- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001962 |
Тема: | Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Проблема развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов 1.2 Особенности развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности 2.2. Анализ результатов работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Существует важная проблема, которая волнует педагогов и психологов не только в наше время. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность, суетливость. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Я думаю, что во всех образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить его общую культуру. Театрализованная деятельность в детском саду - это замечательная возможность раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети замечают в окружающем их мире интересные идеи, воплощают их, создавая свой художественный образ персонажа, именно так у них развивается творческое воображение, мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. К тому же, театрализованная деятельность в коллективе направлена на общее воздействие, на личность ребенка, на раскрепощение, активизируя при этом все его возможности. Это способствует самовыражению личности, создает условия для социализации ребенка. Помогает осознанию различных чувств, например: радости и значимости, а также помогает раскрытию скрытых талантов. Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи, и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т.Г. Казакова, Л.С. Ходонович, Г.А. Никашина и другие. Благодаря их исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они думают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству. Л.С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Проблема способностей изучена достаточно глубоко в дошкольной педагогической науке. Являясь одним из приоритетных направлений, она вызывает большой интерес ученых и поныне. Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей. Предмет исследования – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза – если в работе с детьми дошкольного возраста использовать театрализованную деятельность (опишите как ее организовать), то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее. Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи: 1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме. 2.Задачи должны вытекать из содержания. взять из содержания Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, анкетирование. Методологическая основа исследования раскрыть Теоретическая основа исследования раскрыть Новизна раскрыть Проблема раскрыть Структура работы – взять из содержания Глава 1. 1.1 Как замечается во многих исследованиях творческой деятельности, формирование творческих способностей, требует большого внимания и особой работы. Невзирая на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение может дать возможность обеспечить высокий уровень развития творческих способностей детей. (М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др.). Развитие способностей следует начинать на ранних стадиях становления личности, к примеру, можно начинать с дошкольного возраста. Важной, в рамках моего исследования, является точка зрения Б.М Теплова. Он выделял несколько признаков творческих способностей: 1. Индивидуально-психологические особенности, которые помогают отличать одного человека от другого; 2. Особенности, которые имеют непосредственное отношение к успешному выполнению деятельности; 3. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Характеристику творческих способностей, как психических свойств личности, которые отражают проявление её особенностей и позволяют успешно заниматься и овладевать разными видами деятельности, дают такие исследователи как: В.И. Андреев, В.Г. Крысько, Т.А. Стефановская, В.Д. Шадриков и др. Вот, например, В.И. Андреев пишет, что творческие способности личности - это синтез свойств и особенностей личности, "характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих степень ее результативности" А.Н. Лук к творческим способностям относит: 1. проницательность в поисках проблем; 2. способность к свёртыванию мыслительных операций; 3. способность перенести опыт; 4. единство восприятия; 5. сближение понятий; 6. готовность памяти; 7. умение мыслить; 8. восприимчивость к оценке; 9. способность к сцеплению и антисцеплению; 10. лёгкость воспроизведения идей; 11. способность предусматривать; 12. быстрота речи; 13. способность к доработке; 14. творческий потенциал. Так же необходимо отметить, что творческий потенциал А.Н. Лук рассматривает в ряду других творческих способностей, не сводя творческий потенциал к ним. Важной задачей является понимание и описание структуры творческого процесса. А.Н. Лук выделяет пять его этапов: 1. накопление знаний и навыков, необходимых для полного осмысления задачи и её определения; 2. направленные усилия и поиск дополнительной информации; 3. период инкубации, или кажущийся уход от проблемы; 4. инсайд, скачок в мышлении; 5. проверка полученного результата [8]. П.К. Энгельмейер выделяет такие составные компоненты творчества, как: 1) интуиция и желание, происхождение замысла; 2) знания и рассуждения, выработка схемы или плана; 3) умение конструктивного выполнения изобретения [9]. Наиболее развернутая структура творческого процесса предложена П.М. Якобсоном. В его работах творческий процесс подразделяется на семь стадий: 1) интеллектуально-творческая готовность; 2) усмотрение проблемы; 3) зарождение идеи - формулировка задачи; 4) поиски решения; 5) получение принципа изобретения; 6) превращение принципа в схему; 7) техническое оформление и развёртывание изобретения [10]. Эта модель творческого процесса для нас интересна тем, что в ней в качестве начального этапа выделяется готовность к творчеству, т.е. наличие мотивации, которую можно понимать как состояние психологической готовности к началу творческой деятельности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: 1. готовность к импровизации; 2. оправданную экспрессивность; 3. новизну; 4. оригинальность; 5. легкость ассоциирования; 6. независимость мнений и оценок; 7. особую чувствительность. Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса. Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (Н.В. Кипиани, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов и др.). По мнению современных ученых, исследующих проблему формирования творческих способностей дошкольников, в наибольшей степени такому формированию способствует синтез искусств. Уникальность и значимость искусства в том, что оно развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждает способность видеть и ценить красоту в жизни и искусстве, развивает воображение и творческие способности в качестве цели, а не побочного результата. Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя; 2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой; 3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно; 4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог, предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу. Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: - игра, которая является основным видом деятельности детей; - сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; - живая, эмоциональная речь воспитателя. 1.2 Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значение имеют поддержка и развитие качеств, специфических для дошкольного возраста, так как заложенные в нем уникальные возможности не повторятся и не представится возможным наверстать упущенное. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, а особенно творчество. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В нашем исследовании мы осветим генезис развития творчества в дошкольном возрасте, представленный в психолого-педагогической литературе. Как отмечал Н.Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально - психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития. Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста [6]. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности [3]. В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п. [1]. В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе. [7]. Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое. Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. ОМ. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности [4]. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств. Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности. Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием [5]. Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения [7]. На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, НА. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности: - способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту; - творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре- драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему); - оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности; - самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач [7]. По исследованиям Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога. Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками. Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: v искренность, непосредственность переживаний; v увлеченность, «захваченность» деятельностью; v активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства; v специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи. Показатели качества творческих действий включают в себя: ? внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований; ? создание новой комбинации из усвоенных старых элементов; ? применение известного в новых ситуациях; ? нахождение новых приемов решения; ? быстрота реакции; ? хорошая ориентировка в новых условиях; ? нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий [2]. Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения [2]. В своих работах Б.Л. Яворский, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы: 1. накопление впечатлений; 2. выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях; 3. двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании; 4. создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического; 5. собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано) [8]. Идеи Б.Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др. Анализ изученной психолого-педагогической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме: § оригинальность движений; § эмоциональность при воплощении игрового образа; § наличие выразительных средств для воплощения образа; § гибкость при принятии решений; § умение находить нестандартные решения творческих задач. Согласно проведенному обзору психолого-педагогической литературы, одним из основных требований, выдвигаемых в обучении творчеству дошкольников, является необходимость помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: