- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей в условиях доу
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011194 |
Тема: | Организация педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей в условиях доу |
Содержание
НОУ «Гуманитарный техникум экономики и права» Специальность 44.02.04 Специальное дошкольное образование Допустить к защите ___________________ «____»__________2018год Организация педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей в условиях доу Дипломная работа студентки 4 курса заочного отделения Буйловой С.С. Руководитель: Белянская О.В. Москва 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО……………………………………..7 1.1. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ………………………………………………………...7 1.2. Принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников……………………………………………………………………13 1.3. Создание педагогических условий для формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………………….24 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ……………….…………………..31 2.1. Организация педагогической работы……………………………………...31 2.2. Реализация педагогической работы………………………………………..35 2.3. Анализ педагогической работы…………………………………………….46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..58 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….62 ? ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношения к труду. Проблема приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, который связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире. Актуальность темы на социально-педагогическом уровне подтверждается тем, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались ученые В.Г. Нечаева, Г.М. Киселева, К.П. Кузовкова, М.В. Крулехт, Д.В. Сергеева, Л.И. Сайгушева и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также Е.И. Радина, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста. На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОУ уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования трудовых умений детей дошкольного возраста. На основе анализа педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между значимостью и сложностью работы по формированию трудовых умений детей дошкольного возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью содержания педагогических условий в процессе дошкольного воспитания. Цель исследования – теоретическое рассмотрение форм и методов работы с детьми по развитию трудовых навыков и проведение педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Описать процесс формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. 2. Исследовать принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников. 3. Описать особенности создания педагогических условий для формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. 4. Организовать педагогическую работу по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Объект исследования – процесс формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – организация педагогической работы по развитию трудовых навыков у детей в условиях ДОУ. В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условиях: - формирования у детей положительного настроя на осуществление трудовой деятельности; - систематического приобщения к труду детей старшего дошкольного возраста в ДОУ; - трудовая деятельность должна быть интересной и иметь практическую направленность в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Теоретической основой исследования послужили работы в области теории трудового воспитания дошкольников следующих авторов: Т.М. Бондаренко, А.А. Ивановой, Н.В. Лабутиной, М.Д. Махалёвой, Е.В. Моржиной, Л.И. Сайгушевой, О.В. Скворцовой и других. База исследования: педагогическая работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 30 г. Сергиево-Посада. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические по теме исследования, эмпирические (исследование, эксперимент), ведущий метод исследования – проведение педагогической работы (организация, реализация, анализ). Практическая значимость исследования состоит в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 1.1. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), трудовое воспитание является одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач1: - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества. В основе воспитания у детей позитивного отношения к труду лежат следующие принципы2: - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - принцип развивающего образования (системности и последовательности); - принцип новизны (использование новейших информационных технологий); - принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий). Трудовая деятельность – это специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания. Одной из задач дошкольного воспитания является формирование у детей представления о сознательной роли коллективного труда, о его значимости. Систематическая и планомерная работа по трудовому воспитанию осуществляется на всех этапах дошкольного детства. Участвуя в трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания по самообслуживанию, уходу за растениями и животными, овладевают необходимыми навыками, учатся проявлять заботу, бережливость, аккуратность3. Для приобщения детей к труду необходимо создать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя должна быть направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде. Проектируя образовательный процесс, воспитатель должен поддерживать характерное для детей этого возраста стремление к взрослению, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Чутко реагируя на эти стремления, педагог должен постоянно расширять спектр посильных трудовых обязанностей и поощрять желание ребенка что-то сделать, например, починить разорванную книгу, пришить пуговицу, проявить внимание, заботу, помочь. Методика обучения детей целостным трудовым процессам предполагает формирование умений ставить и мотивировать цель труда, планировать работу, самостоятельно отбирать материалы и предметы труда, организовывать рабочее место, а также формирование рационального способа осуществления трудовых действий и способов оценки качества результата труда, уборки рабочего места, включающей простейшие способы утилизации отходов. При этом обучение новым трудовым процессам базируется на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых. Так, например, обучение старших дошкольников приготовлению пищи неразрывно связано с экскурсиями на кухню. Наиболее эффективна такая последовательность обучения: приготовление бутербродов из нарезанных взрослыми продуктов, винегрета (салата) из отваренных овощей, варка яиц, приготовление сока с помощью соковыжималки. Более высокие требования предъявляет педагог к качеству выполнения работы детьми. Не следует чрезмерно опекать детей, необходимо предоставлять им возможность проявлять смекалку, трудовые и волевые усилия, стимулировать проявления трудолюбия, хозяйственности, самостоятельности, ответственности, добросовестности, заботы. Старшие дошкольники дорожат мнением взрослого, поэтому справедливая оценка, похвала, выражение уверенности, что все получится, стимулируют детей к выполнению следующего задания с большим старанием. В этом плане особо значимы постоянные трудовые поручения, дежурства, коллективный труд. Детям предлагается самостоятельно выполнять осваиваемый трудовой процесс по этапам4: 1 этап – организация рабочего места, отбор материала, предметов труда и оборудования. Подготовка к работе осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно вводится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе разрешается начать трудиться. 2 этап – выполнение самого трудового процесса. Необходимо контролировать последовательность выполнения действий, учить добиваться нужных результатов, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание стоит уделять формированию специальных трудовых умений, последовательности действий (намочить, намылить вещь, потереть, прополоскать, выжать) и способов самоконтроля. Для этого используется дополнительный показ наиболее сложных трудовых действий, совместное выполнение их с ребенком. Чтобы дети лучше запоминали последовательность действий, проводят игры «разложи карточки по порядку», «Что за чем». Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь, навыками самообслуживания. Ребята умеют также совершать отдельные трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового труда, ухода за растениями и животными. Воспитатель учитывает этот багаж трудовых навыков, направляет свои усилия на их закрепление, совершенствование, а вместе с тем ведет работу по формированию новых навыков. Это необходимо делать потому, что на старшей дошкольной ступени появляются новые трудовые процессы, для освоения которых нужны соответствующие навыки. Так, ранее ребята не стирали тряпочек после занятий рисованием и аппликацией, не дежурили по занятиям, не принимали участия в уборке групповой комнаты и т.д. Чтобы старшие дошкольники освоили эти и другие трудовые процессы, надо сформировать у них нужные трудовые навыки. Опытные воспитатели, учитывая возросшие возможности детей, сразу показывают и объясняют весь процесс предстоящей трудовой деятельности. Они не дробят его, не делят на промежуточные маленькие ступени, как в работе с малышами. Выслушав указания о том, какие действия он должен совершать, как их выполнять, какова их последовательность, ребенок приступает к реализации задания в целом. Часто можно видеть, что одни дети легко повторяют приемы деятельности, а другие с трудом осваивают их. Детям, испытывающим затруднения, необходимо показывать детально все приемы, так же как в работе с малышами. Только при таком обучении они усвоят и отдельные приемы, и их последовательность, смогут активно участвовать в деятельности. При обучении старших дошкольников трудовым действиям важно обращать внимание на ряд моментов5. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание ребенка на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приемы действий. Например, воспитатель объясняет, как сделать из деревянных планок санки для кукол, раскрывает весь процесс труда: на сколько частей распилить брусок, куда и как прибить поперечные рейки, как получить из фанеры продольные полоски, как сделать спинку и боковые стенки. Вместе с тем он объясняет и последовательность выполнения операций. Так, надо обратить внимание ребят на то, что после заготовки каждую деталь следует зашкурить, чтобы она была гладкой и красивой, легко поддалась дальнейшей обработке. Второй важный момент при ознакомлении детей со способом выполнения трудового процесса заключается в доведении до их сознания соблюдения именно данного способа, а не другого. Следует объяснить не только то, что и как надо сделать, но и почему так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте, опираясь на опыт детей, при формировании трудовых навыков можно и необходимо обращаться к мотивировке приемов. Это позволяет ребятам осознанно отнестись к выполнению задания, повторяя нужный способ деятельности. Третий момент – педагог должен обращать внимание на качество выполнения каждой отдельной трудовой операции. Это как раз и обеспечивает качество выполнения процесса в целом. Трудовые навыки успешно формируются у детей в процессе общего труда. Опытные педагоги правильно делают, обращая внимание на распределение ребят по звеньям. Они учитывают возможные влияния и взаимовлияния детей при выполнении работы, особенно одинаковой по содержанию. Надо позаботиться о том, чтобы ребенок, хорошо владеющий способом выполнения задания, не подавлял того, кто владеет этим навыком хуже. Напротив, неумелый ребенок должен видеть, как умело, ловко трудятся другие дети, учиться у них. Так, постепенно усложняя деятельность, ставя перед детьми разные задачи, детей учат пользоваться орудиями труда, закрепляют последовательность выполнения действий, формируют трудовые навыки. Важная задача педагога – помогать ребенку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определенных трудовых умений. Участие детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общими эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив. Таким образом, в процессе формирования трудовых навыков под руководством воспитателя старшие дошкольники овладевают рядом трудовых умений. Формирование трудовых навыков детей не только имеет воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей формируется любознательность, самостоятельность и наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. В трудовой деятельности даже самые неуверенные дети становятся целеустремленными и активными. 1.2. Принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Трудовая деятельность является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности. В старшем дошкольном возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования – умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы. Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать. От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать; по мере овладения действием – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения. Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по формированию трудовых навыков основывается на следующих принципах построения педагогической работы6: 1. От простого к сложному. Трудовая деятельность старшего дошкольника развивается в следующих направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда. Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. Если в среднем дошкольном возрасте мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию (нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы), то старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений. Динамика педагогического руководства формированием трудовых навыков предусматривает постепенный переход от прямых приемов, направленных на овладения детьми определенными действиями, умениями и операциями (объяснения, показ, указание, совместное выполнение действия с ребенком) к косвенным приемам, побуждающим к самостоятельности (совет, напоминания, указание) и эпизодической помощи детям в выполнении действий, а затем только к контролю за самостоятельными действиями детей. 2. Принцип систематичности. Дети старшего дошкольного возраста овладевают трудовыми навыками путем упражнения. Перед шестилетними детьми открываются большие возможности для многократного повторения трудовых действий, трудовых процессов. Многие дети благодаря систематическим упражнениям ко времени обучения в школе приучаются к опрятности и порядку, бережному отношению к вещам, к проявлению заботливости. Благоприятные условия для формирования трудовых навыков заложены в организации систематического общения старших дошкольников с малышами, естественно протекающего при совместном пребывании в смешанной группе. Шестилетние дети имеют возможность поупражняться в трудовых действиях, оказывая помощь малышам. 3. Принцип тематических циклов. Включение детей в различные виды трудовой деятельности содержит в себе большие возможности для формирования личности. Дошкольник, включаясь в элементарные трудовые действия, приобретает навыки, разнообразные знания о предметах и их свойствах, о зависимости между ними, о росте и развитии растений и животных. У ребенка развиваются умственные способности, обогащается речь. Он учится обращаться с разными инструментами, проявляет умственную и двигательную активность, ощущает результаты своих усилий, начинает осознавать их необходимость и важность. Например, для формирования трудовых навыков детей в процессе познавательной деятельности оформляются тематические выставки: «Природа и фантазии» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «Растения водоема». Для формирования у детей отдельных трудовых навыков ведения сельского хозяйства дети подключаются к выполнению трудовых умений, связанных с поливом, посадкой и уходом за растениями. Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками работы с сельскохозяйственными инвентарем, осваивают способы ухода за растениями, получают сведения о росте и развитии растений. 4. Принцип индивидуального подхода. Направляя усилия детей на совершенствование качества действий, быстроты выполнения задания, важно выяснить, насколько каждый воспитанник способен это сделать. Нельзя допускать, чтобы одни и те же требования к темпу исполнения, ритму в работе предъявлялись к разным детям – быстрому и медлительному, хорошо владеющему навыком и только осваивающему его. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет степени овладения навыками, характер активности ребенка, имеющийся опыт трудового обучения. Когда требования вполне посильны ребенку, когда он знает, что и как надо делать, хочет сделать хорошо, работает с интересом и видит, что у него все выходит как надо, видит реальные, ощутимые плоды своего труда, – тогда быстрее и лучше образуются трудовые навыки, рождается умение работать. 5. Принцип последовательности. При обучении старших дошкольников трудовым действиям важно обращать внимание на ряд моментов. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание ребенка на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приемы действий. Второй важный момент при ознакомлении детей со способом выполнения трудового процесса заключается в доведении до их сознания соблюдения именно данного способа, а не другого. Следует объяснить не только то, что и как надо сделать, но и почему так, а не иначе. В старшем дошкольном возрасте, опираясь на опыт детей, при формировании трудовых навыков можно и необходимо обращаться к мотивировке приемов. Это позволяет ребятам осознанно отнестись к выполнению задания, повторяя нужный способ деятельности. Третий момент – педагог должен обращать внимание на качество выполнения каждой отдельной трудовой операции. Это как раз и обеспечивает качество выполнения процесса в целом. Трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно - бытовом, ручном труде, труде в природе и труде со взрослыми формируются у детей на основе прямого обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику7. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения – от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка. Содержание и количество трудовых действий, процессов и видов труда от группы к группе возрастает. О сформированности у ребенка того или иного трудового навыка воспитатель может судить по таким показателям: насколько тот самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий (быстрота, ловкость, качество труда). Требования к качеству действий возрастают постепенно, последовательно от группы к группе. Воспитатель, имеющий дело с детьми младшего возраста, может потребовать от них только правильного выполнения действий. К детям старшего дошкольного возраста он предъявляет уже новые требования – они должны работать ловко, быстро, легко и красиво. Быстрота, точность, экономность, ловкость и красота движений – вот какие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом ведущими принципами достижения цели выступают8: 1. Принцип гуманности, что находит свое отражение в личностном подходе к ребенку. 2. Принцип ненасилия – подразумевает добровольность участия детей в труде, эмоциональную насыщенность детского труда. 3. Принцип целостности – предполагает необходимость рассматривать педагогами личность дошкольника как целостный феномен, учет многоплановости характера трудовой деятельности дошкольника. 4. Принцип субъективности. Реализация данного принципа предполагает осуществление субъектно-субъективного взаимодействия педагога с ребенком в процессе приобщения дошкольника к труду. В формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга. Необходимо воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности; формировать ответственное отношение за порученное задание, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов; развивать культуру трудовой деятельности. Организация педагогического процесса по развитию трудовых навыков у детей дошкольного возраста основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и т.д. Качество труда детей зависит9: 1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя; 2) от уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать, планировать этапы своего труда, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.); 3) от степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений; 4) от развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и другие. Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Своим кропотливым ежедневным трудом воспитатель реализует программу трудового воспитания. Чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, т.е. развить у детей интерес к труду, желание трудиться для других, помогать друг другу при выполнении общего дела, воспитывать уважение к людям труда и т.д., сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение без потери времени работать с детьми, организовывать их деятельность, в частности, трудовую. Чтобы владеть этим умением, необходимо планировать свою работу по трудовому воспитанию. Педагогический процесс требует напряжения сил, собранности, целеустремленности, умения не выключаться из рабочего состояния, когда, например, дети трудятся самостоятельно. Большую помощь в этом оказывает конкретный план деятельности по организации труда дошкольников. При планировании важно отметить следующие моменты10: 1. Указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок). 2. Определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнений, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и т.д.). 3. Продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд). 4. Наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому ребенку; место педагога в процессе труда и т.д.). 5. Указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы. 6. Наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем конкретно из детей он будет ее проводить. Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом. В каждой возрастной группе в начале года детей распределяют на подгруппы, учитывая их склонности, способности, уровень навыков и умений. Старшим дошкольникам можно предложить объединиться в подгруппы самостоятельно (по интересам и желанию) и придумать им название. Когда воспитатель намечает работу с определенной подгруппой, давая, например, детям поручение, то это не означает, что оно является коллективным. Решая поставленные задачи, педагог может каждому ребенку дать индивидуальное поручение. Это поможет воспитателю расширить сферу детской трудовой деятельности, повысить интерес к труду взрослых; сформировать навыки совместной деятельности; наиболее полно раскрыть склонности, умения и стремления каждого ребенка; углубить знания и представления детей, их жизненный опыт. При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий11. Основным методическим приемом формирования трудовых навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение трудовыми навыками немыслимо. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают. Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности. По мере формирования у детей навыков отдельных трудовых действий воспитатель переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесит одежду в шкаф», «Вспомните, как надо убирать в ящик строительный материал». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить, как нужно действовать, какие действия совершать, в какой последовательности. Метод общего напоминания используется тогда, когда закреплены навыки выполнения определенной задачи. Но так как сигналом к необходимости напоминания служит обычно снижение интереса детей к определенным процессам, воспитатель должен стремиться не допускать этого, своевременно изменяя методику обучения трудовому навыку. Для формирования навыков нужно продолжительное систематическое участие детей в выполнении трудовых заданий. Упражняясь в совершении тех или иных действий, они начинают совершать эти действия не только правильно, но и быстро. Теперь становится возможным предъявить детям более высокие требования к выполнению действий, процесса в целом. Важно не только упражнять детей в формировании трудовых навыков, но и проверять, как они совершают нужные действия. Нередко приходится в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Использование логоритмики в системе коррекционно-педагогической работы по развитию психомоторики у дошкольников с общим недоразвитием речи
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
- Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности