- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001284 |
Тема: | Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы Кафедра уголовного права Студентка 5 курса очной формы обучения Попова Юлия Витальевна Научный руководитель к.ю.н., доцент Б.Л. Прокопенко Допущена к защите «____» ___________ 2016 г. Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент ______________ В.Г. Просвирнин Москва 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы: история развития и современность……………………………………….……...8 1.1. Исторический аспект применения воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы………...……………..…………………..…...8 1.2. Понятие, основные задачи, направления, формы и методы воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободына современном этапе………...…………………………………………………….13 Глава 2. Основные средства воспитательного воздействияна осужденных к лишению свободы ……………………………………………………………....20 2.1.Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы…………………………………………………………………...………20 2.2. Общее образование осужденных к лишению свободы…………...………31 2.3. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы…………………………………………………………………………...47 Заключение……………………………………………………………………….65 Список использованной литературы…………………………………………...68 Приложение………………………………………………………………………75 Введение Уголовно-исполнительный закон прямо говорит о том, что одной из его целей является исправление осужденных, а одной из задач является «определение средств исправления осужденных» (ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ1). В действующем уголовно-исполнительном законодательстве перечислены основные средства исправления осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Воспитательную работу с осужденными (ст. ст. 109, 110 УИК РФ), получение ими общего образования (ст. 112 УИК РФ), а также применение мер поощрения и взыскания (ст. ст. 113-119 УИК РФ) законодатель отнес к основным средствам воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Воспитательному воздействию на осужденных к лишению свободы посвящена целая глава УИК РФ – глава XV. Это указывает на особую значимость данного вопроса на законодательном уровне. Государство всегда волновал и волнует вопрос, какими выйдут из исправительных учреждений бывшие осужденные, смогут ли стать полноценными гражданами общества. Исправление преступника подразумевает под собой и вопросы предупреждения совершения им преступлений в будущем, т.е. решает проблемы профилактики (предупреждения) преступности. Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Так, Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни»2. Предупреждение преступности – это система мер, «предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие цель – ресоциализация потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений»3. Осужденный к уголовному наказанию в виде лишения свободы, временно изолированный от общества, отрывается от привычной социальной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из мест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия жизни. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально-психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы во время отбывания ими наказания в исправительных учреждениях и их правовое регулирование должно облегчить решение подобных проблем, способствовать более успешной ресоциализации и адаптации осужденных в обществе после их освобождения. Изучение становления правовых и организационных основ воспитательного воздействия на осужденных выступает объективным фактором повышения эффективности воспитательного процесса в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Оно имеет не только познавательное значение, но и позволяет творчески использовать опыт прошлого и избежать тех ошибок, которые имели место ранее, а также выработать конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в частности, как и воспитательного воздействия в целом. Именно этим обстоятельством определяются выбор темы дипломной работы и ее актуальность. Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработкаоптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления осуждённых на сегодняшний день являются задачамипервостепенной государственной важности. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года4, где особое вниманиеуделяется внедрению в деятельность исправительных учреждений положительногоопыта воспитательных процессов в местах лишения свободы системы УФСИН России. Научная разработанность проблемы. Непосредственное отношение к вопросам воспитательного воздействия на осужденных в местах лишения свободы имеют работы Ю.Ю. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.К. Краснушкина, С.В. Познышева, Л.А. Саврасова, А.С. Макаренко, Е.Г. Ширвиндта, Б.С. Утевского, В.Р. Якубсона и многих другими ученых, внесших достойный вклад в уголовно-исполнительное иуголовное право. Кроме того, существует ряд теоретических проблем, затрагивающих вопросы достаточности и эффективности средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, их показателей и критериев, условий и факторов; методологии эффективности вообще и правовых норм, регулирующих вопросы воспитательного воздействия, в частности и т.д. Без глубокой и всесторонней разработки понятий, используемых при исследовании указанных проблем, нельзя правильно установить, насколько эффективны существующие средства воспитательного воздействия на исправление осужденных к лишению свободы. Объектом исследованиявыступает воспитательное воздействие, применяемое к осужденным к лишению свободы в исправительных учреждениях системы ФСИН России. Предметом исследования является процесс формирования, развития и исправления осуждённых к лишению свободы при применении к ним средств воспитательного воздействия. Целью настоящего исследования является определение понятия и правовой сущности воспитательного воздействия на осуждённых к лишению свободы, рассмотрение основных средств такого воспитательного воздействия, как то – воспитательная работа с осужденными, получение ими общего образования, применение мер поощрения и взыскания. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать развитие воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в истории развития и на современном этапе. 2. Рассмотреть существующие основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в современной России(воспитательная работа с осужденными, получение ими общего образования, применение мер поощрения и взыскания). Методы исследования. В дипломной работе использованы философско-диалектические методы познания – исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и эмпирический. Положения и выводы, основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительногои других отраслей российского права, касающихся проблем, связанных с воспитательным воздействием на осужденных. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, научные положения, содержащиеся в данном научном исследовании, углубляют теорию российского уголовно-исполнительного и уголовного права, могут быть использованы при совершенствовании уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, а также при проведении научных исследований по вышеуказанным проблемам, в практике деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание. Структура и объем дипломной работы предопределяются целями и задачами исследования и включают в себя введение, две главы, состоящие из пятипараграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Следует отметить, что воспитательная работа, как одно из основных средств воспитательного воздействия на осужденных, проводится не только администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, но и администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 56 УИК РФ), однако, исходя из заявленной темы исследования нами будут рассматриваться только вопросы воспитательной работы с осужденными, отбывающими уголовные наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях системы УФСИН России. Также, необходимо указать на то, что ранее УИК РФ в виде одного из средств воспитательного воздействия рассматривал и самодеятельные организации осужденных к лишению свободы (ст. 111 УИК РФ), однако статья утратила силу, согласно Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ. Глава 1. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы: история развития и современность 1.1. Исторический аспект применения воспитательного воздействияна осужденных к лишению свободы Теоретическое обоснование значимости воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы и реализация основных средств этого воздействия прошли довольно длительный исторический путь от отрицания до закрепления в международных правовых документах и уголовно-исполнительном законе. Уже в первом курсе тюрьмоведения, разработанном профессором И. Я. Фойницким (1871г.), нашли отражение вопросы обращения с преступниками, касающиеся, прежде всего,«…нравственно-религиозных средств и методов воздействия на них…»5. Большое значение воспитательной работе с преступниками придавал прогрессивный педагог-практик А. Я. Герд, под руководством которого в Петербурге была создана первая в России колония для несовершеннолетних правонарушителей6. Общая тюремная инструкция 1915 г. основной целью тюремного заключения назвала исправление арестанта (формирование у него правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих верности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям). Для достижения указанной цели применялись следующие средства: «…нравственно-религиозное воспитание, труд, общеобразовательное обучение и тюремная дисциплина»7. В советский период времени профессор С. В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» 1923 г.8 уделял особое внимание воспитательному воздействию, как средству исправления преступников. В 20-е годы в РСФСР это направление деятельности называлось культурно-просветительной работой. С принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР в 1933 г.9 стал употребляться термин «политико-воспитательная работа». Наиболее полно воспитательная работа как средство исправления применяласьА. С. Макаренко в трудовых коммунах для несовершеннолетних правонарушителей. Переориентация и реорганизация исправительно-трудовой системы в 50-60-х годах в Советском Союзе обусловили проведение комплексных исследований значения воспитательного воздействия для исправления осужденных. В Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961 года10на первое место выдвигалась индивидуальная воспитательная работа, которая должна была проводиться на основе глубокого изучения личности каждого заключенного с учетом совершенного им преступления, других обстоятельств и особенностей личности. Воспитательная работа в 60-80-х годах сводилась, как и раньше, в основном к политическому просвещению. В 70-80-х годах были опубликованы первые учебные пособия по исправительно-трудовой педагогике и психологии, защищены диссертации, проводились научные исследования и конференции. «В начале 90-х годов в России наблюдается свертывание воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях в силу нечеткости нравственных ориентиров и неподготовленности сотрудников к данной работе. В конце 90-х годов начала разрабатываться концепция проведения воспитательной работы с учетом новых ориентиров»11. Итак, на протяжении различных исторических периодов значимость воспитательной работы менялась: в царских тюрьмах она представляла собой, прежде всего, нравственно-религиозное воспитание, а весь советский период - политико-воспитательную работу. В 90-е годы 20-го века особое значение вновь приобретает нравственно-религиозное воспитание, лежащее, кстати, в основе работы с заключенными в большинстве западных тюремных систем. В связи с реализацией осужденными своего права на свободу совести и вероисповедания «…уголовно-исполнительная система в последнее время активно сотрудничает с представителями различных религиозных конфессий, и, прежде всего, с Русской православной церковью, по вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных»12. В исправительных учреждениях создаются молельные комнаты, часовни и другие культовые сооружения, представители духовенства регулярно посещают исправительные учреждения не только для отправления религиозных обрядов, но и в целях религиозно-нравственного воспитания осужденных. Государство в лице центрального органа управления уголовно-исполнительной системы определяет идеологию и содержание исправительно-воспитательного процесса, так как без государственной концепции в этой сфере нельзя говорить об эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Цель воспитательного воздействия на осужденных как раньше, так и теперь заключается в том, чтобы изменить криминальные взгляды, убеждения, установки, вредные привычки и подготовить осужденного к честной жизни на свободе. А такое основное средство воспитательного воздействия, как воспитательная работа должна быть обращена к конкретной личности как к носителю асоциальной субкультуры, представляющей опасность для общества. В период 1917- 1920 годах в Советской России «…осужденные в местах заключения были лишены возможности трудиться, и с неизбежностью возникала проблема обеспечения их занятости, чтобы исключить развитие неминуемых в этих условиях дестабилизирующих обстановку процессов…»13. В этой связи, Главное Управление местами заключения пыталось всемерно развивать библиотечное дело: были сняты ограничения на чтение, книга стала рассматриваться в качестве дополнительного средства воздействия на заключенного, особое внимание обращалось на организацию работы библиотек при тюремных больницах. К сожалению, проблема незанятости осужденных существует и в настоящее время, поэтому требуется незамедлительное принятие системы мер, включающей разработку образовательных, воспитательных, профессиональных и досуговых программ, способных обеспечивать проведение культурного досуга осужденных, сохранять их физическое и психическое здоровье; расширение системы клубной и кружковой работы; создание и постоянное пополнение библиотечных фондов. Следует поддерживать и поощрять развитие форм самоуправления среди осужденных, когда ответственность за определенные виды социальной, культурно-массовой, спортивной и иной общественно полезной деятельности возлагается на самодеятельные организации. Необходимо применять образовательные программы, используемые в западной пенитенциарной практике в работе с заключенными. В процессе воспитательной работы важно довести до сознания каждого осужденного степень его вины и справедливости наказания. При этом необходимо учитывать, «…что отношение к наказанию характеризует:а) социальную позицию осужденного и меру его субъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимости отбыть наказание и исправиться и, в конечном счете, справедливости наказания»14. Как показывают исследования, «…для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение построено на мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением норм права (в силу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий)»15. Итак, «целью воспитательного воздействия может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения»16. 1.2. Понятие, цели и средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы на современном этапе Средства воспитательного воздействия на осужденных входят в систему основных средств исправления осужденных к лишению свободы и соотносятся друг с другом, как общее с частным. В действующем уголовно-исполнительном законодательстве перечислены основные средства исправления осужденных:установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Бесспорно, что режим теоретиками науки уголовно-исполнительного права признается основным средством исправления осужденных. ПрокопенкоБ.Л указывает, что «реализация режимных требований подчинена решению задач, стоящих перед исправительными учреждениями. С помощью режима достигается исправление осужденных, что позволяет отнести режим к числу основных средств исправления»17. В случае назначения наказания в виде лишения свободы именно порядок его исполнения решает в значительной мере успех всех предшествующих актов применения, как уголовных, так и уголовно-процессуальных норм18. В отличии от режима другие средства исправления, в том числе и средства воспитательного воздействия, не входят в содержание наказания и не содержат элементов кары, т.е. не лишают осужденного каких-либо благ. Эти средства являются по своему характеру педагогическими и их применение базируется не на принципах права, а на принципах педагогики (опора на положительное в личности, сочетание требовательности с гуманным отношением и т.д.), хотя они и реализуются в рамках, установленных уголовно-исполнительным законодательством. Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия в исправительных учреждениях образуют собой единый карательно-воспитательный процесс. Порядок применения средств исправительного воздействия регламентирован не так подробно, как порядок исполнения наказания. И степень правовой регламентации применения этих средств различна для разных видов наказаний. Исходя из анализа главы XVУИК РФ, к средствам воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы законодатель относит: 1) воспитательную работу с осужденными (ст. ст. 109, 110 УИК РФ); 2) получение осужденными общего образования (ст. 112 УИК РФ); 3) применение мер поощрения и взыскания(ст. ст. 113 – 119 УИК РФ). Апеллируя к педагогике, воспитательное воздействие можно определить как преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека. Следует отметить, что пенитенциарная психология и педагогика по-разному трактуют термин «воспитательное воздействие». В пенитенциарной психологии – это система средств, направленная на изменение криминальных взглядов осужденного. Речь идет о переубеждении и его сущности, формировании установки на исправление, о преодолении психологических барьеров, социально-психологических условиях, связанных с действенностью воспитания. В пенитенциарной педагогике воспитательное воздействие на осужденных определяется как система профессиональной деятельности воспитателя. В условиях исправительных учреждений педагогами выступают сотрудники ФСИН России, а лицами, на которых направлено такое воздействие – осужденные. В настоящее время, в связи с реализацией осужденными своего права на свободу совести и вероисповедания уголовно-исполнительная система активно сотрудничает с представителями различных религиозных конфессий, и прежде всего с Русской православной церковью, по вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных. УИК РФ в ч. 1 и ч. 2 ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» прямо указывает на то, что: «осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц». На особое внимание законодателя к указанному вопросу в последнее время свидетельствует факт существенных изменений редакции рассматриваемой статьи, внесенных Федеральным законом от 20.04.2015 N 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»19. Так, личные встречи осужденных со священнослужителямипредоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Тяжело больным осужденным по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей. Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений. Государство, в лице центрального органа управления уголовно-исполнительной системы определяет идеологию и содержание воспитательного воздействия, ибо без государственной концепции в этой сфере нельзя говорить об эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы. Целью воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, как раньше, так и теперь является в изменении криминальных взглядов, убеждений, установки, вредных привычек и подготовке осужденного к честной жизни на свободе. Что касается выработки новых подходов в обеспечении воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, то прежде всего речь идет о недавно созданной в системе исправительных учреждений психологической службе. Задачами указанной службы является: 1) разработка и реализация методик социально-психологического изучения, психолого-психиатрической и социально-педагогической диагностики личности осужденного; 2) разработка и внедрение совместно с другими сотрудниками пенитенциарных учреждений индивидуальных и групповых программ дифференцированного воздействия на правонарушителей с учетом их личных особенностей, степени социальной запущенности; 3) корректировка индивидуальных программ, психологическое консультирование и профилактика стрессовых состояний осужденных. Новеллой на современном этапе развития пенитенциарной системы России является внедрение программ касающихся применения воспитательного воздействия на осужденных. Актуальность разработки программ подчеркивалось, какв Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года20, так и в Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1(ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»21. В указанных документах прямо указывалось на то, что «в основу работы по исправлению осужденных положить программы дифференцированного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности». В примерной исправительной программе осужденного должно быть отражено: 1) цель исправления (ресоциализация); 2) объект исправления (личность осужденного и его психодиагностика); 3) процесс исправления (коррекция поведения осужденного); 4) результаты исправления (пост пенитенциарный аспект). Глава 2. Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы 2.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы как наиболее важное психолого-педагогическое средство специально и непосредственно нацелена на нейтрализацию отрицательных последствий деформации психики лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных. Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия, проводится в индивидуальной и коллективной формах. Согласно нормам действующего законодательства, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений (ч. 1, ч. 4 ст. 109 УИК РФ). В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, указывается, что «воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, право послушному поведению и социальной адаптации после освобождения»22. Практическая цель воспитательного воздействия на осужденных сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Основными направлениями воспитательной работы выступают: 1.Нравственноевоспитание; 2. Правовоевоспитание; 3. Трудовоевоспитание; 4. Физическое воспитание 5. Иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). (Приложение 1). Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений. Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения. Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества . Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь. Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы. Ряд ученых, в том числе Зубарева С.М. помимо вышеперечисленных направлений воспитательной работы с осужденными отбывающими наказания в исправительных учреждениях относит: 1. Социально-политическое; 2. Экономическое; 3. Эстетическое; 4. Экологическое23. Социально-политическое воспитание осужденных основывается на идеологии, заложенной в Конституции РФ, идеях гуманизма и демократии. Осужденным разъясняются политические идеи, на которых базируется Конституция, основные черты политической и экономической систем Российской Федерации, ее государственного устройства, полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства и других институтов государственной власти, основные направления внутренней и внешней политики России, политическая сущность отдельных государственных решений. Посредством идейно-политического воспитания у осужденного формируются навыки политической культуры, ориентации в политических ситуациях и участия в политической жизни, ясного представления роли государственной политики в развитии общества. Экономическое воспитание направлено на знакомство с основными направлениями функционирования рыночной экономики, адаптацию осужденных к существованию в складывающихся экономических условиях.Экономическое воспитание - это процесс формирования личности осужденного, его качеств и свойств. К ним относятся - экономические способности, потребности, интересы, целевые установки, планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, мировоззрение, нравственность. Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Эстетическое воспитание призвано ознакомить осужденных с выдающимися достижениями искусства, вызвать у них чувство причастности к мировому развитию человеческой культуры, ответственности за свое отношение к культурным ценностям и поведение в обществе. Экологическое воспитание основывается на необходимости бережного отношения к природе - естественной среде обитания человека. Осужденным разъясняется деятельность государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды, нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм. Следует отметить, что при исполнении уголовных....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: