- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы обеспечения экологической безопасности на военных объектах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000281 |
Тема: | Основы обеспечения экологической безопасности на военных объектах |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1 Основы обеспечения экологической безопасности на военных объектах 4 1.1. Понятие экологической безопасности на военных объектах 4 1.2 Государственное регулирование деятельности региональных экологических центров в военных округах 9 1.3 Экологические проблемы военных объектов ……… 24 2 Анализ деятельности отделения регионально-экологического центра Восточного военного округа в реализации политики в области охраны окружающей среды 27 2.1. Региональный экологический центр в структуре управления Восточного округа 27 2.2. Методы,технологии и средства обеспечения экологической безопасности на военных объектах 32 2.3 Оценка деятельности регионального экологического центрапо обеспечению экологической безопасности 38 2.4. Ресурсное обеспечение экологической безопасности (трудовые ресурсы, материальные ресурсы, финансовые ресурсы) 41 3 Совершенствование деятельности регионального экологического центра в части обеспечения экологической безопасности в воинских частях округа 50 3.1 Совершенствование экологического мониторинга и контроля за экологической безопасностью 50 3.2 Внедрение современных технологий в деятельности регионального экологического центра 59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Четырехуровневая структура службы экологической безопасности ВС РФ по территориальному принципу 64 ВВЕДЕНИЕ Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. В Указе Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» экологическая безопасность определена как важнейшая составляющая национальной безопасности наряду с экономической, социальной, военной. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, среди важнейших вопросов была поставлена задача по «коренному улучшению экологической ситуации в стране». При этом особо отмечается, что «национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды». Актуальность темы – главным объектом обеспечения экологической безопасности считается человек, субъектом экологической безопасности являются угрозы его жизни и здоровью, обусловленные негативным изменением окружающей среды, в результате антропогенного и естественного воздействия. Цель работы – анализ деятельности Комсомольского отделения 718 регионального экологического центра Восточного военного округа в реализации государственной политики в области охраны окружающей среды в воинских частях, дислоцированных в пределах района ее ответственности. Задачи работы: - изучить теоретические основы обеспечения экологической безопасности на военных объектах; - проанализировать деятельность отделения регионального экологического центра Восточного военного округа (ВВО) в реализации политики в области охраны окружающей среды в частях, дислоцированных в пределах района ответственности отделения 718 РЭЦ; - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности регионального экологического центра в части управления планирования и контроля над практическим выполнением мероприятий экологической безопасности в воинских частях ВВО. Объект исследования – 718 региональный экологический центр ВВО. Предметом исследования является деятельность Комсомольского отделения 718 регионального экологического центра ВВО в части управления планирования и контроля над практическим выполнением мероприятий экологической безопасности в воинских частях Комсомольского гарнизона. При написании работы нами были использованы следующие методы научного исследования: - изучение нормативно-правовой базы в области экологической безопасности; - изучение приказов и директив Министерства Обороны РФ по вопросам обеспечения экологической безопасности на военных объектах ВС РФ; - аналитический метод. Практическая значимость работы раскрывается в ее направленности на совершенствование деятельности региональных экологических центров в ВС РФ в части реализации политики в области охраны окружающей среды и увеличении их роли в управлении и координации деятельности воинских частей в обеспечении экологической безопасности в районах их дислокации и как следствие - в целом по стране. Работа состоит из введения, трех частей и заключения. 1. Основы обеспечения экологической безопасности на военных объектах 1.1. Понятие экологической безопасности на военных объектах Понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства, бывает экологическая безопасность технологий и производств. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Экологическая безопасность – состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей природной среды от негативного природного и техногенного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, экономическими, научно-техническими и иными средствами. Объекты экологической безопасности – человек, его объединения, общество и государство, окружающая среда и ее составляющие – отдельные природные объекты, экосистемы, особо охраняемые территории[1]. Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на ОС. В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций. Техногенная безопасность окружающей среды и экологическая безопасность объектов (личности, общества, государства, самой окружающей среды) — основные компоненты национальной безопасности России в экологической сфере. Национальная безопасность Российской Федерации в экологической сфере, обеспечиваемое в процессе взаимодействия общества и природы, это состояние защищенности: окружающей среды (природных объектов) от угроз изменения ее естественных физических, химических и биологических свойств вследствие негативных воздействий при осуществлении техногенной деятельности; жизненно-важных интересов личности, общества, государства, окружающей среды от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых изменены либо путем загрязнения и засорения вследствие техногенной деятельности; либо преднамеренно путем экологических диверсий, экологической экспансии; либо вследствие природных явлений и стихийных бедствий; все угрозы национальной безопасности страны от опасных техногенных, природных ситуаций, в том числе военной жизнедеятельности, связанных с опасными загрязнениями окружающей среды, особенно от проявления акций химического и биологического терроризма, должны решаться в рамках одной общей задачи – обеспечения экологической безопасности (ОЭБ) страны и в том числе военной деятельности в РФ. В этой связи очень важно и необходимо определиться, что мы понимаем под природоохранной деятельностью в Вооружённых Силах и обеспечением экологической безопасности военной деятельности. Существующая в настоящее время субъективная трактовка этих терминологических различий влечёт за собой, прежде всего, разную по существу оценку и понимание военными и гражданскими специалистами содержания и объёма выполняемых целевых мероприятий. Обеспечение экологической безопасности военной деятельности вбирает в себя значительно больший объём работ (мероприятий), необходимых сил и средств для выполнения этих задач, чем природоохранная деятельность. Под обеспечением экологической безопасности военной деятельности принято считать подготовку и реализацию комплекса мер нормативного, организационно-технического, воспитательного и иного характера, проводимых на военных объектах для защиты личного состава, персонала, вооружения и военной техники (ВВТ), максимального предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду, которая впоследствии может рассматриваться как вторичный источник опасного воздействия на состояние здоровья человека. Обеспечение экологической безопасности военной деятельности включает в себя, прежде всего, обеспечение безопасной деятельности личного состава войск (сил) и других военных объектов (сохранение нормального состояния здоровья, необходимой боеспособности и работоспособности) в условиях негативного воздействия на организм человека опасных экотоксикантов различной природы, находящихся в разных элементах окружающей среды. А природоохранная деятельность в Вооружённых Силах РФ включает в себя обеспечение безопасной деятельности войск (сил), военных объектов по отношению к окружающей среде для того, чтобы в условиях мирного времени исключить превышение допустимых экологических нагрузок на окружающую среду в районах их повседневной деятельности. Таким образом, объектами обеспечения экологической безопасности военной деятельности являются: военнослужащие и гражданский персонал частей, ВВТ, местное население, проживающее вблизи военных объектов и окружающая среда. При этом вооружение и военная техника могут рассматриваться и как самостоятельные источники экологической опасности, т.е. ВВТ являются объектами для учёта и принятия необходимых мер по обеспечению безопасности для человека и ОПС [1]. Вопросы экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации регламентируют следующие нормативные документы: Земельный кодекс РФ; Лесной кодекс РФ; Водный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Уставы Внутренней и караульной служб в ВС РФ; Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и последними изменениями №219-ФЗ от 21.07.2014 года; Федеральный закон от 9.06.1999г. №96 -ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Федеральный закон от 24.06. 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Федеральный закон от 12.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2007 года № 340 «Положение об органах экологической безопасности в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2006 года № 40 «Об утверждении Руководства по организации экологической безопасности в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 1992 года № 28 «О введении Руководства по единым требованиям к паркам ВВТ в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2001 года №10 «Наставления по правовой работе в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2012 года №2222 «Руководство по войсковому(корабельному) хозяйству в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2010 года №150 «Об учебно-материальной базе в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 1996 года №7 «Об утверждении норм коммунальных услуг в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2013 года №255 «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ»; Приказ Министра обороны РФ 2000 года №180 «О развертывании системы экологического обучения и воспитания в ВС РФ»; Директива заместителя Министра обороны РФ 2002 года № Д-332/500 «Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий и повседневной деятельности в частях и соединениях ВС РФ». Так же регламентируют в мирное время вопросы экологической безопасности в частях Восточного военного округа приказы и директивы заместителей Министра обороны РФ, Командующего Восточного округа и его заместителей, а на их основаниях приказы командиров воинских частей на учебный период (год), приказы и указания различных Министерств и ведомств. Руководствуются воинские части округа и РЭЦ ВВО так же Постановлениями Правительства РФ, а именно: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому и атомному надзору»; Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 года № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды»; Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» и внесения изменений в приложение №1 (Постановление Правительства РФ от 1.07.2005 года №410). 1.2 Государственное регулирование деятельности региональных экологических центров в военных округах В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах государственного управления. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется должностными лицами специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды в соответствии с планом осуществления государственного экологического контроля1. Одним из таких государственных органов являются отделения РЭЦ округов, осуществляющих госудаственный (ведомственный) экологический контроль, закрепленных за ними территориями (воинскими частями). Действующим законодательством предусмотрены следующие виды государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов: государственный контроль за использованием и охраной водных объектов; государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; государственный контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных на территориях режимных военных и оборонных объектов; государственный контроль за использованием и охраной земель; государственный контроль за охраной окружающей природной среды и соблюдением требований экологической безопасности при производстве, использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источников ионизирующего излучения; государственный контроль за охраной подземных вод. Должностные лица специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды (сотрудники РЭЦ) при проведении государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право: посещать предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, в том числе объекты закрытых административно-территориальных образований, режимные, особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в установленном порядке, знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей, с соблюдением порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранительного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; использовать на территории проверяемого объекта (кроме технических территорий?) оборудование, внесенное в Государственный реестр средств измерения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, для аналитического инструментального контроля и отбора проб с целью последующего лабораторного анализа; давать обязательные для исполнения предписания юридическим и должностным лицам об устранении экологических правонарушений и требовать выполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Уполномоченные должностные лица, в том числе и сотрудники РЭЦ осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются: на особорежимные и особо важные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации - по спискам, утверждаемым начальником Генерального штаба Вооруженных Сил – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации; на режимные и нережимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации - по спискам, утверждаемым начальниками главных штабов видов Вооруженных Сил Российской Федерации, начальниками штабов военных округов, флотов, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации по подчиненности. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, должны иметь при себе следующие документы: выписку из плана проведения проверки данной воинской части (учреждения) соответствующим специально уполномоченным органом; предписание на проведение проверки; план проведения проверки; документы, удостоверяющие личность; документы, подтверждающие возможность ознакомления со сведениями, составляющими государственную тайну (допуск по установленной форме). При проведении государственного экологического контроля уполномоченные должностные лица должны действовать в строгом соответствии со своими должностными полномочиями. Любые действия, выходящие за рамки полномочий должностного лица, считаются неправомерными. В ходе проведения проверки уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. По результатам проведения государственного экологического контроля составляется акт в 4 экземплярах, один из которых хранится в воинской части, остальные направляются по одному экземпляру вышестоящему командованию, в Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации и в специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, должностные лица которого проводили государственный экологический контроль. При проведении государственного экологического контроля на военных объектах проверяются следующие основные вопросы: выполнение требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, других нормативных и руководящих документов по обеспечению экологической безопасности войск (сил); организация природоохранной деятельности (планирование, установление обязанностей и прав должностных лиц воинской части, создание комиссии по предупреждению отрицательного воздействия на окружающую природную среду, контроль исполнения, взаимодействие служб, ведение экологической отчетности); организация экологического воспитания и обучения военнослужащих, проверка экологических знаний личного состава воинской части, и реализация их в служебной деятельности; планирование снижения экологического ущерба от загрязнения окружающей природной среды в результате деятельности воинской части, выработка предложений для принятия решений по защите вооружения, военной техники и личного состава воинской части в условиях неблагоприятной экологической обстановки; наличие утвержденных в установленном порядке нормативов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, размещения отходов, лицензирование использования природных ресурсов; правильность технической эксплуатации, ведения строительства, реконструкции и ремонта объектов и устройств природоохранного назначения, использование выделенных на эти цели материальных средств и ассигнований; внедрение ресурсосберегающих и снижающих вредные экологические воздействия технологических процессов и оборудования; эффективность использования табельных средств контроля за состоянием окружающей среды в местах дислокации воинских частей; своевременное и качественное представление в соответствии с табелем срочных донесений сведений об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; соблюдение воинскими частями порядка пользования лесным фондом, норм и правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства и охраны от пожаров лесов, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации; использование воинскими частями земельных участков в целях, для которых они предоставлены, проведение противоэрозионных мероприятий, рекультивации нарушенных земель, ликвидации неорганизованных свалок; принятие мер по ликвидации последствий загрязнения окружающей природной среды (очистка и восстановление территорий базирования и учебно-боевой деятельности воинской части и др.); устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущих проверок. Командиры и другие должностные лица проверяемых воинских частей обязаны оказывать содействие в проведении экологического контроля, представлять документацию и давать объяснения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. При выявлении экологического правонарушения в ходе проведения проверки должностное лицо, осуществляющее государственный экологический контроль, составляет протокол об экологическом правонарушении или делает соответствующую запись в акте проверки. Командирам воинских частей (начальникам учреждений) следует обеспечить участие своих представителей (должностных лиц экологической службы) при составлении акта проверки (протокола об экологическом правонарушении). При составлении акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) представителям воинских частей (учреждений) необходимо обратить особое внимание на соблюдение всех формальных требований, а также проконтролировать закрепление в нем вопросов, относящихся к установлению факта экологического правонарушения, а именно: в чем выразился вред, причиненный окружающей среде (уменьшение природного ресурса, ухудшение его качества, сверхнормативное превышение предельно допустимых показателей содержания вредных веществ в средах и т.д.), при этом проверить время последней аттестации измерительных приборов, которыми пользуются лица, осуществляющие государственный экологический контроль, правильность измерений, отбора проб, соблюдение сохранности отобранных проб, проведение анализов в соответствии с утвержденными методиками, документальное закрепление результатов проведенных исследований; определены ли источники загрязнения окружающей среды и установлена ли их принадлежность воинской части (учреждению). Если источники загрязнения не находятся в ведении воинской части, то применение к части (учреждению) каких-либо санкций за загрязнение окружающей среды неправомерно; установлен ли момент причинения вреда окружающей среде, поскольку дата и время составления акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) не является моментом причинения вреда окружающей среде (т.е. совершения самого правонарушения). Правильное определение момента совершения правонарушения и отражение его в акте проверки (протоколе об экологическом правонарушении) является основанием для применения соответствующих норм права для расчета размеров причиненного ущерба и установления пределов ответственности и впоследствии способствует снятию или значительному уменьшению исковых требований. На основании акта проверки (протокола об экологическом правонарушении) должностное лицо государственного экологического контроля в пределах прав, определенных его должностными инструкциями, имеет право совершить следующие действия: выдать предписание об устранении экологического правонарушения; вынести постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; дать предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной и иной деятельности; дать предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности; направить руководству воинской части, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю; направить в органы военной прокуратуры материалы о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности. Предписания и постановления должностных лиц специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, изданные ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения всеми организациями и учреждениями, включая воинские части (учреждения). При осуществлении основной своей функции - государственного контроля воинских частей, отделения РЭЦ округов руководствуются правовыми экологическими принципами управления охраной окружающей среды. Правовые экологические принципы государственного контроля - это исходные положения, в соответствии с которыми строится система органов управления, распределяется компетенция, формулируются задачи и определяется набор средств, которые вправе применять органы управления, их принято делить на общие (законность, гласность и т.д.), характерные для права в целом, и отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования [2]. В результате анализа Конституции РФ[3] и действующего законодательства, можно выделить следующие общие принципы экологического права, указанные в таблице 1. Таблица 1 Общие правовые принципы управления охраной окружающей среды Общие правовые принципы управления охраной окружающей среды Приоритета личности Разделения государственной власти Федерализации Единства системы исполнительной власти Законности Гласности Ответственности Приоритета охраны ОС Платности природопользования Сочетания централизованного управления с местным самоуправлением Сочетания демократичного подхода с единоначалием Принцип приоритета личности, ее прав и свобод. Согласно ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Указанный основополагающий принцип находит дальнейшее отражение практически во всех законах. Соблюдение этого принципа является одной из основных обязанностей государственных органов и их должностных лиц. Так, например, в ст. 4 ФЗ от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" указанный принцип стоит один из первых. Кроме того, в соответствии со ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду является одним из основных принципов охраны окружающей среды. Принцип разделения государственной власти согласно ст. 10 Конституции РФ в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Принцип федерализма воплощен в нормах о разграничении предметов ведений и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. По отношению к экологическому праву указанный принцип означает следующее. Во-первых, вопросы охраны окружающей среды (вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; вопросы природопользования; вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в особо охраняемых природных территориях; вопросы земельного, водного, лесного законодательства) являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов. Это, в свою очередь, означает, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов в ее составе принимаются как федеральные нормативные правовые акты, так и нормативные правовые акты субъектов РФ. Во- вторых, принцип федерализма раскрывается также в двухуровневой системе государственной власти - федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. Принцип единства системы исполнительной власти в РФ, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. В свою очередь, система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом президента РФ и возглавляется Правительством РФ. Принцип законности означает, что субъекты экологических правоотношений действуют исключительно в рамках и во исполнение законов и иных нормативных правовых актов. Данный принцип управления природопользованием является конституционным и имеет две основные стороны: - точное и неукоснительное соблюдение в управленческой деятельности всех нормативно-правовых актов (в случае нарушения данного принципа прокуратура должна опротестовать незаконное действие должностного лица); - принятие правильного решения в случае коллизии применяемого законодательства (так если применяемый закон субъекта федерации противоречит Федеральному закону, то применению подлежит Федеральный закон). Принцип гласности выражен во многих нормах, предоставляющих права граждан на получение информации о деятельности органов государственной власти. Кроме того, принцип гласности означает, что любой нормативный правовой акт должен быть официально опубликован. Факт официальной публикации законодатель связывает с двумя моментами: * с вступлением в силу того или иного нормативного правового акта; * с доведением его до сведения населения и до всех субъектов, на кого нормативный правовой акт рассчитан. Принцип ответственности означает, что виновное лицо должно претерпевать неблагоприятные последствия в связи с совершением правонарушения (преступления). Так, в соответствии со ст. 75 ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Принцип приоритета охраны окружающей среды (ООС) подразумевает, что в случае противоречия интересов хозяйственной деятельности и интересов ООС, т.е. управленческое решение должно приниматься в соответствии с требованиями ООС, при этом использование одних природных объектов должно осуществляться не во вред другим природным объектам и окружающей среде в целом. Принцип платности природопользования предусматривает два аспекта: плату за право пользования природными ресурсами и плату за загрязнение природной среды. Плата за право пользования природными ресурсами подразумевает оплату в денежной форме права в установленных размерах (за сверхнормативное пользование ресурсом). Плата за загрязнение природной среды подразумевает оплату в денежной форме за нормативные и за сверхнормативные выбросы, сбросы и размещение отходов. Принцип сочетания централизованного управления природопользования с местным самоуправлением подразумевает как недопустимость ущемления прав и законных интересов в ООС субъекта федерации или органа местного самоуправления системой централизованного управления, так и то, что организация деятельности субъекта федерации или местных органов самоуправления в сфере природопользования не должна осуществляться в ущерб государственным интересам и интересам других территорий. Принцип сочетания демократического подхода с единоначалием в управлении природопользованием с одной стороны предусматривает максимальное вовлечение населения в процесс ООС, а с другой стороны сочетает расширение демократических начал с точно определенной индивидуальной ответственностью должностного лица за свои действия в сфере ООС. Данные принципы закреплены действующим законодательством и могут быть реализованы в жизнь лишь при наличии системы государственных органов управления, форм и методов их деятельности, реализуемых в определенных законом функциях. Специальные принципы экологического права имеют более сложную структуру и отражаются, как правило, в первых статьях соответствующих законов. Специальные органы управления по объему и характеру делятся на комплексные, отраслевые и функциональные. Впервые принципы охраны окружающей среды были закреплены в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды". Затем - в ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В нем значительно увеличился перечень основополагающих принципов охраны окружающей среды, в связи, с чем была установлена повышенная ответственность хозяйствующих субъектов за нарушение природоохранного законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; - охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; - платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; - независимо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: