- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности использования кейс-метода и реализовать его на теоретическом занятии в колледже
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011492 |
Тема: | Особенности использования кейс-метода и реализовать его на теоретическом занятии в колледже |
Содержание
ИФПП. РКТЗ.00.000 ПЗ Лист Изм. Лист № документа Подпись Дата Содержание Введение……………………………………………………………………........ 1. Теоретическое обоснование разработки и применения кейс-метода в учебном процессе……………………………………………………………..... 1.1 История возникновения кейс-метода как метода обучения……….…..… 1.2 Сущность кейс-метода и его виды ……………….……. 1.3 Методика реализации кейс-метода …….…… Выводы по первому разделу………………………………………………. 2. Анализ кредиторской задолженности на предприятии ООО «Дружба» 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 2.2 Анализ кредиторской задолженности. 2.3 Пути снижения кредиторской задолженности. 3 Разработка методики проведения теоретического занятия по теме: «Анализ кредиторской задолженности» с применением кейс-метода…… 3.1 Место занятия в учебном процессе ГБПОУ «Южно-Уральского многопрофильного колледжа»…………… 3.2 Методика проведения теоретического занятия по теме: «Анализ кредиторской задолженности»…………………………………. 3.3 Методические рекомендации по разработке и применению кейс-метода при проведении теоретического занятия……………………… Введение Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности обучающихся. Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития обучающихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка обучающимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между педагогом и обучающимися, повышение качества знаний. Достичь это помогает использование кейс-метода. Как специфический метод обучения, кейс-метод применяется для решения свойственных ему образовательных задач. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Проблема внедрения кейс-метода в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями: первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности развития, способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации; вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса. Развитие мобильности преподавателей в сфере усвоения алгоритма написания кейса и профессионального применения кейс-метода в учебном процессе позволит достичь качественных изменений образовательных услуг. Актуальность проблемы, соответствие ее современным тенденциям развития образования, а также недостаточная научно-теоретическая и методическая ее разработка, определили тему выпускной квалификационной работы: «Реализация кейс-метода на теоретическом занятии по теме: «Анализ кредиторской задолженности». Объектом выпускной квалификационной работы является процесс теоретического обучения в колледже. Предметом исследования является реализация кейс-метода на теоретическом занятии в колледже. Цель выпускной квалификационной работы: изучить особенности использования кейс-метода и реализовать его на теоретическом занятии в колледже. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1 Изучить историю возникновения кейс-метода. 2 Определить сущность понятия «кейс-метод», и его классификации. 3 Изучить методику реализации кейс-метода. 4 Представить характеристику предприятия ООО «Дружба». 5 Провести анализ кредиторской задолженности на предприятии ООО «Дружба». 6 Предложить пути снижения кредиторской задолженности на предприятии ООО «Дружба». 7 Разработать методику проведения теоретического занятия по теме: «Анализ кредиторской задолженности» с применением кейс-метода. 8 Разработать рекомендации по реализации кейс-метода на теоретическом занятии. Научно-методической основой работы выступают: Закон «Об Образовании в РФ» [12], федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет», учебный план специальности «Экономика и бухгалтерский учет». База исследования включает в себя: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский многопрофильный колледж»; предприятие ООО «Дружба». В процессе работы мы опирались на методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа. 1 Теоретическое обоснование разработки и применения кейс-метода в учебном процессе 1.1 История возникновения кейс-метода как метода обучения Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин. Ольга Петровна Гришакина говорит, что «кейс-метод - метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей навыки групповой работы» [41]. Гарвардская юридическая школа считается основоположником метода ситуаций, а Христофор Колумб Лэнгделл- пионером case-study. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделл продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался индуктивным эмпиризмом от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах. Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 г. В первую программу под названием «Master of Business Administration» (МВА) («Магистр делового администрирования») был введен обязательный курс-метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса»(1912 г.). На курс приглашались владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить проблемы из их собственной практики. Через два дня каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, затем бизнесмен обсуждал эти отчеты с группой. «Расцвет» метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на «коллекционирование кейсов» и работу с ними. Одним из первых, кто пересмотрел методы работы, стал Коупленд, у которого студенты за скучные лекции по маркетингу часто устраивали «топот» в виде протеста. После работы с методом ситуационного анализа на занятиях Коупленда восстановился порядок. Затем Донэм убедил Мельвина Коупленда вместо учебника издать коллекцию «деловых проблем». Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов (издания коллекций кейсов: 1931, 1953, 1954, 1969, 1981, 1990-ые, а также семинары, мастерские по обучению преподавателей) [11]. В Европейском образовании самой известной по применению кейс - метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся своим путем. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. На современном этапе Манчестерская школа стала уходить от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение реальных бизнес - кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации. Практика решения бизнес-кейсов попадает в Россию с Запада вместе с первыми управленцами, получившими образование за рубежом, а также со студентами программ стажировок по обмену. Начиная с 90-х годов ХХ века, российские ученые стали активно рассматривать опыт зарубежных исследователей в области образования и применять метод конкретных ситуаций как технологию в образовании взрослых и профессионально-ориентированном обучении, а сейчас - и в школьном образовании. В России с конца 90-х годов используются переводные (западные) кейсы. Российская компания «Решение: учебное видео» в конце 90-х выпускает новый продукт - игровой учебный видеокейс. В таком видеокейсе учебная ситуация, заимствованная из практики российских компаний, разыгрывается профессиональными актёрами. Компанией заявляется, что обучающиеся получают возможность «присутствия» на месте происходящих событий, а подготовленная для преподавателей методика препарирования кейса облегчает проведение занятий. В последние годы остро стоит вопрос о необходимости создания новых бизнес-кейсов, основанных на опыте российских компаний. Со второй половины 2000-х г. интерес к кейс-методу возрастает - появляются вузовские кейс-клубы (Кейс-клуб НИУ-ВШЭ, МГИМО, Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина и др.), а также активизируются компании, занимающиеся организацией и проведением кейс-чемпионатов и иных мероприятий (Changellenge) [21]. В России применяются и другие названия кейс-метода: метод конкретных ситуаций (КС), метод изучения ситуаций или деловых историй, метод кейсов, а в 2001 году американские исследователи Эткинсон Дж., Уилсон Й. в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели понятие - «ситуационные задачи» [6]. Также следует отметить, что кейс-метод является обязательным элементом дистанционного обучения, приобретающего все большую популярность. Таким образом, использование кейс-метода актуально и перспективно в обучении различным областям науки, однако его необходимо использовать в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе традиционными, закладывающими у обучающихся обязательное нормативное знание. 1.2 Сущность кейс-метода и его виды Рассмотрим сущность кейс - метода. Кейс - метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case - случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр. Метод кейсов (англ. Case method, кейс - метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес - ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Среди современных технологий и методов обучения в настоящее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он направлен на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов, в течение которой ими приобретаются коммуникативные умения. Сущность данного метода состоит в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых [27]. Метод case-study- инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказывать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы [16]. Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал. Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают: 1) иллюстративные учебные ситуации - кейсы, цель которых - на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; 2) учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса - диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме; 3) учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса - самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов; 4) прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса - поиск путей решения проблемы. Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов: - Обучающие анализу и оценке; - Обучающие решению проблем и принятию решений; - Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Заслуживает внимания классификация кейсов, приведенная Н. Федяниным и В. Давиденко, хорошо знакомыми с зарубежным опытом использования метода case-study: 1 Структурированный (highly structured)"кейс”, в котором дается минимальное количество дополнительной информации; при работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу; у задач этого типа существует оптимальное решение. 2 «Маленькие наброски» (short vignetts), содержащие, как правило, от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений; они знакомят только с ключевыми понятиями и при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания. 3 Большие неструктурированные "кейсы" (long unstructured cases) объемом до 50 страниц - самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода; информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная; самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать; студент должен распознать такие "подвохи" и справиться с ними. 4 Первооткрывательские "кейсы" (ground breaking cases), при разборе которых от студентов требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить нечто новое, при этом студенты и преподаватели выступают в роли исследователей. 5 Некоторые ученые считают, что кейсы бывают "мертвые" и "живые". К "мертвым" кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы "оживить" кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать студентов на поиск дополнительной информации для анализа. Такой подход позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время. Нет определенного стандарта представления кейсов. Как, правило, кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным для студентов. С печатной информацией или с информацией на электронных носителях легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в аудио - или видео - вариантах; ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению первичной информации и ошибкам. В последнее время все популярнее становятся мультимедиа представление кейсов. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео изображения. 6 По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета. Временная последовательность материала также накладывает отпечаток на жанровые особенности кейса. Кейсы в режиме от прошлого к настоящему характеризуются естественной временной последовательностью событий, позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи. Кейсы-воспоминания характеризуются тем. Что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что создает затруднения по восстановлению временных цепочек. По сути дела анализ кейса сводится к реконструкции ситуации, ее осмыслению в аспекте той или иной познавательной парадигмы. 7 Наконец, прогностические кейсы дают довольно подробное описание событий недавнего прошлого и настоящего, ставят задачу выработать наилучший вариант поведения "героя" в будущем. В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить на: -Личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители; -Организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения; -Многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов. Бывают кейсы с приложениями и без приложений; кейсы с приложениями обычно предполагают формирование навыков расчетов и анализа статистической информации. По типу методической части кейсы бывают вопросными, при их разрешении студентам нужно дать ответы на поставленные вопросы, либо кейсы-задания, которые формулируют задачу или задание. По форме представления: -Бумажные кейсы (кейсы, напечатанные на листе); -Видеокейсы (например, фрагмент из какого-нибудь фильма); - Мультимедиа (аудио, видео, презентация); По размеру: Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет часть двухчасового практического занятия. Кейс средних размеров занимает обычно двухчасовое занятие, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий. -Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения. -Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. -Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в группе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии. Во многих случаях мини-кейс может быть сформулирован кратко, в виде одного-двух абзацев, и снабжен вопросами, на которые требуется дать ответ в обсуждении. По уровню сложности: -Кейсы для бакалавров -Кейсы для магистров По дисциплинам: -Бухгалтерский учёт и контроль -Финансы -Менеджмент -Управление кадрами -Маркетинг -Операционный менеджмент -Организационное поведение и лидерство -Управление услугами -Психология -Социология и др., По типам компаний: -Кейсы о крупном региональном бизнесе -Кейсы о малом и среднем бизнесе По регионам: -Североамериканские кейсы -Европейские кейсы -Кейсы по развивающимся странам и странам с переходной экономикой. На разработанном нами теоретическом занятии по теме: «Анализ кредиторской задолженности», для закрепления материала мы использовали мини-кейс с формулированием краткого задания, на которое необходимо дать ответ в обсуждении [29]. 1.3 Методика реализации кейс-метода Как уже говорилось кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории. Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Анализируя учебное пособие «Современные способы активизации обучения» Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой можно сделать вывод, что кейс- метод формируется из двух этапов [28]. Первый этап представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Хотя создание кейса имеет творческий, а поэтому не полностью алгоритмизированный характер, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса, основными стадиями которого выступают: 1) определение того раздела курса, которому посвящена ситуация; 2) формулирование целей и задач; 3) определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; 4) поиск необходимой информации; 5) создание и описание ситуации. Второй этап работы включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей. Представим поэтапную работу с кейсом. 1 Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения. 2 Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30-40 мин). Жесткое требование -укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя. 3 Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста [36]. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 - 2 участника (спикера). Время - до 10-15 мин. Советы преподавателю: -следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); -необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов). 4 Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса: 1 Почему ситуация выглядит как дилемма? 2 Кто принимал решения? 3 Какие варианты решения он имел? 4 Что ему надо было сделать? Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: -не ограничивать время; -дать возможность выступить каждому; -заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; -провести голосование «Чье решение было самым удачным?». Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам. 5 Подведение итогов, завершающее выступление преподавателя. Продолжительность - 10 - 15 мин. Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы, которые обсуждались слушателями, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обосновать версию преподавателя [8]. Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения: «Жизнь богаче любой теории», а затем выделить лучшие решения и расставить акценты поощрительного характера (рейтинг успеваемости, призы). Рассмотренные этапы были реализованы на теоретическом занятии по теме: «Анализ кредиторской задолженности». Выводы по первому разделу Анализ источников показал, что история развития кейс-метода насчитывает более 150 лет и на современном этапе развития профессионального образования данный метод современен и актуален. Так же мы выяснили то, что сущность кейс-метода заключается в решении ситуационных задач (кейсов). В изученной литературе представлены различные классификации кейсов. На проектируемом теоретическом занятии применяется мини-кейс с формулированием краткого задания, на которое необходимо дать ответ в обсуждении. Были определены признаки кейс-метода отличающие его от других методов обучения, такие как: -Наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени. -Коллективная выработка решений. -Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения. -Единая цель при выработке решений. -Наличие системы группового оценивания деятельности. -Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых. Методика реализации кейс-метода на занятии включает 5 этапов: введение в кейс, анализ ситуации, презентация решений по кейсом, общая дискуссия и подведение итогов. Данная методика реализована на проектируемом теоретическом занятии по теме «Нормативные акты по учёту и назначение и порядок открытия расчётного счёта». Для того, чтобы разработать занятие, необходимо проанализировать анализ кредиторской задолженности на предприятии ООО «Дружба». 2 Анализ кредиторской задолженности на предприятии ООО «Дружба» 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Дружба» находится в ведомственном подчинении Отдела сельского хозяйства и продовольствия администрации Уйского муниципального района, по адресу: 456480 Челябинская область, Уйский район, с. Нижнеусцелемово ул. 50 лет колхозу, 6. За колхозом закреплено 2650 га земли, из них 1288 га пашни, в том числе 1362 га с/х угодий. Климат хозяйства характеризуется умеренно-континентальным. Основными видами деятельности предприятия ООО «Дружба» являются: животноводство и растениеводство, производство зерновых и зернобобовых. В хозяйстве работает всего 92 человека, в том числе работники занятые в с/х производстве 77 человек. Численность руководящих работников и специалистов 14. Главные специалисты имеют высшее образование. На 1 января 2015 года в ООО «Дружба» имелось 812 голов КРС, в том числе 400 голов коров, 46 лошадей. Энерговооруженность машинно-тракторного парка (МТП) составляет: 21 трактор, 51 единица с/х машин, 12 грузовых автомобилей, 7 зерноуборочных комбайнов. Ремонт с/х техники осуществляют в типовой ремонтной мастерской. В период с 2013-2015 года снизились продажи зерновых культур всех видов, мяса и мясной продукции, но увеличилась продажа молочной продукции. Рассмотрим структуру товарной продукции хозяйства в таблице 1. Таблица 1- Структура товарной продукции хозяйства Можно сделать вывод, что предприятие акцентируется на выпуске молочной продукции в большей части. Анализ хозяйственной деятельности предприятия по существу представляет собой изучение определенных экономических показателей, характеризующих различные стороны этой деятельности. Экономические показатели группируются в определенную систему в соответствии с известными критериями. Система показателей, отражающая деятельность предприятия - это совокупность взаимосвязанных величин, которая всесторонне характеризует имущественно - финансовое положения организации, ее деятельность и результаты этой деятельности. Рассмотрим показатели экономической деятельности предприятия в таблице 2. Таблица 2 Показатели экономической деятельности предприятия Рассматривая показатели, приведенные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что валовая продукции в 2015 г. составила 68821 тыс.руб., что на 12147 ниже уровня 2013 г. Среднегодовая численность работников уменьшилась с 2013-2015 года на 16 человек. Увеличение стоимости основных средств основной деятельности на 3843 т.р. связано с обновлением основных средств. Увеличилась за исследуемый период на предприятии среднегодовая стоимость оборотных средств на 153 рубля. Энергетическая мощность снизилась и в 2015 году. По всем выше рассмотренным показателям ООО «Дружба» можно отнести к числу малых сельскохозяйственных предприятий района. На предприятии ООО «Дружба» в структуре основных средств большую часть занимают машины и оборудование, меньше всего - производственный инвентарь. Рассмотрим состав и структура основных средств предприятия в таблице 3 и показатели эффективности использования основных средств предприятия в таблице 4. Таблица 3- Состав и структура основных средств предприятия По таблице 3 можно сделать вывод, что предприятие увеличивает основные средства за счёт увеличения стоимости машин и оборудования, а так же продуктивного скота. В целом общая стоимость основных средств с 2013 года по 2015 год увеличилась на 6366 тыс. рублей. Таблица 4 - Показатели эффективности использования основных средств предприятия По данным таблицы 4 можно сказать, что все показатели, кроме фондоотдачи выросли. Видно, что фондоотдача основных средств снизилась с 2 руб. до 1.5 руб. на 0,50 руб. Снижение фондоотдачи в заявленном периоде явился следствием понижения темпа роста производительности труда рабочих над темпом роста их фондовооруженности. Показатели рентабельности возросли. Понимание поведения оборотных средств является ключевым в оценке результатов деятельности предприятия. Термин «оборотные средства» определяется как «денежные и другие средства или ресурсы, которые предполагается или обратить в деньги или продать, или потребить в течение нормальног....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: