- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение эффективности использования средств бюджетов, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008717 |
Тема: | Определение эффективности использования средств бюджетов, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений |
Содержание
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет) Уфимский филиал Финуниверситета Кафедра «Бухгалтерский учет, аудит, статистика» ОТЧЕТ о прохождении производственной, в т.ч. преддипломной практики (указать вид практики) Хамидуллиной Зили Радиковны (Ф.И.О. студента) 3 курс обучения учебная группа 23МЭ Место прохождения практики Уфимский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 450015, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. М. Карима, д. 69/1 (указывается полное наименование организации в соответствии с уставом, а также фактический адрес) Срок прохождения практики: с «4» по 29 апреля 2016г., с «14»по «25» ноября 2016 г. Руководители практики: От Уфимского филиала Финуниверситета Растегаева Ф.С., профессор_________ (Ф.И.О., должность, подпись) От организации _____________________________________________________ (Ф.И.О., должность, подпись) Место печати Содержание отчета 1. Структура, технология, основные функции структурных подразделений учреждения 3 2. Нормативная база учреждения 5 3. Краткая технико-экономическая характеристика инспекции 7 4. Формы контроля, существующие в организации 8 5. Порядок аудита эффективности использования средств 10 6. Проблемы, связанные с эффективностью использованиябюджетных средств 15 7. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике 19 8. Список использованной литературы 24 Приложения 1. Структура, технология, основные функции структурных подразделений учреждения Таблица 1 - Общая информация об учреждении Дата документа 20.12.2016 Полное наименование учреждения УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Сокращённое наименование учреждения УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА ИНН 7714086422 КПП 027843001 ОГРН 1027700451976 Тип учреждения бюджетное учреждение Вид учреждения Университет Публично-правовое образование, создавшее учреждение Наименование Российская Федерация ОКАТО публично-правового образования 00000000000 Объекты административно-территориального деления, кроме сельских населенных пунктов ОКТМО публично-правового образования 00000000 Российская Федерация Общероссийские классификаторы ОКАТО 80401390000 Советский ОКТМО 80701000001 г Уфа ОКОПФ 30002 Филиалы юридических лиц ОКФС 12 Федеральная собственность ОКПО 71857922 Фактический адрес учреждения Почтовый индекс 450015 Субъект 02000000000 Башкортостан Респ Город 02000001000 Уфа г Улица 020000010000544 МустаяКаримаул Дом 69/1 Сведения о руководителях учреждения (приложение 1) Директор Сафуанов Рафаэль Махмутович Контактная информация Сайт http://ufa.fa.ru Телефон 3472510823- Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя Наименование УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Обособленные подразделения Филиал Филиал Учреждение, создавшее обособленное структурное подразделение ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Кафедры, структурные подразделения Уфимского филиала Финуниверситета (организационная структура представлена в приложении 2): * Ученый совет; * Учебный отдел; * Методический отдел?; * Кафедры; * Предметно-цикловые комиссии(ПЦК); * Группа по научной работе; * Группа дополнительного профессионального образования?; * Группа довузовской подготовки; * Отдел профориентационной работы, организации практик студентов и трудоустройства выпускников; * Отдел по социальной и воспитательной работе; * Библиотека; * Отдел делопроизводства и архива; * Отдел информационно-коммуникационных технологий; * Отдел кадров; * Бухгалтерия; * Отдел закупок и договорных отношений; * Общежития; * Столовая; * Группа охраны и режима; * Административно-хозяйственный отдел; * Спортивно-оздоровительная группа. 2. Нормативная база учреждения Таблица 2 - Единая правовая база Уфимского филиала № п/п Имя Название 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 2101-р (приложение 3) «О реорганизации федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 2. Приказ Финансового университета от 12 сентября 2012 г. №1071-1/о «О Кировском и Уфимском филиалах Финансового университета» - к Уфимскому филиалу Финуниверситета присоединен Уфимский финансово-экономический колледж 3. Приказ от 1 апреля 2015 г. №0660-о Об утверждении Положения об Уфимском филиале Финансового университета при Правительстве РФ 4. Лицензия №1495 от 9 июня 2015г Лицензия на право осуществления образовательной деятельности Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 5. Приложение №27.3 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 9 июня 2015 г. №1495 Уфимский филиал 6. Свидетельство №1360 от 29 июня 2015 г О государственной аккредитации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской? Федерации" 7. №1012о от 29.04.2015г Об утверждении Порядка восстановления для получения образования в Финансовом университете 8. №2096-о от 13.10.2015г О внесении изменений в приказ Финуниверситета от 29.04.2015 №1012/о (к Приказу о Порядке восстановления)? 9. Приказ № 2017-о от 27.09.14г Об утверждении Положения "О правилах оказания платных образовательных услуг". 10. Dogovor_platnie_obraz_usluga Договор на оказание платных образовательных услуг по программам подготовки к поступлению в высшее учебное заведение 11. Приказ №1896 от 04.10.2016 Об утверждении изменений в положения о филиалах Финуниверситета 12. Приказ №1335о от 15.07.2013г Об утверждении Правил внутреннего трудового и внутреннего распорядка обучающихся 13. Приказ от 17 ноября 2014? года №141/о "Об утверждении Положения об Учебном отделе". 14. Приказ от 17 ноября 2014 года №140/о "Об утверждении Положения о методическом отделе". Продолжение таблицы 2 15. Приказ от 28 июня 2016 года № 114-1/о "Об утверждении Положения о кафедре Уфимского филиала Финуниверситета"??? 16. Приказ от 5 мая 2106 г. № 078/о "Об утверждении Положения о предметной(цикловой) комиссии 17. Приказ от 28 ноября 2014 г. № 148/о «Об утверждении Положения о группе по научной работе» 18. Приказ №137_о от 17 ноября 2014 Об утверждении Положения о группе дополнительного профессионального образования 19. Приказ от 28 ноября 2014 года № 146/о "Об утверждении Положения об Отделе профориентационной работы, организации практик студентов и трудоустройства выпускников". 20. Приказ от 11 ноября 2015 г. № 170-1/?о «Об утверждении Положения об Отделе по социальной и воспитательной работе» ? ? 21. Приказ от 27 июня 2014 г. № 70/о «Об утверждении Положения о библиотеке Уфимского филиала Финансового университета» 22. Приказ от 17 ноября 2014 года №139/о "Об утверждении Положения об Отделе делопроизводства и архива".? 23. Приказ от 17 ноября 2014 года №142/о "Об утверждении Положения об Отделе информационно-коммуникационных технологий". 24. Приказ от 27 декабря 2013 года №82-о "Об утверждении Положения об отделе кадров" 25. Приказ от 24 июня 2014 г. № 69/о «Об утверждении Положения о бухгалтерии» 26. Приказ от 1 декабря 2014 года №150/о "Об утверждении Положения об Отделе закупок и договорных отношений". 27. Приказ от 5 ноября 2013 г. №51/д Положение о студенческих общежитиях Уфимского филиала Финуниверситета 28. Приказ от 17 февраля 2014 года №19/0-1 «Об утверждении Положения о группе охраны и режима» 29. Приказ от 11 марта 2014 г. № 25/о-1 «Об утверждении Положения об административно - хозяйственном отделе» 30. Приказ от 17 апреля 2015г. № 67-1/о Об утверждении положения о спо?ртивно-оздоровительной группе? 3. Краткая технико-экономическая характеристика инспекции Финансово-хозяйственная деятельность Уфимского филиала включает: 1. План финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год?; 2. Отчет об исполнении плана ФХД Субсидии на иные цели; 3. Отчет об исполнении плана ФХД Субсидии на выполнение гос задания; 4. Отчет об исполнении плана ФХД Собственные доходы учреждения; 5. Сведения размещенные на официальном сайте для размещенияинформациио государственных (муниципальных) учреждениях. План ФХД Уфимского филиала включает (приложение 4): * План ФХД на 2016 год (от 15 января); * План ФХД на 2016 год (от 29 марта);? * План ФХД на 2016 год (от 22 июня)?; * План ФХД на 2016 год (от 26 сентября)?; * Документы о порядке оказания платных образовательных услуг; * Прейскурант стоимости услуг основных профессиональных образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования; * Образцы договоров об оказании платных образовательных услуг;? * Образцы договор? об оказании дополнительных платных образовательных услуг?; * Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предп?исаний.?? 4. Формы контроля, существующие в организации Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее - отчет). Самообследование проводится организацией ежегодно. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы: 1. планирование и подготовку работ по самообследованию организации; 2. организацию и проведение самообследования в организации; 3. обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета; 4. рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса. 5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию. Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - по состоянию на 1 августа текущего года. Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций - не позднее 1 сентября текущего года. Уфимском филиале это –самообследование: * Приказ №1777/о от 24.10.2013г. "О проведении самообследования образовательной деятельности Финуниверситета"; * Приказ №54-од от 05.11.2013г. "О проведении самообследования образовательной деятельности филиала"; * Приказ №24-1/о от 11.03.2014г. "О завершении подготовки материалов по самообследованию"; * Отчет о самообследовании Уфимского филиала Финансового университета ?(на 1 апреля 2015 года)?; * Мониторинг по ?основным направлениям деятельности Уфимского филиала Финуниверситета за 2014 год;? * Показатели деятельности Уфимского филиала за 2014 г?.?; * Отчет по самообследованию Уфимского филиала Финуниверситета (на 1 апреля 2016 года)?; * Мониторинг по о?сновным направлениям деятельности Уфимского филиала Финуниверситета за 2015 год?; ? * Показатели деятельности Уфимского филиала за 2015 год (прил. 5).? 5. Порядок аудита эффективности использования средств В условиях бюджетирования, ориентированного на результат к числу новых инструментов государственного финансового контроля относится аудит эффективности бюджетных расходов, который наполняет его систему качественно новым содержанием и гармонично вписывается в современную организацию бюджетного процесса. Аудит эффективности при его применении в контрольных мероприятиях затрагивает проблемы эффективного использования бюджетных средств, которые могут проявляться в многообразии форм и иметь сложные и комплексные причинно-следственные связи. Таблица 3 - Авторские определения термина «аудит эффективности государственных расходов» № п/п Автор Определение 1 Е.Е. Смирнов Аудит эффективности – это новый вид контроля, призванный определить результативность различных бюджетных расходов и их влияние на социально экономическое положение страны и отдельных регионов 2 А.Н. Саунин Аудит эффективности государственных расходов – это разновидность финансового контроля государственных средств, осуществляемого путем проведения проверок деятельности органов государственной власти, других распорядителей и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач 3 С.Н. Рябухин Под аудитом эффективности государственных расходов понимает систематизированную, целенаправленную, организованную и объективную проверку деятельности органов государственной власти в части расходования финансовых средств и сохранности государственного имущества, а также одно из направлений деятельности государственной организации или же функционально ориентированную область использования бюджетных средств, охватывающую ряд ведомств и организаций 4 И.А. Зуева Аудит эффективности государственных расходов – это современная форма финансового контроля, играющая большую роль в структуре учета в рамках государственной контрольной системы и имеющая целью оценить направления и дать гарантии эффективной работы и экономного использования государственных ресурсов Продолжение таблицы 3 5 Е.Н. Синева Аудит эффективности является важным инструментом государственного финансового контроля, направленным на оценку эффективности, экономичности и рентабельности управленческой деятельности, а также выработку рекомендаций по устранению нарушений и дальнейшему повышению результативности использования бюджетных средств 6 М.П. Афанасьев Аудит эффективности – это новая ступень развития системы государственного финансового контроля, которая представляет собой независимую проверку, осуществляемую государственными органами внешнего контроля в целях оценки результативности и экономности процесса расходования бюджетных средств и управления государственной собственностью 7 Ф.В. Голубев Аудит эффективности – это проверка экономичности, продуктивности и результативности, с которой проверяемая организация использует имеющиеся ресурсы 8 Н.Н. Парасоцкая Аудит эффективности – это инструмент оценки и контроля за использованием ресурсов организации с точки зрения поставленных перед организацией целей и способов их достижения в прошлом, настоящем и будущем Целью проведения аудита эффективности является определение эффективности использования средств бюджетов, находящихся в управлении проверяемых структур, организаций и учреждений при реализации запланированных целей, решении поставленных задач и выполнении возложенных функций по социально-экономическому развитию образования. Эффективность использования средств бюджета определяется по достигнутым объектами проверки результатам и затратам на их достижение. При проведении аудита эффективности процесс использования средств бюджета (или отдельных их видов) характеризуется (качественно или количественно) с позиции экономичности, продуктивности и результативности затрат, произведенных объектами проверки, для достижения запланированных целей, решения поставленных задач и выполнения возложенных функций. Под эффективностью использования средств бюджета понимается экономическая категория, включающаяся в себя [3]: Рисунок 1 – Элементы эффективности использования средств Экономичность определяется соотношением между объемом средств бюджета, использованных объектом проверки для реализации запланированных целей, решения поставленных задач, осуществления конкретного вида деятельности, и достигнутыми при ее осуществлении результатами необходимого качества исполнения. Использование средств бюджета является экономичным, если объектом проверки достижение заданных результатов осуществлено с использованием их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема средств (относительная экономия). Продуктивность использования средств бюджета определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими средствами. Использование средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда их затраты на единицу произведенной продукции и оказанной услуги или объем произведенной продукции и оказанной услуги на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей [4]. Для оценки продуктивности использования средств бюджета применяются плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях, а также нормативы бюджетных расходов на оказание муниципальных услуг и другие нормативы, определяющие планируемые уровни затрат различных видов средств. При проведении аудита эффективностииспользования средств бюджетарезультативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта. Экономическая результативность определяется путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования средств бюджета или деятельности объектов проверки, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.)[5]. Социально-экономический эффект использования средств бюджета определяется на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей и решения поставленных задач, на которые были они использованы. Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования средств бюджета или деятельности объектов проверки оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, в чьих интересах они были использованы. В процессе проведения аудита эффективности в пределах полномочий аудитора проверяются и анализируются [6]: Рисунок 2 – Процесс проведения аудита эффективности Источниками первичной информации при проведении аудита эффективности являются фактические данные, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки или деятельности объектов проверки, полученные с использованием методов сбора данных. Подготовку результатов аудита эффективности необходимо начинать со всестороннего анализа и сравнения собранных фактических данных и информации (доказательств), которые зафиксированы в составленных в ходе проверки актах и рабочих документах, с утвержденными критериями оценки эффективности. По результатам этого сравнения следует подготовить заключения, которые должны указывать, в какой степени результаты использования средств бюджета в поверяемой сфере или деятельности объектов проверки соответствуют критериям оценки эффективности.По результатам проверки и анализа деятельности объектов проверки определяется степень эффективности использования средств бюджета [2]. Таким образом, если в ходе проверки выявлены недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов проверки, необходимо подготовить соответствующие рекомендации для принятия мер по устранению этих недостатков, которые включаются в отчет о результатах аудита эффективности. Для объективной оценки результатов использования средств бюджета в отчет о результатах аудита эффективности следует включать не только выявленные недостатки, но и заслуживающие внимания достижения в проверяемой сфере и деятельности объектов проверки, которые могли быть использованы другими государственными, муниципальными структурами и организациями для совершенствования собственной деятельности. 6. Проблемы, связанные с эффективностью использования бюджетных средств Аудит эффективности использования бюджетных средств является очень актуальным направлением развития деятельности органов государственного финансового контроля. Как раз «развития деятельности», так как в сегодня нет совершенной законодательной базы для проведения такого аудита. Хотя в настоящее время можно говорить, что система государственного финансового контроля в Российской Федерации находится на новом этапе развития, так как был введен в действие изменения в Бюджетный кодекс, принятый Государственной Думой 26 октября 2012 г., и в тесной увязке с ним принят законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о Счетной палате Российской Федерации [1]. Новшества в законодательстве формируют новые условия для взаимосвязанной работы органов внешнего и внутреннего финансового контроля. «В кодекс введены понятия внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, отделены полномочия между органами финансового контроля, уточнены бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению финансового контроля. Законодательно фиксированы положения о проведении внутреннего финансового аудита». Эффективность использования государственных средств является существенным параметром в механизме аудита эффективности. Поэтому, прежде чем разрабатывать законодательные нормы, необходимо установить данное понятие в самом законодательстве. Функционирующие финансовые и правовые критерии определяют важнейшие принципы эффективности и результативности использования бюджетных средств. В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации раскрывается сущность этого принципа: участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов обязаны руководствоваться необходимостью достижения заданных результатов с использованием минимальных средств или достижения оптимального результата с использованием определенного объема средств [1]. Так как, такие ревизии позволят повысить эффективность бюджетных средств, однозначно оправданы стремления по формированию необходимых условий для перехода на более высокий качественный уровень государственного контроля и дополнением контроля за легитимностью и целевым использованием средств бюджета. Именно дополнением, потому что аудит эффективности должен быть наряду с аудитов соответствия или финансовым аудитом и являться следующим, более высоким уровнем системы государственного финансового контроля [6]. Проверка эффективности, безусловно, нужна, но проведению таких ревизий должна предшествовать немалая предварительная работа по действенной организации всего процесса управления финансовыми и материальными ресурсами страны. Нужно сделать переход от системы государственных финансов на бюджетирование, ориентированное на результат. А чтобы эффективно сформировать весь процесс управления государственными финансовыми ресурсами, необходима значительно большая научная работа по определению социально важного результата от использования бюджетных средств, (например, подготовка специалистов; улучшение здоровья населения; расчет научно обоснованных затрат, необходимых для выполнения доводимых заданий; разработка критериев оценки эффективности использования бюджетных средств и материальных ресурсов; разработка методологий определения эффективности и многое другое) [2]. А также при аудите эффективности должно контролироваться соответствие полученных результатов установленным целям с расходованием минимального объема бюджетных средств. В настоящий момент у органов финансового контроля, нет и законодательной базы для проведения аудита эффективности, а если и есть правовая база, без проведения той большой предварительной работы нельзя провести качественно такую ревизию по всем направлениям использования средств бюджета страны. А начать проверку без такой предварительной работы опасно, так как результаты таких проверок свободно будет оспаривать, обжаловать в таких сегментах, как здравоохранение, народное образование, управление и т.д. [3]. Аудит эффективности бюджетных средств с наибольшей полезностью для общества, допустимо, проводить только тогда, когда будут, разработаны и законодательно ратифицированы принципиально новейшие для страны механизмы стимулов и принятия решений на всех уровнях бюджетного процесса, которые были бы ориентированы на результативность. Должен появиться прямой интерес в этом получателей бюджетных средств с параллельным ужесточением ответственности при неэффективном управлении средствами [7]. Необходимо разрабатывать такие механизмы финансирования, которые позволят значительно повысить эффективность использования ресурсов внутри бюджетной организации, а также уменьшат потери, связанные с неосновательным субсидированием неэффективной, невостребованной бюджетной сети, которая бесполезна самим потребителям общественных услуг, но отвлекает существенные средства и не позволяет полноценно финансировать более приоритетные направления общественных затрат там, где они реально востребованы и там, где они нужны потребителям [4]. Достичь в короткие сроки наиболее значительных результатов для общества, с позиции роста эффективности бюджетных расходов, можно, все же, только в том случае, если разработка принципиально новейших механизмов финансирования бюджетного сегмента будет идти впереди, но и внедрение новых механизмов оценки результативности этих расходов должно быть осуществлено почти параллельно, с некоторым незначительным отставанием. Это разрешит, в рамках расширенной независимости получателей бюджетных ресурсов, проверять их усилия, сконцентрированные на рост эффективности и разумности расходования бюджетных средств. Без этого новейшие бюджетные механизмы, как и без стремлений, направленных на подъем прозрачности бюджета, работать не будут [5]. Таким образом, параллельно, совершенствуя законодательство России, также законодательство субъектов России в направлении бюджетирования, ориентированного на результат, нужно внедрять и аудит эффективности использования бюджетных средств, да и государственных ресурсов в целом. Таблица 4 - Проблемы внедрения аудита эффективности государственных расходов и пути их решения Описание проблемы Возможное решение Отсутствие единой классификации государственного финансового контроля Для прекращения дискуссий по данному вопросу необходимы разработка и утверждение документа, отражающего единые классификационные критерии государственного финансового контроля и определение места аудита эффективности Отсутствие соответствующей нормативно правовой базы Разработка Федерального закона «Об организации государственного финансового контроля в РФ», определяющего сущность, цели, задачи, направления действия, перечень контрольных органов, меры ответственности и другие составляющие контрольной деятельности. Разработка унифицированных стандартов контроля, строго отражающих аспекты деятельности контрольных органов для предотвращения дублирования ими своих функций Определение правовой сущности аудита эффективности и его места в системе государственного финансового контроля Недостаточность практики применения аудита эффективности Совершенствование механизмов наработанного опыта и анализ положительного опыта зарубежных стран Отсутствие критериальных оценочных показателей определения эффективности бюджетных расходов Для повсеместного применения аудита эффективности в системе государственного финансового контроля необходима детальная разработка критериальных оценочных показателей определения эффективности бюджетных расходов в каждой отрасли народного хозяйства Отсутствие единого информационного пространства Формирование единого информационного пространства, для которого необходима информационная совместимость и сопоставимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы аудита эффективности и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п. Ограниченность информационного, кадрового и ресурсного обеспечения аудита эффективности Формирование необходимого информационного, кадрового и ресурсного обеспечения системы аудита эффективности (системы подготовки, переподготовки и сертификации государственных аудиторов) 7. Аудит эффективности: тенденции развития в зарубежной и отечественной экономике В современных реалиях, когда глобальный экономический кризис делает новый виток, снижение нефтяных котировок и уменьшение доходов бюджета РФ все большее значение приобретает вопрос оценки эффективности использования субъектами РФ и иными государственными структурами государственных средств, которые выделяются им на реализацию различных государственных программ. Для этих целей используют аудит эффективности. Данный вид аудита достаточно долгое время используется в развитых странах, а в Российской Федерации он начал применяться сравнительно недолго. Началось его использования в связи с началом реформированию бюджетного процесса в РФ. С внедрением бюджетирования, ориентированного на результат, возникла насущная потребность выйти за рамки контроля над распределением и учетом бюджетных средств, т.к. он стал недостаточным для эффективного государственного управления. Счетной палатой РФ было положено начало новому направлению деятельности органов государственного финансового контроля – аудиту эффективности. Методика аудита эффективности в Российской Федерации разработана на примере международного опыта таких аудиторских процедур. Впервые это понятие было закреплено в документах Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. В 2004 г. Данная организация издало Руководство по внедрению аудита эффективности, которое содержало все основные определения, термины и показатели. Аудит эффективности – это новый для России, но широко распостраненный в развитых странах вид государственного аудита, который, в отличие от финансового аудита, подтверждает достоверность финансовой отчетности и непротиворечивость законам и установленным нормативным правовым актам осуществленных финансовых операций. В практике работы Счетной палаты РФ аудит эффективности начал осуществляться с начала 2000-х гг. Он занимает постоянно растущий, но сравнительно небольшой удельный вес. Количество проведенных аудитов эффективности в период с 2003 по 2015 гг. составило порядка 100 проверок. В то время как общее количество ежегодно проводимых СП РФ контрольных мероприятий достигает 400 и более. Проверки проводились по различным федеральным целевым программам и национальным проектам, которые реализовывало Правительство РФ и федеральные, а также муниципальные образования. Стоит отметить, что в отечественном и зарубежном опыте проведения аудита эффективности есть как совпадения, так и отличия, свои плюсы и минусы. На сегодняшний день совпадениями является определение целей и задач аудита, его критерий и т.д. Основополагающими принципами, которые должны быть изучены и достигнуты - это прежде всего результативность, далее экономичность, и соответственно продуктивность использования государственных финансовых и материальных ресурсов. В состав аудита эффективности использования государственных бюджетных средств должны быть включены: аудит экономичности, продуктивности и результативности. При этом экономичность связана с минимизацией затрат на реализацию государственных программ, продуктивность связана с получением максимального объема продукции или услуг при заданных ресурсах, а результативность - с достижением поставленных задач запланированных в проекте государственной программы. Общим в аудите эффективности как в России так за рубежом является достижение повышения ответственности, прозрачности и подотчетности в работе органов исполнительной власти - бюджетораспорядителей и бюджетополучателей, а также способствовать повышению уровня качества управления и эффективности использования государственных бюджетных средств. Так же, к общим чертам методики осуществления аудита эффективности можно отнести необходимость при планировании аудиторской проверки осуществить выбор возможных тем, а также объектов аудита эффективности, который должен быть основан на применении и оценках количественных значений различных таких критериев. К таким критериям отно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: