- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности концепции авторской программы на ТВ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008567 |
Тема: | Особенности концепции авторской программы на ТВ |
Содержание
14 Автономная некоммерческая организация высшего образования «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ» Кафедра журналистики ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» Особенности концепции авторской программы на ТВ (на примере программы «Приглашает Борис Ноткин») Исполнитель: студент 4 курса заочной формы обучения Будалина Елена Валерьевна Научный руководитель: старший преподаватель кафедры журналистики Дерюгин Игорь Геннадьевич Работа допущена к защите решением заседания кафедры протокол № ___ от __ __ 20__г. Зав. кафедрой _____________ ____________ /_______________/ Дата защиты _________________ Оценка ______________________ Москва – 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты автоской программы 7 1.1. Авторская программа 7 1.2. Жанр интервью 23 1.3. Интервью - портрет 30 Краткие выводы 35 Глава 2. Анализ программы «Приглашает Борис Ноткин» на канале ТВЦ 38 2.1. Характеристика канала ТВ Центр 38 2.2. Анализ программы «Приглашает Борис Ноткин» 44 Краткие выводы 54 Заключение 56 Список литературы 60 Электронные ресурсы 64 Приложения 65 Введение Актуальность данного исследования обусловлена все более возрастающей ролью телевидения в современном обществе, особым интересом публике к авторским телевизионным программам, которые претерпевают в современном телевизионном творчестве значительную трансформацию, исходя из интересов зрителей. Динамичный ритм цивилизации, связанный с процессами глобализации, ворвался на телевизионные экраны. Эстетические потребности современного общества, основанные на органическом симбиозе общечеловеческих и национальных духовных ценностей обусловили все более возрастающий интерес не только к научной мысли, но и к проблемам построения образной системы, а также восприятия проблем на уровне чувств и переживаний, что и отразилось в построении современной сетки вещания ТВ. И особую роль здесь приобрели авторские программы, охватывающие весь спектр проблем, мыслей, интересов и переживаний публики. Авторская программа на телевидении заслуживает особого внимания, благодаря наличию идейно – тематических особенностей, а также жанровому разнообразию. Существование авторских программ на телевидении является закономерным явлением, которое приспосабливается к быстро меняющимся реалиям развития технологической базы и общественных отношений. Авторская программа содержит конфликт в своей структуре. Этот конфликт возникает из природы самого жанра, а также складывается из особенностей самой концепции передачи. Данной теме и посвящено исследование. Цель работы – на примере конкретной телевизионной передачи «Приглашает Борис Ноткин» рассмотреть особенности концепции авторской программы на телевидении. Для этого необходимо решить следующие задачи: Описать появление и развитие такого феномена, как авторская программа на телевидении; Охарактеризовать авторскую программу как телевизионное произведение; Выделить идейно – тематические особенности телевизионной программы, а также особенности программы в жанре интервью; Изучить авторскую программу в жанре интервью-портрет; Раскрыть особенности концепции авторской программы на телевидении; Показать роль и задачу автора и ведущего программы. Оценить влияние авторской программы на зрителей; Теоретическую базу исследования составили труды исследователей истории и развития современного телевидения Э.Г. Багирова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, В. Матизен, Л.А. Милгородской, С. А. Муратова. Для описания особенностей концепции авторской программы исследователь обратился к источникам по типологии современных телевизионных передач, а также обратился к материалам обращенным к личности самого журналиста. Среди этих трудов отметим работы Е.Я. Аникеевой, О.Я. Гойхмана, М. Е. Голдовской , Е. В. Гострова, Р.Д. Копылова, , В. И.Кузина , Г.В.Лазутиной, Г.С. Мельник Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Е.П. Прохорова, А.А. Тертычного. Методы исследования. В ходе написания данной работы применяются такие методы как дедукция, индукция, анализ, синтез, аналогия, наблюдение, сравнение, сопоставление, систематизация, классификация, абстрагирование, конкретизация, интервью с автором программы «Приглашает Борис Ноткин». Эмпирическая база исследования: Авторская программа «Приглашает Борис Ноткин» на телеканале ТВЦ. Объект исследования – авторская телевизионная передача «Приглашает Борис Ноткин». Предмет исследования – особенности концепции авторской программы на телевидении. Практическая значимость исследования определяется ценностью полученных выводов, результатов и возможностью их применения в профессиональной журналистской деятельности на телевизионных экранах. Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, двух глав и кратких выводов к ним, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе «Теоретические аспекты авторской программы» автор: - дает определения и раскрывает появление феномена авторской программы на ТВ; - характеризует авторскую программу как телевизионное явление; - определяет, что такое телевизионная авторская программа в жанре интервью -портрет; Во второй главе «Практический анализ программы «Приглашает Борис Ноткин» на телеканале ТВЦ автор: - Выделяет идейно – тематические особенности авторской программы на примере передачи «Приглашает Борис Ноткин» на телеканале ТВЦ, а также показывает особенности авторской программы в жанре интервью – портрет; - Раскрывает особенности концепции авторской программы на телевидении (на примере программы телеканала ТВЦ «Приглашает Борис Ноткин»). Рассмотрены 26 выпусков с 2001-2015 год (в исследовании подробно проанализированы 3 выпуска программы); - Показывает роль и задачу автора и ведущего программы. - Оценивает влияние авторской программы на зрителей. Научная гипотеза данного исследования состоит в том, что на индивидуальном уровне творческий процесс создания авторской программы имеет свои неповторимые особенности, так как каждый автор вырабатывает свои неповторимые методы журналисткой работы от рождения журналистской темы, разработки и планировки замысла конкретного авторского произведения до выработки его идейной стороны. Практическая ценность. Данное исследование может быть полезно для расширения научного представления о жанре интервью – портрет. Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе на факультетах журналистики при изучении дисциплин, связанных с мастерством телеведущего и общими методами тележурналистики. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ Авторская программа В 60-е годы XX века начинают появляться разговорные жанры публицистики. Их дальнейшее развитие потребовало введения в кадр фигуры автора. Эта потребность породила особую форму организации программ – персональную (авторскую) программу. Авторской программой можно считать тот продукт журналистской деятельности, задумка и реализация которого на 90% была проведена одним журналистом. Это программа, лишенная штампов и трафаретов, отмеченная печатью персонального таланта автора, личности уникальной и неповторимой. Ее отличие от других состояло в том, что автор-исполнитель выступал перед зрителями как центр и основа передачи. Тогда в роли ведущих авторских программ выступали такие журналисты как В. Зорин, И. Андроников, С. Смирнов и другие. В. Зорин, например, стал создателем новых для своего времени жанров публицистического телефильма и телевизионного «круглого стола», являлся ведущим телевизионных программ «9-я студия» и серии передач «Недипломатические беседы». В качестве авторской программы, могут выступать различные жанры: это может быть выступление в кадре (монолог), как, например, выходившая на телеканале СТС передача «Настроение с Евгением Гришковцом», телевизионный очерк (Д.И. Крылов «Непутевые заметки»), интервью и т.д. Можно разделить авторские программы на группы, исходя из функций журналистики. К первой группе относятся информационно – аналитические программы, например, «Итоги» с Евгением Киселевым на телеканале НТВ, «Утренний разговор с Дмитрием Киселевым (РТР), «Намедни» с Леонидом Парфеновым. Вторая группа – публицистические передачи. Это «Времена» Владимира Познера (ОРТ), «Основной инстинкт» Светланы Сорокиной (ОРТ), «Влияние» и «Свобода слова» с Савиком Шустером (НТВ) и другие. Обычно предметом разговора таких программ становится самое яркое и волнующее событие недели. К познавательно – просветительским программам следует отнести «Непутевые заметки» Дмитрия Крылова (ОРТ). В очерках, будь то портретный или проблемный, главное – беседа, талант автора найти нужную волну для разговора с героем. Развлекательно – информационные программы тоже могут быть авторскими. Например, острое политическое ток – шоу «Поединок» Владимира Соловьева. Каждый выпуск – это бескомпромиссный диалог двух непримиримых политических оппонентов на актуальные, злободневные темы. Приведенная выше классификация показывает, что авторские программы выполняют все функции журналистики: информационную, идеологическую, образовательную, рекреативную, за исключением, пожалуй, информационно – справочной. Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Ее появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать свое мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жестких требований, подтверждающих его профессионализм. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет у зрителей. Именно поэтому, зачастую, в качестве ведущих выступают уже известные люди – режиссеры, писатели, актеры. Например, «Кино в деталях» с Федором Бондарчуком на телеканале СТС, «Нереальная политика» с Тиной Канделаки (НТВ), «Собчак живьем» с Ксенией Собчак («Дождь»). Также немаловажно, чтобы имидж журналиста напрямую соответствовал тематике программы. Авторская программа подразумевает, что журналист непросто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть, что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Право на авторскую программу надо заработать. М. Н. Ким считает, что публицистический образ автора складывается из методов подачи информации, тематической ориентации, особенностей авторского восприятия, мировоззренческих взглядов (оценочные суждения, нравственные представления, идеи) и в выбираемой журналистом роли. Все это подчеркивает творческую индивидуальность журналиста и создает авторское «Я» в журналистском произведении. Используя это журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и так далее. Авторский образ передает характеристики времени, ситуации или события, жанра. Автор выступает как некий проводник между зрителем и героем, он выстраивает процесс художественной коммуникации. В процессе художественной коммуникации на первый план выходят такие основные понятия как: художественный образ героя и символ. Образ – это некая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма. Дадим определение понятию «художественный образ» - это образ, связанный с искусством, являющийся с его целью и основой, сущностным ядром произведения искусства. Это специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписанным, не поддающимся описанию и формализации) законам субъектом искусства – художником, - феномен, обладающий уникальной природой. Художественный образ состоит из выразительных элементов и деталей, тем самым задает определенные пространственно – временные рамки и границы программы. На телевидении мы имеем дело не с вымышленным образом как в литературе, а с вполне реальным лицом, то есть с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: - во – первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий; - во – вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность. В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношения к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам. Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. М. Ю. Стюфляева, например, выделяет следующие из них: «роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей. Феномен «зеркального отражения» способствует, на наш взгляд, раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее. Именно эмоции выражают наше отношение к объектам познания, без них человек оставался бы безразличным к самому познанию, и осмысление действительности было бы невозможным. Автор журналистского произведения выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом сознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и так далее. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу. Авторская программа во много зависит от личности интервьюера. Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и так далее. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы. Интервьюеру необходимо владеть темой (телевизионщики обычно говорят: «быть в теме») настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонация и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность и нарочитость атмосферы, в котором на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещение и так далее) самому, помочь в этом определении собеседнику, установить контакт как интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи. Для стран постсоветского пространства неким эталоном большого интервью можно считать работу Урмаса Отта – ошибки есть и у него. И одна из них, признанная самим мэтром – «важничанье» перед гостем в студии. В западной журналистике на этот счет есть неписанное правило, достойное быть взятым в арсенал: вопросы, которые не приятны собеседнику, вопросы, которые могут разозлить его – все это оставляется на конец разговора. Любое действие, разворачивающееся на экране, является зрелищем. И в этом смысле оценка журналистской работы на телевидении в любом случае начинается с отношения к видеоизображению. Журналистский текст в данном случае попадает в зависимость от картинки. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав. Институт социологии РАН заметил, «что в представлении большинства телезрителей лицо телевидения, определяли, прежде всего, ведущие телешоу и развлекательных телепрограмм. Их и вспоминали чаще, и чаще называли любимыми/ нелюбимыми, нежели ведущих и корреспондентов, информационных и общественно – политических передач. Такая реакция телезрителей соответствует реальному соотношению жанров на большинстве современных телеканалов, ориентированных, как известно, на привлечение максимально возможного количества зрителей (от этого зависит объем рекламы). Отсюда - стремление максимально позабавить, развлечь и развеселить аудиторию. И что бы там ни говорили на этот счет телекритики, аудитория, как показывают замеры зрительского внимания, в большинстве своем не отторгает такие программы. Однако перекосы в вещательной политике телеканалов все чаще вызывают раздражение у взыскательных телезрителей, что конечно же, не может не сказаться на их отношении к телеведущим. Характер отношений автора с аудиторией регулируется принципами персонификации. В книге Т.В. Васильевой, В.Г. Осинского, Г.Н. Петрова «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат» выделяются три принципа персонификации: - Первый принцип. Информация, персонифицированная автором, легче воспринимается зрителем. К этой группе принадлежат развлекательно – информационные программы. Зрителю важно отдохнуть во время просмотра такого рода программ, расслабиться, получить долю оптимизма. Такие программы не должны содержать отрицательных эмоций, проблем. Они не должны напрягать, зрителю должно быть ясно, кто несет информацию, кому он доверяет свое свободное время. - Второй принцип персонификации делает автора программы ориентиром в пестром мире телевизионных передач. Зритель судит о ценности и важности информации по коммуникатору. К этой группе относятся познавательно – просветительские программы. При первом же знакомстве зритель решает: доверять этому автору свое эстетическое и духовное воспитание или переключиться на другой канал. Для автора важно оправдать ожидания аудитории, дать исчерпывающее и полезное знание. Ведь из всех подобных программ зритель выбрал именно его. - Третий принцип персонификации, самый высший, когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном и духовном плане. Эту группу составляют информационно – аналитические и публицистические программы. Зритель уже располагает нужной информацией, ему необходимо услышать комментарий авторитетного лица. Как правило, авторы этих программ – люди известные, компетентные в своей области (Владимир Познер, Виктор Ерофеев, Светлана Сорокина, Леонид Парфенов, Владимир Соловьев и другие). Зачастую люди смотрят эти программы независимо от их темы. Касается разговор их или нет, для них это не важно. Людям интересен сам ведущий как личность, интересно и его творчество. Зрителю важно узнавать информацию именно от этого ведущего, именно с ним разбираться в сути происходящих событий. У таких программ есть своя постоянная аудитория, которая называется целевой. Например, зритель программ «Намедни» и «Итоги» - человек серьезный и деловой. «Целевая аудитория» - это некий стереотипный потребитель, которого «создают» специально обученные люди, довольно искусственно выделяя из всего репертуара свойств и качеств человека некий набор опорных, высвечиваемых на какой-то отрезок времени. Начиная, создание телевизионной кампании, вначале важно определить «портрет» зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому «портрету» и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория. Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте для целевой аудитории создаются форумы. Целевую аудиторию и интересные ей темы не всегда легко определить, если речь идет о новом репортаже и тем более о целевой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя. Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Так, если целевая аудитория программы «Профессия репортер» - мужчины и женщины, то не важно, что двадцать процентов всех жителей смотрели программу, не важно, что всего пять процентов из них подростки до двадцати лет. Это не главное, ведь целевая аудитория – это мужчины и женщины от двадцати и до шестидесяти лет. Отсюда вытекает понятие «реальная аудитория». Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная аудитория всегда меньше или равна целевой потенциальной, но может находиться в любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна целевой аудитории по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем жизнеспособности программы и правильности расчетов его руководства. Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стало выходить использование различных аудио и видео эффектов, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большинстве случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создаемся эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ. Итак, для создания программы «автору нужны: четкая фабула, свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, острый сюжет, напряженный конфликт, емкий диалог, яркие характеры, художественный образ, определенный жанр, точная композиция и творческое кредо». Тема – «это и предмет описания конкретной ситуации, взятый в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения». Тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Тема обычно рождается из двух ситуаций: либо из редакционного задания, либо просто появляется какая- то идея, которая занимает все мысли. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциальный отклик, соединить идеологические и социально – психологические средства воздействия на аудиторию. На практике журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. Новые факты могут повернуть тему, с другой стороны. Чаще всего темы возникают случайно. В книге М.Н. Кима приводятся рассуждения питерских журналистов о том, что появляется раньше – факты или темы? «Ответить однозначно на этот вопрос не могу, - говорит следующий журналист. – Это всегда происходит по-разному. Иногда сначала задумываешь тему, которая порой кажется даже бредовой, но, когда раскрутил ее, то оказывается, что именно на нее и стоило обратить внимание общественности. Обычно под такую тему и подбираешь факты. Бывает и обратное, когда факты наталкивают тебя на тему. Любая тема приходит неожиданно: вдруг происходит какое-то событие или появляется информация какой-то проблеме, и тебе хочется осмыслить это событие и эту проблему, посмотреть на нее с разных точек зрения. Сам выдумываю темы куда реже, потому что сегодня настолько быстрая и калейдоскопическая жизнь, что темы возникают сами собой постоянно. А те, о которых начинаешь думать, нередко уже устаревают в ходе их обдумывания». Иную точку зрения высказывает еще один респондент: «Тема никогда не рождается спонтанно. Она всегда – результат опыта: то ли прочитал что-тои – по принципу чем больше знаешь, тем больше хочется знать – начинаешь копать. Или часто в материалах прессы находишь вопросы, на которые быть может намеренно, нет ответов. Появляется желание найти и все рассказать. Вообще поисками новых тем меня заставляют заниматься три вещи: желание удивить, то есть рассказать о старом по-новому, желание разобраться с вопросами мне самому и небезразличными и, пожалуй, самое главное – наивное стремление к справедливости (вера в то, что слово может больно ударять и справлять). Есть, конечно, и четвертое – нескромное, - хочется просто не потеряться в потоке безликой информации. Бывает, что какой-то темой заболеваешь. Во тогда она тебя затягивает и появляется азарт. Для меня любая тема – это прежде всего неразрешенная проблема: то, что более всего волнует общественность. Поэтому всегда стремлюсь умело (не крикливо и громко) разрешить в материале то или иное противоречие, проанализировав его со всех сторон». Можно сделать вывод, что рождение темы всегда связано с поиском главного объекта для дальнейшей работы. И каждый журналист вкладывает свой смысл в понятие «тема». Для кого – то темой станет неопознанная проблема, для другого – интересный случай, для третьего человек, о котором никто еще не написал. Источником темы может быть все на свете. Нужно уметь лишь разглядеть. Вот для редактора новостей газеты «Рабочая Трибуна» А. Наджарова одним из источников являются всевозможные брифинги, пресс – конференции в центрах МВД, МИДа и так далее. Еще один источник тем – работа коллег. Небольшие заметки в газетах могут дать толчок к большой расследовательской работе. Темы могут возникать и случайно из рассказа знакомых. Необходимо лишь проверить достоверность информации. «Поиск интересных тем – извечная проблема журналистов, потому что найти в обыйденной нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем». Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. «Замысел, - отмечается в литературоведческом словаре, - первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов». Авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы. Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, или проблемной. В качестве примера вспомним популярную телевизионную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова или ток-шоу «Моя семья» Валерия Комиссарова. Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы. Сегодня у журналиста есть право свободно высказывать собственное мнение. Ярким проявлением этих условий стали авторские программы. Они в изобилии присутствуют на центральном телевидении, в меньшей степени – на региональном. Сам термин подразумевает некую элитарность, особое значение автора. «Откуда он берется? Из опыта, из наблюдений, из пристрастий, из актуальной жизни, из подсказки коллег, из указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся представлений автора о мире. Откуда только ни берется замысел!». Если для писателей в ходе формирования замысла важно отобрать из жизненных фактов наиболее типичное и характерное, чтобы в дальнейшем создать художественный образ, то для журналистов важно строгое следование фактам и адекватное отображение действительности. Многие замыслы будущих публикаций накапливаются годами. Исходным материалом, на основе которого может зародиться замысел конкретного произведения может быть: встреча с интересными людьми, чтение литературы, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое другое. Вот что рассказал о своей творческой работе очеркист «Известий» А. Васинский: «Открою секрет моей любимой уловки. Я позаимствовал ее у Феллини. В одном из интервью он рассказал, что с тех пор, как ощущает себя творческим человеком, держит при себе некий мешок. Но не настоящий, холщовый, а как бы духовный “мешок”. И все возникающие идеи, образы, наблюдения – все эфемерное, призрачное и пока блуждающее в пространстве он складывает туда. Мне это очень понравилось, и я решил завести себе такой же. Приступая к очередному заданию, запускаю руку в мой “мешок” и непременно нахожу там что-нибудь интересное». Структура замысла. «Замысел произведения, – пишет Е.П. Прохоров, – по структуре своей должен походить на чертеж будущего произведения как целостности в единстве его темы, проблемы. Замысел, в глубоком смысле этого слова, рождается как бы в точке пересечения сознаваемой публицистом социальной потребности, его гражданской устремленности, волнующих его явлений жизни, накопленного социального опыта». И далее: «Собственный опыт журналиста, его знания, эрудиция, информированность и, кроме того, найденные им факты – это и есть источники возникновения замысла». Проблемная сторона замысла. «Проблемная сторона замысла – это такое знание объекта, при котором есть “пустоты”, допустимы противоречивые утверждения, возможна и даже необходима мысль о незнаемых связях и взаимодействиях, которые по-новому осветят уже полученное знание. И когда в замысле начинают выделяться тематическая и проблемная сторона, причем их столкновение порождает и намек на идейную сторону будущего произведения, тогда и возникает у публициста вопрос о “достаточности” его вооружения». Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи, которая, по мнению Г.В. Лазутиной, «всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения». Под идеей мы понимаем главную мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность. Процесс «вынашивания» журналистского произведения протекает у каждого автора по-разному. Одни занимаются систематизацией материала, другие — его композиционным распределением, третьи — конкретизацией и детализацией замысла. Данная работа позволяет не только представить черты будущего произведения, но и вплотную подойти к его планировке. Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие, наконец, задается вся событийная канва. Именно в этом ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: