- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности имиджа личности Петра Первого
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007544 |
Тема: | Особенности имиджа личности Петра Первого |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» Институт бизнес-коммуникаций. Кафедра рекламы и связей с общественностью. КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: История русской и зарубежной рекламы. Тема: Имидж Петра Великого Выполнил: Студент 1 курса Дневного отделения Направление 42.03.01 «Бренд-менеджмент» Группы 1-СДА-11 Игнатьева Наталья Сергеевна Подпись________ Научный руководитель: Вильчинская-Бутенко Марина Эдуардовна Оценка________ Подпись________ Санкт-Петербург 2016 ВВЕДЕНИЕ Имя Петра Первого известно каждому человеку с детских лет. Его жизнь настолько динамична и насыщена, его таланты настолько многогранны, а деятельность настолько разнообразна, что его фигура привлекала и до сих пор привлекает внимание и историков, и деятелей культуры, и политиков как в нашей стране, так и за ее пределами. Имидж Петра Первого, представление о нем, создававшееся как в годы его правления ( 1682-1725) благодаря запискам и воспоминаниям современников, царским указам, донесениям иностранных дипломатов, так и в последующие годы создававшееся историками, писателями, художниками, скульпторами, содержит примеры эффективного использования множества видов рекламы, которую, к примеру, мы можем наблюдать как в литературе (роман А. Толстого «Петр I», поэма Пушкина «Медный всадник»),так и в фильмах «Петр I», и в других не менее значимых культурных произведениях, дошедших до нас. Сейчас, благодаря этому невольному «пи-ару» его личности, тема имиджа Петра Первого остается актуальна и по сей день. Благодаря огромнейшему списку культурного достояния, Петр Первый через столько столетий до сих пор представляется нам очень сильной и властной личностью, который «умел держать меч, но с не меньшим успехом владел пером и охотно брался за топор и резец». Среди инструментов PR и сейчас большой эффективностью обладают различные мероприятия, праздники, выставочно-ярмарочная деятельность. Сотрудники компаний также являются объектомвнутрикорпоративногоPR при этом используются как инструменты, показанные в романе Золя: бесплатные обеды и проживание, обучение, так и современные: оплата абонементов в спортзалы, корпоративные праздники и сувениры, тренинги и т.п. Для удержания клиентов используется современные программы лояльности, суть которых так же, как и в романе Золя, сводится к тому, чтобы потребитель чувствовал себя желанным гостем. В этой связи изучение и анализ рекламы и PR в произведении Эмиля Золя «Дамское счастье» является актуальным. Предметом исследования выступают особенности имиджа личности Петра Первого. Объект исследования: личность Петра Первого. Основной целью данной курсовой работы является изучение имиджа личности Петра Первого. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: (изучить теоретические основы PR: его понятие, виды и инструменты; изучить теоретические основы рекламы: ее понятие, виды, каналы распространения; ) рассмотреть особенности имиджа личности Петра Первого, как неотъемлемой составляющей части PR конца XVII века. В работе использованы работы таких авторов как:Золя Э., Котлер Ф., Манн И., Мудров А.Н., Дмитриева Л.М., Романов А.А., Синяева И.М., Ученова В.В. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются понятие, виды и инструменты рекламы и PR. Во второй главе рассматриваются PR мероприятия, проводимые Императором Петром Великим. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ PR. ИМИДЖ ЛИЧНОСТИ. Понятие и виды PR Имидж личности как неотъемлемая составляющая часть PR На данный момент можно встретить несколько различных точек зрения на вопрос "что такое имидж?" Имидж (от англ. image [??m?d?] — «образ», «изображение», «отражение») — совокупность представлений об образе объекта, мнение рационального или эмоционального характера,отражающиеся в нашей психике на основании своих характеристик; сложившееся в общественном мнении представления о поведении человека в соответствии со своим статусом; как соотносятся между собой права и обязанности в данном статусе. Имидж создается пиаром, пропагандой или рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Имидж может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые ему. Имидж личности Имидж человека– это впечатление,который он создает в глазах других людей. Имидж – это визитная карточка человека, создаваемая им для других, это наше публичное «я». Имидж — это не то, кем человек является на самом деле, не отображение его настоящих личностных качеств, а образ, картинка, которая создается в восприятии этого человека у окружающих его людей. Как правило, имидж человека очень сильно отличается от самой личности. В последние время вопрос о формирования имиджа очень актуален. И это понятно, ведь та часть нас, которую мы демонстрируем и выставляем напоказ, оказывает немалое влияние на большую часть нашего окружения. Поэтому правильный подход к формированию собственного имиджа есть залог успеха многих мероприятий. Для позитивного персонального имиджа важен внешний облик человека, в котором отражается его индивидуальность, объединяются природные и личностные особенности, в частности: - конституция, морфологические и функциональные особенности организма человека, сложившиеся на основе наследственных и приобретенных свойств, выражается в определенных формах телосложения и других признаках; - темперамент, характеризующий человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний. Основными компонентами темперамента являются общая активность, моторика и эмоциональность; - интеллект, определяющий способность мышления, рационального познания человеком действительности; - и тд Большое значение исследователи придают таким характеристикам человека, как пол, возраст, размер и состав семьи, место рождения, направление мобильности родительской семьи. Следует выделить, что индивидуальность человека проявляется в его внешнем облике бессознательно или в результате формирования определенного имиджа через манеру общаться, двигаться, жестикулировать, говорить, реагировать на явления внешней среды: события, слова, поступки окружающих людей. Имидж человека складывается из нескольких составляющих: Внешний имидж человека Мимический имидж человека — мимика, выражение лица, улыбка. Кинетический имидж человека – походка и осанка, движения и жесты. Вербальный имидж человека. Выражается в голосе, в манере говорить, в стиле и оборотах речи, в интонации и тд. Ментальный имидж человека. К нему относится: мировоззрение, принципы, религиозные убеждения, социальные стереотипы. Фоновый имидж человека – сведения, получаемые о человеке из определенных источников; "сплетни". Вещественный имидж человека — это и то как выглядит сам дом, обстановка в нем — родовые ценности, семейные альбомы, книги, фильмы, картины на стенах; марка автомобиля Имидж человека, как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть готовым продемонстрировать созданный образ. Не смотря на то, что первое впечатление самое важное, практика показывает, что можно изменить отношение окружающих, меняя некоторые составляющие своего имиджа, относящиеся именно к первому впечатлению. 2.2/2.1{Имидж государстваПравить Инвариантным ядром рассматриваемой категории следует считать дихотомию: внутренний имидж государства (для граждан) — внешний имидж государства (для мировой общественности). С другой стороны, категория «имидж государства» объединяет в себе ряд релевантных категорий имиджа: «имидж женщин», «имидж молодёжи», «имидж пожилых людей». Каждая из категорий отражает характеристики внутреннего и внешнего имиджей государства. Все компоненты такой сложно организованной категории, как «имидж государства», находятся в тесном взаимодействии и динамике и подвержены непрерывным трансформациям. Облик государства, его репутация часто базируется на элементах мифа, обобщённых стереотипах об этносе. Доля подобных «мифов» в политике велика. Мышление стереотипами характерно для психологии человека, применение клише позволяет экономить усилия в ориентировке в окружающей действительности, упрощает процесс познания. Но имиджу страны стереотипы чаще всего наносят колоссальный урон.} 1.1 Исследователи насчитывают более 500 различных определений PR. Наиболее популярны из них следующие. PR — это продуманные, спланированные и постоянные усилия, имеющие цель установить и поддерживать взаимопонимание между организацией и ее общественностью. PR — функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, приводит политику и действия человека или организации в соответствие с интересами общественности, планирует и претворяет в жизнь программу действий для того, чтобы завоевать понимание общественности и быть ею принятым. PR — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности. PR — это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью; способствует решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства компании — служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль "системы раннего оповещения" об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности. Эта деятельность чаще всего осуществляется путём предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьёзно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио- и телевизионные станции). Между специалистами по связям с общественностью зачастую возникают разногласия: включать ли в сферу PR понятие «Чёрный PR». ВИДЫ PR: 1)Чёрный PR — использование «чёрных технологий» (обман, фальсификации) для очернения, уничтожения конкурентов, группы и т. д., распространение от её имени оскорбительных или опасных заявлений и др. Словосочетание образовано по аналогии с выражением «чёрная пропаганда». Черный пиар практически не нуждается в представлении, так как он везде и повсюду активно используется как средство обмана, очернения репутации и пропаганды неподтвержденных сведений о ком-либо или о чем-либо. Под черным пиаром подразумевается публикация оскорбительных заявлений в виде газет, листовок, а также демонстрации по телевидению и в интернете видеороликов направленных на создание и закрепление в человеческом сознании определенных негативных мифов. Такая информация может с большим успехом использоваться для манипуляции мнением огромного количества людей. 2).Политический PR — это специализированная деятельность субъектов политики, направленная на эффективное управление их публичной коммуникацией и повышение политической конкурентоспособности за счет привлечения общественной поддержки. 3)Социальный PR — это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений, формирование позитивных моделей поведения и т. д. К этой сфере PR традиционно относятся социальные и благотворительные проекты и программы бизнес-структур и проекты общественных и некоммерческих организаций. 4)Корпоративный PR (Corp.PR) — формирование имиджа предпринимателя, его фирмы.Приносит результаты в виде подписанных контрактов, государственных заказов, инвестиционных проектов, кредитных линий и т. п. благодаря «хорошему» имиджу фирмы. 5)Коммерческий PR (CPR) — продвижение бизнес-продукта предпринимателя, «раскрутка» бренда.Например, необходимость поддержания легендарной марки Ferrari заставляет её владельцев продолжать уникальную ручную сборку автомобиля и вносить в его конструкцию те качества, которые позволяют побеждать на самых престижных гонках мира — «Формула-1». Бренд Ferrari стал символом качества, роскоши и комфорта. 6)Внутренний (внутрикорпоративный) PR — управление взаимосвязями внутри компании. В практике менеджмента широко распространено иное обозначение — внутренние корпоративные коммуникации.Основная задача внутреннего PR — выстраивание определенных доверительных отношений руководства компании с персоналом на всех уровнях управления. 7)Внешний PR — контакты с внешней средой компании: с конкурентами, партнерами, инвесторами, покупателями, клиентами, со всеми, кроме сотрудников компании. 8)Белый 9)Серый 10)Желтый 11)Зеленый 12)Коричневый 13)Самопиар 14)Вирусный пиар Понятие белого пиара появилось как контрастный вариант к понятию черного пиара. Серый PR — это положительная либо отрицательная информация, представленная чаще всего неизвестным источником, может быть разновидностью черного непрямого пиара. Белый PR — это реклама, распространение открытой информации от конкретного лица или компании. Жёлтый PR — это использование запрещенных элементов в виде распространения порнографических картинок и видео, публикаций желтой прессы, заявлений носящих расистский или ксенофобный характер. Зелёный PR это в некоторой степени агрессивное воздействие на «зеленых» защитников окружающей среды. Коричневый PR- понятие близкое к пропаганде фашисткой и неофашистской идеологии. Самопиар — это самораскрутка индивида любым удобным для него способом нередко возможно даже анонимно. Вирусный PR — приближен к обыденному пониманию пиара, т.е., когда люди делятся друг с другом или попросту сплетничаю. При этом информация может распространиться независимо сама по себе. Истоки PR [Связи с общественностью — это феномен не ХХ в., корни которого уходят глубоко в историю. Ещё во времена расцвета таких цивилизаций, как Шумер, Китай, Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим, людей убеждали в том, что им следует признать власть своих правительств и своей религии. Подобная практика существует до сих пор: межличностная коммуникация, искусство красноречия, организация специальных мероприятий, паблисити и т. д. Конечно же, никогда эта деятельность не носила название «связей с общественностью», но сегодня перед работниками публичной сферы, которые занимаются сходной деятельностью, ставят те же цели.] Заменить на пиар в 18 веке при Петре Первом. PR за рубежомПравить Подробнее см. статью Современная индустрия PR PR в РоссииПравить Подробнее см. статью Современная индустрия PR. История PR в РоссииПравить ГЛАВА 2. PR МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ ИМПЕРАТОРОМ ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ 2.1 PR мероприятия, проводимые императором Петром Великим В Древней Руси власти использовали для доведения информации до общества два основных канала — светский государственный аппарат и церковные структуры управления. В летописях, начиная с Х в. упоминаются специальные глашатаи — «биричи» или «бирючи». Они должны были «кликать» «по торгам» (на многолюдных торговых площадях) о появлении новых княжеских указов. Позднее, с появлением бумаги и постепенным распространением грамотности, появилась практика вывешивания письменных указов. По церковным каналам информация (к примеру, новость о рождении наследника) доводилась до приходских священников, а те уже передавали её пастве. Обратная связь осуществлялась через «челобитные», которые каждый человек мог подать не только в соответствующий орган государственного управления, но и лично главе государства. Эта практика была отменена лишь Петром I, который запретил подавать лично государю челобитные по делам, которые прежде не рассматривались соответствующими органами государственной власти. Незаконным, но широко практикуемым способом коммуникации с властью был «скоп и заговор», когда народ собравшись «многолюдством» (большой толпой) шел к государю или представителям местной власти с требованиями и угрозами (иногда с челобитной). В России целенаправленная деятельность, направленная на борьбу с распространением за рубежом негативных сведений и формированию позитивного информационного фона, осуществлялась с 1660-х годов. Необходимость этой работы была обусловлена тем, что русское правительство стремилось развивать контакты с другими европейскими странами, а от того, как в Европе оценивают Россию, зависел успех или неудача российских посольств. Кроме того, российское правительство активно занималось привлечением на русскую службу иностранцев — военных, медиков, рудознатцев, кораблестроителей, художников и др. Негативные публикации о России сказывались на стоимости найма иностранных специалистов. Известия о различных российских неурядицах негативно влияли на торговлю и затрудняли получение иностранных займов. В годы правления царя Алексея Михайловича были опробованы на практике следующие способы влияния на зарубежную печать — дипломатические протесты, отправка в зарубежные издания подготовленных в Москве материалов, оплата услуг иностранных издателей и давление на торговых партнеров России, связанных с европейскими издателями. Значительное число позитивных публикаций о российском государстве попадало в западную прессу через работавших в Москве иностранных дипломатов, которые стремились таким способом улучшить отношения с российскими властями. Особенное внимание PR в зарубежных СМИ российские власти стали уделять после начала Северной войны. В эти годы нанимались специальные PR-агенты. Причина произошедших перемен состояла в том, что Россия вела войну против одного из ведущих европейских государств. Необходимость поддержки со стороны максимального числа союзников заставляла заботиться о хорошем (или хотя бы нейтральном) имидже. Фактически, после начала Северной войны между Россией и Швецией развернулась ещё и война информационная. Забота о «положительной прессе» стала для русского правительства нормой, повседневной деятельностью русских дипломатов и агентов[6]. К концу правления Петра I система зарубежного PR была поднята на уровень, которого не удавалось достигать в позднейшие периоды. Публикации европейской прессы отслеживались на двух уровнях (резидентами и в Коллегии иностранных дел). Преследование «пашквилянтов» (тех, кто публиковал негативные материалы) обеспечивалось международными соглашениями. К примеру, в Гамбурге, одном из важнейших центров европейской печати того времени, разрешалось публиковать только те материалы, которые предоставлял российский резидент. В Коллегии иностранных дел был создан отработанный механизм «опровержения» негативных публикаций и рассылки официальных новостей. Надежная работа такой системы подкреплялась страхом перед российскими войсками, расквартированными в немецких землях. Любопытно, что политическая конъюнктура позволяла российским властям оплачивать услуги PR-специалистов крайне скупо и нерегулярно, о чём свидетельствуют многочисленные челобитные агентов, отложившиеся в Коллегии иностранных дел[7]. 2.1Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю реформаторскую деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и1715—1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными. Ряд историков, например В. О. Ключевский, указывали, что петровские реформы являлись лишь естественным продолжением изменений протекавших в ходе XVII века. Другие историки (например, Сергей Соловьёв), напротив, подчёркивали революционный характер преобразований Петра. Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Пётр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ. Содержание Реформы государственного управленияПравить У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга. С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия[1], и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 г. — в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами»[2]. В Консилии с 1708 г. был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.» Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов. Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность. Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системеприказов[3] с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены: Коллегия чужестранных (иностранных) дел — заменила Посольский приказВоенная коллегия (Воинская) — комплектование, вооружение, снаряжение и обучениеАдмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флотВотчинная коллегия — заменила Поместный приказ, то есть ведала дворянскимземлевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). Основана в 1721 годуКамер-коллегияШтатс-контор-коллегияРевизион-коллегияКоммерц-коллегияБерг-коллегияМануфактур-коллегияЮстиц-коллегияДуховная коллегия или Святейший Правительствующий синод — управлял(а) церковными делами, заменил(а) патриарха. Основан(а) в 1721 году. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначениеосуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Пётр I приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.Малороссийская коллегия — осуществляла контроль за действия гетмана, которому принадлежала власть на Украине, ибо там был особый режим местного управления. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом. Коллегия возглавлялась царским офицером С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегиясостояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат. Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уезднаяадминистрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками. Областная реформаПравить Основная статья: Областная реформа Петра I В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 годустрана была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую(впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую,Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния. Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание. В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции надистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела. Судебная реформаПравить При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях —гофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян, кроме монастырских, а также горожан, не включённых в посад. Судебные дела горожан, включённых в посад, с 1721 года вёл магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой[4][5]. Так же судьи были отделены от администрации. Контроль над деятельностью государственных служащихПравить Для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции с1711 года учреждалась должность фискалов, которые должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся императором и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил в состав Сената и поддерживал связь с подчинёнными фискалами через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.)[6][7]. В 1719—1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом сталгенерал-фискал, назначаемый государем, его помощником — обер-фискал, назначаемый Сенатом. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города[6][7]. Рядовые стрельцы в 1674 году. Литография из книги XIX в. Военная реформаПравить Основная статья: Армия Петра I Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, — была начата задолго до Петра I, ещё при Алексее Михайловиче. Однако боеспособность этой армии была низкой[8]. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у Преображенцев и Семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 годукаждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов. Рядовой армейского пех. полка в 1720—32 гг. Литография из книги XIX в. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ, рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянскогосословия. В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году был издан Воинский Устав, строго определявший службу, права и обязанности военных. — В результате преобразований была создана сильная регулярная армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 560 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 14 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48 линейных кораблей;787 галер и других судов; людей на всех судах было почти 30 тыс.[9] Церковная реформаПравить Основная статья: Церковная реформа Петра I Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха». Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановленМонастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений. В 1701 году вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими владениями и устройства монашеского быта; наиболее важными были указы 24 и 31 января 1701 г. В 1721 году Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству. В России было упраздненопатриаршество и учреждена Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Военное время стимулировало изъятие ценностей из монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений, которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II. Вероисповедная политикаПравить Эпоха Петра была отмечена тенденцией к большей религиозной терпимости. Пётр прекратил действие принятых Софьей «12 статей», согласно которым старообрядцы, отказавшиеся отречься от «раскола», подлежали сожжению на костре. «Раскольникам» было позволено исповедовать свою веру, при условии признания существующего государственного порядка и уплаты налогов в двойном размере[10]. Полная свобода веры была предоставлена приезжавшим в Россию иностранцам, сняты ограничения на общение православных с христианами иных конфессий (в частности разрешены межконфессиональные браки). Тем не менее, после вооружённой стычки с монастырской братией в полоцкомвасилианском монастыре на территории Речи Посполитой, которая произошла во время вечерни 11 июля 1705 года и в которой было смертельно ранено четыре униата, Пётр велел повесить одного из обличавших его монахов[11]. Финансовая реформаПравить Рубль серебром. 1723 Основная статья: Финансовая реформа Петра I Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: