VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Определение понятия стратегического планирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005194
Тема: Определение понятия стратегического планирования
Содержание
ВЕДЕНИЕ



Актуальность. Современным инструментом управления развитием территории является стратегическое планирование, предоставляющее собой систематический процесс, при помощи которого регионы формируют картину будущего и определяют этапы его достижения, исходя из имеющихся региональных ресурсов. 

Роль стратегического планирования в управлении территориями сложно переоценит, поскольку он определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, отвечающие интересам всего населения субъекта федерации, и, учитывая существующие задачи территории, позволяет достигать поставленные долгосрочные цели, которые ориентированы на кардинальные изменения социально-экономических показателей региона. Стратегический план является важным инструментом в управлении регионами развитием, помогающий четко представить направления движения субъекта Федерации, его цели и сроки их достижения. Основной круг задач при реализации стратегии развития региона заключается в создании эффективной организации, адекватного подбора и расстановки кадров, эффективной организации деятельности органов местного самоуправления в стратегическом направлении. С точки зрения текущей ситуации в муниципальном образовании, принявшем стратегию развития, эта задача трактуется как необходимость реорганизации деятельности в стратегическом ключе, прежде всего, администрации. Цели стратегии и выделенные приоритеты диктуют необходимость изменения структуры, а точнее структурно-функциональной организации деятельности администраций. Выполнение поставленных целей должно обеспечиваться стратегическими функциями (в дополнение к уже существующему обычному функциональному набору) с последующим их закреплением в целесообразной структуре. Важным моментом при этом является разработка программы всех активных сил региона, ключевых «игроков», по реализации стратегии. 

Ведущие позиции в региональном управлении в последние десять лет занимают методы стратегического планирования. Доказав свою эффективность за рубежом, эти методы стали активно использоваться и в Российской Федерации.

Опыт России в долгосрочном стратегическом планировании весьма небогат и имеет короткую историю. За исключением самых развитых территорий, малое количество регионов прошли путь реализации стратегии с начала и до подведения итогов. Основные трудности проявляются в низкой исполнимость поставленных целей, что отражает неэффективность используемых приёмов планирования.

Цель исследования: разработка теоретических и практических мер по улучшению социально-экономического развития Кировской области путём стратегического планирования.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: 

- исследование теоретических основ стратегического планирования в социально-экономическом развитии;	 

 - изучение нормативно-правового регулирования реализации стратегии социально-экономического развития региона;	 

 -организационно-экономическая характеристика стратегического планирования в Кировской области	 

  - определить перспективы  развития  стратегического планирования в Кировской области. 

Объект исследования: Кировская область как социально-экономическая система.

Предмет исследования: общественные отношения, возникшие в процессе стратегического планирования региона.

Информационная база: законодательные и нормативно-правовые акты РФ, монографии и статьи в справочно-научных журналах, статистические и информационные ресурсы сети «Интернет».









































ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ



Определение понятия стратегического планирования



Генеральной стратегической целью современной социальной политики является повышение качества жизни населения, на ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления. Организация жизнедеятельности населения тесно связана с проблемой работы органов всех уровней управления, и прежде всего органов местного самоуправления, поэтому результаты исследований качества жизни дают возможность придать управленческим решениям конкретные пространственно-временные параметры.

Стратегия – обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов [2].

Цель разработки стратегии – поиск источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан [3].

Предпосылки стратегического управления регионами:

перевоспроизводство – насыщение рынка товарами и услугами;

требовательность – повышение уровня требований граждан к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;

инновационность – значительно улучшившиеся технические возможности выпуска новых товаров и услуг;

динамичность – ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции в связи с сокращением жизненного цикла товара

диверсификация – повышение спрос на виды и уровни продукции и развитие новых отраслей производства;

дифференциация – нарастающее разнообразие потребностей населения и значительное увеличение ассортимента товаров и услуг;

конкуренция – борьба организаций за свои сегменты рынка, потенциальный контингент потребителей и рост объемов товаров и услуг;

аритмия спроса – изменение спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающие стабильность производства;

падение спроса – сокращение спроса, ощутимое для производителей товаров и услуг ввиду снижения качества или роста цен;

люмпенизация – рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровней доходов и спросом;

интервенция – международная конкуренция крупных зарубежных корпораций и попытка захвата национальных рынков.

Стратегическое управление – управленческая деятельность направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии [3].

Стратегическое планирование – деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально – экономического развития Российской Федерации и её субъектов[1].

Стратегическое планирование включает в себя стратегический анализ, целеполагание, стратегический выбор, реализация стратегии и контроль за выполнением.

К сожалению, в экономической литературе не уделяется должного внимания стратегическому планированию, как целостному элементу управления.

Основными задачами стратегического планирования являются

определение приоритетов экономического развития России

определение условий для реализации социально-экономической политики

разработка методов, методологий для достижения целей экономического развития 

Сущность стратегического управления наиболее полно раскрывается через совокупность основных категорий стратегического управления:

Разделы стратегического управления включают основные теоритические составляющие стратегического управления: основы стратегического управления, стратегическое планирование и управление реализацией стратегии.

Методология исследования – совокупность общих и специальных методов исследования, применяемых в стратегическом управлении: системный анализ, STEP- и SWOT-анализы, целевое управление, ранговая корреляция, прогнозирование, экономический анализ, графическое моделирование, экспертные оценки, анкетирование и интервью, «Мозговой штурм», метод Дельфы и др.

Этапы стратегического управления – составные элементы процесса исследования, разработки и реализации стратегии представлены на рисунке 1:

Рисунок 1 – Этапы стратегического управления



Данная схема отражает последовательность этапов стратегического управления на уровне региона. 

Макроподсистемы – крупные составные части региона, объединяющие взаимосвязанные отрасти экономики представлены на рисунке 2:



Рисунок 2 –Составные части региона



Рисунок показывает крупные блоки, составляющие комплекс хозяйства региона.

Стадии жизненного цикла региона отражают основные этапы развития организации: зарождение (создание), рост (развитие), зрелость (стабилизация), упадок (ликвидация)

Виды стратегического развития – виды обобщающих моделей на ближайшую перспективу.

Положение на национальном рынке – позиции региона представлено на рисунке 3:



Рисунок 3  – Доля регионов на национальном рынке

Данная пирамида отражает роль региона в экономике государства в процентном соотношении.

Большое значение в стратегическом управлении имеют пять составляющих рисунок 4:



Рисунок 4  – Составляющие стратегического управления



В схеме отражены те умения и навыки, которыми должны обладать государственные и муниципальные служащие, занимающиеся стратегическим управлением от федерального до муниципального уровня.

Поиск путей более успешной реализации стратегии является непрерывным процессом. Реализация стратегии возможна при совместном воздействии всей совокупности управленческих решений и множества поэтапных действий. Все эти действия являются типичными управленческими инструментами, используемыми для реализации стратегии региона.

Основные этапы стратегического управления региона представлены на рисунке 5:



Рисунок 5 – Этапы стратегического управления регионом

Данная последовательность показывает прохождение этапов стратегического управления.

Эффективность стратегического управления значительно повышается, если существует единое информационное поле, охватывающее внутренние подразделения местного самоуправления, городские службы, вышестоящие и нижестоящие администрации. Единая система обработки информации позволяет повысить качество принимаемых местным самоуправлением решений, моделируя и оценивая их последствия [4].

Каждый приведенный этап не является обособленным. В ходе реализации на практике может быть произведена коррекция или же возврат на любой из предыдущих этапов стратегического управления.

Использование методики при принятии решений в условиях нестабильности, даст возможность органу власти муниципального образования управлять имеющимися и привлекаемыми ресурсами, а также формировать многовариантную систему ресурсного обеспечения выполнения возложенных на него функций.

1.2. Управление социально – экономическим развитием на основе стратегического планирования



Для оценки уровня социально-экономического развития региона в настоящее время используется методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ разработанная Министерством экономического развития и торговли. В этой методике расчет интегрального индекса производится с учетом следующих показателей, отражающих географические особенности: коэффициент уровня покупательной способности и районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат.

Из базовых индикаторов выбраны следующие: валовой региональный продукт на душу населения, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, объем внешнеторгового оборота на душу населения, финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения, доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера), в общей среднесписочной численности работников, занятых в предприятиях и организациях, уровень зарегистрированной безработицы, соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения, основные фонды отраслей экономики, коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля), сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Одним из недостатков данной методики, по мнению автора, является достаточно обширная поставленная цель, которая предполагает определение источников внутренних резервов региона на текущую и долгосрочную перспективу, но не учитывает специфику каждого региона.

Следующей методикой, отвечающей условиям исследования, является методика, предлагаемая Министерством экономического развития и торговли, по оценке инвестиционной привлекательности субъектов РФ.

Прежде всего, данная методика описана количественными и качественными, статистическими или динамическими параметрами. Оценивая совокупность интегральных показателей данных рекомендаций, нельзя оценивать общее состояние региональной среды или набор показателей, характеризующих состояние природно-климатического, пространственного, социально-демографического, экономического, экологического, природно-ресурсного, общественно-политического, культурно-исторического, национально-этнического потенциалов муниципальных образований.

В методике происходит деление показателей на следующие группы:

1) показатели инвестиционного потенциала региона:

показатели производственно-финансового потенциала региона;

показатели социального потенциала региона;

природно-географический потенциал;

2) показатели, определяющие региональный уровень социально-политической и экологической безопасности для инвесторов.

Существует также методика оценки геоэкономического потенциала региона, предложенная В.П. Руденко в 1989 г. [4]. Он отмечал, что наиболее важной оценкой экономико-географического положения региона является величина его природно-ресурсного потенциала, определяющая направление и потенциальную интенсивность хозяйственной деятельности экономических субъектов. Региональный природно-ресурсный потенциал является совокупностью природных ресурсов, сосредоточенных на его территории, и его общая продуктивность составляет основу для эффективного экономического развития региона.

Интегральный показатель природно-ресурсного потенциала регионов определяется как взвешенная сумма экономических оценок отдельных компонентов потенциала - минеральных, водных, земельных, лесных, фаунистических и рекреационных ресурсов. Каждая составляющая запасов природных богатств региона оценивается в процентах от общей величины соответствующего ресурса в целом по стране.

Ключевое значение и, следовательно, наибольший вес при экономической оценке в структурной иерархии регионального природно-ресурсного потенциала имеют запасы таких ресурсов: минеральных, земельных, водных, рекреационных.

Поэтому наиболее высокие интегральные показатели природно-ресурсного потенциала характерны для регионов, располагающих значительными запасами перечисленных природных богатств.

Величина природно-ресурсного потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона. Движение по траектории устойчивого регионального развития, определяющейся экономическим, социальным и экологическим векторами, детерминировано реализацией комплексных потенциальных возможностей региона. Их величину можно рассматривать как геоэкономический потенциал региона, доминирующим структурным элементом которого является природно-ресурсный потенциал.

В целях структурирования результатов использования природно-хозяйственного потенциала региона их соответствующие характеристики можно представить в локальном (оценка реализации природно-ресурсного потенциала) и общем (оценка реализации геоэкономического потенциала) разрезах.

Оценку использования природно-ресурсного потенциала региона предлагается осуществить на базе расчета специального показателя - коэффициента реализации (КР). Указанный коэффициент рассчитывается как соотношение удельных весов валовой добавленной стоимости (ВДС), произведенной в регионе, и его суммарного природно-ресурсного потенциала:



КР = (%ВДС / %ПРП),                                                 (1)



где %ВДС - удельный вес региона в производстве ВДС;



%ПРП - удельный вес региона в общем природно-ресурсном потенциале.



Использование критериального подхода к оценке реализации геоэкономического потенциала имеет под собой основу эффективности или рентабельности, так как можно отследить процессы развития региона в динамическом промежутке времени.

Автор утверждает, что использование данного коэффициента может создать ошибочное решение и привести к недостаточно полной оценке имеющихся категорий экономики. Прежде всего необходимо проводить разделение имеющегося природно-ресурсного потенциала, демографического потенциала и только потом переходить к сравнительной оценке геоэкономического потенциала региона. Экономический эффект использования геоэкономического потенциала надо определять по ведущим отраслям региональной экономики (состояние основных фондов, капиталоемкость и т.д.).

Поэтому в контексте данного исследования целесообразнее оценивать геоэкономический потенциал региона как более комплексную и масштабную характеристику базиса региональной воспроизводственной структуры.

Уровень эффективности и адекватности использования геоэкономического потенциала предлагается определить в виде соотношения двух индексов: оценки реализации данного потенциала и оценки его величины.

Необходимые, на взгляд автора, локальные составляющие указанных интегральных показателей, а также источники, содержащие соответствующую статистическую информацию относительно их динамики, приведены в табл. 1.



Таблица 1 - Показатели оценки геоэкономического потенциала региона





Для более полного результата исследования следует использовать максимальное число индикаторов. Это не составляет большой технической и временной проблемы и решаемо с использованием стандартных пакетов. Оценки данных показателей могут быть как абсолютными, так и относительными.







1.3 Принципы и методы стратегического планирования в системе управления экономикой региона



В последнее десятилетие Россия активно занимается совершенствованием государственного управления социально-экономическим развитием страны (и обеспечением национальной безопасности), целью которого является перевод нашего государства на качественно новый уровень, о чем говорит само название проектируемого процесса – стратегическое управление. Вся система строится на создании нормативных правовых документов, регулирующих эту деятельность, и их реализации. Среди наиболее значимых: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года», постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», приказ Минэкономразвития РФ от 30 ноября 2009 г. № 492 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» [10], ежегодные послания Президента РФ. 

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития субъекта РФ относятся:



Рисунок 6 – Основные характеристики стратегического плана



 

Элементом стратегического плана экономического и социального развития региона выступает программно-целевой подход, суть которого состоит в увязывании целей развития с ресурсами с помощью специальных программ. Райзберг Б. определяет программно-целевое управление как совокупность планово-организационных средств формирования комплекса взаимосвязанных мероприятий, включая обоснование исходной потребности, цели, ее конечных и промежуточных подцелей, связывающих эти подцели работ, ресурсов и финансово-организационных условий, необходимых и достаточных для достижения цели решаемой проблемы. 

В самом кратком виде формулу программно-целевого метода можно представить в виде логической цепочки «цели – пути – средства – организация исполнения». Мищенко В. выделяет следующие особенности программно-целевого управления:





Рисунок 7 – Особенности программно-целевого управления



Федеральные целевые программы регионального развития построены на следующих принципах [20]: 



При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы.

Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы.

Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах. Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы.

Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.

 Необходимость разработки программы определяется наличием программной ситуации (комплексной проблемы), для разрешения которой необходима централизация производственных и организационных ресурсов, а также координация действий всех хозяйствующих субъектов, чьими усилиями данная ситуация может быть разрешена. 

Научное изучение внешней среды (макросреды) осуществляется на основе комплексного социального, технического, экономического и политического анализа ? STEP-анализа, а изучение значимых факторов внутренней среды – методом SWOT-анализа.

STEP-анализ проводится путем анализа мнений участников «мозгового штурма» в ходе деловой игры с последующим обобщением полученных результатов и ранжированием факторов. 

Анализ результатов осуществляется в два этапа: определение мнения команды (8-10 человек); определение мнения всех участников деловой игры «Стратегия».

	Результаты STEP-анализа служат основой для разработки конкурентных преимуществ региона.

	Исходными данными служат: стратегические цели и критерии; социально-экономическое положение региона; анкета «Ранжирование глобальных проблем региона»; анкета «Ранжирование локальных проблем макроподсистемы региона»; анкета «STEP-анализ»; бланк данных «Проблемы – идеи - опыт»; бланк «Аргументация стратегических целей»; расчет экономической эффективности стратегических идей.

Анализ внешней среды включает предварительный отбор социальных, технологических, экономических и политических факторов. Ученые-консультанты формируют предполагаемые сценарии (варианты) развития муниципалитета на ближайшие 5-10 лет. Перечень факторов и сценариев развития муниципального образования используется для экспертизы в форме проведения «STEP-анализ». Анализ результатов работы команд осуществляется в два этапа, на которых соответственно определяются мнения всех участников и мнения команд. При этом определяется состав основных значимых факторов макросреды и статистические характеристики результатов их ранжирования (оценки математического ожидания и среднеквадратического отклонения рангов). 

На втором этапе методом «мозгового штурма» анализируются сценарии развития региона в зависимости от влияния внешней среды [5]. 

Под методом стратегического планирования понимается комплекс способов достижения стратегических целей, которые используются для решения конкретных стратегических задач.



1.Стратегический анализ ситуации в регионе

Стратегический анализ производится разными методами, например анализ сильных и слабых сторон (SWOT-анализ). Этот способ является самым распространённым и широко используемым методом, как среди организаций, так и на государственном уровне[3].

Таким популярным его делает простота в использовании и универсальность, а так же возможность со всех сторон подробно рассмотреть объект анализа. Пример создания матрицы SWOT - анализа показан в таблице 2.

Таблица 2 – пример матрицы SWOT – анализа



Выявив сильные и слабые стороны, взвесив всё по степени важности, можно определить функциональные зоны, которые требуют непременного вмешательства[2]. Так же, если руководитель не знает сильных и слабых сторон объекта планирования, то он не знает и о возможных угрозах. Поэтому метод анализа сильных и слабых сторон является действительно действенным и нужным при стратегическом планировании.

 Так же для этих целей можно провести PEST – анализ. Различие этих двух вариантов в том, что в PEST- анализе на первом месте находятся социальные и технологические факторы. 

PEST – анализ – это метод, предназначенный для политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, влияющих на стратегию.

Так же существует перспективный метод, называемый GAP – анализ. GAP (с англ.) – брешь, щель, разрыв. Для перевода методы Gap Analysis подходит слово «разрыв», т.к. выявляется разница, расхождение между текущим состоянием и желаемым[4].

Применение этого метода состоит в том, что определяется интерес региона в определённой сфере, и выясняется реальная возможность выполнения данных интересов, и предполагаемые результаты.

Другое применение Гэп-анализа – выявление разницы между самыми смелыми и более скромными ожиданиями.

2. Разработка стратегии

Она происходит в несколько этапов:

Для начала необходимо заняться выработкой вариантов стратегии, то есть произвести выбор альтернатив, исходя из поставленных целей. Определяются выигрышные стороны, и недостатки предложенных альтернатив.

Далее происходит оценка выигрышных вариантов.

Выбор стратегии, стратегические планы. Происходит выбор стратегии, исходя из предыдущих этапов. Может быть выбрана одна стратегия, или набор альтернатив – всё это зависит от целей.



SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития региона основывается на экспертных оценках и ранжировании факторов внутренней среды региона. Матрица SWOT-анализа представлена на рисунке 6.

Основные этапы SWOT-анализа: выделение сильных сторон; выделение слабых сторон; анализ стратегических возможностей; выделение рыночных угроз; поиск положительной синергии «сильные стороны - возможности»; устранение отрицательной синергии «слабые стороны - угрозы»; поиск баланса: «сильные стороны ? слабые стороны ? возможности ? угрозы»; анализ сильных и слабых сторон конкурентов, и влияния внешней среды; разработка конкурентных преимуществ региона. 

В ходе деловой игры участникам команд предлагаются варианты для обсуждения и организуется «мозговой штурм». Ранжирование сильных и слабых сторон, возможностей и угроз осуществляется методом экспертных оценок участников команды. Основная задача заключается в правильном отборе факторов устранения отрицательной синергии и поиске баланса в развитии макроподсистем региона. 

Стратегические варианты развития региона. Факторы, влияющие на выбор стратегии, могут быть разделены на четыре группы: 

1. Внешние факторы, вытекающие из социально-экономического положения страны, федерального округа (8 округов), крупного экономического района (11 экономических районов) и конкретного региона (85 регионов). Эти факторы выявляются в результате STEP-анализа и определяют степень внешнего воздействия на экономическое и социальное состояние региона. 

2. Стадии жизненного цикла региона, к которому относится муниципалитет, а именно: новые зарождающиеся регионы, регионы в стадии зрелости, регионы в стадии стагнации, регионы, ориентированные на угледобычу и ВПК.

3. Конкурентная позиция региона.

4. Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды региона (SWOT-анализ).

В стратегическом управлении предпочтительно рассматривать три главных варианта развития: 

— пессимистический, когда происходит ухудшение социально-экономического положения и качества жизни населения; 

— реалистический, строящийся на основе стабилизации социально-экономического положения и качества жизни населения; 

— оптимистический, когда наблюдается улучшение социально-экономического положения и качества жизни населения [4]. 

При разработке этих вариантов за основу принимаются сложившееся за ряд последних лет положение региона и экономическая тенденция по результатам STEP- и SWOT- анализов.

Таким образом, при разработке программ социально-экономического развития региона или же стратегий долгосрочного развития регионов целесообразно использовать в комплексе методики STEP- и SWOT-анализа, это позволит подробно отразить социально-экономическую ситуацию региона и его положение среди других субъектов РФ.




ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА



2.1  Федеральное регулирование   социально-экономического развития 





Федеральная (или общенациональная) политика в отношении регионов представлена соответствующими целями и задачами по управлению их политическим, экономическим и социальным развитием, сформулированными федеральным центром, что является одной из частей механизма государственного регулирования регионального развития в социально-экономической сфере. В связи с этим, общая направленность региональной политики России определяется как создание условий формирования единого экономического пространства страны, что предполагает не только достижение экономических результатов, но и преодоление существенных различий в социально-экономическом развитии ее субъектов. Важно осознавать как внутреннюю противоречивость такого двойственного комплекса целей, так и непосредственную их взаимосвязь. Однако собственная политика каждого региона также включает цели и задачи по управлению региональным хозяйством в рамках экономического, финансового, социального, инвестиционного, внешнеэкономического и прочих направлений деятельности органов государственной власти субъектов РФ. Они в совокупности определяют государственную региональную политику, направленную на осуществление стратегии России по развитию ее территории, предполагающей гибкое сочетание экономических и социальных целей [2]. 

Стратегия развития территорий — это, в свою очередь, система методов и механизмов, формируемых для осуществления планов развития, разрабатываемых в соответствии с концепцией регионального развития России и призванных оказывать необходимое воздействие на социальную, культурную и экономическую сферы жизни населения в ее регионах. Следует отметить, что эта стратегия является составным элементом общей государственной стратегии развития страны. Поэтому формирование федеральной региональной политики предполагает согласование отдельных интересов регионов России и общенациональных интересов. Более того, осуществление государственной региональной политики предполагает использование бюджетных средств на федеральном и региональном уровнях, что обеспечивает зависимость регионов от федеральных денежных поступлений, а значит, формирует еще один инструмент государственного регулирования, а именно — бюджетный. 

Так, статья 130 Бюджетного кодекса Российской федерации определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в формах дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, которые направлены на стимулирование экономического роста; выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории; компенсацию нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов; поощрение реализации экономических и социальных реформ нижестоящими органами власти на своей территории. Так же для решения вопросов социально-экономического развития, в составе федерального бюджета созданы: Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР); Фонд регионального развития; Фонд софинансирования социальных расходов; Фонд реформирования региональных финансов. Федеральный фонд финансовой поддержки регионов действует с 1994 г в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в 2 этапа, причем для каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. На первом этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень первого критерия выравнивания (85 %). 

На II этапе объем дотаций распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций, распределенных на I этапе, не превышает уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания (100 %). Фонд регионального развития был создан в 2000 г. Он предназначен для аккумуляции инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. 

Средства фонда выделяются для финансирования федеральных программ развития регионов. Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 году в составе федерального бюджета для частичного возмещения расходов территориальных бюджетов в связи с предоставлением населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Фонд реформирования региональных финансов создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах.

 Источником формирования фонда являются средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета. Безусловно, государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере требует формирования постоянно действующей системы учета, сбора, анализа и распространения информации о демографическом, социально-экономическом, национальнокультурном развитии каждого из регионов России. Подобные меры позволят обеспечить разработку системы прогнозов регионального социально-экономического развития России; обоснование приоритетных аспектов развития; постановку управленческих задач; выбор механизмов реализации государственного регулирования регионального развития; выявление возможных конфликтов; оценку результативности деятельности федеральных и региональных органов государственной власти по осуществлению государственной региональной политики; обоснование государственной помощи конкретным регионам; формирование особых организационно-правовых режимов в отдельных регионах [3]. Таким.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.