VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Особенности девиантного поведения у детей с нарушением слуха

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001516
Тема: Особенности девиантного поведения у детей с нарушением слуха
Содержание
     Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
     «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
     Институт психологии
     Кафедра социальной и этнической психологии
     
     
     
     
     
     Курсовая работа
     Особенности девиантного поведения у детей с нарушением слуха.
     
     
     
     
     
      Выполнил: студент IV курса
     Института психологии
     С-КП-12
     Бегиев Олег Владимирович
     Научный руководитель: старший преподаватель
     Кафедры СЭП
     Винокурова Яна Васильевна
     
     
     
     
     
     Якутск 2016
     Содержание
     Введение
     Глава 1. Теоретические аспекты изучения девиантного поведения у детей с нарушением слуха.
     1.1. Понятие девиантного поведения.
     1.2.Психологические аспекты изучения детей с нарушением слуха.
     1.3. Взаимосвязь девиантного поведения и адаптивности у детей с ОВЗ.
     Глава 2. Эмпирическое изучение девиантного поведения у детей с нарушением слуха.
     2.1. Описание методов исследования и характеристика выборки.
     2. 1.1. Характеристика выборки.
     2.1. 2. Описание методов исследования.
     2.2.Описание результатов исследования.
     2.2.1. Результаты исследования девиантного поведения и адаптивности у детей с нарушением слуха.
     2.2.2. Сравнительный анализ выраженности девиантного поведения у детей с нарушением слуха и детей без подобной патологии.
     2.2.3. Исследование взаимосвязей девиантного поведения и адаптивности у детей с нарушением слуха.
     2.2.4.  Интерпретация и обсуждение полученных результатов исследования. 
     Заключение
     Список литературы
     Приложения
     
     
     
     
     
     
     Введение
     Актуальность. «Девиантное поведение — одно из видов отклоняющего поведения, связанное с нарушением соответствующих возрастных, социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений и малых половозрастных групп. Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным». [3, с.142] Данное поведение относится к виду отклоняющегося поведения, которое проявляется в нарушении правил поведения, принятых в обществе, психовозрастных особенностей. Возникновение отклоняющегося поведения обычно относят к проявлениям кризиса переходного возраста. «Подростковая девиация, проявляющаяся в самых различных формах, приобретает черты массового явления, которое отличается устойчивыми тенденциями роста, широким распространением на подростковую и порой даже детскую часть молодежи. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: постоянно происходит расширение масштабов правонарушений и преступлений, подросткового алкоголизма, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и других проявлений девиантного поведения. Данный вид девиации приобретает характер эпидемии. За период 2014 года в России каждое 20-ое преступление было совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Всего за один год было выявлено 54369 несовершеннолетних, совершивших преступления». [21] Таким образом, ссылаясь на официальную статистику, можно говорит о явном увеличении девиантного поведения среди подростков.
     Хотя и ведётся статистика детей подверженных по каким-то причинам девиациям, проводятся консультации с родителями таких детей, и оказывается помощь им самим, нельзя учесть момент того, что почти не оказывается помощь детям, подверженным девиантному поведению, тем более детям из проблемных семей или детям с ОВЗ. К примеру, последним помощь ограничивается задачами коррекционных школ, в которых находятся такие дети:
     1) Помочь максимально преодолеть недостатки, появившиеся из-за болезни
     2) Подготовить детей к участию в производительном труде
     3) Формировать необходимые знания, умения и навыки, формировать умения учиться.
     Профилактическая работа направлена на социальный контроль по отношению к детям и подросткам, уже совершившим преступления и правонарушения, упуская из вида важность того, что упор в профилактической работе следует делать на работу с несовершеннолетними склонными к девиантному поведению и ещё не совершившими правонарушения. Рост преступности среди несовершеннолетних показывает малую эффективность существующей системы работы по профилактике отклоняющегося поведения и то, что она направленна в основном на социальный аспект и не как не взаимодействует с личностными нарушениями.[25, с.24]. Профилактическая деятельность девиантного поведения подростков в учреждения, общественных организаций и объединений, а также других служб должна носить комплексный характер, а также отвечать, и соотносится с уровнем предъявляемых к нему требований: профилактическая работа должна проводится не только с подростком, но и так же с его семьей, его социальным окружением, иметь индивидуальный подход в работе с несовершеннолетним.
     В современном обществе наряду с ростом позитивных девиаций усиливаются также и негативные девиации: алкоголизм, преступность, употребление ПАВ и аморальное поведение. Таким образом, можно говорить, о том, что в настоящее время, несмотря на развитие сферы профилактики, увеличение способов и методов работы по профилактике с несовершеннолетними, кризисные ситуации во всех сферах жизнедеятельности ведут к росту девиации среди подростков [31].
     Широкое распространение отклонений в психическом развитии детей является для социума постоянным источником проблемы, основными из которых можно считать наблюдающиеся у этих детей трудности социальной адаптации, приводящие к девиантному поведению, обуславливающему рост преступности и неполноценную интеграцию в социуме. Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической и духовной жизни испытывают подростки с различными нарушениями в развития [22; 17; 18;].
     Из вышесказанного следует, что при проведении психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ не уделяется должного внимания девиантному поведению ребёнка, его влиянию на адаптацию, социализацию, способствующую в дальнейшем затруднение ребёнком реализации своих целей и становление полноценным членом общества.
     Цель исследования: выявить склонность к девиантному поведению у детей с нарушением слуха.
     Гипотеза исследования – склонность к девиантному поведению у детей с нарушением слуха (ОВЗ) выше, чем у здоровых детей.
     - Склонность к девиантному поведению у детей с нарушением слуха связана с адаптивностью и уровнем социально-психологической адаптации.
     Предмет исследования – склонность к девиантному поведению, социально-психологическая адаптация, адаптивность.
     Объект исследования - дети подросткового возраста с нарушением слуха.
     В связи с поставленной целью мы обозначили задачи исследования:
     1. Выявить склонность к отклоняющемуся поведению у детей с нарушением слуха и у здоровых детей.
     2. Изучить социально-психологическую адаптацию и уровень адаптивности у детей с нарушением слуха и здоровых детей
     3. Провести сравнительное изучение выраженности склонности к девиантному поведению у детей с нарушением слуха и нормальнослышащих детей.
     4. Изучить взаимосвязь девиантного поведения и социально-психологической адаптации у детей с нарушением слуха.
     Практическое значение заключается в том, что полученные данные в дальнейшем помогут психологам при работе с детьми с нарушением слуха, подходить к проблеме более обширно при коррекции.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1 Теоретические аспекты изучения девиантного поведения у детей с нарушением слуха
     1.1 Понятие девиантного поведения
     Слово «девиантный» произошло от англ. Deviation – «отклонение». Девиантное поведение – это отклоняющееся от социальной нормы поведение, то есть система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам. Примерами девиантного поведения являются алкоголизм, воровство и другие преступления, а также проституция, агрессивность, суицид и т.п. Особую важность представляет факт того, что форма девиаций взаимосвязаны: отклонение от социальной нормы в одной социальной области увеличивает вероятность отклонения поведения в другой.[12]
     В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные теории.
     1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [33. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог обидеть и муху.
     2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх - Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх - Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
     3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [32. C. 121]. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [19. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
     Более ста лет назад были распространены биологические и психологические трактовки причин девиации. Так, итальянский врач Ч. Ломброзо (1835- 1909) предложил френологическую теорию девиации, пытаясь выявить прямую связь между преступным поведением человека и его биологическими характеристиками. По его мнению, «криминальный тип» есть результат деградации в более ранних стадиях человеческой эволюции [10].
     Психологическую теорию девиантного поведения развивает 3. Фрейд. Он объясняет ее недостаточно развитым «Супер - Эго» и обосновывает «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и «психопатией», как бы запрограммированностью отклонений [30 С. 66].
     Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.
     Дальнейшее развитие теория аномии получает у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы «цель — средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации:
     * конформность - тип поведения, предполагающий соответствие принятым в обществе целям и средствам их осуществления;
     * инновация — индивид разделяет социально одобряемые цели общества, но выбирает не одобряемые средства их достижения, причем средства не обязательно должны быть криминальными, они просто непривычные в данный момент времени для данного общества;
     * ритуализм - предполагает отрицание целей, провозглашенных обществом, при условном согласии с одобряемыми средствами их достижения (например, в брежневскую эпоху, когда в коммунизм никто уже не верил, но ритуалы, связанные с ним, стати чем-то вроде привычек и еще сохранялись в обществе);
     * ретрицизм - отказ от принятых обществом целей и средств как «бегство от действительности», своеобразный социальный нигилизм (бродяги, наркоманы, алкоголики, живущие в обществе, но не принадлежащие ему);
     * бунт, мятеж - отрицание старых социально принятых целей и средств с одновременной заменой их новыми (революционеры, радикальные экстремисты) [14].
     При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.
     В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.
     Отметим еще один интересный феномен проявления девиантного (отклоняющегося) поведения — нормы-оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких- либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
     Среди других теорий, объясняющих происхождение девиаций, можно выделить:
     * теорию подражания французского социолога Г. Тарда. По его мнению, люди становятся преступниками потому, что с ранних лет попадают в преступную среду, и именно она для них является референтной группой [30];
     * теорию дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Развивая мысль Г. Тарда, он подчеркивал, что многое в девиантном поведении индивида зависит от его окружения, т.е. от того, кто именно его учит и чему. Поэтому, чем дольше индивид пребывает в криминальной среде, тем больше вероятность того, что в будущем он станет девиантом. Эти две теории объединяются под общим названием «теория культурного переноса девиации»;
     * теорию стигматизации (от Греч, stigma-клеймо), или навешивание ярлыков, авторами которой являются американские социологи Э. Лемерт, Г. Беккер. Согласно этой теории девиация определяется не столько поведением или содержанием конкретных поступков, сколько групповой оценкой, «навешиванием» на человека ярлыка «нарушителя» установленных норм и применением против него санкций.
     Таковы основные исследовательские подходы к изучению причин появления и распространения девиантного поведения[13].
     К основным формам девиантного поведения в широком смысле относятся:
     * пьянство и алкоголизм;
     * употребление наркотиков;
     * преступность;
     * самоубийство;
     * проституция.
     Как считают специалисты, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно, его просто невозможно искоренить. При этом они отмечают, что девиации закономерно возникают в обществах, переживающих трансформацию, где на фоне усиления кризисных явлений у людей нарастает неудовлетворенность своим положением, что вызывает чувство социальной неудовлетворенности, невостребованности и отчуждения от общества. Это чувство депривации в ряде случаев может привести к появлению среди населения пессимистических настроений и его деморализованности (упадок духа, растерянность).
     По данным социологов, сегодня для 85% населения страны характерна в той или иной степени деморализованность. Типичным реакциями на аномию становятся безразличие к средствам достижения цели, коррупция, цинизм, экстремизм. Механизм девиантного поведения раскрывается через анализ взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и реальной жизненной конфликтной ситуации.
     Таким образов девиантное поведение может образоваться не только от внешних факторов, таких как: принуждение и унижение окружающими девианта или нехватка внимания и любви от них, но и внутренними, такими как: предрасположенность к девиации, поведение или любопытство. Кроме этого человек может стать девиантом из-за неспособности адаптироваться в обществе. Это может произойти не только из-за того что общество в котором, в данный момент, находится индивид не принимает его, но и из-за личностных особенностей человека. Все эти факторы нужно учитывать в коррекционной работе, тем более ребёнка с ОВЗ.
     1.2. Психологические аспекты изучения детей с нарушением слуха
     Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в первые два года жизни, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям. Нарушение общения частично изолирует его от людей, затрудняет формирование самосознания и других личностных формирований.
     Изучение особенностей личностного развития ребенка с нарушенным слухом весьма актуально, так как с точки зрения современной сурдопсихологии только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику личностного развития ребенка с нарушенным слухом в современных условиях. Исполнить психологически обоснованную характеристику как эмоциональной, так и межличностной сфер ребенка-инвалида по слуху [23, 24].
     Психологические особенности детей с недостатками слуха привлекали внимание педагогов и врачей-психиатров уже с середины XIXв. Развитие российской сурдопедагогики того времени связано с педагогической деятельностью и исследованиями таких известных ученых, как В.И. Флери, А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский, Ф.А. Рау. Так, В.И. Флери описывал особенности развития движений глухих, указывая на неточную координацию, неуверенность движений. Н.М. Лаговский писал о наличии у глухих детей остатков слуха, которые могут быть активизированы и развиты. Ему принадлежит одна из первых попыток создания классификации людей, имеющих нарушения слуха. В компенсации нарушенного психического развития при глухоте Н.М. Ланговский отмечал большую роль зрительного восприятия.
     Отечественная сурдопедагогика на всех этапах своего развития придавала большое значение изучению психологических особенностей детей с нарушениями слуха для обоснования методов педагогического воздействия. В начале XXв. появляются первые собственно психологические исследования. Из них наиболее квалифицированной можно считать работу А.П. Поросятникова, опубликованную в 1904 г. и посвященную изучению особенностей памяти глухонемых школьников. К этому же времени относятся исследования особенностей сохранения людьми, имеющими нарушения слуха, статического и динамического равновесия, сделанные Ф.Ф. Заседателевым. [38]
     В 20-е гг. XXв. систематическая разработка проблем специальной психологии (и в частности сурдопсихологии) проходила под руководством Л.С. Выготского и под влиянием его идей. В начальный период своей научной деятельности Л.С. Выготский столкнулся с проблемами обучения детей, имеющих различные нарушения - глухоту, слепоту, умственную отсталость; с необходимостью выявления их потенциальных возможностей и оказания им помощи. В 1924-1926 гг. появляются первые работы по этим проблемам (например, в 1925 г. - статья "Принципы социального воспитания глухонемых детей").
     На основе генетического принципа анализируя, особенности развития детей разных категорий Л.С. Выготский показал наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических закономерностей. Он отстаивал тезис о единстве биологических и социальных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отношения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности.
     Практика работы в сфере специальной психологии стала для Л.С. Выготского опорой при формулировании основных положений созданной им культурно-исторической теории развития, таких, как представление о знаке как психологическом орудии, о мотивации поведения, о соотношении обучения и развития, о зоне ближайшего развития ребенка. Взгляды Л.С. Выготского оказали большое влияние на специальную педагогику, позволили по-новому взглянуть на проблемы специального дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии. Его теоретические положения стимулировали экспериментально-психологические исследования, в которых изучались компенсаторные возможности глухих детей.
     В 1930-1940 гг. было проведено много психологических исследований особенностей развития глухих детей, в основном изучению подвергались познавательные процессы. К.И. Вересотская рассмотрела процесс узнавания глухими детьми изображений предметов в зависимости от положения в пространстве; Л.В. Занков и Д.М. Маянц исследовали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М.М. Нудельман - изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э.С. Бейн - константность зрительного восприятия; Ж.И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятия ими цвета; М.Е. Хватцев - развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. Многие исследования этого времени имели сравнительный характер - особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий. [4 С.7]
     И.М. Соловьев с 1930 г. занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Совместно со своими сотрудниками А.П. Гозовой и Е.Н. Обозовой он провел сравнительные исследования зрительного и осязательного восприятия глухих детей, на основании которых удалось установить закономерности развития этих видов восприятия. Важное значение имела монография И.М. Соловьева "Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений", в которой анализировались особенности познания различия и сходства, обусловленные уровнем психического развития человека.
     В 1950-1960 гг. были проведены многочисленные исследования, направленные на изучение различных аспектов психического развития глухих детей. Большое влияние на исследование этого периода оказали теоретические подходы С.Л. Рубенштейна, а именно его представления о том, что человек и его психика формируются и проявляются в практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в разных видах деятельности (игре, учении, труде и познании). Основными особенностями деятельности С.Л. Рубенштейна считал социальность, предметный характер, творчество и самостоятельность. Объекты деятельности характеризуют ее не прямо, а опосредованно - через внутренние условия - цели, мотивы и так далее.
     К этому же периоду и относятся работы Т.А. Власовой о влиянии нарушений слуха на психическое развитие детей, Н.Г. Морозовой об особенностях мотивации речи и о психологических условиях формирования познавательных интересов глухих детей. Г.Л. Выгодская рассмотрела особенности сюжетно-ролевой игры глухих дошкольников, выявив условия, обеспечивающие успешное их обучение разным видам игр. А.П. Гозова исследовала зрительное и осязательное восприятие, специфику формирования двигательных навыков, а позже - психологические аспекты трудового обучения глухих и совершенствование познавательной деятельности взрослых глухих в процессе обучения.
     В эти годы известный сурдопедагог С.А. Зыков с коллективом сотрудников разработал и предложил новый психологически обоснованный подход к организации освоения глухими детьми словесной речи - коммуникационную систему. Этот подход основывался на учете социальной сущности и коммуникативной функции речи, материальной природы языка.
     В последующие годы положение теории деятельности А. Н Леонтьева, теорию поэтапного формирования умственных действий, П.Я. Гальперина, представления В.В. Давыдова о структуре учебной деятельности послужили теоретической базой для исследования особенностей психического развития глухих детей.
     М.М. Нудельман изучил особенности развития у глухих детей воссоздающего и творческого воображения, разработал ряд методик целенаправленного исследования воображения. Эти работы легли в основу учебного пособия "Особенности психического развития глухого ребенка" (1975), написанного совместно с В.А. Синяком.
     Т.В. Розановой принадлежат многие исследования особенностей восприятия, образной и словесной памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления глухих детей, в которых раскрываются не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушениями слуха и недоразвитием речи, но и потенциальные возможности развития их познавательной сферы в условиях адекватного обучения и воспитания. Особое внимание Т.В. Розанова уделяет клинико-психолого-педагогическому изучению глухих детей со сложным дефектом, которые позволяет глубже понять особенности этих детей, выявить условия их психического развития и на этой основе строить адекватное обучение. Большое место в работах Т.В. Розановой занимают поиск методов исследования развития глухих детей, разработка принципов диагностики. Под ее руководством были проведены исследования развития эмоциональной сферы глухих детей, самооценки и уровню притязаний, межличностных отношений.
     Работы А.А. Вагнер отражают психологические особенности формирования перцептивных обобщений у глухих школьников, специфику становления наглядных форм мышления, особенности направления и особенности психодиагностической работы с детьми данной группы [35].
     Таким образом, на современном этапе развития сурдопсихологии наблюдается перенос акцентов в исследованиях: все большее внимание уделяется внутренним регуляторам социального поведения - потребностям, мотивам, ценностям, становлении самосознания, механизм межличностного восприятия. Именно на эти фундаментальные и многоплановые работы, раскрывающие своеобразие развития у детей с нарушениями слуха восприятия, памяти, мышления, и других психических процессов опирается организация обучения и воспитания в специальных детских садах и школах.
     Ограниченное понимание речи глухих и слабослышащий — один из наиболее заметных и массивных симптомов. Экспрессивная речь характеризуется следующими особенностями: запас слов ограничен, отличается диффузностью, расширенностью и неточностью их значений. В грамматическом строе отмечаются более или менее грубые нарушения (от однословного предложения до развернутой фразы, с ошибками в падежных согласованиях, в употреблении предлогов)[2].
     1.3 Взаимосвязь девиантного поведения и дезадаптации у детей с ОВЗ
     Сложности приспособления к новым социальным условиям обусловлены как причинами, вызвавшими ту или иную девиацию, неправильными условиями воспитания подростков с ограниченными возможностями развития (ОВЗ), так и следствием самого развития [22, с.80].
     Устойчивые, вовремя не скомпенсированные формы школьной дезадаптации, усугубляя проявления отклонений в психическом развитии ребёнка, нередко приводит к формированию устойчивых видов нарушения поведения, нередко достигающих уровня клинической и криминальной выраженности [7].
     В зависимости от подходов к определению девиантного поведения выделяют причины его возникновения. С.А. Беличева считает, что ключевым моментов в возникновении отклоняющегося поведения является психосоциальное развитие и нарушения процесса социализации и социальной адаптации. Эти нарушения проявляются в форме детско-подростковой дезадаптации [4].
     В.Н. Мясищев, занимавшийся проблемами трудновоспитуемости как формой проявления девиантного поведения, указывал на то, что девиантное поведение – это результат сложного сочетания комплекса социальных и биологических факторов [30,С. 67].
     Е.В. Змановской выделено несколько групп факторов, приводящих к развитию девиантного поведения: индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности; дефицит ресурсов личности; дефицит социально-поддерживающих систем; отношение личности к отклоняющемуся поведению [8].
     Были выделены основные факторы, обуславливающие девиантное поведение лиц с ОВЗ:
     1. Биологический фактор, к которому относят наличие у ребёнка психофилиологических или анатомических нарушений, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относят:
     - генетический факторы. Это могут быть наследственно обусловленные нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, повреждения нервной системы, а также влияние наследственных заболеваний.
     - к эндо - или экзогенным патологическим факторам относят нарушения возникшие в период внутриутробного развития, ещё во время беременности матери в силу неполноценного или неправильного питания, употребление ею алкоголя, курения, заболеваний матери;
     - психофизиологические факторы, связаны с влиянием на организм человека физических нагрузок, стрессов, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, приводящим к различным соматическим заболеваниям.
     - физиологические факторы, включающие в себя нарушение речи, внешнюю непривлекательность, нарушение опорно-двигательного аппарата, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребёнка в среде сверстников, коллектива.
     2. К психологическим факторам следует отнести индивидуально – психологические особенности ребёнка, усиливающие вероятность употребление психоактивных веществ, злоупотребление ими и развитие зависимости [16].
     Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, крайне уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
     3. К социально-педагогическим факторам можно отнести особенности семейного или общественного воспитания, социальный статус родителей, успешность освоения ребёнком социальных ролей, реакции окружающих на его поведение, отклонения в развитии и т.д.[5].
     Таким образом, девиантное поведение у детей и подростков с ОВЗ часто является реакцией на неблагоприятные условия (социальные либо микросоциальные), в которых они оказываются, тогда, как социально приемлемые способы поведения ещё не сформировались.
     Из чего выходит, что дезадаптация и девиантное поведение не просто тесно связаны и влияют друг на друга. Детям с нарушением слуха намного труднее адаптироваться в обществе, чем здоровым детям, а точнее обществу крайне трудно принимать детей с ОВЗ. Из-за чего у них может появится девиантное поведение. Поэтому при проведении коррекционных работ детей с ОВЗ стоит учесть не только психическое, но и социальное состояние ребёнка.
     Глава 2. Эмпирические методы изучения девиантного поведения у детей с нарушением слуха
     Цель исследования: выявить склонность к девиантному поведению у детей с нарушением слуха.
     Задачи исследования:
     1. Выявить склонность к отклоняющемуся поведению у детей с нарушением слуха и у здоровых детей.
     2. Изучить социально-психологическую адаптацию  и уровень адаптивности у детей с нарушением слуха и здоровых детей
     3. Провести сравнительное изучение выраженности склонности к девиантному поведению у детей с нарушением слуха и нормально слышащих детей.
     4. Изучить взаимосвязь девиантного поведения и социально-психологической адаптации у детей с нарушением слуха.
     2.1 Описание методов исследования и характеристика выборки
     2.1.1 Характеристика выборки:
     Экспериментальная группа:
     На базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната I вида для глухих детей по адресу Кузьмина 36
     8-12 классы
     21 испытуемый в возрасте от 12 до 15 лет
     7 мальчиков
     14 девочек;
     Контрольная группа:
     На базе школы № 24 по адресу Можайского 23А
     7 класс
     25 испытуемых в возрасте 12 – 13 лет
     14 мальчиков
     11 девочек;
     2.1.2 Описание методов исследования
     Испытуемые исследовались с помощью батареи следующих методов психологической диагностики:
     1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел);
     2. Методика диагностики социально-психологической адаптации (Роджерса - Даймонда);
     3.Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (А. Д. Маклакова, С. В. Чермянина);
     Статистическая обработка данных проводилась на персональном компьютере с использованием таких компьютерных программ, как SPSS (Statistic Package for Social Sciences), с применением корреляционного анализа по Спирмену.
     -Сравнительный анализ
     1) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)
     Описание методики
     Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
     Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
     Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шка.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44