- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организация и процедура исследования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001389 |
Тема: | Организация и процедура исследования |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Характеристика эмоционального выгорания в психологической литературе 1.2. Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов 1.3. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов Выводы по главе 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 2.1. Организация и процедура исследования 2.2. Методы и методики исследования 2.3. Результаты исследование 2.3.1. Результаты описательной статистики 2.3.2. Результаты сравнительного анализа 2.3.3. Результаты корреляционного анализа Выводы по главе 3. ПРОГРАММА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Методологическое обоснование программы 3.2. Содержание программы 3.3. Особенности реализации программы Выводы по главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Одной из серьёзных проблем современной школы является эмоциональное выгорание учителей, которому подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми [Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2003. С. 90.]. Перед современными отечественными и зарубежными психологами достаточно остро стоит проблема исследования эмоционального выгорания. В условиях современной действительности научные исследования и разработки, преследующие цели прогнозирования, диагностики, коррекции и профилактики проявлений эмоционального выгорания, особенно актуальны для стран постсоветского пространства в целом и для России в частности. «Изменение ценностных ориентаций, разочарование в экономических и социальных реформах обусловливают отношение общества к образованию». Многие авторы, исследующие деятельность педагога, акцентируют внимание на эмоциональном выгорании (В.Е. Орёл, Т.И. Рогинская, Т.В. Форманюк). Эмоциональное выгорание сказывается на состоянии педагога, и, тем самым, препятствует созданию оптимального эмоционального фона занятий, оно способствует развитию деструктивных личностных качеств, препятствует развитию эмпатии [. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – М.: Наука, 2001. – Т. 20. – № 1. – С. 16–21]. Эмоциональному выгоранию может противостоять эмоциональная устойчивость, которая определяется умением управлять своими эмоциями, включающаяся в структуру эмоционального интеллекта. Актуальность исследования. Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек – человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса. Современный преподаватель призван решать задачи, требующие серьёзных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе и информационном поле преподаваемого предмета – все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему учителю. Ведь от здоровья учителя во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у учителей нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти физиологические показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию [Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М.: Эксмо, 2010. - 469 с]. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности учителя: он перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации. Проблема исследования: особенности эмоционального выгорания у педагогов школы, реализующей основные адаптированные общеобразовательные программы и педагогов массовой школы. Цель исследования – изучить особенности эмоционального выгорания педагогов школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы и педагогов массовой школы. Задачи исследования: 1. Проанализировать проблему эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе, обобщить и систематизировать теоретические данные по проблеме эмоционального выгорания. Определить основные факторы, влияющие на его возникновение и развитие среди педагогов школ. 2. Провести сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания у педагогов средней общеобразовательной школы и школы-интерната, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. 3. На основании данных эмпирического исследования разработать программу преодоления проявлений эмоционального выгорания педагогов школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Объект исследования – эмоциональное выгорание педагога. Предмет исследования – особенности эмоционального выгорания, возникающего в профессиональной деятельности педагогов школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Гипотеза исследования заключается в предположении, что у педагогов школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, по сравнению с педагогами средних общеобразовательных школ в большей степени выражены симптомы эмоционального выгорания. Методы исследования: 1. Методика оценки психического выгорания у работников образовательной сферы (А.А. Рукавишников). 2. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) 3. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют решению важной проблемы – проблемы разработки модели психологической поддержки педагогов в состоянии эмоционального выгорания. Предложенное в исследовании содержание психологической поддержки педагогов в состоянии эмоционального выгорания позволяет на теоретической основе определить основные направления деятельности педагога-психолога. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование деятельности педагога-психолога в аспекте обеспечения психологической поддержки педагогов в состоянии эмоционального выгорания; в разработке программы: «Преодоление проявлений эмоционального выгорания педагогов школ, реализующих адаптированные общеобразовательные программы», направленные на предупреждение эмоционального выгорания у педагогов. Результаты исследования могут быть использованы в психолого-педагогической практике при разработке системы предупреждения эмоционального выгорания педагогов. Методологической основой исследования являются общенаучные методологические принципы развития, единства сознания и деятельности, фундаментальные принципы изучения человека как субъекта деятельности, а также отечественные и зарубежные теории и исследования в области феномена «эмоциональное выгорание». 1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1. 1. Характеристика эмоционального выгорания в психологической литературе Синдром эмоционального выгорания – понятие, ввел в психологию американский психиатр Фрейденберг в 1974 году, оно проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящим на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания [Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, №3. - с.85-95.]. Необходимость работы в одном напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом, способствует развитию данного состояния. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества. Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность. Ощущение эмоционального перенапряжения и в чувство опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, все это проявления эмоционального истощения. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобное довольно часто происходит в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Снижение самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности, результат проявления снижения рабочей продуктивности. Основными факторами, играющими существенную роль в «эмоциональном выгорании», являются: ролевой, личностный и организационный [http://www.vestnik-kafu.info/journal/31/1284/]. Ролевой фактор по Кондо проявляется в ролевой конфликтности, ролевой неопределенности. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. Наиболее уязвимыми «выгорающими», К. Кондо считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой. А также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашёл свое призвание и работает до самозабвения. К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д. Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: 1. чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; 2. монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; 3. физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; 4. работа без дальнейшего профессионального совершенствования; 5. напряженность и конфликты в межличностных отношениях; 6. недостаточная поддержка со стороны коллег; 7. эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. [1]. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут являться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости типичны жалобы клиентов (пациентов): прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак – истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности [И. Ю. Курганова Эмоциональное выгорание в деятельности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2013. №3 (39)]. Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главный фактор – эмоциональное истощение. В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [Мир психологии 2004, №4. Темиров Т.В. Психическое выгорание как деструктивный механизм деятельности педагога//Мир психологии.2008. №4, с 54-64.]. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдается хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройства, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: * головная боль; * гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка); * кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: 1. Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечнососудистой системы). 2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других – люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества). 3. Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи – падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение). 4. Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах; формальное выполнение работы). 5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег). Таким образом, выраженные сочетания симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сфер жизни характеризуются синдромом эмоционального выгорания[2]. 1.2. Синдром эмоционального выгорания и особенности его формирования у педагогов В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек – человек». Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПБГУ, 2010. - 498 с.]. Выгорание может достаточно быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. К числу профессий, которые подвержены эмоциональному выгоранию, относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию). Следует отметить, что выгоранию подвержены не только люди, но и в общем организации. Также как и у человека, страдающего от выгорания, в организациях тоже выражаются различные симптомы этого явления. Это может проявляться в виде: текучести кадров, снижается интерес к работе, проявляется гнев на руководство и выражается беспомощность и безнадежность; развитие критического отношения к коллегам; нехватка сотрудничества среди персонала; прогрессирующее падение инициативы; проявляется чувство неудовлетворенности от работы; выражается негативизм относительно роли или функции отделения. Наличие тех или иных признаков определяет тип и уровень выгорания. Однако все вместе они ни у кого не показываются сразу, потому что выгорание – процесс сугубо персональный. 1.3. Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов После того, как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, содействующих развитию или, наоборот, замедляющих его. Традиционно, они группировались на два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще всего эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. Проанализируем в качестве примера, классификацию В.В. Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание [2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст] / В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 434 с.]. В группу организационных (внешних) факторов, включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, которые являются наиболее представительными в области исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их: 1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. 2. Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречия, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, учащихся в классе). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон. 3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические заряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, клиентов, учащихся и т.д. (например, школьный учитель: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются). 4. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. 5. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности, почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или «доводит до белого каления». Невольно, специалист начинает прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание…». В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумения и конфликты – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной. К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В. Бойко относит следующие факторы: 1. Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты, возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. 2. Насыщенное восприятие и переживание условий профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Профессор Т.В. Решетова, называет это «безграмотным сочувствием» - полном растворении в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых учителей покидает школу в начале своей профессиональной деятельности. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя, спустя 11 – 16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности. 3. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал, в сфере общения, не считает для себя необходимым, или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. 4. Нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности [Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 2011. - 105 с.]. К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой: * не эмоциональность или неумение общаться; * алексимития во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой; * трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность); * люди без ресурсов (социальные или родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.). Тем не менее, одних внутренних предпосылок бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное выгорание. К этому должны присоединиться внешние факторы, связанные с организацией работы и социально-культурные условия общества. Выводы по главе Итак, мы описали факторы риска возникновения проблем эмоционального выгорания. Однако, как нам представляется, для организации психологической поддержки необходимо сформулировать более глубокие внутренние причины, являющиеся источником проблемы. Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в педагогической литературе, механизмов психологической защиты. И, в силу своей новизны, его определение несколько размыто, хотя, по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречат друг другу. Поэтому следует рассматривать эмоциональное выгорание, как и всякий механизм психологической защиты в континууме: «психологическая защита – невроз». Следует отметить, что эмоциональное выгорание имеет и свои плюсы, так как позволяет человеку экономно и дозировано расходовать энергетические ресурсы. Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности и отношениях с партнерами, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, вслед за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматическое нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Синдром эмоционального выгорания ставится в зависимость и от темперамента. Иначе говоря, феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа «человек-человек» требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на подсознательном уровне, сдерживать свои отношения, подавлять их, что может привести как раз и к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на родных, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения. 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ 2.1. Организация и процедура исследования Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью и ранее обозначенными задачами. База исследования. В исследовании принимало участие 85 педагогов. Из них: * 1 группа – 35 педагогов (4 педагога мужского пола, 31 педагог женского пола) – из Байкаловской школы-интернат, реализующей адаптированные общеобразовательные программы; * 2 группа – 50 педагогов (5 педагогов мужского пола, 45 педагогов женского пола) – из Байкаловской СОШ. Возраст педагогов от 23 до 72 лет. Исследование было сплошным, т.к. опрашивались все педагоги обеих школ. Соотношение педагогов в каждой школе по должностям. Школа-интернат: * воспитатели – 6 человек; * социальный педагог – 1 человек; * учителя – 28 человек. Байкаловская СОШ: * учителя – 50 человек. Соотношение педагогов в каждой школе по педагогическому стажу: * средний педагогический стаж работы педагогов в Байкаловской СОШ – 17,5 лет; * средний педагогический стаж работы педагогов в Байкаловской школе-интернат – 23 года. Соотношение педагогов по стажу работы в школе: * средний стаж работы педагогов в Байкаловской СОШ – 18,9 лет; * средний стаж работы педагогов в Байкаловской школе-интернат – 21 год. Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов Приложение А.1 – А.3). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей. На основе полученных данных, мы попытались сделать вывод о влиянии места работы на развитие синдрома эмоционального выгорания. Исследование осуществлялось в несколько этапов: На первом этапе исследования, были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых. На втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности. На третьем этапе проведен анализ исследования и сделаны выводы. 2.2 Методы и методики исследования В исследовании использовались следующие методы: 1. Методика оценки психического выгорания у работников образовательной сферы (А.А. Рукавишников) (Приложение А.1) [Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002, с.357-360]. Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности. Шкалы: * психоэмоциональное истощение; * личностное отдаление; * профессиональная мотивация; * психическое выгорание. 2. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) (Приложение А.2) [ Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.]. Опросник личностный, предназначен для диагностики такого психологического феномена, как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в проце....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: