VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001284
Тема: Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

Факультет подготовки специалистов для судебной системы 
(юридический факультет)


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы 


                                    Кафедра уголовного права
                                    Студентка 5 курса
                                    очной формы обучения
                                    Попова Юлия Витальевна  
                                    Научный руководитель
                                    к.ю.н., доцент Б.Л. Прокопенко 



Допущена к защите
«____» ___________ 2016 г.
Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент 
______________ В.Г. Просвирнин



Москва 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы: история развития и современность……………………………………….……...8
1.1. Исторический аспект применения воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы………...……………..…………………..…...8
1.2. Понятие, основные задачи, направления, формы и методы воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободына современном этапе………...…………………………………………………….13
Глава 2. Основные средства воспитательного воздействияна осужденных к лишению свободы ……………………………………………………………....20
2.1.Воспитательная работа  с осужденными к лишению свободы…………………………………………………………………...………20
2.2. Общее образование осужденных к лишению свободы…………...………31
2.3. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы…………………………………………………………………………...47
Заключение……………………………………………………………………….65
Список использованной литературы…………………………………………...68
Приложение………………………………………………………………………75











Введение
     Уголовно-исполнительный закон прямо говорит о том, что одной из его целей является исправление осужденных, а одной из задач является «определение средств исправления осужденных» (ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ1).
     В действующем уголовно-исполнительном законодательстве перечислены основные средства исправления осужденных: установленный порядок  исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). 
     Воспитательную работу с осужденными (ст. ст. 109, 110 УИК РФ), получение ими общего образования (ст. 112 УИК РФ), а также применение мер поощрения и взыскания (ст. ст. 113-119 УИК РФ) законодатель отнес к основным средствам воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.
     Воспитательному воздействию на осужденных к лишению свободы посвящена целая глава УИК РФ – глава XV. Это указывает на особую значимость данного вопроса на законодательном уровне.
     Государство всегда волновал и волнует вопрос, какими выйдут из исправительных учреждений бывшие осужденные, смогут ли стать полноценными гражданами общества.
     Исправление преступника подразумевает под собой и вопросы предупреждения совершения им преступлений в будущем, т.е. решает проблемы профилактики (предупреждения) преступности. 
     Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности и Нового времени. Так, Чезаре Беккариа писал: «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни»2.
     Предупреждение преступности – это система мер, «предпринимаемых государственными органами, общественными организациями, представителями власти и другими лицами, направленных на противодействие процессам детерминации преступности, имеющие цель –  ресоциализация потенциальных преступников, предотвращение совершения новых преступлений»3.
     Осужденный к уголовному наказанию в виде лишения свободы, временно изолированный от общества, отрывается от привычной социальной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из мест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия жизни. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально-психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание воспитательной работы с осужденными к лишению свободы во время отбывания ими наказания в исправительных учреждениях и их правовое регулирование должно облегчить решение подобных проблем, способствовать более успешной ресоциализации и адаптации осужденных в обществе после их освобождения.
     Изучение становления правовых и организационных основ воспитательного воздействия на осужденных выступает объективным фактором повышения эффективности воспитательного процесса в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. Оно имеет не только познавательное значение, но и позволяет творчески использовать опыт прошлого и избежать тех ошибок, которые имели место ранее, а также выработать конкретные рекомендации по совершенствованию воспитательной работы в частности, как и воспитательного воздействия в целом. Именно этим обстоятельством определяются выбор темы дипломной работы и ее  актуальность.
     Исходя из вышесказанного, представляется, что интенсивный поиск и разработкаоптимальных средств, форм и методов воспитания и исправления
осуждённых на сегодняшний день являются задачамипервостепенной государственной важности. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года4, где особое вниманиеуделяется внедрению в деятельность исправительных учреждений положительногоопыта воспитательных процессов в местах лишения свободы системы УФСИН России.
     Научная разработанность проблемы. Непосредственное отношение к вопросам воспитательного воздействия на осужденных в местах лишения свободы имеют работы Ю.Ю. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.К. Краснушкина,   С.В. Познышева, Л.А. Саврасова, А.С. Макаренко, Е.Г. Ширвиндта,           Б.С. Утевского, В.Р. Якубсона и многих другими ученых, внесших достойный вклад в уголовно-исполнительное иуголовное право.
     Кроме того, существует ряд теоретических проблем, затрагивающих вопросы достаточности и эффективности средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, их показателей и критериев, условий и факторов; методологии эффективности вообще и правовых норм, регулирующих вопросы воспитательного воздействия, в частности и т.д. Без глубокой и всесторонней разработки понятий, используемых при исследовании указанных проблем, нельзя правильно установить, насколько эффективны существующие средства воспитательного воздействия на исправление осужденных к лишению свободы. 
     Объектом исследованиявыступает воспитательное воздействие, применяемое к осужденным к лишению свободы в исправительных учреждениях системы ФСИН России. Предметом исследования является процесс формирования, развития и исправления осуждённых к лишению свободы при применении к ним средств воспитательного воздействия.
     Целью настоящего исследования является определение понятия и правовой сущности воспитательного воздействия на осуждённых к лишению свободы, рассмотрение основных средств такого воспитательного воздействия, как то – воспитательная  работа с осужденными, получение ими общего образования, применение мер поощрения и взыскания.
     Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Проанализировать развитие воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в истории развития и на современном этапе.
     2. Рассмотреть существующие основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы в современной России(воспитательная  работа с осужденными, получение ими общего образования, применение мер поощрения и взыскания). 
     Методы исследования. В дипломной работе использованы философско-диалектические методы познания – исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-юридический и эмпирический. Положения и выводы, основаны на изучении источников конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительногои других отраслей российского права, касающихся проблем, связанных с воспитательным воздействием на осужденных.
     Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, научные положения, содержащиеся в данном научном исследовании, углубляют теорию российского уголовно-исполнительного и уголовного права, могут быть использованы при совершенствовании уголовно-исполнительного и уголовного законодательства, а также при проведении научных исследований по вышеуказанным проблемам, в практике деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.
     Структура и объем дипломной работы предопределяются целями и задачами исследования и включают в себя введение, две главы, состоящие из пятипараграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
     Следует отметить, что воспитательная работа, как одно из основных средств воспитательного воздействия на осужденных, проводится не только администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, но и администрацией организаций, в которых работают осужденные (ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 56 УИК РФ), однако, исходя из заявленной темы исследования нами будут рассматриваться только вопросы воспитательной работы с осужденными, отбывающими уголовные наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях системы УФСИН России.
     Также, необходимо указать на то, что ранее УИК РФ в виде одного из средств воспитательного воздействия рассматривал и самодеятельные организации осужденных к лишению свободы (ст. 111 УИК РФ), однако статья утратила силу, согласно Федерального закона от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ.
Глава 1. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы: история развития и современность

1.1. Исторический аспект применения воспитательного воздействияна осужденных к лишению свободы
     
     Теоретическое обоснование значимости воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы и реализация основных средств этого воздействия прошли довольно длительный исторический путь от отрицания до закрепления в международных правовых документах и уголовно-исполнительном законе.
     Уже в первом курсе тюрьмоведения, разработанном профессором И. Я. Фойницким (1871г.), нашли отражение вопросы обращения с преступниками, касающиеся, прежде всего,«…нравственно-религиозных средств и методов воздействия на них…»5. Большое значение воспитательной работе с преступниками придавал прогрессивный педагог-практик А. Я. Герд, под руководством которого в Петербурге была создана первая в России колония для несовершеннолетних правонарушителей6.
     Общая тюремная инструкция 1915 г. основной целью тюремного заключения назвала исправление арестанта (формирование у него правильного понятия о религии, об общих гражданских обязанностях, требующих верности престолу и отечеству и подчинения существующим законам и властям). Для достижения указанной цели применялись следующие средства: «…нравственно-религиозное воспитание, труд, общеобразовательное обучение и тюремная дисциплина»7.
     В советский период времени профессор С. В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» 1923 г.8 уделял особое внимание воспитательному воздействию, как средству исправления преступников. В 20-е годы в РСФСР это направление деятельности называлось культурно-просветительной работой. С принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР в 1933 г.9 стал употребляться термин «политико-воспитательная работа». Наиболее полно воспитательная работа как средство исправления применяласьА. С. Макаренко в трудовых коммунах для несовершеннолетних правонарушителей.
     Переориентация и реорганизация исправительно-трудовой системы в 50-60-х годах в Советском Союзе обусловили проведение комплексных исследований значения воспитательного воздействия для исправления осужденных.
     В Положении об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах 1961 года10на первое место выдвигалась индивидуальная воспитательная работа, которая должна была проводиться на основе глубокого изучения личности каждого заключенного с учетом совершенного им преступления, других обстоятельств и особенностей личности.
     Воспитательная работа в 60-80-х годах сводилась, как и раньше, в основном к политическому просвещению. В 70-80-х годах были опубликованы первые учебные пособия по исправительно-трудовой педагогике и психологии, защищены диссертации, проводились научные исследования и конференции. «В начале 90-х годов в России наблюдается свертывание воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях в силу нечеткости нравственных ориентиров и неподготовленности сотрудников к данной работе. В конце 90-х годов начала разрабатываться концепция проведения воспитательной работы с учетом новых ориентиров»11.
     Итак, на протяжении различных исторических периодов значимость воспитательной работы менялась: в царских тюрьмах она представляла собой, прежде всего, нравственно-религиозное воспитание, а весь советский период - политико-воспитательную работу. В 90-е годы 20-го века особое значение вновь приобретает нравственно-религиозное воспитание, лежащее, кстати, в основе работы с заключенными в большинстве западных тюремных систем.
     В связи с реализацией осужденными своего права на свободу совести и вероисповедания «…уголовно-исполнительная система в последнее время активно сотрудничает с представителями различных религиозных конфессий, и, прежде всего, с Русской православной церковью, по вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных»12.
     В исправительных учреждениях создаются молельные комнаты, часовни и другие культовые сооружения, представители духовенства регулярно посещают исправительные учреждения не только для отправления религиозных обрядов, но и в целях религиозно-нравственного воспитания осужденных.
     Государство в лице центрального органа управления уголовно-исполнительной системы определяет идеологию и содержание исправительно-воспитательного процесса, так как без государственной концепции в этой сфере нельзя говорить об эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы.
     Цель воспитательного воздействия на осужденных как раньше, так и теперь заключается в том, чтобы изменить криминальные взгляды, убеждения, установки, вредные привычки и подготовить осужденного к честной жизни на свободе. А такое основное средство воспитательного воздействия, как воспитательная работа должна быть обращена к конкретной личности как к носителю асоциальной субкультуры, представляющей опасность для общества.
В период 1917- 1920  годах в Советской России «…осужденные в местах заключения были лишены возможности трудиться, и с неизбежностью возникала проблема обеспечения их занятости, чтобы исключить развитие неминуемых в этих условиях дестабилизирующих обстановку процессов…»13. В этой связи, Главное Управление местами заключения пыталось всемерно развивать библиотечное дело: были сняты ограничения на чтение, книга стала рассматриваться в качестве дополнительного средства воздействия на заключенного, особое внимание обращалось на организацию работы библиотек при тюремных больницах.
     К сожалению, проблема незанятости осужденных существует и в настоящее время, поэтому требуется незамедлительное принятие системы мер, включающей разработку образовательных, воспитательных, профессиональных и досуговых программ, способных обеспечивать проведение культурного досуга осужденных, сохранять их физическое и психическое здоровье; расширение системы клубной и кружковой работы; создание и постоянное пополнение библиотечных фондов. Следует поддерживать и поощрять развитие форм самоуправления среди осужденных, когда ответственность за определенные виды социальной, культурно-массовой, спортивной и иной общественно полезной деятельности возлагается на самодеятельные организации. Необходимо применять образовательные программы, используемые в западной пенитенциарной практике в работе с заключенными.
     В процессе воспитательной работы важно довести до сознания каждого осужденного степень его вины и справедливости наказания. При этом необходимо учитывать, «…что отношение к наказанию характеризует:а) социальную позицию осужденного и меру его субъективной ответственности перед обществом; б) понимание осужденным социальной сущности наказания; в) раскаяние в содеянном; г) осознание необходимости отбыть наказание и исправиться и, в конечном счете, справедливости наказания»14.
     Как показывают исследования, «…для осужденных характерны маргинальный и конформистский типы правомерного поведения. В первом случае поведение построено на мотивах страха перед наказанием, личных расчетах, боязни осуждения. Во втором случае поведение является следствием приспособления осужденного к внешним обстоятельствам и, таким образом, пассивным соблюдением норм права (в силу внешнего, а не внутреннего подчинения своих действий)»15.
     Итак, «целью воспитательного воздействия может быть как юридическое исправление (страх перед наказанием), так и более глубокое, нравственное, когда совершение правомерного поступка становится непринужденным, а у человека вырабатывается стойкая привычка нормативного поведения»16.





1.2. Понятие, цели и средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы на современном этапе
	
     Средства воспитательного воздействия на осужденных входят в систему основных средств исправления осужденных к лишению свободы и соотносятся друг с другом, как общее с частным. 
     В действующем уголовно-исполнительном законодательстве перечислены основные средства исправления осужденных:установленный порядок  исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). 
	Бесспорно, что режим теоретиками науки уголовно-исполнительного права признается основным средством исправления осужденных. ПрокопенкоБ.Л указывает, что «реализация режимных требований подчинена решению задач, стоящих перед исправительными учреждениями. С помощью режима достигается исправление осужденных, что позволяет отнести режим к числу основных средств исправления»17.
     В случае назначения наказания в виде лишения свободы именно порядок его исполнения решает в значительной мере успех всех предшествующих актов применения, как уголовных, так и уголовно-процессуальных норм18.
     В отличии от режима другие средства исправления, в том числе и средства воспитательного воздействия, не входят в содержание наказания и не содержат элементов кары, т.е. не лишают осужденного каких-либо благ. Эти средства являются по своему характеру педагогическими и их применение базируется не на принципах права, а на принципах педагогики (опора на положительное в личности, сочетание требовательности с гуманным отношением и т.д.), хотя они и реализуются в рамках, установленных уголовно-исполнительным законодательством. Исполнение наказания и применение мер исправительного воздействия в исправительных учреждениях образуют собой единый карательно-воспитательный процесс. Порядок применения средств исправительного воздействия регламентирован не так подробно, как порядок исполнения наказания. И степень правовой регламентации применения этих средств различна для разных видов наказаний.
     Исходя из анализа главы XVУИК РФ, к средствам воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы законодатель относит:
     1)  воспитательную работу с осужденными (ст. ст. 109, 110 УИК РФ);
     2)  получение осужденными общего образования (ст. 112 УИК РФ);
     3) применение мер поощрения и взыскания(ст. ст. 113 – 119 УИК РФ).
     Апеллируя к педагогике, воспитательное воздействие можно определить как преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), направленные на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.
     Следует отметить, что пенитенциарная психология и педагогика по-разному трактуют термин «воспитательное воздействие». В пенитенциарной психологии  – это система средств, направленная на изменение криминальных взглядов осужденного. Речь идет о переубеждении и его сущности, формировании установки на исправление, о преодолении психологических барьеров, социально-психологических условиях, связанных с действенностью воспитания. В пенитенциарной педагогике воспитательное воздействие на осужденных определяется как система профессиональной деятельности воспитателя.
     В условиях исправительных учреждений педагогами выступают сотрудники ФСИН России, а лицами, на которых направлено такое воздействие – осужденные.
     В настоящее время, в связи с реализацией осужденными своего права на свободу совести и вероисповедания уголовно-исполнительная система активно сотрудничает с представителями различных религиозных конфессий, и прежде всего с Русской православной церковью, по вопросам духовно-нравственного воспитания осужденных. 
     УИК РФ в ч. 1 и ч. 2 ст. 14 «Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных» прямо указывает на то, что: «осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц».
     На особое внимание законодателя к указанному вопросу в последнее время свидетельствует факт существенных изменений редакции рассматриваемой статьи, внесенных Федеральным законом от 20.04.2015 N 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»19.
     Так, личные встречи осужденных со священнослужителямипредоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.
     В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
     Тяжело больным осужденным по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.
     Осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. 
     К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.
     Государство, в лице центрального органа управления уголовно-исполнительной системы определяет идеологию и содержание воспитательного воздействия, ибо без государственной концепции в этой сфере нельзя говорить об эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы.
     Целью воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, как раньше, так и теперь является в изменении криминальных взглядов, убеждений, установки, вредных привычек и подготовке осужденного к честной жизни на свободе.
     Что касается выработки новых подходов в обеспечении воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, то прежде всего речь идет о недавно созданной в системе исправительных учреждений психологической службе.
     Задачами указанной службы является: 
     1) разработка и реализация методик социально-психологического изучения, психолого-психиатрической и социально-педагогической диагностики личности осужденного;
     2) разработка и внедрение совместно с другими сотрудниками пенитенциарных учреждений индивидуальных и групповых программ дифференцированного воздействия на правонарушителей с учетом их личных особенностей, степени социальной запущенности;
     3) корректировка индивидуальных программ, психологическое консультирование и профилактика стрессовых состояний осужденных.
     Новеллой на современном этапе развития пенитенциарной системы России является внедрение программ касающихся применения воспитательного воздействия на осужденных.
     Актуальность разработки программ подчеркивалось, какв Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года20, так и в Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1(ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»21.
     В указанных документах прямо указывалось на то, что «в основу работы по исправлению осужденных положить программы дифференцированного воздействия с учетом их поведения, психического состояния и степени социальной запущенности».
     В примерной исправительной программе осужденного должно быть отражено:
     1) цель исправления (ресоциализация);
     2) объект исправления (личность осужденного и его психодиагностика);
     3) процесс исправления (коррекция поведения осужденного);
     4) результаты исправления (пост пенитенциарный аспект).
     
     
     
  Глава 2. Основные средства воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы
  
     2.1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 
     Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы как наиболее важное психолого-педагогическое средство специально и непосредственно нацелена на нейтрализацию отрицательных последствий деформации психики лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных.
     Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия, проводится в индивидуальной и коллективной формах.
     Согласно нормам действующего законодательства, воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений (ч. 1, ч. 4 ст. 109 УИК РФ). 
     В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, указывается, что «воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, право послушному поведению и социальной адаптации после освобождения»22. 
     Практическая цель воспитательного воздействия на осужденных сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. 
     Основными направлениями воспитательной работы выступают:
     1.Нравственноевоспитание;
     2. Правовоевоспитание;
     3. Трудовоевоспитание;
     4. Физическое воспитание
     5. Иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ). (Приложение 1).
     Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
     Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными, как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
     Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества . Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни - единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
     Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
     Ряд ученых, в том числе Зубарева С.М. помимо вышеперечисленных направлений воспитательной работы с осужденными отбывающими наказания в исправительных учреждениях относит:
     1. Социально-политическое;
     2. Экономическое;
     3. Эстетическое;
     4. Экологическое23.
     Социально-политическое воспитание осужденных основывается на идеологии, заложенной в Конституции РФ, идеях гуманизма и демократии. Осужденным разъясняются политические идеи, на которых базируется Конституция, основные черты политической и экономической систем Российской Федерации, ее государственного устройства, полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства и других институтов государственной власти, основные направления внутренней и внешней политики России, политическая сущность отдельных государственных решений. Посредством идейно-политического воспитания у осужденного формируются навыки политической культуры, ориентации в политических ситуациях и участия в политической жизни, ясного представления роли государственной политики в развитии общества. 
     Экономическое воспитание направлено на знакомство с основными направлениями функционирования рыночной экономики, адаптацию осужденных к существованию в складывающихся экономических условиях.Экономическое воспитание - это процесс формирования личности осужденного, его качеств и свойств. К ним относятся - экономические способности, потребности, интересы, целевые установки, планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, мировоззрение, нравственность. 
     Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Эстетическое воспитание призвано ознакомить осужденных с выдающимися достижениями искусства, вызвать у них чувство причастности к мировому развитию человеческой культуры, ответственности за свое отношение к культурным ценностям и поведение в обществе.
     Экологическое воспитание основывается на необходимости бережного отношения к природе - естественной среде обитания человека. Осужденным разъясняется деятельность государства и общественных формирований по организации охраны окружающей среды, нормы поведения, призванные сохранить экологически приемлемые условия человеческой жизни, прививаются навыки соблюдения этих норм.
     Следует отметить, что при исполнении уголовных.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%