- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основы конституционно-правового положения лиц, проходящих
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001591 |
Тема: | Основы конституционно-правового положения лиц, проходящих |
Содержание
Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Основы конституционно-правового положения лиц, проходящих военную службу…………………………………………………………..……….6 1.1.Военная служба как особый вид государственной службы………………..6 1.2. Понятие и структура конституционно – правового статуса военнослужащих…………………………………………………....……………20 1.3. Юридические гарантии реализации правового статуса военнослужащих…………………………………………………………………………….….27 Глава 2. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих…………………………………………………………………33 2.1. Природа, понятие и особенности юридической ответственности военнослужащих…………………………………………………………………33 2.2. Виды юридической ответственности военнослужащих………………….38 Глава 3. Правовые основания привлечения военнослужащих к юридической ответственности………………………………………………….47 3.1. Основания и порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной и административной ответственности………………………………………….47 3.2. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной и гражданско-правовой ответственности…………..……………………………..59 3.3. Основания и порядок привлечения военнослужащих к уголовной ответственности………………………………………………………………….69 Заключение……………………………………………………………………….76 Список используемых источников……………………………………………...79 Введение Конституция РФ 1 возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества (ст. 59), так называемые, воинский долг и воинскую обязанность, которые являются ключевыми элементами института защиты Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и общества по поводу военной службы приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества, реформированием военной организации российского государства и сохранением, более того, с активизацией военных угроз в современных геополитических условиях. В России в настоящее время в условиях сложившейся геополитической обстановки и международной напряженности военной организации принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности страны. Руководители государства неоднократно отмечали и отмечают значимость военной реформы и постепенного решения задачи по созданию профессиональной и материально-технически оснащенной современной армии. Вооруженные Силы должны отвечать современным потребностям страны и быть способными решать задачи по локализации и нейтрализации как внешних, так и внутренних вооруженных угроз. Реформирование Вооруженных Сил РФ в современных условиях осуществляется в рамках формирования их «нового облика» 2. Одним из направлений процесса военного реформирования является сокращение Вооруженных Сил РФ и других государственных военных организаций. Так, по оценкам специалистов сегодня в России личный состав Вооруженных Сил РФ сократился в сравнении с 1992-м годом на 66,6% 3. При этом задачи и функции, возлагаемые и выполняемые военной организацией, отнюдь не сокращаются. Ключевым направлением деятельности государственной военной организации является выполнение задач по обеспечению суверенитета и территориальной целостности государства, безопасности его пограничного пространства, а также безопасности и антитеррористической защищенности территорий. Имеется также и целый ряд специальных задач по охране определенных объектов и благ государственного значения, правоохранительной деятельности и др. Так, например, с 4 февраля 2014 г. в структуре Минобороны России создана и приступила к решению задач военная полиция Вооруженных Сил РФ 4, а с 1 августа 2015 г. к выполнению поставленных задач приступил новый вид вооруженных сил – Воздушно-космические силы, которые решают целый спектр стратегических задач. Особенности военной службы предопределяют и особенности правового статуса лиц, ее проходящих, то есть военнослужащих. В связи с этим весьма актуальной как с теоретической, так и с практической точки зрения является проблема регламентации конституционно-правового статуса военнослужащих, а также правовых гарантий его реализации. Сказанное предопределило цель исследования, которая заключается в комплексном межотраслевом теоретическом анализе института конституционно-правового статуса военнослужащих в РФ. Соответственно, задачами исследования являются: - анализ понятия конституционно-правового статуса военнослужащих, его структуры и элементов; - анализ правовых гарантий реализации правового статуса военнослужащих, их системы; - анализ юридической ответственности как элемента правового статуса военнослужащих, ее природы, понятия, особенностей и отдельных видов. Объектом исследования послужили нормы и положения ряда отраслей российского права, регламентирующие и раскрывающие вопросы правового статуса военнослужащих (конституционного, административного, гражданского, уголовного). Методологическую базу исследования составили такие методы, как сравнительный, сопоставительный, логический, анализа и др. Нормативную базу исследования составили правовые акты конституционного, административного, гражданского, уголовного и военного законодательства, а также подзаконные и ведомственные правовые акты, регламентирующие вопросы правового статуса военнослужащих. Теоретическую основу исследования составили учебная и специальная литература по вопросам конституционного, административного, военного, уголовного и гражданского права, работы таких ученых, как А.В. Кудашкин, Ю.И. Мигачев, О.К. Зателепин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.М. Манохин, К.В. Фатеев, Г.В. Атаманчук, О.А. Косован, Р.В. Закомолдин, С.М. Мальков, П.В. Соколова и др. Практическую основу исследования составила судебная практика Конституционного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, а также акты судебного толкования Пленума Верховного Суда РФ по вопросам военной службы, статуса военнослужащих и привлечения военнослужащих к различным видам юридической ответственности. Структура работы оптимальна и включает введение, основную часть, состоящую из трех глав и восьми параграфов, заключения и списка источников. Общий объем исследования составляет 88 листов. Глава 1. Основы конституционно-правового положения лиц, проходящих военную службу 1.1. Военная служба как особый вид государственной службы Военная служба является по своей природе особым видом государственной службы и имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что законодатель Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 5 исключил указание на «особенность» военной службы, определив ее лишь как вид государственной службы и тем самым уравняв ее с другими видами, но по своему содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности, характерные только для неё. Ключевое отличие военной службы заключается в ее предназначении, то есть в выполняемых функциях и решаемых задачах 6. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, закреплено, что «национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства» 7. Основными задачами в области национальной безопасности РФ в военной сфере, то есть военной безопасности, являются обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства и территорий. Национальная безопасность, в том числе военная, обеспечивается силами и средствами, которые находятся в распоряжении государства. Одно из основных мест среди них отведено вооруженным силам. При этом Стратегия национальной безопасности РФ определила принципы применения военной силы для обеспечения национальной безопасности – только в случае необходимости отражения агрессии, если все другие меры разрешения кризисных ситуаций исчерпаны или оказались неэффективными. В современной международной обстановке существуют три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ: внешние, внутренние и трансграничные 8. Нейтрализацию данных угроз Вооруженные Силы осуществляют совместно с органами государственной власти и иными государственными структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников России. Назначение Вооруженных Сил РФ определено в ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» 9: отражение агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами РФ. Выполнение задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами; выполнение задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством РФ. В области обороны и безопасности нужна постоянная деятельность, которая ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально учреждаемыми и создаваемыми органами и организациями, в совокупности образующими военную организацию государства. Содержание термина «военная организация государства» согласно Военной доктрине Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 10 включает в себя Вооруженные Силы РФ, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы военного управления. Военная сфера государства является широким понятием, включающим не только оборону, но и выявление, нейтрализацию, пресечение и парирование военных угроз в любом их проявлении с применением вооруженной силы. Вооруженные Силы РФ должны быть готовы к прямому участию в различных конфликтных ситуациях (вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война, антитеррористическая операция). Таким образом, характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами РФ с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует новых подходов к их строительству, организации и функционированию. Применение Вооруженных Сил РФ для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных Федеральным законом от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» 11. В соответствии с Военной доктриной РФ в ходе операций по поддержанию и восстановлению мира Вооруженные Силы РФ решают следующие задачи: разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон; обеспечение условий для доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и его эвакуации из зоны конфликта; блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом; создание предпосылок для политического урегулирования. Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ. Допускается применение военной силы, а тем более частей и подразделений Вооруженных Сил, и внутри страны для нейтрализации угроз нарушения конституционного строя и целостности территории государства. При этом принимаемые меры должны быть адекватными, т.е. соразмерными по форме, силам и средствам источника военной угрозы национальным интересам государства. В связи с этим крайне важно детально определить роль Вооруженных Сил РФ как в разрешении внутренних вооруженных конфликтов, так и случаях применения военной силы во внешних вооруженных конфликтах, то есть на своей территории, так и за ее пределами. Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «Об обороне»» 12 были созданы правовые основания применения Вооруженных Сил РФ для противодействия террористической деятельности. Таким образом, сфера деятельности Вооруженных Сил была расширена, что позволило применять военную силу для противодействия терроризму. Применение Вооруженных Сил РФ в условиях антитеррористических операций регулирует Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» 13. В современных условиях это является исключительно актуальным и востребованным. Структура военной организации России отличается тем, что кроме Вооруженных Сил в нее входит и ряд других организаций (войск, воинских формирований, а также отдельных государственных органов исполнительной власти), которые также уполномочены решать задачи военной безопасности и имеют вспомогательное значение по отношению к Вооруженным Силам. Соответственно, военная служба – это сложное социально-правовое явление. Деятельность военнослужащих носит государственный характер, поэтому ей присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством. Поскольку военная служба учреждается в организациях, решающих задачи в области военной безопасности государства, постольку она является видом государственной службы. В то же время, являясь разновидностью государственной службы, военная служба имеет исключительно выраженную специфику, что объясняется ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее прохождения и прекращения. В специальной литературе нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы РФ. Одними авторами высказано мнение, что отличия военной службы от других видов государственной службы не столь существенны, и это позволяет ставить ее в один ряд с другими видами государственной службы, т.е. она не носит особого характера 14. Другие с таким мнением не согласны 15. Указанная позиция обусловлена особенностями структуры военной организации РФ, включающей помимо организаций, предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.) для сохранения суверенитета, территориальной целостности государства, его неприкосновенности (Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и иных войск), иные организации и органы, выполняющими обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности. Ряд авторов выделяют такую разновидность как военизированная государственная служба и относят к ней военную службу, службу безопасности, службу в органах внутренних дел и пограничную службу 16. Недостатком такого подхода является то, что имеет место смешение как видов государственно-значимой деятельности, так и видов административных органов, в которых исполняется данная служба. Д.Н. Бахрах называл военную службу разновидностью милитаризованной службы, которая, в свою очередь, является разновидностью федеральной государственной службы. К милитаризованной службе он относил милицейскую, таможенную, внутреннюю службу в системе МВД РФ, военизированную охрану МПС, горноспасательную службу и др. 17 С указанной классификацией также сложно согласиться, поскольку термин «милитаризм» обычно применяется для характеристики военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений, не носящих оборонительного характера. К тому же предложенная классификация страдает таким недостатком, как смешение в одно системное явление понятий различного уровня. Ю.Н. Старилов пишет о принадлежности военной службы к государственной службе без указания ее места в системе государственной службы 18. А.Ф. Ноздрачев относит военную службу к разновидности специальной государственной службы, являющейся видом государственной службы наряду с федеральной государственной службой и государственной службой субъектов РФ 19. В.М. Манохин считает военную службу разновидностью федеральной государственной службы 20. С данным подходом следует согласиться, поскольку военная служба характеризуется следующими признаками: - исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению РФ; - финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета; - правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, статус военной службы определяется только федеральным законодательством и исключается возможность ее введения в государственных органах и организациях субъектов РФ. Г.В. Атаманчук считает государственную службу целостным социально-правовым институтом, то есть не суммой служб на различных уровнях и в различных подсистемах государственного аппарата, а единой государственной службой одному государству, ее создавшему, с соответствующим объемом и структурой, и условно делит ее на гражданскую (в органах представительной, исполнительной и судебной власти), военную (в армии и приравненных к ней структурах) и специализированную (в административных органах) 21. А.В. Кудашкин справедливо полагает, что государственная служба может быть разделена на следующие виды: гражданскую, правоохранительную, специальную (в том числе, военизированную) и военную 22. Особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Ю.Н. Старилов отмечает, что «главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах...» 23. Следовательно, основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах. Военная служба организуется для решения задач государства, осуществления его функций и функций государственных органов и организаций. Функции государства выполняют все государственные органы, реализующие государственную власть. Функции государства по обеспечению целостности и государственного суверенитета возлагаются как на государственные органы, так и на государственные организации, в которых предусматривается военная служба: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и некоторые государственные органы исполнительной власти. К общим функциям военной службы как разновидности государственной службы можно отнести: - осуществление государственной кадровой политики и комплектование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом способностей и профессиональных качеств военнослужащих и гражданского персонала; - формирование и ведение перечня воинских должностей, а также реестра государственных должностей государственной службы из числа лиц гражданского персонала; - организацию военной службы и гражданской государственной службы гражданского персонала; - установление социально-правовых условий и гарантий, необходимых для деятельности военнослужащих и гражданского персонала государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба; - планирование и прогнозирование развития военной службы; - организацию и методическое руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией), повышением квалификации и стажировкой военнослужащих; - установление требований к государственным должностям и квалификационных требований к военнослужащим; - контроль за деятельностью военнослужащих, анализ состояния и эффективности их служебной деятельности; - координацию деятельности по реализации задач, которые вытекают из нормативных правовых актов, регламентирующих государственно-служебные и военно-служебные отношения; - координацию разработки проектов нормативных правовых актов по вопросам организации военной службы; - другие функции, которые можно свести к общим функциям государственной службы (правоприменительной, правотворческой, правозащитной, регулирующей, организационной и др.), т.е. функциям управления 24. С?пе?ц?иф?ичес?к?ие фу?н?к?ц?и?и вое?н?ной с?лу?жбы от?р?а?ж?а?ют с?пе?ц?иф?и?ку де?яте?л?ь?ност?и вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х все?х госу?д?а?рст?ве?н?ны?х о?р?г?а?н?и?з?а?ц?ий и о?р?г?а?но?в, в кото?ры?х п?ре?дус?мот?ре?н?а вое?н?н?а?я с?лу?жб?а. О?н?а н?а?ш?л?а от?р?а?же?н?ие в с?пе?ц?иф?и?ке во?з?л?а?г?ае?мы?х н?а н?и?х об?я?з?а?н?ностей. Н?а вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х во?з?л?а?г?а?ютс?я об?я?з?а?н?ност?и по по?д?гото?в?ке к воо?ру?же?н?ной з?а?щ?ите и не?пос?ре?дст?ве?н?но воо?ру?же?н?н?а?я з?а?щ?ит?а РФ, кото?рые тес?но с?в?я?з?а?ны с необ?хо?д?и?мост?ь?ю бес?п?ре?кос?ло?в?но?го вы?по?л?не?н?и?я пост?а?в?ле?н?ны?х з?а?д?ач в л?юбы?х ус?ло?в?и?я?х, в то?м ч?ис?ле с р?ис?ко?м д?л?я ж?и?з?н?и (?п. 2 ст. 1 Фе?де?р?а?л?ь?но?го з?а?ко?н?а от 27 м?а?я 1998 г. № 76-ФЗ «О ст?атусе вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х» 25), в ис?по?л?не?н?и?и с?пе?ц?иф?ичес?к?и?х об?я?з?а?н?ностей вое?н?ной с?лу?жбы, т?а?к?и?х, н?а?п?р?и?ме?р, к?а?к уч?аст?ие в бое?вы?х дейст?в?и?я?х; вы?по?л?не?н?ие з?а?д?ач в ус?ло?в?и?я?х ч?ре?з?выч?ай?но?го и вое?н?но?го по?ло?же?н?и?я, в ус?ло?в?и?я?х воо?ру?же?н?ны?х ко?нф?л?и?кто?в; несе?н?ие бое?во?го де?жу?рст?в?а, бое?вой с?лу?жбы, с?лу?жбы в г?а?р?н?и?зо?н?но?м н?а?р?я?де, ис?по?л?не?н?ие об?я?з?а?н?ностей в сост?а?ве суточ?но?го н?а?р?я?д?а; уч?аст?ие в уче?н?и?я?х и?л?и по?хо?д?а?х ко?р?аб?лей и д?р. В сфе?ре обо?ро?ны и вое?н?ной бе?зо?п?ас?ност?и вое?н?н?а?я с?лу?жб?а обес?печ?и?в?ает т?а?к?ие фу?н?к?ц?и?и, к?а?к обес?пече?н?ие дост?аточ?ной обо?ро?нос?пособ?ност?и и вое?н?ной бе?зо?п?ас?ност?и госу?д?а?рст?в?а; бо?р?ьб?а с те?р?ро?р?и?з?мо?м; уст?а?но?в?ле?н?ие и по?д?де?р?ж?а?н?ие по?г?р?а?н?ич?но?го ре?ж?и?м?а, о?х?р?а?н?а госу?д?а?рст?ве?н?ной г?р?а?н?и?цы и д?р. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, особе?н?ност?ь вое?н?ной с?лу?жбы состо?ит в ис?по?л?не?н?и?и вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?м?и с?пе?ц?иф?ичес?к?и?х фу?н?к?ц?ий, с?в?я?з?а?н?ны?х с п?р?и?ме?не?н?ие?м и?л?и во?з?мо?ж?ност?ь?ю п?р?и?ме?не?н?и?я вое?н?ны?х мето?до?в и с?ре?дст?в, в це?л?я?х ре?ше?н?и?я госу?д?а?рст?ве?н?ны?м?и о?р?г?а?н?а?м?и и о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?я?м?и з?а?д?ач в об?л?аст?и з?а?щ?иты Отечест?в?а (обо?ро?ны и вое?н?ной бе?зо?п?ас?ност?и), з?а?к?ре?п?ле?н?ны?х з?а н?и?м?и в но?р?м?а?х п?р?а?в?а. Соот?ветст?ве?н?но, реч?ь и?дет об особы?х фу?н?к?ц?и?я?х вое?н?ной с?лу?жбы, от?р?а?ж?а?ю?щ?и?х особе?н?ност?и де?яте?л?ь?ност?и вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х п?р?и п?ро?хо?ж?де?н?и?и вое?н?ной с?лу?жбы. Таким образом, военная служба с функциональной точки зрения представляет собой самостоятельные и относительно обособленные виды действий субъектов военно-служебных отношений в целях практической деятельности государственных организаций и органов, в которых она предусмотрена. По мнению А.Ф. Ноздрачева, наиболее общее отличие военной службы от общегражданской государственной службы заключается в ее предназначении, т.е. в выполняемых функциях и задачах. Для военной службы характерны следующие признаки: - специфика выполняемых задач и функций; - наличие специальных принципов в организации службы; - особые условия службы, нередко сопряженные с риском; - наличие профессиональной специфики; - особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.); - наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников; - особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведение испытательного срока, аттестации, прекращения службы; - наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей; - особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной); - специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т.п.) 26. Многие из перечисленных отличительных признаков имеют применительно к военной службе особый характер. Военная служба, как и государственная служба в целом, организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер государственной деятельности. Деятельность государственных служащих разных ведомств имеет свои особенности, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, возложенными на них 27. Целостность и государственный суверенитет обеспечиваются деятельностью ряда государственных органов и организаций. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. Привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 10 Закона об обороне). Таким образом, военная служба, в отличие от государственной гражданской службы, предназначенной для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий, предназначена для реализации функций собственно государства в области обороны и военной безопасности, т.е. является деятельностью военнослужащих в целях обеспечения решения специфических задач по защите Отечества (обороны, в условиях военного и чрезвычайного положения, в период мобилизации и вооруженных конфликтов), а также в соответствии с международными договорами 28. Таким образом, посредством исполнения военной службы обеспечивается исполнение полномочий государственных органов и фактически осуществляются эти полномочия, т.е. военно-служебная деятельность является практической деятельностью по исполнению служебных обязанностей военнослужащими, проходящими в соответствии с законом военную службу на воинских должностях в государственных органах и организациях, на которые возложены задачи и функции в области обороны и военной безопасности. Суть военно-служебной деятельности состоит, прежде всего, не в наделении военнослужащих обеспечительными функциями, которые в общем смысле мало имеют военной специфики, а наделении их именно специфическими военными функциями. Именно такие цели преследуются в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил РФ, предусматривающего оптимизацию их структуры и максимальное разделение на боевые и небоевые (обеспечительные) функции структурных подразделений Вооруженных Сил РФ. Военная служба имеет ряд особенностей, выделяющих ее в особый вид государственной службы, которые представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела и существенно влияющие на характер служебных взаимоотношений в государственных организациях и органах, в которых граждане исполняют военную службу, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. Особенности военной службы предполагают наличие у нее признаков, не характерных для других видов государственной службы, а именно. 1) Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий РФ, федеральных государственных органов и т.д., которая позволяет гражданам реализовать конституционное право на труд, т.е. возможностью распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ), а также право на равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32 Конституции РФ). 2) В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 29 граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге. Факт принятия присяги имеет не только моральное, но и правовое значение. 3) Обязательность военной службы как особенность проявляется, во-первых, в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов - очередных и по мобилизации. 4) Дет?а?л?ь?ност?ь п?р?а?во?во?го ре?гу?л?и?ро?в?а?н?и?я вое?н?но-с?лу?жеб?ны?х от?но?ше?н?ий т?а?к?же я?в?л?яетс?я особе?н?ност?ь?ю вое?н?ной с?лу?жбы. У?к?л?а?д ж?и?з?н?и, быт и де?яте?л?ь?ност?ь вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х дет?а?л?ь?но ре?г?л?а?ме?нт?и?ро?в?а?ны об?ще?во?и?нс?к?и?м?и уст?а?в?а?м?и Воо?ру?же?н?ны?х С?и?л РФ, д?ру?г?и?м?и но?р?м?ат?и?в?ны?м?и п?р?а?во?вы?м?и а?кт?а?м?и. 5) Бес?п?ре?кос?ло?в?ност?ь во?и?нс?ко?го по?в?и?но?ве?н?и?я все?це?ло выте?к?ает и?з х?а?р?а?кте?р?а вое?н?ной о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?и и я?в?л?яетс?я не?п?ре?ло?ж?ны?м п?р?и?н?ц?и?по?м с?лу?жеб?ны?х в?з?а?и?моот?но?ше?н?ий, сте?р?ж?не?м во?и?нс?кой д?ис?ц?и?п?л?и?ны. 6) Особе?н?ност?и в з?а?щ?ите п?р?а?в уч?аст?н?и?ко?в вое?н?но-с?лу?жеб?ны?х от?но?ше?н?ий з?а?к?л?юч?а?ютс?я, во-?пе?р?вы?х, в не?до?пуст?и?мост?и об?р?а?ще?н?и?я вое?н?нос?лу?ж?а?ще?го в су?д по от?де?л?ь?ны?м во?п?рос?а?м, выте?к?а?ю?щ?и?м и?з от?но?ше?н?ий вое?н?ной с?лу?жбы. В то же в?ре?м?я дейст?в?и?я (?ре?ше?н?и?я) о?р?г?а?но?в вое?н?но?го у?п?р?а?в?ле?н?и?я и во?и?нс?к?и?х до?л?ж?ност?ны?х л?и?ц, н?а?ру?ш?а?ю?щ?ие п?р?а?в?а и с?вобо?ды вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х, мо?гут быт?ь об?ж?а?ло?в?а?ны к?а?к в с?лу?жеб?но?м по?р?я?д?ке - в?л?аст?ь?ю соот?ветст?ву?ю?ще?го не?пос?ре?дст?ве?н?но?го и?л?и п?р?я?мо?го н?ач?а?л?ь?н?и?к?а, т?а?к и путе?м об?р?а?ще?н?и?я в вое?н?ный су?д (ст. 4 З?а?ко?н?а РФ от 27 а?п?ре?л?я 1993 г. № 4866-1 «Об об?ж?а?ло?в?а?н?и?и в су?д дейст?в?ий и ре?ше?н?ий, н?а?ру?ш?а?ю?щ?и?х п?р?а?в?а и с?вобо?ды г?р?а?ж?д?а?н» 30). Во-?вто?ры?х, с?пе?ц?иф?и?к?а з?а?щ?иты не?зыб?ле?мост?и во?и?нс?ко?го по?р?я?д?к?а п?ро?я?в?л?яетс?я в уст?а?но?в?ле?н?и?и госу?д?а?рст?во?м по?вы?ше?н?ной от?ветст?ве?н?ност?и вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х з?а со?ве?р?ше?н?ие р?я?д?а п?р?а?во?н?а?ру?ше?н?ий, в то?м ч?ис?ле з?а не?доб?росо?вест?ное ис?по?л?не?н?ие с?лу?жеб?ны?х об?я?з?а?н?ностей. 7) Особы?м я?в?л?яетс?я ст?атус вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х, кото?рый п?ре?дст?а?в?л?яет со?во?ку?п?ност?ь и?х п?р?а?в, с?вобо?д, об?я?з?а?н?ностей и от?ветст?ве?н?ност?и. П?р?и это?м з?а?ко?но?д?ате?л?ь?но уст?а?но?в?ле?н це?лый р?я?д о?г?р?а?н?иче?н?ий ос?но?в?ны?х п?р?а?в и с?вобо?д, что обус?ло?в?ле?но и?ме?н?но с?пе?ц?иф?и?кой вое?н?но-с?лу?жеб?ной де?яте?л?ь?ност?и. 8) Д?л?я вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х х?а?р?а?кте?р?ны особе?н?ност?и от?нос?ите?л?ь?но по?р?я?д?к?а п?р?и?в?лече?н?и?я к ю?р?и?д?ичес?кой от?ветст?ве?н?ност?и 31. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, вое?н?н?а?я с?лу?жб?а – это особый в?и?д уст?а?но?в?ле?н?ной госу?д?а?рст?во?м н?а ос?но?в?а?н?и?и з?а?ко?н?а де?яте?л?ь?ност?и, осу?щест?в?л?яе?мый вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?м?и, в с?пе?ц?и?а?л?ь?но со?з?д?а?в?ае?мы?х госу?д?а?рст?ве?н?ны?х о?р?г?а?н?и?з?а?ц?и?я?х (?войс?к?а?х, во?и?нс?к?и?х фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я?х) и о?р?г?а?н?а?х, ре?ш?а?ю?щ?и?х з?а?д?ач?и в об?л?аст?и обо?ро?ны и бе?зо?п?ас?ност?и с?пе?ц?иф?ичес?к?и?м?и (?вое?н?ны?м?и) мето?д?а?м?и и с?ре?дст?в?а?м?и в це?л?я?х по?д?гото?в?к?и к воо?ру?же?н?ной з?а?щ?ите и не?пос?ре?дст?ве?н?но з?а?щ?иты Отечест?в?а от в?не?ш?н?и?х и в?нут?ре?н?н?и?х у?г?ро?з. 1.2. Понятие и структура ко?нст?иту?ц?ио?н?но – п?р?а?во?вого ст?атуса вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?х Конституционно-правовой статус военнослужащего представляет собой юридическую форму социально-правового положения лица, проходящего военную службу. Как отмечается в специальной литературе, элементами конституционно-правового статуса военнослужащих являются: - совокупность конституционных прав и обязанностей; - правосубъектность (правоспособность и дееспособность); - юридическая ответственность; - правовые гарантии реализации 32. Эти элементы не только связаны между собой, но и взаимно дополняют друг друга, а также имеют свое назначение и выполняют определенные функции. В соот?ветст?в?и?и с З?а?ко?но?м «О во?и?нс?кой об?я?з?а?н?ност?и и вое?н?ной с?лу?жбе» вое?н?нос?лу?ж?а?щ?и?м?и я?в?л?я?ютс?я г?р?а?ж?д?а?не, п?ро?хо?д?я?щ?ие вое?н?ну?ю с?лу?жбу по п?р?и?зы?ву и?л?и по ко?нт?р?а?кту (?п. 3 ст. 2). Субъе?кт?а?м?и госу?д?а?рст?ве?н?но-?п?р?а?во?вы?х от?но?ше?н?ий по по?во?ду вое?н?ной с?лу?жбы высту?п?а?ют, с о?д?ной сто?ро?ны, госу?д?а?рст?во, в л?и?це Воо?ру?же?н?ны?х С?и?л, д?ру?г?и?х войс?к, во?и?нс?к?и?х фо?р?м?и?ро?в?а?н?ий и о?р?г?а?но?в, в кото?ры?х п?ре?дус?мот?ре?н?а вое?н?н?а?я с?лу?жб?а, с д?ру?гой - г?р?а?ж?д?а?не РФ, п?ро?хо?д?я?щ?ие вое?н?ну?ю с?лу?жбу, ис?по?л?н?я?ю?щ?ие ко?нст?иту?ц?ио?н?ну?ю об?я?з?а?н?ност?ь по з?а?щ?ите Отечест?в?а, т.е. вое?н?нос?лу?ж?а?щ?ие. В соот?ветст?в?и?и со ст. 71 Ко?нст?иту?ц?и?и РФ во?п?росы обо?ро?ны и бе?зо?п?ас?ност?и госу?д?а?рст?в?а от?несе?ны к ве?де?н?и?ю РФ, т.е. п?р?а?во?вое ре?гу?л?и?ро?в?а?н?ие в этой сфе?ре от?нос?итс?я к ко?м?пете?н?ц?и?и фе?де?р?а?л?ь?ны?х о?р?г?а?но?в госу?д?а?рст?ве?н?ной в?л?аст?и. Т?а?к?и?м об?р?а?зо?м, Ко?нст?иту?ц?ией РФ з?а?к?ре?п?ле?ны ос?но?в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: