VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Направления деятельности социального работника в школе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003182
Тема: Направления деятельности социального работника в школе
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

     План
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….4
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
     1.1 Образовательное пространство как сфера социальной работы
     1.2 Анализ понятия и особенностей социальной работы в системе образования
     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ШКОЛЕ
     2.1 Направления деятельности социального работника в школе
     2.2 Формы и технологии социального работника в школе
     ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «Ш-ИС ОО С. УЭЛЕН»)
     3.1 Проблемы организации деятельности социального работника в образовательной сфере (на примере МБОУ «Ш-ИС ОО с. Уэлен»)
     3.2 Перспективы развития социальной работы  в МБОУ «Ш-ИС ОО с. Уэлен»
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     ПРИЛОЖЕНИЕ
     
     




Глава 1. Теоретико-правовые аспекты социальной работы в сфере образования	5
1.1. Сущность, место и особенности социальной работы в школе	5
1.2. Нормативно-правовые основы деятельности социального работника в школе	5
Глава 2. Оценка деятельности социального работника в школе на примере МБОУ-ШИС ОО с. Уэлен	5
2.1. Задачи и функции социального работника в школе	5
2.2. Основные направления деятельности социального работника в школе	5
Глава 3. Совершенствование методов социальной работы в школе	5




ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность выбранной темы исследования связана, прежде всего, с тем, что образование - один из самых старых социальных институтов, функции которого (экономические, политические, социальные, культурные) чрезвычайно разнообразны! Социальные проблемы, возникающие в сфере образования, связаны с ее ролью в современном мире, с теми функциями, которые она выполняет, и с проблемами тех социальных групп, которые задействованы в этой сфере. 
     Социальный институт образования реализуется в пространстве и времени, это единство можно обозначить понятием «сфера образования», определяющееся рядом компонентов: во-первых, это функции образования, во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время, в-третьих, организационная структура и структура управления, в-четвертых, это инфраструктура сферы образования, в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования. 
     На всех его уровнях содержание и продуктивность образования определяется концепцией, которая реализуется в данное конкретное время. Именно концепция образования определяет его направленность (на потребности государства с его жесткой регламентацией и субординацией или на потребности отдельной личности), концепция определяет соотношение личного и общественного интереса в сфере образования, а также и модель образования (экстенсивную, продуктивную или интенсивную). 
     В современной России, несмотря на то, что интенсивная (инновационная) модель признана, как и во всем мире, наиболее перспективной, реально действуют все три модели, т.к. это в большой степени зависит от учителей и преподавателей, от уровня их профессионализма. Этим обстоятельством объясняются многие социальные проблемы образования. Одновременно это свидетельствует о том, что в сфере образования до сих пор отсутствует целостная концепция преобразования образования на всех его уровнях. Заимствования чужого опыта без осмысления собственного чревато большими потерями и замедлением реформ, а в конечном итоге потерей потенциала. 
     Можно выделить ряд возрастных и профессиональных групп, взаимодействующих в сфере образования: дошкольники и младшие школьники, старшие школьники, учащиеся училищ, студенты, учителя, родители школьников, преподаватели вузов, сотрудники, занятые в инфраструктуре образования. Каждая из этих групп отличается не только возрастом и профессией, у каждой есть свои особенные задачи и свои особенные социальные, психологические и другие проблемы, с которыми должен справиться социальный работник. Это основной объект социальной работы в сфере образования. Особую группу составляют родители школьников, от которых также зависит адекватность обучения школьников и взаимодействия в образовательном пространстве. Практически нет ни одного человека, который может оказаться вне воздействия сферы образования. 
     Характеристика сферы образования как особой сферы деятельности - необходимая часть разработки совокупности способов, методов, средств, приемов социальной работы, воздействия на социальные группы или отдельных участников образовательного процесса. Специфика социальной работы в сфере образования связана с теми проблемами, которые не только проявляются в сфере образования, но и порождаются ею. Для того чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования. 
     Проблемы эти можно разделить на несколько уровней. 
     1.	Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются и возрастают функции образования в современном обществе. 
     Это ведет к тому, что школьные программы, а затем и программы средних и высших учебных заведений расширяются, усложняются, обрастают новыми разделами и предметами. Возрастают требования к учащимся как в количественном, так и в качественном отношении. При этом, несмотря на рост требований, утрачивается контроль над качеством и глубиной усвоения знаний, над степенью использования полученных знаний у современных школьников и студентов. Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния, не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во всех возрастных группах. 
     Аналогичные проблемы сформировались и у студенчества, которое, несмотря на более высокий интеллектуальный потенциал, не успевает осваивать в необходимом объеме учебный курс. Отсутствие современных технологий преподавания, снижение общеобразовательного уровня студенчества, а также рутинизация личного общения студента и профессорско-преподавательского состава открывают дорогу к снижению статуса высшего образования до уровня среднего профессионального образования, т.е. до уровня непосредственного обучения студента навыкам профессионального поведения. 
     2.	Второй уровень - это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся кроме девиантных семей, педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности. Хотя причины неблагополучия здесь очень различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность или наоборот - виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или к взаимодействию с коллективом и т.д. К студенческому возрасту нервная система несколько укрепляется, но возрастающие учебные и психические нагрузке делают ребят из этих семей очень уязвимыми, в то время как преподаватели практически не обращают внимание на такие проблемы, как социальное самочувствие студентов, степень их удовлетворенности учебой. 
     3.	Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и учителей и др.). Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей. К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др. Теоретически эти проблемы разрабатывались И.С. Коном, Б.Д. Парыгиным и А.Я. Гуревичем. Однако в последние годы об этих теориях забыли, что затрудняет понимание ситуации в системе образования. 
     С другой стороны, это связано с особенностями такой социальной группы, как учителя средних школ и профессорско-преподавательский состав вузов - можно говорить о профессиональных акцентуациях, а также о состоянии здоровья этой профессиональной группы, что для современной России стало особенно тяжелой проблемой. В последние годы сложился специальный термин, характеризующий эту группу проблем, - «педагогический травматизм». Роль учителя в школе и преподавателя в вузе в современных условиях очень сильно недооценена. Однако эти проблемы в литературе как научной, так и прикладной принято стыдливо замалчивать. «В настоящее время нет понимания того, что решающая фигура обеспечения качества образования - это педагог, преподаватель. А в нем главное - его квалификация, творческий потенциал, мастерство, самоотдача в работе со студентами. Этого никакими цифрами и процентами не измеришь»3 
     Все уровни проблем обостряются в современных условиях в силу ряда причин: во-первых, это длительный период накопления и сохранения неблагоприятных жизненных условий в стране в целом. Во-вторых, длительное невнимание властей к проблемам профилактики социальных заболеваний всех групп, что особенно опасно для молодежи. В-третьих, быстрое распространение видов поведения, саморазрушающих здоровье и личность молодых людей (курение, употребление алкоголя, в том числе фальсификатов, токсических и психоактивных веществ, включая наркотики). 
     Особую тревогу вызывают заболевания, связанные с различными формами девиантного поведения молодежи: алкоголизм, наркомания, болезни, передаваемые половым путем (БППП), растущий уровень заболеваний СПИДом. Стремительно растет число курильщиков табака - курят 66% юношей и 38% девушек. Число больных наркоманией и токсикоманией в стране выросло с 6,5 тыс. в 1991 г. до 74, 6 тыс. в 2000 г, в 2014 г. перевалило за 100 тыс., причем только по официальным данным, экспертные оценки в несколько раз превышают эту цифру. Число состоящих на учете по данному диагнозу выросло соответственно с 37,2 тыс. до 281,2 тыс. человек и продолжает интенсивно расти? Самый высокий рост в заболеваемости БППП 
     -	только по официальным (далеко не полным) данным за десять лет рост в среднем - в 20-30 раз, число заболевших превысило 400 тыс. чел. Справедливости ради надо отметить, что в 1995 г. положение было значительно хуже - заболевших было более 500 тыс. по тем же официальным данным. ВИЧ-инфицированные граждане нашей страны по расчетам экспертов составили 1 млн. человек, подавляющее большинство которых 
     -	молодые люди и даже дети. Самая интенсивно растущая группа - от 14 до 21 года, те. старшеклассники и студенты. Жизненно важно отметить, что правильно поставленная социальная работа с молодежью, особенно старшего школьного возраста, способна если не предотвратить, то значительно сократить физическую убыль молодежи в таком раннем возрасте, сформировать адекватные социальные установки, изменить модели поведения и систему ценностей. 
     Социальную работу в системе образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей: социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. 
     Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности. 
     Объектом воздействия, как видим, становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения. 
     Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися, студентами и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества. В этом - отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении. Отсюда большое внимание не только к взаимодействию в учебных коллективах, но и к внеклассной работе в школе, к внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, к формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели. 
     Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
     Объект исследования выступило МБОУ «Ш-ИСОО с.Уэлен».
     Предмет исследования представляет деятельность социального работника в школе
     Цель исследования заключается в выявлении особенностей деятельности социального работника в образовательной сфере (на примере МБОУ «Ш-ИСОО с. Уэлен»).
     Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
     - исследовать сущность, место и особенности социальной работы в школе;
     - изучить нормативно-правовые основы деятельности социального работника в школе;
     - раскрыть 	задачи и функции социального работника в МБОУ «ШИС ОО с. Уэлен».
     - проанализировать и оценить основные направления деятельности социального работника в школе.
     - предложить направления совершенствования методов социальной работы в школе.
     Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
     


     Глава 1. Теоретико-правовые аспекты социальной работы в сфере образования
     1.1. Сущность, место и особенности социальной работы в школе
     
     
     Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться в зарубежной и отечественной педагогике примерно через 100 лет, когда в соответствии с новыми социокультурными реалиями, связанными с процессами урбанизации, ослаблением влияния церкви в сфере морали, воспитания, возникла необходимость в науке о социальном воспитании человека.
     В России выход на профессиональный уровень социальной работы и подготовки специалистов для её проведения (социальных работников и социальных педагогов) был законодательно оформлен в 1991 году.
     Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области отношений в социуме. Его деятельность ориентирована на все категории населения людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте в его социуме.
     В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли: посредник, защитник, организатор и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетенции специалиста. Исходя из этого, местом работы социального педагога могут быть:
     - социально-педагогические социально-психологические службы учреждений образования: дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ и т.д.;
     - социальные службы специализированных учреждений;
     - социальные службы организаций, предприятий, учреждений;
     - социальные службы муниципальных органов и учреждений;
     - службы культурного досуга;
     - валеологические и физкультурно-оздоровительные службы.
     Согласно положению №55, установленному в Законе «Об образовании», в школах должна иметься ставка социального педагога.
     Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.
     Обязанности социального педагога заключаются в следующем:
     - создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
     - гуманизации взаимоотношений между детьми;
     - содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
     - мерах по защите прав каждого учащегося;
     - проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
     - поддержании контактов с семьями школьников;
     - выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
     - выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
     - установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
     - способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся социальным воспитанием.
     Задача социального педагога, объединив свои усилия с семьями, организовать внеучебный досуг учащихся. Он также следит за тем, насколько эффективно работают секции, клубы, студии, трудовые, туристические, краеведческие отряды и координирует их деятельность. Социальный педагог сотрудничает с педагогическим коллективом в вопросах воспитания трудных детей, выстраивании отношений с проблемными семьями. Он является связующим звеном между школой и обществом, в частности, изучает социальную микросреду. Обязанность социального педагога состоит в регулярном информировании педагогов школы о состоянии психологического климата в разных классных коллективах, о психологических особенностях трудных учеников и рекомендует методы помощи таким учащимся. В обязанности социального педагога входит подготовка и составление планов, в соответствии с которыми и организуется социальная работа в школе.
     Социальный педагог должен особое внимание уделять учащимся, которых исключили из школы. Он должен помочь им определиться в другое общеобразовательное заведение и стать полноценным членом нового классного коллектива.
     Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).
     Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.
     Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.
     Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда «социальный»? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.
     Работы социального педагога в образовательном учреждении можно представить в виде нескольких основных направления:
     Социализация. Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.
     Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.
     Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.
     Адаптация. Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.
     Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.
     Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти «золотую середину» просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще «опускают» их.
     Воспитание. Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.
     Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в «разруливании» споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься «воспитанием» школьников, независимо от ваших желаний.
     Консультации. Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.работа социального педагога
     Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.
     На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.
     Организация мероприятий. Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.
     Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.
     Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему «публику».
     Трудоустройство. Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.
     Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.
     Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.
     Анализ поведения. Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.
     Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать «бить тревогу», а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.
     В рамках проводимого исследования целесообразно рассмотреть особенности деятельности социального педагога в рамках школы интернатного типа.
     Учитывая, что в интернатных учреждениях обучаются дети социально-незащищённые, нуждающиеся в социальной, правовой помощи, такая служба чрезвычайно важна в интернатах.
     Социальный педагог интернатного учреждения начинает свою работу или её очередной цикл с определения социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу его влияния. Выполняя такую диагностическую функцию, он проводит изучение социальной ситуации в масштабах интерната, социально-бытовых условий жизни детей, семей и особенностей ближайшего социального окружения; выявляет позитивные и негативные влияния; знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу представить образ жизни воспитанников интернатного учреждения, дать социально-психологическую характеристику семей, выявить актуальные проблемы. В результате диагностики определяются те категории воспитанников, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания и влияния.
     В практике социально-педагогической работы в условиях интерната часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. Таким образом, определяется социальный заказ и формируется поле деятельности социальных педагогов. При этом возникает необходимость дать прогноз (прогностическая функция) на возможность изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учётом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения.
     Организаторская функция социального педагога интернатного учреждения может быть представлена в нескольких аспектах:
     
     - организация деятельности и взаимодействия различных категорий специалистов (социальных педагогов, медиков, психологов и т.д.) по реализации комплексных социально-педагогических программ;
     - организация общественно значимой деятельности воспитанников в решении социально-педагогических задач улучшения условий жизнедеятельности, организации отдыха и досуга, воспитания и социальной адаптации;
     - организация групповой работы во взаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми и другими общественными учреждениями и организациями.
     В качестве самостоятельной и одной из главной функции для социального педагога интернатного учреждения выделяется социально-защитная функция, реализация которой сопряжена с использованием имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, применением мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов. Также эта функция связана с разработкой и реализацией комплекса мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической реабилитации личности, компенсации ограниченных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определённых личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций.
     Образовательно-воспитательная функция социального педагога интернатного учреждения заключается в обеспечении целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможность самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
     Основное содержание работы социального педагога независимо от специализации определено базовыми должностными обязанностями.
     
     Социальные педагоги интернатных учреждений специализируются на создании благоприятной среды в учреждении, оказании социальной и правовой помощи, решении личностных проблем воспитанников, установлении широких контактов воспитанников с социальным окружением. Согласно вышеуказанным функциям в качестве приоритетных направлений деятельности социального педагога интернатного учреждения выделяются следующие: диагностико-прогностическое, коррекционно-образовательное, функционально-организационное, профилактическое и правовое.
     В плане диагостико-прогностической работы социальному педагогу рекомендуется совместно с практическим психологом внимательно изучать медико-психологические, возрастные, личностные особенности воспитанников, их способности, интересы, отношение к интернату, детскому дому, учёбе, поведение, круг общения, выявить позитивные и негативные влияния в структуре личности ребёнка. Чрезвычайно важно изучать социальный профиль семьи ребёнка (если она имеется), взаимоотношения родителей или родственников и детей (о многом расскажут сами дети), что позволит в дальнейшем социальному педагогу спрогнозировать влияние родных и близких на самостоятельную жизнь воспитанников. На это направлении важно знать о материальных и жилищных проблемах подопечного, так как это позволит задолго до окончания интернатного учреждения учеником позаботиться о его жилищном обеспечении. Социальному педагогу необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, в центре которых оказывается воспитанник, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода их разнообразных неблагоприятных ситуаций.
     Суть коррекционно-образовательного направления представляется как обеспечение помощи в тех случаях, когда социальные, национальные, культурные и другие барьеры мешают воспитанникам реализовать свои потенциальные возможности в усвоении ими знаний и умений. Это может быть решено путём консультирования педагогов, обращения к собственным чувствам и эмоциям в адрес детей, не имеющих поддержки близких и родных.
     Социальный педагог может оказать существенную помощь в индивидуальной педагогической коррекции, так как он, представляя интересы ребёнка в составе ПМПК, выявляет факторы, мешающие развитию ребёнка, составляет карту социального обследования, которая в дальнейшем становится основой для разработки индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения в течение всех лет пребывания воспитанника в интернате.
     Интернатное учреждение, как все общеобразовательные учреждения – многофункциональный организм, требующий согласованной работы отдельных индивидуумов, групп, коллективов, региональных гуманитарных учреждений, служб социального обеспечения, где центральным связующим звеном является социальный педагог. В ходе организации функционально-организационного направления своей деятельности социальный педагог выполняет посреднические функции между учащимися, с одной стороны, и администрацией, педагогами, социальными службами – с другой. К примеру, с его помощью в интернатном учреждении могут быть сформированы кратко- и долгосрочные группы, в которых дети овладевают знаниями о жизни. Руководить школой жизневедения могут воспитатели, учителя или специалисты со стороны, заинтересованные во взаимодействии с интернатным учреждением, а социальный педагог формирует те проблемы и вопросы, которые необходимы детям для практичес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44