VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ эффективности использования привлеченных средств предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015780
Тема: Анализ эффективности использования привлеченных средств предприятия
Содержание
АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА» 
Заочный факультет экономики и права
Кафедра экономики и управления на предприятии

      
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ 
РАБОТА
     
на тему  «Анализ эффективности использования привлеченных средств предприятия (на примере ООО «Балтимпэкс»)

      
Направление  подготовки  38.03.01 «Экономика»
Профиль «Финансы и кредит»
     
     
                                                                            Выполнил(а)
                                                                            обучающийся(аяся)
                                                                            Доминова Елена Константиновна
                                                                            группа ______________________
                                                                            Руководитель выпускной 
                                                                            квалификационной  работы 
                                                                            к.э.н., доцент 
                                                                            Орлова Мария Викторовна


«Допустить к защите 
в Государственной экзаменационной  комиссии» 
Заведующий кафедрой       Миронова Н.Н.      . 

Дата_______________ 



Москва  2018


АНО ВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»
Заочный факультет экономики и права
Кафедра «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

Направление подготовки 38.03.01 «ЭКОНОМИКА»

Профиль
Финансы и кредит

Утверждаю 
Заведующий кафедрой
_____________________
«____»___________2018 г.

ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ

Обучающемуся(йся)
              Доминовой Елены Константиновны

                                            (фамилия, имя, отчество)
Тема работы:
Анализ эффективности использования привлеченных средств предприятия (на примере ООО «Балтимпэкс»)

Основные источники, необходимые для написания работы:
1. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Дашков и К, 2013.-372 с.
2.  Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия/ В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2013. – 663 с.
3. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие/ В.В. Чайников, Д.Г. Лапин.- М.: ЮНИТИ, 2015. – 439 с.

Перечень подлежащих разработке вопросов:
1. Состав заемного капитала предприятия и механизм  его привлечения.
2. Эффективность использования привлеченных средств.
3. Анализ деловой активности организации.
4.Эффективность использования банковского кредита.
График разработки выпускной квалификационной работы указан на обороте. 

Дата выдачи задания


Руководитель

(подпись)
Задание принял к исполнению

(подпись)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ 
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


№ 
п/п
Выполняемая работа
Сроки исполнения
1
Оформление заявления на выполнение выпускной квалификационной работы
До 30.10.2017 г.



2
Разработка задания на выпускную квалификационную работу и сдача его в деканат
До 13.12.2017 г.



3
Разработка задания на сбор материала по теме выпускной квалификационной работы
(индивидуальное задание на преддипломную практику)
До 27.12.2017 г.



4
Изучение литературы. Разработка плана выпускной квалификационной работы
До 22.01.2018 г.



5
Работа над введением и теоретической частью темы, представление научному руководителю первоначального варианта
До 12.02.2018 г.



6
Подготовка и представление научному руководителю последующих глав выпускной квалификационной работы
До 02.04.2018 г.



7
Завершение окончательного варианта выпускной квалификационной работы
До 09.04.2018 г.



8
Оформление выпускной квалификационной работы. Представление ее научному руководителю и получение отзыва
До 16.04.2018 г.



9
Загрузка (в электронном виде) окончательного варианта выпускной квалификационной работы в систему «ВКР-ВУЗ». Формирование отчета и справки.
До 23.04.2018 г.



10
Представление в деканат выпускной квалификационной работы: оформленной, с заданием, отзывом руководителя, справкой о наличии (или отсутствии) плагиата.
До 30.04.2018 г.



11
Подготовка материалов к защите 
(доклад, раздаточный материал, презентация).
До 07.05.2018 г.




Предзащита выпускной квалификационной работы

08.05.2018 г. - 14.05.2018 г.

Срок защиты выпускной квалификационной работы
В соответствии
с расписанием ГЭК




Руководитель





Обучающийся(аяся)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..……....3                                                                                                       
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ…………………….…6
        1.1. Состав заемного капитала предприятия и механизма его привлечения……………………………………………………………………….6
        1.2. Политика привлечения заемного капитала организации………….…9
        1.3. Эффективность использования привлеченных средств…………….30
Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
ООО «БАЛТИМПЭКС»……………………………………………………….34                                                                                                                                                                               
         2.1.Организационно-экономическая характеристика ООО «Балтимпэкс»…………………………………………………………………….34                                                                       
         2.2. Анализ деловой активности организации…………………………...36                                                                                    
         2.3.Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости…………39
Глава  3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ ООО «БАЛТИМПЭКС» …………………56       
        3.1. Эффективность использования банковского кредита…………........56
        3.2. Анализ и оценка кредиторской задолженности……………………..61
        3.3. Оптимизация величины заемного капитала………………………….66
Заключение…………………………………………………………………...…78                                                                                                                                                                                                          
Список используемых источников и литературы………………………....84                                                                                                                                                                                                                      
Приложения …………………………………………………………………….87                                                                                                                                                                                                                

ВВЕДЕНИЕ
    
    В условиях рыночной экономики источниками деятельности предприятия являются как собственные средства, так и привлеченные. Привлеченный капитал характеризует всю совокупность его финансовых обязательств или общую сумму долга. Привлеченные средства необходимы организации для финансирования ее потребностей на стадии  формирования капитала, модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения своей доли на рынке, приобретения другого бизнеса и т.д. Инфляция и недостаток собственных оборотных средств вынуждают большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования своей деятельности. 
     Несмотря на то, что основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых привлеченных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и использованием заемных средств является одним из  важнейших направлений финансового менеджмента.
     В процессе осуществления деятельности предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств.
      Таким образом, эффективная деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить наиболее эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых денежных фондов, а, в конечном счете,  повысить рыночную стоимость предприятия.
     Все это определило тему выпускной квалификационной работы и круг рассматриваемых в ней вопросов. 
     Целью выпускной квалификационной работы является  исследование анализа эффективности использования привлеченных средств, на примере конкретной организации, разработка ряда мер по совершенствованию  политики привлечения заемных средств в  ООО «Балтимпэкс».
     Поставленная цель определила конкретные задачи исследования:
     1. Изучить теоретические основы анализа эффективности использования заемного капитала, 
     2. провести анализ финансового состояния коммерческой организации ООО «Балтимпэкс»,
     3.  дать оценку деловой активности ООО «Балтимпэкс»,
     4.  определить платежеспособность  и  финансовую устойчивость предприятия ООО «Балтимпэкс»,
     5.  оптимизировать величину заемного капитала ООО «Балтимпэкс»,
     6. разработать меры по совершенствованию политики привлечения заемных средств в ООО «Балтимпэкс».
     Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является привлеченный капитал ООО «Балтимпэкс».
      Предметом исследования является проблема привлечения заемного капитала в коммерческой организации и управление этим процессом.        
 	Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых  Т.С. Новашиной, Л.Н. Чечевицыной, Е.В. Хачадурова, В.В. Ковалева, О.В. Баскаковой,  Л.Ф. Сейко и других.
     В процессе работы была проанализирована, изучена и обобщена специализированная литература, методики анализа финансового состояния предприятия. Используемая в работе методика базируется на системе показателей, которые  позволяют провести объективную оценку финансового состояния  предприятия и сформулировать ряд конкретных предложений и рекомендаций по дальнейшему его  улучшению.
     При написании выпускной квалификационной работы использовались методы научной абстракции, сравнений, классификаций, теории систем, экспертных оценок и другие.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. 
     В первой главе рассматриваются теоретические основы анализа использования привлеченных средств, раскрывается состав заемного капитала, сущность политики его привлечения и использования.
     Вторая глава посвящена анализу финансового состояния предприятия, в ней рассматриваются организационно-правовая форма предприятия, анализируется оценка деловой активности организации, проводится анализ финансового состояния предприятия и ее платежеспособность, оценивается степень финансовой устойчивости и финансового риска, рассчитываются показатели отчетности, формируется информация о тех изменениях, которые необходимо произвести для стабилизации дел фирмы в будущем.
     В третьей  главе предлагается ряд мер по совершенствованию эффективности использования привлеченных средств, особое внимание уделяется эффективности использования банковского кредита, приводится расчет эффекта финансового рычага, прогнозный  баланс, анализ текущего состояния предприятия, дается оценка кредиторской и дебиторской задолженности.  
     Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, могут быть использованы в деятельности других аналогичных предприятий для повышения эффективности использования привлеченных средств.
     








ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ

1.1 Состав заемного капитала предприятия и механизм его привлечения

     Заемный капитал – это часть капитала предприятия, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на условиях  возвратности. Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия денежные средства или другие имущественные ценности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. 
     В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле – собственно кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений – величина и эффективность использования заемных средств. 
     Таким образом, заемные средства представляют собой долгосрочные и краткосрочные пассивы (за вычетом доходов будущих периодов, фондов потребления и резервов предстоящих расходов и платежей). Это ссуды банков, средства, вырученные от продажи облигаций, кредиторская задолженность. Пассивы характеризуют источники и состав заемных средств предприятия.
     Заемный капитал может использоваться как для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла. Основные формы финансовых обязательств коммерческой организации наглядно представлены на рисунке 1.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1 - Основные формы финансовых обязательств коммерческой организации в составе заемного капитала
     
     Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:
     1. Достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.
     2. Обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.
     3. Более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).
     В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
     1. Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски в хозяйственной деятельности предприятия – риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. 
     2. Активы, сформированные за счет заемных средств, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах.
     3. Высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка. В ряде случаев при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.
     4. Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих субъектов (кредиторов), требует в ряде случаев соответствующих сторонних гарантий или залога. 
     Таким образом, предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий потенциал своего развития (за счет формирования дополнительного объема активов) и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства (возрастающие по мере увеличения удельного веса заемных средств в общей сумме используемого капитала).
     Использование заемных средств способствует повышению эффективности собственных средств, удовлетворению потребностей предприятия. Они являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия. Многообразие этих средств дает возможность их использования в различных ситуациях, в частности, с целью повышения рентабельности собственных средств, при недостатке собственных средств, при формировании переменной части оборотных активов, при покрытии отдельных затрат, носящих неравномерный характер в отдельные периоды времени, как источник инвестиций и в других случаях.
     
1.2 . Политика привлечения заемного капитала организации
     
     Основная цель бизнеса состоит в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства владельцев, посредством расширения дела. "Увеличение богатства владельца" - звучит довольно просто. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование. 
     Одной из основных проблем производственных предприятий в современных условиях является недостаток финансовых ресурсов [12, 45-47].
     Поскольку «деньги делают деньги», компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в долг. В использовании заемных денег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования. Заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. До тех пор, пока ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки. 
     Заимствование осложняется тем, что имеет множество источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита. 
     Помимо поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства компаний потенциальных статей расхода множество, а размеры капитала ограничены. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям компании. 
    Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).  
      Если говорить о долгосрочных финансовых обязательствах, то  к ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.
     К краткосрочным финансовым обязательствам относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года.
     В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма разнообразны.
     С учетом  классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением. 
      Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.
     Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
    Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:
    1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
     На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде. 
     На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств. 
     На третьей стадии анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. 
     На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. 
     На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. 
     Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
     2. Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:
     а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования),  при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
     б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
     С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
     3. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных     источников. Такая оценка проводиться в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия  в заемном капитале.
     4. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
     Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для  всех остальных целей их использования.
    Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. 
    По применяемым формам различают процентную ставку (для наращения  суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
     По применяемым видам различают фиксированную ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром ее размера в зависимости от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.
    Размер ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается при оценке в размере ценовой скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
    5. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов.
    Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов имущества:                                               
                                                                                                         (1)
   
  где: Ра – рентабельность активов (имущества) предприятия [11, c.256];
  Чд – чистый доход
  Сва – средняя величина активов предприятия.
  Этот показатель отражает, какую прибыль (доход) получает предприятие 
    6. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.
    С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
    На предприятиях, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.
    Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
    Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
    Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.
    Отсюда следует вывод, что менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль - наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
    Стабилизация макроэкономической ситуации в стране и наблюдающийся подъем промышленного производства обусловили необходимость обновления и ввода новых основных фондов предприятий. В условиях недостатка собственных средств для этих целей предприятия вынуждены обращаться к заемному финансированию.
    В настоящее время для привлечения средств на долгосрочной основе предприятия вынуждены обращаться к рынку капитала как к универсальному источнику финансовых ресурсов. Среди основных финансовых инструментов, предлагаемых на российском финансовом рынке, можно выделить следующие: долговые инструменты финансирования: банковские кредиты;  векселя; облигации;  лизинг [13, 37-41].
    Рассмотрим подробнее управление привлечением различных форм заемных средств.
    В составе заемных средств, привлекаемых для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала).
    Банковские кредиты - это относительно простой способ привлечения необходимых ресурсов. При получении банковского кредита нет необходимости публичного раскрытия информации о предприятии. Многие банки принимают во внимание и «серую» финансовую отчетность заемщика, что в настоящее время особенно актуально для малых предприятий и частных предпринимателей.
    Затраты заемщика сводятся к выплате процента за пользование заемными средствами (процентная ставка, как правило, составляет 0,75 – 1,5 ставки рефинансирования ЦБ) в зависимости от срока займа, надежности заемщика и наличия кредитной истории. К слову говоря, с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», целью которого является создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй [10,33-35]. Кроме того, банковское кредитование относится к разряду «обеспеченного» финансирования, подразумевающего наличие ликвидного залога [13,37-41].
    В частности, под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.
    В качестве обеспечения возвратности кредита банки принимают имущество клиента, принадлежащее ему на правах собственности, за исключением имущества, реализация которого запрещена. При кредитовании под залог имущества учитывается не только его балансовая, но и рыночная или ликвидная стоимость, которая учитывает возможность быстрой реализации товаров, ценных бумаг, валюты и др.
    Для получения краткосрочных кредитов заемщик предоставляет банку следующие документы, характеризующие его платежеспособность: 
* финансовую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках), на основе которой определяются показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости и другие финансовые коэффициенты. 
* технико-экономическое обоснование или бизнес-план, которые раскрывали бы суть хозяйственной деятельности и подтверждали эффективность использования ресурсов. 
* план маркетинга, по которому оценивается уровень риска с точки зрения осуществимости предприятием кредитуемого мероприятия или 
    Денежный кредит -  это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, "создание" солидных балансовых показателей. Несмотря на "дороговизну" и "проблематичность" привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно "рассчитан" на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой "гибкостью", как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата [7,61-65].
        Кроме того, расчет относительных затрат по использованию краткосрочных кредитов банка для финансирования текущей деятельности на первый взгляд не представляет трудности и сводится к использованию процентной ставки. На самом деле ситуация не ст.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44