VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Основные направления деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007476
Тема: Основные направления деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе
Содержание
Оглавление



	Введение	3

	Глава 1 Теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарной системе	5

	1.1 Характеристика социальной работы уголовно-исполнительной системе	5

	1.2 Правовые основы социальной работы в пенитенциарной системе	9

	Глава 2 Основные направления деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе	15

	2.1 Принципы, функции и методы деятельности социального работника	15

	2.2 Направления и формы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях	23

	Заключение	27

	Библиографический список	29





 





























Введение



«Деятельность социального работника в уголовно-исполнительной системе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема актуальна, так как современный период гуманизации и приведения уголовно-исполнительной системы (УИС) в соответствие с международными стандартами выполнения наказаний характеризуется научно-теоретическим розыском и организационно-практическими стараниями, направленными на системное создание пенитенциарной социальной работы. Она получила правовое закрепление в федеральных целевых программах реформирования и становления уголовно-исполнительной системы, в ведомственных директивных и нормативных документах Минюста РФ и Федеральной службы исполнения наказаний.

В условиях довольно быстро меняющихся социальных условий современного сообщества эта категория граждан в силу трудностей социальной реадаптации к этим новым и необычным для нее условиям нередко опять вступает на преступный путь и тем самым усиливает степень криминализации сообщества.

Действенная социальная работа с данной категорией лиц снимает часть дополнительной, нередко наиболее дорогостоящей, работы у муниципальных социальных служб.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Павленок П.Д. («Технологии социальной работы с различными группами населения»), Серых А.Б. («Специфика социальной работы с осужденными в уголовно-исправительной системе России»), Ротановой Л.С. («Социальная работа в пенитенциарных учреждениях») и других.

Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. 

Объект исследования - социальная работа в пенитенциарных учреждениях.

Предмет исследования - деятельность социального работника в уголовно-исполнительной системе.

Цель работы – проанализировать деятельность социального работника в уголовно-исполнительной системе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарной системе.

На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об основных направлениях деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе.

Рассмотреть принципы, функции и методы деятельности социального работника, а также направления и формы деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. 

	В работе использовались методы как эмпирического исследования: юридический, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирования, анализ и синтез.

	Структура курсовой работы выражается в ее содержании.

	Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Название глав отображает их содержание.

	

	

	

Глава 1 Теоретические аспекты социальной работы в пенитенциарной системе



1.1 Характеристика социальной работы уголовно-исполнительной системе



Пенитенциарная социальная работа, хотя и имеет достаточно глубокие исторические корни, в особенности в практической сфере, считается новой, лишь формирующейся сектором социальных знаний и направлением профессиональной деятельности. Разумеется, что общая концепция социальной работы, будучи высшей формой организации научного познания о более существенных взаимосвязях и отношениях человека и сообщества, являющихся предметом деятельности социальных служб, наравне с иными положениями смежных наук обязана служить основой для определения базисных научных концепций, обеспечивающих теоретико-методологическое познание и формирование феномена пенитенциарной социальной работы, а еще выработку научно аргументированных советов для увеличения эффективности специфической практики ресоциализации осужденных. Совместно с тем нужно констатировать, что единой даже в собственных базовых составляющих теории социальной работы, несмотря на растущую надобность в ней науки и практики, до настоящего времени не выработано [21, 152].

Широкое признание и использование получают комплексно-ориентированные модели, содержащие в себе как в системе элементы разных подходов.

На их базе достигается не только достаточно полное объяснение взаимосвязанных личностных ролей человека, однако, и их конкретные изменения в процессе социального воспитания, обучения и коррекции поведения. Кроме того, в процессе реализации ролевой модели социальной работы исполняется содействие в развитии адаптивных способностей клиента с использованием соответственных способов и технологий. Среди них большее распространение, в том числе и в работе с осужденными, получили: массовое обсуждение, психодрама, групповая терапия, перемена ролей. Сферы внедрения данной модели обусловлены теми разнообразными социальными ролями (специалиста, партнера, родителя), которые исполняет человек [21, 154].

Демократические тенденции общественного воздействия обусловили возникновение такой комплексной модели социальной работы, как когнитивная. Системно применяя социологические и психолого-педагогические подходы, она основным образом путем разных способов консультирования гарантирует регулирование социального поведения клиента в тяжелой жизненной ситуации, позволение в большей степени адаптивных инцидентов, а еще оптимизацию умений самоуправления и социального функционирования в целом. Благодаря использованию данной модели социальные ресурсы и снабжение становятся доступными фактически любому нуждающемуся человеку, в том числе и осужденному.

Комплексная витально-ориентированная модель, либо теория жизненных сил, соединяет в себе социологические и психолого-педагогические теории, которые разъясняют суть биосоциального становления человека, а еще содействуют определению механизмов и путей ее оптимизации в процессе реабилитации «жизненных сил» и ресурсов личности.

Социальные работники в собственной практике употребляют не только социолого-ориентированные, однако и психолого-ориентированные подходы, а конкретно: психоаналитический, бихевиористский и экзистенционально-гуманистический. В данном плане более значимыми считаются следующие психологические взгляды социальной работы [22, 41]:

непрерывности действия;

личного роста.

Системный, либо комплексный, подход дозволяет социальным работникам в деятельности с осужденными комплексно применять разные виды стандартизированных ресоциализирующих программ. 

В практике пенитенциарных учреждений работают последующие виды исправительных программ: психологические программы (нацеленные на заключение психических и психологических проблем осужденных, к примеру алкогольной либо наркотической зависимости); социальные программы (направленность на формирование у осужденных коммуникативных умений, усовершенствование социальной обстановки); общеобразовательные программы (нужные для осужденных, не имеющих среднего образования либо элементарно желающих приобрести дополнительные образовательные познания) и профессиональные программы (нацеленные на приобретение квалификации, улучшение финансового благополучия и поддержание жизнеобеспечения учреждения) [21, 116].

Психологические программы предполагают собой первый этап в процессе ресоциализации. Они предусмотрены для тех осужденных, которые совершили правонарушение по причине каких-либо психологических либо психических расстройств, под воздействием алкогольной или наркотической зависимости. К данному виду программ относятся: программа психотерапии, программа групповой терапии, программа контролирования гнева, программа функциональной музыки, программа «Мои жизненные планы». Как свидетельствуют итоги исследования, психологические программы для осужденных считаются максимально развитыми по сравнению с иными видами исправительных программ.

Значимые перспективы реализации и становления в пенитенциарной социальной работе имеет социально-педагогическая модель. Подобный итог основывается на целом ряде объективных положений и событий.

Во-первых, невзирая на некие отличия в подходах к определению сути социальной работы, специалисты едины в том, что данная деятельность ориентирована на снабжение настоящей жизни каждого гражданина в сообществе, его многостороннее формирование и максимально полную самореализацию. С древнейших времен известно, что социальное воспитание и образование считаются важными элементами его социализации, в решающей степени предопределяющими итогами становления личности. Разные формы асоциальности, в том числе и преступность, во многом детерминированы недостатками воспитания человека. Следовательно, как создание его социального вида (социализация), так и устранение конкретных личностных деформаций (ресоциализация) обязаны исполняться в специально созданных образовательно-воспитательных учреждениях и среде [18, 53].

Во-вторых, наравне с обучением и воспитанием на удачливость процесса социализации личности воздействуют очень много различных, разнопорядковых, разноуровневых факторов. А. В. Мудрик структурировали их в виде групп: мега-, макро-, мезо- и микрофакторы. Признавая видимость их действия на людей, особенно определенных индивидов, его характер, являющийся предметом изучения разных секторов знания, в значимой степени не познан [18, 54].

Как научный факт установлено, что воздействие данных причин, исполняемое конкретно либо опосредованно, отличается по степени значимости и силе, которая, в свою очередь, причинно обусловлена возможностью управления им. Для реализации последних умышленно формируются разные общественные институты, предназначенные направлять, а при необходимости корректировать процесс становления личных качеств, опыта поведения и взаимоотношений в соответствии с общественными нормами и ценностями, а еще регулировать негативное воздействие отдельных причин или нейтрализовать его. Важным таким институтом во всех странах считается уголовно-исполнительная система.

В-третьих, учреждениям и органам, выполняющим наказание, характерны общие и специальные признаки не только правовых, однако и социальных институтов. Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд общее образование, профессиональная подготовка, общественное воздействие, психологическая поддержка и собственно наказание используются в УИС как главные педагогические по своей сущности средства ресоциализации осужденных. В данный список может и в перспективе, непременно, будет законодательно интегрирована пенитенциарная социальная работа, так как, дополнив систему средств, конкретно она обязана с более высокой содействовать наиболее высокой результативности деятельности УИС по ресоциализации осужденных и возвращению в сообщество людей, подготовленных к жизни в нем в соответствии с установленными нормами [18, 55].

Теории и модели социальной работы занимают конкретное пространство в ее общей теории. Они развиваются дифференцированно, активно исполняется их сближение, взаимопроникновение, интеграция. Данные тенденции преобладают в процессе приращения общественного знания о явлениях, происходящих в УИС, консолидации практических усилий сотрудников — профессионалов гуманитарного профиля (воспитателей, психологов, социальных работников), привлечения к деятельности исправительных учреждений общественности и всех заинтересованных лиц. Выбор и практическое использование рассмотренных теорий и моделей, обусловлены социально-экономическими, культурно-историческими чертами (внешними причинами), а еще конкретно-ситуативной характеристикой и субъективной особенностью клиентов, их общностей, среды функционирования и чертами социальных работников (внутренние факторы) [19, 170].



1.2 Правовые основы социальной работы в пенитенциарной системе



Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной РФ активно формируется и развивается как особенный вид деятельности по оказанию социальной поддержки и помощи, притворению социальной защиты осужденных. Для воплощения конкретно данного вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. 

Работники названных подразделений исправительных учреждений, решая конкретные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в собственной деятельности Конституцией РФ. Она провозгласила РФ социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное формирование человека. В соответствии со ст. 7 Конституции в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, гарантируется государственная помощь семье, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты [8, 277].

Государственно-правовые основы социальной работы, наряду с Конституцией РФ, конкретизируются в федеральным законодательстве, законах субъектов Федерации, указах Президента РФ, распоряжениях и постановлениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», в согласовании с Конституцией Российской Федерации, признанными принципами и нормами международного права, устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. 

Этот закон дает главные понятия, характеризующие суть социального обслуживания. Она ориентируется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и иные положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными, как в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными имеют и некие положения ФЗ РФ «О государственной социальной помощи», такие как цели оказания социальной поддержки; источники; порядок; величина и виды оказания государственной социальной поддержки. Особенное место среди остальных законодательных актов занимает Закон РФ «Об учреждениях и органах, выполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», потому что в нем определены задачи уголовно-исполнительной системы РФ, которые имеют непосредственное отношение к социальной работе в данной сфере, т. е. «обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, выполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях данных учреждений; вовлечение осужденных к труду, а еще снабжение их всеобщего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных» [8, 280].

Наиболее подробно вопросы социальной работы с осужденными отражены в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Он, наравне с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной поддержки в адаптации.

Так, в ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства считается оказание осужденным поддержки в социальной адаптации. Сущность социальной адаптации состоит в устройстве человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем либо другим условиям жизни в сообществе. Укрепление в УИК данной задачи косвенно укрепляет и подобное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе [8, 281].

В УИК РФ отражено и зафиксировано и такое принципиальное направление социальной работы, как возобновление, сохранение и поддержание социально нужных взаимосвязей осужденных с внешним миром [3].

Данная статья преследует цель сохранения семейных, родственных и других социально полезных взаимосвязей осужденных, тем самым устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.

Принципиальный нюанс социальной работы — медико-санитарное снабжение осужденных. В согласовании со ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и власть исправительного учреждения несет обязанность за исполнение требований, обеспечивающих охрану их здоровья. Защита здоровья осужденных считается еще одним из аспектов социальной работы в уголовно-исполнительной системе, т. к. одной из задач, важной перед ней, считается возвращение в сообщество настоящего человека, и прежде всего здорового, способного привычно существовать и трудиться после освобождения [3].

В Уголовно-исполнительном кодексе можно отметить и нормы, которые считаются правовой основой такой принципиальной направленности социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.

Освобождению от отбывания наказания предшествует большая предварительная работа, исполняемая администрацией учреждений УИС, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами районного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в основной массе случаев вызывает полный разрыв либо существенное ослабление социально нужных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязует администрацию ИУ за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а еще наличии либо отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

К правовым источникам социальной работы относятся и остальные ведомственные нормативные акты. К примеру, Правила приема благотворительной, гуманитарной поддержки (содействия) учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных в исправительной колонии УИС Минюста РФ, которым ориентируется, наряду с остальными, порядок деятельности секции социальной поддержки.

Источниками социальной работы с осужденными считаются и локальные правовые акты начальников определенных исправительных учреждений по вопросам социальной работы.

Таким образом, правовую базу социальной работы с осужденными составляют [13, 126]: 

Конституция РФ;

иные законодательные акты РФ;

подзаконные акты;

нормативные акты Минюста РФ, регулирующие вопросы социальной работы;

нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов;

локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений УИС по вопросам социальной работы.

В настоящее время профессиональная деятельность профессионалов по социальной работе и остальных сотрудников ИУ исполняется в согласовании с Положением о группе социальной защиты и учета трудового стажа осужденных исправительного учреждения. Совместно с тем идет поиск оптимальной модели службы, потому существуют и остальные формы организации службы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях. 

Служба социальной работы была бы гораздо успешнее, если ее выстроить по аналогии с существующей психологической службой, т. е. сконструировать вертикаль своевременного и методического управления данной службой от определенного ИУ до ФСИН РФ. Строить отдельную вертикаль довольно накладно и утопично в настоящее время при дефиците ресурсов. Следовательно, нужно выполнить структурную перестройку, чтоб дополнительные издержки были сведены к минимуму [12, 100].

Таким образом, на уровне ИУ существовала бы социальная служба по работе с осужденными, в которую входили бы три подразделения: отдел социально-педагогической работы с осужденными, психологическая лаборатория и группа социальной защиты осужденных.

Вполне возможно, что в будущем социальная служба исправительных учреждений станет исполнять в наиболее тесной координации с территориальными органами социальной защиты населения социальную работу и с отдельными категориями  служащих ИУ, членами их семей.

	













Глава 2 Основные направления деятельности социального работника в уголовно-исполнительной системе



2.1 Принципы, функции и методы деятельности социального работника



Характеристика методов социальной работы вообще, а социальной работы с осужденными в частности представляет собой очень трудную, мало разработанную, однако важную проблему теории и практики нового для пенитенциарной системы направленности профессиональной деятельности.

Анализ научных источников и практика деятельности исправительных учреждений позволяют отметить и разглядеть следующие главные способы деятельности социальных служб исправительных учреждений РФ: социальную диагностику, социальную терапию, социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС — это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и деяний, происходящих в их среде с целью выявления трудностей функционирования. Суть диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе — приобретение достоверной информации об изучаемом объекте либо социальном процессе во всех его сложностях, взаимовлияниях и многообразии [15, 260].

Социальная диагностика включает в себя совокупность разных способов и предполагает способность специалиста по социальной работе узнавать и воодушевит личные ресурсы клиента в процессе его ресоциализации, способности ближайшего социального окружения (семья, родственники, друзья, родители) принять участие в исправлении клиента, самоорганизации в разных сферах жизни (производственной, учебной, социальной, досуговой). Таким образом, социальная диагностика исследует жизнь клиента (осужденного) в ежедневной жизни исправительного учреждения и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания.

Работник социальной службы исправительного учреждения выявляет трудности происхождения тяжелой жизненной ситуации клиента (осужденного), которому нужно содействие. В ходе проведения социальной диагностики выявляются объективные и субъективные причины происхождения тяжелой жизненной ситуации — осуждения и связанных с этим последствий — утраты личностью автономии в реализации собственных необходимостей [17, 281].

К объективным причинам относятся: негативные финансовые условия проживания до осуждения; гибель родных или их отсутствие; несостоятельности семьи; отсутствие места работы и жительства.

Субъективные причины: сопротивляемость клиента к преодолению трудностей с помощью личных ресурсов; иждивенческая точка зрения; безответственность; асоциальные нормы и ценности, которыми руководствуется клиент; конфликтные отношения с социальным окружением и родственниками; уклонение встать на путь исправления.

В ходе особой диагностики сопоставляется соответствие объективных и субъективных причин. Если второе доминирует, что чаще всего встречается в практике пенитенциарной социальной работы, то процесс разрешения тяжелой жизненной ситуации станет весьма долгим и трудным.

Задача социального работника — посодействовать клиенту в выработке плодотворного решения трудностей с привлечением иных профессионалов, учреждений и организаций [14, 426].

Необходимо учесть, что, проводя социальную диагностику, специалист социальной службы ИУ считается не экспертом, который «всегда прав», а партнером, изучающим совместно с клиентом причины тяжелой жизненной ситуации. Информация, приобретенная в ходе социальной диагностики, работает как изменение начального состояния клиента, способствует процессу его социальной реабилитации.

В практике пенитенциарной работы употребляется некоторое количество форм социальной диагностики: сбор первичной информации, ознакомление с документами; диагностическая беседа; наблюдение; интервью; анкетирование; тестирование.

На начальном этапе диагностики (в карантине) исследуется личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, намерениях от служащих разных подразделений и служб ИУ, остальных осужденных, при возможности — от родственников отбывающего наказание. При необходимости отдельные позиции устанавливаются в ходе общения с самим клиентом [16, 281].

Распространенной и отлично зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики считается диагностическая беседа. Она позволяет заполучить достоверную информацию, при необходимости — скорректировать ее, более точно определить отдельные предположения. Нужным условием для удачной реализации рассматриваемой формы диагностики считается присутствие у специалиста социальной службы умений располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного правонарушения, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах.

Особенной формой проведения диагностики считается наблюдение. Оно позволяет заполучить вескую информацию об осужденном, его психологических особенностях, самочувствии, его отношении к окружающим, определенной ситуации. Итоги наблюдений фиксируются в карте ресоциализации осужденного.

С наблюдением тесно связаны и такие формы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В первом случае работник социальной службы не оказывает огромного воздействия на направление разговора, а только время от времени задает респонденту наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит за рамки «строгого» ответа на вопросы интервьюера.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и определенных фактов у огромного круга лиц, к примеру, у представителей разных отделов, и служб ИУ. Нужно соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке [16, 283].

Диагностический анализ нацелен на получение наиболее углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и остальных материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, характеризующие степень тревожности осужденных, предрасположенности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция как форма социальной диагностики выявляет обоюдную связь, взаимовлияние проявлений, причин, личных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она дозволяет выяснить характер и степень влияния между событиями в ИУ, чертами поведения осужденных. Как указывает практика, в отсутствии корреляционного анализа бывает проблемно найти, каковы причина и следствие того либо другого отрицательного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Принципиальным и действенным методом социальной работы с осужденными считается социальная терапия.

Социальная терапия в УИС исполняет следующие главные функции [4, 679]:

	лечебную (оказание поддержки осужденным в решении проблем со здоровьем вместе с сотрудниками медицинской службы и сотрудниками учреждений здравоохранения по месту дислокации исправительного учреждения и за его пределами);

	социального развития (включение осужденных в активную групповую и социальную активность, организация процесса общего становления, позитивно влияющего на социальное здоровье клиента);

	отстаивания интересов, т. е. разъяснения социальных нужд и потребностей лиц, отбывающих уголовные наказания, обществу, представителям разных организаций и учреждений. Таким образом, социальная терапия в УИС может рассматриваться как способ исцеления; как метод воздействия, связанный с обучением (общим и профессиональным) осужденных; как инструмент социального контролирования государственных и общественных структур за деятельностью органов и учреждений УИС; как средство коммуникации между пенитенциарными учреждениями и «внешним миром».

Исходя из функций, выделим задачи социальной терапии в УИС. К ним относятся: исправление, корректировка поведения осужденного; предостережение разного рода дисфункций, которые появляются в процессе отбывания наказания; самоутверждение личности осужденного.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях исполняется в двух главных формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия используется в работе с клиентами, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые болезни), а еще с теми, кто никак не хочет принимать участие в групповой терапии.

Групповая терапия — форма воздействия, направленная на содействие клиентам в преодолении их психологических нарушений либо общественного неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) специалиста по психологии. Состав группы — 6—8 человек. Могут выделяться группы: учебные (получение образования (общего и профессионального), в том числе и дистанционным способом, высказывание разных мнений, обсуждение личных проблем); совместной деятельности (занятия спортом; участие в работе самодеятельных организаций исправительного учреждения; художественное творчество) [7, 167].

Используется в социальной терапии в УИС и психотерапевтическая форма действия, а конкретно: релаксация; конструктивный спор, разыгрывание ролевых обстановок, изложение биографий, анонимное обсуждение истории заболевания.

Трудовая терапия дозволяет осуществить общую активность лиц, отбывающих наказание, снять состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания, тревожность, связанные с изоляцией от общества, родных и близких людей. 

Терапия самовоспитания включает самомнение, самоизучение, переоценку своей личности; самоанализ, переоценку минувшей жизни и поведения; внедрение способов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения; внедрение полученных итогов в ежедневной жизни и деятельности. Проводится под руководством и с участием специалиста по социальной работе и специалиста по психологии, привлекаются к этой работе и начальники подразделений, и члены совета воспитателей отрядов.

Психодрама — один из видов групповой терапии в ИУ. В данном виде социальной терапии клиент показывает себя в разных ролях, изображая собственное поведение в разного рода стрессовых обстановках социального плана, либо играет роли собственных антиподов. Такой вид социальной терапии дает возможность осужденному воздействовать на собственные волнения, справляться с  тревожностью, увереннее владеть собой в разных ситуациях. Используется на протяжении всего периода отбывания наказания, особенно эффективен на этапе подготовки к освобождению [7, 169].

Исповедь — вид социальной терапии, используемый с целью устранения психических стрессов, проблем в отношениях с общественной средой. Подразумевает общение специалиста по социальной работе и клиента один на один. Данный вид, применяемый в абсолютном большинстве мировых религий, доказал собственную эффективность и производительность. Требует высокой профессиональной подготовленности специалиста по социальной работе [5, 197].

Социальная коррекция — деятельность работника социальной службы ИУ по корректированию тех особенностей эмоционального, педагогического, социального характера у осужденных, которые не подходят принятым в сообществе моделям и эталонам. Выделяется несколько способов социальной коррекции в социальной работе с осужденными [5, 200]:

	восстановление. Данный прием подразумевает воспроизведение тех качеств клиента, которые доминировали до появления отклонений. Среди этих качеств применительно к осужденным можно перечислить следующие: отца, сына, мужа, производственника, творческой личности;

	компенсирование. Суть рассматриваемого приема содержится в усилении тех качеств либо той деятельности клиента, которые могут заменить утраченное во взаимосвязи с отбыванием срока наказания. К примеру, в итоге осуждения клиент не сможет возвратиться на прежнее место работы, а в месте отбывания наказания приобрел новую профессию, востребованную на воле;

	стимулирование. Ориентировано на актививизацию позитивных свойств личности, деятельности клиента, создание у него общепринятых ценностных ориентаций, установок, создание позитивного психологического фона. Уголовно-исполнительное законодательство дает просторный диапозон стимулирования осужденных: перевод на улучшенные условия содержания, предоставление свиданий, отпусков, условно-досрочное освобождение.

Беря во внимание специфику социальной работы в УИС, целесообразно рассмотреть еще один вид социальной терапии — посредничество.

Работник социальной службы ИУ при осуществлении посреднической деятельности исполняет функции «челнока», осуществляя связь осужденного с внешним миром. В особенности актуальной считается данная деятельность для социальных служб учреждений, исполняющих выполнение наказаний в виде лишения свободы, а еще находящихся в значимом удалении от финансовых и культурных центров.

Главные направления посреднической деятельности социальных служб в ИУ: оказание поддержки осужденным «узкими» специалистами (врачи, юристы, психотерапевты); оформление (восстановление) документов (паспорт, трудовая книжка, свидетельство); восстановление и развитие социально полезных связей (с семьей, родственниками, производственным коллективом); получение образования и профессии (в том числе и способом дистанционного образования) [6, 28].

В системе методов пенитенциарной социальной работы главное место занимает социальное страхование. Надобность страхования социальных рисков обусловлена неотъемлемым обеспечением социальной охраны людей, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социально.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44