- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основные направления в современной психологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008059 |
Тема: | Основные направления в современной психологии |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Национальный исследовательский томский государственный университет (ни тгу) Факультет физической культуры Реферат Основные направления в современной психологии Выполнил:Зинцов Дмитрий Вячеславович Последние два столетия развитие психологии тесно связано с достижениями философской мысли и успехами естественных наук. На ранних этапах психология развивалась как описательная наука, в которой основным методом получения знаний о психике человека была интроспекция (самонаблюдение). Однако результаты, полученные с ее помощью, имели значительную долю субъективизма, а потому не позволяли решать сложные фундаментальные проблемы. Их накопления привело в начале XX в. к возникновению серьезного кризиса в психологии. Не оправдал возложенных на него надежд метод интроспекции, не удалось уточнить специфику психической реальности и дать ответ на вопрос о связи психических функций с физиологическими процессами в организме. Кроме того, обнаружились серьезные разногласия между психологической теорией и данными экспериментальных исследований. Попытка преодолеть эту ситуацию с различных концептуальных позиций обусловила формирование нескольких принципиально отличных направлений в психологии - бихевиоризму, гештальтпсихологии, психоанализа, когнитивной, генетической, гуманистической психологии, а также деятельностного подхода. Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Направления Основатели, представители Суть теорий Бихевиоризм Джон Уотсон Эдуард Торндайк Беррес Скиннер Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики Психоанализ (фрейдизм) Зигмунд Фрейд Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. Гештальпсихология Макс Вертхеймер Вольфганг Кёлер Курт Коффка Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия. Гуманистическая психология Карл Роджерс Абрахам Маслоу Гордон Олпорт Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации. Когнитивная психология Ульрих Найссер Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса. Трансперсональная психология Станислав Гроф Роберто Асаджоли Карлфрид Дюркгейм Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание. Интерактивная психология Эрик Берн Человек - существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Советская психология И.М.Сеченов, И.П.Павлов, В.М.Бехтерев Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности. Л.С.Выготский Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека. С.Л.Рубинштейн Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности). А.Н.Леонтьев Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности. А.Р.Лурия Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений. П.Я.Гальперин Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий. Общая характеристика основных направлений психологии: 1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики. 2. Бихевиоризм (behavior– поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы –S–R, где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R–поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?». 3. Глубинная психология включает: психоанализ З. Фрейда; индивидуальную психологию А. Адлера; аналитическую психологию К.Г. Юнга. Основные положения. Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности. Структура психики: сверх-Я (superego) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины): Я(ego) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире; Ид (оно, alterego) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов: а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений; б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия; в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим; г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов; д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье; е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом. Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов. Фрейд создал оригинальную и жизнеспособной теорию, но, положив в ее основу бессознательное, значительно снизил ее ценность. Ученики, последователи, а впоследствии и в значительной мере научные оппоненты Фрейда утверждали, что сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, а чувство неполноценности и необходимости преодолеть этот дефект или архетип (коллективное бессознательное), накапливающие в себе общечеловеческий опыт. Так, австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) в своей индивидуальной психологии отрицал существование четкой границы и острых противоречий между сознанием и бессознательным, а основоположник аналитической психологии швейцарский психолог Карл-Гюстав Юнг (1875-1961) рассматривал человека с точки зрения того, что есть в ней положительного, а не ее недостатков. Американские психологи-неофрейдисты Карен Хорни (1885-1952), Гарри-Стек Салливен (1892-1949), Эрих Фромм (1900-1980), реформируя психоанализ Фрейда, были уверены, что особенности человеческой психики зависят и от бессознательного ее ядра, и от социальных условий жизни индивида. Они утверждали, побуждающих человека к активности не только биологически заданные неосознаваемые инстинкты, но и приобретенные стремления к безопасности и саморегуляции (Хорни), образы себя и других, сформировавшиеся в раннем детстве (Салливен), влияние культуры (Фромм). Несмотря на разногласия в объяснении природы человеческой психики большое значение психоанализа состоит в том, что он впервые привлек внимание к бессознательному, а также заложил основы психологической помощи человеку, чем утвердил психологию как науку, имеет реальную практическую значимость. Бессознательное проявляется в сознании как ошибки, описания, оговорки, сновидения и т.п. Оно является причиной различных неврозов - функциональных расстройств высшей нервной деятельности. Задача психоаналитика заключается в том, чтобы выявить с помощью анализа свободных ассоциаций и сновидений переживания, которые травмируют личность, помочь осознать их, а значит, освободиться от них. Некоторые теоретические достижения этой теории и поныне используют при лечении психически больных людей. 4. Гештальтпсихология (гештальт– целостная форма, образ) возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации. 5. Когнитивная психология, представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека, и отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе. 6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция– смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. 7. Интерактивная психология (от англ. interactive – взаимодействующие друг с другом). Направление в психологии, возникшее в середине в ХХ в. в США, рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. 8. Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через; рersоna – личность). Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг. ХХ в. в США Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие - рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» - за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами. 9. Генетическая психология. Ее основоположник Ж. Пиаже, изучая проблемы развития интеллекта ребенка, пришел к выводу, что источником его интеллектуального развития являются действия с вещами в процессе социализации. Эти действия, постепенно интериоризуючись (с внешних, реальных действий с предметами превращаясь на внутренние, идеальные), образуют интеллектуальные структуры. В развитии интеллекта Пиаже выделяет три последовательных этапа: 1) сенсомоторный, 2) конкретных и 3) формальных операций. Последовательный переход от предыдущего этапа к следующему происходит по мере овладения ребенком определенными внутренними операциями. Пиаже даже первые предметные действия ребенка толкует как ее встреча с окружающим миром. На самом деле уже в раннем возрасте деятельность ребенка имеет общественный характер, ибо осуществляется в общении со взрослым, который ставит перед ней новые задачи и от которого она усваивает сформированные обществом способы их выполнения. Однако в своих работах Пиаже не показывает процесса усложнения человеческой деятельности, изменения ее мотивов, способов исполнения, имеет решающее значение для развития психики ребенка. И все же по способности охватить и объяснить развитие детского интеллекта теории Пиаже нет равных. 10. Психология деятельностного подхода(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России. Он был присущ советской психологической науке, сделавшего значительный вклад в развитие мировой психологии, о чем свидетельствует ее признание многими зарубежными учеными. Так, современный американский науковед Л. Грэхем в своей работе «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе» писал, что советские ученые создавали интеллектуальные конструкции, которые представляют огромный интерес как выдающиеся достижения философского материализма. Представители деятельностного подхода рассматривали психику как функцию мозга, направленную на отражение объективной действительности в процессе активного взаимодействия человека с внешним миром, т.е. в процессе деятельности. В психологии понятие «деятельностный подход» часто используется в двух значениях. В широком смысле оно означает методологическое направление исследований, в основу которых положены категорию предметной деятельности. В развитии этого направления заметны научные труды российских, украинских и зарубежных исследователей (Л. Выготского, С. Рубинштейна, Бориса Ломова (1927-1989), Г. Костюка, П. Зинченко, Анри Валлона (1879-1962) и др.). В узком смысле этот термин употребляет А. Леонтьев, который рассматривает психологию как науку о возникновения, функционирования и структуру психического отражения в процессах деятельности людей. По его мнению, через анализ системы видов деятельности, в которых участвует человек как общественное существо, можно раскрыть такое системное образование, как личность. Разработка деятельностного подхода в отечественной психологии начал Л. Выготский. Создавая культурно-историческую концепцию психического развития человека, он обосновал понятие «высшие психические функции» (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как чисто человеческие, социально обусловленные формы психики. Эти функции возникают и развиваются как формы внешней деятельности и лишь позже, косвенные знаками, постепенно интериоризируются. В знаках воплощено языковые значения. Они сначала выступают как внешние средства, опосредующие общения ребенка с взрослым, затем становятся внутренним инструментом, дает человеку возможность управлять своей психикой. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая действительность, поскольку знак в свернутом виде содержит программу поведения. Итак, по мнению Выготского, высшие психические функции - это сложившиеся в течение жизни психические процессы, которые возникают как форма взаимодействия между людьми, а позже превращаются в интериоризованные процессы, свидетельствующие общественный характер человеческой психики. Развиваются они в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Дальнейшее развитие идеи Выготского получили в трудах Л. Божович, П. Гальперина, Д. Эльконина, А. Запорожца и др. Рубинштейн, изучая место психического во взаимосвязи явлений материального мира, критиковал односторонность онтологического и гносеологического взглядов на его природу. Представители онтологического (бытийного) направления, видя единство мира в его материальности, утверждали, что психическое является материальным. Сторонники гносеологического (познавательного) направления настаивали на том, что психическое является идеальным, поскольку оно является образом вещи, а не собственно вещью. Рубинштейн отрицал возможность вывести психическое как идеальное за пределы материального мира или отделить идеальное под материального и противопоставить их друг другу. В узнаваемые, ней деятельности субъекта, по утверждению ученого, происходят психическое отражение объекта в виде идеального образа. Вместе с тем, как и все психическое, этот образ является причинно-обусловленным явлением. Итак, образ имеет рефлекторную природу. 15 нем неразрывно соединены происходящие в мозгу, и их внешние проявления, был убежден ученый. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. В деятельности субъекта он обнаружил психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. И И, е - действия, операции и поступки, которые соотносятся с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Вместе с А. Леонтьевым в 30-40-х годах XX в. он разработал философско-психологическую схему анализа деятельности по ее основными компонентами (целями, мотивами, действиями, операциями и др..). А. Леонтьев в основу психологической теории деятельности положил полученные результаты анализа развития психики в филогенезе. Он показал, что каждая стадия развития психики с результатом разнообразия и усложнения форм связи живого организма с окружающей средой, то есть усложнения структуры деятельности. Итак, психика формируется в деятельности и обнаруживает в ней свои особенности. Деятельность человека имеет предметный характер. Она направлена на предмет, на превращение его свойств. В процессе деятельности человек оказывает ему определенных значений, мир, который его окружает, предстает перед ним как образ сознания. Значение, воплощенные в понятие, становятся средством формирования личного опыта и позволяют передавать потомкам достижения предыдущих поколений. С теорией Леонтьева не совсем соглашался Б. Ломов. Поскольку индивидуальная деятельность является лишь составной функционирования общества, то начинать анализировать ее следует не из абстрактного отношения «субъект-объект», а с изучения функций этой индивидуальной деятельности в обществе, в системе взаимодействия индивида с другими людьми в том социальном контексте, в который эта деятельность включена. Общественная природа деятельности оказывается полнее, если деятельность является коллективной. Г. Костюк с учетом особенностей деятельностного подхода разработал теорию психического развития в онтогенезе. В психическом развитии ребенка, который обеспечивается единством биологических и социальных условий, ведущую роль он поднимал обучению и воспитанию. Созревания организма, считал ученый, меняет отношение ребенка к окружающей среде, что обусловливает появление новых видов деятельности. По его мнению, становления психики происходит неравномерно: есть периоды ускоренного развития отдельных психических функций (сенситивные периоды) и периоды замедления. Вместе с тем он может быть гетерохронно - тогда ускоренное развитие одних функций происходит на фоне замедления развития других. Психика развивается путем надстройки новых структур над уже созданными. Основные положения: развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность; сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего; психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность. Вывод.В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике: сознание (интроспективная психология); поведенческий акт (бихевиориальная психология); обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология); значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода); предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода); когнитивные процессы (когнитивная психология); установка (теория установки Д. Н. Узнадзе); фигура и фон (гештальтпсихология); ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода); бессознательное (глубинная психология). Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует, о великом разнообразии ее проявлений. Литература Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 417с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. – 720с. Уотсон Дж. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм) // Хрестоматия по истории психологии / Под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М.: Педагогика, 1998. - 215с. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.: 000 “Издательство АСТ—ЛТД”, 1998. – 307с. Шульц Д, Шульц С. Э.История современной психологии. - СПб., 1998. – 189с. http://www.ido.rudn.ru/psychology/history_of_psychology/....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: