- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Особенности формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008707 |
Тема: | Особенности формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, психолого-педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственные понятия.Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Особое духовное своеобразие Республики Казахстан -полиэтнокультурность, многоконфессиональность - и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, транспарентность и толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Как подчеркнул Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года, «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» [1]. Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Таким образом, нравственное воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным направлением работы в настоящее время. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебный мир разнообразных приключений. Именно через сказки, не подверженные влиянию современной цивилизации, ребёнок получает представления о человеке, его проблемах и способах решения этих проблем. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития личности ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Психолого-педагогическая эффективность сказки очевидна, так как поучительный опыт героев повествования откладывается в сознании человека, а также через символы «ложится» в подсознание как своеобразный «банк данных». Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а, следовательно, могут быть успешно использованы с педагогической целью. Сказки используют для передачи ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей; передачи жизненного опыта предыдущих поколений и получения ощущений своей сопричастности с миром людей; духовно-нравственного становления личности и моральной компетентности (хочу - могу, хорошо - плохо и т.д.). Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т.В. Кудрявцев, - в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем». Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа. Как утверждает И.В. Дубровина, положение положительного героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами сказки. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. По мнению С.К. Нартовой-Бочавер, одним из эффективных методов работы с детьми направленных на развитие личности и нравственной сферы дошкольника является сказка, так как она позволяет решать ряд проблем, возникающих в области развития морали и нравственности, в области формирования положительных жизненных установок, ориентиров, эмоциональной сферы, возникающих у детей любого возраста. Исследованием сказкотерапии как средства формирования нравственной сферы детей дошкольного возраста занимались зарубежные и отечественные педагоги-психологи такие, как: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, В. Я. Пропп [2], Е. М. Неелов, М.Л. Фон Франц, Д. М. Соколов [3], В. В. Синельников. Цель: изучить особенности формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста, разработать, научно обосновать и апробировать систему занятий по формированию нравственной личности посредством сказки. Используя сказку как средство развития личности ребенка-дошкольника, мы определяем следующие задачи исследования: 1. Проанализировать подходы к формированию личности дошкольника в современной педагогической и психологической литературе. 2. Рассмотреть особенности формирования нравственной сферы личности. 3.Выявить уровни развития нравственной сферы личности дошкольника. 4.Определить влияние сказки на формирование нравственныхпонятий личности дошкольника. 5. Разработать программу по формированию нравственных понятий у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии. Объект: дети дошкольного возраста. Предмет: сказкотерапия как средство формирования нравственных понятий Гипотеза: если использовать сказкотерапию, то процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста станет более эффективным, так как сказка формирует критерии нравственной сферы ребенка. Методологическую основу исследования составили труды ученых в области психологии и педагогики: - теория о развитии личности ребенка дошкольного возраста (Т.С. Комаровой); - теория о развитии нравственной сферы дошкольников (А.А. Люблинской) [4]; - теория о педагогических условиях развития личности дошкольника (Е. Г. Корчугановой); - понятие «сказка» И.В. Вачков [5]; - представления об особенностях восприятия сказок детьми, влияния сказки на развитие личности ребенка A. M. Виноградовой [6]; - представления о художественно-образных особенностях, своеобразии народной и авторской сказки Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой; - представления о сказке как методе смягчения поведенческого негативизма у ребенка, развитие нравственной сферы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева [7]. Методы исследования. 1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, выделение главного, выводы); 2) эмпирические методы исследования: - Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» (В.П.Зинченко); - Методики «Закончи историю»; - Методики «Сюжетные картинки»; -Методики «Сделаем вместе». Теоретическое значение работы заключается в результатах исследования и анализа научно-теоретической информации о сказкотерапии и применении этого метода для развития личности и нравственной сферы дошкольника, а также их переработка в теоретический материал по теме исследования. Практическая значимость заключается в определении особенностей формирования у ребенка осознанного отношения к правильным моральным нормам и ценностям, к возможности различать добро и зло (условия реализации, формы, средства и дидактические приемы); в выявлении уровня развития нравственной сфер у детей старшего дошкольного возраста; анализе психолого-педагогических условий, эффективных для формирования личностной и нравственной сфер у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы в воспитательной работе воспитателей и работников музыкального зала МБДОУ, для формирования личностной и нравственной сфер у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: Исследование проводилось на базе ГККП «Ясли-сад №11» г. Павлодара. В эксперименте приняли участие дети 6-7 лет (50 человек). Выборка была репрезентативна. 1 Теоретические аспекты формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста 1.1 Сущность и особенности формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Я.А. Коменский в своем трактате «наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [8]. Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Огромное значение нравственному воспитанию придавал немецкий педагог И. Гербарт в соответствии с идеалами общества, в котором он жил. Он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность»[9]. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [10]. Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [11]. В статье «О нравственном элементе в воспитании.» он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…» [12]. В кратком философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а такжесамо человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)»[13]. В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [14]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [15]. Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. А детям тем более тяжело сделать правильный нравственный выбор. В.А. Сухомлинский говорил о том, что нравственным воспитанием ребенка необходимо заниматься, учить «умению чувствовать человека». Он замечал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [16]. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». В системе воспитания подрастающего поколения, на каждом возрастном этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании дошкольников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс [17]. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, обучении), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [18]. «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий[19]. Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… Но если педагоги - классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности ребёнка, И.С. Марченко разделяет на три группы: «природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями ребёнок социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. Вместе с тем, он замечает, что решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений»[20]. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами иценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формируетсубъективное отношение к нему. В связи с этим, в дальнейшем, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Нравственное воспитание- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонение от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности среди окружающих. Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И, двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно сформировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений. Представления - это чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. В процессе познания представление является переходной ступенью от ощущений и восприятия к мышлению. С их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Представление составляет одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, даёт основу для решения теоретических и практических задач «Вместе с тем», отмечает Бим - Бад, «представления не проникают в сущность предмета»[21]. В практике обучения представления выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. Чтобы формировать действенные нравственные представления дошкольника, необходимо знать его возрастные особенности. Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы взаимоотношений между людьми, закладываются именно в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте особенно значимы моральные эмоции- они усиливают или смягчают исходящие от взрослого нравственные требования. Именно эмоции являются тем каналом, по которому поступает к зарождающейся личности моральная информация. Чтобы определить цепь зависимости: нравственные представления,эмоциональные отношения, нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное действие. Моральная активность анализируется по степени личностной заинтересованности ребёнка в изменении ситуации к лучшему. Ведь чем активнее помощь, поддержка, сочувствие (что зависит в первую очередь от того, насколько эмоционально затронут ребенок), тем самостоятельнее и успешнее разрешается ситуация. Для формирования любого нравственного представления важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личности значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыкии привычки) + (поступки и поведение) =нравственное качество Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Этозначит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единственный механизм, и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребность общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребованными качествами. Первая группа задач носит постоянный характер, а вторая группа - подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп. Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств.Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральныхявлений. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа.Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и присоответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств поведения. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирования определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста происходит постепенное осознание нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин, замеченных в них недостатков. Для формирования нравственных представлений воспитатель организуетэтические беседы с детьми- индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей, соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту, конкретность обсуждаемой ситуации, наличие ситуаций выбора и противоречий, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы, не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно. В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями. Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших формах отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только в виде наглядных образов (восприятий и представлений), а прежде всего в форме отвлеченных понятий ирассуждений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственнымопытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у дошкольников. Наглядность играет важную роль в процессе развитияпонятий у дошкольников. Для развития мысли ребенка легче оперировать снаглядным, чувственно-конкретным материалом. Например, многие старинные устаревшие понятия: «бадья», «зипун», «ухват» гораздо прочнее усваивают на основе соответствующих наглядных изображений, картин, рисунков, иллюстраций из художественной литературы, но с другой стороны не всякаянаглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у дошкольников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей в иллюстрациях может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта. Поэтому в каждом отдельном случае использования тех или иных наглядных пособий, иллюстраций, рисунков необходимо сохранять определенное соотношение между их чувственно-конкретными и абстрактными компонентами. Таким образом, развитие отвлеченного мышления у дошкольников в ходеусвоения понятий вовсе не означает, что их наглядно-образное мышление перестает развиваться. Наоборот, эти первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают изменяться и совершенствоваться, развиваясь вместе с отвлеченным мышлением и под его обратным влиянием. Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания детей позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые необходимо использовать при формировании нравственных представлений дошкольников. 1.2 Дети дошкольного возраста: особенности духовно - нравственного развития «Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры» [22]. Дошкольный возраст длится с трех, до шести-семи лет жизни. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), к усвоению нравственно психологических норм и правил поведения, а достижением старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. «В этот период происходит развитие моральных эмоций и формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами. Ребёнок усваивает определённую систему нравственных норм и правил поведения в обществе»[23]. Развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста определяется соподчинением мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки появлением элементов социальной и личностной рефлексии развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира. В этом случае, самосознание является ведущим конструктом в становлении личности ребенка.Под самосознанием следует понимать процесс осознания ребенком своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание - это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. К старшему дошкольному возрасту (к 6-7 годам) дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом (Я хочу, Я люблю, Я стремлюсь и пр.) все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения 6-7-летнего ребенка к другим людям. «Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я - действующим и Я - отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я –творческому». Разные исследователи по-разному объясняют механизмы формирования самосознания. Одни исследователи рассматривают его развитие как результат принятие взгляда другого на себя (Ч. Кули, У. Джемс, Дж. Мид, М.М. Бахтин, И.С. Кон [24]). Другие полагают, что знания, полученные о другом, ребенок переносит на себя (Д. Бэм, Е.О. Смирнова [25], В.Г. Утробина). Третьи рассматривают самосознание как результат субъективного отделения ребенка от матери (З. Фрейд [26], А. Фрейд) и т.д. Однако, большинство исследователей едины в том, что в дошкольном возрасте становление самосознания осуществляется посредством общения ребенка с окружающими его людьми, «сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие»[27]. Л.Д. Столяренко выделяет четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте: * опыт общения ребенка со взрослыми; * опыт общения со сверстниками; * индивидуальный опыт ребенка; * его умственное развитие [28]. О значении общения и социального окружения в становлении личности ребенка писал и А. Адлер. Он считал, что большое значение в этом процессе имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «я». Чувство общности, или общественный интерес, служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Развитие общения и роль взрослого в становлении целостного представления о себе подчеркивал и Э. Эриксон, который считал, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Чувство вины и стыда, по Э. Эриксону, связано с возникновением самосознания. Наказания и при....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Теоретические основы формирования представлений детей среднего дошкольного возраста о нравственных качествах личности средствами художественной литературы
- Особенности формирования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием
- Особенности формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой