VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Олигополия и монополистическая конкуренция

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001407
Тема: Олигополия и монополистическая конкуренция
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Сибирский Институт Управления
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра экономической теории








Курсовая работа по теме:
«Олигополия и монополистическая конкуренция. Ломаная кривая спроса( kinked demand curve theory). Башкар В., Стиглер Г., Свизи П.»






                          



                          
                           Выполнила:
Студентка группы 15114
Шерстнева Ксения Сергеевна
Преподаватель :
Преподаватель кафедры экономики,
Кандидат экономических наук, 
старший научный сотрудник 
ИЭОПП СО РАН
     Горбачёва Наталья Викторовна 




г. Новосибирск 2016
    
    Содержание
     
Введение	2
Глава 1 Теоретические аспекты сущности и содержания олигополии и монополистической конкуренции	4
1.1 Понятие олигополии и особенности поведения фирмы на олигополистическом рынке	5
1.2 Понятие монополистической конкуренции	12
Глава 2 Особенности олигополии и монополистической конкуренции в современных условиях	18
2.1 Воздействие на реформируемую экономику России естественных монополий в условиях монополистической конкуренции	18
2.2 Анализ деятельности предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции, на примере Красноярскэнерго, филиал ОАО МРСК Сибири	21
Глава 3 Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики	26
Заключение	38
Список использованных источников	40

     
     
     
     
     
     
     
     
     
    

     
     
     

Введение
     Актуальность темы. Одним из закономерных следствий механизма совершенной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.
     Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.
     Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.
     Понимание механизмов несовершенной конкуренции представляет важность, поскольку в современных условиях в большинстве развитых стран имеет место именно эта конкуренция, ограничивающая «свободу рынка».
     Для современной России также актуальна проблема несовершенной конкуренции, соответствующая ее сегодняшним реалиям.
     Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. 
     Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. 
     Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где  в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителей, скидки. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам.
     Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта.
     В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
     Целью курсовой работы является рассмотрение олигополии и монополистической конкуренции, ломаной кривой спроса. 
     Задачами курсовой работы являются:
     1. Изучить понятие и содержание олигополии и монополистической конкуренции;
     2. Рассмотреть особенности формирования современной монополистической конкуренции и олигополии согласно исследованиям периодических изданий;
     3. Изучить деятельность предприятия в условиях монополистической конкуренции на примере Красноярскэнерго, филиал ОАО МРСК Сибири.
     Данная тема курсовой работы довольно широко и полно раскрыта в литературе по экономической теории.
     Проблема заключается в точном определении монополистической конкуренции и олигополии на рынке, т.к. зачастую используются смешанные признаки той или иной формы конкуренции.
     Результаты проведенного исследования могут быть использованы в деятельности предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции. 
    Глава 1 Теоретические аспекты сущности и содержания олигополии и монополистической конкуренции
     
     1.1 Понятие олигополии и особенности поведения фирмы на олигополистическом рынке
     
     Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. [5, c. 164]
     Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, а следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства. [15, c. 266]
     Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
     Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
     Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. [7, c. 117]
     При цене, покрывающей лишь минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких компаний, чтобы обеспечить весь имеющийся спрос. Как показано на рисунке 1, если средние издержки меняются в соответствии с кривой АТС, а минимум издержек достигается фирмой при объеме продаж Q0 , будет достаточно лишь 2 - 3 компаний, чтобы при цене  Р0 удовлетворить весь рыночный спрос Q1 . В такой ситуации уровень рыночной концентрации будет очень высоким. 
     Фирма-олигополист, так же как и монополист, может свободно устанавливать цены на свою продукцию. Но, в отличие от монополиста, оно старается этого не делать, поскольку последствия ее решения могут быть самыми разными в зависимости от реакции других фирм-участников рынка.
     
     Рисунок 1.1 - Уровень рыночной концентрации при олигополии [7, c. 120]
     
     Так, снижение цены может, во-первых, сопровождаться снижением цен у компаний-конкурентов и, таким образом, не дать желаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на цены конкурентов но привести к проведению последними мощной рекламной компании, направленной на преобразование своего имиджа в глазах потребителя. И в этом случае фирма-олигополист ничего не выиграет, а в ряде случаев может и проиграть, поскольку также будет втянута в разорительную рекламную кампанию или в новый виток снижения цен. Выигрыш возможен только в случае нейтрального отношения конкурентов к снижению цены.
     Аналогичным образом непредсказуемы последствия увеличения цены одним из участников олигополии.
     Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли. Например, количество слияний и поглощений в США в 60-80-е годы резко возросло и превысило общее количество слияний и поглощений за весь предыдущий период. [21, c. 6]
     Вплоть до 60-х годов преобладали горизонтальные слияния (между фирмами, производящими сходный продукт) и вертикальные слияния (между фирмами, относящимися к разным этапам производственного цикла). Начиная с 60-х годов, большое распространение получили конгломератные слияния - объединения компаний, производственно не связанных между собой.
     Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д. 
     
     
     Рисунок 1.2 - Барьеры для вхождения фирм на рынок [25, c. 123]
     
     Экономия на масштабах, основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос (Dн - сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии () (рисунок 1.2). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ()
     Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже Рн , но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае (между  Рн и  Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть своих издержек).
     Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют.
     Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.
     Его модель основывалась на следующих предпосылках:
     - на рынке присутствуют только две фирмы;
     - каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.
     Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1.3 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от  до ,  и от до , .
     
     Рисунок 1.3 - Модель Курно [14, с. 139]
     
     Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки.
     В реальной действительности в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен одним из товаропроизводителей, как правило, оставляют без внимания. 
     Такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой увеличить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт. Для наглядности обратимся к рисунку 1.4, на котором показаны кривые спроса олигополиста.
     
     Рисунок 1.4 - Ломаная кривая спроса олигополиста [13, c. 26]
     
     Если представить, что кривая спроса  выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса  соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса  у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. 
     В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса . В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.
     Но если предприятие предпримет попытку понизить цену, то остальные олигополисты моментально отреагируют соответствующим понижением цен на свою продукцию. В этом случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком . Этой части кривой спроса присуща более низкая эластичность, следовательно, понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.
     При этом необходимо заметить, что и кривая предельного дохода имеет необычную форму: она состоит также из двух отрезков. Первый отрезок кривой предельного дохода соответствует кривой спроса , второй – . Наличие переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой предельного дохода, т.е. появляется вертикальный отрезок BE кривой предельного дохода . Данный разрыв в кривой предельного дохода  наводит на мысль о том, что фактически любые изменения в предельных издержках в границах между кривыми предельных издержек  и  не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства (), максимизирующего прибыль.
     Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне  Р=АС. Это так называемое равновесие  Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке  равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников.
     Итак, олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики.
     
     1.2 Понятие монополистической конкуренции
     
     Рынок монополистической конкуренции – это такой вид рынка, где много продавцов конкурирует между собой, чтобы продать дифференцированный товар, и где возможно появление новых продавцов.
     Теория монополистической конкуренции Чемберлина. В 1933 г. Э.Чемберлин публикует книгу «Теория монополистической конкуренции», основу которой составил материал, разработанный им при подготовке диссертации. Подчеркивая общетеоретическое значение своего главного труда, Э.Чемберлин снабдил его подзаголовком: «Реориентация теории стоимости», выражающим новый взгляд ученого на реальные условия, непосредственно формирующие соотношение спроса и предложения, которое (соотношение) управляет равновесной ценой и распределением доходов.
     Книга Э.Чемберлина, которую П.Самуэльсон назвал «классической работой», выдержала восемь изданий на английском языке (последнее издание при жизни автора было опубликовано в 1962 г.) и стала одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. Подобно тому, как Дж.М.Кейнс создал новую макроэкономическую теорию, Э.Чемберлин является первооткрывателем в сфере микроэкономики в постортодоксальном периоде эволюции неоклассицизма. Однако, несмотря на признание книги Э.Чемберлина новаторским трудом, ее автору в течение многих лет пришлось полемизировать с экономистами, не понимавшими и не признававшими главных идей книги, и разъяснять их в многочисленных научных статьях и докладах. Наиболее важные статьи Э.Чемберлина были опубликованы в сборнике «К более общей теории стоимости» (1957) [5, c. 164].
     В своем главном труде «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» Э. Чемберлин попытался решить две главные задачи: приспособить известную неоклассическую теорию ценообразования к новым фактам подрыва свободной конкуренции со стороны монополии; предложить отличное от теории неоклассиков решение проблем неполной занятости при невмешательстве государства в экономику.
     Понятие монополистической конкуренции есть вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Чемберлин, напротив, считает, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию и монополию.
     С помощью концепции монополистической конкуренции Чемберлин дает объяснение нового механизма ценообразования. В условиях производства и продажи однородного продукта при множестве продавцов и покупателей равновесная цена определяется пересечением графика издержек производства (цена предложения) и кривой совокупного (валового) дохода (цена спроса).
     В масштабах всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что публика платит за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного, наблюдается недогрузка производственных мощностей и безработица.
     Как уже отмечалось, американский экономист ведет анализ монополий в отрыве от процессов концентрации производства и капитала. Чтобы избежать нереалистических выводов (например, что проблема монополистического диктата на рынке создана мелкими бакалейными торговцами, а не стальными и нефтяными гигантами), Чемберлин указывает, что понятие монополистической конкуренции соответствует не только контролю над дифференцированным продуктом, но может охватывать также ситуацию ограниченной конкуренции при малом количестве продавцов однородного товара. 
     Однако описанная Чемберлином ситуация олигополии на однородном рынке характеризуется не просто малым числом продавцов, но и наличием крупных мощных фирм, способных к длительному доминированию в сфере производства и обращения.
     В 1949 г. Джордж Стиглер выступил с критикой теории «монополистической конкуренции» – доктрины, связанной с именем экономиста Эдуарда Чемберлина и с так называемой Гарвардской школой промышленной организации. С. утверждал, что концепция Чемберлина, хотя, по его признанию, и давала больше реалистичное, чем прежние, изображение промышленной структуры, немного годилась для прогнозирования, не внося без малого ничего нового по сравнению с тем, что уже вытекало из полярно противоположных моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, которые служили стандартными инструментами теории ценообразования. В очерке «Разделение труда ограничивается размерами рынка» («The Division of Labor Is Limited by the Extent of the Market», 1951) он развил дальше положение Аледи Смита о том, что размеры фирмы ограничиваются транспортными издержками и плотностью населения.
     В другом очерке – «Экономия на масштабах производства» («The Economies of Scale», 1958) – Джордж Стиглер ввел в экономическую науку «принцип выживаемости», ставший неотъемлемым элементом теории промышленной организации. Джордж Стиглер определял «минимальный размах эффективности», обеспечивающий выживаемость, как наименьшую величину предприятия (измеряемую в единицах производимой продукции или занятой рабочей силы), способного остаться в сфере производства вслед за тем изменений, происходящих в технологии и рыночной ситуации. Например, внедрение новой промышленной технологии может дозволить крупным предприятиям сделаться прибыльными. В этом случае минимальный размах эффективности в сталелитейной промышленности повысится. Хотя статистические данные нередко оказывались очень ограниченными, «принцип выживаемости» все шире применялся при анализе промышленной организации [19, c. 254].
     При всех недостатках книга Э. Чемберлина оказала на западную экономическую мысль весьма заметное влияние. Автор «Теории монополистической конкуренции» представил большое разнообразие рыночных структур, многие из которых не поддаются анализу с помощью прежних теорий совершенной конкуренции. Он описал и проанализировал различные способы удовлетворения потребностей в условиях рыночной экономики. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением к теории А. Маршалла.
     1. Краткосрочный период.
     В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, как получить прибыль, так и понести убытки.
     Известно, что кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной, чтобы увеличить объем выпуска фирма должна снижать цену, поэтому кривая предельной выручки (MR) ниже кривой спроса (D). Согласно универсальному правилу, фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции Q, при котором MC = MR (точка E на рис. 1.5).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1.5 - Кривые издержек и спроса в краткосрочном периоде
     
     Фирма производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере, характеризующимся прямоугольником   APFB. Но может сложится и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящие фирму в условиях монополистической конкуренции в положение, при котором она несет убытки в краткосрочном периоде (это показано областью APDC).
     Таким образом, в краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.
     Экономические прибыли побудят новую фирму вступить в отрасль, в итоге, в ходе конкуренции, они будут ликвидированы. Убытки  вызовут массовый выход фирм из отрасли, пока нормальные прибыли не будут восстановлены.
     2. Долговременный период.
     В долгосрочном периоде фирма не может получать экономическую прибыль, однако существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности, для фирм, действующих при монополистической конкуренции (рис. 1.6).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1.6 - Кривые издержек и спроса в долгосрочном периоде
     
     Когда кривая спроса является касательной кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, как показано на рис. 1.7, фирма просто покрывает свои издержки, то есть безубыточно. Объем продукции Q является объемом производства, при котором фирма достигает состояния равновесия, и любое отклонение от этого объема производства повлечет за собой средние издержки, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.
     Итак, при монополистической конкуренции производится более широкий  ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем в условиях совершенной конкуренции. 
     
     
    Глава 2 Особенности олигополии и монополистической конкуренции в современных условиях 
     
     2.1 Воздействие на реформируемую экономику России естественных монополий в условиях монополистической конкуренции
     
     Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий  в условиях рынка монополистической конкуренции.
     С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий,  за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. 
     Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет  других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов [23, c. 78].
     «В конце 90-х гг., начале 21 века отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.»
     Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. 
     Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.
     
     Рисунок 2.1 - Доля естественной монополии.
     
     Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли-естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.
     РАО «ЕЭС России» тогда полагало, что необходимо вывести на федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности максимальное число генерирующих источников в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что и обусловит изыскание путей сокращения издержек производства и удешевление энергии (снижение тарифов).
     Монопольными на рынке России сейчас являются около 45 структур - это могут быть такие компании как Капитал Групп, Альфа Групп, ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, Сибсталь [30, c. 286]. 
     
     Таблица 2.1 - Параметры состояния рынка России
Параметры состояния рынка
Монополистическая конкуренция
Барьеры входа на рынок и выхода из него
Нет
Дифференциация продукта
Есть
Участие фирм в контроле над ценами
Цена индивидуализированного продукта контролируется
     
     В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров - придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.
     Дифференциация товаров является проявлением нового вида соперничества продавцов – неценовой конкуренции. Это противоборство в корне отличается от свободной конкуренции мелких товаровладельцев. Если: последние предлагали покупателям, как правило, однородную и одинаковую по качеству продукцию, то сейчас монополистическая конкуренция протекает совершенно иначе. Неценовая конкуренция, развивающаяся на основе продажи разнородных продуктов, отличается следующими признаками: 
     * неодинаковым качеством товаров – их различиям по назначению, материалам, оформлению, качеству работы. Скажем, персональные компьютеры, как известно, могут отличаться друг от друга по мощности, программному обеспечению, предназначению для групп потребителей и т. д. Очень различны по фасону, материалам и другим признакам мужская и женская одежда и множество других вещей;
     * разнообразием торговых услуг. Магазины стремятся склонить на свою сторону покупателей более высоким качеством обслуживания, предоставлением товаров в кредит и т. п.;
     * размещением и доступностью мест продажи продуктов для покупателей. Так, часто маленькие магазины располагаются на более оживленных улицах, работают 24 часа в сутки;
     * упаковкой и рекламой.
     Итак, в силу такого рода особенностей фирма, участвующая в монополистической конкуренции, занимает сравнительно небольшой удельный вес в торговле. Соперники действуют независимо друг от друга из-за множества конкурентов. Из-за этого они не могут договориться между собой с целью ограничения объема продажи своих индивидуализированных продуктов или установления более высоких цен.
     
     2.2 Анализ деятельности предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции, на примере Красноярскэнерго, филиал ОАО МРСК Сибири
     
     1 октября 2005 года завершился основной этап реформирования ОАО «Красноярскэнерго». В соответствии с законом РФ «Об электроэнергетике» и другими нормативно-правовыми актами состоялось разделение компании по видам деятельности. До этого времени ОАО «Красноярскэнерго» совмещало в себе производство (тепло и электростанции), транспорт (электрические и тепловые сети) и продажу (сбыт) энергоресурсов. После разделения за сохранившей брэнд «Красноярскэнерго» компанией остались функции передачи электроэнергии по распределительным электрическим сетям, продаже услуг по передаче электроэнергии энергосбытовым компаниям; покупке электроэнергии для компенсации потерь в сетях, обеспечению коммерческого учета потребления по точкам поставки электрической энергии.
     31 марта 2008 года открытое акционерное общество «Красноярскэнерго» прекратило деятельность как самостоятельное юридическое лицо и преобразовано в филиал ОАО «МРСК Сибири».
     Сегодня Красноярскэнерго обслуживает территорию одного из крупнейших субъектов Российской Федерации – Красноярского края, общая площадь которого 2339,7 тыс. кв. км. (это 1/7 часть России) с населением около 3 мл. человек.
     
     Таблица 2.2 - Электросетевой комплекс предприятия 
Наименование показателя
Единица измерения
Величина 
Электросетевой комплекс предприятия: воздушных линий электропередач
км
46244
в том числе: 110 кВ
35 кВ
6 - 10 кВ
0,4 кВ
км
км
км
км
7707
55633
1445
13929
кабельных трасс
км
2 820
в том числе: 110 кВ
6-10 кВ
0,4 кВ
км
км
км
4,30
1445
1369
подстанций разного класса напряжения
шт.
10 282
в том числе: 110 кВ
35 кВ
6-10 кВ
шт.
шт.
шт.
164
231
9887
Общая установленная мощность
МВА
10200,8
     
     В состав Красноярскэнерго входят 9 производственных отделений:
     - Красноярские электрические сети;
     - Северные электрические сети;
     - Северо-Восточные электрические сети;
     - Восточные электрические сети;
     - Западные электрические сети;
     - Минусинские электрические сети;
     - Юго-Восточные электрические сети;
     - КАТЭК электросеть;
     - Автотранспортное предприятие.
     Электроснабжение потребителей города Красноярска обеспечивает Горэлектросеть и частично Центральные электрические сети; Емельяновский, Сухобузимский, Больше-Муртинский, Березовский районы и город Дивногорск – Центральные электрические сети. Енисейский, Казачинский, Пировский, Мотыгинский, Северо-Енисейский районы, Абалаковский участок, Ангарский участок и город Лесосибирск – Северные электрические сети. Кежемский и Богучанский район, город Кодинск – Северо-восточные электрические сети. Иланский, Канский, Абанский, Иланский, Нижнее - Ингашский, Дзержинский, Тасеевский районы и город Канск – Восточные электрические сети. Ачинский, Козульский, Боготольский, Тюхтетский, Назаровский, Большейулуйский, Новобирилюсский районы, города Ачинск, Боготол, Назарово – Западные электрические сети. Минусинский, Курагинский, Каратузский, Шушенский, Ермаковский, Идринский, Краснотуранский районы и город Минусинск – Минусинские электрические сети. Рыбинский, Уярский, Партизанский, Саянский, Ирбейский, Манский районы, города Уяр, Бородино, Зеленогорск, Заозерный – Юго-восточные электрические сети. Шарыповский, Ужурский, Балахтинский, Новоселовский районы, города Шарыпово, Ужур, посёлок Балахта, село Новоселово – КАТЭКэлектросеть [30, c. 286].
     Миссия Красноярскэнерго заключается в осуществлении деятельности в составе Единой энергетической системы России в качестве региональной сетевой компании (РСК), оказывающей услуги по надежной и бесперебойной передаче электроэнергии, обеспечивающей энергетическую безопасность для потребителей за счет организации максимально эффективной и соответствующей мировым стандартам качества инфраструктуры.
     Стратегия Красноярскэнерго определена по трем целевым направлениям: надежность, эффективность и инвестиционная привлекательность.
     Надежность:
     * снижение износа сетей до уровня развитых стран: 40% - 50%;
     * создание резерва трансформаторных мощностей и пропускных способностей линий в объеме, опережающем развитие экономики;
     * становление и совершенствование системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами.
     Эффективность:
  .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%