VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Олигополия в современной экономике

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W007265
Тема: Олигополия в современной экономике
Содержание
Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Самарский Государственный Экономический Университет»



Институт Теоретической Экономики и

 Международных Экономических Отношений



Кафедра «Экономическая теория»





Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему «Олигополия в современной экономике»









Выполнил: студент 1 курса

Направление: «Менеджмент»

Профиль: «Финансовый менеджмент», 1 группа

Абдрахимова А.Р.

Научный руководитель:
к.э.н., доцент Вишневер В.Я.







Самара, 2017







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность и понятие олигополистического рынка

Понятие и причины возникновения олигополии

Особенности олигополистического рынка в условиях развитых стран

Государственное регулирование монополистической деятельности в этих странах

Глава 2. Модели олигополии

 Модель Курно

 Модель ценовой конкуренции и ценовой «войны»

 Модель тайного сговора и картеля

 Модель лидерства в ценах

Глава 3. Олигополии в современной экономике России 

Особенности олигополий в России. Крупнейшие олигополии в России

Государственное регулирование олигополистических рынков в условиях Российской Федерации

Заключение
Библиографический список















Введение

На современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Исследование новых направленностей приводит к выводу, что конкурентная олигополия постепенно образует ядро современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальнейшему укреплению.

Когда во многих отраслях обрабатывающей, добывающей промышленности, а также оптовой торговли доминирует несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

Данная тема особенно актуальна в наше время. Область, которую обхватывает рыночная модель олигополии, лежит в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Потому и цены, образующиеся на олигополистическом рынке, выше, нежели на рынке конкуренции, но ниже, чем на рынке чистой монополии. При всем этом цены характеризуются сравнительной стабильностью и меняются сразу у всех соперничающих фирм. Кроме того, олигополисты готовы к тайным соглашениям и сговорам, вследствие которых рынок может оказаться чисто монопольным. Это всё вызывает потребность государственной регулировки деятельности олигополистов в границах антимонопольного законодательства.

На протяжении ряда лет многие экономисты давали разные теории олигополии: модель Курно, ломаная кривая спроса, тайный сговор, модель «лидерство в ценах», «издержки плюс» и модели, созданные на теории игр. Задачей этих теорий служит определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. 

Рынок олигополии свойственен и для экономики России. К олигополии относятся автомобильная промышленность, производство стали, электрооборудования.

Также, чем меньше фирм, тем менее эластичен спрос потребителя по цене на данном рынке. В результате этого фирма может увеличивать стоимость собственной продукции, не неся больших убытков в объеме продаж.

Цель этой работы рассмотреть особенности рыночной модели – олигополии.

Для данной цели нужно решение следующих задач:

- дать определение олигополии, разобрать причины её возникновения и существования;

- рассмотреть особенности олигополистического рынка;

- рассмотреть основные модели олигополий.

























Глава 1. Сущность и понятие олигополистического рынка

Понятие и причины возникновения олигополии

Олигополия – это рыночная структура, определяемая присутствием на рынке нескольких продавцов. Другими словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых концентрируется от 2 до 24 продавцов. Если 2 продавца, то это дуополия, либо частный случай олигополии, так как это уже не монополия. Верхняя граница относительно ограничена 24 хозяйствующими субъектами, потому что с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции.

По сосредоточиванию продавцов на одном и том же рынке олигополии разделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, включающие больше 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Такого рода градация допускает по-всякому оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу довольно ограниченного количества продавцов вероятны всякого рода сговоры в отношении их слаженного поведения на рынке, в то время как во втором случае это почти исключено.

Отталкиваясь от характера предлагаемой продукции, олигополию можно разделить на классическую и дифференцированную. Классическая олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты производятся в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, стройматериалы. Дифференцированные олигополии возникают на основе выпуска продуктов различного ассортимента. Они присущи тем отраслям, в которых есть возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка определяется числом предприятий в какой-либо отрасли и их долей в общих продажах отрасли в рамках национальной экономики. Следовательно, изменяя число предприятий можно установить степень концентрации производства, а, значит, и предложения в изучаемой отрасли общественного производства.

Вместе с тем нужно подчеркнуть, что было бы опрометчиво ориентироваться на масштабы исключительно национальной экономики. Олигополистические структуры могут создаваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Так ввиду специфики возможностей потребления готового бетона на местных рынках также создаются олигополистические структуры, равно как и на региональном уровне в сфере предложения, к примеру, кирпича.

Однако на каком бы уровне мы ни исследовали олигополии, не стоит забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии понижается под влиянием предложения продуктов предприятиями иных отраслей, обладающих примерно равными с продукцией олигополистов потребительскими свойствами. Ослаблению олигополии способствует и импорт подобных товаров либо их заменителей. Эти два фактора могут содействовать развитию более конкурентных структур в сравнении с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Почему в некоторых отраслях функционирует лишь несколько крупных фирм, в других же – большое число мелких?

1) Основная причина развития олигополии – это экономия от масштаба. Если положительный эффект масштаба является продолжительным, а отрицательный – отдаленным, то кривая АТС долго и существенно падает относительно Q. Следовательно, если положительный эффект масштаба значителен, то эффект достигается исключительно в пределах большого производства и при условии незначительного количества производителей. Иными словами, производственные силы каждой фирмы обязаны образовывать значительную часть рынка.

Прибыльное расширение до больших размеров предприятий некоторых фирм неминуемо случается или с помощью произвольных слияний, или с помощью поглощений наименее везучих конкурентов.

2) Еще одной причиной существования олигополии служит наличие высоких входных барьеров. Почему в олигополистические отрасли не входят новые фирмы?

а) Новым фирмам нелегко войти на этот рынок, так как для этого понадобилось бы с самого начала быть крупной фирмой с низкими издержками. Обеспечение низких издержек требует больших инвестиций. Многомиллиардная стоимость заводов делается препятствием на пути новых компаний, которые пожелали войти в отрасль. Даже в случае если бы средства для организации гигантов нашлись, то они не смогли бы далее выгодно работать: спрос в каждый данный момент ограничен, в частности в отношении к инвестиционным товарам.

б) Обладание патентами, контроль за распределением стратегического сырья.

в) Большие затраты на рекламу, которые не каждый может себе позволить.

3) И, напоследок, еще одной причиной существования олигополии служит побуждение к слияниям. Для слияния имеется ряд предлогов:

а) Объединение нескольких фирм разрешает умножить рыночную долю и позволяет новой более крупной производственной единице достичь набольшего эффекта масштаба.

б) Наиболее крупная фирма владеет рыночной властью, т.е. позволяет контролировать и цену, и собственную долю.

в) Увеличение объёма фирмы, к коему приводит соединение, дает ей преимущества и на рынке ресурсов. Она делается на нем крупным покупателем, который может устанавливать цену ресурсов, а, следовательно, уменьшать свои издержки.



 Особенности олигополистического рынка в условиях развитых стран



Олигополия считается самой распространенной структурой рынка в современной экономике. Во множестве стран практически все отрасли тяжелой промышленности имеют данную структуру.

Для олигополистической фирмы свойственны такие черты: высокий уровень сосредоточения капитала и производства, способность воздействовать на объемы производства и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, которые знают, что их деяния зацепят соперников в отрасли, принимают решения исключительно после того, как они узнают характер реакции конкурентов.

Олигополистические фирмы пользуются в целом методами неценовой конкуренции. Есть подтверждения, что во многих олигополистических отраслях цены были постоянными на протяжении долгого промежутка времени. Олигополист, в отличие от совершенного конкурента, владеет определенной властью над ценой, но в сравнении с монополистом, его власть ограничена числом производителей, поделивших рынок меж собой.

В случае если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка именуется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, нежели в настоящей жизни. Собственно, же олигополия содержит от 3х участников и более. В экономике государств с развитым рынком доминирует как раз олигополистический тип производства, что в особенности свойственно для обрабатывающей промышленности. При этом в условиях олигополии создаются как однородные, так и дифференцированные товары. К примеру, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями поделён весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства холодильников и стиральных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции самолётостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет находятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холодильников производится тремя крупными фирмами. Значит, в условиях олигополии или весь рынок разбит меж несколькими производителями, или часть рынка разделяют крупные фирмы, а остальное рыночное место занимает огромное количество мелких производителей.

Число олигополистов на рынке, прежде всего, находится в зависимости от технологии, определяющей минимальный масштаб производства, который начинает давать прибыль. К примеру, рынок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более, чем 4-5 крупных производителей, в тот момент как оптимальное число бензозаправочных станций для маленького города может быть не меньше 15.

Раз технология производства в отрасли такая, что положительный эффект масштаба (т. е. постепенное уменьшение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска) остается при значительно большем объеме выпуска, нежели в условиях конкурентного производства, но все-таки меньшем, нежели в условиях монополии, то данная отрасль олигополистическая. Спрос на продукцию этой отрасли сумеют удовлетворить несколько крупных производителей только лишь коллективно. При такой технологии продукция огромного количества маленьких фирм была бы чрезмерно дорогой и неприбыльной. Размер маленькой фирмы не даст возможности использовать эффект масштаба и снизить средние издержки до уровня, который будет приносить прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и очень маленькое число крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения единого спроса они будут обязаны увеличить объем производства за границы оптимального. В следствии крупные фирмы столкнутся с отрицательным эффектом масштаба (когда расширение выпуска повысит средние издержки), что также приведет к убыткам. Видно, что технология производства определяет размер фирмы и число олигополистов в отрасли. Следовательно, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит поводом создания олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

К иным барьерам, которые ограничивают доступ на олигополистический рынок, нужно отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также огромные финансовые затраты на рекламу. Есть также и поведенческие барьеры. Олигополисты, которые разделили рынок и получают стабильную прибыль, могут враждебно отреагировать на возникновение новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. Их мотивация понятна: так как новые фирмы нарушают сформировавшийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль. Принципиальной чертой олигополии, которая отличает ее от иных типов несовершенной конкуренции, служит взаимозависимость фирм в отрасли.

Олигополисты - не только соперники, но и параллельно негласные партнеры. При маленьком числе производителей в отрасли фирме - олигополисту нужно намечать свою стратегию с учетом поведения других участников рынка. Так как размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, которые установлены другими олигополистами. К примеру, в случае если фирма - олигополист произведет чрезвычайно мало продукции, то цены на нее будут выше, нежели у иных участников олигополистического рынка. В случае если, напротив, фирма увеличит выпуск до такой степени, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать враждебную реакцию иных олигополистов. В двух вариантах фирма сталкивается с опасностью падения прибыли. Следовательно, ценовое поведение олигополистов скованно взаимозависимостью.

Олигополисты словно пребывают в «одной лодке», они очень крупны и несогласованные телодвижения рискованны. Но они не имеют возможности договориться между собой, ведь сговор запрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение довольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Потому для олигополиста крайне важно уметь предугадывать, либо предвидеть, поведение своих соперников.



Государственное регулирование монополистической деятельности в этих странах



В странах с развитыми рыночными системами за судьбу рынка и создание условий для его продуктивного функционирования ручается государство, встав на защиту рыночной конкуренции, обнаружив эффективные средства антимонопольной профилактики.

Во всех промышленно развитых странах в данное время реализуется правовое регулирование процесса сосредоточения капитала и конкурентной борьбы в целях смягчения экономических и социальных результатов монополистической практики.

Производство и принятие антимонопольного законодательства — одно из важнейших средств такого государственного регулирования экономики. В нынешний период основное исключение данного законодательства заключается в том, что оно ориентировано на охрану так называемой олигополии как рыночного механизма. 

В развитых странах антимонопольное регулирование стало стабильной функцией государства с конца 19 века и базируется на сформировавшейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), или на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), или на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне есть антимонопольные органы, которые отвечают за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это – Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии работает Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации, и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании – Совет по делам конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

Исторически сформировалось 2 системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Признаком их отличий выступает отношение к монополии. Первая - оглашает все монополии противозаконными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительства принимают во внимание плюсы и минусы крупных фирм в реализации антимонопольной политики, мешая проявлению антиконкурентного поведения, но не ограничивая эффективное крупномасштабное производство. 

Впервой антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Ныне американское антимонопольное законодательство является одним из самых отлично разработанных и прошедших необходимую проверку временем. В США главными законами, которые регулируют монополистическую деятельность и монополизированные рынки, считаются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера—Кефовера.

Самым разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее кроме того и самую давнюю историю.

Исходя из убеждений американского законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении её могут быть начаты судебные действия, в случае если ею контролируются больше 6 % рынка и есть факты, которые свидетельствуют о применении нечестных способов конкурентной борьбы.

Достаточно жёстко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — объединение 2х соперников, к примеру, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются противозаконными, в случае если совокупная рыночная доля возникшей компании будет выше 15% рынка.

Исключения есть только в том случае, если одна из компаний находится на грани разорения.

Вертикальные слияния — это объединения фирм, специализирующихся на различных стадиях производительного процесса в одной отрасли. Эти слияния помимо прочего не допускаются, в случае если каждая фирма владеет 10 либо более процентами соответствующего рынка. Говорят, что вертикальные слияния уменьшают возможности конкурентной борьбы между компаниями-продавцами сырья. Американское антимонопольное законодательство по сути позволяет конгломератные слияния компаний, технологически не связанных между собой. К примеру, телефонной и страховой компаний, потому как монополизация рынка одного из товаров в этом случае не случается.

В США предусматриваются довольно жёсткие санкции за несоблюдение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют противозаконные способы конкурентной борьбы и наносят собственными действиями вред контрагентам и потребителям, должны компенсировать нанесенные убытки в тройном размере.

В европейских странах антимонопольное законодательство было принято гораздо позже, нежели в США. Некоторые страны ввели его у себя после второй мировой войны.

В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, обычно, следование букве закона, для европейских стран главным в антимонопольной политике государства служит принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы служит совершенствования качества продукции с помощью широкого развития конкурентной борьбы. В Англии основными органами, которые осуществляют антимонопольную политическую деятельность, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — исполнение общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, которые контролируют более 25% рынка. Потому как главной целью антимонопольной политики в Англии служит стимулирование конкурентной борьбы, то прямые административные способы используются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство функционирует с 1953 г. Но активные действия против монополий начали действовать с 70-х гг. Ранее считалось, что жёсткая антимонопольная политика может навредить недостаточно сильной отечественной промышленности.

В вопросе контролирования процессов объединения наиболее жёсткую позицию антимонопольное законодательство занимает в отношении горизонтальных объединений. В случае если при вертикальном объединении максимальная квота компании на рынке устанавливается в пределах до 40 %, то при горизонтальном объединении не разрешается объединение компаний при превышении квоты больше 25%.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, ведущим к смягчению неблагоприятных результатов чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К таким органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним присоединяется Комиссия по монополиям, предназначенная для предоставления решений о сосредоточении предприятий в ФРГ. Как указывалось, выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает переходное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало установление там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: о гарантии конкурентной борьбы путем увеличения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в данном направлении продолжилась и закончилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, получившего в обиходе сокращенное название Картельного закона, что не совсем верно отображает его содержание, так как он призван регулировать ограничения конкурентной борьбы не только в форме картелей. В данное время Закон функционирует в редакции 1989 года. Начав действовать 1 января 1990 г., он теперь так и датируется. Необходимо подчеркнуть, что Картельный закон ФРГ основывается на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенный вид соглашений, к примеру, картельные договоры и картельные постановления. Но данные запреты сопровождаются множественными исключениями, нейтрализующими в значительной степени принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана оглашает противозаконным заключение любого договора, который ограничивает торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров либо постановлений. Также, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролированию с целью предупреждения антиконкурентной практики. 

Из европейских стран позже всего антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство является одним из самых либеральных в Европе. Не регулируются в том числе и квоты продаж отдельных фирм.

В последнее время контроль за работой монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС образована Комиссия по контролю слияний. Комиссия может держать под контролем слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Довольно либеральным является антимонопольное законодательство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, контролирующей 50 % рынка, двух — 75 %. Есть льготы для фирм, которые осуществляют НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

Решение неоднозначных вопросов обычно решается ни судебным и ни административным способом, а лишь через переговоры.

На Западе антимонопольная политика – это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, которые носят запретительный, ограничительный или поощрительный характер.































Глава 2. Модели олигополии

Модель Курно



Модель Курно - одна из первых моделей олигополии в форме дуополии. Данная модель зачастую осуществляется на региональных рынках и представляет все свойственные признаки олигополии с 3-мя, 4-мя и большим числом участников(рис.1). 













Рис.1. Модель Курно

Впервой модель дуополии предложил французский математик, экономист и философ Антуан-Огюстен Курно в 1838 г. Его модель базировалась на таких условиях:
– в отрасли имеются исключительно две фирмы;
– каждая фирма принимает объем производства как данность;
– и та и другая фирмы максимизируют прибыль.

Допустим, что издержки на производство единицы товара не имеют зависимости от объема производства и похожи у двух производителей. 

Следовательно, MR1 = МС2; dd1 и dd2 являются линиями спроса на товар первого и второго производителей соответственно. 

О. Курно разделяет время существования дуополии на несколько промежутков: 

– в исходном продукцию выпускает лишь первая фирма, поэтому, появляется ситуация монополии. У монополиста линия спроса dd1 и линия предельной выручки MR1. Стремясь к максимуму прибыли (MR1 = MC1), фирма выберет объем Q1 и цену Р1;

– во 2-ом к первой фирме (монополисту) присоединится вторая и образуется дуополия. Первая фирма лишится положения монополиста. Вторая фирма при входе в отрасль будет расценивать цену и объем производства первой фирмы как заданный, она даст наименьший объем продукции: ее спрос характеризуется линией dd2 и предельной выручкой MR2. Объем Q2 определится пересечением линий МС2 и MR2, ценой Р2 (при пересечении с dd2). Цена второй фирмы ниже для переманивания потребителей. В данном положении первая фирма, чтобы не отдать собственную рыночную нишу, должна будет реализовывать собственную продукцию по цене Р1 = Р2; 

– в 3-ем действующая роль снова перейдет к первой фирме.

Она возьмет Q2 за величину, установленную и образует новую функцию спроса dd3. При пересечении Q2 и MR1 находим точку E, через которую пройдет dd3 параллельно предыдущим линиям спроса. Подобно процесс производства будет формироваться и в следующих периодах, в него попеременно будет вливаться то один, то другой дуополист. 

О. Курно доказал, что рыночная обстановка развивается от монополии к олигополии. В случае если количество участников олигополии будет увеличиваться и каждый из них будет стремиться к достижению временного выигрыша, то возникает стремление перехода от олигополии к свободной конкуренции. При свободной конкуренции каждая фирма будет максимизировать прибыль при объеме, когда MR = МС = Р. Формирование олигополии в направлении свободной конкуренции может быть, хотя не обязательно. 
Похожее изменение принесет общее понижение прибыли, хотя в самом процессе перехода от одной рыночной модели к иной каждый из производителей может извлечь временную выгоду. Основной упор в модели Курно сделан на сильную взаимозависимость фирм, взаимовлияние их поведения. Каждая фирма воспринимает обстановку как данность, для закрепления на рынке понижает цену и отвоевывает новый участок рынка. Постепенно фирмы приходят к такому разделу рынка, который отвечает соответствию их сил.

Общие заключения из модели Курно: 
– при дуополии размер производства продукции больше, нежели при монополии, но меньше, нежели при совершенной конкуренции; 
– рыночная цена в условиях дуополии ниже, нежели при монополии, но выше, нежели при свободной конкуренции. 



 Модель ценовой конкуренции и ценовой «войны»



В условиях ограниченного количества поставщиков конкретного продукта их поведение можно изобразить двусмысленным образом. Уменьшение либо увеличение цены на продукт одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию соперников. В этом случае поступки соперников нейтрализуют преимущество в цене, которого стремился добиться один из хозяйственных субъектов. В конечном итоге между соперниками почти не происходит перераспределение общих объёмов продаж, каждый из соперников не замечает потери своих покупателей. В случае если и случается убывание или пребывание клиентов, то это замечает отрасль в общем под воздействием уменьшения либо увеличения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать методы удовлетворения собственных потребностей путем увеличения объема закупок товаров в этой отрасли либо в иных отраслях.

В настоящей реальности в зависимости от определенно складывающихся условий поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма различным. Но более точной реакцией можно считать то, что снижение цены кем-либо из соперников вызовет желание у других выровнять свои цены, т.е. снизить их с целью не допустить расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен одним из товаропроизводителей, чаще всего, оставляют без внимания. Подобное пренебрежение повышения цен со стороны конкурентов связано с ожиданием увеличить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул повысить цену на собственный товар. Для ясности используем рисунок 2, на котором показаны кривые спроса олигополиста.























Рис.2. Ломаная кривая спроса олигополиста

В случае если представить, что кривая спроса показывает положение олигополиста в условиях, когда его соперники выравнивают собственные цены по его ценам, а кривая спросаотвечает пренебрежению соперниками перемены цен данным олигополистом, то можно сделать вывод о присутствии кривой спросау олигополиста в условиях ценовой конкурентной борьбы. Подобного рода вывод исходит из неоднозначной реакции соперников на уменьшение либо увеличение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, пропорциональных точке А, положение фирмы характеризуется равновесным состоянием. Но если предприятие решит повысить цены на собственную продукцию, а его соперники никак на это не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса. В следствие того, что на этом отрезке спрос владеет сравнительно высокой эластичностью, увеличение цены послужит причиной сокращения объема продаж предприятием, в то время как его соперники получат дополнительных потребителей.

Однако если предприятие решит снизить цену, то оставшиеся олигополисты мгновенно отреагируют соответствующим снижением цен на собственную продукцию. В данном случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком . Данной части кривой спроса свойственна более низкая эластичность, значит, снижение цены не позволит значительно повысить объемы продаж.

Вместе с этим нужно отметить, что и кривая предельного дохода имеет необычную форму: она состоит также из 2-х отрезков. Первый отрезок кривой предельного дохода соответствует кривой спроса , второй –. Присутствие переломного момента в эластичности спроса в точке А создает разрыв кривой предельного дохода, то есть возникает вертикальный отрезок BE кривой предельного дохода . Этот разрыв в кривой предельного дохода приводит к мысли о том, что практически любые изменения в предельных издержках в рамках между кривыми предельных издержекине будут влиять на цену и объем производства, потому как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на не изменчивость масштаба производства (), максимизирующего прибыль.

Сдержанный характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ в сравнение с соперниками, а во-вторых, с опасностью развязывания «войны» цен.

Ценовая война - цикл последовательных снижений цены конкурирующими на олигополистическом рынке фирмами. Она считается одним из многих вероятных результатом олигополистической конкуренции. Войны цен хороши для покупателей, но плохи для прибылей продавцов.

Несложно понять, как фирмы вступают в данную войну. Так как каждый продавец думает, что другой не станет обращать внимания на его снижение цены, то у каждого из них есть соблазн повысить продажи, снижая цены. Снижая цену ниже цены своего соперника, каждый продавец в состоянии завладеть всем рынком - либо он так думает - и может тем самым повысить прибыль. Однако конкурент отвечает снижением цены. Война цен длится до того момента, пока цена не упадет до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца устанавливают одинаковую цену P=AC=MC. Общий рыночный выпуск такой же, какой бы был при совершенной конкуренции. Думая, что каждая фирма всегда поддерживает свою нынешнюю цену, иная фирма в любой момент может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, нежели ее конкурент. Безусловно, другая фирма не оставит прежнюю цену, т.к. она понимает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.

Равновесие есть тогда, когда ни одна фирма больше не имеет возможности получать выгоды от снижения цены. Это случается, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Уменьшение цены ниже данного уровня приведет к утратам. Так как каждая фирма предполагает, что иные фирмы не станут изменять цену, то у нее нет причины повышать цены. Сделать так означало бы лишиться всех продаж в пользу конкурентов, которая, как подразумевается, держит свою цену постоянной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В целом, на олигополистическом рынке равновесие находится в зависимости от предположений, которые делают фирмы о реакции своих конкурентов.

К сожалению, для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы ощущают соблазн вступить между собой в сотрудничество, для того чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы не допустить возможности ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.



 Модель тайного сговора и картеля



По причине того, что во многих странах работает антимонопольное (антитрестовское) законодательство, открытое картелирование, которое базируется на письменных соглашениях, делается недостижимым. В этих случаях соглашения заключаются нестандартно и устно на тайных встречах. Вдобавок применяются утонченные формы камуфляжа скоординированных действий олигополистов. В следствие у потребителей, наблюдателей и осуществляющих контроль органов создается видимость ценовой конкуренции между олигополистами.

Наиболее утонченной формой тайных сговоров считаются так называемые джентльменские соглашения, заключающиеся в устной форме в непосредственной ситуации за рамками рабочего времени и которые затруднительно выявляются с целью предъявления иска. Безусловно, тайные соглашения о ценах требуют от их участников обоюдного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтоб достичь с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44