- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | M000508 |
Тема: | Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Факультет экономики и права Кафедра гражданского права и процесса ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Зав.кафедрой гражданского права и процесса ______________ _Микулин А.И. подпись Ф.И.О «_____» ______________ 20__г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя Студента 4 курса очной формы обучения по основной образовательной программе, обучающегося по направлению 030900 юриспруденция, профиль гражданско - правовой Романчука Никиты Романовича Научный руководитель ВКР: Владимиров Владимир Анатольевич. _____________________ «___» ______20__г. (подпись руководителя) _____________________ (подпись студента) г. Южно-Сахалинск 2016 г. CОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…...……………………………………………………….…………..3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ...…………………………..…………………......……..6 1.1. история участия прокурора в рассмотрении судами экономических споров……………………………………………………………………………...6 1.2. участие прокурора в рассмотрении дел судами как одна из составляющих общей деятельности прокуратуры……………………………………………...12 1.3. участие прокурора в надзорном производстве……………….……...……17 ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА..………………………………………………………………….….26 2.1. основания участия прокурора в арбитражном процессе……….………..26 2.2. участие прокурора в суде первой инстанции………….……….…………32 2.3. участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в апелляционной и кассационной инстанциях……………………………………………………….39 ГЛАВА 3. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………………………..………….….43 3.1. общие положения о формах участия прокурора в гражданском процессе…………………………………………………………………………..43 3.2. участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан…………………………………………………………..……………….50 3.3. особенности участия прокурора в делах, возникающих из семейно- правовых отношений…………………………………………………………….53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...………………………………………………..……............62 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……………………………………..…….67 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования определяется глубокими и коренными по своей сущности политическими и социально-экономическими преобразованиями, осуществляемыми в современной России, которые обусловили серьезное изменение роли и значения многих областей деятельности, сфер управления, составляющих фундамент жизни российского общества. Происходит переосмысление функций государства. Изменяются цели, задачи государственных органов, а также способы достижения указанных целей. Также актуальность данной темы определяется той важнейшей ролью, которую играют органы прокуратуры, участвуя в процессе рассмотрения гражданских и арбитражных дел. Участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессе необходимо рассматривать как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе является специфической формой государственного воздействия на состояние законности в экономической сфере. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 19.01.1992 №2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе является действенным средством укрепления законности, предупреждения и устранения правонарушений. Необходимость участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве определяется потребностью в защите публичных интересов. 1Прокуратура не имеет своего ведомственного интереса в защите какой-либо социальной, экономической или иной отрасли, соответственно она призвана обеспечить соблюдение закона и баланса частных и публичных интересов участниками экономических отношений. Как представитель государства прокурор обращается в суд с целью защиты интересов государства, организаций и граждан. Важно, чтобы со стороны прокурорских работников обеспечивалось не простое участие в судопроизводстве, а квалифицированное участие в рассмотрении дел судами. Целью данного исследования является изучение правовой природы участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе как государственного института, гарантирующего публичные интересы, а также внесение рекомендаций по совершенствованию действующего гражданского и арбитражного процессуального законодательства и применению его норм. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью прокурора в гражданском и арбитражном процессе, в частности отношения, возникающие при реализации норм Конституции и законодательства Российской Федерации. Предметом исследования является анализ взаимодействия органов прокуратуры с судами, выявление закономерностей, способствующих реализации полномочий прокурора в арбитражном и гражданском процессе, а также выявление путей совершенствования данной деятельности прокурора. Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении дана краткая оценка современного состояния рассматриваемой проблемы, обоснование актуальности выбранной темы исследования, цель, задачи, объект, предмет, период, информационно-методологическая база исследования. В первой главе рассмотрены исторические и организационные аспекты участия прокурора в рассмотрении арбитражными судами, а именно история участия прокурора в рассмотрении судами экономических споров, участия прокурора в рассмотрении дел судами как одна из составляющих как одна из составляющих общей деятельности прокуратуры, и основания участия прокурора в арбитражном процессе. Во второй главе изучена специфика участия прокурора в различных стадиях арбитражного процесса, а именно основания участия прокурора в арбитражном процессе, участия прокурора в рассмотрения арбитражных дел в апелляционных и кассационных инстанциях и участия прокурора в надзорном производстве. В третьей главе рассмотрены формы участия прокурора в гражданском процессе, а именно общие положения о формах участия прокурора в гражданском процессе, по защите трудовых прав граждан и особенности участия прокурора в делах возникающих из семейно-правовых отношений. В заключении кратко сформулированы выводы, дана сравнительная характеристика и изложены основные результаты работы. Теоретической и методологической базой исследования являются труды ученых - представителей прокурорского надзора, арбитражно-процессуального, гражданского и административного права: Герасимова С. И., Рохлина В. И., Сыдорук И. И., Савицкого В.М., Треушникова М. К., Трещевой Е. А., Трикс А. В., Чувилева А. А., Яркова В. В. и других авторов. ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 1.1. История участия прокурора в рассмотрении судами экономических споров Исторически судебная власть возникла гораздо раньше, чем прокуратура. В Древней Греции и в Древнем Риме пострадавший от преступления или гражданско-правового деликта сам собирал доказательства и поддерживал обвинение перед судом либо приглашал для этого ораторов. Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV в 1302 г. как орган представительства интересов монарха. Термин «прокурор» стал применяться лишь в начале XVIII в. Прокуратура выполняла функцию контроля за правомерностью функционирования всего государственного механизма. Появление прокуратуры в России связывают с именем Петра I, который 17 марта 1714 г. издал указ «О фискалах» - предшественниках прокуратуры, выполнявших, в сущности, прокурорские функции. Обер-фискал доносил о деятельности Сената царю. Фискалы были учреждены и в провинции. Их задачи состояли в том, чтобы «только проведывать и доносить и при суде обличать» Это положение конкретизировалось следующим образом: «Прилежно проведывать, не обретаются какие беглые, гулящие, подозрительные и другие оные подобные люди... не прокрадываются ли какие беглые люди за рубеж»2. Кроме того, фискалам вменялись в обязанность борьба с казнокрадством, надзор за исполнением указов и регламентов и участие в делах, где нет челобитчика. Таким образом, зарождались общенадзорные функции прокуратуры. Петр I издал указ от 13 января 1722 г. «Об установлении должности прокуроров в надворных судах». Прокуратура была образована как надзорный орган центральной власти за исполнением издаваемых законов, постановлений, который призван был осуществлять надзор не только за центральным органом государственного управления, каким являлся в то время сенат, но и за соблюдением законов на местах. Прокуратура должна была стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан; она должна была осуществлять надзор за законностью действий и распоряжений государственных органов. 27 апреля 1722 года Петр I издал указ «О должности Генерал-прокурора», который следил за тем, как исполняются дела в Сенате.3 Первым генерал-прокурором 18 января 1722 г. император назначил П. Ягужинского, первым обер-прокурором - Г. Скорнякова-Писарева. В тот период прокуроры состояли при присутственных (судебных) местах, где велось судопроизводство, наблюдали за ним. Однако они не имели права на возбуждение дел, хотя надзорными полномочиями прокурор был наделен в полном объеме. За прокурорами закреплялась важная функция - надзор за всеми делами, касающимися материальных интересов государства, в т.ч. финансовыми делами, по которым они наблюдали за сбором казенных доходов, за выполнением государственных подрядов, за правильностью финансовой отчетности. С проведением Губернской реформы 1775 г. связано изменение функций и организации прокуратуры. Екатерина II в «Учреждении для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Но генерал-губернаторы по-прежнему рассматривались ею как «государевы наместники». Прокуроры и стряпчие в губерниях должны были «доносить» о неточном в судебном месте исполнении законов, учреждений и указов генерал-губернатору и генерал-прокурору. В ст. 2474 «Учреждения для управления губерний» на губернских прокуроров возлагались такие обязанности как: 1) охрана общего благоустройства в губернии; 2) надзор по казенному управлению; 3) надзор по суду и расправе. Следовательно, у прокуроров сохранялась общенадзорная функция и вводилась функция надзора за судами Первая половина XIX в. считается периодом застоя в истории русской прокуратуры. 4 В 1832 г. Император Николай I одобрил своим указом Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства. Учреждались особые коммерческие суды, которые были правомочны рассматривать дела о банкротстве, векселях, торговые дела. Закон 1832 г. запретил губернским прокурорам осуществлять надзор за коммерческими судами. Однако он обязал председателей судов предоставлять министру юстиции – генерал-прокурору по его требованию необходимую информацию. Следующим историческим этапом развития прокуратуры является реформирование судебной системы в 60-х гг. XIX в. Важнейшими чертами судебной реформы 1864 года, в частности, были: отделение судебной власти от исполнительной и законодательной; лишение прокуратуры надзорных полномочий; возложение на прокуроров лишь обязанности уголовного преследования путем руководства дознанием и поддержания государственного обвинения в судах; учреждение прокуратуры при судах (окружных судах, судебных палатах и Сенате, который стал только судебным органом); соединение в одном лице функций генерал-прокурора и министра юстиции, свидетельствовавшее о принадлежности прокуратуры к исполнительной власти; устранение прокурорского надзора за судами и судебными следователями. Прокуроры учреждались при всех судебных палатах и окружных судах. Участие прокурора в судопроизводстве того времени состояло в том, что прокурор вступал в процесс в самом конце, представляя суду заключение после состязания сторон. Иногда, в виде исключения, по некоторым делам прокурор выступал и как главная сторона, состязаясь с другой стороной, как истец, или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Октябрьская революция 1917 г., свергнув ранее существовавшую власть, ликвидировала многие ее органы, в том числе и органы прокуратуры. Вскоре выяснилось, что власти необходим надежный механизм управления государством. ВЦИК постановлением от 28 мая 1922 г. утвердил первое Положение о прокурорском надзоре в РСФСР, которое заложило основы советской прокуратуры на многие годы. Данное Положение предусматривало: надзор за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных организаций и частных лиц (общий надзор); надзор за следствием и дознанием; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Советский период развития прокуратуры можно условно поделить на следующие этапы:5 1. Первый этап (1922-1923 гг.), когда прокуроры действовали только в пределах союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам республик, и преимущественно в области общего надзора и надзора по уголовным делам. 2. Второй этап (1924-1933 гг.): Положение о Народном комиссариате юстиции, принятое 3 июня 1929 г., установило, что в состав этого учреждения входит Верховный суд РСФСР и Управление прокуратуры Республики. К ведению последнего было отнесено: руководство нижестоящими прокуратурами (проявление централизма); надзор за законностью и опротестование действий центральных органов власти, хозяйственных органов, общественных организаций, исполкомов и других учреждений (общий надзор); руководство деятельностью органов расследования, которые в1928–1929 годах были переданы из судов в ведение прокуратуры; организация совещаний по борьбе с преступностью и общее руководство их деятельностью (прообраз координации работы правоохранительных органов); участие в заседаниях коллегий Верховного суда РСФСР и дача заключений; истребование судебных дел в порядке надзора и некоторые другие. 3. Третий этап (1933-1962 гг.): основным было учреждение прокуратуры СССР, наделение ее функциями надзора за судебной деятельностью всех судов путем принесения протеста и приостановления исполнения решений. В этот период были приняты: - Конституция СССР 1936 г.; - конституции Союзных республик; - Основы законодательства о гражданском судопроизводстве (1962 г.); - новое законодательство о прокуратуре (1955 г.). Централизованная и независимая система прокуратуры была закреплена «сталинской» Конституцией 1936 г. На прокуратуру возлагался высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными комиссариатами, подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами (ст. 113). В Конституции СССР от 7 октября 1977 г. прокуратуре была посвящена отдельная глава (21). В соответствии с Конституцией на органы прокуратуры возлагалась обязанность осуществлять надзор не только за точным, но и единообразным исполнением законов. 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О прокуратуре СССР», в котором были закреплены принципы демократизации и гласности в деятельности органов прокуратуры, а также расширены пределы прокурорского надзора за исполнением законов (особенно, в охране прав и законных интересов граждан), а также получили дальнейшее развитие традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора, изложены задачи и полномочия прокуроров в каждой из отраслей надзора. Направления прокурорского надзора были таковы: общий надзор, надзор за расследованием преступлений, уголовное преследование, поддержание государственного обвинения в судах, надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах, надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы и др.6 Следующим по времени законом о прокуратуре был ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). В данном законодательном акте установлено, что прокуратура осуществляет свою деятельность «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» (ч. 2 ст. 1). Участию прокурора в рассмотрении дел судами посвящен раздел IV ст. 35 - 39. В этом разделе установлено общее правило участия прокурора в деятельности судов (как арбитражных, так и судов общей юрисдикции) - «если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства». Что касается арбитражного процесса, то отметим, что первый Арбитражный процессуальный кодекс был принят 5 марта 1992 г. В нем впервые были закреплены полномочия прокурора в арбитражном процессе. В ст. 34 данного кодекса указано, что прокурор принимает участие в арбитражном процессе в случаях предъявления иска в арбитражный суд либо принесения протеста на решение арбитражного суда. Следующим был Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г. В ч. 1 ст. 41 указано, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. По сравнению с ранее действовавшим АПК менее подробно изложено процессуальное положение прокурора, не уточнено, что прокурор может принимать участие в разбирательстве дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Оговорен ранг прокурора, обращающегося в Высший арбитражный суд Российской Федерации: возможность возбуждения дела в этом суде принадлежит лишь Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителям. В арбитражный суд субъекта Федерации могут также обращаться прокурор или заместитель прокурора этой административной единицы. Фактически же в конкретном процессе может принимать участие работник прокуратуры, направленный руководством Прокуратуры Российской Федерации. В настоящее время действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ, принятый 24 июля 2002 г. В ст. 52 указаны полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд. Участие прокурора в арбитражном процессе также связано с защитой государственных и общественных интересов7. Но в действующем АПК (в сравнении с арбитражными процессуальными кодексами 1992, 1995 годов) указаны конкретные категории дел, по которым прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, а также включено положение, что по указанным в ч. 1 данной статьи прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.8 Перечень категорий дел является закрытым. 1.2. Участие прокурора в рассмотрении дел судами как одна из составляющих общей деятельности прокуратуры Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс от 24.07.2002 № 95-ФЗ (далее - АПК РФ) расширили компетенцию арбитражных судов, укрепили правовые начала их деятельности, повысили гарантии законности и обоснованности разрешения хозяйственных споров. Закон рассматривает прокурора в качестве самостоятельного субъекта арбитражного процесса, включая его в состав лиц, участвующих в деле (ст. 40 АПК РФ). Участие в деле прокурора регламентируется, в частности, ст. 52 АПК РФ.9 Статус прокуратуры как государственного органа, имеющего цели обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (п. 2 ст. Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предопределяет условия, при которых прокурора реализует свои полномочия по участию в арбитражном судопроизводстве. Если иные лица участвуют в деле, как правило, в защиту собственного интереса, то участие прокурора должно быть направлено на защиту нарушенных государственных или общественных интересов. Полномочия прокурора прямо предусмотрены в Законе о прокуратуре. Так, в соответствии со ст. 35 названного закона прокурор имеет право:10 1. Участвовать в рассмотрении дел судами. 2. Осуществлять уголовное преследование в суде. 3. Выступать в качестве государственного обвинителя в суде. 4. Обратиться в суд с заявлением. 5. Вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законных интересов общества или государства. 6. Генеральный прокурор РФ имеет право участвовать в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 5 ст. 35). Конкретные формы и основания этого полномочия также регламентированы соответствующим процессуальным законодательством. 7. За Генеральным прокурором РФ закреплено также право обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением или возможностью нарушений конституционных прав и свобод граждан примененным или подлежащим применению каким-либо законом (п. 6 ст. 35). Закон о прокуратуре РФ не указывает на то, какой закон может нарушить или уже нарушает конституционные права и свободы граждан, поэтому можно считать, что законодатель имел в виду любой закон, принятый на территории РФ, в том числе как федеральный, так и закон субъекта федерации. 8. Опротестовать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда (п. 1 ст. 36). Порядок применения этого полномочия регулируется процессуальным законодательством. 9. Опротестовать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу (п. 2 ст. 36). 10. Обращение Генерального прокурора РФ с представлением в Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и административным делам (ст. 39). Выделение деятельности по участию в арбитражном процессе как одного из самостоятельных направлений работы органов прокуратуры обусловлено объективными предпосылками, включающими в себя: 1) общественные (государственные) потребности в таком виде деятельности прокуратуры, как участие в арбитражном судопроизводстве; 2) правовую природу прокурорской деятельности как целостной системы, в частности, взаимодействие ее основных направлений; 3) юридическое закрепление федеральным законодательством права прокурора на участие в рассмотрении дел арбитражными судами. Отметим, что необходимость участия прокурора в арбитражном процессе обусловлена, в том числе, и ролью арбитражных судов. Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров (согласно ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») являются: - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Участие прокурора в арбитражном процессе, в первую очередь, в виде обращения в суд с иском, является специфической формой государственного влияния на соблюдение законности в хозяйственной деятельности. Эта форма соответствует принципам правовой государственности и рыночной экономики. Правильное, основанное на законе использование обращений с иском в арбитражный суд и квалифицированное поддержание исковых требований в суде представляют собой эффективное средство пресечения и устранения нарушений законности в деятельности как органов государственной власти, управления и контроля, так и субъектов предпринимательства.11 В соответствии с положениями Закона о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) прокурор, участвуя в рассмотрении арбитражных, гражданских и иных дел, осуществляет две основных функции. Во-первых, он принимает непосредственное участие в рассмотрении судом конкретных арбитражных, уголовных, гражданских и административных дел.12 В этих случаях прокурор выступает в качестве равноправного участника, стороны арбитражного, уголовного или гражданского судопроизводства. Во-вторых, функция прокурора в судопроизводстве состоит в прокурорском надзоре за законностью решений, приговоров, определений или постановлений суда. Реализация этой, закрепленной в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, функции предполагает право и обязанность прокурора опротестовать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности. В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. Следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам (например, в порядке надзора), также регламентируются процессуальным законодательством.13 Основной задачей участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в формах и по основаниям, предусмотренным арбитражным процессуальным законодательством. Вхождение прокурора в арбитражный процесс не умаляет его статуса как представителя государства, призванного стремиться всей своей деятельностью к обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства. Поэтому, несмотря на особую специфику данного направления прокурорской деятельности, оно имеет тесную взаимосвязь с другими направлениями деятельности прокуратуры (например, надзором за исполнением законов и законностью правовых актов и др.) Подводя итог, отметим, что прокурор выступает в качестве самостоятельного субъекта арбитражного судопроизводства. Участие прокурора в арбитражном процессе преследует решение таких общих задач прокуратуры, как: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законом интересов общества и государства, обеспечение верховенства закона, обеспечение единства и укрепления законности.14 Таким образом, своевременное вмешательство прокуроров в значительной мере способствует восстановлению нарушенных прав в экономической сфере и укреплению законности, а следовательно, участие прокурора в рассмотрении дел судами является составной частью деятельности прокуратуры.15 1.3. Участие прокурора в надзорном производстве Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Право на обращение в суд надзорной инстанции предусмотрено ст. 376 ГПК РФ. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 41 ГПК РФ, в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ. Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. В соответствии со ст. 377 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции.16 Надзорная жалоба или представление прокурора подается: 1) На вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно, в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;17 2) На кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда; 3) На постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ; 4) На постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими: по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ; 5) На вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда РФ. Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:18 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;19 2) Прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда. В соответствии со ст. 378 ГПК РФ надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:20 1) Наименование суда, в который они адресуются; 2) Наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 3) Наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) Указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) Указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; 6) Указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; 7) Просьбу лица, подающего жалобу или представление. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями, число которых соотве....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: