VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности досуга современной российской молодёжи социологический анализ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001909
Тема: Особенности досуга современной российской молодёжи социологический анализ
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное 
образовательное учреждение высшего образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет «Социальной коммуникации»
Кафедра «Социальной коммуникации и организации работы с молодежью»





КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности досуга современной российской молодёжи: социологический анализ
 (название курсовой работы)


Направление:  39.03.03 Организация работы с молодежью
        (код)(наименование направления) 
Направленность программы - Социализация молодежи: управление молодежными проектами
.

 «Допустить к защите»
«___»__________________201_ г.

Руководитель						Подпись	________Копосова  А.А.


«Процент оригинального текста составляет ______ %»
Научный руководитель                                  			________ Копосова  А.А.

Руководитель 						           _________ Копосова  А.А.
Студент 2 курса, группа 15СК-ОРМ(б/о)УП-1________	_______  Копосова  А.А.

                                                 Москва, 2017
Оглавление


ВВЕДЕНИЕ	4
1. ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПОЛОЖЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА 	6
1.1. Функции и принципы досуга	6
1.2. Возрастные особенности молодежи	8
2. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 	16
2.1. Досуговые предпочтения современной молодёжи	16
2.2. Организация досуга молодежи	23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 	28




ВВЕДЕНИЕ
     
     На сегодняшний день именно такая социальная категория, как молодёжь, являет собой один из наиболее важных источников успешного существования и развития, как отдельных наций, так и общества в целом. Этим фактом обусловлено то, что воспитание молодых людей требует к себе особого внимания. Рассматривая досуг, как один из немаловажных элементов воспитания, в этой работе мы  изучаем  досуг и его особенности с научным подходом.
     Правильная организация свободного времени позволяет юношам и девушкам открывать для себя множество новых сфер деятельности. Мы видим  большую важность в изучении актуальных интересов молодежи и способов организации их досуга. Основываясь на результатах проведённого мной исследования социологических данных, научных трудов в этой области и личных наблюдений, в этой работе мы  описываем  досуговые предпочтения современной молодёжи и выявляю различные проблемы недостаточной занятости свободного времени молодежи.
     Объект данного исследования - организация свободного времени молодежи. Для проведения данного исследования мной были поставлены его цели и разработана четкая структура; главы работы соответствуют его целям.

     Гипотеза – при организации досуга молодежи большую роль играет социальный фактор. 
     Главные цели работы:
   1.  Определить сущность понятия "досуг";
   2.  Выявить основные проблемы недостаточной занятости свободного времени молодежи;
   3.  Определить причины возникновения проблем недостаточной занятости свободного времени молодёжи 
   4.  Проанализировать, какие факторы влияют на проведение свободного времени молодежи.
     Для достижения поставленных целей были выдвинуты следующие задачи:
   1.  Провести опрос среди молодежи по выявлению предпочтений проведения свободного времени;
   2.  Обработать полученные результаты вышеупомянутого опроса;
   3.  Проанализировать полученные результаты и на их основе сделать выводы.
     Методы исследования: анализ и обобщение теоретической литературы, опрос. 
     Практическая значимость работы заключается в том, что она будет полезна при разработке лекций для студентов и организации тренингов для молодежи. 
     


1. ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПОЛОЖЕНИЙ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА

1.1 Функции и принципы досуга

Досуг – часть нерабочего или внеурочного времени, которая остается у человека после выполнения прямых трудовых, служебных и иных обязанностей. Способы его организации напрямую зависят от определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
     Виды проведения свободного времени можно разделить на две группы. К первой относится учеба и самообразование, то есть различные формы освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий, чтение книг, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую группу представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения, туризм, спорт и экскурсии. Часть времени при этом расходуется на пассивный отдых.
     Кроме этого времяпрепровождение бывает реальное и мнимое. Реальный вид (общественно полезный) - это вид полезной деятельности, при которой сохраняется ощущение свободы, время для отдыха и развлечения. Мнимый вид (личностно значимый) – это бесцельное и бездеятельное проведение времени, обусловленное неумением организовать свой досуг.
     Основываясь на вышесказанном, можно вывести основные функции досуга:
* формирование и развитие личности;
* способствование самовоспитанию, самоутверждению, самовыражению;
* стимулирование творческой инициативу;
* способствование формированию ценностей;
* обеспечение удовлетворения и поддержание хорошего настроения.
     В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут. Таким образом, свободное время распределяется неравномерно среди молодежи.
     К примеру, различные категории людей отличаются друг от друга уровнем культуры, потребностями, профессиональной подготовленностью, материальными возможностями и организацией своего свободного времени. Поэтому культурные учреждения должны считаться с основными потребностями и различиями, предлагать наиболее эффективные занятия исходя из индивидуальных особенностей молодых людей, не забывать о свободе выбора и возможности смены различных видов деятельности. [3]
     К особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его проведения. К примеру, родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения свободного времени. Подавляющее большинство молодых людей предпочитает проводить свое время вне дома, в компании сверстников. 
     Общение молодежи в неурочное время удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:
* эмоциональный контакт, сопереживания;
* обмен опытом и информацией;
* объединение усилий для совместных действий.
     Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья или круг друзей). Потребность в информации формирует второй тип общения молодежи. Информационное общение в группе происходит вокруг лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у другой группы людей. С целью согласования совместных действий молодежь общается, как правило, в определенной сфере деятельности.
     Также видится важным для полного понимания рассматриваемого понятия рассмотреть принципы развития и реализации досуга.
	К таким принципам принято относить следующие:
1. Принцип  всеобщности  и доступности – то есть доступность сферы досуговой  деятельности в целом и деятельности соответствующих учреждений в частности для всех людей для удовлетворения их досуговых потребностей и  интересов вне зависимости от их пола, расы, вероисповедания и других персональных признаков.     

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных интересов, потребностей, физических и психических возможностей и особенностей при организации свободного времени индивидов. Такой дифференцированный подход обеспечивает наиболее комфортное состояние каждого субъекта досуговой деятельности.

4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.


5. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека.


     Таким образом, досуг является необходимой и неотъемлемой частью образа жизни современной молодежи. Роль досуга заключается в реализации интересов, направленных на саморазвитие.
     
     
1.2. Возрастные особенности молодежи

     Юношеский возраст – это этап формирования собственного мировоззрения и самосознания , принятия важных  решений, определяющих всю нашу дальнейшую жизнь: выбор профессии , выбор своего места в жизни, а также смысл жизни, выработка жизненной позиции и т.д. [Столяренко:1997]. 
     Молодежь - важный ресурс производительных сил общества, поскольку является энергичной и работоспособной, быстро обучаемой рабочей силой. [9]
     Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 году В.Т. Лисовским: "Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации". В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет. [10]
     Е. В. Шуваева полагает, что занятость молодежи распределяется по сферам и отраслям, производствам и профессиям, которые полностью соответствуют специфике использования молодежного труда. [11] Характеризуя формы занятости молодежи, Е. В. Шуваева отмечает, что основными, прежде всего, являются открытая и скрытая. [12]
     Первая из них указывает на то, что любой вид деятельности молодого человека официально зарегистрирован и осуществляется открыто. [12] Вторая форма занятости - скрытая - не позволяет определить подлинный род деятельности, поскольку эта занятость, как правило, не регистрируется и трудно поддается учету. [12]
     Неформальная занятость – одна из разновидностей скрытой формы занятости. Это может быть производство различных услуг, уличная торговля, мелкий бизнес и другое. [13] По мнению профессора Е. Брагиной, целью этого вида занятости является получение минимальных средств. Неформальной занятостью охвачены не только лица в возрасте от 16 до 29 лет, но и подростки 14-16 лет. [13]
     Незанятость молодежи является полной противоположностью занятости, которая подразделяется на добровольную и вынужденную. Добровольная незанятость не требует со стороны государства никаких усилий по ее предотвращению. Вынужденная незанятость обусловлена экономическими, социальными и демографическими факторами. (14) Нынешней молодежи присуща, в большей степени, вынужденная незанятость.
     Серьезной проблемой построения взаимодействия взрослых с молодежью, является отсутствие систематизированных знаний у педагогов и родителей о психическом и личностном развитии учащихся. Каждое новое поколение ощущает на себе влияние социально-экономических изменений в связи, с чем происходят столь бурные изменения в личностных и ролевых позициях молодежи.
     В связи с нынешними условиями общественного развития, молодежи предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели.
     Часто возникает вопрос «Почему нынешняя молодежь ведет себя таким образом: не слушает родителей, противоречит учителям и воспитателя?» Некоторые могут сказать «Возраст у них такой!»
     Да, действительно, каждому возрасту характерны свои особенности. Так какой же должна быть нынешняя молодежь? Отвечая на этот вопрос, хочу познакомить Вас с основными психологическими особенностями молодежи 17-18 лет.
     Период развития личности в этом возрасте называется ЮНОШЕСКИМ. В юношеский период физическое развитие в основном завершается. А именно: темп роста замедляется и стабилизируется у девушек к 17 годам, а юношей к 18 годам. Быстро нарастает мышечная сила, которая достигает максимуму к 20-25 годам. Увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета и формирование тканей и внутренних органов организма. В этот период за счет роста костей лицевой части черепа лицо юноши теряет свою округлость, удлиняясь, увеличиваясь, приобретая специфический индивидуальный характер. Закрепляется разнообразная мимика. Фотографический снимок лица изменяется.
     В юношеских взаимоотношениях проявляется и реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим» надо выглядеть как «все» и разделять общие увлечения. Кроме того, мода - средство самовыражения, коммуникации, приобретение вкуса в своей среде. Юноша выбирает стиль той группы, к которой принадлежит.
     Разносторонние у нынешней молодежи интересы и духовные запросы. Большинство живо интересуется наукой, спортом, политической жизнью страны и т.д., что имеет большое значение для выработки их мировоззрения.
     И чтобы построить правильные взаимоотношения, необходимо стремление педагогов и родителей стать значимыми через организацию сотрудничества, партнерства.
     Формирование молодежи как социальной группы происходит в процессе познавательной и социально-активной деятельности, во взаимодействии с иными социально-демографическими группами, когда осуществляется приобретение и усвоение воспроизводственной, трансляционной и инновационной общественных функций, что позволяет позиционировать молодежь как самостоятельную общественную группу.
     Социально-демографическая группа характеризуется, прежде всего, профессиональной деятельностью. Отсюда - подвижность возрастных границ молодежи.
     Проведенный анализ социально-демографических характеристик молодежи свидетельствует о том, что данная социальная группа связана, в первую очередь, с такими процессами, как получение знаний, умений, навыков, развитие способностей, формирование интеллекта, что приобретается в ходе получения образования.
     Наиболее важным образовательным этапом, определяющим будущее не только личности, но и общества, является, по мнению Г.Е. Зборовского, школьное образование, которое получают дети и подростки в возрасте от 6-7 до 16-17 лет [2].
     В период становления и развития в России новых общественных отношений закономерно, по мнению Б.С. Павлова, А.В. Стожарова и Л.С. Тарабриной, выдвигается в числе приоритетных проблем включение молодого поколения в экономические, политические, социальные, духовные преобразования. От масштабности, глубины и сроков осуществления этих процессов зависит в целом успех реформирования российского общества [5].
     Особый интерес представляет развитие в социологической науке отдельного молодёжного направления «ювенология», которая базируется на комплексном междисциплинарном знании о взрослении, становлении и развитии подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи биологического, социального и духовного начал. Это крайне актуально для России в настоящий исторический период.
     Молодежь как совокупность индивидов, пребывающих в состоянии молодости, ощущает временность такого состояния, пытаясь самоопределиться в обществе, добиться определенного социального положения путем овладения соответствующими её идеалам и планам статусами, получения необходимого образования.
     С другой стороны, молодежь не может автоматически перейти в состояние «взрослости», поскольку стереотипы юношества и даже отрочества исчезают постепенно, уступая место новым стереотипам поведения, свойственным стадии «взрослости». При этом происходит формирование нового понимания и осознания собственной социальной значимости и ответственности, выстраиваются жизненные цели и понимание способов их достижения, завершаются процессы самоутверждения и подготовки условий для реализации своих возможностей.
     Социология молодежи - раздел общей социологии, где представлена совокупность социальных проблем молодежи, ее функционирование и развитие как элемента социальной структуры общества. Тем не менее  молодежь как объект воздействия или субъект действия включена во все сферы жизнедеятельности обществ.
     Особый интерес представляет рассмотрение процессов социальной адаптации и трансформация социальных ориентации людей в поколенческой фазе их молодости в «переходный» период развития современного российского общества [3]. Именно в этой фазе происходит коренная ломка юношеских стереотипов отношения к действительности и формирование новых форм самосознания и социального поведения.
     В социологической литературе возрастные характеристики молодежи многовариантны. Так, согласно одной из концепций, А.Л. Маршак предлагает рассматривать нижнюю возрастную границу - 17 лет [4].
     Что касается верхних границ, то на современном этапе развития России вряд ли можно отнести к молодежи людей в возрасте 33-40 лет. Т.е. социальные трансформации XXI века предопределили поэтапное снижение возрастных характеристик юношества.
     Актуальным для исследователей современной молодёжи представляется анализ её социальной дифференциации, самочувствия и жизненных установок. В настоящий период на становление российской молодежи оказывает первостепенное влияние реальное социальное положение, которое она занимает. Это положение обусловлено в значительной степени уровнем доходов и имущественным расслоением людей в современный период. В то же время социальное положение молодежи связано с ее демографическими, образовательными и профессиональными характеристиками. В своей совокупности эти характеристики и признаки отражают содержание многофакторной модели российской молодежи и являются предметными основаниями для рассмотрения в целостном виде ее социальной дифференциации.
     Демографические признаки проявляются, прежде всего, в своеобразии половозрастного состава молодежи и ее распределении в структуре городского и сельского населения страны. В отличие от старших возрастных групп, численность молодежи в целом сокращается. 
     Б.С. Павлов, А.В. Стожаров, Л.С. Тарабрина подчеркивают, что предлагаемые возможные направления развития и классификации индикаторов молодежи не являются исчерпывающими. Система отбора индикаторов может совершенствоваться. Однако ее общий характер не должен значительно изменяться в сторону увеличения или дальнейшей диверсификации, поскольку в этом случае она будет терять свою гибкость в применении и универсальность. Система индикаторов молодежи позволяет увидеть тенденции развития молодежи и социальное положение в конкретных временных фазах, в исторической перспективе, получить более полное представление о месте и роли молодежи в обществе [5].
     Концепции социального развития молодежи рассматривал в своих работах В.Т. Лисовский, подчеркивая объективный, но регулируемый обществом процесс взаимодействия социальных изменений молодого поколения в процессе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни [7].
     Трактуя процессы развития молодежи, прежде всего как объективные, В.Т. Лисовский обращал внимание на своеобразную необратимость и направленность динамики развития молодежи [7]. Одним из наиболее перспективных направлений становится изучение содержания молодежной политики на современном этапе развития общества. В данном случае имеет смысл рассмотрение содержательного компонента молодежной политики в качестве фактора социализации молодежи.
     Социализация является личностно-образующим процессом. В широком смысле слова понятие «социализация» трактуется в социологической, социально-психологической, философской литературе как процесс развития человеческой общности и отдельного индивида. Под социализацией понимаются также процессы социального становления индивида, включение его в ту или иную систему социальных отношений, усвоение социального опыта, развитие личностной активности. По теории Н. Смелзера социализация - это «пути, которыми люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям» [6, с. 126]. Согласно этому подходу, социализация имеет следующие цели: способствовать взаимодействию людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение социума благодаря тому факту, что его новые члены будут усваивать устоявшиеся образцы поведения и сложившиеся убеждения. Так, содержательная компонента молодежной политики как важнейшего фактора социализации способствует проявлению активности личности, формирует способность личности к активной стороне социализации - преобразованию исторически накопленного человеческого опыта. Весьма исчерпывающе представлены все компоненты молодежной политики в специальных документах и отчетах [1]. Данное направление исследования, в особенности опыт региональных аспектов молодежной политики, предстоит изучать.



2. ДОСУГ МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
2.1.  Досуговые предпочтения современной молодёжи
     
     Многие представители старшего поколения считают, что у современных молодых людей много свободного времени, которое они бесцельно расходуют на сомнительные занятия. Естественно, что сама молодежь другого мнения о себе.
     Команда «Анкетолога» решила узнать у своих молодых пользователей, чем же они занимаются в свободное время и как предпочитают отдыхать. Опрос проводился на сайте anketolog.ru в режиме онлайн. В анкетировании приняли участие молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. Всего опрошено 1120 человек.
     Первоначально мы решили узнать основной род деятельности наших молодых респондентов. Получилось, что большая часть опрошенных (60%), обучается в вузе, в школе и колледже/техникуме  гранит науки грызут 8% и 10% опрошенных соответственно. 16% молодых людей основным своим родом деятельности назвали работу. И 2% наших респондентов выбрали вариант ответа «Другое», где большинство опрошенных уточнили, что совмещают работу с учебой. Не исключено, что из опрошенных нами респондентов, работу с учебой совмещает большее количество человек, а поскольку среди предложенных вариантов не было ответа «работаю и учусь», то многие могли выбрать наиболее приоритетный вариант между работой и учебой.
     Далее мы попытались выяснить, сколько же личного времени остается у нашей молодежи после того, как они освободятся от своей основной деятельности. Мы предположили, что наличие свободного времени у молодежи напрямую зависит от рода их основной деятельности, однако это не так.
     Учащиеся колледжей и техникумов
     Если говорить о свободном времени учащихся колледжей и техникумов, то тут тоже результаты сильно разнятся. Так 45% отметили, что располагают 2-5 часами свободного времени. По 22% и 23% приходится на варианты ответов «1-2 часа» и «более 5 часов» соответственно, и по 4%  — на варианты «меньше 1 часа» и «свободного времени нет».
     В этой группе респондентов распределение вариантов ответа на вопрос «Чем Вы в основном занимаетесь в свободное время?» (респондент мог выбрать неограниченное количество вариантов ответа) выглядит следующим образом:
     Сижу в Интернете — 74%
     Общаюсь с друзьями — 72%
     Читаю учебную литературу — 52%
     Смотрю телевизор — 44%
     Читаю художественные книги, газеты, журналы — 40%
     Занимаюсь спортом — 38%
     Хожу в театр, музеи — 36%
     Хожу в кино — 36%.
     Студенты ВУЗов
     Среди студентов вузов также наблюдается разброс ответов. 47% заявили о том, что на свободное время у них остается от 2 до 5 часов, 1 - 2 часа свободного времени есть у 24% респондентов, 18% могут похвастаться возможностью заниматься личными делами более 5 часов. А менее 1 часа на свободное время остается у 6% респондентов, и 1% респондентов отметили, что свободного времени у них нет вообще.
     А вот как распределились ответы на вопрос «Чем Вы в основном занимаетесь в свободное время?» (респондент мог выбрать неограниченное количество вариантов ответа):
     Сижу в Интернете — 79%
     Общаюсь с друзьями — 58%
     Читаю художественные книги, газеты, журналы — 39%
     Смотрю телевизор — 38%
     Занимаюсь спортом — 32%
     Хожу в кино — 32%
     Читаю учебную литературу — 21%
     Хожу в театр, музеи — 11%
     Другое — 3% (без уточнения своего варианта).
     Работающая молодежь
     Среди работающей молодежи распределение ответов на вопрос о наличии свободного времени распределилось чуть более однородно, по сравнению с другими группами. Так, 41% респондентов имеет 1-2 часа свободного времени, 2-5 часов приходится на 41% ответивших, и более 5 часов свободного времени есть у 17% респондентов.
     Вот как эта же группа респондентов  ответила на вопрос «Чем Вы в основном занимаетесь в свободное время?» (респондент также мог выбрать неограниченное количество вариантов ответа):
     Общаюсь с друзьями — 59%
     Смотрю телевизор — 57%
     Сижу в Интернете — 48%
     Читаю художественные книги, газеты, журналы — 43%
     Хожу в кино — 30%
     Читаю учебную литературу — 26% (эта цифра может свидетельствовать как раз-таки о том, что некоторые из молодых людей, выбравших вариант ответа «работаю», одновременно и учатся. Однако, оснований утверждать это нет, так же как и нет оснований понять, учатся ли они и подрабатывают или же они работают и параллельно получают образование, например заочно или в вечернее время)
     Занимаюсь спортом — 21%
     Другое — 17% (наиболее распространенные ответы: «занимаюсь домашними делами», «работаю на огороде»)
     Хожу в театр, музеи — 6%.
     Нельзя не заметить, что вопрос о наличии свободного времени собрал больше всего самых разрозненных ответов даже среди молодых людей с однородной занятостью. О причинах такого распределения вариантов можно только догадываться, поскольку вопрос о том, что именно входит в основную деятельность не был включен в опрос.
     Молодежь с различной занятостью
     Однако еще одним небезынтересным моментом для нас было узнать, как же распределились занятия в свободное время у молодежи с различной занятостью в зависимости от наличия у них свободного времени. Мы решили сравнить ответы на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» в корреляции с вариантами проведения досуга, когда молодежь имеет 1-2 часа и более 5 часов свободного времени в день.
     Выяснилось, что большинство  школьников, имеющих в своем распоряжении всего 1-2 часа, расходуют его на занятия спортом и Интернет (58% и 66% соответственно). А школьники, располагающие пятью часами свободного времени в день уже меньше занимаются спортом (всего 36%),  зато среди их занятий появляется просмотр телевизора (27% выбрали такой вариант). [Диаграмма 1]
     Диаграмма 1
      
     У учащихся техникумов ситуация несколько иная. Те, у кого есть 1-2 часа свободного времени ежедневно, предпочитают проводить его, общаясь с друзьями (100% опрошенных). Проводят время в интернете всего 50% опрошенных, наряду с просмотром телевизора (50%) и походами в кино (47%).
     Те же, кто может похвастаться большим запасом свободного времени (более 5 часов), заняты более разнообразной деятельностью. 100% молодых пользователей «Анкетолога» свое свободное время проводят за чтением художественной литературы и в Интернете. Также почти половина из них не забывает о занятиях спортом, чтении учебной литературы, походах в театр и музеи [Диаграмма 2].
     Диаграмма 2
     
     Многие учащиеся вузов, независимо от количества свободного времени, тратят его на Интернет. Так ответили 86% респондентов, имеющих 1-2 часа свободного времени в день, и 96% студентов, которые располагают более чем пятью часами досуга.  Общению с друзьями свое свободное время посвящают 80% опрошенных.
     Помимо этого, более половины респондентов указали, что проводят свой досуг за чтением художественной литературы, газет и журналов. Любопытно, что чтением учебной литературы чаще занимаются те студенты, у которых есть 1 — 2 часа свободного времени (40%) [Диаграмма 3].
     Диаграмма 3
      
     Среди работающей молодежи из тех, кто имеет 1-2 часа свободного времени, 47% тратят его на общение с друзьями. А вот из числа тех, у кого свободного времени больше 5 часов, 63% и 69% соответственно отметили, что читают художественную литературу, газеты и журналы, не забывая и об Интернете [Диаграмма 4].
     Диаграмма 4
      
      Что в итоге?
     Взглянув на данные опроса в целом, можно сказать, что большинство молодых пользователей «Анкетолога» предпочитают проводить свое свободное время, путешествуя по просторам Интернета, причем с увеличением в их распорядке дня количества свободного времени наблюдается тенденция к росту выбора именно этого варианта ответа.
     Это происходит независимо от характера основной занятости. Конечно, в определенной степени это зависит и от того, что опрос проходил в Интернете, поэтому в нем чаще других принимали участие те, кто постоянно им пользуется. Однако это также может свидетельствовать о том, что Интернет – место коротания свободного времени для большинства современной молодежи.
     Одновременно с этим очень много наших пользователей, за исключением учащихся в школе, отметили, что свое свободное время они проводят за чтением художественной литературы, газет и журналов. При этом среди работающей молодежи и студентов с большим запасом свободного времени такое занятие почти в два раза популярнее, чем просмотр телевизора.

2.2. Организация досуга молодежи
     
     Предпочтения являются показателем, отражающим стиль жизни молодых. Современную молодежь можно распределить по типам занятости, к какой категории относится сам человек и чем он занимается.
     Первый тип - “семьянин ”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий круг общения. В основном человек общается с родственниками, соседями или знакомыми. При этом используется простая форма досуга. Например, чтение, телевидение, радио, работа по дому или просто отдых. Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным. [15]
     Второй тип - “общительный” – самый распространенный среди современной молодежи. Он ориентируется, прежде всего, на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют другие формы досуга, нежели молодые люди типа “семьянин”. Например, компьютер, музыка, хобби и другое. Важным фактором является регулярные встречи с друзьями. [16]
     Третий тип “развлекающийся”, который направлен на регулярные социальные контакты вне устоявшегося семейно-дружеского круга. При этом представители не только общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, выставки, театры, концерты, кафе, бары, клубы. Среди молодых людей этот тип стоит на втором месте. [15]
     Четвертый тип молодежи можно определить, как “социально-активный”. Данный тип сконцентрирован на развивающих формах общения и досуга [посещение спортклубов, занятия в кружках, объединения по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и прочее]. У молодых людей отношение к свободному времени становится более избирательным и организованным. Подобный образ жизни невозможен без затрат [материального, физического и интеллектуального плана]. [16] По мнению автора исследования, данный тип достаточно популярный, т.к. это даёт возможность открывать для себя что-то новое, раскрыть свои таланты. К сожалению, по личным причинам не все могут позволить посещать различные кружки и секции.
     Наименьшей популярностью пользуется пятый тип - “одухотворенный”. Молодые люди живут в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляется тенденция изоляции от молодежной среды. Эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, или наставников. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. [15] Причины такого времяпрепровождения могут быть различны. Например, желание молодых людей попробовать реализовать свои идеи в политических партиях, где необходимо соблюдать их интересы. Может быть это связано с семейными обычаями и ценностями.
     Влияние компьютера на здоровье молодежи является одной из важных проблем современности. Компьютеры облегчают жизнь современной молодежи. На сегодняшний день необходимо уметь пользоваться компьютером и извлекать нужную информацию. [17] Работая за компьютером, каждый открывает для себя что-то новое. В то же время компьютеры могут вызвать зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек отходит от реальности, перестает интересоваться окружающим. Стоит отметить,  что именно молодежь поддается пагубному влиянию быстрее и легче. [17]
     Компьютер влияет на биологическое состояние организма, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. [17] Негативное воздействие компьютера на молодежь проявляется в возникновении проблем со здоровьем. Например, усталость, перегрузка суставов рук, ухудшение зрения, психологические нагрузки, сидячее положение в течение длительного времени и другое. [18]
     При работе с компьютером проявляются также положительные стороны: получение дополнительной информации в интернете, возможность общения с людьми издалека, возможность подготовки учебных заданий, дистанционное обучение, использование учебных развивающих программ, возможность отдыха. [18]
     В разумных пределах работа за компьютером, пользование интернетом и компьютерные игры полезны для молодежи как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в интернете можно прочитать нужную и интересную информацию. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. [19]
     Психологи заметили, что чем больше проблем у девушки или юноши в реальной жизни, тем охотнее они погружаются в виртуальный мир. [20] В свою очередь, это приводит к компьютерной зависимости.  Компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Этот термин определяет неудержимое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.  [20] Молодые люди, страдающие от компьютерной зависимости, как правило, уделяют меньше внимания учебе и общению вне интернета. [19]



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     В результате исследования курсовой работы  поставленные цели были достигнуты и задачи были полностью выполнены. Вследствие чего были сделаны следующие выводы:
     Во-первых, рассмотрев общие данные о досуге молодёжи, мы установили, что досуг  – это организованное времяпрепровождение после работы или учёбы. Это средство самовыражения человеческой личности, которое дает возможность развивать собственные таланты.
     Во-вторых, мы узнали, что молодежь – это поколение людей, проходящих стадию взросления, их стиль жизни напрямую зависит от выбора проведения своего свободного времени.
     В заключение мы хотели бы сказать, что была проделана большая работа с различными источниками информации и анализом полученных ответов на проведённый опрос. Это помогло автору понять, чем именно современная молодежь интересуется, как и .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44