- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001718 |
Тема: | Организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ…………….5 1.1 Понятие налогового режима и его правовая регламентация…………….5 1.2 Специальные налоговые режимы зарубежных государств………………7 1.3 Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ…………………………………………………………………………………11 ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ………………….14 2.1 Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса……………………………………………………14 2.2 Проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения……………………………………………………………….19 2.3 Перспективы реформирования налоговой системы России в части специальных налоговых режимов…………………………………………….22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..32 ВВЕДЕНИЕ В предпринимательстве наиболее привлекательными выступают специальные налоговые режимы, использование которых в интересах трансформации национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития предопределяет необходимость выработки адекватных мер как со стороны внешней, так и внутренней бизнес-среды. Трансформация национальной экономики к инновационному типу социально-экономического развития настоятельно определяет необходимость совершенствования экономического механизма, составным элементом которого выступает и налогообложение. За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, направленных на развитие предпринимательства. Рекордно короткие сроки создания налоговой системы объясняют ее перекосы и недостатки: высокие процентные ставки, особенно в начале реформы, большое количество региональных и местных налогов, зачастую двойное налогообложение. Эти проблемы - основные причины применения специальных режимов условно-расчетного налогообложения широкого круга субъектов этого сектора экономики. Поэтому в настоящей работе анализируются целесообразность, эффективность и перспективы использования некоторых видов специальных режимов налогообложения субъектов предпринимательства, а также даются рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. Цель данной научной работы - обобщение особенностей применения специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики государства. Исходя из цели, формируются задачи й работы: . рассмотреть организационно-экономические основы применения специальных налоговых режимов; . охарактеризовать опыт применения специальных налоговых режимов за рубежом; . охарактеризовать результаты применения специальных налоговых режимов в Российской Федерации. Объект исследования - налоговая система России. Предмет исследования - специальные налоговые режимы. ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 1.1. Понятие налогового режима и его правовая регламентация Фокин В.М. определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. По мнению В.Ф. Тарасовой налоговый режим - это сфера внешнего, субъективно определенного государством воздействия, оказываемого на вступающих в налоговые отношения физических и юридических лиц. Другими словами, налоговый режим оказывает влияние на налог с внешней стороны, определяя перечень взимаемых налогов, но не участвуя в формировании особенностей поэлементной структуры и содержания каждого конкретного налога. В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется как система мер налогового регулирования. На взгляд Липатовой И.В., это емкое понятие трактуется очень узко. В такой трактовке под специальным налоговым режимом можно понимать и оффшорные зоны, и другие режимы налогового благоприятствования для отдельных территорий, и льготное налогообложение в рамках общего налогового режима. Однако оффшорные зоны, льготное налогообложение и специальный налоговый режим - это далеко не однозначные понятия. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и необязательно льготной) системы налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности (например, сельскохозяйственное производство), обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя систему налогообложения с уплатой единого сельскохозяйственного налога по сравнению с общим режимом налогообложения можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима. Кроме того, специальному налоговому режиму можно дать другое определение - это особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также предоставления налоговой отчетности по ним. Такой подход к содержанию специального налогового режима также не лишен своего одностороннего рассмотрения. Данный подход сводится лишь к упрощенной технике налогообложения и предоставления отчетности. Несомненно, это важный элемент специальной системы налогообложения, но не главный. Отсутствует основная цель перехода от общего к специальному режиму, поскольку его упрощение - лишь один из способов достижения более высокого фискального и регулирующего (стимулирующего) эффекта. По мнению Липатовой И.В., специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций, учитывая специфику деятельности: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями, в частности между сельскохозяйственными товаропроизводителями и государством, и как особую форму или механизм налогового регулирования. Ишханов А.В. определяет специальный налоговый режим как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Понятие налогового режима, отражая сферу распространения установленных законом условий налогообложения, опирается на принципы классификационного деления экономической системы с установлением для каждой выделенной категории налогоплательщиков определенного перечня налогов, обязанность по уплате которых возникает, исходя из общих или специальных, обусловленных особенностями осуществляемой деятельности социально-экономических обстоятельств. Специальные налоговые режимы широко распространены во многих зарубежных странах. Мировой опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей, необходимо использовать специальные методы регулирования экономики (прежде всего, следует выделить налоговые), которые позволяют при правильном их применении (как правило, комплексном) в короткие сроки добиться положительных результатов. 1.2. Специальные налоговые режимы зарубежных государств Анализ литературы по вопросам налогообложения показывает, что в мировой практике используются следующие специальные налоговые режимы: - упрощенная система налогообложения; -система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; -система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); -оффшорные зоны. Пониженныеставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. Во многих странах Европы действует система пропорционального налогообложения, однако невозможно оставить без внимания тот факт, что пропорциональная система налогообложения не отвечает одному из основных общепринятых принципов - справедливости налогообложения. Авторы исходят из гипотезы о том, что реформа налогообложения в Венгрии не привела к положительным результатам ни с нормативной, ни с позитивной точки зрения, т.е. действующая система налогообложения нуждается в полном преобразовании. Налоговые доходы (от НДФЛ) в процентах ВВП в странах-членах Европейского Союза составляют 9,3%. В среднем доля налоговых доходов от НДФЛ в новых странах-членах ЕС меньше, чем в старых странах-членах. В последние годы во вновь вступивших в ЕС странах стало популярным отменять существовавшие специальные налоговые режимы по налогу на доходы физических лиц и вводить пропорциональную систему налогообложения, тогда как в старых странах- членах ЕС по-прежнему господствует система налогообложения с несколькими налоговыми ставками. Например, в Дании налоговые доходы (от НДФЛ) в процентах ВВП составляют 24,5%, тогда как в Словакии этот показатель имеет наименьшую величину, всего 2,5%. Доля ВВП на душу населения в новых членах ЕС ниже среднего показателя по ЕС. Кроме того, среди этих стран в Венгрии намного выше налоговые доходы в процентах от ВВП, чем это могло бы быть оправдано показателем ВВП на душу населения. Особый интерес представляет опыт предоставления специальных налоговых режимов в Швейарии. Для холдинговых компаний и для компаний, занимающихся предоставлением услуг, на федеральном уровне не существует специальных скидок, за исключением случаев участия в акционерных капиталах дочерних предприятий. Вместе с тем, многие кантоны предоставляют специальные налоговые льготы для некоторых типов компаний при выполнении ряда определенных условий. Почти все кантоны предоставляют полное освобождение от налогов резидентным корпорациям, занимающимся исключительно или главным образом инвестициями в акции других корпораций. Один из кантонов все же облагает налогом холдинговые компании, но по сниженным налоговым ставкам. В соответствии с законами некоторых кантонов освобождение от налогообложения распространяется также и на некоторые нехолдинговые доходы, такие как проценты по банковским счетам и займам, а также на доходы от прироста капитала. Однако на федеральном уровне нехолдинговые доходы и доходы от прироста капитала подлежат налогообложению. Компании-нерезиденты. При федеральном налогообложении компании-нерезиденты не получают особого налогового статуса. Однако большинство кантонов предлагают этим компаниям полное освобождение от подоходного налога. Для получения благоприятного статуса необходимо соблюдение следующих требований: 1.управление компанией должно осуществляться из-за рубежа; 2.за некоторыми исключениями, компания не должна заниматься деятельностью на территории Швейцарии. Однако деятельность, которую может вести такая компания за пределами Швейцарии, не ограничена; 3.за некоторыми исключениями, компания не имеет права располагать офисом и персоналом на территории Швейцарии. Однако никаких ограничений на наличие офиса и персонала за рубежом не существует; 4.согласно кантональным законам компания-нерезидент не может владеть недвижимым имуществом на территории Швейцарии. Единственным кантональным налогом, который должна платить компания-нерезидент является налог на собственный капитал по сниженной ставке. Компании по оказанию услуг. Компании, содержащие в Швейцарии офисы и персонал с единственной целью предоставления услуг филиалам иностранных предприятий, могут получить специальную налоговую ставку как при федеральном, так и при кантональном налогообложении. Такие услуги могут предоставляться в сфере управления, маркетинга, паблисити, технического обслуживания и финансов. Как правило, такие компании не получают прибыли от ведения бизнеса. Особое управление финансами позволяет компаниям по оказанию услуг исчислять подлежащие уплате налоги по схеме «издержки - плюс», когда часть расходов компании рассматриваются в качестве налогооблагаемой базы. Налогооблагаемая база должна составлять как минимум 10-15% общих затрат. В дополнение к этому отсутствует налог с капитала. Компании смешанного типа. Освобождение от налогов или снижение налоговых ставок на кантональном уровне может также предоставляться компаниям, владельцами которых являются иностранные лица, основная деятельность которых ведется за пределами Швейцарии, даже если они не рассматриваются в качестве холдинговых компаний или компаний-нерезидентов. Например, некоторые кантоны предоставляют скидки компаниям, владельцами которых являются иностранные лица, занимающиеся торговыми операциями по всему миру, использующие Швейцарию только в целях централизации руководства международной деятельностью и ведущие торговые операции в небольшом количестве или вообще не ведущие их на территории Швейцарии. Условия, которые должны быть выполнены такими компаниями, и налоговые скидки, которые они могут получить, при этом не оговорены в кантональном налоговом законодательстве, но являются дополнениями к другим положениям о налоговых скидках, содержащимся в законодательстве. Благоприятный налоговый режим достигается при размещении лишь части прибыли в швейцарской компании. В зависимости от кантона уровень кантонального налогообложения может быть снижен на 10%.прибыль, полученная в Швейцарии, как правило, облагается налогом по обычным ставкам. Такие компании могут располагать офисом и персоналом в Швейцарии и/или за рубежом. Стимулы для новых производств. Несколько кантонов предложили особые возможности для стимулирования новых иностранных инвестиций. В особенности кантоны Jura, Neuchatel, Berne, St. Gallen и Solothum предлагают благоприятные инвестиционные и налоговые стимулы. Они также учреждают агентства, занимающиеся исключительно предоставлением практической помощи новым инвестициям. Новые промышленные компании могут получить дополнительные налоговые стимулы от правительства, например, скидки кантонального налога от 30% до 100% на период до 10 лет, либо другие схемы существенного снижения расходов. Таким образом, в Швейцарии действует ряд льгот, которые содействуют становлению и развитию национального бизнеса и привлечению в страну иностранных инвестиций. 1.3. Место специальных налоговых режимов в составе налоговой политики РФ Налоговая политика - часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а так же по практическому внедрению налоговых системы и контролю ее эффективности. Налоговая политика проявляется в установлении налоговых платежей и предоставлении налоговых льгот, определяющих налоговую систему региона, режим налогообложения предпринимательской деятельности. Элементом налоговой системы являются специальные налоговые режимы. В соответствии со ст. 18 НК РФ специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК или федеральными законами. Особые (специальные) режимы налогообложения малого бизнеса установлены во многих странах мира и являются одним из способов государственной поддержки малого предпринимательства. Тому существует ряд причин. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, проводимым экономическим реформам и другим изменениям предпринимательской среды. Помимо задач экономических малый бизнес помогает в решении социальных задач, так как позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшает социальную атмосферу в обществе. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. К специальным налоговым режимам относятся в России: -упрощенная система налогообложения; -система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); патентная система налогообложения. Занимая весьма скромное место в тексте Налогового кодекса РФ, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности играет большую роль в налоговой системе страны. Более 80% всех налогоплательщиков России (не московской регистрации) активно используют этот налоговый режим для снижения своей налоговой нагрузки. Законодатель полагал, что ЕНВД воспользуются самые мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, не использующие наемного труда. Однако практика сама дала подсказку бизнесу, и этим видом налога стали пользоваться все подряд: и мини-магазин у дома (которому он и предназначался), и отделы по продажам кожи, мехов и ювелирных изделий (у которых существенная наценка, и они вполне потянули бы нормальную налоговую нагрузку). Подробно действующие в России налоговые режимы мы рассмотрим через призму проблем и перспектив их применения. ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ 2.1. Проблемы и перспективы совершенствования налоговых режимов для поддержки малого бизнеса Сейчас налоговой системой России учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу разных причин: его представители имеют возможность напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. У представителей малого бизнеса такая возможность отсутствует, хотя он сейчас находится в очень серьезном положении: деньги стали дорогими, длинных денег практически нет. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом бизнесе. Необходимы изменения в законодательстве применительно к этой сфере. Еще одно очень серьезное препятствие - это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных рынках, и бороться с которыми малым предпринимателям достаточно тяжело. Вместе с тем и в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. Они касаются, прежде всего специальных налоговых режимов. Занимая весьма скромное место в тексте Налогового кодекса РФ, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД) играет большую роль в налоговой системе страны. Более 80% всех налогоплательщиков России (не московской регистрации) активно используют этот налоговый режим для снижения своей налоговой нагрузки. Законодатель полагал, что ЕНВД воспользуются самые мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, не использующие наемного труда. Однако практика сама дала подсказку бизнесу, и этим видом налога стали пользоваться все подряд: и мини-магазин у дома (которому он и предназначался), и отделы по продажам кожи, мехов и ювелирных изделий (у которых существенная наценка, и они вполне потянули бы нормальную налоговую нагрузку). Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает определения субъектов малого предпринимательства и особые критерии отнесения организаций к малому и среднему бизнесу. В то же время Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) не использует такие понятия, но устанавливает критерии, соответствие которым позволяет применять упрощенную систему налогообложения. В ряде случаев значения указанных критериев пересекаются, например, по доле участия, по количеству работников, а в других случаях отличаются (по критериям выручки). Так, для микропредприятий постановлением Правительства РФ установлен размер дохода в 60 млн р., т. е. он более чем в два раза превышает тот размер дохода, который позволяет применять упрощенную систему налогообложения. Рассматривая патентную систему как специальный налоговый режим в рамках упрощенной системы налогообложения, можно отметить, что 60 видов предпринимательской деятельности с 2018 г. могут быть в обязательном порядке переведены на патентный режим. Для этого должен был быть принят закон субъекта РФ, при этом данный субъект должен установить патентную систему для всех видов предпринимательской деятельности и определить размер потенциального дохода, который применим к каждому конкретному виду предпринимательской деятельности. Для успешного развития малого бизнеса можно внести следующие предложения по развитию упрощенной системы налогообложения (УСН): 1.Для того чтобы действительно дать преимущество малым предприятиям из отраслей промышленного производства, необходимо внести в перечень видов деятельности, запрещенных к применению при УСН, «...предоставление услуг по аренде коммерческой собственности» (ст. 346.12 НК РФ). Тем самым бизнес- «рантье» вынужден будет платить налоги по «полной программе» (что экономически обосновано, ибо в этой сфере рентабельность превышает 100%). 2.Предоставить плательщикам единого налога при УСН право отказа от освобождения от НДС. Суть проблемы заключается в следующем. Уплата единого налога при УСН предоставляет организациям и индивидуальным предпринимателям право не платить НДС и единый социальный налог (ЕСН). При этом индивидуальным предпринимателям следует иметь в виду и то преимущество, что освобождение от ЕСН касается не только выплат с собственных доходов, но и с сумм выплат работникам по трудовым договорам. Отрадно, что организации и индивидуальные предприниматели не платят налог на имущество, а это весьма существенные суммы. Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов налогоплательщиков и учет отдельных видов имущества. Главное преимущество УСН - небольшая ставка налога, при том, что налоговая база на общей системе и налоговая база на специальных налоговых режимах практически не отличаются. Казалось бы, опираясь на приведенные доводы, можно сделать вывод, что переход на УСН выгоден всем налогоплательщикам. Однако даже в бочке меда может оказаться ложка дегтя. В данном случае речь идет об освобождении от НДС. Этот налог организации, перешедшие на УСН, не платят. Но, как ни парадоксально, именно это положительное обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения. У организации, перешедшей на УСН, существует реальная возможность потери части клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих НДС. Причина - в разрыве цепочки НДС. Если ваш покупатель работает с «НДС», то ему невыгодно работать с вами. Ведь если у иных поставщиков цена, близкая к вашей, но предъявлен «входной НДС», то есть возможность сразу же эту сумму предъявить к зачету из бюджета.Главным образом это относится к ситуации покупателя-посредника либо переработчика. Получается, что законодатель специально предусмотрел ограничение в интенсивном развитии «упрощенцев» (и не только лимитом в 20 млн р.). Они ограничены зоной сбыта своего продукта. Фактически для них предназначен сегмент экономики, в котором покупатели также освобождены от НДС (по двум основаниям - УСН или по ст. 145 НК РФ) или когда закупленные товары реализуются напрямую населению и налогообложение производится по системе ЕНВД. Большой экономический потенциал малого бизнеса нуждается в государственной поддержке: снижение административных барьеров, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов, упрощение налогообложения. Также одним из методов поддержки малого бизнеса является введение специальных налоговых режимов, носящих щадящий характер налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения (УСНО), упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Налогообложение должно рассматриваться не только как доминирующий источник формирования централизованных финансовых ресурсов государства, но и как один из инструментов государственного регулирования экономики с целью стимулирования и поддержки отдельных отраслей и видов деятельности. За последние двадцать лет отечественная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, введения специального налогового режима (ЕСХН). Реальный уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей значительно превышает официальный, при этом налоговая «выносливость» сельского хозяйства существенно ниже, чем в других отраслях. В структуре налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками, занятыми в сельском хозяйстве, по сравнению с другими отраслями экономики доминируют социальные платежи, что не способствует эффективной реализации стимулирующей функции налогообложения. Эффективность введения ЕСХН не отвечает первоначальным целям его введения, а улучшение основных показателей экономического развития сельского хозяйства в большей степени объясняется иными экономическими факторами и напрямую не связанными с введением ЕСХН. Неблагоприятное финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей в большей степени объясняется факторами, находящимися вне плоскости налогообложения. Основным недостатком перехода на уплату ЕСХН является рост себестоимости продукции в связи с включением НДС в стоимость приобретаемых материальных ресурсов, что провоцирует рост диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию примерно на 18 процентов, ухудшая тем самым финансовое положение организаций-плательщиков ЕСХН. Налогоплательщикам, у которых значительна доля материальных ценностей, приобретаемых с НДС, применять ЕСХН экономически нецелесообразно. Применение общей системы налогообложения позволило бы им существенно увеличить собственные источники финансирования расширенного воспроизводства основных средств и материального стимулирования работников, а также увеличить налоговые доходы бюджетов на всех уровнях за счет уплаты налога на имущество организаций. Применение ЕСХН экономически целесообразно для мелких сельскохозяйственных предприятий и фермеров со средним уровнем рентабельности, потребителями продукции которых, является население и плательщики иных специальных налоговых режимов. УСНО привлекательна для налогоплательщика тем, что предусматривает: ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме и отсутствие необходимости ее предоставления в ИФНС; необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу наприбыль и налогу на имущество); возможность выбрать объект налогообложения; уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету; упрощение налогового учета; уменьшение налогового бремени и упрощение отчетности - «один налог вместо трех». 2.2. Проблемы и перспективы применения патентной системы налогообложения В Федеральном законе от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) рассматривается порядок применения четырех специальных налоговых режимов: УСН, ЕНВД, ЕСХН и нововведенной патентной системы налогообложения. В первом чтении законопроект предлагал отменить ЕНВД с 2014 г. и в 2012 г. ввести патентную систему налогообложения, однако в ходе обсуждения поправок было принято решение о сохранении ЕНВД до 2018 г. В итоге уплата единого налога становится добровольной, а наряду с ним создана патентная система, которую законодатель выделил из УСН. С 1 января 2013 г. начал действовать еще один специальный налоговый режим - патентная система налогообложения (новый пп. 5 п. 2 ст. 18 НК РФ), установленная главой 26.5, которой дополнен НК РФ. Патентная система налогообложения (далее - ПСН) применяется на территории тех субъектов Российской Федерации, на которых приняты законы о ее введении (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 94-ФЗ введение патентной системы налогообложения с 2013 года на территории отдельных субъектов Российской Федерации должно быть предусмотрено местными законами, опубликовать которые местные власти обязаны были не позднее 1 декабря 2012 года. С этой задачей справились в большинстве регионов страны. Однако в четырех российских субъектах работать в рамках патента бизнесмены все же не могут. Это Калмыкия, Северная Осетия, Чечня, а также Санкт-Петербург. Переход на патент является добровольным, и предприниматель вправе совмещать его с другими видами деятельности, а также работать сразу на нескольких патентах (п.2 ст. 346.44 НК РФ). Применять ПСН предприниматели могут наряду с иными режимами налогообложения - общей системой налогообложения или УСН (п. 1 ст. 346.43 НК РФ). При этом средняя численность наемных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности. Принципиальное ограничение для применения патента - среднесписочная численность работников. Ранее этот показатель не должен был превышать 5 человек по каждому виду деятельности, осуществляемому в рамках патента. Причем в этот расчет включались даже те работники, которые были привлечены по договорам гражданско-правового характера. Теперь средняя численность наемных работников у бизнесмена не должна будет превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, не важно патент это или нет. Субъекты Российской Федерации вправе дифференцировать виды деятельности в соответствии с ОКВЭД, а также установить дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, которые относятся к бытовым услугам в соответствии с ОКВЭД, но не указаны в перечне (пп. 1 п. 8 ст. 346.43 НКРФ). Что такое патент? Патент является документом, который удостоверяет право на применение патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). Форму патента утвердит Федеральная налоговая служба. Патент выдается на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого введена патентная система налогообложения, и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Размер тарифа страховых взносов в ПФР, установленный на 2013 г., составляет 20 %. Пониженныеставки касаются только начисления взносов с выплат физическим лицам. Ставки взносов «за самих себя» не зависят от системы налогообложения ИП. В отношении лиц 1966 г.р. и старше вся сумма страховых взносов направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. В отношении лиц 1967 г. р. и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 14 %, а на финансирование накопительной части - 6 % (новыйпп. 14 п. 4, новая редакция п. 12 ст. 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ). Здесь следует обратить внимание на то, что тариф страховых взносов в ПФР в размере 20 % смогут применять не все предприниматели, перешедшие на ПСН. Исключением являются индивидуальные предприниматели, которые: сдают в аренду собственные жилые и нежилые помещения, дачи, земельные участки; осуществляют розничную торговлю; оказывают услуги общественного питания. На выплаты наемным работникам эти предприниматели должны начислять страховые взносы по общему тарифу в размере 30 %. При этом важно заметить: что в главе о патентной системе, в отличие от действующего порядка, не предусмотрена возможность уменьшения стоимости патента на страховые взносы на обязательное страхование. Это ухудшает положение предпринимателей, которые перейдут на патентную систему в 2013 г., по сравнению с предпринимателями, применяющими в настоящее время УСН на основе патента. Главная идея патентной системы - замена единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) от отдельных видов деятельности, который перестанет действовать с 2018 года. 2.3. Перспективы реформирования налоговой системы России в части специальных налоговых режимов В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития. Развитие современной экономики невозможно без активизации инновационной деятельности, в том числе и в сфере малого бизнеса. Соответственно налоговая политика должна обеспечивать баланс доходов и расходов бюджета и стимулировать инновационную деятельность. Дальнейшее эффективное развитие российской экономики возможно только при реализации налоговой политики поддерживающей инновации во всех сферах экономики. В налоговом законодательстве содержатся инструменты поддержки инноваций, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Современная налоговая политика направлена на поддержку спроса на инновации и поддержку предложения инноваций, т.е. на развитие рынка интеллектуальной собственности. С этой целью в сфере социального страхования государственный бюджет до 2015-2020 гг. оплачивает часть страховых сумм за предприятия, осуществляющие инновационную деятельность. Таким образом, дальнейшее реформирование налоговой системы развиваться в следующих направлениях: 1.продолжение работы по совершенствованию порядка применения специальных режимов налогообложения для малого бизнеса: -рассмотрение вопросов о сниженииставки УСНО до 5% (при объекте обложения - «доходы»), и до 13% (при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»); -рассмотрение возможности повышения ограничения на применение УСНО по предельному объему годового оборота для некоторых категорий налогоплательщиков (например, для инновационных предприятий - до 200 млн. руб.); -включение в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, при применении УСНО, расходов, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования; -установление единого порядка учета сумм страховых взносов налогоплательщиками, применяющими УСНО, как при объек....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: