VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные тенденции социально-политического развития современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010674
Тема: Основные тенденции социально-политического развития современной России
Содержание
1!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования?

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА?

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ?

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Институт государственной службы и управления

Факультет международного регионоведения и регионального управления

Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное

управление» Профиль: «Государственное управление и государственная

служба» с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин




КУРСОВАЯ РАБОТА?

на тему:?

«Основные тенденции социально-политического развития современной России»

Автор работы:

студентка 3 курса?

очной формы обучения?

Ф.И.О. Федорова Алина Александровна

подпись _______________

Руководитель работы:

должность, звание: доктор философских наук? Ф.И.О. Орлова Ирина Викторовна

подпись ________________

«____» _____________ 2017 г.






Москва 2017

2!

Введение

    Глава I. Общетеоретические аспекты понимания социально-политического развития современной России

1.1 Этапы социально-политического развития Российской Федерации

1.2 Социальное государство в системе основ конституционного строя РФ?

Глава II. Целевые социально- политические программы развития современной России и оценка их выполнения

2.1 Стратегия- 2020

2.2 Майские указы Президента РФ

2.3 Приоритетные национальные проекты

    Глава III. Проблемы и дальнейшие перспективы социально-политического развития Российской Федерации

3.1 Трудности становления социального государства в России

    3.2 Основные направления социально- политического развития РФ в условиях реформирования экономических отношений

Заключение

Введение

    Социально-политические процессы являются одной из важнейших сфер жизнедеятельности человеческого общества как на общенациональном, так и на глобальном уровне. Данная сфера, с одной стороны, является источником, с другой стороны, центром развития всех общественных процессов, а также формой реализации общественно значимых потребностей и интересов индивидов, социальных групп и государства в целом. Социальное государство является важнейшим инструментом общественно-политического устройства, который призван сгладить противоречия в обществе и обеспечить достойный

уровень жизни всем его членам. Безусловно, ф ормирование социального государства в Российской Федерации имеет особо важное значение в современных условиях изменяющегося с огромной скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все чаще и все более острее встают вопросы гуманизации системы общественно- политических и общественно-экономических отношений.

    В настоящее время в России происходит совершенствование государственной социальной политики, соответствующей условиям рыночной экономики и стандартам социального государства. Безусловно, все эти процессы требуют научного анализа, поскольку в условиях становления демократии, гражданского общества и рыночной экономики в государстве социальная политика имеет ключевое значение как фактор легитимации политической системы.

    Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем фактором, что в настоящее время политические и социально-экономические процессы в российском обществе претерпевают серьезные изменения, и государственная социальная политика находится в постоянном поиске ответов на новые вызовы. Ведь несмотря на свою достаточно длительную историю и существование большого количества исследований, природа и реальное содержание феномена «социального государства» в мировой науке остаются неопределенными. Российские ученные и их зарубежные коллеги до сих пор не пришли к единому пониманию самой теории социального государства, механизмов её реализации.

Именно это и обуславливает необходимость унификации взглядов на феномен социального государства, актуализирует проблематику дальнейших комплексных исследований в данной области, связанных с поиском научных ответов на новые вызовы времени. Более того, актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования основ социального государства в Российской Федерации протекает достаточно трудно

и противоречиво. В сложившихся условиях правильный выбор оптимальной модели построения социального государства для России способен предотвратить сползание страны вниз и открыть новые перспективы движения страны к более высокому уровню цивилизационного развития.

Степень научной разработанности проблемы. Как уже было отмечено, в

последние годы вопросы, связанные с проблематикой формирования и функционирования социального государства, являются объектом пристального внимания как российских политологов и правоведов, так и их зарубежных коллег. Однако о роли государства в социальной сфере стали рассуждать еще с давних времен такие известные философы как Аристотель, Цицерон, Платон многие другие. В эпоху Возрождения идеи построения социального государства рассматривались в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Макиавелли. Степень разработанности проблемы социального государства в России - результат продолжительной работы ученых и специалистов, которые на протяжении последних двух десятилетий (в частности после принятия новой Конституции страны) научно обосновывают сущность социального государства

и возможность его построения в нашей стране. В их числе труды: В.Г. Баева, A.B. Сигарева, А.Н. Соколова, В. С. Нерсесянца, Л. С. Мамута и многих

других. Нельзя не отметить и тот факт, что отдельным предметом научных исследований стала государственная социальная политика РФ, и в частности вопрос о реализации целевых программ социально-политического развития России. В качестве примера можно указать на содержательные монографии в этой области Абдулкеримова К. К., Бабошина К.И., Бобровникова М.А., Шевченко В.Н., Эмирова Н.Д., Орлова А.А. и т.д.


!4

    Объектом исследования в данной курсовой работе является «социальное государство» как сложный институт политической системы

    Предметом исследования является государственная социальная политика в современной России

    Целью данной курсовой работы является выявление наиболее важных особенностей и тенденций социально-политической жизни современной

России, а также поиск возможных перспектив дальнейшего развития современных российских социально-политических процессов.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1. дать характеристику этапам социально- политического развития Российской Федерации
 2. рассмотреть конституционно-правовые характеристики России как социального государства
3. рассмотреть   целевые   социально- политические программы развития

современной России и дать оценку их выполнения (Майские Указы, Стратегия-2020, Приоритетные национальные проекты)

    4. рассмотреть и выявить основные проблемы становления социальной государственности на территории Российской Федерации
    5. сформулировать рекомендации по совершенствованию механизма реализации принципов социального государства в современной России и определить перспективы его дальнейшего развития в условиях реформирования экономических отношений


Теоретико	-	методологической	основданной курсовой работы

послужили труды отечественных авторов, посвященные вопросам социального государства и государственной социальной политики. Также в качестве эмпирической базы исследования мною были использованы официальные нормативно-правовые акты федеральных органов власти, целевые программы социального развития (Стратегия-2020, Майские указы, Приоритетные Национальные проекты), доклады конференций по различным аспектам


!5

и с с л ед уе м о й проблемы, статистиче ские данные, экспертные и социологические опросы, а также контент- анализ средств массовой информации.

    В данной курсовой работе использовался комплекс научных методов. Среди которых- всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные методы познания: исторический, системный, сравнительный, метод анализа, дедукции и индукции.

       Практическая значимость исследования обусловлена тем обстоятельством, что статистические данные, приведенные в данной работе, а также результаты и выводы, полученные в ходе изучения заявленной проблемы, могут быть применены при анализе государственных социальных программ, а также при сравнении реализации принципов социального государства в Российской Федерации с другими странами.










































!6

    Глава I. Общетеоретические аспекты понимания социально-политического развития современной России

1.1 Этапы социально-политического развития Российской Федерации

    Еще со второй половины прошлого столетия социальное государство рассматривалось в качестве важнейшего фактора политического развития стран. При этом «амортизатором» накопившихся проблем всегда выступала социальная политика государства, придавая определенную устойчивость общественной политической системе. Повышение качества жизни граждан – ключевая цель государственной политики России. Казалось бы, бесспорная декларация. Однако так она воспринимается сейчас, но еще сравнительно недавний исторический опыт нашей страны показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Формирование социальной государственности в России проходило под влиянием фактора общего отставания от развитых стран. Но несмотря на это, вопросы общественной солидарности, поддержки социально незащищенных слоев населения характерны для нашей страны еще с давних времен.

В целом, вопросы социального развития российского общества проходили

в канве европейского цивилизационного развития, но отставали как в историческом плане, так и по основным показателям. Вследствие различных причин, уровень благосостояния в стране никогда не был достаточно высоким, однако в советский период истории удалось достичь уникального для России уровня социальной защищенности, общественной солидарности и

стабильности. В советский период проблема социального государства напрямую не ставилась. Большинство работ на данную проблематику в тот период носило идеологическую нагрузку 1. Однако по существу, Советский Союз представлял собой государство социальных услуг с сильным упором на фактическое равенство уровня жизни граждан. Тем не менее, ошибки руководства и нарастание разрыва в социально-экономическом развитии от



1 См. Социальное государство с точки зрения права / Л. С. Мамут. - М.: 2011. — С. 7


!7

стран Запада не позволили сохранить достигнутый стабильный уровень благосостояния. С началом перестройки существующие социальные проблемы

в обществе усугубились. Данный период российской истории характеризуется драматичным по своему размаху и последствиям падению уровня жизни нас еления. Опасная де зинтеграция го сударственных институтов, экономический кризис, неудачные и неэффективные либерально-рыночные реформы, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века характеризовалось катастрофической демодернизацией страны и социальным упадком. За чертой бедности оказалась фактически треть российского населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой зарплат, пенсий и пособий. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. По существу, можно констатировать, что положительный импульс социального развития в 1990-е годы был попросту утерян, люди попросту не верили в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

    Вот с чем пришлось столкнуться новой политической элите на рубеже 20 и 21 века. В таких непростых условиях новой политической власти было необходимо решать острейшие социальные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции социально- политического роста. Прежде всего, в России был продекларирован курс на создание в социального государства. Ключевым моментом стало принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей Россию демократическим правовым социальным государством.

    К концу 1990-х - началу 2000-х гг. стали предприниматься попытки систематизации и универсализации социальной сферы, распространения ее охвата на широкие массы населения и расширения ее функций. Несмотря на сложную экономическую ситуацию и недостаток возможностей государства подобный подход, в целом, способствовал замедлению падения основных показателей уровня жизни и частичному сглаживанию эффекта либерально-


!8

рыночных преобразований. Тем не менее, острые социальные проблемы решить не удалось. Более того, в таких областях как медицина, образование, жилищное строительство и ЖКХ отмечалось нарастание износа всех социальных фондов, что дало возможность говорить о системном кризисе социальной сферы в России. В целом, за прошедшие 25 лет рыночных реформ в социально-политической сфере России произошли серьёзные социально-структурные изменения2. Это связано с определенными социально-политическими процессами, которые послужили главными причинами для возникновения крайне неблагоприятных моментов в развитии социальной и политической структуры в России, составляющие ныне её специфику. Основные особенности происходящих сегодня в России социально-политических процессов я попыталась систематизировать в Приложении А.

    Тем не менее, начиная с середины 2000-х гг. на волне бурного экономического роста, связанного, прежде всего, с повышением мировых цен на энергоносители, стали предприниматься попытки преодоления негативных факторов в отдельно взятых приоритетных областях путем значительного увеличения финансирования. Такие проблемные области как здравоохранение, образование, жилье, АПК и демография были взяты под особый контроль. Результатом этого подхода стало некоторое видимое оздоровление социально-экономической жизни страны, но полному решению системных проблем он не способствовал.

    Разразившийся в конце 2000-х гг. мировой финансовый кризис привел к существенному сокращению финансовых возможностей государства и появлению бюджетного дефицита. На данный момент становится очевидно, что без системных преобразований преодолеть системный кризис социальной сферы и добиться роста благосостояния невозможно.







2 Социально-политические процессы в современной России: особенности, тенденции, перспективы/ Бобровникова М.А., Шевченко В.Н., Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования -2015.


!9

    Смена политического режима ознаменовала качественно новый этап в социально-политическом развитии России в условиях перехода от административной плановой экономики к рыночному способу хозяйствования.

    Сразу после вступления в должность Президента РФ В.В.Путиным был провозглашен курс на построение социального государства в России, поэтому в рамках реализации этой цели на протяжении многих лет создавался целый комплекс программ, среди которых особое место занимают целевые программы социально- политического развития : Майские указы президента, Приоритетные национальные проекты, Стратегия-2010, Стратегия-2020.

Реализация указанных проектов несомненно позволит решить тактические,

а также стратегические задачи развития Российской Федерации, даст возможность обеспечить более энергичное поступательное движение России к новым социальным целям и стандартам, а также позволит нам занять достойное место среди наиболее развитых в экономическом отношении стран мира.3

1.2 Социальное государство в системе основ конституционного строя

РФ

    Со второй половины прошлого столетия в Конституции различных стран мира вошли и прочно закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском/ монархическом, унитарном/ федеративном, демократическом/ авторитарном, правовом, светском и так далее, но также как и

о социальном. Данный феномен начал осознаваться как важный фактор политического развития страны. От концептуального понимания природы и сущности социального государства, а также от проводимой социальной политики страны зависят ответы на вопросы о критериях прогресса в развитии общества, о состоянии демократии, роли институтов гражданского общества, о понимании целей и механизмов социально-экономического и политического





3 Государственная социальная политика в современной России, Диссертация/ Абдулкеримов Керим Курбанович -М.: 2012.


!10

развития, об отношении государства и общества к человеку как высшей ценности.

    Сам термин «Социальное государство» в последние годы активно используется в политическом и юридическом обиходе. Под ним понимается деятельность государства, направленная на перераспределение имеющихся в обществе совокупностей материальных и иных благ в соответствии с принципами «социальной справедливости». Данные принципы стремятся обеспечить каждому достойный уровень жизни, по возможности исключить неоправданные социальные различия между всеми членами общества, выравнять неодинаковые стартовые возможности людей и помочь всем нуждающимся.


    «Сам термин «социальное государство» появляется на рубеже 19- 20 веков. Именно в это время наиболее остро встает вопрос о взаимоотношениях человека и государства в условиях свободной рыночной экономики, происходит появление и развитие различных течений экономической и политико-правовой мысли буржуазного общества, так как они затрагивали важнейшие принципы буржуазного общества- свободу и равенство»4.

    Часть 1 статьи 7 Конституции РФ 1993 года закрепляет, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»5. Конституционное закрепление социального государства в Российской Федерации предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного существования, проведение социальной политики, признающей право за каждым на достойный уровень жизни, который



4 Проблемы общей теории права и государства / В. С. Нерсесянц - М.: Норма, 2004. -С.698.


5 Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-

ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) ?


!11

необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности и старости.

    Основные направления сегодняшней социальной политики Российского государства нашли свое отражение в части 2 статьи 7 Конституции РФ «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов

и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

    Социальное государство ставит задачу обеспечить каждому гражданину прожиточный минимум. При этом исходя из того, что человек обязан иметь возможность зарабатывать как на себя, так и на содержание своей семьи. Вмешательство государства возможно лишь в том случае, если такая возможность по разным обстоятельствам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать на жизнь, безусловно, предполагает наличие работы. Социальное государство предусматривает право на труд. В части 1 статьи 37 Конституции РФ говориться лишь о том, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Данное положение обеспечивает свободу труда, однако ставит под сомнение возможность человека получать

трудовой доход. Но при этом, в части 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право на защиту от безработицы.

    Одной из приоритетных целей социальной политики Российской Федерации также является обеспечение социального равенства. «Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящем к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т.д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится


!12

социальное обеспечение, предусмотренное ч.1 ст.  39 Конституции РФ)»
6.

Помимо этого, как уже было сказано ранее, социальное государство стремиться обеспечить каждому гражданину минимальный прожиточный минимум, в случае если потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом. Одним из инструментов удовлетворения данных потребностей служит гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Этот размер зависит от экономических возможностей общества и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

    «В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой независимо от социального происхождения и гражданского состояния родителей. Вместе с тем дети, как граждане Российской Федерации, пользуются от рождения некоторыми основными правами и свободами. Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Государство и общество обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения»7.

Помимо заботы о детях, государство также проявляет заботу об инвалидах

и пожилых людях. К примеру, развивается система специальных предприятий для работы инвалидов, государство обеспечивает инвалидов специальными средствами передвижения, протезами и так далее. Происходит развитие системы социальных льгот для участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, расширяется сеть домов-интернатов для престарелых

и инвалидов, повышается уровень их социально-бытового обслуживания. Наряду с охраной труда важнейшей составляющей социальной политики

Российского государства считается охрана здоровья населения. В России активно финансируются различные федеральные программы по охране и укреплению здоровья населения, принимаются меры по развитию




6 Конституционное право России: учебник / Г.В. Мальцев. -М. : Изд-во РАГС, 2010. -С.85.


7 Конституционное право России: учебник / Г.В. Мальцев. -М. : Изд-во РАГС, 2010. -С.86.


!13

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.

    «Российская Федерация гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация имеет широкую сеть учреждений социального обеспечения и социальной защиты, способствующих проведению социальной политики государства в сфере поддержки инвалидов и пожилых граждан, пенсионного обеспечения и так далее. Развитие государственной системы социального обеспечения определяется ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным увеличением численности людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, а также инфляционными явлениями»8.

    Кроме перечисленных направлений социальной политики Российской Федерации существуют и другие гарантии социальной защиты, которые нашли свое отражение в федеральных законах и в законах субъектов Российской Федерации. К примеру, Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов

в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и многие другие. Социальное обслуживание населения РФ осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Помимо этого, на территории Российской Федерации активно реализуются специальные социально- политические программы социального развития, в числе которых Майские указы Президента РФ, Стратегия-2020 и Приоритетные национальные проекты.






8 Конституционное право России: учебник / Г.В. Мальцев. -М. : Изд-во РАГС, 2010. -С.87.


!14

    Глава II. Приоритетные социально- политические программы развития современной России и оценка их выполнения

2.1 Стратегия- 2020

    Стратегия 2020 — это краткое общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Новая модель роста — новая социальная политика» представляет собой итоговый доклад о результатах экспертной работы по социально-экономическим проблемам развития России. Стратегия-2020 ставила своей целью систематизацию имеющихся проблем в области социально-экономического развития Российской Федерации и последующее определение ключевых и что самое важное — конкретных мер экономической политики для их устранения. Документ был разработан по заказу Правительства России в течение 2011 года. Несмотря на тот факт, что Стратегия-2020 не была закреплена на официальном уровне, часть ее положений нашла отражение в нормативно-правовых актах, указах, распоряжениях и поручениях Президента и Правительства РФ.

    «Стратегия базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Очевидно, что второе, новая социальная политика, невозможно без первого — экономического роста. Для реализации стратегических целей нам необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы — не менее 5% в год, позволяющие сокращать отставание от наиболее развитых стран, наращивать инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал»9.

    Одна из ключевых идей Стратегии 2020 - манёвр, который позволит задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности: высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая


9 Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с. с-8


!15

социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, кто способен реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.10

    «Построение новой модели роста может быть осуществлено лишь при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Вместе с тем, для построения новой модели необходимо снятие институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации»11. Экономика ближайшего будущего, согласно Стратегии, будет постиндустриальной, в её основе будут лежать сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере - стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры и здравоохранения.





10 Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» Ранхигс, 2013. — 430 с. 9

11 Аналитический доклад: Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня/ С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, В. М. Комаров, М. О. Комин, В. А. Коцюбинский, А. В. Никольская- 2016 год., с. 9


!16

    Как отметили в результате проведения глубинных интервью большинство экспертов, «Стратегия-2020 стала попыткой системной инвентаризации существующих проблем в области социально-экономического развития Российской Федерации, определила ключевые и — самое важное — конкретные меры экономической политики для устранения имеющихся к тому моменту провалов»12.

    Анкетирование, в котором участвовали представители РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, ВШЭ, РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова, а также других научных и экспертных организаций, позволило сформировать выводы относительно выполнения положений Стратегии-2020. Опрошенные эксперты в большинстве случаев принимали участие в написании самой Стратегии-2020, что позволило оценить с высокой степенью достоверности реализацию мер, которые данные эксперты и предлагали в 2011 году, когда Стратегия-2020 разрабатывалась. В результате анкетирования было получено более 75 анкет от специалистов каждой из тематических областей Стратегии-2020. Они выставили около 2 тыс. оценок степени реализации различных мер, заложенных в Стратегии-2020. В целом они достаточно сдержанно оценили степень реализации положений Стратегии-2020. Средний уровень выполнения мер - 29,5%. Другими словами, в среднем каждая из предложенных мер была выполнена лишь на треть («Выполнение в незначительной мере»), что говорит о формальности отношения органов исполнительной власти к предложениям Стратегии-2020.

    Стоит отметить, что полностью реализованные меры, на долю которых приходится всего 6,8%, в большинстве случаев являются техническими, не требующими изменения институциональной среды, механизмов работы государственного аппарата. В основном это улучшающие организационные инновации, но не реформы и коренные изменения, отвечающие реальным



12 Аналитический доклад: Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня/ С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, В. М. Комаров, М. О. Комин, В. А. Коцюбинский, А. В. Никольская- 2016 год., с. 11


!17

вызовам. Кроме того, к полностью выполненным мерам относятся мероприятия, которые прорабатывались на протяжении многих лет, например, вступление России в ВТО или же работа по развитию ТС-ЕЭП и ЕврАзЭС, и Стратегия-2020 не имела к ним особого отношения (кроме констатации ранее определенных задач).13

    При этом опрошенными экспертами отмечается высокий уровень имитации или формальной реализации мер и поручений, что также повлияло на столь низкие оценки. С причинами невыполнения или имитационного выполнения многих положений Стратегии можно ознакомиться в Приложении Б. Как видно по таблице, данные причины разделены на три группы: идейные разногласия в экспертном сообществе, административные причины и противодействие групп влияния.

    Также мне бы хотелось отметить снижение уровня выполняемости мер Стратегии-2020 относительно уровня Стратегии-2010. Со сравнительной таблицей по степени реализованности мер данных стратегий можно

ознакомится в Приложении В. В целом Стратегия-2010 была выполнена, согласно оценкам, на 39%, а Стратегия-2020, как уже упоминалось, лишь на 29%. Также эксперты отметили существенное увеличение результативности реализации Стратегии-2020 в области образования (среднего и высшего), в области трудовых отношений и занятости населения, миграции населения, международной позиции России, экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве.

    Тем не менее по ряду направлений наблюдается значительное сокращение выполняемости предлагаемых стратегиями мер. К таким разделам относятся федеративные отношения и местное самоуправление, межбюджетные отношения, ЖКХ, налоговая система, социальная сфера. Сравнивая эти две стратегии, необходимо понимать существенное различие в задачах, которые


13 Аналитический доклад: Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня/ С. А. Белановский, М. Э. Дмитриев, В. М. Комаров, М. О. Комин, В. А. Коцюбинский, А. В. Никольская- 2016 год., с. 11


!18

предполагалось решать. Стратегия-2010 была ориентирована в первую очередь на развитие «базовых» рыночных институтов, «реформу власти» и «установку нового социального контракта». Стратегия-2020 отличается, прежде всего, уровнем детализации — основная часть представленных мер развивает и углубляет те стратегические направления, которые были предложены в Стратегии- 2010.








2.2 Майские указы Президента РФ

    Майские указы представляют собой 11 нормативно-правовых актов, подписанных В.В. Путиным 7 мая 2012 года в день вступления в должность Президента РФ в третий раз. Майские указы содержат 218 поручений, выполнение которых возложено на федеральные и региональные органы исполнительной власти в течение 2012?2020 годов. Среди которых:

1. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (28 поручений)


2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (34 поручений)


3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598 « О совершенствовании го сударственной политики в с фере здравоохранения» (14 поручений)


4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (24 поручений)


!19

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600

«О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно- ? коммунальных услуг» (20 поручений)



6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №
601

«О б о с н о в н ы х н а п р а в л е н и я х с о в е р ш е н с т в о в а н и я с и с т е м ы государственного управления» (56 поручений)


7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» (6 поручений)


8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №
603
«О реализации планов  (программ) строительства и развития

Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного

комплекса» (15 поручений)

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №
604
«О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской

Федерации» (12 поручений)




10. Указ Пре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44