VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные подходы к типологии государства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001910
Тема: Основные подходы к типологии государства
Содержание
Введение
Тема моей курсовой работы – «Основные подходы к типологии государства»
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
«Типология государства» - эта тема на сегодняшний день важна и актуальна. 
Актуальна она,  т.к. в юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Ученые прошлого и нынешнего времени полемизируют относительно понятия, основных признаков, происхождения, а также других аспектов существования государства. Методология исследования состоит из различных способов, приемов, средств научного познания. Ученые, используют сравнительно-правовой, исторический, логические и другие методы. Также в их инструментарий обычно входит такой логический способ научного познания, как типология. Её назначение заключается в том, чтобы быть средством лучшего познания действительности. Типология высоко оценивается учеными, этого способ отмечается как незаменимый среди других.
В современной юридической  науке используется большое количество различных подходов, которые направлены на систематизацию научного знания о государстве. Но не все такие концепции можно  обозначить как типологии, так как  они не соответствуют её основным признакам и требованиям.  
Среди всего многообразия подходов основными и традиционными можно назвать лишь два - формационный и цивилизационный. Юридическая наука «признала» зарубежную цивилизационную концепцию. Наряду с формационным подходом появляется цивилизационный подход, основой которого является культура общества. Поменялись и взгляды на понятие и сущность государства: оно стало рассматриваться как средство объединения общества, как надклассовая организация. Приняв это во внимание в юридической науке возник ряд дискуссионных проблем, требующих углублённого изучения. 
Формационный подход подвергся  критике со стороны большинства  ученых. Некоторые из них, отстаивавшие позиции формационной концепции  в советский период, без остатка поменяли свою точку зрения.
Цивилизационный подход стал признаваться как теория, способная вывести науку из кризисного состояния. Но в начале XXI века некоторые ученые-юристы стали отмечать несовершенство этой теории. 
Теория обладает не только достоинствами, но и определенными недостатками. Несовершенство цивилизационной концепции и критическое отношение к формационному подходу предопределили формирование новых типологий. В то же время их критерии частично схожи с критериями формационного, либо цивилизациоиного подходов. 









Глава 1
Общая характеристика понятия типологии государства
1.1. Сущность и особенности государства.
Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В связи с этим изменяются взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в обществе. В разные исторические периоды наука пыталась дать свое определение государства, используя при этом в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

В античном мире государство охватывало все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель определяет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни чем она есть. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. В Риме эта задача существенно сужается. Цицерон выделяет в государстве  не олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.
Особая публичная (политическая) власть - один из наиглавнейших признаков государства. Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны, т.е. самостоятельность власти в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. При этом суверенитет современных государств ставит для себя определенные рамки, исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, и в тоже время - международных договоров.
Так же налогообложение  составляет один из основных признаков государства, так как без налогов, других обязательных платежей государство не имеет возможности содержать свой аппарат. Лишь  государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты на всех без исключения, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций. 
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Государство как особая форма  политической организации (т.е. отношений  власти, централизованного управления) является объектом изучения, политологов и экономистов. 
Политологи рассматривают государство как  главный центр политической власти, а экономисты – как один из центров  экономической власти. 
С политологической точки  зрения государство есть организованная часть общества, имея систему  органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а  также суверенную территорию. При характеристике наличие  территориального аспекта государства ведет к тому, что  термин «государство» часто смешивают  с термином «страна», более правильным, понимать государство как набор институтов (правил), регулирующих поведение индивида в обществе, и в тоже время  организацию, которая построена по принципу иерархии и следит за выполнением самых общих правил. 
С экономической точки  зрения государство - особый субъект  хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих прав в некоторых  сферах (контроль над защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право на основании законов, формулируемых обществом, осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде, закрепленном в конституции. Таким образом, по мнению экономистов, государство – это, прежде всего, верховный защитник прав собственности. Помимо контроля над выполнением правил другими экономическими субъектами (домохозяйствами и фирмами), государство может и само заниматься производством и распределением хозяйственных благ. 
По поводу взаимоотношений  власти и общества с 19 в. среди обществоведов существуют два основных подхода к разъяснению того, что есть государство. Представители одного направления видят в государстве прежде всего инструмент насилия одной части общества над другой. Их оппоненты подчеркивают, роль государства как полезного для всех членов общества центра управления. 
Первая точка зрения имеет популярность  среди леворадикальных ученых. Так, согласно определению В.И.Ленина, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать  в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». 
Вторая точка зрения восходит к классическому определению  Макса Вебера, согласно которому государство  представляет собой систему отношений  господства/подчинения, опирающихся  на легитимное насилие.
Сторонники этой позиции  объясняют, зачем вообще нужно  государство, следующим образом. Если бы все люди были ангелами и обладали бы абсолютно равными точками  зрения по одному и тому же вопросу (схожими предпочтениями), то в этом случае государство в нынешнем виде было бы лишним. При этом стремление разных людей к личной выгоде затрагивают интересы других людей, и конфликт не всегда разрешается в условиях переговоров  сторон. В этой ситуации для избегания конфликтов нужна третья сила, которая может решить проблему на основании определенных правил. Если не решить проблему возникает «война одного против всех», о которой говорил еще в 17 в. английский философ Томас Гоббс. Другой аспект потребности в законном насилии связан со сложностью согласования вопросов даже в условиях доброй воли каждой из сторон. Поэтому вместо долгого поиска устраивающего всех компромисса часто выгоднее, чтобы, государство, быстро приняло решение, пусть даже не всех оно и будет устраивать. 
История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длительный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства при этом  оно сводится, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности».  В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. При этом  государство изменяется, совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. По этой причине есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.




1.2. Понятие о типологии государства.
Тип государства определяется тем, какой социальной группе оно  служит, т.е. в конечном счете, тип  государства зависит от господствующего  способа производства и соотносится  с типом общественно-экономической  формации.
Формационный подход выделяет следующие  типы государства:
* Рабовладельческий – основа работы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано вв целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудие их диктатуры;
*  Феодальный – основа феодал и его зависимые крестьяне; 
* Буржуазный – Основа буржуазия и пролетариат;
* Социалистический – Сущность этого государства закючается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма. 
 По формационному подходу после смены экономической форации происходит переход от одного исторического типа государства к другому.
Они  отличаются различным уровнем развития экономических  основ и соответственно развитостью  политических структур в целом и  государственных организаций и  учреждений в частности.
В это же время на этапах перехода, от одной общественно-экономической  формации к другой, существовали и  существуют государства смешанного типа (от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму), которые  предполагают одновременное существование  элементов государства различных  типов, и исторически переходного  типа (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старой государственной  машины и постепенное создание нового типа государства.
От типа государства принято  отличать его форму, которая характеризуется  совокупностью способов и методов  осуществления власти той социальной группой (классом), которой принадлежит  государственная власть.
Понятие «тип государства» является важнейшей категорией теории государства и права как науки. Оно выражает социальное назначение государства, его место и роль в жизни общества, группы, индивида на разных этапах человеческой жизни.

Назначение государства проявляется:

*   в социальном характере власти, ее принадлежности определенным классам, группам или обществу в целом;

*   направленности деятельности органов высшей государственной власти на реализацию либо узкоклассовых, либо общезначимых потребностей;

*   соотношении государства и гражданского общества, то есть степени вмешательства государственной власти в частную жизнь индивида.

В юридической науке за понятием "тип государства" не закрепилось достаточно определенного содержания. Это обусловлено тем, что для выделения типов государств используются различные классификаторы: социальные и формальные.

Так, если в западной политико-правовой науке государства типологизируются на основе формальных признаков: структуры институтов власти, способов их формирования, режимов взаимодействия властей, то в российской науке преимущественно используются социальные классификаторы, в частности принадлежность государственной власти определенным классам, общностям, индивиду.
На протяжении многовековой истории человечества, сменяя друг друга, существовало множество различных государств. На каждом историческом этапе государство приобретало те черты, которые были обусловлены культурой, уровнем экономического развития, традициями, психологией конкретного общества, его географическим расположением; оно отражало потребности существовавших в обществе групп, отдельных личностей. Возникая, одни государства достигали расцвета, а затем приходили в упадок, уступая место другим. Все эти государства - малые, большие, средние - значительно отличались друг на друга. Не оставались неизменными на всех этапах эволюции сущность и социальное назначение государства, характер государственной власти, его место и роль в жизни общества.[18]

Однако не следует принижать значение и формальных признаков государства. Ведь оно в юридическом смысле представляет собой определенный правовой порядок, обладающий набором устойчивых черт, присущих определенному этапу исторического развития. Эти наиболее общие и существенные признаки государства конкретной исторической эпохи раскрывают его сущность и социальное назначение, позволяют тем самым выявить различия и сходства в организации и функционировании государств, как принадлежащих разным этапам эволюции человеческого общества, так и существовавших в рамках одного и того же периода. В связи с этим понятие "исторический тип государства" является составной частью более общего понятия "тип государства".
Практический смысл понятия "тип государства" состоит в его способности выявить исторически меняющиеся характер и роль государства в жизни общества на каждом этапе его развития, обнаружить достоинства и недостатки конкретно-исторических типов государств и на этой основе понять сущность и функции современного государства. Это важно для человека в контексте осознания своего места в системе современного государства. Таким образом, тип государства - это 'совокупность наиболее общих и устойчивых черт и признаков государства, присущих определенному этапу исторического развития, отражающих его сущность, содержание и социальное назначение.

Качественные изменения в характере и социальном назначении государства на различных этапах исторического развития могут быть выявлены с помощью различных критериев, позволяющих выделять устойчивые типы государств. В российской юридической науке преобладают две типологии государств - формационная и цивилизационная.












Глава 2
Основные подходы к типологии государства.
2.1. Формационный подход.
Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения.
Формационный подход был составлен К.Марксом, Ф.Энгильсом, В.И. Лениным.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 
- соответствие уровня государства определенной общественно-экономическо формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
- класс, инструментом власти которого становится государство;
- социальное назначение государства.
Суть формационного подхода в том, что за основу типологии государств берется общественно-экономическая формация. 
Общественно – экономическая формация рассматривается как исторический тип общества, основанный на определенном способе производства материальных благ, который определяется формой собственности на средства производства.
Главным критерием для разграничения формаций служит базис – способ производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений) и господствующая форма собственности на средства производства, но  в свою очередь, определяет надстройку (политические, социальные и социокультурные отношения) общества. Основу рабовладельческого общества составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и на рабов, которые рассматривались исключительно как производители материальных и других благ. При феодальной формации экономическую основу общества составляла феодальная собственность на землю, которая обусловила политическую, экономическую и иную зависимость крепостных крестьян от помещиков. Для буржуазной общественно-экономической формации характерна частная собственность на орудия труда и средства производства, определяющая зависимость рабочих от буржуазии. В коммунистическом обществе отсутствует частная собственность на орудия труда и средства производства, т.к. они принадлежат обществу в целом, и в равной степени каждому из его членов.
В связи с отмеченными недостатками следует констатировать, что формационный подход не может претендовать на универсальность в изучении типологии государств, т.к. не раскрывает всего многообразия существующих форм и видов государств, не объясняет, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях социальной эволюции и пошли разными путями в формировании своих государств. С другой стороны формационный подход является научно и исторически обоснованной концепцией, позволяющей объяснить развитие большинства государств в прошлом, связать государственно-правовые явления с другими социальными явлениями: политикой, экономикой, религией, моралью и т.д. По мнению некоторых ученых, все возможности формационного подхода до конца не выяснены, и наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению государств и человеческого общества.
До последнего времени в теории государства и права вопросы типологии государств рассматривались преимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что в основе типизации государств лежит категория «общественная формация», основанная на том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения
Под определение первого попадает и община в том ее виде, в каком она существовала в азиатских обществах. Однако, так как и азиатское общество, и земледельческая община являлись не только последними фазами первичной общественной формации, но и первыми элементами формации вторичной, можно утверждать, что началом переходного периода от первичной формации ко вторичной явилась эксплуатация, но не человека человеком, а касты кастой, полностью же этот переход был закончен тогда, когда кристаллизовалась эксплуатация человека человеком, то есть тогда, когда община была разрушена, распространилось производство, ориентированное на обмен, возникло обращение товаров, появились закон стоимости и другие экономические закономерности. Таким образом, имеются все основания считать период, сменивший эпоху господства личных форм зависимости, формацией именно экономической.
Таким образом, первичная и коммунистическая формации могут быть охарактеризованы как общественные, но не имеющие характеристики «экономическая».  
Итак, формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом и историческом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса. В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующая определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).

Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые являются классовыми, соответствует свой исторический тип государства. При этом критериями классификации типов государств являются:
1) способ производства, уровень развития производительных сил и производственных отношений; 
2) господствующая форма собственности (частная либо государственная); 
3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.
Типология государств по формационному подходу
В соответствии с формационным критерием, лежащим в основе формационного подхода можно выделить две типологии государства. В работах К.Маркса выделяются три большие формации: первичная (или архаическая), вторичная (или экономическая, включающая в себя все общества, основанные на частной собственности, т.е. рабовладельческое, феодальное и капиталистическое) и коммунистическая (с этапом социализма). Однако наибольшее распространение (особенно в советском обществознании) получила другая типология государств, получившая название так называемой «пятичленки»: «Истории известно, - писал Сталин, - пять основных типов производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический».Давайте рассмотрим каждый из этих типов (или формаций) подробнее:

Первобытнообщинная формация. На данной стадии государства не существует т.к. нет частной собственности, преимущества одних над другими, а, следовательно, и классов, интересы которых оно должно защищать.

Рабовладельческая формация . Ей соответствует рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.[12]

Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в 9-8 вв. до н.э. К этому времени в условиях Северного Средиземноморья распались сельскохозяйственные общины, и возникла частная собственность на землю. Это привело к распаду общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались, прежде всего, в разнице по отношению к средствам производства. Экономическим базисом общества на данном этапе его развития является полная собственность рабовладельцев не только на орудия производства, но и на работников производства – рабов. Рабовладельческая собственность – первая форма собственности. Государство в данном случае выполняет функции охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их диктатуры и классового господства.
 Государство необходимо рабовладельцам для удержания под своим контролем огромных масс рабов, подавления их восстаний и сопротивления. По своей сущности это машина организованного насилия рабовладельцев, главное средство охраны, укрепления и развития рабовладельческого экономического базиса.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
- продуктивность деления государства на основании социально-экономических факторов;
-возможность объяснения по этапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки:
-односторонность;
-не учитываются духовные факторы.



























2.2. Цивилизационный подход к типологии государства.
цивилизационный подход. Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:
-современных и древних;
-западных, восточных, православных и др.
В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.
Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:
1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.
2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.
3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.
Для уяснения цивилизационного подхода чрезвычайно важно иметь в виду следующее. Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов.
Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Существуют самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.д. Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации. Подобная классификация означает деление цивилизаций (а следовательно, и их государств) на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и другие цивилизации. Их научно-исторический анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство, т.к. оно связано с духовным производством. Религия же прямо включает в себя обожествленного правителя, т.е. государство в культе вождя, фараона, дева-раджи, божественного микадо и т.д. В первичных восточных цивилизациях государство являлось составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного социального функционирования общества.
Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях её собственной деятельности. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную – во всём многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид.
Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих всё поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всём их различии, имеют огромное значение для всех культурных и социальных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого.
Цивилизационный подход позволяет, таким образом, видеть в государстве не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества государство выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.  В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счёте, не столько материальными (как в формационном подходе), сколько идеально духовными, культурными факторами. Как пишет в своём фундаментальном труде «Постижение истории» известный английский историк и философ А. Тойнби, «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными созданиями природы и движущих сил цивилизации».
Таким образом, подводя итог, можно обозначить три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества, которые выделяет цивилизационный подход.
Для уяснения цивилизационного подхода чрезвычайно важно иметь в виду следующее. Исторический процесс привёл к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. Согласно одной из классификаций цивилизации проходят в своём развитии несколько этапов:
локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Один из основоположников цивилизационного подхода, английский историк А. Тойнби выделял 21 цивилизацию – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.






















Заключение

Подводя итог данной курсовой работы, хотелось бы отметить следующие ключевые положения.
На сегодняшний день существует целый ряд концепций типологии государства, ведущими из которых являются формационный и цивилизационный. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии государства - формаций.
Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации, четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, - каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Проанализировав данный подход, можно выделить ряд достоинств данной типологии:
) В формационном подходе выявлена принадлежность политической власти тому или иному классу, определена роль различных классов в управлении государством;
) определена зависимость государственной власти от социально-экономических факторов, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества;
) показан эволюционно-исторический процесс развития государственности, выявлена историческая преемственность типов государств.
Несмотря на достоинства проявляются также недостатки данного подхода. А именно:
) не учитываются иные факторы: д.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44