VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Определение понятия и сущности экскурсии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000295
Тема: Определение понятия и сущности экскурсии
Содержание
«Инновации отличают лидеров от последователей».
Стив Джобс
1. Введение.
   В современной жизни сфера услуг играет важную роль, она постоянно развивается и совершенствуется; при этом темпы этого развития неуклонно растут. Однако если раньше эта отрасль развивалась исключительно с помощью автоматизации и механизации труда, то сейчас наступил кардинально другой этап её развития - пришла эра инновационных технологий.  
   Инновации – это действия по внедрению достижений науки и техники в технологию и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.
    Целью моей работы является рассмотрение инноваций в одной из составных частей сферы услуг – в туризме, а конкретнее в процессе формирования  основополагающего туристского продукта - экскурсии. 
   Сегодня индустрия туризма является наиболее высокодоходной и динамично развивающейся отраслью мировой экономики. За быстрые темпы она признана экономическим феноменом столетия. Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода. Туризм обеспечивает занятость миллионов людей, удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходности туризм уступает лишь автомобилестроению и нефтедобывающей, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта. 
   За последние 50 лет количество туристов, посетивших другие страны, увеличилось почти в 30 раз(с 25 до 697 миллионов человек). 
   В 2002 году стоимость услуг туристического бизнеса составила 450 миллиардов долларов, что составляет приблизительно 3% от мирового ВВП (6 - 8% с учетом смежных отраслей). По прогнозам ученых, к 2020 году уже около 1,6 миллиарда туристов посетят другие страны, потратив при этом порядка 2 триллионов долларов на оплату услуг туристического бизнеса.
   Туризм является глобальным социально-экономическим явлением; на туристическом рынке чрезвычайно высок уровень конкуренции. Успешная деятельность и конкурентоспособность туристических организаций во многом зависит от внедрения инноваций.
   Новые технологии, а также постоянно растущий уровень обслуживания и технического оснащения туристических фирм вместе со смежными с ней областями, дают основание называть значительную часть турбизнеса передовой и инновационной в техническом и организационном отношениях. 
   Несмотря на зависимость туристического бизнеса от колебаний экономической и политической конъюнктуры, он показывает высокую стабильность, способность к динамичному росту и восстановлению в посткризисные периоды.
   Можно смело утверждать, что существует феномен международного туристического бизнеса, объединяющий культурную и хозяйственную жизнь нашей цивилизации. Воздействие туризма на развитие экономики десятков государств, на общественно-политическую и научную деятельность, накультурные и социальные процессы, на проблемы гуманитарного характера, на жизненный уклад местного населения в районах туристических центров, а также на само взаимодействие цивилизаций и народов, и даже на сферу межгосударственных отношений неуклонно возрастает.
   В нашей стране туризм и экскурсионное дело прошли долгий и самобытный путь развития, полный взлётов и падений. 
   В период расцвета СССР успешно развивались науки, занимающиеся проблемами отдыха и туризма,была создана разветвлённая сеть рекреационных учреждений, было заложено начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. 
   Вместе с этим формирование самой крупной и самой дешевой в мире материальной базы социального и самодеятельного туризма привело к резкому отставанию уровня предоставляемых услуг от мировых стандартов, что стало тормозить дальнейшее развитие отечественного туризма. 
   Распад СССР и переход к рыночным отношениям негативно отразились на рекреационном хозяйстве России:
   •	значительно сократилась рекреационная территория — Россия потеряла традиционные курортные зоны в Прибалтике, на Украине, в Закавказье;
   •	значительно упал спрос на туристские услуги в связи с общим падением уровня жизни населения и ростом цен на отдых в рекреационных учреждениях, лишившихся государственного финансирования;
   •	многие предприятия отдыха обанкротились и закрылись. Это поставило перед отечественным туризмом задачу научиться работать в новых социальных и экономических условиях.
   Какое-то время рынок российского туризма развивался крайне неравномерно, преобладал выезд туристов и, соответственно, вывоз денег за рубеж. Такой отрицательный баланс негативно сказывался на экономике страны. 
   В связи с введением санкций и ростом курсов иностранных валют в 2014 – 2015 гг. заметно сократился поток зарубежного туризма. Для России это даёт возможность активно развивать внутренний туризм. К примеру, значительные финансовые и ресурсные вливания в Крым усилят собственные туристические позиции. Улучшение качества обслуживания в действующих гостиницах, открытие новых гостиниц, маршрутов, необычные экскурсии могут оказаться особенно актуальными для внутреннего туризма. 
   Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть всё необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.  Разнообразие ландшафтов в сочетании с бесценными памятниками архитектуры позволяет организовать множество видов туризма.
   В богатой истории России в разные времена оставили свои следы такие народы, как древние славяне, викинги, монголо-татары, скифы, половцы, шведы, тевтонцы, греки, и даже генуэзцы. Наши предки унаследовали от них языки, внешность, веру, различные культурыи традиции. Это стимулирует развитие внутреннего и въездного  туризма - делает современных россиян и иностранных туристов интересными друг другу. 
   В разное время правителиприсоединяли и теряли земли и народы, путешественники покоряли земли Севера, Сибири и Дальнего Востока. Строились дворцы и усадьбы, создавались музеи, разрушались церкви и буддистские храмы, возводились мавзолеи, грандиозные высотные здания, мощнейшие ГЭС и одновременно лагеря для репрессированных, появлялись кукурузные поля, открылась космическая эра, создавались уникальные образцы вооружения и восстанавливались храмы. Всёэто сделало Россию такой, какой ее может увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре.  
   Культурно-историческое наследие России является важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли страны. 
   На поездки с культурно-познавательными целями приходится пятая часть внутреннего турпотока. Ежегодный поток туристов, совершающих путешествия с культурно-познавательными целями, превышает 7 млн. человек. 
   Тем не менее, имеются и свои проблемы. Основными препятствиями на пути роста внутреннего и внешнего туристских потоков, являются: 
   * низкий уровень развития туристской и дорожной инфраструктуры; 
   * слаборазвитая, а в ряде регионов и вообще отсутствующая инженерная инфраструктура, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу; 
   * низкое качество обслуживания из-за недостатка профессиональных кадров;
   * слабое продвижение России как привлекательного направления для туристов, связанное с низким уровнем бюджетного финансирования.
   В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. 
   Совсем недавно Правительство РФ утвердило концепцию Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма" на 2011-2016 годы, приняв решение об увеличении въездного турпотока в страну из-за границы. 
   Финансирование на эти цели составит более 350 млрд. рублей. Средства пойдут, в первую очередь, на модернизацию инфраструктуры, обучение персонала и повышение его квалификации, а также на запуск мощной рекламной кампании за рубежом. За счёт этих мер планируется увеличить въездной турпоток до 40 млн. туристов, т.е. почти в 20 (!!!) раз.
   Однако при этом, туроператоры, работающие в сегменте въездного туризма, отмечают целый ряд ещё более острых проблем, без решения которых увеличения турпотока не последует.
   По их мнению, существуют проблемы, которые давно являются слабым звеном российской туристической действительности, и с помощью одной рекламной кампанииих не решить. Например, это высокая стоимость визового обслуживания, проблемы с туристической инфраструктурой и отсутствием у зарубежных турфирм элементарной информации о нашей стране. Все эти проблемы должны решаться комплексно, так как по отдельности это приведёт лишь к ещё большим осложнениям.
   Современная конъюнктура рынка требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою оригинальную марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. 
   Формирование кадров туристско-экскурсионной организации — это процесс воспроизводства и воспитания таких квалифицированных работников, которые в максимальной степени отвечали бы требованиям, предъявляемым к технологии обслуживания туристов и экскурсантов. Важная роль при этом отводится подготовке экскурсоводов и качественной разработке самой экскурсии, освоению методики и техники ее проведения.
   Целью моей работы является определение понятия и сущности экскурсии, технологии её подготовки, исследование современных инновационных методов проведения экскурсий и особенностей применения информационных технологий, российских и зарубежных инновационных направлений в сфере туризма, анализ экономической эффективности новой литературной экскурсии (проекта) на конкретном примере.
   С целью решения поставленных задач была проанализирована научная литература классиков российского экскурсоведенияЕмельянова Б.В. «Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов»; Кулаева К.В. «Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы»; Долженко Г.П. «Экскурсионное дело»; Емельянова Б.В. «Экскурсоведение».
   Основополагающие положения методологии и методики исследования инновационной проблематики вытекают из трудов ученых, специализирующихся в области менеджмента, и прежде всего работ Глазьева С.Ю., Виханского О С., Гончарова В.В. и др.
   Различные аспекты инноваций получили освещение в работах таких ученых, как Азара В. И., Гуляевой Б.Г., Ильиной Л.А. и др. Вопросы инновационного развития затрагиваются в трудах зарубежных ученых Ансоффа И., Гибсона Дж. Л., Дракера П.Ф., Карлофф Б., Уллах Ф. и других. 
   Дипломная работа состоит из Введения, 2-х глав и заключения. 
   Во Введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель, план и задачи исследования. 
   В Первой главе определяются признаки экскурсии, основные направления экскурсионной деятельности, понятия и сущность экскурсии, методика её разработки, формирования и проведения; подробно рассматривается поэтапная технология подготовки и техника ведения экскурсий.
   Вторая главапосвящена теоретическому анализу особенностей инноваций в индустрии туризма, приводятся примеры инновационного подхода к проведению экскурсий и выставокв российском и зарубежном туризме, описывается новая экскурсия и анализируется её экономическая эффективность. 
   В заключении обобщаются выводы проведенного исследования. 
   Глава 1.
1.1 История экскурсоведения.
   Начну я с небольшого экскурса в историю и с классификации основных направлений экскурсионной деятельности.
   Путешествие как форма отдыха, развлечения и установления связей, развивается с античных времён. Тогда мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. 
   Считается, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады.
   В период средневековья  развитие получают религиозные путешествия с целью поклонение святыням христианства и мусульманства. 
   В эпоху Ренессанса и Просвещения религиозные мотивы отходят на второй план, поездки принимают индивидуальный характер и образовательную направленность. 
   Период Петровских реформ в России ознаменовался обязательными “гранд-турами” для молодых дворян, целью которых были образование и повышение культурного уровня. Эти поездки являлись трамплином при вступлении на профессиональное или политическое поприще. Путешествия способствовали расширению кругозора, однако являлись элитарными в связи с тем, что в то время средства передвижения были примитивными.
   Всплеск развития экскурсионных туров начался во второй половине XX столетия и он был связан с экономическими, транспортными, социально-политическими тенденциями развития. Цели и мотивы путешествий становятся более разнообразными:
•	посещение курортов с целью отдыха и лечения;
•	участие в экскурсиях с целью знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями;
•	деловые поездки для проведения переговоров;
•	научные поездки для ознакомления с достижениями науки.
     Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
     Термин «экскурсия» происходит от латинского слова excursio — поездка, вылазка. Посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний.
     История экскурсионного дела насчитывает свыше ста лет.
1.2 Экскурсия – сердце туризма.
     Экскурсия – с этим словом у каждого из нас связаны воспоминания о различных поездках в разные места и о связанных с ними эмоциональных переживаниях. Невозможно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не побывал на экскурсии. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в лес, чтобы осенью полюбоваться красками увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. Школьники посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы уже сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то неизведанным, но крайне любопытным или еще раз увидеть что-то уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя. Без этого наша жизнь скучна, неинтересна. 
Экскурсии сопровождают нас всю жизнь. 
     Экскурсия для участников - это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов - это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины его знаний и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера. 
     Экскурсия – это сердце туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. 
     Бытует мнение, что подготовка экскурсии похожа на написание  маленькой диссертации. Действительно, экскурсия может являться научной работой, так как в ней всегда присутствует элемент научного исследования. Выполнив его, автор защищает его перед своеобразным ученым советом, т.е.перед аудиторией экскурсантов. И аудитория дает оценку экскурсии - диссертации, достоин ли автор признания, то есть присуждения ему своеобразной ученой степени. Так, из признания аудиторией успешных экскурсий создается общепризнанное значение и влияние экскурсовода, его авторитет. 
     За разработку темы экскурсии может браться только человек, имеющий образование и собственный взгляд на окружающий мир. Исследование опирается на некоторую систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, то есть является научным.
     В зависимости от темы экскурсии научное исследование может быть коротким или продолжительным, требовать большого количества литературы, написанной на разных языках разными авторами. Для подготовки экскурсии могут потребоваться малые и большие, иногда дорогостоящие экспедиции, которые естественным образом дополняют кабинетную часть научных исследований. 
     Каждый человек проводит свое научное исследование индивидуально и экскурсия у каждого своя.
1.3 Главные признаки экскурсии, классификация основных направлений экскурсионной деятельности.
   В современном экскурсоведении принято считать, что экскурсия — это коллективный осмотр различных достопримечательностей, экспозиций, музеев, природных объектов по предварительно разработанному маршруту под руководством экскурсовода с целью познания, образования, воспитания, повышения общего уровня знаний, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени. 
   Главный признак экскурсии — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршрутус целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. 
   Ещё один характерный признак экскурсии — особая психологическая атмосфера, которая создаётся в группе, объединённой общим интересом, и которая связана с совместно переживаемыми эмоциями в процессе осмотра. У участников группы всегда есть возможность обменяться мнениями обо всём увиденном и услышанном.
   Экскурсия должна быть адресована определённой аудитории и проводиться с учётом еёиндивидуальных особенностей, связанных с возрастом и составом участников туристической группы.
   Предметом общения во время экскурсии являются ценности культуры, представляющие общую значимость для всех участников. Экскурсия рассматривается как тип прямого живого общения экскурсовода с группой.
   По ходу общения он может корректировать свой рассказ и действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение является важным показателем мастерства экскурсовода.
   В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга,как содержанием, так и организацией:
   1. краеведческие экскурсии и (дальние) экспедиции; 
   2. музейные; 
   3. комплексные.
   В основу данной классификации положены местонахождение и условия изучения объектов экскурсии.
   Краеведческие экскурсии, в свою очередь,подразделяются наисторические,биографические, топографические, военно-исторические, производственные, экологические,литературоведческие, искусствоведческие, эколого-биологические, археологические и т. д.Целью этих экскурсий является изучение определенного края в одном из перечисленных направлений. 
   Музейные экскурсии проводятся в специально подготовленном музейном пространстве по заранее согласованной экспозиции. Они различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов.
   Для того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информацию и положительные эмоции. 
   Огромная роль в этом отводится экскурсоводу. Экскурсовод должен хорошо знать тему, а также свободно владеть  методикой построения и проведения экскурсии. При этом он должен быть в меру артистичным, эрудированным и доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и умеющим поддерживать его в течение всей экскурсии.
   Комплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрения и могут объединять единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.
1.4 Понятие и сущность экскурсии.
     Предлагаю рассмотреть несколько формулировок понятия «экскурсия», которые публиковались в различных изданиях в течение последних 70 лет. Первая формулировка выглядит так: «Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923г.).
     Приведем толкования термина «экскурсия», содержащиеся в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав». 
     Малая советская энциклопедияраскрывает данный термин следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
     А вот такое пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».
     Согласно Толковому словарю русского языка (автор Л. Н. Ушаков, 1940г.) экскурсия - «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».
     Таким образом, экскурсия - наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т. д.
     В процессе экскурсии экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), узнать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). 
     В решении последней задачи)важное значение имеет формирование умения видеть. 
     Умение видеть заключается в умении найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко)-)культурного характера.
     Основная задача экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
     Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
     Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
     В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.
1.5 Методика проведения экскурсии.
     Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы облегчить  экскурсантам процесс усвоения содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. 
     Показ - наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно. 
     Главная особенность показа - это способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта и возможность сделать явнымто, что незаметно при первом взгляде на предмет.
     Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа. 
     Показ в экскурсии является суммой трех элементов:
1.	Самостоятельного(99наблюдения экскурсантами достопримечательностей);
2.	Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;
3. 	Показа под руководством экскурсовода других приемов.
Задачи показа на экскурсии состоят в том, чтобы:
а)	Показать экскурсионные объекты,) которые находятся непосредственно перед экскурсантами;
б)	Показать объекты, которых уже нет (когда сохранились только фотографии или рисунки);
в)	Показать историческое событие, которое происходило на данном месте;
г)	Показать какие-либо действия определённого исторического деятеля;
д)	Показать объект таким, каким он был в период описываемого события.
Для показа объекта необходимо выбрать правильные точки и время показа.
1.6Технология подготовки экскурсии
1.6.1 Основа формирования экскурсии
     Формирование экскурсии –)это очень сложный процесс, который требует от организаторов больших творческих усилий. 
     Подготовка экскурсии начинается с разработки новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. «Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии»1.
     Формирование любой экскурсии должноосновываться на главных принципах и требованиях педагогической науки, таких как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.
     Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.
     
        1Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. - М.: Турист, 1989. - 101 с.
     Наиболее целесообразнов процессе подготовки экскурсиираспределить обязанности в соответствии с определённымиподтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. 
     Для более качественной подготовки экскурсии при выборе подтем необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. 
1.6.2 Этапы создания экскурсии.
Выделяют несколько этапов создания экскурсии:
1 этап: Определение цели и задач экскурсии.
     Создание любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. 
     Целями экскурсии могут быть:
- воспитание патриотизма)
- интернациональное воспитание)
- трудовое воспитание)
- эстетическое воспитание)
- экологическое воспитание)
- показ достижений города в экономике страны)
- показ исторической роли города)
- знакомство с творчеством выдающегося архитектора)
- знакомство с особенностями природы края)
- воспитание любви и уважения к родине)
- расширение кругозора)
- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры. 
     Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. 
     Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.
     Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа,) подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
2 этап: Выбор темы экскурсии.
     У каждой экскурсииесть определенная тема, на основе которой строится показ и рассказ. Именно она является критерием для отбора экскурсионных объектов и определяет содержание рассказа экскурсовода.
     Темы экскурсий могут быть разнообразными:например, архитектура старого города или творчество литераторов, живших в данном городе; история какой-либо улицы города, показанная через архитектурные памятники; или,например, экологическое состояние региона и т.д. и т.п.
     Выбор темы определяется потенциальным спросом, он может быть обусловлен конкретным заказом или являться результатом целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.
3 этап: Отбор литературы и составление библиографии.
     В процессе разработки новой экскурсии составляется список книг или публикаций, раскрывающих данную тему. Данный список поможет определить масштаб предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. 
4 этап: Определение других источников материала.
     Останавливаться исключительно на публикациях в печати неправильно. Для получения объективной картины необходимо использовать и другие источники - например, государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. Помимо этого, в качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны только достоверные и проверенные факты и сведения.
5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.
     Показ объектовявляется основополагающей частью экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа влияют на качество экскурсии.
     Виды объектов:
1.	Памятные места, связанные с развитием общества и государства, а такжеисторическими событиями в жизни нашего народа (например, Куликово Поле, Бородино и т.п.);)
2.	Здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;
3.	Памятники архитектуры и зодчества, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеии другие постройки;
3.	Объекты природного наследия - леса, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения;)
4.	Музейные экспозиции, картинные галереи и т.п.;
5.	Памятники археологии - древние поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы;)
6.	Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
а)	по содержанию - одноплановые (конкретные произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь);)
б)	по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в процессе логических переходов в рассказе;)
в)	по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.
     Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит сложная задача - из множества объектов отобрать лишь самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут.Правильный отбор объектов обеспечит красивую картинку, зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. 
     Для оценки объектов используются следующие критерии:
Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта - его популярность среди населения (например, Смотровая площадка, Красная площадь, Шуховская башня).
Необычность объекта – т.е. особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения.
Выразительность объекта – взаимодействие объекта с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой.
Сохранность объекта - производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленность  к показу.
Местонахождение объекта - при отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
     Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
     Отбор объектов заканчивается составлением карточки на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
     В карточку объектов вносятся следующие данные:
1. наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;
2. историческое событие, с которым связан памятник, дата данного события;
3. местонахождение объекта, его почтовый адрес;
4. описание памятника (подъезд к нему, автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи и т.п.);
5. источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);
6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);
7. охрана памятника;
8. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
     К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. 
     Наличие карточек на все экскурсионные объектыускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным.
6 этап: Составление маршрута экскурсии.
     Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
     Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
     В практике экскурсионногодела существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
     Разработка маршрута – многоступенчатая и сложная процедура, которая требует высокой квалификации и является одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу оптимальной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута)
- транспортная и пешая доступность объекта)
- переезд или переход между объектами не должен превышать 5-10 минут, чтобы не возникало слишком длительных пауз в показе и рассказе)
- наличие благоустроенных остановок (в том числе санитарных) и мест парковки транспортных средств.
     К моменту проведения экскурсии рекомендуется иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев обусловлено транспортным.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44