- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационное обеспечение аграрной реформы П.А. Столыпина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000603 |
Тема: | Организационное обеспечение аграрной реформы П.А. Столыпина |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО» ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Организационное обеспечение аграрной реформы П.А. Столыпина Курсовая работа Костецкая Анастасия Юрьевна ________________________ (подпись) Эл.адрес: kostetskaya_1997@mail.ru Научный руководитель: д-р юрид. наук, проф. Т.Ф. Ящук Омск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.…..………………….………………………….…………………….....3 ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ ..........…..5 ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ ………….…………………..…..37 § 2.1. МВД …………….…………………………………….............................37 § 2.2. Главное управление землеустройства и земледелия...…..…………..43 ГЛАВА III. ФИНАНСОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ АГРАРНУЮ РЕФОРМУ….………………………………...….............…...………..5 § 3.1. Министерство финансов…..…………….……………...........................37 § 3.2. Крестьянский поземельный банк……….……………..…..…………..43 ГЛАВА IV. ОЦЕНКА АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ …….…...…............…...5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………….…...….………………....68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …..………...………………..73 ВВЕДЕНИЕ Начало XX в. ознаменовано в истории Российской империи, как рубежный период, время политических потрясений, поиска путей дельнейшего развития. Перед правительством стоял ряд серьёзнейших вопросов и задач, не требующих отлагательств: проведение ряда политических, социальных и экономических реформ. Одним из таких вопросов был крестьянский, ставший "краеугольным камнем"1, во всей политике переходного периода, переживаемого страной и народом в то время. С проведением земельной реформы тесно связано имя Петра Аркадьевича Столыпина, перед которым проблемно обозначились две задачи. Первая заключалась в подавлении революции, что приводило Империю к политической стабильности, а вторая сводилась к проведению системных реформ, позволяющих в конечном счета создать гражданское общество и правовое государство2. С первой задачей правительство Столыпина справилось, и, как известно, обеспечило стране 12-летнюю паузу между революцией 1905 года и революцией 1917 года. Однако, больший интерес для изучения представляет как Петр Аркадьевич решал вопрос проведения реформ, в частности аграрной. Решение аграрного вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, сельского труженика было необходимо наделить имущественными правами, чтобы его политические и гражданские права не оставались в стороне. Перед началом проведения преобразования русской деревни следовало разработать программу реформы, установить количество выделяемых финансов и определить какие, из уже существующих, органы способны обеспечивать осуществление аграрной реформы, а так же создать новые. Объектом исследования является аграрная реформа П.А. Столыпина Предмет исследования – государственные и финансовые органы, их структура, функции, нормативные акты, связанные с созданием новых учреждений. Раскрыть значение всех органов, указанных в данной работе, в проведении аграрной реформы – основная цель настоящей курсовой работы. Задачами исследования являются: рассмотрение Министерства внутренних дел, Министерства финансов, ГУЗиЗ, Крестьянского поземельного банка и их структурных подразделений, функций и задач. Структура самой работы определена ее целями и задачами, и состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ «Правительство, которое имеет идеалы, не только верит в то, что делает, оно делает то, во что верит»3 П.А. Столыпин В начале XX в. Российская империя переживала трудные времена. В стране царили беспорядки (революция, студенческие волнения, русско-японская война, забастовки пролетариата). Было очевидно, что государство нуждается в проведении реформ. Особенно остро стоял крестьянский вопрос. После царского Манифеста от 19 февраля 1861 года, отменившим крепостное состояние, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Однако это не делало их независимыми, и, что самое главное, экономически самостоятельными участниками хозяйственного оборота. Уклад крестьянской жизни продолжал основываться на коллективных, общинных принципах землепользования. Кроме того, накануне, и в период проведения столыпинских реформ, продолжался бурный рост численности населения. Если в 1902 оно составляло 139,3 миллиона человек, то в 1912 – 171 миллион человек, т.е. всего за 10 лет население Российской империи выросло на 31,7 миллиона человек4. Это был прирост за счет рождаемости: появлялись не новые руки, а новые рты. При этом потребление основных продуктов питания не падало, а росло. Исключительно быстрый рост численности сельского населения наблюдался в чернозёмных губерниях. Между тем свободного резерва еще невозделанных земельных площадей к тому времени не осталось. Постепенно прираставший избыток жителей начал сам понемногу отсеиваться из чернозёмных губерний уже в первые пореформенные десятилетия. Однако масштабы крестьянского выхода до начала ХХ в. оставались относительно невеликими, и значительного влияния на сокращение аграрного перенаселения не оказывали. Более существенное значение имел поиск неземледельческих источников материального существования. Рост промышленности, развитие новых путей сообщения и городской жизни открывали неизвестные прежде перспективы. Под прессом тесноты десятки тысяч российских крестьян начали систематически прибегать к отхожим промыслам. На заработки отправлялись целыми артелями, преимущественно в многоземельные казачьи станицы Дона, Кубани и Ставрополья или в близлежащие крупные индустриально-промышленные центры. В хорошие годы сезонные заработки там заметно превосходили денежные доходы среднего крестьянина, оставшегося трудиться на своём наделе в родной губернии. Постепенно эта неустроенность крестьянской жизни стала проступать всё явственнее и отчетливее. В среде самого крестьянства, а также в кругах оппозиционной интеллигенции всё более настойчиво пошли разговоры о крестьянском малоземелье как главной причине материальных затруднений народа. В революционных кругах российского общества постоянно звучало требование об увеличении размеров крестьянского землепользования. Делать это предлагалось естественно путем принудительного перераспределения земельной собственности5. Однако вдумчивые наблюдатели уже в те годы хорошо понимали, что простого решения в данном случае не было. Корень проблемы специалистам виделся не столько в малоземелье- с российским просторами это понятие сочетается с плохо, сколько в росте избыточного сельского населения, в так называемом аграрном перенаселении. Кроме того, обращала на себя и проблема качества ведения сельского хозяйства. Поскольку крестьянская семья не являлась долгосрочным собственником выделенного ей из общих земель надела, у неё не было достаточного стимула увеличивать интенсивность своей хозяйственной деятельности, т.е. другими словами увеличивать производительность той же площади земли внедряя новые, современные методы её обработки. Таким образом, мы видим, что ведение традиционного общинного хозяйства (с его незначительной интенсивностью и патриархальностью) и значительным ростом численности населения (в особенности – в наиболее заселенной европейской части Империи) продолжало в значительной степени тормозить развитие сельскохозяйственного производства, и, как следствие, препятствовать развитию частной собственности и раскрепощению личных инициатив крестьянина как полного и единственного хозяина своей земли. Сложившиеся в начале века вышеуказанные обстоятельства побудили правительство во главе с премьер - министром Петром Аркадьевичем Столыпиным взяться за подготовку аграрной реформы. С 1894 года в Министерстве внутренних дел началась работа по пересмотру крестьянского законодательства. С 1902 года эта работа была передана специально созданной «редакционной комиссии» при МВД. Так же было образовано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю. Витте. В своей статье А. Ковальчук писал, что в его структуру вошло 618 местных комитетов, объединявших около 12 тысяч членов.6 Позже был создан комитет по земельным делам для руководства землеустройства крестьян. Аграрную реформу предполагалось осуществлять двумя путями: первый - ликвидация общинного землевладения и образования класса крестьян-собственников, второй - проведение аграрной колонизации в Сибирь. Столыпин был сторонником создания правового государства и гражданского общества. Основу гражданского общества Петр Аркадьевич видел в свободных крестьянах, имеющих свою землю в качестве частной собственности, которую они будут рационально использовать с применением новых технологий землепользования. Он прекрасно понимал, что построение Великой России невозможно при существовании общины. Переселенческая политика, по мнению Д. Белянина имела две цели: «Во-первых, после поражения России в Русско-японской войне и захвата Японией Кореи возникла очередная угроза восточным рубежам страны. Азиатская Россия была в целом слабо заселена, что ставило этот регион в опасное положение в случае возможной агрессии. ... Во-вторых, массовые переселения крестьян в Сибирь и Дальний Восток должны были смягчить остроту аграрного вопроса..., ликвидировать или хотя бы ослабить малоземелье»7. В начале подготовки реформы встал вопрос о том, какие органы будут обеспечивать её осуществление. На тот момент не существовало специально на то уполномоченных органов, поэтому было принято решение их создать. Так, указом от 4 марта 1906 года были сформированы губернские и уездные комиссии, комитет по землеустроительным делам (позже был упразднен) при Главном управлении землеустройства и земледелия. Их полномочия заключались в оказании помощи Крестьянскому поземельному банку с целью облегчить покупку крестьянами земель. С.Федулов утверждает, что "они состояли из помещиков, чиновников и незначительного числа зажиточных крестьян".8 Помимо вышеупомянутых органов, проведение аграрной реформы возлагалось на МВД, и подчинённый ему департамент полиции, а на местах губернские и уездные административно - полицейские аппараты, судебные органы, министерство финансов и Крестьянский поземельный банк. Столыпинская реформа началась с Указа от 9 ноября 1906 года, по которому "каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли"9. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 2.1. Министерство внутренних дел С решением аграрного вопроса была связана деятельность многих ведомств Российской империи, но в наибольшей степени с этой проблемой столкнулось Министерство внутренних дел, обладавшее исчерпывающей информацией о положении сельского хозяйства в России, так как в его ведение находилось земское и крестьянское управление. Еще в 1906 году на него было возложена обязанность по делам, связанным с обеспечением продовольственных потребностей сельских обывателей (этим занималась особая продовольственная часть в земском отделе Министерства). Рассмотрением крестьянского вопроса занялось Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности под председательством С.Ю. Витте и Редакционная комиссия МВД, основной задачей которой был пересмотр правовой обособленности крестьянства. Параллельно с работой Редакционной комиссии создаются специальные учреждения, осуществлявшие реформу. Например, на основе Министерства земледелия и государственных имуществ было образовано Главное управление землеустройства и землевладения, а так же Комитет по землеустроительным делам, в состав которого вошли представители от МВД. Большую роль в осуществлении реформы сыграло созданное указом Совета Министров Особое совещание (далее - Совещание) для подготовки решения вопросов, касающихся законоположений о праве крестьян на надельные земли. Возглавлял Совещание управляющий Земским отделом МВД В.И. Гурко. В состав данного органа помимо челнов Министерства внутренних дел вошли представители таких ведомств, как Министерство юстиции, Министерство финансов и Главного управления землепользования и землевладения. Главным результатом работы Совещания, напоминает С.Д. Домников, стала разработка положения, по которому "каждый член в обществах, в коих не было передела вовсе более 24 лет, вправе требовать укрепление в частную собственность доли общественной земли по фактическому владению"10. Не последнее место занимало МВД и в организации переселенческой политики. Необходимо отметить, что переселенческий вопрос возник еще в конце XIX в., именно тогда, в 1896 году, по слова И.М. Зейналова, при Министерстве внутренних дел было создано Переселенческое управление11, позднее вошедшее в состав Главного управлении землеустройства и землевладения. Фактически, грандиозной программой переселения, приведшей к громадному прорыву в экономическом и социальном развитии Сибири, руководили чиновники и служащие, всю жизнь проработавшие в МВД, сохранившие полученные там навыки и лояльность А.П. Столыпину. Помимо своих основных функций (осуществление контроля) Министерство внутренних дел, обладающее, как уже говорилось выше, более полной, в отличии от других ведомств, информацией о состоянии сельского хозяйства, занималось созданием долгосрочных программ развития аграрного хозяйства. Так, например, Комиссия МВД по разработке мер к поднятию сельского хозяйства подготовила программу совершенствования инфраструктуры аграрного сектора за счет совершенствования судоходства на реках, благоустройства торговых портов и улучшения местных сухопутных транспортных магистралей, благодаря которым осуществлялась перевозка сельскохозяйственной продукции. Программа уделало большое внимание мерам по созданию в Российской государственной сети элеваторов, куда крестьянин мог сбывать хлеб, тем самым освобождаясь от власти перекупщика12. Таким образом, принимая участие в разработке проекта аграрной реформы и его осуществлении МВД помимо своих основных функций, выполняло новые, возникшие в результате проведения реформы. 2.2. Главное управление землеустройства и земледелия 30 марта 1905 года было учреждено Особое совещание о мерах к укреплению крестьянского землевладения, которому было поручено "... выяснить действительные способы к упрочению земельного строя крестьян..."13. Поставленная задача была успешна выполнена и теперь возникла необходимость в создании центральных ведомств, занимавшихся непосредственным претворением реформы в жизнь. В связи с этим, 6 мая 1905 года был издан Указ о преобразовании Министерства земледелия и государственных имуществ в Главное управление землеустройства и земледелия (далее - ГУЗиЗ) 14 , а уже 4 марта 1906 года при нем был создан Комитет по землеустроительным делам (далее – Комитет), а так же образованы губернские и уездные комиссии, основной целью которых было сотрудничество с Крестьянским поземельным банком и содействие населению к устранению недостатков существующего землевладения15. Цель этих комиссий была одинакова, а именно - оказание помощи крестьянину в покупке земель и обучение его рациональному пользованию ею. Однако состав членов и функции данных органов были разные. Так, в состав уездных землеустроительных комиссий первоначально входило 13 членов, избиравшихся уездным земским собранием16. Председательствовал в комиссиях уездный предводитель дворянства. В обязанности указанной комиссии входило выяснение положения крестьянского землевладения, в частности оценка земель, продаваемых крестьянскому банку или же земель отводимых на ликвидацию, помощь крестьянину в выяснении стоимости земли и в отношениях с Крестьянским банком. Открытие уездных комиссий предполагалось в регионах, где это возможно или необходимо. Действия уездных учреждений контролировались со стороны компетентных чиновников губернских комиссий. Кроме этого, при Комитете была образована сначала инструкторская, а затем ревизионная часть землеустройства, которая осуществляла функцию наблюдения за соответствием производимых работ основным требованиям землеустроительной техники. В губерниях (там, где это полагалось целесообразным) создавались губернские землеустроительные комиссии в составе 14 членов, под председательством губернатора17, на которые возлагалось объединение действий нижестоящих (уездных комиссий) и разрешение возникающих в них разногласий. Состав этого органа избирался на губернских земских собраниях. Руководство за деятельностью комиссий возлагалось на Комитет во главе с главноуправляющим. Он состоял из высших представителей ведомств (МВД, Министерство юстиции, Министерство финансов и т.д.). Первым председателем был директор Департамента государственных земельных имуществ А.А. Риттих. Делопроизводство в Комитете осуществлялось в Департаменте государственных земельных имуществ, в составе которого была создана специальная Канцелярия. Технические вопросы решало Управление межевою частью Министерства юстиции. Надо отметить, что исполнителем текущих решений в составе каждой комиссии являлся чиновник, на котором лежала ответственность за землеустроительные работы в пределах уезда или губернии. Обязанности такого лица были довольно сложные, поэтому отбор кандидатов происходил очень строго. Так, кандидату на указанную должность требовалось соответствовать определённому цензу, например, иметь высшее образование и предварительно пройти службу на должностях по землеустройству или крестьянскому управлению18. Таким образом, комиссии начали открываться с 1 июля, и к концу 1906 года действовало 184 уездных и 33 губернских землеустроительных комиссий. Во избежание возможных затруднений в начале их деятельности было необходимо командировать членов Комитета на места для разъяснения условий деятельности комиссий и пояснения возникающих вопросов. В течении двух месяцев (ноября и декабря) комиссия из 23 человек объехала все открывшиеся 184 уездные землеустроительные учреждения. Основной их задачей являлось осуществление совместной с отделениями Крестьянского поземельного банка работы по разбивке на хозяйственные участки и по продаже нуждающимся крестьянам земель. Вскоре, в эти органы хлынул поток ходатайств крестьян о помощи им в обработке выделенных земель. Поводом к этому послужил Указ от 9 ноября 1906 года, "изменивший коренные законы крестьянского землевладения"19. Данный акт обеспечил каждому крестьянину закреплять за собой землю в личную собственность и дал ему право на выход из общины. Обращаясь к статистическим данным, за 1907 год было подано 212 ходатайств на укрепление наделов в собственность и 219 заявлений об их землеустройстве20. На самых первых этапах работы стало ясно, что нельзя ограничиваться содействием крестьянам в виде только межевых работ, юридического оформления земли, выдачей денежных ссуд и пособий, а необходима непосредственная помощь в приведении участков в культурный вид. Можно было предвидеть, что на участки крестьян, теперь уже собственников, будут перенесены те же приемы обработки земли, которые закрепились в общинах. С этой целью в тесную связь с землеустройством были поставлены гидротехнические работы и агрономическая помощь. Так, председатель Комитета по землеустроительным делам А.В. Кривошеин дал общие указания к составлению планов агрономической помощи. Начиная с 1908 года агрономы приступили к работе в районах землеустройства. Их обязанностью было обучить крестьянина новым технологиям обработки земли, то есть замене трехполья на развитые севообороты, использованию новых, эффективных сельскохозяйственных машин, введению травосеяния, сортировке семян, применению искусственных удобрений и т.д. Результатом агрономической помощи стало быстрое внедрение современных технологий землепользования и механизация хозяйства. Как уже говорилось, наряду с агрономами к землеустроительным комиссиям примкнули и гидротехники. Первоначально гидротехническими работами занимались ликвидатор или землеустроитель, с использованием преимущественно простейших, доступных сельскому обывателю приемами. Последующее расширение землеустроительных работ обнаружило недостаточность таких исследований, и встал вопрос об образовании на местах специальной гидротехнической организации, которая ведала бы наиболее сложными работами, требующими специальных познаний в данной области. В связи с этим, в 1907 году общее руководство за деятельностью гидрологическими работами было возложено на Отдел земельных улучшений. Задачами данного учреждения было обследование в водном отношении земель, устройство простейших осушительных и водоснабжающих сооружений и возведение более крупных и сложных гидротехнических построек. Хотелось бы отметить, что наибольшее внимание ГУЗиЗ уделяло Сибири. Первоначально в проектах аграрной реформы данному региону отводилось роль малозаселённой территории, способной "поглотить"21 излишек населения из Европейской России. Однако со временем такое пренебрежительное отношение к Сибири стало меняться. Стало ясно, что следует объединить аграрную политику в европейской и азиатской частях страны и распространить на Сибирь основные положения реформы. В связи с этим, ГУЗиЗ разработало проект "Положения о поземельном устройстве крестьян и инородцев Сибирских губерний и областей" (далее - "Положение"), который в июне 1909 год был представлен Столыпину на рассмотрение. "Положение" предусматривало укрепление в собственность усадебных и отрубных участков, а так же землю занятую под технические культуры и капиталистические предприятия. Сверх того за этими домохозяевами сохранялось право на получение в собственность при землеустройстве положенной доли общинной земли22. На Сибирь планировалось распространить все законы связанные с переходом от общинного землепользования к единоличному. Так началось освоение Сибири переселенцами. Одной из таких сибирских переселенческих территорий был Алтайский округ, поступивший в распоряжение ГУЗиЗ указом от 19 сентября 1906 года. В. Разгон и К. Пожрская в своей статье указывают, что на землеустройство Алтая было отведено 3,5 млн. десятин земли и размещено на них около двух третей всех переселенцев, помимо этого еще треть мигрантов была переселена к старожильческим обществам23. Процесс адаптации алтайских переселенцев осложнялся неразвитостью инфраструктуры, обусловленной недостаточным финансированием переселенческой политики и напряжённостью в отношениях с местным населением, которое кардинально отличалось своим менталитетом и культурой. Но не смотря на это, мигранты перенимали у старожилов приёмы ведения хозяйства, а те в свою очередь эффективные средства производства. Подводя итог вышесказанному, всем структурным подразделениям ГУЗиЗ в дружном сотрудничестве с Агрономическим совещанием и Отделом земельных улучшений "...в сравнительно короткий срок удалось достигнуть практических результатов, выражающихся в разверстании 463 уездах черезполосности владений на площади свыше 25 мил. дес. земли ... и образовании до 2 миллионов единоличных хозяйств..."24. В Сибири началось развитие инфраструктуры: были образованы больницы, школы, шло строительство сельскохозяйственных институтов (в Омске и Томске), активней стало развиваться производство сельскохозяйственной продукции. ГЛАВА III. ФИНАНСОВЫЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ АГРАРНУЮ РЕФОРМУ 3.1. Министерство финансов Как и любые другие преобразования в стране аграрная реформа требовала не малых затрат, поэтому все денежные вопросы связанные с её проведением взяло на себя Министерство финансов. Оно играло огромную роль как в осуществлении переселенческой политики, так и землеустроительной. Большое значение придавалось финансовой поддержке всего переселенческого дела. К. Могилевский пишет, что "... были разработаны условия отпуска средств на общеполезные надобности переселенцев, на выдачу льготных ссуд на сельскохозяйственные улучшения ... и пособия при землеустройстве"25. После поездки П.А. Столыпина и А.В. Кривошеина в Сибирь, поток финансов хлынул на развитие в этом регионе инфраструктуры. Так, были построены школы, больницы, храмы, железные дороги и т.д. К сожалению, не все планы по модернизации Сибири Столыпину удалось осуществить, но многие из них были реализованы после его смерти. Например, физико-математических факультет в составе Томского Университета был образован только в 1917 году, а открыть в Омске сельскохозяйственный институт удалось лишь в 1908 году26. Решительную поддержку Министерство финансов оказывало и Комитету по землеустроительным делам. В общем, из 30 млн. рублей в распоряжение землеустроительных комиссий было отпущено до 17 млн. рублей27. Значительная часть средств была направлена на приближение агрономического персонала к деревне. Помимо этого не малую долю из бюджета страны Министерство финансов выделяло на новое оборудование для обработки земли, улучшения животноводства и развитие специальных культур. Однако, прежде чем направлять финансы в различные ведомства и организации государственный бюджет должен пройти стадии обсуждения и утверждения. Именно здесь П.А. Столыпин столкнулся с сопротивлением к финансированию аграрной реформы. По словам Д. Янченко, обсуждение и утверждение бюджета в нижней палате Думы было одной из сложнейших задач, каждый год встававших перед правительством России28. Проблема была в том, что нижняя палата имела ограниченные права по принятию бюджета, а их пересмотр в сторону расширения требовал изменения законодательства 1906 года, по отношения к которым Дума не имела права инициативы. Данный вопрос не смог бы решиться без поддержки правительства, но Столыпин был против такого законопроекта, он считал его "попыткой меньшинства, втянуть большинство в чисто оппозиционную затею, имеющей своей задачей затруднить деятельность правительства"29. Уже в первой сессии кадеты проголосовали против кредитов на землеустройство, то есть столыпинской аграрной реформы, а со второй сессии кадетская фракция систематически голосовала против сметы МВД. Не смотря на это, Петр Аркадьевич нашел выход из ситуации. Из ведомств в Думу поступало много незначительных финансовых дел, а депутаты не всегда могли выделить из них приоритеты. Правительство Столыпина умело этим пользовалось. В такой массив дел можно было легко внести несущественные суммы, которые раньше проходили условным кредитом. Итак, Министерство финансов являлось одним из ключевых ведомств благодаря которому аграрная реформа стремительно развивалась. Вопреки всем противника преобразований, Петр Аркадевич, "органически сочетая в себе природный мощный интеллект и сильную волю, масштабный государственный ум и патриотизм ..."30, шел к созданию Великой Державы. 3.2. Крестьянский поземельный банк Одним из важнейших мероприятий реформы стала деятельность государственного Крестьянского поземельного банка. Он был учрежден в 1882 году для выдачи крестьянам долгосрочных ссуд под залог купленных у частных владельцев земель. Надо сказать, что в отличии от других ипотечных банков, кредит Крестьянского поземельного банка имел строго определённое назначение - только на покупку земли. Средства для выдачи ссуд Банк накапливал за счет ипотечных облигаций и продавал их через Государственный банк. В начале работы Крестьянского банка его операции ограничивались лишь выдачей ссуд крестьянам, но уже с 1895 года круг его полномочий был расширен. По инициативе министра финансов С.Ю. Витте вышел указ от 27 ноября 1895 года, по которому Банку разрешалось покупать земли у дворян за счет собственного капитала, создавать свой земельный фонд и продавать эти земли крестьянам. Обращаясь к статье Н.А. Проскуряковой, до 1906 года крестьянами из земельного запаса банка было куплено 670,1 тысячи десятин земли, а всего при содействии банка было приобретено 9 миллионов десятин земли31. Так, Крестьянский поземельный банк из органа, игравшего пассивную роль превратился в крупного покупщика частной земли. Но все же, в покупках он был ограничен размерами своего капитала. 3 ноября 1906 года это ограничение было устранено, теперь Банк мог скупать земли в неограниченном размере, за счет выпускаемых с этой целью свидетельств. Кроме того, ему передавались огромные участки земли, включавшие удельные земли и степные угодья, значительно уменьшились владения царской семьи, земли Алтайского округа обращались для устройства переселенцев. Ставший председателем Совета Министров 8 июля 1906 года П.А. Столыпин поручил заведование Крестьянским поземельным банком А.В, Кривошеину, с которым они стали идеологами и организаторами реформы. На протяжении всего времени Петр Аркадьевич был убежден, что опираться нужно не на мужика-общинника, а на единоличного хозяина, который будет с уважением относится к чужой собственности, имея свою. Прежде Банк отдавал предпочтение коллективным покупателем земли, но с 1906 года главной целью его деятельности стало насаждение прочных единоличных хозяйств. Так, покупателем земли мог стать отдельный владелец подворных участков и домохозяин, выделавший свои владения из общины, товарищество крестьян, образованное для приобретения земли, и сельские общины, имеющие отдельные земли по актам землеустройства32. Право собственности на землю, которую крестьяне брали в залог у Крестьянского поземельного банка, удостоверяли нотариально заверенные документы. Это могли быть крепостные, землеустроительные, а так же вошедшие в законную силу судебные акты и т.д.33. Размер ссуды на землю определялся Уставом Крестьянского поземельного банка. Таким образом, приобретая землю единолично, крестьяне должны были платить 10 процентов от ссуды. Если земля приобреталась товариществами или общиной, то ссуда выдавалась в размере 80 процентов, а малоземельным или безземельным крестьянам - в размере 90 процентов34. С. Рыбас в своей книге отмечает, что "... богатые крестьяне покупали совсем немного, 5-6 процентов. Большинство покупателей были средняки и бедняки"35. В начале деятельности по вопросу аграрной реформы Крестьянский банк приступил к подготовке земель для продажи. С этой целью в июне 1907 года были образованы три временных отделения Совета Крестьянского поземельного банка, а в 1908 году по распоряжения министра финансов при центральном управлении Банка был создан Особый ликвидационный отдел, заведовавший распродажей и хозяйственным использованием приобретённой земли. Исполнительными органами вышеуказанного ликвидационного учреждения были местные ликвидационные отделы. Ответственность за подготовку к распродаже земли возлагалась на такое должностное лицо, как ликвидатор. За 1906-1915 годы Крестьянский поземельный банк подготовил земли к ликвидации площадью в 4 748,3 тысячи десятин. Больше половины запаса из банка было продано отрубами (54,9 процента), а 1/4 часть - хуторам (23,8 процентов)36. Однако, слепо доверять статистики не стоит. Дело в том, что, когда местные отделения Крестьянского банка регистрировали создания хутора, они не требовали никаких подтверждений от крестьянина, что тот действительно будет проживать и обустраивать данный ему участок земли. Фактически, они руководствовались лишь его обещанием. В результате появлялись фиктивные хутора. То есть, крестьянин покупал землю у Крестьянского поземельного банка и не обживал её. Д. Пэллот указывает как минимум две причины, которые способствовали возникновению такой проблемы. Во-первых, крестьяне собирались развивать свой участок, но оказались неспособными это сделать из-за нехватки финансов или из-за недостаточного количества воды на участке. Во-вторых, у будущего крестьянина-собствнника, первоначально не было мысли переселяться на новый участок, а обещание, что все его обязанности будут выполнены, он давал лишь для получения банковских ссуд37. Из-за таких пустых обещаний только на 160 хуторах из 600 хозяева проживали круглый год. Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что Крестьянский поземельный банк сыграл большую роль в процессе перестройки земельных отношений в период столыпинской реформы. Благодаря данному финансовому органу произошел процесс перехода земли из рук плохих хозяев (помещиков) в руки тех крестьян, кто в большей степени был готов отвечать за свою собственность и её рациональное использование. Как писал С. Экштут: "У былых дворянских гнёзд появились новые хозяева"38. Пётр Аркадьевич надеялся, что именно эти хозяева помогут стране не только избежать революции, но и стать процветающей державой. ГЛАВА IV. ОЦЕНКА АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ СТОЛЫПИНА ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ Столыпинская аграрная реформа остаётся одной из тем, наиболее дискутируемых как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Так, мнения иностранных и отечественных исследователей о количестве выходцев из общины кардинально отличаются. В 1960-1970-е германские историки оценивали масштабы выхода крестьян на хутора и отруба как крайне скромные, а перспективы их развития - как незначительные. По подсчетам Хильдермайер и К.-Х. Руффман доля вышедших из общины составляла от 21.7% до 30% общего количества общинников39. Кроме того, как отмечали Нецольд и Шерер, наибольшее количество выходов из общины было замечено до 1909 года, после чего наблюдался устойчивый спад. Между тем, российские учёные говорят о следующих статистических данных, качающихся данного вопроса. К началу 1916 года на территории Европейской России объявили о выходе из общины от 2 млн. 755 тыс. При этом 26% получили сразу же на это разрешение крестьянских обществ. Говоря о количестве заявок на выход из общины немецкие учёные отмечают, что костяк выходивших составляли зажиточные крестьяне, либо лица, уже отошедшие от земледелия. Однако, оперируя данными Н.А. Проскуряковой (безземельные крестьяне - 20,6%, малоземельные - 52,6%, среднеземельные - 22,4%, многоземельные - 4,4%), мы видим, что банк содействовал в большей степени низшим категориям крестьянства40. Кроме того, интерес ученых вызывает и переселенческое движение в годы столыпинской реформы. Здесь надо подчеркнуть, что по данному вопросу немецкие и отечественные историки пришл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: