VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теория аграрной политики в экономике.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000253
Тема: Теория аграрной политики в экономике.
Содержание
Содержание

Введение	3
1.	Теория аграрной политики в экономике	5
1.1	Земля как фактор производства	5
1.2	Сущность аграрной политики	9
1.3 Предмет и методы аграрной политики. Объекты, субъекты и структурные элементы в аграрной политике.	14
2.	Анализ аграрной политики России в современных условиях	19
2.1	Ситуация в агропромышленном комплексе России	19
2.2	Аграрная политика России в современных условиях: проблемы и возможные пути их решений	24
2.3	Итоги анализа аграрной политики России	31
Заключение	34
Список использованной литературы	36









Введение
      Развитие сельского хозяйства страны в большей степени зависит от эффективности регулирования государством, которое состоит из базовых направлений и принципов аграрной политики государства, которая применяется в отношении аграрного сектора экономики властными структурами всех уровней: федерального, регионального и муниципального.
      Аграрная политика государства, которая официально узаконена на самом высшем – федеральном уровне власти, должна быть основой для всех органов власти, причем не зависеть от ведомственной подчиненности при принятии решений по вопросам касающимся  сельского хозяйства нашей страны.
      Региональная составляющая аграрной политики является одним из наиболее уязвимых, слабых звеньев в теории и практике государственной аграрной политики.
      Помимо всего прочего, государственная аграрная политика, несмотря на то, что носит долгосрочный, длительный характер, нуждается в корректировке, в те периоды, когда происходят существенные изменения внешних условий, особенно связанные с глобальными процессами в экономике. В настоящий момент Российская Федерация и ее аграрный сектор располагаются на новом уровне мирохозяйственных связей, в связи с введением продовольственного эмбарго в отношении ряда стран. Это, в свое время, усиливает актуальность выбранной темы курсовой работы. 
      Цель нашей курсовой работы состоит исследовании и анализе роли аграрной политики Российской Федерации в современных условиях. 
      В соответствие с поставленной целью были выделены следующие задачи курсовой работы, которые будут способствовать достижению цели работы:
* описать землю как фактор производства;
* раскрыть понятие аграрной политики как составной части экономической политики;
* выявить предметы и методы аграрной политики, группы интересов в аграрной политике, а также объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики;
* проанализировать современную ситуацию в агропромышленном комплексе России;
* проанализировать агарную политику государства в современных условиях;
* выявить особенности аграрной политики в современных условиях и найти пути решения проблем в аграрной политике России.
      Объектом исследования нашей работы является аграрная политика государства, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях.
     Предметом исследования данной курсовой работы выступают организационно-экономические факторы и механизмы трансформации аграрной политики в изменяющихся социально-экономических условиях.
      Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты РФ, литературные труды ученых. Среди них следует выделить Абалкина, Амосова, Буздалова, Быстрова, Ермакова,Исянова,  Калугина, Колесникова, Смита, Ушачева, Фадеева и других исследователей, которые занимались данным вопросом.
      Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, которые включают в себя по три параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.


1. Теория аграрной политики в экономике
1.1 Земля как фактор производства
      Рынок факторов производства имеет отличительные особенности от традиционного рынка, в котором реализуются товары, направленные на удовлетворение самых обычных, обыденных потребностей человека, в частности в том, что на данном рынке покупателями выступают производители разнообразных товаров для целей личного и производственного потребления.
      Земля является одним из основных факторов производства. Земля является третьим основным фактором производства, следуя сразу после труда и капитала. Представители классической школы политэкономии Уильям Петти и Адам Смит рассматривали землю и труд как основные факторы, которые задействованы в производстве продукции и создании богатства.
      Земля как фактор производства может рассматриваться в двух смыслах: широком и узком:
* В узком смысле под землей понимаются непосредственно земельные участки. Главное значение в данной ситуации отводится местонахождению участка, площади участка, а также качеству земли.
* В широком смысле под понятием земля понимаются все используемые естественные ресурсы, которые задействованы в производственном процессе, и которые находятся в недрах земли либо на поверхности земли.
      Земля – это бесценный дар природы, так как помимо того, что в земле находятся ресурсы, которые использует человечество, земля также является местом жизни и обитания всех живых существ, включая непосредственно самого человека. Естественным фундаментом природных ресурсов являются планетарные природные условия. К данным природным условиям можно отнести географическое положение, рельеф местности, климат, солнечное излучение, строение недр, тепло планеты, акватории водные и морские. Данные природные ресурсы и условия создают возможность деятельности людей по мере освоения этих природных условий.
      Природные ресурсы можно представить как совокупность природных условий, которые могут быть использованы в ходе процесса создания материальных и духовных благ.
Все природные ресурсы можно разбить на:
* реальные и потенциальные;
* возобновляемые и невозобновляемые.
      Реальными природными ресурсами являются те ресурсы, которые разведаны и активно используются в производстве. К реальным природным ресурсам можно отнести, например, такие ресурсы как нефть, газ, руда и т.п. Реальные ресурсы влияют на величину национального богатства, уровень жизни населения страны, а также на эффективность функционирования экономики страны.
      Потенциальными природными ресурсами считаются те ресурсы, которые прогнозируются, однако в настоящее время не используются.
      К возобновляемым природным ресурсам относятся те ресурсы, которые  имеют возможность к воспроизводству под действием природных процессов или с помощью усилий человека по мере их использования.
      Невозобновляемые природные ресурсы – это те ресурсы, которые не подлежат восстановлению после их полного исчерпания. К таким ресурсам относятся непосредственно все полезные ископаемые. Но стоит заметить, что некоторые из невозобновляемых ресурсов могут иметь аналог и быть заменены. Заменимые природные ресурсы – это те ресурсы, которые можно заменить иными, аналогичными ресурсами. При этом следует отметить, что использование аналогов-заменителей может быть даже более экономически эффективным.
      Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, которые поступают на рынок, характеризуются специфической системой ценообразования.
      Невозобновляемые природные ресурсы обладают высокой общественной значимостью, а также ценностью. Собственники данных видов ресурсов, имеют возможность регулировать объем поступления данных ресурсов на рынок, и оказывать, таким образом, воздействие на общеэкономическую ситуацию в стране или мире. Особенность невозобновляемых природных ресурсов состоит в том, что для собственника данного вида ресурсов может быть экономически выгодно как использование, так и неиспользование данного вида ресурсов в определенном временном промежутке, в отличие от всех других ресурсов, которые используются для производства товаров с целью получения прибыли. Неиспользование невозобновляемых природных ресурсов в течение определенного временного отрезка позволит обеспечить большую выгоду, так как цена на данный вид ресурсов в будущем, возможно, будет расти. Роль таких ресурсов в современной экономике будет иметь особое значение, и будет возрастать с каждым годом.
      В условиях экономики рынка земля как фактор производства может принадлежать одному субъекту рыночных отношений, а использоваться другим лицом. За определенную плату собственник земли имеет возможность передать арендатору в пользование права на использование земли в коммерческих целях, который будет производить и реализовывать произведенную продукцию. Из выручки, полученной от реализации продукции, арендатор расплачивается с земельным собственником. Экономические отношения между землевладельцем и арендатором земельного участка по поводу использование земли принято в экономической теории называть рентными отношениями.
      Под земельной рентой понимается плата собственнику земли за пользование землей. Размер платы будет зависеть от плодородия земли, ее месторасположения.
      Цена земли непосредственно связана с той величиной арендной платы, которую она обеспечивает землевладельцу. Главной частью этой платы является земельная рента.
      Цена земли являет собой капитализированную земельную ренту. Данная цена определяется величиной земельной ренты и размером ссудного процента.
      Подводя итог, земля рассматривается как естественный фактор производства, а также как природное богатство и первооснову хозяйственной деятельности. Данный термин заключает в себе все полезности, которые нам даны природой в некотором объеме и над объемом которого человек не властен, несмотря на то, что будь это земля, водные ресурсы либо природные ископаемые. Земля имеет одно важное отличительное свойство – ограниченность, в отличие от других факторов производства. Человеку не подвластно изменить ее размеры по своему усмотрению. Человек способен лишь воздействовать на ее плодородие, однако и это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях, непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи. Научно-технический прогресс позволяет сделать ограниченность земли как фактора производства относительной. Научно-технический прогресс позволяет расширить, отодвинуть границы исчерпания природных ресурсов, однако он не исключает возможность исчерпания природных ресурсов в связи с тем, что планета Земля имеет свои физические границы.
1.2 Сущность аграрной политики
      Аграрная политика является одной из составных частей экономической политики, сферой влияния которой выступает сельское хозяйство и сферы, которые с ним связаны.
      Выделение аграрной политики государства в относительно самостоятельную независимую область в общей экономической политике обусловлено особенностями производства сельского хозяйства, а также спецификой регулирования аграрных отношений. Пристальное внимание в аграрной политике отводится достижению более высоких итоговых результатов деятельности производства в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.
      Рассматривая сущность аграрной политики необходимо отметить следующее:
* Аграрная политика состоит в сфере политических отношений, так как аграрная политика подразумевает под собой отношения, которые возникают в связи с деятельностью государства как органа политической власти.
* Особенности аграрной политики определяются спецификой аграрной экономики. В сфере аграрной экономики на основе господствующего экономического порядка действуют экономические законы, которые с свою очередь управляют производством, распределением, потреблением и обменом продукции сельского хозяйства. Именно поэтому аграрная политика тоже оказывается под влиянием данных законов.
* Аграрная политика государства имеет свое особое месторасположение в системе общественных отношений. Аграрная политика находится в непосредственной близости от аграрной экономики и выступает ее концентрированным выражением и завершением.
      В данное время каждая страна осуществляет свою аграрную политику в соответствие со своими целями и методами.
      Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 года №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» термин государственная аграрная политика определен как составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
      Право выступает одной из форм выражения, а также средством реализации аграрной политики государства. Именно поэтому в науке аграрного права анализу и исследованию аграрной политики обычно уделяется особое повышенное внимание.
      Основными целями государственной аграрной политики, определенными в Федеральном законе №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» являются:
* повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
* обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
* сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
* формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
* создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
* наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую  сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индекса таких цен (тарифов).
Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
* доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
* доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
* единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
* последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
* участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.
Основные направления государственной аграрной политики, выделенные в ФЗ №264 «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года:
* поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
* формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
* государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
* защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
* развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
* устойчивое развитие сельских территорий;
* совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
В ряду мер по реализации государственной аграрной политики законодательство предусматривает:
* предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствие с законодательством Российской Федерации;
* применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
* осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных служб;
* регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
* информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;
* антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
* участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
* проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций;
* другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
      На сегодняшний момент большая часть населения земного шара живет в таких странах, где в экономике главенствует аграрный сектор. Помимо этого, для большого количества стран, и для Российской Федерации в частности, остается актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Благодаря сельскому хозяйству население обеспечивается продуктами питания, а промышленность сырьем для переработки. Около 70 процентов товаров потребления производится из сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому от того насколько эффективно работает данная отрасль зависит уровень жизни населения. Продовольственная безопасность страны выступает частью национальной безопасности страны, а также помимо всего прочего является гарантией удовлетворения потребностей населения в продуктах продовольствия и питания.
      На сегодня состояние сельскохозяйственного сектора России таково, что страна в ближайшее время решить проблему продовольственной безопасности страны (обеспечения населения отечественными продуктами питания) не сможет. В связи с этим возникла необходимость внесения поправок и обновлений целевых установок аграрной политики государства, системы используемых индикаторов и методов регулирования хозяйственных процессов в аграрном секторе экономики страны. Также возникла особая потребность в теоретическом обосновании новых подходов к решению возникших проблем и задач.
1.3 Предмет и методы аграрной политики. Объекты, субъекты и структурные элементы в аграрной политике.
      В первую очередь, давайте детальнее остановимся на понятиях предмета и объекта аграрной политики. При этом мы будем опираться на то, что объектом выступает процесс или же явление, которые порождают проблемную ситуацию и которые выбраны для детального рассмотрения и изучения. Под предметом будем понимать то, что находится в границах данного объекта. Объект и предмет изучения соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. Именно на это и сфокусировано внимание в аграрной политике.
      Под объектом аграрной политики понимаются процессы экономики, которые протекают в данный текущий момент времени.
      Под предметом аграрной политики следует рассматривать систему государственных и общественных мероприятий, которые определяют граничные условия функционирования сельского хозяйства.
      Методами аграрной политики являются различные приемы и инструменты государственного регулирования агропромышленного комплекса.
      Методы аграрной политики по способу их функционирования можно дифференцировать на методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.
      Аграрная политика государства активно воздействует на аграрную экономику и в тоже время обладает некой определенной самостоятельностью. Следует отметить, что влияние аграрной политики на экономику неоднозначно: аграрная политика либо ускоряет развитие аграрной экономики, либо тормозит его. Аграрная экономика получает положительной воздействие при имении в наличии научно-обоснованной аграрной политики государства.
      Под методами прямого воздействия подразумевают регулирование, таким образом, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, которое основано на предписаниях государства, а не на основе собственного экономического выбора. К методам прямого воздействия в качестве примеров можно отнести различные изменения в налоговом законодательстве, а также различные административные ограничения в области контроля качества продуктов питания и т.п. В связи с быстрым достижением экономического результата методы прямого воздействия зачастую бывают одними из самых эффективных методов.
      Под методами косвенного воздействия подразумевают создание государством предпосылок (но не прямолинейное влияние) к выбору тех экономических решений, которые самостоятельно осуществляют субъекты, которые бы коррелировали  с целями аграрной и экономической политик. Главным достоинством данного метода является то, что методы косвенного воздействия не изменяют состояние динамического равновесия и не нарушают рыночной ситуации.
      Аграрная политика представляет собой единой целое, которое в свою очередь состоит из взаимосвязанных элементов, частей:
* сельскохозяйственной,
* агропромышленной,
* продовольственной,
* внешнеэкономической аграрной политики.
      Каждому структурному элементы аграрной политики соответствуют свои объекты.
      Таблица 1
Структурные элементы
Объекты аграрной политики
сельскохозяйственная
1. сельскохозяйственные товаропроизводители                                                                                          2. население сельской местности


агропромышленная 
1. производители средств производства для нужд сельского хозяйства                                            
2. предприятия перерабатывающей сферы сельскохозяйственной продукции                            
3. предприятия оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией
продовольственная
1. население страны в целом                                       
2. дети                                                                       
3. малообеспеченные слои населения                        
4. территориальные группы населения
внешнеэкономическая
1. импортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия                                               
2. экспортеры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
      
      Объекты, которые представлены в данной таблице можно объединить в такое понятие как «рынок сельскохозяйственное продукции, сырья и продовольствия», причем независимо от того идет реализация аграрной политики или нет. Государство способно влиять на ситуацию на рынке путем воздействия на различные группы участников рыночных отношений. Государство способно в качестве отрасли-приоритета поддерживать сельскохозяйственное производство, переработку, либо же потребление.
      
      Предприятия и организации АПК являются лишь малой частью объектов аграрной политики. С их помощью происходит производство ресурсов для сельской местности, а также производство и переработка продукции сельского хозяйства. 
      Главным объектом господдержки является товаропроизводитель. Но помимо прочего, и другие объекты не остаются без должного внимания, например поддержка малообеспеченных слоев населения.
      В качестве субъектов аграрной политики можно выделить государственные и общественные институты, которые принимают и реализуют агрополитические решения, которые оказывают влияние на их разработку.
      Государственное регулирование агропромышленного комплекса должно обеспечивать все необходимые условия для эффективного развития объектов регулирования, которые к тому же, одновременно являются субъектами рынка.
      Негосударственные субъекты аграрной политики могут быть дифференцированы на три обширные группы, которые сформированы по степени политической активности и по претензиям на «вхождение во власть»:
* политические партии;
* общественно-политические организации;
* общественные организации.
      Необходимо отдельно выделить роль аграрной науки в роли субъекта аграрной политики. Обычно развитие аграрной политики во всех странах мира происходит в научно-исследовательских университетах и учреждениях. Наука получает своеобразный «госзаказ» на исследование определенной области, благодаря финансированию из бюджета. Следует обратить пристально внимание на то, чтобы наука следовала принципам объективности и беспристрастности, а также не была завязана с властью либо ее оппонентами.
      Аграрную политику требуется разрабатывать только на основе научных исследований, для того чтобы аграрную политику в полной мере можно было назвать научной. Иными словами, в основе аграрной политики государства в обязательном порядке должен лежать принцип научности.
      Если же вспоминать о субъектах аграрной политики, то следует обратить пристальное внимание на СМИ, которые являются одним из ключевых источников формирования общественного мнения, формирования отношений к определенным программам, действиям или решениям власти и т.п. Особо следует отметить, что ни  в коем случае нельзя игнорировать потенциал конструктивной критики, которая реализуется через средства массовой информации.










2. Анализ аграрной политики России в современных условиях
2.1 Ситуация в агропромышленном комплексе России
      Агропромышленный комплекс имеет важное значение в экономике любой страны. Агропромышленный комплекс является одним из основных народнохозяйственных комплексов, который определяет условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение агропромышленного комплекса состоит в том, чтобы обеспечить население продуктами питания, но и помимо прочего влияет на занятость населения и на общий уровень эффективности национального производства.
      На сегодняшний момент актуальной задачей агропромышленного комплекса является сбалансированность всех звеньев. Например, отставание в развитии перерабатывающей отрасли ведет к крупным потерям продукции сельского хозяйства. Потери порой могут достигать до 30% от собранного урожая зерна и до 40% собранного урожая картофели и овощных культур.
      Острая проблема развития, которая возникла в ходе экономических реформ и длительного кризисного развития АПК – это неразвитость рынка средств производства. Данная проблема посодействовала прогрессирующему износу оборудования (в отрасли переработки он порой достигает 75%), снижению использования минеральных удобрений, сокращению парка сельскохозяйственной техники: автомобильной, тракторной и оборудования, используемого в сельском хозяйстве (сокращение приблизительно в три раза).
      Начавшийся в России в конце 2014 года экономический кризис имел негативные последствия для самых различных отраслей экономики. Не обошли стороной данные последствия и агропромышленный комплекс страны. 
      Несмотря на поддержку правительства Российской Федерации отечественных сельскохозяйственных производителей, компании агропромышленного комплекса не могут в полном объеме справиться со своими долговыми обязательствами перед банками. По данным Центробанка РФ, в период с 1 июня 2014 по 1июня 2015 года просрочка по валютным займам увеличилась в три раза – с 6,2% в 2014 году до 19,3% в 2015 году. Таким образом, в агропромышленном секторе каждый 10 кредит является проблемным.
      Давайте более детально рассмотрим ситуацию, которая происходит в агропромышленном комплексе нашей страны.
      По данным за I квартал 2015 года сельское хозяйство было единственным видом из всей экономической деятельности, которое демонстрировала достаточно ощутимый рост. Но в апреле-мае показатели темпов роста в секторе сельского хозяйства ухудшились. В процентном выражении с 4,2% за аналогичный период 2014 года до 2,7% текущего года. В июне-сентябре 2015 года рост сельскохозяйственной продукции составил уже 2,4% по отношению к 7,7% аналогичного периода года прошедшего. В III квартале этого года сельскохозяйственный сектор демонстрировал рост по сравнению с III кварталом 2014 года – рост составил 2,2%. По данным прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации рост объема производства сельскохозяйственной продукции произойдет всего на 1,4% по итогам 2015 года.
      После того, как Центробанк РФ 16 декабря 2014 года резко повысил ключевую ставку с 10,5% до 17% стоимость заемных средств для аграрного бизнеса сразу возросла на 8,2%. Стоит заметить, что увеличение ставки по кредитам в некоторых регионах страны составило 28%. За прошедший 2014 год объем просроченных задолженностей на предприятиях аграрного сектора вырос больше чем на 30% и коснулся отметки в 110 млрд рублей. По сравнению с июнем 2014 года в аналогичном периоде 2015 года в секторе сельского хозяйства задолженность по кредитным обязательствам увеличилась на 22% по кредитам в рублях и в четыре раза по кредитным обязательствам в валюте. Работники аграрного сектора жалуются на недостаток так называемых «длинных кредитов», так как долгий срок окупаемости проектов в сфере агропромышленности не позволит быстро вернуть займы.
      Свое влияние на агропромышленный комплекс России оказали и введенные санкции. При довольно маленьком росте производства и огромном сокращении импорта в 2015 году (сокращение импорта составило 40%), заместить который отечественные сельхозпроизводители не в состоянии, рынок непременно сталкивается с дефицитом отдельных видов и с последующим обязательным ростом цен. В свете данных событий цены на товары продовольствия в январе-сентябре 2015 года возросли на 20%. В период с июня 2014 года по аналогичный период 2015 года примерно на 50% выросли средства химической защиты, цена минеральных удобрений за данный период подорожала на 30-40%. Эксперты Российского экономического университета имени Плеханова в августе 2015 года заявили, что обеспечить потребность российских сельскохозяйственных производителей вудобрениях химическая промышленность Российской Федерации  не в состоянии. 
      Во второй половине 2014 года в связи с нестабильным курсом рубля и высокими процентными ставками российские сельхозпроизводители стали сворачивать свои инвестиционные проекты. Падение инвестиций в сельское хозяйство в IV квартале 2014 года составило почти 5% за аналогичный период предыдущего 2013 года. Самая неблагоприятная инвестиционная динамика на период I квартала 2015 года сложилась именно в отрасли сельского хозяйства и отрасли пищевой промышленности в сравнении с другими отраслями экономики России.
      За период 2014 года поголовье коров в хозяйствах различных направленностей сократилась на 2,2%. На начало апреля 2015 года обеспеченность скота кормами в пересчете на одну условную голову скота стала ниже на 5,8%, а на начало октября 2015 года данное отставание составило уже 10,1% за аналогичный период 2014 года. В годовой промежуток – с июля 2014 года по июль 2015 года стоимость комбикорма для крупного рогатого скота возросла на 19,8%. Если брать в расчет период январь-июль 2015 года, то рост составил 12,3%. Средняя стоимость комбикормов для КРС в июле 2015 года равнялась 11,7 тыс.руб./т, что явилось настоящим рекордом для постсоветской России. Увеличение стоимости комбикормов напрямую связано с ослаблением курса национальной валюты.
      В тексте Национального доклада «О ходе и результатах реализации в 2014 году госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы» говорится о том, что снижение курса национальной валюты и значительное повышение процентной ставки по банковским кредитам подтолкнет к увеличению цен на готовую молочную продукцию, а также к снижению спроса у потребителей. Тем самым в молочной отрасли ситуация становится критической. Данная тенденция позволяет сделать прогноз о снижении закупочных цен на молоко, особенно это касается периода «большого молока». Данная ситуация может спровоцировать в 2015 году снижения поголовья коров.
      За период с января по август 2015 года производства молока в стране снизилось на 0,4%, поголовье коров сократилось на 2%, поголовье КРС уменьшилось на 1,6% за аналогичный период года 2014. Производство молока за период с января по сентябрь 2015 года сократилось на 0,6% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. По данным на сентябрь 2015 года дефицит молока собственного производства в Российской Федерации был равен 9 млн т при уровне производства равной 30 млн т молока. Для восполнения данного дефицита требуется 1 млн голов дойного стада. Однако если опираться на данные Росстата, то производство молока за январь-октябрь 2015 года в отрасли сельского хозяйства составило 12,4 млн т, то есть произошел прирост на 2,1% за аналогичный период 2014 года. В этот же временной отрезок производство цельномолочной продукции в пересчете на молоко увеличилось на 1% до 9 692,3 тыс.т, увеличилось производство сливочного масла до 222,5 тыс.т – рост на 4,2% в процентном выражении, вырос объем производства сметаны до 473,2 тыс.т – рост на 4,8% и объем творога до 343,7 тыс.т – рост на 7,8%.
      После введенного запрета на импорт молочной продукции из стран Евросоюза, Австралии, США, Канады и Норвегии производство сыров увеличилось на 29,5%  за первый квартал 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года. Однако вместе с этим производство молока упало на 0,5%, производство сухого молока и сливок сократилось на целых 17%. По оценкам экспертов такие данные свидетельствуют об увеличении количества производства «сырных продуктов» и увеличение объема фальсифицированной продукции, которая содержит в себе пальмовый жир. Сотрудники Россельхознадзора сообщили, что Россия на данный момент стала крупнейшим импортером пальмового масла. Их эксперты заявили, что порядка 78,3% продукции, которая реализуется под видом сыра, на самом деле таковой не является, так как в составе содержится растительный жир. По данным, предоставленным Федеральной таможенной службой, произошло увеличение объема импорта пальмового масла на 14,6% за первое полугодие 2015 года по отношению к первому полугодию 2014 года.
      Что касается мясной промышленности, то с января по сентябрь 2015 года было произведено на 0,9% колбасных изделий меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, производство мяса и субпродуктов выросло до 1,6 млн т, что составило рост на 14,2%, производство мяса птицы возросло на 10,2% и составило 3,2 млн т, производство рыбы и продуктов из рыбы увеличилось до 3 млн т – на 6,8%.
      Таким образом, можно сделать вывод о том, что для отрасли сельского хозяйства существенные экономические риски сохраняются, что отрицательно сказывается на устойчивости роста данной отрасли и возможности решения задачи по ускорению импортозамещения. Поэтому в связи со сложившимися обстоятельствами в предстоящий период необходимо корректировка аграрной политики России.
2.2 Аграрная политика России в современных условиях: проблемы и возможные пути их решений
      Стратегические направления аграрной политики определяются целями и задачами, которые стоят перед государством. Исходя из этого, возможно перечислить основные направления, о которых мы постоянно говорим. Прежде всего, это продовольственная безопасность страны и импортозамещение, технико-технологическая модернизация отрасли сельского хозяйства, повышение доходности сельхозпроизводителей и товаропроизводителей, социальное развитие села, экологизация агропромышленного производства и сел.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%