинансирования в I квартале 2016 года остались микрозаймы физическим лицам. Сумма таких займов, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 34,2% (до 40,3 млрд рублей), количество договоров, заключенных с физическими лицами, увеличилось на 50,5% (до 4,3 млн договоров). При этом средняя сумма микрозайма физического лица снизилась до 9,4 тыс. рублей с 10,5 тыс. рублей по итогам I квартала 2015 года. 
     Наибольшей популярностью пользовались микрозаймы «до зарплаты» - объем выдач таких займов вырос на 55,4% и достиг значения в 22,2 млрд руб., средняя сумма микрозайма в данной категории выросла с 5,6 тыс. рублей до 6,2 тыс. рублей. Рост спроса на небольшие микрозаймы «до зарплаты» при сжатии сегмента микрофинансирования предпринимательской деятельности обусловили снижение средней суммы микрозайма по отрасли в целом (рисунок 4).

     Рисунок 4 – Динамика структуры выданных за отчетный период микрозаймов и структуры привлеченных денежных средств
     
     Объем микрозаймов, выданных индивидуальным предпринимателям, снизился до 1,9 млрд рублей за 3 месяца 2016 года с 3,5 млрд рублей за аналогичный период 2015 года, юридическим лицам – с 2,9 млрд рублей до 1,9 млрд рублей. В I квартале 2016 года продолжилась негативная динамика спроса в этом сегменте микрофинансирования: число договоров с юридическими лицами сократилось на 34,2% (до 4,3 тыс.), число договоров с индивидуальными предпринимателями уменьшилось на 41,1% (до 6,3 тыс.). При этом сократилась средняя сумма микрозайма. Средний размер микрозаймов индивидуальным предпринимателям в I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился до 297,8 тыс. рублей с 332,9 тыс. рублей, юридическому лицу – до 441,1 тыс. рублей с 445,1 тыс. рублей.
     По итогам I квартала 2016 года совокупный портфель микрозаймов увеличился до 69,0 с 59,3 млрд рублей (годовой темп прироста составил 16,4%). Тем не менее в сравнении с концом 2015 года портфель микрозаймов сократился на 1,9%. При этом вырос и объем задолженности по процентам по предоставленным микрозаймам до 19,4 млрд рублей за I квартал 2016 года с 17,0 млрд рублей за аналогичный период 2015 года. Рост задолженности привел к увеличению суммы реструктурированной задолженности (до 3,9 с 3,1 млрд рублей) и списанной задолженности (до 1,3 с 0,6 млрд рублей) [27].
     С 29 марта 2016 года вступил в силу закон № 407-ФЗ, который ограничивает предельный размер долга. МФО не вправе начислять заемщику - физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа до 1 года, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа.
     В то время как ставки по всем видам потребительских необеспеченных кредитов снижались, процентные ставки на рынке микрозаймов вели себя разнонаправленно. Среднерыночные значения полной стоимости наиболее востребованных микрозаймов «до зарплаты» на срок до 1 месяца на сумму до 30 тыс. рублей снизились за 3 месяца 2016 года относительно аналогичного периода предыдущего года на 28,7 п.п. до уровня 613,6% годовых, на сумму свыше 30 тыс. рублей – выросли на 17,3 п.п. до 116,2% годовых. Тем не менее, относительно предельных значений полной стоимости потребительских микрозаймов, установленных Банком России, процентные ставки существенно ниже.
     Существенно сократился объем денежных средств, привлеченных МФО: до 14,5 млрд рублей в рассматриваемом периоде с 19,1 млрд рублей в первом квартале 2015 года, в основном из-за снижения суммы денежных средств, предоставленных МФО физическими лицами (до 4,0 с 8,1 млрд рублей). Сумма денежных средств, привлеченных за отчетный период от юридических лиц, составила 10,5 млрд рублей, что на 4,1% меньше, чем в I квартале 2015 года. При этом физическими лицами, являющимися учредителями, было предоставлено 2,4 млрд рублей.
     Закон № 407-ФЗ также разделяет микрофинансовые организации на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании (МКК) и изменяет систему привлечения средств. МФК и МКК будут иметь разные уровни требований и прав с учетом размера риска деятельности [12]. Со дня вступления в силу изменений все МФО признаются МКК, которые по истечению одного года не будут иметь права на привлечение денежных средств сторонних физических лиц. Фондирование МКК будет производиться как за счет средств участников (акционеров), так и за счет средств юридических лиц. При этом у МФО, которые докажут свое соответствие требованиям МФК (одно из требований – размер капитала не менее 70 млн. рублей), появятся дополнительные возможности фондирования. Они смогут привлекать денежные средства от сторонних физических лиц в форме займов на сумму от 1,5 млн рублей и выпускать облигации. Также в соответствие с изменениям, которые были внесены в ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)», при банкротстве в первую очередь после удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, подлежат удовлетворению требования кредиторов микрофинансовой компании - физических лиц, не являющихся ее учредителями, на основании заключенных с ней договоров займа.
     Сумма задолженности МФО по процентам и основному долгу перед юридическими и физическими лицами (с учетом задолженности перед учредителями) составила 59,9 млрд руб. (65,8 млрд руб. на конец 2015 года), при этом объем основного долга по договорам займа, заключенным с юридическими лицами, составил 41,7 млрд руб., с физическими лицами – 15,1 млрд рублей.
     По состоянию на конец I квартала 2016 года прибыль составила 2,3 млрд рублей, что на 15,1% больше, чем за I квартал 2015 года.
     Собственные средства микрофинансовых организаций составили 58,4 млрд рублей, по состоянию на конец 2015 года данный показатель был равен 72,0 млрд рублей [26].
     Ключевые показатели микрофинансовых организаций в РФ представлены в Приложении А.

  1.3 Законодательная база, регулирующая налогообложение некоммерческой микрофинансовой организации

     Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и также аудиторское заключение [4].
     Статья 24 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» сообщает, что некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. Статья 26 этого же ФЗ гласит, что источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
     - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
     - добровольные имущественные взносы и пожертвования;
     - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
     - дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
     - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
     - другие не запрещенные законом поступления.
     Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.
     Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
     Микрофинансовые организации не имеют права применять упрощенную систему налогообложения [13].
     Основным документом, регулирующим налогообложение некоммерческой микрофинансовой организации является Налоговый кодекс РФ: 
     НК РФ Глава 25. Налог на прибыль организаций (введена Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ) имеет в своем составе статью 297.1. «Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций» (введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 301-ФЗ), которая постулирует [2]: 
      К доходам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций относятся, в частности, следующие доходы:
     1) доходы в виде процентов по займам, предоставленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     2) доходы в виде сумм, полученных по возвращенным займам, убытки от списания которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы;
     3) доходы в виде сумм, полученных кредитными потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями по возвращенным займам, списанным за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее были учтены в составе расходов при определении налоговой базы в порядке, установленном статьей 297.3 настоящего Кодекса.
     Не включаются в доходы кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций доходы в виде страховых выплат, полученных по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика, и страховых выплат, полученных по договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом), в пределах суммы непогашенной задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемой за счет указанных страховых выплат.
     Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст. 251 НК РФ) МФО. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления.
     К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями  по назначению.
     При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
     - вступительные взносы,
     - членские взносы,
     - паевые взносы,
     - пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     НК РФ Статья 297.2. «Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций» (введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 301-ФЗ) сообщает, что к расходам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций относятся, в частности, следующие расходы:
     1) расходы в виде процентов по займам, кредитам и иным долговым обязательствам, связанным с привлечением денежных средств в соответствии с законодательством о кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ;
     2) расходы по гарантиям, поручительствам, предоставляемым кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям другими организациями и физическими лицами;
     3) расходы в виде сумм отчислений в резерв на возможные потери по займам, расходы на формирование которого учитываются кредитными потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями в составе расходов в порядке и на условиях, установленных статьей 297.3 НК РФ;
     4) расходы в виде сумм страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика кредитного потребительского кооператива или микрофинансовой организации, в которых кредитный потребительский кооператив или микрофинансовая организация является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками.
     НК РФ Статья 297.3. «Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций» (введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 301-ФЗ) сообщает, что микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам могут создавать резервы на возможные потери по займам.
     Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» и Федеральным законом от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.
     Суммы резервов на возможные потери по займам используются микрофинансовыми организациями при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
     При принятии микрофинансовой организацией решения о списании с баланса безнадежной задолженности по займам прекращается начисление процентов на данную задолженность, если начисление таких процентов не прекращено ранее в соответствии с договором.
     Суммы резервов на возможные потери по займам, отнесенные на расходы и не полностью использованные в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по займам, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатков резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого в отчетном (налоговом) периоде резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов в последнее число отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в последнее число отчетного (налогового) периода.
     На общей системе налогообложения некоммерческой МФО необходимо уплачивать: налог на прибыль, налог на имущество организаций (только на недвижимость с 2013г.), земельный налог (при наличии в собственности у МФО земельного участка), транспортный налог (при наличии в собственности у МФО автотранспорта).
     При любой системе налогообложения необходимо уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования) с доходов работников.
     
     
     
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ»

  2.1 Характеристика деятельности Фонда

     Микрофинансовая организация «Архангельский региональный фонд микрофинансирования» (далее – Фонд), учрежденная министерством экономического развития Архангельской области (далее – Учредитель), входит в региональную инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства и осуществляет деятельность по предоставлению микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства с декабря 2010 года [42]. 
     Фонд ведет свою деятельность в рамках действующего законодательства, в том числе, в соответствии с Федеральными законами: от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ежегодными приказами Минэкономразвития России, указаниями Банка России, государственной программой Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 годы)», постановлениями и распоряжениями Правительства Архангельской области, Уставом Фонда, распоряжениями и решениями Учредителя, высшего коллегиального органа – Совета Фонда, Попечительского совета Фонда, Правилами и программами предоставления микрозаймов.
     Составы коллегиальных органов Фонда – Совета Фонда и Попечительского совета утверж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44