- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности инновационных трансформаций региональных социально-экономических систем и межрегиональная инновационная интеграция регионов ЦФО
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006970 |
Тема: | Особенности инновационных трансформаций региональных социально-экономических систем и межрегиональная инновационная интеграция регионов ЦФО |
Содержание
9 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИМ. И. С. ТУРГЕНЕВА ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности инновационных трансформаций региональных социально-экономических систем и межрегиональная инновационная интеграция регионов ЦФО» Выполнил: студент направления подготовки бакалавров: Экономика 3 курса 081301 ОБ группы Кириллов Владислав Борисович Проверил: к.г.н., доцент Тихий Владимир Иванович 2015 Содержание Содержание…………………………………………………………………..……2 Введение…………………………………………………………………….….….3 1.Теоретическая сущность инновационных трансформаций и межрегиональной инновационной интеграции……………………………..…..5 1.1 Подходы к определению дефиниции «инновационные трансформации»…………………………………………………………………..5 1.2 Показатели, обосновывающие инновационные трансформационные явления в социально-экономических системах…………………………………9 1.3 Сущность межрегиональной инновационной интеграции………….…….13 2. Специфика инновационной трансформации и межрегиональной инновационной интеграции в развитии социально-экономических систем регионов ЦФО…………………………………………………………………....17 2.1 Анализ инновационного потенциала регионов ЦФО……………………..17 2.2 Анализ показателей, влияющих на процессы межрегиональной инновационной экономической интеграции в ЦФО…………………………..23 2.3 Проблемы реализации перехода к инновационному типу развития регионов ЦФО и сложности межрегиональной инновационной интеграции..............................................................................................................31 3. Пути совершенствования инновационной системы и векторы инновационной интеграции регионов ЦФО…………………………………...34 3.1 Рекомендации по совершенствованию региональной инновационной системы ………………………………………………………………………..…34 3.2 Перспективные направления межрегиональной инновационной интеграции в ЦФО…………………………………………………………….…36 Заключение……………………………………………………………………….38 Библиографический список……………………………………………………..41 Приложения……………………………………………………………………...44 Введение Актуальность темы исследования связана с тем, что инновации занимают ведущее место в экономике развитых стран и являются мощным фактором роста ее конкурентоспособности. В XXI веке Россия находится на этапе перехода экономики от экспортно-сырьевого пути к инновационному. Внедрение инноваций, прежде всего, обусловлено необходимостью преодоления кризисных явлений в экономике регионов РФ. В настоящее время, потенциал межрегиональной инновационной интеграции регионов РФ остается слабо востребованным ресурсом повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Поэтому в трансформационный период ведутся работы по устранению существующих сейчас барьеров инновационной деятельности путем объединения усилий регионов, тем самым создавая эффект синергии. Теоретическую основу составляют труды ученых, таких как: Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С., Дронов В.Т., Дудин М.Н., Горохова А.Е.,Лясников Н.В., Золотарев Н.П., Пшеничникова Т.Д., Пушкаренко А.Б., Логачёва В.С., Киселёва Н.Н., Иванов Н.П.,Кузнецов Б.Т, Кузнецов А.Б., Мокмчев С.В.,Терехова С.А., Тоффлер Э., Саралидзе А.М., Мищенко З.В., Доничев О.А.,Фатхутдинов Р.А., Шерешева М.Ю., Шлафман А.И., Моттаева А.Б. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики. Цель данной курсовой заключается в изучении особенностей инновационных трансформаций региональных социально-экономических систем и определении направлений межрегиональной инновационной интеграции регионов ЦФО. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: – дать наполнение дефиниции «инновационные трансформации»; – представить статистические данные, обосновывающие трансформационные явления в социально-экономических системах; – понять сущность межрегиональной инновационной интеграции; – показать специфику инновационных трансформаций в регионах ЦФО; – провести анализ инновационного потенциала регионов ЦФО; – провести анализ показателей, влияющих на процессы межрегиональной инновационной экономической интеграции в ЦФО; – выявить проблемы реализации перехода к инновационному типу развития регионов ЦФО и сложности межрегиональной инновационной интеграции; – рассмотреть пути совершенствования инновационной системы и направления межрегиональной инновационной интеграции субъектов ЦФО. Объектом исследования является экономика Центрального федерального округа, на примере которой анализируются инновационные трансформации и рассматриваются механизмы реализации межрегиональной инновационной интеграции. Предметом исследования является процесс инновационных трансформаций и межрегиональной инновационной интеграции и возникающие в ходе этих процессов отношения между субъектами Центрального федерального округа. Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: 1) анализ литературы и статистических данных; 2) индукция и дедукция; 3) сравнение; 4) обобщение; 5) классификация; 6) графические методы; 7) регрессионный анализ; 8) экономико-математические методы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. 1.Теоретическая сущность инновационных трансформаций и межрегиональной инновационной интеграции 1.1 Подходы к определению дефиниции «инновационные трансформации» Одним из результатов российских реформ явилась трансформация системы межрегиональных связей и разрыв этих связей в сфере НИОКР. Их восстановление и развитие до сих пор является важнейшей задачей. В теоретико-методологическом плане концепция инновационных трансформаций социально-экономических систем не является в полной мере раскрытой. В интерпретации содержания определения «инновационные трансформации» существуют различные подходы и позиции исследователей. Толковый словарь русского языка рассматривает трансформацию как преобразования, происходящие в рамках объектов (систем или структур), приводящие к появлению новых свойств, качеств, признаков или изменению целевой направленности функционирования. Исходя из этого, трансформация означает всевозможные качественные преобразования систем эволюционного и революционного характера. Согласно Э. Тоффлеру, трансформация - значительные качественные скачки в развитии общества, каждый из которых не продолжение развития общества в прежнем направлении, а его радикальное изменение, возможно, отрицающее предшествующий опыт. Профессор В.Т. Дронов отождествляет трансформацию не с изменением системы, а с ее преобразованием. Изменение включает в себя не только значительные движения в структуре, но и мелкие вариации (деформации) – элементные или структурные. Впервые понятие «innovation» в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". По его мнению, инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы. Кузнецов Б.Т. и Кузнецов А.Б. интерпретируют инновации как превращение результатов научно-технической деятельности, полученных людьми, как в прошлом, так и в настоящем, в новые товары, услуги и технологии. Экономический словарь рассматривает инновации как комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой техники, технологий, изобретений и т.д. В соответствии с международными стандартами («Руководством Осло») инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Стоит отметить, что на практике весьма часто понятия «новшество» и «нововведение» рассматриваются как тождества или синонимы (между собой и применительно к понятию «инновации»). Так, Р.А. Фатхутдинов указывает, что инновацией стоит называть «… конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения … эффекта…». Здесь видно, что возникла ошибка в результате сложностей перевода англоязычных и латинских терминов. Итак, в переводе с английского языка термин «innovation» может быть переведен и как «нововведение», и как «новшество», а латинский термин «innovatio» - «обновление (изменение)» предполагает качественную смену чего-либо, в то время как новшество может означать простое включение в систему чего-либо ранее известного. Таким образом, дефиниция «инновация» несводима к понятию «новшество». Результатом применения инноваций является целевой эффект, который планировался к получению при разработке и внедрении какого-либо знания. Отсюда мы можем заключить, что инновационные трансформации – это преобразования в функционировании и развитии социально-экономических систем, основанные на использовании знаниевой компоненты, стимулирующие появление у данной социально-экономической системы качественно новых характеристик, что не означает утрату всех ранее накопленных свойств, качеств или признаков. Инновационные трансформации социально-экономических систем нами рассматриваются как факторы и условия, выводящие данную систему на новый уровень развития с сохранением и преумножением всех ранее накопленных качеств, обеспечивающие возврат системы к состоянию равновесия и стабильности после выбора оптимальной траектории дальнейшего эволюционирования. Вне зависимости от типа или вида продуцируемой инновации в её основе всегда лежит научное знание, которое формируется под воздействием внешних или внутренних факторов. Таким образом, предпосылками возникновения инновационных трансформаций социально-экономических систем могут быть происходящие изменения во внешней среде функционирования и развития системы, либо в её внутренней среде. Средовые изменения могут быть различного характера, но, как правило, их принято классифицировать в четыре основные группы: - первая группа: изменения политического характера, стимулирующие появление социальных, государственно-правовых инноваций, а также инноваций в сфере государственной безопасности и правопорядка; - вторая группа: изменения общественного характера, стимулирующие появление политико-социальных, государственно-правовых, экологических инноваций; - третья группа: изменения экономического характера; - четвертая группа: изменения технологического характера, стимулирующие появление технико-технологических, экономических, организационно-управленческих, финансовых инноваций. В настоящее время российская экономика проходит очередной этап инновационной трансформации, который сопряжен с более существенными, чем в иных странах, трудностями. Это обусловлено объективными причинами, среди которых можно выделить следующие: наличие до сих пор неразобранного «советского наследия», в том числе в научной, общественной, государственной и экономической сферах, а также на национальном ментальном уровне; непоследовательность и структурная кардинальность реформ в момент перехода от плановой экономики Советского Союза к рыночным отношениям; недостаточное финансирование научной, образовательной и социальной сфер, недостаточная эффективность государственного управления, а также неразвитость сектора малого и среднего, в том числе инновационного предпринимательства. Таким образом, в интерпретации содержания определения «инновационные трансформации» существуют различные подходы и позиции исследователей. Инновационные трансформации – это преобразования в функционировании и развитии социально-экономических систем, основанные на использовании знаниевой компоненты, стимулирующие появление у данной социально-экономической системы качественно новых характеристик, что не означает утрату всех ранее накопленных свойств, качеств или признаков. Мы их рассматриваем как движитель научно-технического прогресса и в большей степени как условия смены научно-управленческих парадигм и смены общественных формаций. 1.2 Показатели, обосновывающие инновационные трансформационные явления в социально-экономических системах Для того чтобы получить обобщенную характеристику инновационных трансформационных явлений используются показатели. Они отражают качественные характеристики уровня инновационного развития регионов посредством использования системы количественных индикаторов на основе доступной статистической информации. На данный момент имеется большое количество показателей, поэтому рассмотрим лишь некоторые из них. Для оценки состояния потенциала инновационной трансформации экономической системы можно использовать ряд показателей, отражающих три основные группы факторов, которые влияют на реализацию потенциала инновационной трансформации: I группа – показатели, характеризующие достигнутый потенциал инновационной трансформации экономической системы; II группа – показатели, отражающие тенденции и интенсивность инновационной трансформации экономической системы; III группа – показатели, отражающие степень взаимодействия различных структурных элементов экономической системы при решении проблем инновационной трансформации. Данная система показателей ориентирует на понимание неразрывной связи и взаимообусловленности потенциала инновационной трансформации экономической системы и общего ее социально-экономического организма и обозначает роль потенциала инновационной трансформации как ключевого звена развития экономической системы. В аналитическом докладе, который представлен Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» отражена система показателей, которая служит основой для расчетов агрегированных инновационных индексов. Можно выделить несколько групп, содержащих данные показатели: социально-экономические условия инновационной деятельности; научно-технический потенциал; инновационная деятельность; качество инновационной политики. К первой группе можно отнести 8 показателей: ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона (тыс. руб.); коэффициент обновления основных фондов (%); удельных вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных высокого уровня отраслях промышленного производства в общей численности занятых в экономике региона (%); удельный вес занятых в наукоемких отраслях сферы услуг в общей численности занятых в экономике региона (%); удельный вес населения в возрасте 25-64 лет, имеющего высшее образование, в общей численности населения соответствующей возрастной группы (%); численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, в расчете на 10000 человек населения; удельный вес организаций, имеющих доступ к Интернету с максимальной скоростью передачи данных не менее 256 Кбит/сек, в общем числе организаций (%); удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств (%). Вторая группа включает 11 показателей: внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП (%); внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя (тыс. руб.); удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объему внутренних затрат на исследования и разработки (%); отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых исследованиями и разработками, к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в регионе (%); удельный вес численности занятых исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике региона (%); удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в численности исследователей (%); удельный вес лиц, имеющих ученую степень, в численности исследователей (%); число статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 10 исследователей; число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями, в расчете на миллион человек ЭАН региона; число передовых производственных технологий, созданных в регионе, в расчете на миллион человек ЭАН; отношение объема поступлений от экспорта технологий к ВРП К третьей группе относятся 9 показателей: удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций (%); удельный вес организаций, осуществляющих нетехнологические инновации, в общем числе организаций (%); удельный вес организаций, имевших готовые технологические инновации, разработанные собственными силами, в общем числе организаций (%); удельный вес организаций, участвовавших в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций (%); удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий (%); интенсивность затрат на технологические инновации (%); удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%); удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, работ, услуг, новых для рынка, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (%); удельный вес организаций, оценивших сокращение материальных и энергозатрат как основной результат инновационной деятельности, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации (%). К четвертой группе относят 8 показателей: наличие стратегии инновационного развития и/или профильного раздела по инновационному развитию в стратегии развития региона; наличие в схеме территориального планирования, а также в материалах по ее обоснованию выделенных зон приоритетного развития инновационной деятельности; наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе; наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций, инновационной деятельности либо субъектов инновационной деятельности; наличие специализированных координационных органов по инновационной политике при высшем должностном лице или высшем исполнительном органе государственной власти субъектов РФ; наличие специализированных региональных институтов развития с функционалом по поддержке субъектов инновационной деятельности и/или реализации инновационных проектов; удельный вес ассигнований на гражданскую науку из средств консолидированного бюджета субъекта РФ в расходах консолидированного бюджета субъекта РФ (%); удельный вес средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в общих затратах на технологические инновации (%). В рейтинге инновационных регионов для целей мониторинга и управления, разработанный Ассоциацией инновационных регионов России, используется практически аналогичная система показателей, описанная выше. В работе Киселевой Н.Н., Иванова Н.П. выделяются компоненты интегрального показателя инновационного развития регионов (Приложение А). Таким образом, для того чтобы получить обобщенную характеристику инновационных трансформационных явлений используются показатели. Они отражают качественные характеристики уровня инновационного развития регионов посредством использования системы количественных индикаторов на основе доступной статистической информации. В силу многообразия показателей, обосновывающих инновационные трансформационные явления в социально-экономических системах, имеется возможность оценить эффективность внедрения инноваций и составить рейтинги регионов по уровню инновационного потенциала. 1.3 Сущность межрегиональной инновационной интеграции Одна из основных задач российской экономики заключается в ускоренном преодолении последствий финансово-экономического кризиса и ограничительных санкций западных государств. Поэтому для решения этой задачи необходимо развитие межрегиональной инновационной экономической интеграции. В широком смысле, межрегиональная интеграция — это территориальная интеграция в определенных пространственно-временных рамках. Межрегиональное экономическое взаимодействие регионов является наиболее развитой формой межрегиональных связей. Межрегиональные экономические связи – это более развитая форма экономического взаимодействия регионов, которая характерна для перехода России к инновационной экономике. По мере развития глобализации науки, техники и экономики стало возможным формирование единого экономического пространства, которое является одним из важнейших приоритетов экономической стратегии России, влияющим на все сферы общественной жизни. Региональные особенности развития инноваций опираются на сложившийся потенциал базовых отраслей хозяйствования в регионе. Привлечение сторонних инноваций в регион происходит тяжело, и постоянно требует модернизации хозяйственных процессов. Государственные региональные программы инновационного развития раскрываются через поддержку уже сложившихся производств. В проектах регламентируется создание промышленных кластеров, которые должны активизировать инновационную активность. Резко возросший в последние годы интерес к кластерам представляется нам закономерным. Их влияние на формирование современного экономического ландшафта становится все более заметным. Кластерный подход в формировании и регулировании национальных инновационных программ может давать очень высокие результаты. Некоторые российские регионы самостоятельно приступили к осуществлению кластерной политики как инструмента инновационного развития. Так, между администрацией Тамбовской области и Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) разработана программа сотрудничества в сфере инноваций, образования и муниципальной статистики. Главной задачей формирования и поддержки кластеров является использование синергетического эффекта, возникающего при налаживании взаимодействия между разными регионами, что может привести к существенному прорыву. При создании кластеров зачастую удается решить проблему балансирования интересов различных участников рынка. Разрешение конфликта интересов различных групп должно приводить к разрешению главного противоречия: межрегиональная интеграция – комплексное развитие регионов. В ходе межрегиональной инновационной интеграции предприятия, научно-исследовательские организации и высшие учебные заведения региона могут иметь активные контакты с подобными себе организациями из других регионов и выполнять совместные или заказывать друг другу научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В настоящее время уже функционируют несколько ассоциаций, занимающихся вопросами инновационного развития регионов. К таким ассоциациям относятся Ассоциация инновационных регионов России и Российская ассоциация инновационного развития. АИРР — объединение субъектов Российской Федерации, образованное для поддержки и продвижения инновационных экономических, научно-технических и образовательных проектов. Подписание меморандума о создании межрегиональной «Ассоциации инновационных регионов России» состоялось 21 мая 2010 года в Томске в ходе XIII Инновационного форума «Innovus» при поддержке Минэкономразвития, Роснано, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). В настоящее время в АИРР входят республики Башкортостан, Мордовия и Татарстан, Алтайский, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская, Тюменская и Ульяновская области. РАИР — некоммерческое партнерство общероссийского масштаба, которая объединяет организации, предприятия и специалистов, занимающихся решением широкого спектра задач управления инновациями и инновационными процессами, и служит рупором общественного мнения по стратегическим векторам инновационного развития страны и регионов. Таким образом, в интерпретации содержания определения «инновационные трансформации» существуют различные подходы и позиции исследователей. Инновационные трансформации – это преобразования в функционировании и развитии социально-экономических систем, основанные на использовании знаниевой компоненты, стимулирующие появление у данной социально-экономической системы качественно новых характеристик, что не означает утрату всех ранее накопленных свойств, качеств или признаков. Для того чтобы получить обобщенную характеристику инновационных трансформационных явлений используется ряд различных показателей. Развитие межрегиональных интеграционных процессов в инновационной сфере необходимо для объединения ресурсов, создания более эффективной среды для развития связей между наукой и производством, воссоздания и развития инновационных цепочек. Это будет способствовать устойчивости отечественной экономики при усилении внешней конкуренции. 2. Специфика инновационной трансформации и межрегиональной инновационной интеграции в развитии социально-экономических систем регионов ЦФО 2.1 Анализ инновационного потенциала регионов ЦФО Центральный федеральный округ является главным макрорегионом Российской Федерации. Он обладает значительным инновационным потенциалом, позволяющим ему занимать более заметное место в России, а по некоторым направлениям и в мире. Проведем анализ инновационного потенциала ЦФО за период с 2007 по 2013 год и составим рейтинг регионов на основе интегрального показателя за 2013 год. Для исследования возьмем 4 наиболее значимых блока инновационного потенциала: кадровый, финансовый, производственно-технологический, научно-технический потенциалы. Представим статистические данные в виде таблиц (Приложения Б, В, Г, Д). Проанализируем показатели кадрового потенциала регионов ЦФО. Динамика численности организаций, выполняющих исследования и разработки, за рассматриваемый период оказалась отрицательной. Так, за анализируемый период произошло сокращение на 13,6%. На протяжении всего периода лидером по данному показателю являлась г. Москва (2013г. - 727 организаций), но по сравнению с 2007 годом он сократился на 13,1%. Аутсайдером является Костромская область (7 организаций). Численность персонала за 2007 – 2013 гг. также сократилась, лишь небольшой рост произошел в 2013 году. Позиции регионов по данному показателю остались в том же положении. Так, например, численность персонала в Москве насчитывает 237419 человек, что составляет 63,3% от численности всего ЦФО. Число исследователей с ученой степенью увеличивается с каждым годом, но данная тенденция характерна не для всех субъектов ЦФО. Значительное сокращение в 2013 году по сравнению с 2007 годом произошло в Воронежской и Московской областях на 19,8% и 8,2% соответственно. Данный показатель в Москве составляет 46632 человека, что в 2027,5 раз больше показателя Костромской области. Число выпускников-аспирантов за анализируемый период сократилось на 4,7%. Сокращение данного показателя коснулось, прежде всего, Москвы и Московской области на 8,9% и 13,2% соответственно. Но, несмотря на это, г. Москва занимает лидирующее положение с показателем равным 10029 выпускников. Аутсайдерами являются Калужская и Костромская области. Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, увеличилось всего лишь на 0,6%. Достаточно высокие показатели характерны для Москвы. В 2013 году в столице было сосредоточено 68,6% от общего числа данных организаций в ЦФО. Тульская область по данному показателю проигрывает всем остальным субъектам округа. На протяжении всего периода насчитывалось 2-3 организации, которые занимаются подготовкой аспирантов. Число организаций, ведущих подготовку докторантов, за 2007-2013 год снизилось на 11, или 4,4%, с 249 до 238. В большинстве субъектов количество организаций оставалось на одном уроне. По данному показателю также можно выделить Москву, как регион, обладающий самым большим числом соответствующих организаций в ЦФО (71,0% от общего числа данных организаций в округе). За анализируемый период статистические данные по Смоленской области отсутствуют. В Калужской области насчитывается лишь только 1 организация, ведущая подготовку докторантов, а в 2012-2013 годах и вовсе того не наблюдалось. Теперь проанализируем показатели финансового потенциала регионов ЦФО. Затраты на исследования и разработки в 2013 году составили 398597,0 млн. руб., что на 93,1% больше, по сравнению с 2007 годом. Значительный объем соответствующих затрат осуществляет Москва (66,4% от общего объема). Липецкая область тратит малую часть средств на исследования и разработки (2013г. – 233,0 млн. руб.). Затраты на технологические инновации с 2007 по 2013 год увеличились на 259075,1 млн. рублей, или 561,7%. В качестве лидеров можно выделить Москву, Московскую, Калужскую, Воронежскую области. Так, например, в 2013 году в Москве было затрачено 134632,1 млн. рублей, что составляет 44,1% от общих затрат ЦФО на технологические инновации. Отстающими явились Костромская и Ивановская области. В 2009 году Ивановская область затратила 4070,1 млн. руб., но к 2013 году произошло резкое сокращение затрат до 377,8 млн. руб. На протяжении 2007-2013 года произошло увеличение объема затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) на 265169 млн. рублей, или 250,8%. Значительный объем затрат осуществляется в Москве (73,8% от общего объема затрат ЦФО). Аутсайдером по данному показателю явилась Орловская область, осуществившая в 2013 году затраты на ИКТ в объеме 1016,7 млн. руб. (0,2% от общего объема затрат ЦФО). Проанализируем показатели производственно-технологического потенциала регионов ЦФО. Наибольшая концентрация организаций, осуществляющих технологические инновации, сосредоточена в Москве. В 2013 году удельный вес таких организаций составил 18,3%. На второй позиции располагается Липецкая область с показателем равным 17,5%. Отстающими регионами явились Смоленская и Костромская области с показателями 6,6% и 7,0% соответственно. В 2013 году в ЦФО было создано 486 передовых производственных технологий, что на 71,1% больше, чем в 2007 году. Наибольшее число разработанных технологий принадлежит Москве (40,5% от общего числа по ЦФО). Во Владимирской, Ивановской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской и Тульской областях в отдельные годы не было создано ни одной технологии. Использование передовых производственных технологий за анализируемый период замедлилось, произошло сокращение числа использованных технологий на 5,3%. Лидером явилась Москва, а аутсайдером – Ивановская область. С 2007 по 2013 год произошло увеличение стоимости основных фондов на 145,3%. Наибольшее значение на протяжении всего периода наблюдалось в Москве. Так, например, в 2013 году она равнялась 22,68 млн. руб. Костромская область, наоборот, характеризуется низким показателем, равным 0,33 млн. руб. Удельный вес полностью изношенных основных фондов в Москве составляет наименьшую долю, которая в 2013 году была равна 7,7%. Ярославская область характеризуется высоким удельным весом, равным 17,4%. Наконец, проанализируем показатели научно-технического потенциала регионов ЦФО. За рассматриваемый период произошло увеличение количества патентных заявок на 17,1%. Наибольшее число заявок наблюдалось в Москве. Так, в 2013 году 65,3% от общего числа заявок ЦФО пришлось на столицу. Наименьшее число заявок поступает в Костромской и Смоленской областях: 0,2% и 0,4% соответственно. Число выданных охранных документов также увеличилось на 31,3%. В 2013 году лидирует г. Москва (10157), а отстаёт Костромская область (62). Сокращение значений вышеперечисленных показателей обусловлено мировым финансовым кризисом 2007-2009 гг. Ухудшилось финансовое состояние предприятий, так как сократился спрос на инновационные товары, работы, услуги. Поэтому достаточно медленно происходило развитие инновационного потенциала ЦФО. В настоящее время происходит постепенное наращивание инновационного потенциала, но данный процесс протекает достаточно медленно, что связано со сложившейся конъюнктурой рынка и социально-экономической обстановкой в стране. Теперь составим рейтинг регионов ЦФО. Для этого рассчитаем нормализованное значение показателя субъекта РФ по следующей формуле: где – текущее значение показателя; и – минимальное и максимальное значение по показателю Для оценки показателей, увеличение значения которых имеет негативный характер, применим другую формулу: Если же значение для какого-либо показателя отсутствует, то оно принимается равным нулю. Расчёты частных показателей по каждой группе приведем в таблицах (Приложения Е, Ж, И, К). Отобразим графически частные показатели г. Москва, Московской, Орловской и Костромской областей в виде лепестковой диаграммы (Рисунок 1). Рисунок 1. – Показатели инновационного развития Для вычисления общего интегрального показателя суммируем частные показатели. В итоге составим рейтинг регионов ЦФО (Таблица 1) Таблица 1. – Интегральный показатель инновационного потенциала регионов РФ за 2013 год Наименование региона Значение интегрального показателя Место в ЦФО г. Москва 16,000 1 Московская область 5,209 2 Калужская область 1,930 3 Липецкая область 1,790 4 Воронежская область 1,424 5 Курская область 1,232 6 Владимирская область 1,226 7 Тверская область 1,107 8 Ярославская область 1,012 9 Белгородская область 0,976 10 Тульская область 0,961 11 Ивановская область 0,861 12 Орловская область 0,763 13 Брянская область 0,750 14 Рязанская область 0,748 15 Тамбовская область 0,631 16 Смоленская область 0,481 17 Костромская область 0,479 18 По данным таблицы видно, что лидирующие позиции занимает г. Москва, Московская и Калужская области, а в числе аутсайдеров находятся Смоленская и Костромская области. Таким образом, Центральный федеральный округ обладает значительным инновационным потенциалом, позволяющим ему занимать более заметное место в России, а по некоторым направлениям и в мире. Проанализировав инновационный потенциал регионов ЦФО, мы заметили, что развитие инновационных процессов происходит неравномерно: наблюдаются регионы (г. Москва, Московская область), которые во....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: