- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение влияния занятия футболом на повышение уровня физической подготовки
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000158 |
Тема: | Определение влияния занятия футболом на повышение уровня физической подготовки |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Из разнообразных средств физического воспитания особое внимание уделяется такой спортивной игре, как футбол. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивней игрой и даже самым распространенным видом спорта. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах создают благоприятные возможности для решения самых различных задач в области физического развития детей1. Подготовка юных футболистов является многогранным и длительным процессом, который начинается в школе и базируется на данных научных исследований, а также на передовом опыте отечественных и зарубежных специалистов. Начальное обучение игре в футбол осуществляется как в спортивных школах различного профиля, так и в секциях общеобразовательных школ. Независимо от места, где происходит обучение футболу, игровая деятельность требует комплексного развития основных физических качеств юного футболиста и функционального совершенствования всех систем организма. Этого можно достичь только в процессе разносторонней физической подготовки, это значит, что вместе с развитием основных физических качеств необходимо развивать и специальные качества2, необходимые футболисту с учетом возрастных особенностей занимающихся. Развитие физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками у начинающих футболистов оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но больше всего это способствует повышению уровня технической и тактической подготовленности юных футболистов. Анализ литературных источников позволяет говорить и том, что проблема возрастных особенностей подготовки юных футболистов, а также их соревновательной деятельности остается недостаточно изученной. И, если взять подготовку юных футболистов в специализированных школах, то там имеется больше возможностей для более успешной и правильной подготовки. Особенно остро стоит вопрос начальной подготовки юных футболистов в обычных школах, так как для этого есть достаточно причин. А проведение занятий по футболу без учета возрастных особенностей может привести не только к повышению уровня физического состояния, но и к его ухудшению3. Игра в футбол требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков. Систематические занятия футболом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья4. У футболистов отмечается правильное телосложение и высокие показатели физического развития: выше среднего рост, соответствующее его величине вес, жизненная емкость легких и окружность груди, высокая амплитуда грудной клетки, становая сила, хорошо развитая мускулатура, особенно нижних конечностей (развитие мышц плечевого пояса и верхних конечностей сравнительно отстает). В процессе тренировки организм футболиста постепенно приспосабливается к высоким напряжениям, что сопровождается перестройкой всей его деятельности, расширением функциональных возможностей его органов, наибольшей сложностью их функций, особенно в состоянии спортивной формы. У тренированных футболистов - высокая подвижность нервных процессов, быстрая двигательная реакция, совершенная деятельность органов чувств (особенно зрения и слуха) и вестибулярного аппарата. О высоком функциональном уровне организма говорят также отмечаемые у них медленный пульс (42-60 ударов в минуту) и низкое артериальное давление в покое, относительно большие размеры сердца с высоким ударным объемом. Высокие показатели жизненной емкости легких и максимальной вентиляции и др. Наравне с разносторонним воздействием на физическое развитие футбол способствует воспитанию волевых качеств, инициативы, умение быстро ориентироваться в обстановке, чувство коллективизма и др. Это делает футбол ценным средством воспитания молодежи5. Из вышесказанного следует, насколько актуальным является вопрос исследования влияния занятий футболом на физическое развитие школьников. Цель исследования определить влияние занятием футболом на повышение уровня физической подготовки. Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов. Предмет исследования: особенности влияния занятий футболом на физическое состояние подростков. Гипотеза исследования: применение футбола будет способствовать физическому развитию школьников Задачи исследования: 1. Показать значимость влияния занятия футболом на физическую подготовку школьников 12-13лет; 2. Определить уровень физической подготовленности футболистов указанного возраста путем тестирования; 3. Определить зависимость уровня физической подготовки у занимающихся футболом детей и не занимающихся, сделать сравнительный анализ. Методы исследования: Анализ научно-методической литературы проводился с целью выяснения вопросов, связанных с физическим развитие школьников. Анализ научно-методической литературы позволил нам аргументировать актуальность выбранной темы, сформулировать гипотезу и цель, выбрать адекватные методы исследования. Педагогический эксперимент проведен для подтверждения поставленной в работе гипотезы. Педагогические наблюдения проводились с целью изучения содержания учебно-тренировочного процесса. За время наблюдений регистрировались: содержание упражнений, количество игроков, одновременно выполняющих каждое упражнение, педагогическиеИ параметры нагрузки. Хронометрирование занятий проводилось на протяжении всего исследования. На основании анализа продолжительности упражнений, количества повторений, интервалов и характера отдыха оценивалась преимущественная направленность нагрузки. Педагогическое тестирование проводилось с целью определения уровня физической подготовленности футболистов Методы математической статистики применялись при обработке материала, полученного в результате педагогического эксперимента. Теоретическая значимость исследования состоит: - в раскрытии понятий физическое развитие; - физическая подготовка в футболе Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение результатов исследования в работу детских спортивных школ позволит повысить эффективность физического развития школьников в процессе занятий футболом. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ 1.1. Физическое развитие школьников Физическое развитие – комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень возрастного биологического развития индивидуума в момент обследования6. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходит, если так можно сказать, преобразование генотипа в фенотип. Генотип характеризует индивидуальные морфофункциональные особенности организма, унаследованные от родителей. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотип. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды7. Влияние социально – экономических условий жизни и других факторов внешней среды наиболее выражено в так называемые сенситивные (чувствительные) возрастные периоды, когда интенсивно протекают процессы роста и развития (грудной, подростковый возраст) или процессы инволюции (пожилой и старческий возраст). Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции и особенности взаимного расположения частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Конституция – это совокупность функциональных и морфологических особенностей организма сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств, которые определяют своеобразие реакции организма на внешние и внутренние раздражители. В нашей стране в медицинской практике применяется схема конституциональных типов М. В. Черноруцкого8. При этом выделяется три типа: 1) нормостенический тип, характеризующийся пропорциональными размерами тела и гармоничным развитием костно–мышечной системы; 2) астенический тип, который отличается стройным телом, слабым развитием мышечной системы, преобладанием (по сравнению с нормостеническим) продольных размеров тела и размеров грудной клетки над размерами живота; длины конечностей – над длиной туловища; 3) гиперстенический тип, отличающийся от нормостенического хорошей упитанностью, длинным туловищем и короткими конечностями, относительным преобладанием поперечных размеров тела, размеров живота над размерами грудной клетки. Таким образом, в понятие «физическое развитие» входят не только морфологические особенности строения и размеров тела, но и функциональные возможности организма. Физическое развитие определяется эндогенными (внутренними), экзогенными (внешними) и социально-экономическими факторами. Оценка его имеет большое практическое значение как для социальной гигиены вообще, так и для спортивной медицины. Изучение индивидуального физического развития ведется путем расчета различных морфологических показателей, таких, например, как рост, вес тела, окружность груди, удельный вес тела, его жировая, мышечная и костная массы и т.д. При исследовании взрослых людей эти морфологические признаки служат критериями физических кондиций организма, а для детей, помимо того, критериями правильности их роста и развития. Критериями физического развития являются и особенности телосложения. Под телосложением понимают размеры, формы, пропорции (соотношение одних размеров тела с другими) и особенности взаимного расположения частей тела. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере определяются его конституцией. До настоящего времени нет общепринятой формулировки понятия «конституция», которая используется для характеристики телосложения человека. Наибольшее распространение получило определение советского антрополога В.В. Бунака, который понимал, под конституцией связаны со специфическими, главным образом биохимическими, особенностями жизнедеятельности организма. В таком понимании большое значение придается биохимическим процессам (водно-солевому и углеводно-жировому обмену). Именно эти процессы метаболизма накладывают свой отпечаток на особенности телосложения, обуславливая различную степень развития жировых отложений, скелета и мускулатуры, а через них - форму грудной клетки, брюшной области, спины и др. Поэтому многие исследователь считают жировые отложения и мускулатуру наиболее важными признаками конституции9. Конституция человека, проявляющаяся, в частности, в особенностях телосложения, зависит как от наследственных факторов, так и от факторов внешней среды: социальных условий, питания, перенесенных болезней, условий труда, занятий физическими упражнениями и спортом. Из внешних, под влиянием которых изменяется конституция, особое значение имеют физические упражнения и систематические занятия спортом, особенно в детском возрасте. В большой степени уровень физического развития определяется двигательной активностью человека. Доказано, что, как правило, показатели физического развития лиц, занимающихся физически упражнениями и спортом, намного выше, чем у не занимающихся. Существует двоякая зависимость между занятиями тем или иным видом спорта, с одной стороны, и физическим развитием и особенностями телосложения - с другой. Особенности телосложения могут способствовать достижению успеха в определенных видах спорта (например, высокий рост -достижению хороших результатов в прыжках в высоту), вследствие чего происходит отбор лиц с благоприятными для данного вида спорта особенностями физического развития и телосложения. В то же время длительные занятия определенным видом спорта вызывают специфические для этого вида спорта изменения в физическом, развитии и телосложении спортсмена. В процессе исследования физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, производится: - оценка воздействия систематических занятий на уровень физического развития; - отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта с учётом особенностей физического развития; - контроль за формированием определённых особенностей физического развития на пути от новичка до высококвалифицированного спортсмена с целью определения необходимой индивидуализации подготовки10. Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (самотоскопия) и измерение морфологических и функциональных показателей (антропометрия). Наряду с ними применяются и другие методы исследования: фотография, рентгенография, измерение с помощью приборов (кифосколеозометров) физиологических кривизн позвоночного столба, измерение углов движений в суставах с помощью угломера (гониометрия) и многие другие. Соматоскопия. Наружный осмотр следует проводить утром, натощак или после легкого завтрака, в светлом и тёплом помещении (температура воздуха не ниже 18- 20 градусов). Обследуемый должен быть в трусах или плавках. Наружный осмотр начинают с оценки осанки. Осанка – это привычная поза человека, манера держаться стоя и сидя. Осанка обычно оценивается в положении стоя, исследуемый при этом держится совершенно непринуждённо, без всякого напряжения. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи на одном уровне развёрнуты, слегка опущены, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночного столба нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка исследуется и описывается с головы до ног11. При осмотре пояса верхних конечностей следует проверить: находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли крыловидности лопаток, развёрнуты ли плечи. Крыловидные лопатки чаще всего наблюдаются у лиц со слабой мускулатурой спины. Если одно плечо выдвинуть вперёд, возникает ассиметрия плеч. Ассиметрия пояса верхних конечностей нередко встречается у спортсменов различных специализаций (метателей, гребцов – каноистов, боксеров и т. д.) Сочетание резко поданных вперед плеч с сильно развитой мускулатурой спины, создает впечатление сутуловатости. Однако это ложная сутуловатость (в отличие от истинной связанной с изменением кривизны позвоночного столба). Изгибы имеют большое значение, выполняя рессорную функцию, т.е. Уменьшая сотрясения при ходьбе, беге, прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3-4 см. и может быть измерена кифосколиозометром. В основе различных изменений осанки лежит нарушение правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночного столба. При этом различают плоскую, круглую, кругло- вогнутую и плоско- вогнутую спину. Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена, рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба – сколиозами. Круглая спина (сутуловатость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально- круглой. При кругло-вогнутой (седловидной спине) одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз. Преподаватель физического воспитания, тренер должны во время занятий постоянно обращать внимание своих учеников на поддержания правильной осанки. Однообразные движения и положение тела, например низкая стойка в боксе, фехтование только одной рукой могут неблагоприятно отразиться на осанке: развивается круглая спина, ассиметрия пояса верхних конечностей и др. Неправильная осанка не только ухудшает фигуру человека, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, а отсюда и нарушение функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Исследование позвоночного столба заканчивают определением боковых искривлений – сколиозов. Различают простые сколиозы, при которых имеется одна дуга искривления, и сложные, с противоискривлениями. К ним относятся S-образные и тройные сколиозы, с тремя дугами искривления12. В зависимости от того, в каком отделе позвоночного столба определяется сколиоз и куда обращена выпуклая часть дуги, искривления различают: правосторонний грудной сколиоз и левосторонний поясничный сколиоз. Различают три степени сколиозов. Третья степень сколиоза – фиксированная форма, характеризующаяся выраженной стойкой деформацией позвоночного столба и грудной клетки с резко выраженной его торзией (скручиванием) и появлением так называемого реберного горба: со стороны выпуклости дуги сколиоза ребра западают, а с другой стороны приподняты. Выраженные сколиозы еще больше, чем нарушения осанки, могут отрицательно влиять на кровообращение и дыхание. Ассиметрия плеч и боковые искривления позвоночного столба ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии – это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно свисающей руки и талией. Если справа и слева величина треугольников талии не одинакова, нужно искать сколиоз или ассиметрию плеч. Грудная клетка может быть в норме цилиндрической, конической и уплощенной формы. Цилиндрическая грудная клетка имеет форму цилиндра, ребра расположены горизонтально, межреберный угол равен 90. Коническая грудная клетка имеет форму усеченного конуса, ребра тоже расположены горизонтально, но межреберный угол тупой (больше 90). Уплощенная или плоская грудная клетка характеризуется уменьшением переднезаднего диаметра, ребра опущены вниз, межреберный угол – острый. В результате заболевания грудная клетка может приобрести патологическую форму: рахитическую (ассиметричную или куриную), эмфизематозную (бочкообразную), воронкообразную и др. Форма живота зависит от состояния мышц брюшной стенки и степени развития жирового слоя. При нормальной форме брюшная стенка выпячивается незначительно, рельеф мускулатуры ясно виден. Слабое развитие мышц брюшной стенки может привести к формированию отвислого живота. У лиц с хорошо развитой мускулатурой при слабом жироотложении живот немного втянут. Различают нормальную, пониженную и повышенную упитанность. Измерение жировой складки производится под углом лопатки на животе на уровне пупка справа и слева. Пальцами берется в складку участок кожи с подкожной клетчаткой в 5 см. При пониженной упитанности большой и указательный пальцы исследователя легко прощупывают друг друга, костный и мышечный рельефы отчетливо просматриваются. При нормальной упитанности кожная складка берется свободно, но концы пальцев прощупываются не отчетливо, костный и мышечный рельефы слегка сглажены. При повышенной упитанности кожная складка берется с трудом, костный и мышечный рельефы сглажены. При осмотре кожи обращают внимание на влажность, окраску, наличие сыпей, повреждений, омозолелостей, опрелостей. Ноги считаются прямыми, если в стойке «смирно» (но без особого напряжения мышц) бёдра, колени и пятки сомкнуты и лишь ниже коленей или над внутренними лодыжками имеется небольшой просвет. Если при сомкнутых пятках колени не сходятся, ноги имеют О – образную форму, когда колени сходятся, а пятки нет, форма ног X – образная. Степень X- и О – абразия определяется с помощью специального треугольника, который располагают между внутренними лодыжками или коленями. Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопу. Форму стопы можно определить путем осмотра свода стоп. Исследуемому (он должен быть босиком) предлагают поставить стопы параллельно. Если внутренние части стоп не касаются пола, это свидетельствует о наличии свода стоп. Затем, исследуемого просят встать коленями на стул и рассматривают подошвенную поверхность стопы. В норме пигментированная часть стопы должна составлять не более 1/3 ее ширины. При уплощении стопы эта часть больше 1/3 ее ширины; при полном плоскостопии она распространяется на всю ширину стопы. Для более точного определения формы стопы делается ее отпечаток на бумаге (при помощи легко смываемой краски), по которому производится измерение и оценка13. Плоскостопие часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая нагрузка падает на нижние конечности. Боли стопы могут временно появиться после тренировок на жестком грунте вследствие перегрузки мышц свода стопы при беге, прыжках, упражнениях с вращением и пр. В этих случаях рекомендуется на некоторое время (до исчезновения болей) снижение нагрузок или полный отдых, а также вкладывание в обувь специальных прокладок, поддерживающих свод стопы. Развитие мускулатуры бывает хорошим удовлетворительным, слабым. В процессе обследования определяется равномерность развития и рельефности мускулатуры. При самотоскопии определяется тип телосложения, пропорции тела и конституциональный тип. Антропометрические измерения дополняют и уточняют данные соматоскопии, дают возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные антропометрические измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом. При антропометрических исследованиях обычно определяют следующие показатели: длину тела, стоя и сидя; вес (массу) тела; динамометрию, окружность грудной клетки14. 1.2. Физическая подготовка в футболе Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Физическая подготовка помогает достичь гармонического развития физических качеств, что в свою очередь помогает становлению основных двигательных навыков любому спортсмену, в том числе и футболисту. Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. Физическая подготовка делится на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную (СФП)15. ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности, на повышение общей работоспособности. СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития. В учебно-тренировочной работе задачи общей и специальной физической подготовки органически связаны между собой16. В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. При этом достигается развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Большинство упражнений, применяемых с целью повышения общей физической подготовки, всесторонне воздействуют на организм, но в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества. Так, длительный бег по пересеченной местности преимущественно направлен на развитие выносливости, ускорения на коротких отрезках развивают быстроту, а гимнастические упражнения - ловкость. Эти упражнения включаются в занятия как составная часть, а некоторые упражнения выносятся в утреннее занятие. Цель специальной физической подготовки в футболе - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста. Деятельность футболиста характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Мышечная работа высокой интенсивности перемежается периодами пониженной активности и относительного покоя. Ускорения, рывки, прыжки чередуются с равномерным легким бегом, ходьбой, остановками и выполняются с изменением направления, ритма и темпа движения. Такая деятельность связана с осуществлением определенных физических нагрузок и сопровождается значительными функциональными сдвигами в протекании вегетативных процессов, в первую очередь обмена веществ, дыхания и кровообращения17. Игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, бега и ходьбы. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи. С помощью специальных упражнений, преимущественно направленных на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами. Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного18. В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. Основную роль в общей и специальной физической подготовленности футболиста играют сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Именно эти физические качества отражают уровень двигательных возможностей футболиста и его физическое состояние. Итак, физическая подготовка представляет процесс воспитания физических способностей, неразрывно связанный с повышением общего уровня функциональных возможностей организма, разносторонним физическим развитием, укреплением здоровья. В качестве основных средств в общей физической подготовке применяются общеразвивающие упражнения и упражнения из различных видов спорта, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. В тренировочном цикле необходимо вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. Несмотря на это, в процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства спортсмена. Физическая подготовка начинается с силовой подготовки: во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения, во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств. Силой называется способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему19. В значительной степени сила заменяет быстроту движений (в силовом единоборстве при игре корпусом) и влияет на двигательную деятельность игрока, обусловленную выносливостью, ловкостью и выдержкой. Сила мышц может проявляться без изменения их длины - изометрически (в статическом режиме деятельности), сокращением длины - изотонически (в динамическом режиме), увеличением длины - полиометрически (в ослабевающем режиме). В физической подготовке футболиста чаще всего выделяют три основных категории силы: статическую силу - способность развивать максимальную силу в статическом режиме деятельности. Статическая сила - основа для основных проявлений силы; динамическую силу - способность развивать усилие несколько раз подряд за определенное время в условиях быстрого движения и динамического режима деятельности мышц; взрывную силу - способность развивать максимальное усилие за очень короткий промежуток времени (в момент удара, броска, отражения мяча). В основе движения лежит разовое максимальное мускульное усилие с учетом подготовки к этому движению (замах). Средствами развития силы являются упражнения со снарядами: тяжелыми гантелями (приседания, подпрыгивания, прыжки), легкими гантелями, набивными мячами, скамейками, эспандерами, скакалками, свинцовыми жилетами; упражнения на снарядах: силовая гимнастика (индивидуальная и в парах); преодоление веса собственного тела (повороты, наклоны, приседания, прыжки); бег по снегу и по песку; бег вверх по лестнице; преодоление веса партнера (выжимание, ношение, отталкивание); силовые игры (перетягивание, борьба, регби с набивным мячом); упражнение на отбивание мяча, необходимые для футбола (игра головой в прыжке, противоборство в воздухе)20. Основу методики воспитания силовых способностей определяет многократное воспроизведение основных типов мышечных сокращений осуществляемых в силовых упражнениях, выполняемых в следующих режимах: а) изометрическом; б) изотоническом; в) изокинетическом. Прирост мышечной силы существенно зависит от методов ее развития. Для воспитания различных видов силовых способностей наиболее часто применяются следующие методы. Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Он предусматривает поднимание предельного или околопредельного груза (90-95% от максимального веса), способствует максимальной мобилизации нервно-мышечного аппарата и наибольшему приросту мышечной силы. Однако он связан с большими психическими напряжениями, что неблагоприятно, особенно при развитии силы у школьников. Малое число повторений не способствует мобилизации обменных, пластических процессов, в результате чего мало нарастает мышечная масса. Этот метод затрудняет работу над техникой движений, так как предельное напряжение приводит к генерализации возбуждения в нервных центрах и к включению в работу лишних мышечных групп. В работе с начинающими и детьми его применять не рекомендуется, но если возникла необходимость в его применении, то следует обеспечить строгий контроль за выполнением упражнений. Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). В зависимости от величины отягощения, не достигающего максимальной величины, и направленности в развитии силовых способностей используется строго нормированное количество повторений от 5-6 до 100. При методе непредельных усилий с предельным числом повторений совершается большой объем работы, происходят значительные сдвиги в обмене веществ, способствующие росту мышечной массы. Непредельные отягощения дают больше возможности контролировать технику исполнения движений, что очень важно для начинающих. Средние нагрузки на первых этапах тренировочного процесса дают наибольшее сверхвосстановление возбудимости и энергоисточников, за счет которых происходит прирост качеств. Наконец, непредельные усилия исключают опасность травмирования новичков. Поэтому данный метод считается основным для развития силы у школьников. По мере улучшения физической подготовленности все чаще могут использоваться околопредельные и предельные веса. Метод непредельных отягощений имеет свои недостатки21. Работа до отказа невыгодна в энергетическом отношении: для достижения одного и того же тренирующего эффекта приходится выполнять большую механическую работу. Наиболее ценными с точки зрения развития силы являются только последние попытки, так как к этому времени (вследствие утомления) напряжение падает, в работу вступает все большее количество двигательных единиц и поднимаемый вес становится как бы околопредельным. Однако эти попытки выполняются уже на сниженном функциональном фоне коры головного мозга. Кроме того, большое число повторений приводит к развитию у занимающихся скуки, апатии или же отвращения к деятельности, что тоже неблагоприятно сказывается на эффекте упражнения. Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). После предварительного быстрого растягивания наблюдается более мощное сокращение мышц. Величина их сопротивления задается массой собственного тела и высотой падения. Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. В том случае, когда стоит задача развить максимальную силу мышц, применяют изометрические напряжения в 80- 90% от максимума продолжительностью 4-6 с. и в 100% - 1-2 с. Если же стоит задача развития общей силы, используют изометрические напряжения в 60-80% от максимума продолжительностью 10-12 с в каждом повторении. Обычно на тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Тренировка проводится в течение 10-15 мин. Изометрические упражнения следует включать в занятия как дополнительное средство для развития силы. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического. Для воспитания силовых способностей применяют 2-6-секундные изометрические упражнения с усилием в 80-90% от максимума с последующей динамической работой взрывного характера со значительным снижением отягощения (2-3 повторения в подходе, 2-3 серии, о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: