- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы управления финансами бюджетного учреждения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001550 |
Тема: | Основы управления финансами бюджетного учреждения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра финансов, денежного обращения и кредита ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ В ГЭК И ПРОВЕРЕНО НА ОБЪЕМ ЗАИМСТВОВАНИЯ Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент ______________________ Е.С.Корчемкина «___»________________2017 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (бакалаврская работа) 38.03.01 Экономика Выполнил Студент 5 курса заочной формы обучения (подпись) Тюрина Алла Ивановна Научный руководитель кандидат экономических наук, доцент (подпись) Корчемкина Елена Сергеевна Тюмень 2017 Работа выполнена на кафедре финансов, денежного обращения и кредита Финансово-экономического института ТюмГУ по направлению «Экономика», по профилю «Финансы и кредит» Защита в ГЭК протокол от _________№___ оценка ______________ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………..7 1.1 Роль и значение бюджетных учреждений в финансовой системе……7 1.2 Источники формирования и направления использования средств бюджетных учреждений …………………………………………………….11 1.3 Основы управления финансами бюджетного учреждения…………...16 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (на примере БОУ «СОШ №82» г. Омск)……………………25 2.1 Составление и исполнение сметы доходов и расходов как этап управления финансами бюджетного учреждения……………………………..25 2.2 Анализ эффективности управления средствами бюджетного учреждения……………………………………………………………………….32 2.3. Проблемы управления финансами бюджетных учреждений в РФ, пути их решения…………………………………………………………………48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….59 ВВЕДЕНИЕ C 1 января 2011 года бюджетные учреждения классифицированы на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий, соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования. Получение образования - одно из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Управление финансами в бюджетных организациях является актуальной темой сегодня. Актуальность заключается в том, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. Предметом изучения являются: - совокупность экономических отношений по поводу управления финансами бюджетных учреждений. Объектом исследования данной работы является деятельность бюджетного образовательного учреждения (БОУ) г.Омска «Средняя общеобразовательная школа № 82». Целью работы является анализ состояния системы управления финансами бюджетного учреждения и выявление мер по ее улучшению. Задачи выпускной квалификационной работы состоят в следующем: · изучить основы управления финансами в бюджетных учреждениях, в частности в учреждениях образования; · проанализировать состояние системы управления финансами бюджетного учреждения в сфере образования; · выявить проблемы управления финансами бюджетных учреждений в РФ и указать возможные пути их решения Теоретическую основу работы составляют: 1) Нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций. 2) Учебная литература по изучаемым вопросам ведущих российских авторов, таких как: Ковалев В.В., Панков А.Д., Поляк Г.Б. и другие. 3) Данные отчетности БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №82» за 2014-2016 гг. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введение обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована основная цель данной работы, определён объект и предмет исследования. В первой главе исследуются теоретические аспекты управления финансами организации, финансы бюджетных учреждений, а также финансы учреждений образования, источники формирования и направления использования средств бюджетных учреждений. Во второй главе анализируется смета расходов БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 82», проводится анализ эффективности управления средствами бюджетного учреждения. В заключении сделаны общие выводы по работе. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 1.1 Роль и значение бюджетных учреждений в финансовой системе Финансовая система государства играет важную и, пожалуй, главную роль в развитии и формировании политической, социальной, экономической структуры общества, государства. Через финансовую систему государство воздействует на формирование децентрализованных и централизованных денежных фондов, фондов потребления и накопления, используя для этого расходы государственного бюджета, государственный кредит, налоги. Современная финансовая система государства состоит из централизованных финансов (государственный бюджет) и децентрализованных (финансы предприятий отраслей народного хозяйства).[41,с30-33] Составляющей финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет - это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Государство, выполняя свои основные функции, включает в действие определённые институты и органы, которые в свою очередь, представляют сеть бюджетных учреждений. Таким образом, говоря о планировании и финансировании расходов бюджета, подразумевают планирование и финансирование деятельности определённых бюджетных предприятий. То есть, нельзя выплатить пенсию пенсионеру, не имея представительство пенсионных фондов РФ на местах. Также, нельзя оказать медицинскую помощь (финансируемую за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования), не имея государственные медицинские учреждения и сами фонды (как организации).[54] В соответствии с законом №83-н государственные и муниципальные учреждения Российской Федерации могут быть автономными, бюджетными и казенными.[50] Классической формой государственного или муниципального учреждения является бюджетное учреждение. Понятие бюджетного учреждения приведено в статье 6 БК РФ «Бюджетное учреждение - это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».[13] Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.[17] Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества [ст.120 ГК РФ]. Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. К бюджетным учреждениям относятся все учреждения, которые работают за счет средств государственного бюджета, а именно - учреждения образования ( школы, садики, училища), культуры (музеи), здравоохранения, учреждения государственного управления (полиция) и военно-промышленного комплекса (армия). Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов. Статус бюджетного учреждения имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками (Рисунок 1.1). [7,с. 4] Рисунок 1.1 Признаки бюджетного учреждения Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе взятых по отношению к одной структуре характеризует бюджетное учреждение, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетным учреждением. Особое место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные учреждения в обеспечении функций государства [42,с. 6]. При этом выделяются следующие особенности бюджетных учреждений : 1. Тесная связь с бюджетом. Любое изменение в бюджете отражается на финансах бюджетных организаций: недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций, а перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций. 2. Бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов. 3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств, то есть государственные средства расходуются по целевому назначению, согласно утвержденной сметы расходов. 4. Финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов, то есть расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг), кроме расходов распорядителей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, командировочные и др.). 5. Финансирование осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания» у потребителя, что подчас ослабляет контроль за качеством услуг и эффективностью использования выделенных средств. 6. Расходование как выделенных, так и заработанных средств согласно требований бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления [37,с2-7]. Особенности бюджетных организаций проявляются в их взаимных отношениях с финансовыми институтами, в первую очередь с финансово-кредитной системой. Например, бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам. Наличные средства бюджетные организации получают в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы федерального казначейства, а не банк. Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускается. [16] 1.2 Источники формирования и направления использования средств бюджетных учреждений Для эффективной работы бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица. В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и т.д. К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения: - образование (общего и профессионального- детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.); - культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.); - здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения); - социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.); - средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.). [20,с.229] Финансовые ресурсы бюджетных учреждений с позиции источников их формирования- понятие «финансовые ресурсы» трактуется по разному. Так, современный экономический словарь определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении [44,с. 415]. Следующее определение дает И.П. Николаева: финансовые ресурсы- это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений [33,с. 135]. А.Н. Азрилиян определяет финансовые ресурсы как совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации [3,с. 824]. То есть в общем виде финансовые ресурсы представляют собой все денежные средства, используемые в деятельности определенного субъекта экономики с целью реализации поставленных перед ним задач. Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, во-вторых, организационно-правовой формой, в-третьих, в сочетании применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость). [29,с.94] Основными источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются: - бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией; - поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет; - выручка от реализации продукции собственного производства ( например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия; - выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду; - выручка от оказания посреднических услуг; - доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; - доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним; - доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.); - добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. [56, с.56] Кроме бюджетного финансирования учреждения имеют право на собственные средства. Цель процесса формирования собственных средств – обеспечить профильную и хозяйственно – эксплутационную деятельность бюджетного учреждения. При этом собственные средства бюджетного учреждения должны быть использованы по видам и направлениям расходов, предусмотренных бюджетной классификацией. [39,c.324 ] Источники собственных средств: 1) средства, получаемые от сдачи в аренду помещений, сооружений и оборудования; 2) средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; 3) целевые средства от юридических и физических лиц; 4) другие поступления. [7, c.16] Группировка собственных средств согласно генеральному разрешению на открытие в органах Федерального казначейства лицевого счета по учету этих средств включает в себя следующие виды поступлений: 1. Средства, поступающие от платной деятельности бюджетного учреждения , соответствующие его профилю. 2. Средства от производственной деятельности мастерских, опытных участков, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других подразделений бюджетного учреждения, не имеющих статуса юридического лица. 3. Средства от оказания платных услуг по хозяйственным договорам. 4. Добровольные пожертвования, целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 5. Средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, в том числе гостиничного типа; содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах – интернатах. 8. Средства за выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ и оказание услуг по договорам)государственным контрактам); по грантам на проведение научно – исследовательских работ. 9. Доходы от услуг связи. Кроме этого, поступают: целевые средства из бюджетов других уровней, от министерств и ведомств, от внебюджетных государственных фондов; средства от реализации имущества, от сдачи драгметаллов, лома цветных и черных металлов, других видов деятельности, на которые получены лицензии и сертификаты, и которые не противоречат уставу бюджетного учреждения , законодательным и нормативным актам. [42, с.7] У бюджетных учреждений по поводу формирования и использования финансовых ресурсов складываются следующие основные группы финансовых отношений: - с органами государственной власти (местного самоуправления) по поводу получения бюджетных средств и их использования; - с органами государственной власти (местного самоуправления) по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами государственных внебюджетных фондов путем уплаты налоговых и иных платежей; - с другими организациями, спонсорами и физическими лицами по поводу получения взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, пожертвований; - со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда, фондов материального поощрения, производственного и социального развития. [24, с.235] 1.3. Основы управления финансами бюджетного учреждения Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. В экономической литературе планирование рассматривается как деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Но это понятие может иметь и более общее определение.[45,с.92] Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата.[35] Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.[37, с.2] В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: 1. финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.[43] Задачами финансового планирования является следующее [57] : Рисунок 1.2 Задачи финансового планирования 2. оперативное управление – совокупность мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от перераспределения финансовых ресурсов. В ходе него обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся условиях. 3. Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования. Таким образом, управление финансами – это упорядоченная система, имеющая свои субъекты, объекты, структурные элементы, приемы, методы инструменты, а также цель, задачи и конечный результат.[1,с.7] Рассмотренные функции тесно взаимосвязаны между собой и составляют основу технологического процесса управления бюджетной организацией. В бюджетных учреждениях на сегодняшний день используются две модели финансового управления. Первая, затратная модель, основанная на детальном контроле и управлении расходами, известна как сметное финансирование, «управление бюджетными ресурсами». В ней приоритет отдается контролю затрат бюджетополучателей с помощью системы целевого финансирования и контроля бюджетных ассигнований через коды операций сектора государственного управления (КОСГУ). Предполагается, что при полном финансировании в соответствии с бюджетной росписью результаты заложены уже при распределении бюджетных ресурсов. Вторая модель финансирования, ориентированная на управление результатами, основана на прямой взаимосвязи «средства – результат» даже на уровне получателей бюджетных средств. При этом средства выделяются в рамках программно-целевого метода, а результатом является конкретное исполнение цели, ради которой эти средства были выделены. [14] Для определения эффективности деятельности бюджетного учреждения недостаточно знать, что результат получен. Он есть как при первой системе финансирования, так и при второй. Важно дать оценку эффективности полученного результата. Чтобы оценить эффективность, необходимо иметь базу сравнимых экономических показателей (плановых показателей с фактическими, одного учреждения с другим и т.п.), а также регламентированную базу формирования затрат на единицу продукции, работ, услуг. На сегодняшний день экономической базы формирования сравнимых показателей нет. Существует лишь укрупненная база формирования затрат учреждения, основанная на принципе совокупного покрытия затрат. В связи с этим целесообразна организация управленческого учета в системе данных бухгалтерского учета и отчетности учреждений бюджетной сферы как на уровне получателей государственных средств, так и на уровнях субъектов РФ и Федерального агентства по образованию.[36,глава 3] Финансовое планирование является одним из элементов управления финансами, которое необходимо в целях эффективного управления национальной экономикой, экономикой территорий, деятельностью хозяйствующих субъектов. Это вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, ориентированный на достижение баланса между финансовыми ресурсами и направлениями использования этих ресурсов. [27,с.19] Следует отметить, что в процессе финансового планирования определяются не только собственно финансовые пропорции, но и пропорции сопутствующие – натурально-вещественные, трудовые и др.[30, с.30] В настоящее время планирование расходов является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. От того, насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В ходе реформы бюджетного процесса планирование становится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышения результативности расходов и доходов бюджета, оценки их влияния на экономику.[9] Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом его - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, взаимосвязь со всеми звеньями финансовой и кредитной систем по платежам и расчетам.[32,с.116] Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы. В частности, предприятия, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней. При финансовом планировании за основу берутся требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется при этом объем денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии расходов, устанавливаются оптимальные пропорции в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. [10,с.6] Финансовое планирование в условиях рыночной экономики требует постоянного совершенствования. В частности, в тех отраслях хозяйства, которые традиционно относятся к финансируемым из бюджета (народное образование, здравоохранение), ослабляется адресная регламентация, усиливается обоснованность расчетов показателей на основе внедрения долговременных экономических и социальных нормативов, расширяется внедрение элементов хозяйственного расчета с целью получения дополнительных доходов. Выступая в качестве внебюджетных средств, эти ресурсы используются на расширение производственной и социальной деятельности коллективов. [52] Целью деятельности бюджетных организаций не является получение прибыли, а поэтому в планировании отсутствуют такие стоимостные критерии, как прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план. В профессиональных кругах смету доходов и расходов называют по-разному: кто-то бюджетом некоммерческой организации, кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера смету можно охарактеризовать как документированный финансовый (бухгалтерский) план поступления и расходования средств, используемых для финансирования деятельности некоммерческих организаций. Смета является тем документом, который помогает исполнять запланированные целевые программы (планы). [2] Именно в финансовом плане некоммерческой (бюджетной) организации обеспечивается сопоставимость натуральных и стоимостных показателей, достигается сбалансированность между притоками и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых учреждением в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по учреждению без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования. [15] Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных средств. Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях бюджетная организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Это положение - аналог п. 1 ст. 48 ГК РФ: юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. [49]. Смета является основой финансового планирования некоммерческого учреждения. Обычно она составляется на календарный год (перед его началом) и утверждается ее высшим органом управления. Смета и бюджет имеют существенное различие: смета составляется на отдельный проект или программу, а бюджет учреждения включает расходы всех проектов и программ. Бюджет (финансовый план) учреждения является единственным документом, определяющим структуру целевых доходов и расходов некоммерческой организации. На его основе строится вся система бухгалтерского учета. Бюджет как таблица – обязательный элемент финансового плана. Но финансовый план состоит еще из следующих разделов: обзорный раздел (резюме); описание организации; описание отрасли; описание деятельности (услуг); описание клиентской группы; описание механизмов предоставления услуг; календарный план; финансы (источники доходов и направление расходов). [6] Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н. Показатели бюджетной сметы могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Рассмотрим основные формы бухгалтерской отчетности некоммерческого учреждения на рис.1.3 (Приказ Минфина РФ от 17.12.2015 N 199н). [16] Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает: - оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами); - оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд; - уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ; - возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Эти четыре группы операций являются исчерпывающими, и расходование бюджетных средств на другие цели не допускается. [19] Рисунок 1.3 Формы бухгалтерской отчетности В ходе работы над первой главой были изучены теоретические основы управления финансами бюджетного учреждения. Было определено, что роль и значение бюджетных учреждений в финансовой системе определяется тем положением, которое занимают бюджетные учреждения в обеспечении функций государства. Источниками их финансирования являются: бюджетные ассигнования; поступления от оказания платных услуг населению; выручка от реализации продукции собственного производства; выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду; выручка от оказания посреднических услуг; доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций; доходы от приобретения акций; доходы от иных внереализационных операций; добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. Кроме бюджетного финансирования учреждения имеют право на собственные средства. Содержание процесса управления финансами раскрывается в таких функциональных элементах как – финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль. Данные элементы тесно взаимосвязаны между собой и составляют основу технологического процесса управления бюджетной организацией. ГЛАВА 2. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (на примере БОУ «СОШ №82» г. Омск) 2.1 Составление и исполнение сметы д....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: