- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение ЗПРР, онтогенез, классификация
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005745 |
Тема: | Определение ЗПРР, онтогенез, классификация |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный университет» Факультет дефектологический Очная форма обучения Направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование Магистерская программа Специальная психология Квалификация (степень) Магистр Кафедра коррекционной психологии и педагогики Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) на тему: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» Выполнила магистрант 2 курса Чётчикова Вера Сергеевна ____________________________ (подпись) Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Ермолова Вера Михайловна ____________________________ (подпись) Руководитель магистерской программы: доктор медицинских наук, профессор Лукьянов Владимир Викторович _____________________________ (подпись) Заведующий кафедрой коррекционной психологии и педагогики: кандидат педагогических наук, доцент Леонова Елена Владимировна _______________________________ (подпись) Курск 2017 Содержание Введение …………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы проблемы развития сенсорно-прцептивной деятельности у детей с задержкой психоречевого развития ………………………………………………………………… 1.1. Понятие сенсорно-перцептивной деятельности. Возрастные закономерности её развития …………………………………….15 1.2. Определение ЗПРР, онтогенез, классификация ……………….24. 1.3. Особенности развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей раннего возраста с ЗПРР ………………………………….41 1.4. Психолого-педагогические условия сенсорно-перцептивной деятельности в раннем с ЗПРР…52 1.5. Психолого-педагогическое сопровождение как оказания психолого-педагогической в ДОУ…………..60 Глава 2. Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей раннего возраста с ЗПРР ……………………………….67 2.1. Задачи и методика эксперимента …………………………………67 2.2. Анализ полученных результатов …...........................................70 Глава 3. Условия психолого-педагогического детей раннего возраста………………………………83 3.1. Взаимодействие и в работе по реализации психолого-педагогического детей возраста…………………………………………………….83 3.2. Психолого-педагогические условия сенсорно-перцептивной в возрасте у с ЗПРР…96 Заключение ………………………………………………………..…….105 Библиографический список ……………………………………….…..111 Приложения………………………………………………………………116 Введение Актуальность темы исследования. Лейтмотивом отечественных и ученых по проблемам возраста целесообразность коррекции дефекта развития [1]. В от года до трех лет наиболее интенсивное формирование и основных структур ребенка, что обусловливает психики в развития ряда психических функций и ее к внешнему, в том и к психолого-педагогическому [32]. с этим коррекции ненормативного варианта психолого-педагогическими обусловлена тем фактом, что в практике диагностика нарушений высшей нервной достаточно затруднительна. нарушения нервной деятельности у вначале на поведенческом, и лишь позднее, на клиническом уровне. Это к тому, что мозговые дисфункции выявляются образом в умственных с ребенком, клиническая картина наглядной трудностей и воспитания ребенка, а с тем психолого-педагогические приобретают генерализованный и характер. медицинской вооружить детских психологическими обследования, оценки психического развития и психологического развития оказались неосуществимыми по отсутствия подготовки работников в психологии, а заведомо большого риска ошибочной и коррекции [5]. Поиск оптимальных путей развития детей, имеющих трудности в развитии – одна из первостепенных задач современной психолого-педагогической науки. Задача эта реализуется комплексно, учитывая особенности развития ребёнка. В настоящее время для успешного воспитания и адаптации детей в социум с проблемами в развитии необходимо участие в процессе развития дошкольника всей семьи. Актуален в настоящее время также и поиск новых форм и путей взаимодействия с родителями, воспитывающими детей данной категории. Вовремя оказанная психолого-медико-социальная помощь в раннем возрасте обеспечивает ребёнку коррекцию недостатков, стимулирует развитие, создаёт условия для дальнейшей благополучной адаптации. Сенсорно-перцептивное развитие в раннем возрасте создаёт функциональную основу для полноценного становления всей познавательной деятельности ребёнка в дальнейшем и является непреложным условием его психофизического благополучия. В современной науке представлены исследования, посвящённые проблеме сенсорно-перцептивного развития в детском возрасте. Определены некоторые методические подходы к сенсорному развитию детей дошкольного возраста в норме (Л.А. Венгер, З.Н Максимова, О.П. Рожков и др.) и с интеллектуальными нарушениями (Л.Б Баряева, Е.Ф. Войлокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева и др.). Большинство авторов отмечают, что для полноценного сенсорно-перцептивного развития ребёнка необходимы специально-организованные условия, созданные с участием специалистов-дефектологов, родителей (либо лиц их заменяющих) «особого» ребёнка. Помимо этого, следует отметить, что значительная часть анализируемых работ посвящена проблеме формирования сенсорно-перцептивной деятельности детей в дошкольном возрасте, и, хотя, ранний возраст (от 1 до 3 лет) является наиболее оптимальным, с точки зрения своевременности оказания коррекционной помощи, исследований в этом направлении явно недостаточно. Психологическая помощь для детей с проблемами в развитии – важное звено в системе их реабилитации. В настоящее время недостаточно освещена проблема научно обоснованных стратегий психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР), которая учитывала бы как особенности личности ребёнка, так и компетентность родителей в специфике воспитания и обучения таких детей. На сегодняшний день за счёт возросшего интереса к прикладным и теоретическим аспектам обучения и воспитания детей раннего возраста с ЗПРР значительно расширилась и область исследования отечественной психологии и педагогики. Связано это, прежде всего, со значительным ростом данной категории детей, а также с попытками обучения и воспитания их, как в самой семье, так и дошкольных образовательных учреждениях. Статистика за последние два десятилетия сообщает о том, что количество детей раннего возраста с психоречевыми отклонениями в развитии возросло в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи. Вышесказанное даёт основание рассматривать проблему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ЗПРР как актуальную. Проблема исследования – разработка современных научных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения развития сенсорно-перцептивной деятельности детей с ЗПРР, обеспечивающих максимальную компенсацию нарушений развития на ранних возрастных этапах. Противоречия, вытекающие из поставленной проблемы таковы: - имеющимися научно-методическими разработками коррекционно-развивающего воздействия - и отсутствием системы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего необходимые условия для развития сенсорно-перцептивной деятельности детей с ЗПРР; - пониманием значимости взаимодействия специалистов и родителей в совместной работе по сенсорно-перцептивному развитию детей с ЗПРР - и отсутствием механизмов и методических условий для этого взаимодействия. Объектом исследования являются особенности сенсорно-перцептивного развития ребенка раннего возраста с задержкой психоречевого развития. Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение, как система специальных условий для развития сенсорно-перцептивной деятельности ребёнка раннего возраста с задержкой психоречевого развития. Цель исследования – на основе особенностей исследования в ДОУ развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР предложить конкретную программу. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогическое сопровождение развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР будет эффективным, если опираться на: - раннее начало системной коррекционно-разивающей работы по формированию сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ЗПРР; - специально разработанную технологию психологического изучения сенсорно-перцептивного развития детей раннего возраста с ЗПРР; - целенаправленное воздействие в коррекционной работе на развитие операционально-технического и мотивационно-потребностного компонентов сенсорно-перцептивной деятельности; - взаимодействие специалистов и родителей в совместной работе по реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ЗПРР. Для реализации поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи: провести теоретический анализ состояния проблемы сенсорно-перцептивного развития детей раннего возраста с ЗПРР в общей и специальной психолого-педагогической литературе; разработать диагностический комплекс для исследования сенсорно-перцептивной сферы детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития; определить условия психолого-педагогического сопровождения развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР; обосновать необходимость и определить механизмы взаимодействия специалистов и родителей в совместной работе по реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ЗПРР; разработать программу, направленную на развитие сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста в условиях дошкольной организации, с семейно-центрированным подходом с использованием адаптивного фитнеса; осуществить количественный и качественный анализ полученных результатов. Методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения физиологии, психофизиологии, специальной психологии и коррекционной педагогики о значении состояния психомоторных и сенсорно-перцептивных функций для целостного развития ребенка (Н А Бернштейн, Е М. Мастюкова, В П Озеров и др ), о единстве законов развития нормально развивающегося и ребенка с отклонениями в развитии (Л С Выготский), концепция развития способностей, в частности психомоторных и сенсорно-перцептивных, у детей в норме и у детей с нарушениями в развитии (Л А Венгер, А В Запорожец, А А Катаева, Ж Пиаже, С. Л Рубинштейн, Е А Стребелева и др., принцип единства, диагностики и коррекции развития (Л С Выготский, В. И Лубовский, А Р Лурия), учение о компенсации нарушенных функций (П К Анохин, Л С Выготский, В И Лубовский), положение о ведущей роли обучения, принцип учета зон актуального и ближайшего развития (Л С Выготский). Теоретические основы настоящего исследования. Основные правовые документы: законодательные акты на региональном уровне (субъекты Российской Федерации) – Закон Курской области от 09.12.2013 № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области» (принят Курской областной Думой 04.12.2013); организационно-правовые документы в конкретной образовательной организации – устав организации, положение об организации; учредительный договор; положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах; структура и штатная численность; штатное расписание; инструкции по определенным направлениям деятельности; должностные инструкции работников; правила внутреннего трудового распорядка и др. положения о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями развития (Е.А.Екжанова, Н.Н.Малофеев, Е.М.Мастюкова, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко) теоретические основы психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с комплексным нарушением развития (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, В.В.Ткачева и др.). Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 годы и состояло из четырех этапов. Первый этап – подготовительный, был связан с изучением общенаучной педагогической, психологической литературы; определялась актуальность и уровень разработанности проблемы; формулировались и уточнялись цели и задачи исследования; осуществлялась выработка исходной гипотезы; составлялся развернутый план диссертации, предполагал определение времени, выборки, составление программы по психолого-педагогическому сопровождению сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР (октябрь 2015г. – февраль 2016г.) Второй этап – констатирующий, направлен на разработку анкет и анализ результатов, выявление особенностей развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей раннего возраста с ЗПРР(март 2016г. – май 2016г.) Третий этап – формирующий, был ориентирован на внедрение разработанной нами программы (сентябрь 2016г. – февраль 2017г.) Четвертый этап – заключительный. Предполагал анализ и интерпретацию полученных данных, формулировку выводов, разработку перспектив развития, оформлением текста диссертации (март – май 2017г.) База исследования. Исследование проводилось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад вида №79», по адресу г. Курск, ул. Запольная, 39А. Методы исследования: В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования использовались следующие методы: – общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической, социальной и методической литературы, анализ психолого-педагогического сопровождения сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР в ДОУ – эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное), беседа, интервьюирование, анализ продуктов деятельности, анкетирование, катамнестический анализ. – методы иллюстрации, обработки и анализа эмпирических данных – качественный анализ, статистическая обработка и оценка результатов исследования проводилась при помощи методов математической статистики. Научная новизна исследования. - изучены и выявлены специфические особенности сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР; - разработан и апробирован комплекс диагностических методик для исследования сенсорно-перцептивного деятельности детей с ЗПРР; - определены условия психолого-педагогического сопровождения развития сенсорно-перцептивной деятельности детей с ЗПРР; - определены механизмы взаимодействия специалистов с родителями в деятельности по сопровождению развития сенсорно-перцептивной деятельности детей с ЗПРР; - разработана программа по развитию сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР с семейно-центрированным подходом, с использованием адаптивного фитнеса. Теоретическая значимость исследования обусловлена следующими положениями: конкретизированы и дополнены научные представления о феноменологии задержки психоречевого развития, её влиянии на формирование сенсорно-перцептивной деятельности в раннем возрасте; на теоретическом уровне обоснованы представления о структурных компонентах сенсорно-перцептивной деятельности и необходимости целенаправленного воздействия на них в процессе коррекционно-развивающих мероприятий; определены методические условия реализации деятельности специалистов (при взаимодействии с родителями) по психолого-педагогическому сопровождению детей с ЗПРР. Практическая значимость исследования определяется возможностью применения на практике программы адаптивного фитнеса для развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР в условиях ДОУ. Полное представление о психолого – педагогическом сопровождении позволяет увидеть целостную картину работы с воспитанниками и особенности её осуществления со стороны педагогов и родителей, что позволяет в дальнейшем её усовершенствовать. Научно-обоснованные рекомендации и разработки могут быть использованы для развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей раннего возраста с ЗПРР в ДОУ. Результаты исследования можно использовать практическим работникам дошкольного образования. Материалы исследования будут полезны психологам, педагогам, всем специалистам, чья профессиональная деятельность связана с работой с детьми раннего возраста с ЗПРР. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается комплексным подходом к изучаемой проблеме, методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием комплекса надёжных методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету и задачам, корректным применением математико-статистических и качественных методов обработки и анализов эмпирических результатов, репрезентативностью выборки, обсуждением основных положений и выводов работы в широкой аудитории специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. На защиту выносятся следующие положения: - особенности развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР, характеристика этих особенностей; - педагогическое взаимодействие с родителями ребенка с ЗПРР и образовательной организации обеспечивает объединение совместных усилий ДОУ и семьи по развитию сенсорно-перцептивной деятельности; - существует потребность в использовании в педагогической практике новых форм и технологий психолого-педагогического сопровождения развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР, заключающаяся в разработке программы эффективного взаимодействия семьи и сада и реализации этой программы по психолого-педагогическому сопровождению сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР. Опытно-экспериментальная работа включала три этапа: - констатирующий - заключался в изучении особенностей развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР в условиях ДОУ; - формирующий - создание программы сопровождения развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР и её реализация во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения. В данной ВКР проведено изучение психолого-педагогических условий развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР. В работе проанализированы теоретико-методологические основы научных подходов и современной практики по психолого-педагогическому сопровождению сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР, проведена диагностика уровня развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей раннего возраста с ЗПРР в условиях ДОУ, создана программа адаптивного фитнеса по сопровождению развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР. Личный вклад автора состоит в следующем: - разработан и апробирован комплекс диагностических методик, адекватный индивидуальным и возрастным особенностям детей с ЗПРР, для изучения показателей развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с ЗПРР; - подготовлена программа по психолого-педагогическому сопровождению сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР. Апробация результатов исследования. Основные положения магистерской диссертации опубликованы в трёх статьях. Результаты исследования докладывались на III Международном конкурсе студенческих научно-исследовательских проектов, посвящённому 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского «Принимать. Понимать. Помогать» (апрель 2016), в научно-практической конференции «Развитие научного наследия Л.С. Выготского в региональном опыте специального и инклюзивного образования» (ноябрь 2016), на Всероссийском молодёжном форуме «Преодоление» в номинации «Социальная инклюзия»(апрель 2017). Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, гипотеза, методы исследования. В первой главе «Теоретические основы проблемы развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей с задержкой психоречевого развития» даётся понятие сенсорно-перцептивной деятельности, возрастные закономерности её развития; даётся определение ЗПРР, онтогинез, классификация; рассматриваются особенности развития сенсорно-перцептивной деятельности у детей раннего возраста с ЗПРР; определяются психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивной деятельности детей в раннем возрасте с ЗПРР и психолого-педагогическое сопровождение как форма оказания психолого-педагогической помощи в условиях ДОУ. Во второй главе «Экспериментальное исследование сенсорно-перцептивной сферы детей раннего возраста с ЗПРР» проводится диагностика детей раннего возраста с ЗПРР на выявление уровня развития сенсорно-перцептивной деятельности; определяются задачи и методика эксперимента, проводится анализ полученных результатов. В третьей главе «Условия психолого-педагогического детей раннего возраста» определяется взаимодействие специалистов и родителей по совместной работе в реализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, разрабатывается и внедряется программа адаптивного фитнеса по развитиюсенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР в условиях ДОУ; определяются психолого-педагогические условия развития сенсорно-перцептивной деятельности в раннем возрасте у детей с ЗПРР. В заключении представлены основные выводы и подведены итоги исследования. Библиографический список состоит из 62 наименований работ. Представлены монографии, статьи, научно-учебные пособия, интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, касающиеся проблемы исследования. В приложении размещены: занятия из программы адаптивного фитнеса по развития сенсорно-перцептивной деятельности детей раннего возраста с ЗПРР в диаде «родитель-ребёнок». Объем работы составляет 121 страница машинописного текста (из них 115 страниц основного текста, 5 страниц – приложения). 1.1. Понятие сенсорно-перцептивной деятельности. Возрастные закономерности её развития. Главное условие успешного психического развития ребёнка – это созревание его нервной системы и всего организма в целом(Зелингер И.И, Ватажина Л.А, и др.). Особо важное значение для развития восприятия имеет созревание анализаторов (слухового, зрительного,). Но все эти органические условия лишь создают предпосылки, возможности, развития восприятия. Развитие чувств и восприятия, формирование начальных представлений об особенностях и характеристике предмета(форма, размер, цвет, положение в пространстве) — всё это сенсорное развитие ребёнка. Развитие органов восприятия означает совершенствование слуховой чувствительности, способности слушать и различать звуки в окружающем мире, развитие музыкального слуха, речевого восприятия(способности звуковую структуру слова анализировать, воспринимать звуковую сторону речи). Развитие тактильной чувствительности, так же входит в сенсорное развитие — способность различать на ощупь предметные качества, правильно их характеризовать(пушистый, гладкий, твёрдый, лёгкий, тёплый,мягкий и другие). Развитие вкусовых и обонятельных ощущений, так же одна из составляющих сенсорного восприятия. Главная задача развития сенсорики — формирование у ребёнка представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны — выработанные образцы в ходе общественно-исторического опыта. Этими эталонами являются геометрические фигуры (куб, шар, квадрат, круг, и др.),основные цвета, разная высота музыкальных звуков,отражённая в звучании нот. Ребёнок, который знаком с сенсорными эталонами и их словесным обозначением, то он легче ориентируется в окружающем мире: соотносит в предметы, встречающиеся в его жизни, с эталонами, называет форму, цвет, пространственное расположение, величину их. Воспитание процессов ощущения и восприятия обеспечивают начальные этапы познания. Чувственное восприятие окружающего мира - эта основа представлений. Точность этих представлений, их характер и полнота зависят от степени развития сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности, то есть от характера развитости восприятий и ощущений. Важное значение имеет чувственное познание в раннем возрасте. А. П. Усова указывала, что большую часть из накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста возраста составляют воспринимаемые чувственно впечатления. Логическое познание, где ведущую роль занимает мышление и речь, вырастает из чувственного опыта, формируется с помощью его основы и его отражает. Собственно освоение речи тоже опирается на сенсорные основы: различение интонации слов, звуков возможно кинестическим и слуховым восприятием, что выделяет речь как особый раздражитель. Речь и логическое мышление меняют чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Осмысленные и обобщенные знания ускоряют накопление и распознавание новых чувственных данных, включают эти полученные данные в накопленные ранее системы. Таким образом, речь и мышление становятся условием успешного сенсорного развития ребёнка, культуры его чувственного познания [30, 128]. Конкретное определение методов и содержания сенсорного развития зависит от того в педагогике, как проблема развития ощущений и восприятий трактуется в психологии. Две взаимосвязанные проблемы при этом имеют главное значение: что является в восприятии «выученным», в результате опыта приобретенным и как происходит это «выучивание». Ряд важнейших положений выделяют в психологии о развитии и сущности [27]. Первое положение. В психологии восприятие и ощущение рассматриваются как рефлекторные процессы, а не рецепторные процессы. Это означает, что восприятие и ощущение носят не характер пассивного зеркального отражения предметных качеств или предмета в целом, а рассматриваются как особые действия анализаторов, направленные на изучения предмета, и его особенностей. Путь овладения ребенком сенсорными действиями рассматривается как развитие восприятия. При первом различении предметов ребенок первых шести месяцев жизни особенности этих предметов ещё не выделяет. И лишь с совершенствованием и развитием различных обследовательских действий происходит формирование сложных адекватных образов, то есть собственно происходит предметное восприятие. Второе положение. Развитие восприятия у ребёнка рассматривается как формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей, как процесс усвоения социального сенсорного опыта. Сенсорно-перцептивный опыт ребёнка включает в себя: Вначале ребенок осваивает систему перцептивных действий, которые закреплены были человечеством в качестве способов адекватного познания окружающего мира. Само восприятие ребенка совершенствуется, расширяется по мере овладения новыми перцептивными действиями. При освоении ребёнком каждое новое перцептивное действие, позволяет открывать в предметах новые качества и свойства. Под эталонами понимаются выделенные в ходе общественно-исторической практики человека нормативные значения свойств. В результате многовековой научной, производственной, художественной деятельности человечество выделило во всем многообразии свойств окружающей действительности системы сенсорных качеств, наиболее значимых в той или иной деятельности: цветов, систему геометрических форм, материалов, величин, нормы звукопроизношения в речи, систему звуков по высоте, систему направлений и т. д. Самые важные качества получили свои словесные названия и обозначения: объемные и плоскостные геометрические фигуры, цвета спектра,материалы меры длины, веса, и т. п. Освоение сенсорных эталонов происходит в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства, и выходит за его пределы. Освоение понимания сенсорных эталонов происходит в три периода, отражающих возможности ребенка систематизировать, получаемые им представления о свойствах предметов. Первый период длится от рождения до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, во время которых ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, имеющих для него существенное значение и нужные для двигательного непосредственного приспособления, — величину предметов, расстояние, некоторые особенности формы, и т. д. Второй период длится в среднем до пяти лет. Ребенок пользуется предэталонами предметов, образами свойств предметов и соотносит их к определенным предметам. Овал, например, определяется через форму огурца (как огурчик). Овладение системами обследовательских (перцептивных) действий и эталонов промсходит в тесной взаимосвязи и единстве. Перцептивные действия, одной стороны, обеспечивают выделение разных свойств предмета, которые затем приобретают и обобщаются в эталонное значение. Овладение эталонами - с другой — перестраивает перцептивные действия, они становятся более свернутыми, обобщенными и целенаправленными. Овладение перцептивными действиями и освоение выработанных обществом эталонов меняет характер восприятия: ребенок приобретает возможность узнавать известное в незнакомом, приобретает способность самостоятельного познания окружающего обобщенного, формирования полных и расчлененных представлений. Третье положение относится к условиям формирования сенсорных процессов. Совершенствование и развитие разных видов деятельности, обеспечивает их сенсорно-перцептивное развитие: освоение многообразия эталонов и формирование всесторонних систем перцептивных действий. Так как каждая эта деятельность обладает разными сенсорными основами, то и совершенствование любой деятельности зависеть будет от уровня сенсорных процессов развития [18]. Отечественные и исследования учёных наличие ряда реакций у детей, свидетельствующих о анализаторов к внешних воздействий [1]. Исследование зрительного анализатора зафиксировать, что в на действие раздражителей ребёнок двигательной активностью. В зарубежных и физиологов и (К.Л.Фигурин и Е.П.Петрова, А.И.Бронштейн, Н.И.Касаткина и отмечена немаловажная повышения тактильной слухового анализа в восприятия. Ряд исследователей изучили на году жизни развитие приспособительных сенсорно-перцептивной деятельности [2], они 4 возрастных которые характеризуют развитие детей возраста. Важными первого периода (от до конца месяца) являются конвергенции (на 2-й - неделе); появления движения взора несколько часов рождения); увеличение с которого может следить за предметом; зрительное (на 3-ей - неделе); слуховое (на 2-ой - неделе по М.П.Денисовой и на 9-ый по данным и А.И.Бронштейна). Весь период (от до трех зрительная реакция ведущую роль по исследований Н.М.Щелованова, Г.Л.Розенгарт-Пупко, третий в развитии восприятия ребенка года жизни как основной: осязания и вызывают у ребенка зрительную (перемещение взгляда на задетую рукой поиск взглядом человека и головы на голоса). По исследований, в возрасте, возможны нестойких первых рефлексов на и слуховые (М.О.Шрифтзетцер, Л.И.Левикова, Н.И.Касаткин). В периоде (от до шести идёт активное руки, как органа познания и и др.). появляются ощупывающие своих рук, - движение по предмету. В шестого месяца отношения зрительного и движения Уже зрительное способствует движению и регулирует их в отношении и направления. Так же в период (с месяца) уже получать устойчивые дифференцировки (Н.И.Касаткин) и (А.М.Левикова, Н.П.Нечаева, и раздражители. Главное четвертого периода (с до двенадцати – формирование систем и под воспринимающего органа движений в последовательности. Возникает внешнего воздействия и предъявленного образца. Как исследования, у этого возраста выработка устойчивых различие основных спектра на 8-м (Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова); в 6-7 месяцев различие звуков по высоте в с 6,5 зрительное различение [3] Общее первых месяцев для сенсорно-перцептивного ребенка раннего главным образом в приспособлении их к особенностям воздействий и анализаторов к восприятию внешнего Таким заключение об сенсорно-перцептивного развития в возрасте: - от развития моторики зависит развитие сферы и последнему; - главную в развитии сферы играют и зрение; - выделение формы и предмета говорит об руки к предмета в с его - развитие в частности хватания, позволяет к манипулировать предметами, условием их - развиваются связи - координации и - начинает первые познавательное - обследование Развитие деятельности в возрасте связано с у ребенка отличать как больше признаков в Развитию узнавания накопление чувственного ребенка, в интегрированы память и И здесь ориентируется не на а на заметный внешний Например, очень дети перестают знакомых взрослых, те приходят в или меняют волос и В этом восприятие теряет свою предметность, так как ребенка еще ограничен: ребёнок долгое время рассматривать изображение ногами, и не расположение предметов. Активность проявляется преимущественно в ситуативно-делового общения с в виде игр, поэтому всего он именно те предметов, выступающие практических действий с форму и Он легко свою обувь взрослых ботинок, так как они Усложнение действий ребёнка, их в процессы и игры, активное к самостоятельности в стимулирует развитие сравнивать признаки между собой, и это фактором их Когда ребёнок сам застегнуть на рубашке, то к каждой найти своё иначе застёжка косой. Размер при составлении или матрёшки главным признаком, на ребёнок ориентируется, а при сборе или картинок из Но ему не сразу добиться приходится претерпеть ряд попыток. При взрослого, помогающего выбрать нужную происходит усвоение действий. Для используются практические примерки одной детали к Выводы об сенсорно-перцептивного развития в возрасте: - ребенок форму и предметов, они условием ее действий; - дифференсация предметов проявляется в интегрированном в памяти и - ориентировочные развиваются при от практической к соотношению и зрительному предметов п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: