VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ теоретических и практических аспектов планирования и прогнозирования региональных социально-экономических процессов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009844
Тема: Анализ теоретических и практических аспектов планирования и прогнозирования региональных социально-экономических процессов
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ	5
1.1 Особенности планирования региональных социально-экономических процессов	5
1.2 Особенности прогнозирования региональных социально-экономических процессов	9
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ	15
2.1 Характеристика региональной экономики	15
2.2 Планирование и прогнозирование региональной экономики	18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	27
      













ВВЕДЕНИЕ

      Планирование – это один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений. Все изложенное выше справедливо и для финансового планирования и прогнозирования.
      Деятельность любого государства в сфере экономики невозможна без применения, как планирования, так и прогнозирования. Это утверждение справедливо, в том числе, и на региональном уровне. Именно с помощью планирования и прогнозирования государство определяет, в каком направлении регионам следует развиваться экономически, анализирует долгосрочные перспективы регионального развития, выявляет эффективные цели развития для различных отраслей региональной экономики и методы и способы их достижения.
      Планирование и прогнозирование социально-экономических процессов на региональном уровне неоднократно анализировались, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе. Здесь можно выделить работы В.А. Григорьевой, Н.А. Платоновой, Е. Приходько, А.Н. Черткова. Но, несмотря на большое количество исследований, тема планирования и прогнозирования социально-экономических процессов на региональном уровне является актуальной, поскольку данное планирование и прогнозирование, в настоящее время, осуществляется без какой-либо определенной системы, при этом, зачастую, отсутствует иерархия и классификация принимаемых решений.
      Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов планирования и прогнозирования региональных социально-экономических процессов. Исходя из заявленной цели, в работе определены следующие основные задачи:
      - анализ особенностей планирования региональных социально-экономических процессов и его отличительных черт;
      - анализ особенностей прогнозирования региональных социально-экономических процессов и его отличительных черт;
      - анализ планирования и прогнозирования региональных социально-экономических процессов на примере конкретного региона России.
      Работа включает в себя введение, две главы, содержащие четыре параграфа, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, а также библиографический список.
      
      


















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
1.1 Особенности планирования региональных социально-экономических процессов

      Планирование региональных социально-экономических процессов предполагает формулирование путей и способов достижения региональных экономических целей. Экономический план развития региона, в данном случае, это документ, отражающий способ достижения этих целей и увязывающий ее доходы и расходы. К задачам экономического планирования регионального развития возможно отнести1:
      - проверку согласованности поставленных целей и их осуществимости;
      - обеспечение взаимодействия различных подразделений органов региональной власти;
      - анализ различных сценариев развития деятельности и, соответственно, объемов инвестиций и способов их финансирования;
      - определение программы мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;
      - контроль за финансовым состоянием региона.
      Для государства особую значимость имеет региональное стратегическое планирование, которое ориентируется на долгосрочную перспективу, определяет основные направления экономического развития, показывает цели для отдельных отраслей национальной экономики и ключевые механизмы их достижения. На решение этих задач направлена программно-стратегическая функция государства в экономической сфере. В ее рамках осуществляется выработка экономической политики и принятие документов стратегического характера в различных отраслях хозяйствования2.
      Государственная стратегия в экономической сфере имеет специфику, обусловленную характером и кругом субъектов экономических отношений. Процесс экономического стратегического планирования на региональном уровне состоит из шести этапов3: 
      1) прогнозно-аналитические обоснования и расчеты; 
      2) формирование концепции развития национальной экономики (которая содержит стратегические цели и средства их реализации); 
      3) разработка стратегического плана; 
      4) разработка программ мероприятий стратегического плана, создание государственных целевых программ; 
      5) определение механизма реализации мероприятий стратегического плана (включает конкретные методики, государственный заказ, меры стимулирования); 
      6) контроль за реализацией мероприятий стратегического плана.
      Все этапы экономического планирования находят отражение в различных нормативных актах стратегического характера, таких, как прогноз, стратегия, доктрина, концепция, программа. На настоящий момент в России действует множество правовых актов стратегического характера с подобными названиями, однако их правовой статус, система и соподчинение нормативно не определены. Кроме того, действующее нормативное регулирование не содержит эффективных инструментов шестого этапа ? контроля итогов реализации стратегических программ.
      На практике отдельно программа регионального социально-экономического развития на среднесрочную перспективу не принимается, ее роль фактически выполняют многочисленные стратегии, концепции и программы. В перечень документов не вошли стратегии и доктрины, активно применяющиеся на практике.
      На январь 2016 г. принято 53 нормативных акта с наименованием «стратегия».  Тридцать пять из них связаны с вопросами экономического развития отдельных региональных территорий.
      Следует отметить, что еще в конце XX ? начале XXI в. на первый план в реализации функции планирования вышел региональный аспект, а сама она стала реализовываться не только на общегосударственном, но и на региональном уровне осуществления государственной власти. Недостаточный учет данной функции государства в нашей стране не только на региональном, но и на общегосударственном уровне нашел выражение в ликвидации системы централизованного планирования. К сожалению, весь предшествующий опыт районирования и планирования был отброшен. Пришедшая ему на смену система прогнозов социально-экономического развития в том виде, в каком она существовала в 1990-х гг., оказалась неадекватной заменой.
      Государственное, в том числе территориальное, планирование имеет в отечественных науке и практике довольно солидную историю. Широкое понимание территориального планирования включает планирование развития территории посредством не только локального зонирования населенных пунктов и транспортных сетей, но и общегосударственного районирования, представляющего собой важнейший метод познания и стратегию преобразования территориального устройства и имеющего междисциплинарный характер. Подчеркнем: районирование включает многие факторы (географический, экономический, социальный, экологический и др.) и его обозначение как экономическое является условным. В науке выделяются специальные блоки социального, а также экологического районирования. Более корректным может быть термин «социально-экономико-эколого-географическое районирование»4.
      Многопрофильность и междисциплинарный характер районирования не снижает значение правовой оценки проектов районирования. В Российской империи и СССР экономическое районирование использовалось весьма широко, дополняя административно-территориальное устройство государства, в чем-то и нивелируя его недостатки. Крупные экономические районы активно использовались в качестве инструмента комплексного регулирования народного хозяйства (статистический учет, планирование и прогнозирование), выделялись в государственных планах социально-экономического развития СССР и союзных республик. В экономических районах работали плановые органы (плановые комиссии, уполномоченные Госплана СССР), решая задачи социально-экономического развития регионов.
      В узком смысле территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 24 декабря 2004 г. №190-ФКЗ). В Кодексе в качестве условий устойчивого развития территорий названы территориальное планирование и градостроительное зонирование. Градостроительное зонирование, в свою очередь, представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1).
      К сожалению, в смежных дисциплинах работ по изучению территориального планирования в узком смысле гораздо меньше, чем в области районирования. Хотя большинство городских поселений России столкнулись с такими проблемами, как хаотичное развитие городских территорий, затруднение дальнейшего развития территории в связи с так называемой «точечной застройкой», неопределенностью в отношениях по застройке территорий городских поселений, порядке принятия решений по вопросам градостроительной деятельности (в том числе предоставления земельных участков под строительство). Правовой аспект данного вопроса связан не с конституционным, а земельным и административным правом, что является актуальной темой для юридических исследований в соответствующих отраслях права.
      Как представляется, система территориального планирования в широком смысле должна быть сбалансирована между интересами федерального и регионального уровней осуществления государственной власти, государства и общества, бизнеса и широких слоев граждан. В свою очередь, стратегия территориального развития призвана, с одной стороны, реализовать в долговременной перспективе благоприятные территориальные факторы развития России, а с другой ? предупреждать и нейтрализовать основные проблемы территорий, угрожающие безопасности, целостности государства, благополучию его граждан. Территориальное планирование решает стратегические и межрегиональные проблемы общероссийского значения, требующие активного участия федерального центра.
      
1.2 Особенности прогнозирования региональных социально-экономических процессов

      Экономическая политика определяет долговременные и текущие цели хозяйственного развития страны, а также выбирает методы их достижения. При этом принятие конкретных решений в области социально-экономической политики государства должно основываться на результатах государственного прогнозирования. Соответственно, разработка программно-стратегических документов в экономической сфере должна учитывать целевые параметры в конкретных областях развития, прогнозные данные, критерии оценки достижения планируемых показателей.
      Очень важной для межрегиональных исследований и прогнозирования развития региона является задача формирования интегрального показателя региональной конкурентоспособности как численного отражения совокупности конкурентных преимуществ региона. Для формирования интегрального показателя региональной конкурентоспособности рекомендуется использовать следующий алгоритм5:
      - разработка структурной модели региональной конкурентоспособности, формирование системы обобщенных статистических показателей различного уровня, входящих в структурную модель региональной конкурентоспособности;
      - выбор и подготовка статистических показателей;
      - выбор весовых коэффициентов и формы агрегирования статистических показателей в интегральный показатель региональной конкурентоспособности; расчет интегрального показателя региональной конкурентоспособности;
      - применение статистических методов анализа для сравнительного анализа регионов и исследования динамики региональной конкурентоспособности.
      Остановимся более подробно на первом этапе данного алгоритма, а именно разработке структурной модели региональной конкурентоспособности6. При моделировании региональной конкурентоспособности исследователь исключает из анализа те аспекты, которые не имеют отношения к конкурентоспособности региона или представляются несущественными. В такой модели должны быть представлены основные системообразующие элементы или показатели, которые влияют на моделируемое экономическое понятие. Также модель должна разрабатываться с учетом первичных данных, которые будут использованы далее для оценки региональной конкурентоспособности.
      Далее мы рассмотрим три модели региональной конкурентоспособности: модель региональной конкурентоспособности Британского института конкурентоспособности и две российских модели региональной конкурентоспособности: модель, предложенная в исследовании Совета по изучению производительных сил, и модель, предложенная учеными Воронежского государственного университета7.
      1. Рейтинг конкурентоспособности британских регионов. 
      Модель региональной конкурентоспособности Британского института конкурентоспособности применяется для оценки конкурентоспособности двенадцати регионов Великобритании начиная с 2001 г. (рис. 1.1).
                    ????????????????????????????????????
                    ?      Интегральный показатель     ?
                    ?региональной конкурентоспособности?
                    ????????????????????????????????????
         ???????????????????????????????????????????????????????????
 ????????????????             ????????????????             ????????????????
??    "Вход"    ?            ??    "Выход"   ?            ??  "Результат" ?
?????????????????            ?????????????????            ?????????????????
????????????????????????     ?????????????????????        ?????????????????
??Плотность бизнеса    ?     ??Производительность?        ??Доходы        ?
??                     ?      ?                  ?        ??населения     ?
????????????????????????      ????????????????????        ?????????????????
??Экономика,           ?                                  ??Уровень       ?
??основанная на знаниях?                                   ?безработицы   ?
????????????????????????                                   ????????????????
??Экономическая        ?
 ?активность           ?
 ???????????????????????
     
      Рис. 1.1 Модель конкурентоспособности, разработанная
      Британским институтом конкурентоспособности

      Данная модель демонстрирует стремление исследователей создать индекс, учитывающий данные, доступные и сопоставимые на локальных, региональных и национальных уровнях, а также использующий как макроэкономические, так и микроэкономические показатели. Модель Британского института конкурентоспособности отличается от других моделей конкурентоспособности тем, что основывается на небольшом количестве исходных данных для расчета конкурентоспособности ? в модели используется всего шесть статистических индикаторов; а также тем, что авторы модели учли иерархию факторов, отделив «причины» и «результаты» высокой конкурентоспособности. В данной модели региональная конкурентоспособность рассматривается как совокупный результат экономического регионального процесса, который имеет группу факторов на «входе», экономический результат и группу факторов на «выходе». 
      К достоинствам модели можно отнести возможность легкой модификации данной модели, методическую обоснованность и простоту. В качестве недостатков модели можно указать на слабое теоретическое обоснование выбора статистических показателей, а также упрощенный подход к выбору весовых коэффициентов.
      2. Модель региональной конкурентоспособности СОПС. 
      Методика оценки конкурентоспособности экономики региона построена на агрегировании с равными весовыми коэффициентами статических и динамических статистических индикаторов (рис. 1.2)8.
                    ????????????????????????????????????
                    ?      Интегральный показатель     ?
                    ?региональной конкурентоспособности?
                    ????????????????????????????????????
              ???????????????????????????????????????????
 ???????????????????????????               ???????????????????????????
?? "Статические показатели"?              ??"Динамические показатели"?
????????????????????????????              ????????????????????????????
????????????????????????????????          ?????????????????????????????????
??Уровень ВРП (в % к РФ)       ?          ??Индекс динамики деловой       ?
??                             ?          ??активности                    ?
????????????????????????????????          ?????????????????????????????????
??Общий объем экспорта         ?          ??Темпы роста реальных денежных ?
??                             ?          ??доходов населения             ?
????????????????????????????????          ?????????????????????????????????
??ИРЧП                         ?          ??Изменение доли прибыльных     ?
??                             ?          ??организаций                   ?
????????????????????????????????          ?????????????????????????????????
??Объем частных инвестиций     ?          ??Прирост числа организаций,    ?
??                             ?          ??учтенных в ЕГРПО              ?
????????????????????????????????          ?????????????????????????????????
??Сальдо прибылей и убытков    ?          ??Индекс динамики налоговых и   ?
 ?организаций                  ?           ?иных поступлений              ?
 ???????????????????????????????           ????????????????????????????????
Рис. 1.2 Модель конкурентоспособности российских регионов
      Под «статическими» показателями, входящими в модель региональной конкурентоспособности, автор понимает выраженную в количественном измерении совокупность локализованных на территории региона природных, ресурсно-сырьевых, материально-технических, научно-технических, трудовых и информационных ресурсов. Не все элементы экономического потенциала территории реально влияют на конкурентоспособность региональной экономики. Определенная его часть (незанятое население в трудоспособном возрасте, неиспользуемые основные фонды, земельные, водные, лесные ресурсы, неразрабатываемые месторождения полезных ископаемых и т.д.) в каждом регионе никак не задействована в экономической деятельности. Таким образом, «динамические показатели» (конкурентный потенциал региона) авторы определяют как совокупность компонентов его экономического потенциала, реально используемых в процессе региональной хозяйственной деятельности.
      3. Модель региональной конкурентоспособности, предложенная учеными ВГУ. Следующий рейтинг, использующий статистические показатели для расчета интегрального показателя региональной конкурентоспособности, разработан учеными ВГУ. В данной модели используется методическая основа рейтинга конкурентоспособности стран, предлагаемого специалистами Всемирного экономического форума. При разработке модели аналитические инструменты и статистические показатели были адаптированы к российским региональным особенностям. Модель региональной конкурентоспособности представлена на рис. 1.39.
      
      
      
      
                    ????????????????????????????????????
                    ?      Интегральный показатель     ?
                    ?региональной конкурентоспособности?
                    ????????????????????????????????????
         ?????????????????????????????????????????????????????????
 ????????????????             ????????????????           ???????????????
??    Базовые   ?            ??    Факторы   ?          ??Инновационные?
??    факторы   ?            ?? эффективности?          ??   факторы   ?
?????????????????            ?????????????????          ????????????????
??????????????????????       ?????????????????????      ???????????????????
??Потенциал          ?       ??Эффективность     ?      ??Наука и высшее  ?
??территории         ?       ??промышленности    ?      ??образование     ?
??????????????????????       ?????????????????????      ???????????????????
??Инфраструктура,    ?       ??Эффективность     ?      ??Уровень делового?
??коммуникации, связь?       ??рынков            ?      ??развития        ?
??????????????????????        ????????????????????       ??????????????????
??Эффективность      ?                                   ?Инновационная   ?
 ?институтов         ?                                   ?активность      ?
 ?????????????????????                                   ??????????????????
     
      Рис. 1.3 Модель региональной конкурентоспособности
      
      В предложенной модели интегральный показатель региональной конкурентоспособности формируется с учетом трех групп факторов конкурентоспособности: группа факторов «Базовые факторы» отражает потенциал территории региона, складывающийся из ресурсных, экологических факторов и человеческого потенциала; группа факторов «Факторы эффективности» характеризует эффективность использования этого потенциала путем высокой производительности и рыночной активности; группа факторов «Инновационные факторы» позволяет оценить выраженность в регионе факторов «новой экономики», уровень развития современных технологий и качество инновационных решений.
      
      
      
      
     
2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика региональной экономики

      Экономическая политика в Калининградской области, с одной стороны, является частью экономической политики Российской Федерации, а с другой стороны, имеет свою специфику, обусловленную наличием особых геополитических условий и необходимостью решения специфических для России задач с точки зрения экономической безопасности, политических и оборонных интересов страны, укрепления ее единого экономического пространства10.
      В современной экономической политике Калининградской области используются инструменты, относящиеся к разным периодам, в том числе:
      - таможенные льготы (1991-1998 гг.);
      - правовая защита предпринимателей (2000-2005 гг.);
      - субсидии и меры по созданию благоприятных условий для инвесторов (2005-2016 гг.).
      Темпы роста экономики зависят от экономических инструментов, которые способствуют активному стимулированию предпринимательской деятельности, в том числе от финансовой поддержки.
      Одним их важнейших факторов экономического роста обрабатывающих производств можно назвать льготный режим особой экономической зоны (ОЭЗ), который стимулировал восстановление производства на действующих предприятиях и появление новых хозяйствующих субъектов.
      В отличие от большинства российских регионов объем промышленного производства в Калининградской области вырос в 2,3 раза по сравнению с 1990 г. Наибольший рост (в 5 раз) наблюдался в сфере производства транспортных средств и оборудования (автомобилестроение и судостроение), в химическом производстве (в 7 раз), в производстве пищевых продуктов (в 1,5 раза).
      В структуре обрабатывающих производств доминируют производство транспортных средств и оборудования и производство пищевых продуктов. На них приходится почти 80% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, 57,5% стоимости основных фондов и более 30% численности персонала крупных и средних предприятий.
      На долю обрабатывающих производств приходится 22,2% валовой добавленной стоимости в регионе, созданной во всех видах экономической деятельности, 11,3% стоимости основных фондов, 20,6% всех занятых в экономике Калининградской области.
      Механизм особой экономической зоны, стимулирующий беспошлинный ввоз сырья, полуфабрикатов и комплектующих, способствовал существенной структурной перестройке экономики Калининградской области, прежде всего ее промышленного сектора, развитие которого приняло преимущественно импортозамещающий характер за счет производства продукции с использованием импортного сырья и комплектующих для общероссийского рынка.
      Появились промышленные предприятия по производству мясных консервов и мясопереработке, производству мебели, легковых автомобилей, телевизоров и сложной бытовой техники, минеральных удобрений и т.д. В то же время резко сократилось производство в традиционных для Калининградской экономики областях (добыча рыбо- и морепродуктов), закрылись целлюлозно-бумажные предприятия, снизилась доля продукции электрооборудования, электронного и оптического оборудования в общем объеме выпуска обрабатывающих производств.
      Для предприятий, работающих на импортном сырье и материалах, характерна низкая фондовооруженность, что связано, по мнению автора, со спецификой формирования основных средств на этих предприятиях, связанной с использованием лизингового оборудования, которое не числится на балансе производителей, а также с низким уровнем добавленной стоимости в выпуске продукции в расчете на одного работника.
      Обрабатывающие производства имеют достаточно низкий уровень инновационной активности, что характерно и для экономики региона в целом. В 2013 г. доля инновационных предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов составила 3,8%, что почти в 2,5 раза ниже среднероссийского показателя (8,9%). И все же этот показатель значительно лучше, чем в 2012 г., когда уровень инновационности калининградских предприятий был ниже среднероссийского показателя в 18 раз. Это свидетельствует не о росте инновационности региональной экономики (чего невозможно добиться за один год), а о том, что темпы падения данного показателя в Российской Федерации в целом были значительно выше11.
      При переходе к новому этапу политического, социально-экономического и технико-технологического развития требуется корректировка использованных ранее механизмов, методов и инструментов управления. Повышение конкурентоспособности Калининградской области ? задача государственная, для ее решения необходимы разработка новых и совершенствование существующих инструментов экономической политики. Несмотря на то что эта задача ставилась еще в 2002 г., изменившиеся условия макро- и микрохозяйствования, повышенные государственные, отраслевые и предпринимательские риски требуют смены приоритетов в экономической и прежде всего в промышленной политике региона.



2.2 Планирование и прогнозирование региональной экономики

      Для повышения конкурентоспособности Калининградской области особое значение приобретает исследование динамики и выявление факторов, влияющих на формирование и увеличение добавленной стоимости в обрабатывающих производствах, а также разработка новых механизмов стимулирования ее роста в новых экономических условиях.
      Одним из важнейших направлений выполненного исследования явилось изучение возможных стратегий развития обрабатывающих производств как основы для прогнозирования, оценки перспектив и разработки программ поддержки региональных производителей в условиях отмены льготного режима особой экономической зоны с 2016 г.
      По результатам социологического опроса, проведенного в ноябре 2014 г., обрабатывающие производства считают основой для стратегического развития бизнеса в ближайшие три года разработку новых продуктов и услуг, завоевание новых рынков сбыта, рост на внутреннем или увеличение доли на существующих рынках12.
      В то же время для обрабатывающих производств маловероятны выход или расширение деятельности на зарубежных рынках, участие в глобальных цепочках создания стоимости, в слиянии или поглощении, в альянсах и совместных предприятиях. Ведущие поставщики сырья, материалов и комплектующих для обрабатывающих производств региона сосредоточены в Северо-Западном, Центральном, Сибирском, Уральском и Приволжском федеральном округах, основные зарубежные поставщики сырья ? в Китае, Германии, Польше. Небольшие потоки идут из Нидерландов, Кореи, Финляндии и США.
      Ключевыми рисками деятельности хозяйствующих субъектов обрабатывающих производств являются макроэкономические, социальные и политические риски. Они выражаются, прежде всего, в неустойчивости курсов валют; в нестабильности финансовых рынков; в изменении потребительских предпочтений; в высокой налоговой нагрузке на бизнес, не позволяющей капитализировать ресурсы для дальнейшего развития и расширения бизнеса; в отсутствии реального позитивного влияния со стороны Правительства на рост дефицита бюджета; в нехватке квалифицированных кадров, взяточничестве и коррупции.
      В числе своих основных инвестиционных приоритетов на ближайшие три года предприниматели называют расширение клиентской базы, диверсификацию основной деятельности, а также исследования, разработки и инновации. Предприятия и организации предпочитают инвестировать имеющиеся средства в укрепление существующих рыночных позиций и создание новых продуктов. Многие компании обладают разветвленными горизонтальными связями, в том числе с зарубежными партнерами, и намерены их поддерживать.
      В цепочке создания добавленной стоимости предприниматели считают основным звеном потребителей готовой (оптовой и розничной) продукции, а затем ? производителей конечной продукции. Поставщики сырья и материалов в цепочке создания добавленной стоимости, по мнению предпринимателей области, играют незначительную роль.
      Резервами роста добавленной стоимости, по их мнению, являются диверсификация видов деятельности, расширение ассортимента продукции, в основном за счет разработки продукции с новыми потребительскими свойствами, оптимизация численности и структуры персонала, развитие сбыта и торговли. Основными сдерживающими факторами роста добавленной стоимости являются недостаточное качество и ассортимент продукции, неблагоприятная рыночная конъюнктура рынка (цены, спрос, конкуренты), слабый технико-технологический уровень производств (высокий износ основных средств), недостаточность средств для разработки или приобретения инновационных технологий, а также постоянный рост транспортных расходов.
      В этих условиях наиболее эффективными стратегиями оказываются стимулирование потребительского спроса за счет вывода на рынок новой продукции, в том числе с использованием более современных инновационных технологий. Неблагоприятная рыночная конъюнктура, ограниченность ассортимента продукции калининградских обрабатывающих производств представляют собой наиболее серьезный сдерживающий фактор для их развития и повышения добавленной стоимости.
      Следует отметить, что экономические субъекты не отказываются от среднесрочных и долгосрочных стратегий развития бизнеса и роста добавленной стоимости, так как видят перспективу в инвестировании средств в НИОКР и развитие связей с научно-исследовательскими организациями; в разработке более востребованной продукции, производимой по более сложным технологиям; в повышении квалификации кадров.
      Однако в условиях, когда крупные долгосрочные инвестиции в научные разработки и обновление основных средств ограничиваются высокими макроэкономическими и отраслевыми рисками, наиболее перспективными стратегиями представляются расширение ассортимента, кадровая оптимизация, развитие маркетинговой, сбытовой и торговой политики. Это позволит более гибко управлять экономикой в условиях колебаний потребительского спроса и недоступности финансово-экономических ресурсов. В свою очередь со стороны федеральных и региональных властей предприниматели ожидают наиболее эффективных мер прямой и косвенной поддержки, в том числе посредством компенсационных механизмов.
      Особое внимание в исследовании было уделено социальным факторам. Выявлено отрицательное воздействие дефицита высококвалифицированных кадров на обрабатывающую промышленность. В связи с этим необходимо наращивать кадровый потенциал региона как за счет притока квалифицированных специалистов из других регионов России, так и за счет перераспределения существующих трудовых ресурсов, в том числе путем их переподготовки, внесения изменений в существующую систему подготовки кадров и более тесного сотрудничества бизнеса с образовательными учреждениями региона.
      Новая Концепция промышленной политики Калининградской области, утвержденная в августе 2014 г., предусматривает приоритетные направления развития ее промышленного потенциала:
      - производство пищевых продуктов, включая напитки и табак; химическое производство, включая фармацевтическое производство;
      - производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство строительных материалов, композиционных материалов и продукции с их использованием);
      - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, включая производство телевизионной и другой бытовой электронной техники;
      - производство транспортных средств и оборудования (автомобилестроение, судостроение и судоремонт);
      - прочие производства (производство мебели, производство ювелирных изделий, изделий из янтаря и с содержанием янтаря).
      В результате исследования, с учетом положений представленной выше Концепции, были разработаны предложения по повышению валовой добавленной стоимости продукции в обрабатывающих производствах региона, конкурентоспособности промышленности и экономики Калининградской области в целом, а также ее устойчивости к негативным внешним и внутренним факторам:
      1. Реструктуризация экономики и формирование вертикально интегрированных структур, ориентированных на создание наиболее полной цепочки добавленной стоимости, в том числе:
      1) формирование кластеров на уровне приоритетных видов обрабатывающих производств и активное вовлечение традиционных производств для их обслуживания и удовлетворения спроса в технологически простых видах продукции;
      2) развитие цепочек добавленной стоимости в обрабатывающих производствах, обладающих высокой рыночной привлекательностью, с целью расширения технологических стадий и углубления доработки. Этого можно достичь за счет модернизации, как конечных звеньев цепочек добавленной стоимости, так и начальных звеньев ресурсного обеспечения за счет роста эффективности использования сырья, материалов, комплектующих изделий при условии технического и технологического обновления производств;
      3) реализация сетевых, интеграционных и квазиинтеграционных стратегий (в зависимости от типа предприятия и типовой структуры затрат на производство продукции), направленных на поддержку взаимодействия экономических субъектов в рамках цепочек добавленной стоимости.
      По результатам исследования предложен проектный подход к повыш.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%