VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности мотивации спортивной деятельности в юношеском возрасте.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000767
Тема: Особенности мотивации спортивной деятельности в юношеском возрасте.
Содержание
Особенности мотивации спортивной деятельности в юношеском возрасте 

Содержание
Введение
   Раздел 1. Проблема исследования мотивации в структуре спортивной деятельности.
   1.1 Мотивация как психическое явление: структура, функции и развитие.
   1.2 Проблема мотивационной сферы в психологии спорта. Психологическая структура спортивной деятельности.
   1.3 Мотивация занятия спортом.
Выводы по первой главе 
Раздел 2. Организация и методы исследования. 
2.1 Характеристика испытуемых
2.2 Методический инструментарий
Раздел 3. Результаты исследований мотивации спортивной деятельности в юношеском возрасте.
Психолого-педагогические рекомендации
Заключение
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Раздел 1. Проблема исследования мотивации в структуре спортивной деятельности.
     
     В 1960-е гг. О. А. Черникова разрабатывала способы самомобилизации для спортсменов, направленные на необходимость исполнения обязанности перед государством и командой. В тот самый период более свободные в собственном мировоззрении чешские психологи направляли внимание на то, что спортивный итог может находиться в зависимости, в частности, от уровня требований спортсмена, конкретным образом воздействующим на его мотивацию. 
     Западноевропейские и американские психологи в работе со спортсменами уделяли огромное значение мотивации. Современные психологи, в том числе российские, считают, что учет особенностей профессиональной мотивации способен оказать серьезное воздействие на успешность работы, в особенности в спорте.
     В начале 1990-х гг. на VIII конгрессе ФЕПСАК в Кельне работа одной из секций была всецело приурочена к спортивной мотивации. Психологи отметили мотивацию как одну из главных составляющих спортивного успеха.
     Успешность работы с мотивацией во многом ориентируестся осознанием того, что считается ее движущей силой. Не повторяя курс общей психологии, ограничимся несколькими ключевыми дефинициями. Так, одним из принятых определений считается данное: мотивация — это совокупность факторов, определяющих поведение. Она рассматривается как отношение между действием и причинами, которые его объясняют. Американский психолог Д. Кун добавляет определение "драйв" — возбужденное мотивационное состояние, напрямую активизирующее реакцию.
     Другими словами, мотивация — это психическое свойство, характеризующее направленность активности человека. Ее характеризует совпадение основных потребностей с предметом их удовлетворения.
     Мотивация человека содержит разные типы побуждений: мотивы, потребности, желания, интересы, стремления, цели, влечения, эталоны и т.д. Она охватывает фактически все структурные образования личности: тенденцию, характер, эмоции, способности, психические процессы.
     Рассмотрим некоторые из побуждений. 
     Мотивы — это соображения, согласно которым субъект должен действовать. Мотив рассматривается как комплекс субъектно-объектных информативных связей, которые формируют активное отношение субъекта к реальности. При этом, по определению Е. П. Ильина, мотивация выступает как средство, механизм реализации имеющихся мотивов.
     В сочетании мотивов формируется мотивация определённой деятельности. Так, в спортивной деятельности сочетание некоторых мотивов (желание знать свои психические и физические способности, утвердиться в глазах находящихся вокруг и в собственных глазах, стремление к успеху) определяет специфическую мотивацию спортсмена — мотивацию спортивных успехов.
     Еще одно похожее определение, которое свызанно с мотивацией, это — желание. Ж. Годфруа говорил что желание связано с ощущением потребности, что способна являться необходимостью равно биологического порядка, связанного с жизнедеятельностью организма, так и интеллектуального порядка.
     Потребность — это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, в какой-то степени не хватка, обусловленный отсутствием или нехваткой чего-либо, необходимого для равновесия организма. Основа данного явления нередко содержит биологический характер. Осознанная необходимость сформировывает мотивы поведения, вызывая действие либо серию действий. Действия ориентированны на достижение цели, т.е. на удовлетворение возникшей потребности.
     Человек в одно и то же время может иметь разные потребности, например для достижения успеха нужно больше времени нежели для того чтобы утолить чувство голода. Любая деятельность человека в разных пределах удовлетворяет различные потребности, и человек меняет предмет удовлетворения ведущей потребности, это в последующем меняет его мотивацию. Это способствовало возникновению нового понятия "адекватная мотивация". Она базируется на естественном желании достичь успеха в выбранной сфере деятельности, в том числе, спорте.
     Противоположностью адекватной мотивации рассматривают альтернативную мотивацию, которая допускает вероятность подбора того или же другого решения. Иной вид альтернативности выражается, например, в том, что в одинаковой степени у спортсмена может преобладать как мотивация достижения успеха, так и мотивация избегания неудачи. Для спортсменов с высокими достижениями  соотношение данных видов мотивации приблизительно равный.
     Еще один вид альтернативных мотиваций считается нормативно-этическая мотивация. Проявления её отражаются в том как спортсмен относится к правилам и условиям проведения соревнований. Данный вид мотивации выражается в определённых формах поведения согласно отношению ко всем субъектам соревнований, т.е. к сопернику, арбитрам, зрителям. Нормативно-этическая мотивация способна быть определена несоответствием восприятием спортсменом тех либо других явлений. К ним принадлежат несоответствия между допускаемыми (по мнению спортсмена) действиями противникаи его реальными поступками, между развивающимся происходящим спортивным действием и оценкой его арбитрами, а также между действиями самого спортсмена и реакцией на них зрителей. [Спортивная психология. Учебник для академического бакалавриата. В А Родионова, А В Родионова, В Г Синицкого]. 
     Проблема формирования спортивной мотивации рассматривались в работах Ю.Л. Ханина (1980), Р.А. Пилояна (1984), Г.Д. Бабушкина и Е.Г. Бабушкина (2000) [Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. – Омск : СибГАФК, 2000 ], Е.П. Ильина (2002) и др. Особенности мотивов занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте исследовались в работе А.В. Шаболтас [Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте(1998) ] . В ряде работ раскрыты особенности формирования спортивной мотивации в отдельных видах спорта и на различных этапах спортивного совершенствования: у боксеров на этапе начальной подготовки (Е.Г. Бабушкин, 2000), у гребцов-академистов разного пола (Г.Б. Горская, Т.Е. Лапко, 1993), у юных баскетболистов на этапе углубленной специализации (А.В. Канатов, 2005), у занимающихся художественной гимнастикой (А.Ф. Караваев, 1993), у учащихся спортивных школ (Т.С. Сусикова, 1993), у подростков, занимающихся таэквон-до (Л.Г. Уляева, 1999), у юных дзюдоистов (А.П. Шумилин, 2003).
     Мотивация рассматривается, как психическое состояние, которое формируется в следствии установления соотношения человеком своих когнитивных и мотивационных отличительных черт (потребности, мотивы, ценностные ориентации, эмоции, миропонимание, восприятие человека себя, общественные требования, прогноз перемены среды и результатов, прогнозируемые оценки окружения, оценка собственных способностей и индивидуальные аспекты удовлетворительного достижения цели) с отличительными чертами определённой работы. Спoртивнaя мoтивaция воздействует нa хaрaктeр тренировок и напрямую на результат на соревнованиях. С другой стороны, усиление спортивной мотивации происходит через удовлетворение спортивными достижениями, повышение решительности спортсмена. В развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и стадиями спортивной подготовки выделяются следующие тенденции: дифференциация содержания мотивационной структуры; стабилизация мотивационной структуры; усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотиваций; специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия; усиление значимости результативных мотивов по сравнению с непосредственными, процессуальными побуждениями с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в самоутверждении, к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте; повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности; переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием социальным окружением, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств; усиление социальной направленности мотивов. 
     Формирование мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних причин, изменяющих собственную значимость в течении спортивной работы. В следствии становления внутренних условий наблюдается формирование целей и задач занятий спортом, которые адекватны, с одной стороны, личностно-важным потребностям, с иной, способностям и отличительным чертам выполняемой спортсменами деятельности. Становление внешних условий выражается в улучшении компании учебно-тренировочного процесса и соревновательной работы. Во взаимосвязи с этим, развитие спортивной мотивации совершается посредством: 1) изменение внешних обстоятельств спортивной работы (психологический механизм «снизу вверх»); 2) овладение спортсменом заданных ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, достаточных волевых усилий, мотивов. [Кузьмин Е. Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет ].
     В 70-е годы произошел полный переворот в решении трудного вопроса исследования мотивации. В. А. Демин создал общенаучный способ его изучения. В дальнейшем он и его ученики Н. Г. Ермак и Г. А. Пилоян обнаружили характерные черты мотивации спортсменов в разных видах спорта; более точно определили, какие условия оказывают на неё большое влияние; нашли зависимость спортивного итога от характера и выраженности этой стороны психики. Н. А. Худадов, выявил повышение значимости роли материальных нужд в структуре мотивации современных спортсменов. 
     Противоречия внутри спорта углубляются, и это никак не способно не сказаться на мотивации спортсменов. По этой причине, в первую очередь чем улучшать подготовку спортсменов, нужно выяснить, каков уровень их мотивация, тенденции преобладают в их сознании. 
     Ю. Ю. Палайма выделил две категории спортсменов, отличающихся согласно преобладающим мотивом. В первой группе, условно названной коллективистами, преобладающими считаются общественные, нравственные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — основную значимость представляют мотивы самоутверждения, самовыражения человека. Первые лучше выступают в командных, а вторые, напротив, — в личных соревнованиях. 
     Социальный мотив отличается осознанностью общественной важности спортивной деятельности; спортсмены с преобладание данного мотива устанавливают для себя большие многообещающие цели, они заинтересованны спортивной жизнью. Мотив самоутверждения характеризуется излишней ориентацией спортсменов на оценку собственных спортивных итогов. 
     Е. П. Ильин утверждает, что спортсмены со спортивно-деловой мотивацией выражают значительный интерес к занятиям спортом; спортсмены же, у которых преобладает личностно-престижная мотивация, слишком нацелены на оценивание собственных спортивных итогов, выражая стабильную обеспокоенность индивидуальным самоутверждением. Такое отношение приводит к неадекватному отношению к себе, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных обстоятельствах соревнований. 
     И. Г. Келишев акцентирует внимание на мотиве взаимоотношений в группе как начальный мотив занятий спортом. Он опросил приблизительно девятьсот людей занимающихся спортом с не малым стажем и значительной степенью профессионализма, он обнаружил, что на первоначальном периоде спортивной “лестнице” данный мотив занимал у них значительную роль. Суть его проявляется в стремлении детей и молодых людей заниматься некоторым видом спорта для того, чтобы регулярно пребывать в сфере собственных друзей и ровесников, т. е. чтобы быть рядом и регулярно входить в контакты друг с другом. Их держит в спортивной секции не столько рвение к значительным итогам и в том числе не заинтересованность к этому виду спорта, сколько расположение товарища к товарищу и соединяющая их потребность в общении [Келишев И. Г. Динамика мотивов и интересов в спорте // Материалы научной конференции кафедры психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М.]. 
     Американский психолог Б. Дж. Кретти из числа мотивов, побуждающих заниматься спортом, акцентирует стремление к стрессу и его преодолению. Он замечает, что бороться, для того чтобы преодолевать преграды, подвергать себя действию стресса, менять условия и достигать успеха – сильные мотивы спортивной деятельности. В данный период спортсмен способен самостоятельно подбирать для себя тренера, по этой причине мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к профессионалу [Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.].
     Чешские психологи В. Гошек, М. Ванек и Б. Свобода, предложили схематически общую динамику мотивации спортивной деятельности (рис. 1) и определили ее как стадии генерализации, дифференциации, стабилизации и инволюции. В данной схеме под конкретной мотивацией ученные подразумевают обучение спортивной деятельности для активности, хорошего самочувствия, физической активности, а никак ради славы, и повышения финансового состояния. Для первой стадии свойственно: наименьшая избирательность в момент выбора спортивной деятельности, разбросанность спортивной заинтересованностью, непринуждённость и чувственная окраска, существенное непостоянство группы спортивных кружков и мощное воздействие внешних условий. 
     Следующая стадия характеризуется присутствием раннее уже некоторых мотивов спортивной деятельности, в числе которых мотивы самоутверждения, конкуренции имеют власть над жаждой попросту угодить необходимости в движении. Стремление быть спортсменом на данной стадии располагается в непосредственной связи с увеличением спортивных итогов. Чувствительный аспект (приобретение наслаждения от спортивной деятельности) дополняется разумным – исследованием содержания и теоретических основ этого вида спорта. 
     

     Рис. 1. Примерная схема стадий развития мотивационной структуры по отношению к результативности 
     На третьей стадии преобладают мотивы самоутверждения и соперничества, сопряженные с желанием удержать высокий результат спортивной деятельности. Мотивационный состав на этой стадии уже дифференцирована, специфицирована, упрочена. 
     На четвертой стадии выражается инволюция мотивационной структуры, которая сопряжена с понижением результатов. На данной стадии мотивационная структура всё время меняет группы: мотивы соперничества и достижения итогов отходят на второстепенное место, а важным является мотив занятий спортом из-за самой деятельности [В. Гошек, М. Ванек и Б. Свобода. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт. М.: ФиС ]. 
     В. Гошек с соавторами отмечают, то что формирование мотивационной структуры занятий спортом в единичных ситуациях весьма персонально, ее этапы у различных людей могут являться разными согласно собственным проявлениям и длительности дифференциации. В той или иной степени все перечисленное подтверждается и сведениями Р. А. Пилояна, изобразившего, что соответствие среди внутренними желаниями (самовыражение, утверждение, выполнение социальных обязанностей) и вещественными с годами и в следствии со спортивным стажем значительно меняться (рис. 1.2). У подростков и юношей прослеживается существенное преобладание внутренних желаний над вещественными, в завершении спортивной деятельности материальные нужды начинают доминировать. Максимальная выраженность этих и иных нужд прослеживаются в юношеском возрасте, что сопряжено с новой жизнью спортсмена-взрослением [Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Фис]. 
     А. В. Шаболтас исследовала мотивы спортивной деятельности у молодых спортсменов возрастом 10–17 лет и выявила, то что возрастная динамика развития мотивов протикает в два периода. Первый – «принятие» общественно постулируемых, одобряемых общественностью целей занятия спортом. Второй – развитие отношения к спорту на базе индивидуального значения: то что подталкивает этого спортсмена заниматься спортом. Структурирование мотивов (факторов занятий спортом) начинается после двух-трех лет занятий вне зависимости от возраста: у пловцов и гимнасток это происходит в 10-летнем возрасте, а у спортсменов других специализаций (у которых начало занятий приходится на более старший возраст) – в 13–14 лет. 
     
     Рис. 1.2. Динамика духовных и материальных потребностей борцов разного возраста (по Р. А. Пилояну).
     Этот же автор определила кроме того определенную этапность в формировании мотивов: изначально желание значительных достижений, далее чувствительных подход к спортивной деятельности, получение наслаждения от этого, в конечном итоге, конкретная осторожность и целесообразность отношения к исполняемой работе [Шаболтас А. В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте. СПб.].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.1 Мотивация как психическое явление: структура, функции и развитие
     
     В первый раз слово «мотивация» использовал А. Шопенгауэр в своём труде «Четыре принципа достаточной причины». После данное определение устоялось в психологической науке и использовалось довольно активно с целью разъяснения факторов поведения людей и животных. В наши дни мотивация как психическое явление объясняется разнообразно. В одном случае — равно как комплекс условий, которые поддерживают и направляют, т. е. определяют действие (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян ), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас ). 
     Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, в соответствии со схемой В. Д. Шадрикова, мотивация определена потребностями и целями человека, степенью требований и эталонам, критериями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом данных условий совершается утверждение решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Но и в этом и в ином случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация представляет как средство или механизм реализации уже существующих мотивов и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников полагает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такое определение мотивации определена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ). Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив — взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация — к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования. 
     Нелегко выяснить соотношения между мотивацией и мотивом и в книге И. А. Джидарьян. Она пишет, что, в отличие от мотивации, мотив имеет более узкое значение. В нем фиксируется собственно психологическое содержание, а именно тот внутренний фон, на котором развертывается процесс мотивации поведения в целом. Именно мотив энергизирует и направляет действия человека на каждый момент времени. 
     В. Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться. 
     Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. Наряду с психологами проблема мотивации и мотива разрабатывается и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы (К. Е. Игошев), в другом случае — как процесс формирования мотива поведения (В. Д. Филимонов, 1981), в третьем — как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система (Н. Ф. Кузнецова). Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства.  Кстати, первыми работами по мотивам в России были труды юриста Л. И. Петражиц- кого, например «О мотивах человеческих поступков» [Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004]. 
     Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой — намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не залезает в структуру исполнительского действия, хотя у некоторых авторов это и происходит. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотив в окончательном виде формируется уже в ходе выполнения действия, имея в виду, для примера, соотнесение своих возможностей с особенностями соперника во время спортивного единоборства. Но ведь учет возможностей соперника скорее приведет к корректировке программы деятельности, чем к изменению ее цели (победить). Очевидно, мотиву может принадлежать лишь стратегия деятельности, а тактика получения потребного результата формируется уже после формирования намерения другими психофизиологическими структурами и механизмами, отвечающими за исполнение принятого намерения.
     
      Рис. 1.3. Перечень компонентов, могущих создавать структуру разных мотивов Линиями обозначены мотивы: мотив А — сплошной, мотив Б — пунктирной, мотив В — штрихпунк- тирной).
       В противном случае мотив превращается в произвольное действие, и надобность в этом понятии отпадает. Установление границ мотива и рассмотрение стадий его формирования позволяют обозначить те психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива (рис. 1.3). Эти компоненты, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования («квазипотребности» по К. Левину); в блок «внутреннего фильтра» — нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств), предпочтения (интересы, склонности, уровень притязаний); в целевой блок — образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие (налить воды, решить задачу), потребностная цель (удовлетворить жажду, голод и т. п.), представление процесса удовлетворения потребности (попить, поесть, подвигаться и т. п.). Все эти компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализованной или в образной форме, притом не все сразу. В каждом конкретном случае в каждом блоке может быть взят в качестве основания действия или поступка (принимаемого решения) один из компонентов. Структура же каждого конкретного мотива (т. е. основания действия) строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое человеком решение. Таким образом, компоненты, как кирпичики, позволяют создать здание, именуемое мотивом. Образ этого «здания» закладывается человеком в память и сохраняется не только в момент осуществления действия или деятельности, но и после их завершения. Поэтому о мотиве можно судить и ретроспективно. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождество входящих в мотивы компонентов) не означает их тождества по смысловому содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, ценности, интересы, своя оценка ситуации и возможностей, специфичное доминирование потребностей и т. д. В идеале мотив должен дать ответы на вопросы: почему, для чего, почему именно так, каков смысл. В ряде случаев желательно получить ответ и на вопрос: для кого, ради кого? Ведь деятельность и поступки человека могут иметь как личностный, так и общественный смысл. До сих пор речь шла о горизонтальной структуре мотива, но у него может быть структура и вертикальная. Ведь в состав мотива могут входить два или три компонента из одного блока, один из которых играет главную роль, а остальные — сопутствующую, соподчиненную. Например, среди нескольких потребностей, одновременно побуждающих к выбору одной и той же цели (получению высшего образования), ведущей может быть желание стать учителем, а сопутствующими — желание повысить свой статус в обществе, повысить свой культурный уровень. Такие же отношения между компонентами могут складываться и в блоке «внутреннего фильтра», и в целевом блоке. Как отмечает О. К. Тихомиров, в реальной деятельности образуется некоторое множество целей, между которыми складываются иерархические и временные отношения (параллельные и последовательные цели)[Гордеева Т.О., «Психология мотивации достижения», М., 2006]. 
     Функции мотива 
     Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая — направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Этот процесс мобилизации энергии в случае возникновения биологических потребностей хорошо показан В. М. и И. В. Ривиными, которые, исходя из эндокринной природы биологических потребностей человека и животных и генетического характера программы функционирования каждого из эндокринных органов («органов потребностей»), связывают изменения, происходящие в организме при появлении потребности, с повышенной секрецией определенных гормонов; эти гормоны становятся стрессорами, активизирующими мозговые структуры, через которые в реакцию на раздражитель вовлекаются другие физиологические системы (вегетатика, сенсорика — повышение чувствительности и т. д.), т. е. происходит мобилизация энергетического потенциала. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию. 
     Говоря о побуждающей функции мотива и ее связи с энергетикой, нельзя не выделить и другую функцию мотива — стимулирующую, которая связана с продолжением побудительности и при осуществлении намерения. Дело в том, что мобилизуемая при возникновении потребностного состояния энергетика не исчезает до тех пор, пока не будет удовлетворена потребность, а во многих случаях процесс удовлетворения потребности занимает определенное время, пока длится это удовлетворение (до момента насыщения), сохраняются и состояние напряжения (желания), и возбуждение вегетативных отделов центральной нервной системы, мобилизующих энергию. Спад напряжения и возбуждения происходит постепенно, в связи с чем в ряде случаев для окончания деятельности требуется дополнительная волевая стимуляция (проявление силы воли). Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива. М. Ш. Магомед-Эминов и ряд других психологов считают, что побуждающей и направляющей функции мотива недостаточно для объяснения детерминации деятельности, ибо такой подход ограничивается рассмотрением лишь «пусковой» функции мотива. При этом, замечает М. Ш. Магомед-Эминов, непонятно, как деятельность дальше детерминируется, разворачивается, управляется и как трансформируются указанные выше функции мотива. С его (и других психологов) точки зрения, за пределами внимания остается регулятивная функция, являющаяся центральной в процессах мотивации. Если быть точными, то следовало бы ставить вопрос об управляющей функции мотива, поскольку в последнюю входит и планирование действия (результата и способа), в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. В связи с этим можно говорить об организующей функции мотива и мотивации (деятельность мысленно организуется, но внешне еще не проявляется, это еще замысел, а не его осуществление). К частному проявлению управляющей функции мотива следует отнести и контролирующую его функцию, о которой говорил А. В. Запорожец. Правда, как полагает он, эта функция осуществляется не прямо, а через механизм «эмоциональной коррекции»: эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий и в случае несоответствия этого смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности личности. По своему содержанию эта функция близка смыслообразующей функции мотива, о которой писал А. Н. Леонтьев. Он подчеркивает, что личностный смысл прямо не совпадает с понимаемым объективным его значением. Он отмечает, что при определенных условиях несовпадение смыслов и значений в индивидуальном сознании может приобретать характер настоящей чуждости между ними, даже их противопоставленности [Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004].
     Трудно выделить основание деления мотивов на смыслообразующие и стимулирующие. Кроме того, поскольку деятельность обычно связана с целой совокупностью мотивов, это должна быть и совокупность "личностных смыслов". Деятельность, следовательно, должна быть и "многосмысловой". Но у А. Н. Леонтьева этого не обнаруживается, а наоборот, все время предполагается строгая определенность (единственность) смысла той или иной деятельности».
      Философы и криминалисты рассматривают еще отражательную функцию мотива. Это отражение в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. Именно через эту функцию формируются структура и содержание мотивационной сферы личности. Мотивация, с этой точки зрения, отражает все предшествовавшие влияния социальной среды, т. е. по сути — личность. Отсюда, зная структуру мотива, ведущие мотиваторы, можно судить и о степени социальной зрелости личности. Н. Е. Ерошина, Е. И. Головаха и другие выделяют объяснительную функцию мотива, под которой понимается сознательно формулируемый личностью источник ее поведения. Выделение этой функции указанными авторами справедливо, так как мотив является основанием (обоснованием) действия или поступка. Наконец, К. Обуховский говорит о защитной функции мотива и о защитных мотивах, в которых истинная цель подменяется «официальной версией», необходимой для сохранения требуемого решения, для создания видимости рациональной деятельности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
       1.2 Проблема мотивационной сферы в психологии спорта.
     Психологическая структура спортивной деятельности
     
     Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени.
     Становление спортсмена невозможно без целенаправленного формирования мотивов спортивной деятельности. В психологии спорта накоплен опыт оценки мотивов и мотивации спортивной деятельности. Широко используются проективные и анкетные методы, беседы, интервью, методы опосредованной оценки силы побуждений, проводятся исследования в рамках концепции достижения целей и избегания неудачи.
     Б.Г. Ананьев относил мотивацию поведения, в отличие от мотивов деятельности, к вторичным свойствам личности и подчеркивал, что на формирование мотивации накладывают отпечаток индивидуально-типологические свойства, социальные условия и ценностные ориентации, уровень развития психофизических функций. В этом проявляется подвижность, динамичность направленности и активности мотивации поведения.
     В изучении мотивации поведения в спортивной деятельности следует выделять устойчивые свойства и динамические особенности, т.е. регуляторное проявление свойств. Устойчивые компоненты представляют собой структуры мотивов, преломленные через ценностные ориентации и социальные установки. Мотивы создают принципиальную основу целенаправленного поведения, способов преодоления фрустрации при достижении главной цели спортивной деятельности. В конкретных условиях тренировки или соревнования устойчивые компоненты преломляются через самооценку своих физических, технических качеств и текущих функциональных возможностей (самочувствие, работоспособность функциональных систем организма). 
     Исследования показывают, что у спортсменов высоких разрядов, которые достаточно хорошо «чувствуют» свой организм, чрезв.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44