VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организация учебного общения посредством коммуникативно-диалоговых технологий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008602
Тема: Организация учебного общения посредством коммуникативно-диалоговых технологий
Содержание
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики»
Кафедра начального образования



Курсовая работа
на тему: «Организация учебного общения посредством коммуникативно-диалоговых технологий»



Выполнила студентка 1 курса, гр. 11-Н
«Начальное образование»
Панкратова Екатерина Сергеевна
Научный руководитель:
к.пед.н., доцент Брикунова Светлана Сергеевна



Ростов-на-Дону
2016
Оглавление
Введение	3
ГЛАВА I. Теоретические основы и основные понятия педагогического  общения	5
   I.1. Понятие и сущность педагогического общения 	5
I.2. Диалогизация учебного общения в психолого-педагогических  публикациях	6
I.3. Учебный диалог на уроках в начальной школе 	6
Глава II. Основы организации учебного общения посредством коммуникотивно-диалоговых технологий 	8
   II. 1. Анализ особенностей коммуникативно – диалоговых технологий.	8
   II.2. Педагогическая коммуникативная компетентность как условие  диалогизации учебного процесса. 	8
Заключение	11
Список использованной литературы	12
Приложения	










Введение
Актуальность.    Сфера общения в целом в последние два десятилетия привлекала пристальное внимание исследователей. Философы и социологи, специалисты в области социальной детской и возрастной психологии стали изучать природу общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения. Большинство психолого-педагогических рекомендаций и научных исследований по формированию коммуникативных навыков посвящено детскому возрасту. 
         Подходы к обучению общению, формированию коммуникативной функции прослеживаются гораздо медленнее, чем в других сферах педагогики и психологии. Это объясняется тем фактом, что ребенка можно научить, например, писать (взять его руку), но физически помочь ему заговорить гораздо труднее.
          Для выпускников школ необходимо быть контактным в различных социальных группах, коммуникабельным,  уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело из них выходя.
           Эти навыки должны обеспечить молодого человека мобильностью, возможностью быстрой реакции в изменяющемся мире при состоянии душевного комфорта, которое обеспечивает эмоциональное равновесие.
В современном обществе диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимания, но и возникновение противоречий, полемических споров. Поэтому способность выпускников школы вести плодотворный, эффективный диалог в самых различных областях социокультурной сферы, познавать мир не с монологических позиций, а диалогически, становится наиболее важным и коммуникативным свойством.
           Между тем наблюдения за опытом проведения дискуссий, политических собраний и митингов, деловых совещаний, научных конференций дают основание сделать вывод о том, что во многих выступлениях отсутствуют взвешенность, выдержанность и последовательность рассуждений, глубина и убедительность доводов, соблюдение этических норм, гибкость мышления и быстрота реакций. В них по-прежнему «сквозит» монополия на истину, особый стиль общения и убеждения со свойственными ему монологическими нравоучениями и жесткими, безапелляционными суждениями. В связи с этим коммуникативно-направленное образование отходит от монологического способа обучения и переориентируется на диалогический, способствующий развитию у школьников коммуникативных свойств, а именно: умения обсуждать, договариваться, аргументировать, доказывать, соглашаться (или не соглашаться).
          Для того чтобы современный выпускник обладал данными навыками необходимо, чтобы его этому научили. Это требует соответствующей организации образовательного процесса современных школ, лицеев и гимназий. 
Объект исследования: учебное общение.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты организации учебного общения посредством коммуникативно-диалоговых технологий.
Цель курсовой работы: изучение способов организации учебного общения посредством коммуникативно-диалоговых технологий.
Гипотеза: учебное общение может выступать важным условием развития личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Определить понятие и сущность педагогического общения.
2. Показать применение диалога на уроках в начальной школе.
3.  Проанализировать особенности коммуникативно – диалоговых технологий.
4.  Раскрыть педагогическую коммуникативную компетентность как условие  диалогизации учебного процесса.
Методы исследования:
Анализ имеющейся литературы по теме.












ГЛАВА I. Теоретические основы и основные понятия педагогического  общения
I.1. Понятие и сущность педагогического общения
       Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности.
        Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и детей, и педагога в общении.
      По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников [2].
      Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.
      Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обращают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педагогического общения. Почему эта проблема становится центральной для профессионально-педагогической деятельности, ее основой?
     Прежде всего, потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.
     Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.
     Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.
    Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.
    В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.
     Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам утвердить себя, реализоваться.
   Что же такое педагогическое общение?
   В. А. Кан-Калик дал следующее определение этого понятия: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [2, С.15].


I.2. Диалогизация учебного общения в психолого-педагогических  публикациях
     Диалогизация обучения предполагает в единстве оптимизацию преподавания (деятельность учителя) и оптимизацию учения (деятельность учеников).
     Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Учебный диалог в деятельности школьника представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся. Это совместное обсуждение учебной задачи, а также беседы во время урока.
     И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
     В процессе педагогической деятельности учитель ставит перед собой следующие цели:
     - оптимизировать процесс решения учащимися конкретной учебной задачи путем эффективного управления деятельностью;
- создать условия для целостного гармонического развития личности учащихся;
- создать условия для стимулирования психического развития учащихся
     Учащиеся в процессе учебной деятельности не осознают всех учебных целей. Чаще всего их цель связана лишь с решением конкретной учебной задачи.
     Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения  обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнения, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и прочее. При этом каждая реплика может содержать воспитательный импульс и оказывать воздействие на личность учащихся:
     1. поддерживать его веру в свои силы;
     2. помогать удерживать в привычном пределе уровень самооценки;
3. ликвидировать, в случае необходимости, отрицательные тенденции в организации межличностных отношений в коллективе и нежелательные проведения в поведении отдельных учащихся.
     Наряду с психолого-педагогическими аспектами диалог оказывает воздействие на развитие речи учащихся:
     1.  усиливает эмоциональную окраску речи;
     2.  выразительность;
     3. обогащение словарного запаса;
     4. способствует развитию коммуникативных способностей учащихся;
     5. развивает умение правильно строить предложения.
     Многоплановость целевой направленности учебного диалога означает, что этот диалог фактически не имеет конца. Диалог делится на протяжении всего обучения и заканчивается с прекращением общения учителя с учеником.
     Чем больше глубина диалога, тем полнее взаимопонимание между взрослым и ребенком.
     Дидактическая цель учителя в учебном диалоге чаще всего имеет скрытый характер. При этом одна и та же цель может достигаться в разных диалогах, один и тот же диалог может реализовать различные дидактические цели.
     Учебный диалог чаще всего направлен на решение учебной задачи (в отличие от игровой и трудовой). Его содержание характеризуется четкой предметной отнесенностью и сохранением единства темы вплоть до намеченного уровня ее исчерпания.
     В учебном диалоге учитель выдает зачастую большую часть информации, тем самым стремится к решению остальных (отдаленных) целей обучения.
     Любая реплика учителя в учебном диалоге направлена на достижение учебных  целей. Субъективно учитель оценивает все проявления своего поведения в классе как обучающее и воспитывающее.
    Учебный диалог характеризуется определенной, жесткой структурой партнерства. Лидер в диалоге один (учитель). В обучении лидерство может оказываться у учащегося или сознательно передаваться  ему учителем.
     В учебном диалоге учитель учит, наставляет, воспитывает; учащийся – учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом.
     Учащийся, как правило, на уроке играет не активную, а реактивную роль. Его общение с учителем имеет большей частью вынужденный характер в том смысле, что он, хотя и может в отдельных случаях инициировать диалог (задав вопрос, подняв проблему), однако по своему желанию не может прервать диалог и выйти из него.
      В учебном диалоге слушатель – учитель в типичном случае реагирует на сообщение оценкой, то есть выступает не как собеседник, а как классификатор и оценщик реплики учащегося. Поэтому учитель должен уметь имитировать интерес к известной ему информации как к новой, неизвестной, значимой, уметь стимулировать выражение собственного отношения учащегося к излагаемому материалу. В результате действительно появляется новая для учителя информация, что вызывает разнообразные естественные формы реакции на сообщение. Появляется живой диалог.
      Условием эффективности учебного диалога является его психологически щадящий режим. Один из путей достижения такого режима – повышение симметричности диалога.
      Учебный диалог – важнейшая сторона и учителя, и ученика. В связи с этим отношение к нему является более ответственным.
      Учащийся в ходе учебного диалога постоянно уточняет модель учителя (слушает, задает вопросы) для улучшения прогноза его поведения, реакций и т.п., что имеет для него важное значение.
      Ученик и учитель выступают в учебном диалоге как личности: во-первых, участвуют в общении физически, со своими индивидуальными характеристиками внешности, моторики, речи; во-вторых, их диалог оказывается насыщенным личностными смыслами, проникающими в строгий регламент учебного общения.
      Существенным отличием учебного диалога от житейского является большая произвольность деятельности партнеров по общению: в последнем форма речи зачастую остается вне фокуса внимания, а в учебном – постоянно находится под контролем и говорящего, и слушающего, и речемыслительная деятельность учащихся приобретает в связи с этим весьма напряженный характер.
      Временная структура учебного диалога является весьма жесткой. Задержка реплики со стороны учащегося сигнализирует не просто о размышлении, сомнении говорящего, но и о недостатке его подготовки. Реплики учебного диалога часто бывают весьма продолжительными. (Например, ответ учащегося у доски или объяснение учителя).
      Речевые характеристики учебного диалога часто далеки от естественного общения, что вызывается такими уже упомянутыми его особенностями, как произвольность речи, ее нормативность, контекстность. Чего стоит знаменитое требование «отвечать полным предложением», противоречащее всем законам организации структуры сообщений в естественной речи. Кроме того, играет свою роль, и напряженный темп урока, вызывающий искусственное «подтягивание» индивидуальных характеристик речи к некоторой норме («не тяни – отвечай медленнее»), а также регламентация содержания высказывания («не отклоняйся от темы», «как сказать правильно?», «кто поправит?»)
      Для этого на уроке необходимо поддерживать диалог длительный период времени, сохраняя его тему; конкретно и точно формулировать ответ на вопрос учителя.  Тогда данная работа способствовать развитию речи учащихся.
     
     
     
     
     
     I.3. Учебный диалог на уроках в начальной школе
     Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке (уроке русского языка и литературного чтения, математики и окружающего мира). Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.
     Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи учеников», думающих по разному?
     Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.
     К факторам, блокирующим общение, относятся следующие:
     1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке;
навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. 
     2. Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.е. психологических) по отношению к ребёнку. Поглаживание – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких «поглаживаний», тем увереннее чувствует себя
ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным « поглаживаниям»
можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.
     3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо
отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным , на
которые нельзя дать односложный ответ.
     4. Неумение учителя быть хорошим слушателем ( т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником. А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого мы все пользуемся приемами пассивного и активного слушания. 
     Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. 
     Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.
     Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
     ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е.помогает сформировать учебную задачу.
     В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания – « ловушки»,
     Противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является « начальным моментом мыслительного процесса».
     В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:
УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
УЧЕНИК – КЛАСС;
УЧЕНИК – УЧЕНИК.
     Самый распространённый вид диалога в начальной школе УЧИТЕЛЬ – КЛАСС требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересу
ющим не только учителя. И вот литературное чтение , внеклассное чтение –
это те предметы. которые обращены к душе ребёнка. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимися, вызывать интерес и эмоциональные переживания.
     Вопрос – тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противополож-
ные точки зрения, побуждающие к спору.
     В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-
ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действие учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.
     Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ, Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. 
     Наглядным свойством появления проблемной ситуации является «ФЕНОМЕН УДИВЛЕНИЯ». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует воз-
никновению вопроса: « Почему так получилось?», « Так не бывает!». А появ-
ляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления. И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. 
     
     	  



9


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.