- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация процесса общения для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках иностранного языка
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005024 |
Тема: | Организация процесса общения для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках иностранного языка |
Содержание
Содержание Введение Глава 1 Принципы построения диалога как средства коммуникации...................5 1.1 Диалог как средство коммуникации. Разновидности диалога и их особенности………………………………………………………………………......5 1.2 Порядок построения диалога и обучение диалогической форме общения в старших классах………………………………………………………………...... Глава 2 Организация в старших классах коммуникативной деятельности посредством ведения диалога……………………………………...................... 2.1 Речевые ситуации и упражнения, формирующие коммуникативные навыки 2.2 Применение интерактивных форм работы на уроках иностранного языка с учащимися старших классов……………………………………………………. Заключение………………………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………………... Введение Диалог занимает центральное место на уроках иностранного языка. Это связано, прежде всего, с тем, что организация учителем данного вида работы способствует не только интеллектуальному развитию учеников, но и их результативности в обучении в целом. Кроме того, педагог должен помнить еще одно: для достижения наилучших результатов во время учебного процесса на самом деле должно происходить два вида диалога – учитель-ученик и ученик-ученик. Диалогическая форма в большей мере включает школьников в активную деятельность, способствует развитию самостоятельности. Развернутый диалог предполагает активное обсуждение, высказывание различных точек зрения, элементы дискуссии. Научить диалогу на иностранном языке – трудная задача, это связано с особенностями диалога как вида речевой деятельности и усугубляются тем, что на родном языке этому умению, как правило, не учат. Актуальность данного исследования заключается в том, что при обучении диалогу наряду с формированием автоматизмов владения языковым материалом нужно уделить внимание развитию таких психических механизмов диалогической речи, как надфразовое упреждение, способности планировать логическое раскрытие диалога, быстроте реакции на высказывание собеседника. Кроме того, вышесказанное определило объект данного исследования: процесс общения на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы. Цель работы: организация процесса общения для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. Задачи исследования, которые мы поставили, исходя из предмета и цели нашей работы: Определить сущность и содержание понятия диалога Выявить разновидности и функции диалога в коммуникативном процессе. Изучить средства обучения коммуникации и их организацию на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы. Изучить применение интерактивных форм работы на уроках иностранного языка с учащимися 10-11 классов. Гипотеза исследования: структурированная организация диалогического общения благотворно влияет на процесс обучения старших школьников на уроках иностранного языка. Теоретическая основа работы. В нашем исследовании мы опирались на труды отечественных педагогов и методистов, в которых раскрываются цель, задачи, основные принципы и условия, формы и средства, технологии построения диалога на уроках иностранного языка: И. А. Зимней, Т. В. Роговой, Е. И. Пассова, И. Н. Верещагиной, М. В. Ляховицкого, Н. И. Гез, А. А.Миролюбова, С. Ф. Шатилова, С. К.Фоломкиной, и др. Новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в попытке обоснования необходимости использования диалога в процессе общения на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы. Практическая значимость заключается в возможности дальнейшего использования данного исследования в качестве вспомогательного материала при подготовке к урокам иностранного языка в старших классах. Глава 1 Принципы построения диалога как средства коммуникации 1.1 Диалог как средство коммуникации. Разновидности диалога и их особенности Потребность, обнаруживающая себя в мотиве общения как деятельности, состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке. Целям, вытекающим из данной потребности, должны соответствовать все коммуникативные действия общения. «Если мы намерены формировать личность, то сама учебная деятельность строится таким образом, чтобы любое отношение к любому объекту оформлялось через отношение к другому человеку…. В центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта их деятельности» [17, c.54]. В этом смысле важным становится диалог как средство коммуникации. Устная речь – это основная форма коммуникативной компетенции, которая может реализовываться как диалог, монолог или полилог. В связи с этим данные формы устной речи заслуживают особого внимания в практике обучения учащихся иностранному языку. Владение навыками диалогической и монологической речи подразумевает такие умения как изложение своих мыслей вслух, а также понимание речи своего собеседника. В целях методики следует обратить внимание на вопросы о формировании и совершенствовании диалогических навыков и умений в обучении иностранному языку, которые требуют особого внимания преподавателей. В первую очередь, необходимо выяснить какие диалогические формы, наиболее близки к разговорной речи, с помощью которых учащиеся могут сообщать о фактах и событиях реальной деятельности, вступать в коммуникативной контакт. Для методики преподавания иностранного языка исследование особенностей диалогической речи изучаемого языка приобретает особую важность, поскольку позволяет вовремя вносить в содержание этой работы необходимые коррективы. Согласно О.С.Ахмановой, «диалог – одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалог характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения» [2, с. 132]. По определению В.Л. Скалкина, «диалогическая речь – это объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [34, c. 6]. Следовательно, в лингвометодике диалогом является набор высказываний, следующих один за другим при непосредственном общении двух или нескольких участников беседы. Таким образом, диалог представляет собой объединение реплик, для которых характерна структурно-семантическая и интонационная законченность. Из отдельных смысловых реплик, образуется диалогическое единство, которое, впоследствии, служит единицей обучения диалогической речи. Диалогическая речь является ходом речевого взаимодействия от двух и более участников коммуникации. При этом, ученикам необходимо уметь проводить беседу, применяя вопросы, разъяснение, выяснение мнения, сопоставление, а также, выражая восклицание, просьбу, приказ, приглашение, согласие, несогласие и т.д. Ход формирования устного диалогического текста протекает стихийно. Общение в форме диалога может переходить в свободную беседу, спор, дискуссию, в виду того, что коммуникативные намерения и позиции собеседников могут быть вполне различны. Таким образом, в лингвометодике по степени развернутости представлены следующие разновидности диалога: дискуссия, свободная беседа, расспрос, полилог, интервью. Поскольку, диалогическая речь зависит от обоих участников разговора, то поэтому, ее сложнее спланировать. В живой диалогической речи обмен высказываниями происходит быстро. В связи с этим в речи отражается неподготовленность, спонтанность, ситуативность и эмоциональная окрашенность. А это, главным образом, требует готовности языкового материала. В диалогической речи присутствуют также и экстралингвистические особенности (жесты и мимика). Все эти факторы диалогического общения определяют эллиптичность выражений, недоговоренность. В плане языкового оформления диалогической речи свойственна важная роль интонации, использование речевых шаблонов, применение модальных слов, междометий, общий разговорный стиль. Диалог выражается многообразием незаконченных предложений и свободным оформлением высказываний. В связи с этим, главными задачами обучения диалогической речи на иностранном языке являются следующие: учащиеся должны уметь вести беседу в рамках указанных в программе сфер общения; уметь реагировать, проявлять в беседе речевую активность. Для достижения этих целей учащиеся должны научиться: 1) понимать, высказывать о себе, об окружающей среде, о прочитанном и увиденном, услышанном; 2) уметь задавать вопросы разных типов; 3) логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы; 4) проявлять заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре; 5) использовать в своей речи формулы речевого этикета; 6) уметь выражать согласие или несогласие, сомнение, удовлетворение, неудовольствие, просьбу, вежливый отказ и т.д. [6, c.7-8] Диалогическая речь отличается следующими специфическими чертами. 1. Единица диалогической речи представляет собой так называемое диалогическое единство, т.е. совокупность двух соседних реплик в диалоге, связанных ситуативным образом. Единство соседних реплик в диалоге – мгновенно, так как оно обусловлено данной конкретной ситуации. 2. Диалогическая речь состоит не только из вопросов и ответов. 3. Реплики диалогической речи обладают опущениями, изменением расположений (перестановки слов, частей фразы). Таким образом, она отражает ситуативность и, поэтому, не требует строгого порядка. 4. Диалогическая речь содержит в себе ряд различных клише, разговорных формул, которые делают диалогическую речь эмоциональной и экспрессивной. 5. В психологическом плане диалогическая речь отлична ещё и тем, что высказывание каждого говорящего зависит от речевого поведения его собеседника. Следовательно, это требует быстрой реакции, в чем и состоит задача обучения. Учебный диалог является особой формой обучения, посредством которой происходит стремление собеседников к общему для всех познавательному результату. Развитие межличностного взаимодействия старших школьников в учебном процессе происходит за счет учебного диалога. Школьный диалог возник в IV веке до н.э. в классической Греции. Диалоговая природа теоретических знаний определяет необходимость постоянного взаимодействия школьников между собой и учителем [10, c.220]. Главное назначение учебного диалога в обучении и воспитании – развитие любознательности, побуждение класса к активному обсуждению спорных вопросов, формирование нравственного выбора и умение оценивать других. Для учебного диалога характерны следующие особенности: – наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы; – наличие двух и более собеседников, связанных взаимопониманием; – возможность свободного изложения материала; – наличие обратной связи; – наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником [6, с. 6]. Бабаянц А.В. говорит, что в школьном обучении возможны разные виды учебного диалога: учитель-класс, ученик-класс, ученик-ученик, учитель-ученик [3, c.7]. Широкоприменяемый вид диалога в начальной школе учитель-класс требует особого умения от педагога. Он используется в беседе. Структура учебного диалога учитель-класс может состоять из: представления учащимся темы; определения учебной задачи; поиск решения учебной задачи всем классом учеников; озвучивания разных точек зрения говорящих; корректировки; выявления единого окончательного решения; подведения итогов. Ученик-класс (межструктурный диалог). У учащегося и всего класса возникает проблема, для которой нужно найти общее решение, при этом, учитывая каждую точку зрения своих одногруппников. Цель такого диалога заключается в том, чтобы найти компромисс, определить возможности согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Этот вид диалога реализуется в таких его формах, как дискуссия, групповой диалог. Ученик-ученик (внутриструктурный диалог). Это форма межличностной коммуникации, позволяющая путем взаимных усилий находить решения. Такой подход удовлетворяет обе стороны и объединяет собеседников для дальнейшей совместной деятельности. Данный вид диалога обладает: наличием идей у участников, полнотой используемой информации, ее достоверностью, ясной аргументированностью суждений. Применим в следующих формах диалога: работа попарно, групповой и коллективный диалоги, спор. Учитель-ученик. В данном случае, учитель и ученик овладевают определенными технологиями самопонимания и саморегуляции в коммуникации. Эта форма общения требует проявления личного равенства педагога и ученика, «субъект-субъектных» отношений; сотрудничество и согласие; свобода дискуссии. Также, диалоговое взаимодействие учителя и учеников представляются в трех формах - непродуктивная, предпродуктивная и продуктивная. Вид диалога учитель-ученик свойственен беседе, дискуссии при интенсивном участии самого учителя. Существует еще один вид диалогического контакта: ученик-учебный материал. Здесь «происходит встреча субъектного «Я» образовывающегося и нового учебного материала. Встреча «Я» до знакомства с «Я» после знакомства, которое сопровождается самостоятельным осмыслением теоретического материала, осознанием своего уровня, радостью или смятением. Из всего вышеизложенного можно заключить, что учебный диалог – это определенная форма обучения, с помощью которой возникает цель говорящих прийти к единому для всех познавательному выводу. Для развития межличностного взаимодействия в учебном процессе можно использовать различные виды учебного диалога. Существуют несколько способов организации учебного диалога: беседа, спор, диспут, дискуссия, но они имеют свои отличия. В учебном процессе, обычно мы сталкиваемся с беседой, когда тема развиваетсяплинейным путем от уже известного к новому. Спор представляет собой наличие нескольких точек зрения, и лишь одна из них действительно правильная. Диспут предполагает-выяснение всех позиций учеников и нахождение «правильного» знания. Дискуссия преподносится в абсолютно свободной форме. Она развивается в зависимости от хода развития знания, диалогический контакт происходит в открытой ситуации и имеет исследовательский характер [20, c.56]. Беседа – это распространенный способ обучения, который может использоваться на любом этапе урока в различных учебных целях, таких как проверка домашних заданий и самостоятельных работ, представление нового материала, закреплениепипповторение, затемпподведениепитогов учебного занятия, при ответах на вопросы учащихся. Беседа возникает в тех случаях, когда на это есть основания, т.е. ученики обладают некоторой информацией и знаниями об изучаемом материале.пВ процессе беседы учебный материал может пересекать с личным опытом ребенка. Беседа позволяет учащимся представлять важные знания и связывать их с сообщаемым учебным материалом. Учитель имеет хорошую обратную связь.рИсходя из вопросов и ответов ученика, он может увидеть, что ребенок хорошо усвоил, а что нет. Поэтому в процессе он может делать поправки, изменять глубину и объем материала, давать дополнительную информацию. Беседа создается в любых классах, однако в начальном обучении она приобретает важное значение. Беседапронаиболеепроудобна, чтобы воспроизвести и сформировать в сознании школьника представления, которые являются основой для усвоенияроновогороматериала. Обычно педагог начинает объяснение нового учебного материала на уроке с беседы, которая ставит перед собой задачу связать новое с ранее изученным материалом. В обучении используетсяпровпрносновном беседа двух типов: катехизическаян6и5нэвристическая.пнПоложительный результатробеседы зависит от умелой постановки ряда вопросов и знания предполагаемых ответов учащихся. В начальныхкнклассахкнданный7вид диалога6использую7наиболее активно, так как1в ходе3беседы3учитель4может4увидеть4свои результаты, знания детей,4учит их4логически4мыслить,4проходя вместе с ними весь логический путь от постановки проблемы до получения нового знания. Используется в4основном при организации проблемного урока. Учебная дискуссия среди других методов46постепенно входит в практику школы. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии,45учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная456функция456учебной367дискуссии456–567стимулирование познавательного интереса,55вспомогательными функциями являются обучающая,5развивающая,5воспитывающая и контрольно-коррекционная [5, с. 45]. Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии это предварительная и55основательная5подготовка5к55ней7учащихся, как в содержательном,58так78и78в69формальном отношении. Учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко78и78однозначно формулировать7свои7вопросы, приводить конкретные доказательства. В этом случае учебная дискуссия приобретает характер познавательного (научного) спора, который всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться. С их помощью не только легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти,78мышления,56но11и12исправляются12недостатки поведения12и12общения12школьников1(вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику). Элементы дискуссии начинают практиковаться уже и в начальной школе.35589053444444444444444444444444444444444444 Также необходимо научить детей общаться, не боясь высказывать свое мнение. Для этого учитель должен использовать такие приемы, как поощрение хороших высказываний, праздники разных точек зрения, а также благодарить за ошибочные мнения, так как они заставили всех задуматься. Диалог457приобретает456формы56развернутого567общения55между субъектами коллективной учебной деятельности. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Фронтальная (общеклассная) дискуссия, по мнению Г.А. Цукерман, выглядит следующим образом:555555555555555555555555555555555 1) Учащиеся выдвигают версии; 2) Фиксация этих версий на доске. 3) Обсуждение выдвинутых и зафиксированных версий (наивысшая точка в развитии диалоговой ситуации); 4) достижение кульминационной точки в обсуждении, позволяющей прийти к правильному ответу; 5) подведение итога [40, c.25]. Фронтальной56дискуссии56может56предшествовать5выдвижение и обсуждение гипотез в группах. Дети объединяются в группы (желательно небольшие: 4-5 человек), выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому- то566единому56мнению.56Затем56каждая56группа56высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других. В дальнейшем учитель организует обсуждение выдвинутых группами версий. Другой52способ23повысить34вовлеченность34детей в33совместную деятельность — это44организовать44письменную дискуссию. Например, после постановки учителем открытого вопроса каждый ребенок пишет собственную версию. Затем выслушивают желающих. После каждой реплики учитель подключает тех детей,57которые45думают45иначе4или сформулировали ту же мысль по-другому. Во время устного обсуждения каждый ребенок имеет право вносить в формулировку своей версии дополнения, уточнения, поправки. В конце обсуждения отводится время на то, чтобы каждый ребенок записал окончательный вариант собственной версии. В56том56или65ином7включении8дискуссии в учебный процесс она позволяет234учителю378начальных467классов234сформировать3467такие коммуникативно-речевые умения, как слушать, устанавливать обратную связь, изменять свое коммуникативное поведение. Данный вид диалога необходимо использовать на уроках в школе, так как66он стимулирует учебную деятельность учеников, развивает56коммуникативные качества школьников, ориентирует на поисковую деятельность, формирует навыки рефлексивного мышления.63333333333333311111111111111111166644444 Существует ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен [7, с. 26]. – соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками. – предоставление каждому возможности высказываться. – педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. – для345того58чтобы45учебный5%диалог3;состоялся,2”необходимо предварительно72подготовить его участников. Во-первых, требуется эмоционально-психологическая настройка. Во-вторых, надо обсудить организационные вопросы (регламент диалогического урока, время и очередность выступлений). В-третьих, важно провести предметную (содержательную) подготовку, чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели материал для дискуссии.””””””””””””””””””””””””23””””””””””””” – следует иметь в виду, что конструктивный диалог основывается на соблюдении ряда психологических принципов.268936454345235234525?? Мы познакомились с25основными способами учебного диалога беседой и дискуссией. Беседа часто встречается на уроках в школе, а вот дискуссия не очень, так как это требует педагогического мастерства учителя при ведении дискуссии, наличия определенного круга знаний у детей по заданной теме. Правильная организация учителем учебного диалога позволит учащимся повысить познавательный интерес, вовлечет класс23;в54;активное обсуждение спорных вопросов, сформирует ответственный нравственный выбор и научит оценивать и уважать других. 1.2 Порядок построения диалога и обучение диалогической форме общения№33333; Научить диалогу на иностранном языке – трудная задача. Трудности вытекают из особенности диалога как вида речевой деятельности и усугубляются тем, что на родном языке этому умению, как правило, не учат. Приступая к обучению диалогу на уроках иностранного языка, по мнению Верещагиной В.А., учителя часто сталкиваются с тем, что2;у учащихся недостаточно23сформированы23психические механизмы диалогической речи – надфразовое упреждение, способность планировать логическое развертывание диалога, быстрота реакции на высказывание собеседника и другое. [12, c.98]. Таким образом, задачей обучения диалогу должно стать становление этих механизмов наряду с формированием автоматизмов владения языковым материалом. В методике преподавания иностранных языков рассматриваются два пути обучения диалогической речи – дедуктивный и индуктивный. При дедуктивном подходе обучение начинается с целого диалогического образца, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона для построения ему подобных. Диалог-образец, являясь диалогическим комплексом, состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов и, наконец, учащиеся подводятся к ведению диалогов на ту же тему, что и разучиваемый. Сторонники такого подхода ссылаются на то, что в естественных условиях ребёнок усваивает систему языка «сверху вниз»: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идёт путём вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и тому подобное. [13, c.45]. Недостаток этого подхода в том, что он не развивает умения самостоятельно использовать материал в речи, сосредоточивая внимание на формальной стороне речи. Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведёт к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях. [15, c.98]. Второй подход индуктивный – предполагает путь от усвоения элементов диалога и самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания. На более высоком уровне на первый план выступает задача научить школьников самостоятельно планировать речевые действия «через осознание мотивов, целей и возможных результатов действия», а также «развёртывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу» [20, c.64]. В соответствии с индуктивным путём обучения подготовка к ведению диалога включает: совершенствование45психологических45механизмов;диалогической речи; формирование35;навыков45;использования34;языкового3материала, типичного для диалогической речи;555555555555555 овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации [16, c.12]. Подавляющее большинство упражнений,45;применяемых45в45обучении диалогической45речи,45речевые.45Однако45первоначальное знакомство с новыми типовыми фразами или штампами в типичных для диалога комбинациях может проводиться в отрыве от речевой ситуации.3Цель таких упражнений – установить в памяти учащихся прочные связи между репликами, которые постоянно или достаточно часто выступают в составе данного диалогического единства, то есть отработать контекстные связи на функциональной основе и структурные связи между репликами. Вне речевой ситуации можно также обеспечить лексическую вариативность реплик, учить развертыванию и сцеплению реплик, а также формировать автоматизмы3в3грамматическом и лексическом преобразовании реплик. Соответственно можно выделить три вида работы над материалом: заучивание диалогических единств наизусть; комбинирование реплик на основе функциональных связей; грамматические и лексические преобразования реплик [17, c.32]. Усвоение новых диалогических единств происходит путём заучивания коротеньких диалогов, состоящих из одного-двух единств. Так усваиваются единства, включающие приветствия, обращения, формулы вежливости,35а35также37синтаксические47единства,;4которые допускают варьирование ответной реплики: – Happy New Year, Ann! – Happy New Year, Peter! – I wish you all the best. – The same to you. – Let us go to… – With pleasure (I am sorry, but I can’t). В122процессе156заучивания13;диалогических13;единств,45;когда имеется возможность сосредоточить внимание учащихся на форме речи создаются наиболее благоприятные условия для отработки интонации, характерной для4;реплик3;разных;;видов.34Разучивание3;меленького2;диалога34;лучше начинать со слухового26;восприятия.37;Тогда30первое,38самое яркое впечатление34будет35хорошей35основой54для3усвоения звуковой формы единства; развивается и слуховая память, что также важно для диалога. Разучивание34диалогического4;единства2;на слух воспроизводит условия оперирования репликами в естественном диалоге. Однако, было бы неверно123;ограничиться342;одним265;только246слуховым34;восприятием разучиваемого диалога,25так3;как3;при этом возможно32;искажение3и неправильное12слияние23слов,12неправильное членение фразы.3Поэтому следующий111этап12;разучивания13;диалога5;целесообразно подкреплять зрительным его восприятием.3Письменный текст6будет хорошей опорой для повторения диалога дома.347Фактически24;заучивание145диалога совершенствует произношение. На развитии же диалогической речи эта работа сказывается в очень малой степени, хотя бы потому, что вряд ли какая-то46беседа5;потечет4;обязательно в русле заученного. В3общении ситуации меняются мгновенно,3;и нельзя заложить4в память3;учащегося впрок все диалоги, которые бы он в нужный момент воспроизводил. А выбрать из заученного прочно куска то, что нужно, говорящий не может: ассоциации3;(для речи бесполезные) прочно7сцементировали все части заученного между собой.25489315666666664444444444442222222222222 Понимая,111что11длинные11диалоги1;не11могут2служить2оперативными единицами,25;многие34;методисты345в23;последнее34;время2предлагают отталкиваться от коротких диалогов, состоящих из четырех-шести реплик. В частности, отмечается, что заучивание таких диалогов3и3составление своих по аналогии в принципе полезно, но учащиеся все равно не умеют отступать111от14;заученного образца.25Поэтому58;в;;;методику36;работы предлагается ввести какое-то «промежуточное» звено, которое научило бы отходить от готового образца и разнообразить свои реплики в зависимости от ситуации.33;Весьма24примечательно,23что31очень2многие2методисты почувствовали2;необходимость2;этого4«промежуточного»4звена.4Из пяти стадий работы над диалогической речью, предлагаемых Г.М. Уайзером и А.Д. Климентенко,4;две11посвящены1упражнениям,1обучающим умению быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умению поддерживать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали...»). [39, c.110].444444444444444444444444444444444444444444444444444444 В35качестве35основных35упражнений,35обучающих диалогической речи, фигурируют подобные упражнения и у М.Л. Вайсбурд. Автор пишет, что нужно11учить1;фразы не изолированно, а группами, единствами, чтобы обеспечить51такое их12усвоение,12когда11восприятие11одного из членов диалогического единства сразу же вызывает в памяти другие члены этого единства.12Упражнение22типа «Как бы вы реагировали...» развивает, по мнению М.Л. Вайсбурд, умение самостоятельно выбирать из имеющегося запаса то, что подходит для данной ситуации. [11, c.21]. Такое единство взглядов23на22этот22прием2:не1;случайно.1;Ведь главная задача, если2ее сформулировать кратко, заключается в том, чтобы обучать механизму порождения диалога.22222222222227777777777777777777777777777 В связи с этим нужно высказать одно принципиальное соображение. Суть его сводится к тому, что постоянное использование в процессе формирования лексических и грамматических навыков условно-речевых упражнений второго уровня снимает проблему обучения этому механизму. Какие есть основания для столь обнадеживающего вывода?8888888888 Вспомним характерные черты диалогической речи, задачи обучения ей и сопоставим их с условно-речевыми упражнениями. Лингвистической основой диалогической речи являются диалогические единства, именно на них построены и условно-речевые упражнения. Нужно обучать кратким репликам, многие виды условно-речевых упражнений именно это и предусматривают. Диалогическая речь требует использования клише, требует обучать быстроте реакции на реплику, этого же требует и методика выполнения условно-речевых упражнений второго уровня. Как видно, для выдвинутого нами выше положения есть все основания. Что касается упражнений не подготовительных, а в собственно диалогической речи, то здесь, пожалуй, все согласны с тем, что это диалог в заданной ситуации. Заметим, кстати, что в последнее время делаются попытки выделить определенные функциональные типы диалога: обмен впечатлениями, спор, выяснение сведений и тому подобное. Видимо это имеет значение для продвинутого этапа обучения. Все сказанное дает основание определить следующие этапы работы. На дотекстовом этапе в процессе формирования лексических и грамматических навыков на основе условно-речевых упражнений второго уровня осуществляется обучение микродиалогам (две-три реплики). На втором этапе в процессе работы над текстом должно происходить совершенствование этих микродиалогов в том плане, что реплики говорящих могут быть более расширенными, состоять не из одной фразы. На послетекстовом этапе (развитие речевого умения) имеет место порождение диалогов соответственно предложенным ситуациям. На подэтапе подготовленной речи могут использоваться небольшие диалоги-образцы, при развитии неподготовленной речи этого делать не следует. Развивать диалогическую речь учащихся следует по определенной методической системе, которая включает принципы обучения устноречевому общению, отбор тематики и языкового материала, его организацию с учетом интересов и возможностей обучающихся, комплекс упражнений и форм работы, предусматривает определенную структуру уроков иностранного языка. Основные методические положения. Принципы обучения устноречевому общению на иностранном языке, применяющиеся в равной мере для развития диалогической и монологической речи, достаточно подробно освещены в методической литературе. (В.А. Бухбиндер, И.Л. Бим, Б.А. Лапидус, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, М.Л. Вайсбурд, А.П. Старков, С.Ф. Шатилов, Е.М. Розенбаум, Н.К. Скляренко, Е.И. Вишневский, Э.Э. Вильчек). Мы рассмотрим лишь некоторые известные положения к системе обучения, которая предлагается. Коммуникативная направленность. Это ведущий принцип обучения диалогу, как и устной речи в целом. Он включает целый ряд частных требований, в том числе: а) комплектование лингвистически оправданного минимума языкового инвентаря, обеспечивающего уровень коммуникативной достаточности; б) оценку каждого включаемого в программу речевого произведения с точки зрения реальности его появления в естественных актах устного общения; в) формирование ситуативно-тематического минимума с учетом интересов и будущих обучаемых; г) коммуникативность речевых операций при работе над языковым материалом (во всех случаях, когда это возможно); д) создание определенной системы работы, мотивированной потребностью в речевом общении на изучаемом языке [20, c.135]. Рассматриваемый принцип сохраняет свою действенность в любых условиях. Однако поскольку речь идет о старшей школе, то методику обучения диалогу следует конкретизировать, более жестко подойти к отбору лексико-грамматического материала, необходимо также учесть возрастные особенности учащихся, определить интересующие их мотивы и объекты, которые могут быть эффективными компонентами коммуникативной модели реального общения в учебных условиях. Коммуникативная направленность имеет две основные формы реализации. Первая – интернациональное общение. Необходимо, чтобы обучение ориентировалось на потребность общаться с носителями языка. Условия для такого обучения могут предоставляться уже в процессе учебы, например, при посещении школы зарубежной делегацией, при обмене детскими делегациями между Россией и зарубежными странами. Чтобы молодежь могла вступать в речевые контакты с носителями языка, система обучения в школе должна обеспечить иноязычную коммуникацию между учащимися-соотечественниками. В процессе обучения и воспитания следует подчеркивать, что владение иноязычной речью рассматривается как обязательный компонент общей культуры молодого человека. Поэтому общение между соотечественниками на иностранном языке (внутринациональное общение) становится второй, весьма важной формой коммуникативной направленности, особенно актуальной в старшей школе. Учитель должен подобрать соответствующую тематику для диалогического общения, разработать и конкретизировать ее и предложи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: