- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обзор методов китайской хронопунктуры и разработка интерфейса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012480 |
Тема: | Обзор методов китайской хронопунктуры и разработка интерфейса |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Методы китайской хронопунктуры 5 1.1 ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ 5 1.1.1 Предисловие 5 1.1.2 Логическое обоснование метода ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ 10 1.2 ЛИН-ГУЙ-БА-ФА 41 1.2.1 Предисловие 41 1.2.2 Логическое обоснование ЛИН-ГУЙ-БА-ФА 42 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ И ИНТЕРФЕЙСА КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ 49 2.1. Разработка технического задания 49 2.2. Разработка интерфейса 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54 ВВЕДЕНИЕ В последние годы в процессе широкого изучения теории «Биологических часов» было обнаружено, что современная хронобиология близко согласуется с предположением, выдвинутым древними китайскими врачами о том, что Природа и Человек находятся в тесном соответствии друг другу. В связи с этим в настоящее время как в Китае, так и в других странах врачи уделяют большое внимание изучению таких древних методов иглоукалывания, как ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, ЛИН-ГУЙ-БА-ФА и т.д. Первые упоминания о методе ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ встречаются уже в Трактате о Внутреннем, время появления которого датируется периодом династии ЦИН-ЮАНЬ (13-ый век). При методе ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ используются античные точки ШУ или пять точек источников (они находятся ниже коленных и локтевых суставов). Точки же, используемые при методе ЛИН-ГУЙ-БА-ФА, - это восемь точек сопряжения (БА-ХУЙ-СЮЕ) и точки Чудесных Меридианов. Все эти точки очень эффективны сами по себе, но их эффективность становится наиболее очевидной, когда они укалываются в наиболее благоприятные для этого временные интервалы. Это объясняется влиянием атмосферных явлений, различий во времени суток и года, на состояние внутренних органов и распределении ЦИ и крови в человеческом организме. В настоящее время эти теории подтверждены множеством экспериментальных и клинических данных и заслуживают самого глубокого изучения. В результате многолетней клинической практики Лю Бин Цюань добился глубокого понимания теорий ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, ЛИН-ГУЙ-БА-ФА и т.д. Он снискал себе славу в Китае и за рубежом своей чудесной техникой иглоукалывания. Убрав всевозможные наслоения и непонятности, он сделал эти теории более легкими для чтения и понимания. Традиционная Китайская медицина полагает, что человеческий организм обладает свойством приспосабливаться к окружающей среде. Объединив эту древнюю концепцию с хронобиологической теорией современной западной медицины, была описана теория ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, и теория ЛИН-ГУЙ-БА-ФА. Предложены определения этих методов, их истоки, логическое обоснование, а также клиническое применение, иллюстрированное конкретными случаями. Целью данной курсовой работы является обзор методов китайской хронопунктуры и разработка интерфейса. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: Обзор теоретических основ китайской медицины; Обзор основных логических положений методов Цзы-У-Лю-Чжу и Лин-Гуй-Ба-Фа; Разработка технического задания для компьютерной системы; Разработка интерактивного интерфейса. В первой главе данной работы описан теоретический аспект и логическоеобоснование методов китайской хронопунктуры. Рассмотрены два метода: метод Цзы-У-Лю-Чжу и метод Лин-Гуй-Ба-Фа. Проведён анализ этих методов. Во второй главе приведены технические требования к компьютерной системе, разработка и описание интерфейса. ГЛАВА 1. Методы китайской хронопунктуры 1.1 ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ – или – Циркадный поток жизненной энергии вдоль 12 основных каналов, особенно в точках, расположенных ниже локтевых и коленных суставов. 1.1.1 Предисловие 1.1.1.1 Истоки и последующее развитие ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ – драгоценное наследие Традиционной Китайской медицины, многократно испытанное временем. При этом бесспорно, что наилучший эффект достигается тогда, когда этот метод трактуется и применяется должным образом, т.е. выбираются для укалывания точки, открытые во времени, в соответствии с древним положением о том, что «Природа и Человек составляют единое целое». Еще в Трактате о Внутреннем Императора Хуана говорится о том, что живые существа не могут существовать в отрыве от Природы. Эта мысль проходит нитью через весь трактат: «Когда Ци небес и Ци земли взаимодействуют друг с другом, все живое расцветает и плодоносит»; «Не только Природа оказывает влияние на живых существ, но и они сами постоянно изменяются для того, чтобы приспособиться к изменениям окружающей среды». Например, ростки злаков появляются весной, летом они набирают рост, осенью наступает время уборки урожая, а зимой зерно хранится в закромах. Подобно этому человек после рождения растет, развивается, увядает и умирает. Хотя живые существа обладают высоко развитой способностью приспосабливаться к условиям окружающей среды, они не могут существовать в отрыве от нее. «Род человеческий имеет земные корни, но жизнь его неотделима от небесного влияния. Это взаимодействие земной и небесной Ци и создало Человека» (Глава 25, СУ ВЕНН). «Если разделить сутки на четыре части, в соответствии с временами года, то утро будет соответствовать весне, полдень – лету, время захода солнца – осени, а ночь – зиме» (Глава 44, ЛИН ШУ). С рассветом ЯН-энергия организма нарастает, к полудню находится в рассвете, к вечеру ее уже недостаточно, а к ночи ЯН-энергия убывает, тогда как Инь-энергия прибывает. Поэтому начало многих заболеваний и изменения в состоянии больного часто соответствуют закономерности, описанной в Главе 44 ЛИН ШУ: «Болезнь незаметна утром, спокойна днем, ухудшается к вечеру и хуже всего становится ночью». Следовательно, «Иглоукалывание должно следовать закону Неба и Земли, и применяться в соответствии со временем суток» (Глава 26, СУ ВЕНН). В древнем Китае сутки делили на 12 равных временных интервалов (Timedivision /Td/), каждый Td соответствовал двум часам, это было названо впоследствии 12 Земными Ветвями, ЦЗИ, или B1– первая Земная Ветвь, ВУ, или В7 - седьмая Земная Ветвь. «Имеется 12 месяцев в одном году и 12 временных интервалов Td в одних сутках. ЦЗЫ-У (В4-В10) служит долготой, тогда как МАО-Ю (В4-В10) служит широтой» (Глава 76, ЛИН ШУ). Это утверждение предполагает, что, поскольку 12 месяцев года делятся на 4 сезона, то и 12 Td также могут быть поделены на 4 «сезона». Согласно утверждению Трактата о Внутреннем, древние врачи уже знали о тесной взаимосвязи между человеческим организмом и окружающей средой, более того, они подчеркивали, что врач должен учитывать изменения климатических условий, где и когда бы он не лечил своих пациентов. Очень жаль, что сам термин ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ не упоминается в этом Трактате и вообще об этом методе ничего конкретно не говорится. Опираясь на классические труды по акупунктуре, ХЕ ЖУО Ю из Наньтана в 1153 году написал фундаментальный труд по методу ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ. Именно в этой книге впервые встречается этот термин. Впоследствии это сочинение вошло в сборник «Четыре Книги по Акупунктуре и Прижиганию». В настоящее время основная информация по ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ черпается из Полного сборника по иглоукалыванию и прижиганию, написанного Су Феном. Су Фен полностью перенял точку зрения ХЕ ЖУО Ю по этому вопросу и написал в форме стихов, как выбирать точки во времени. ЯН ЦЗИ ЧЖОУ также составил сборник по иглоукалыванию и прижиганию, в котором выбор точек во времени также занимает очень важное место. Таким образом, становится очевидно, что метод иглоукалывания ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ широко применялся в течении длительного исторического периода. Уже в наши дни, в 1956 году, ВУ ЧЖАО СЯНЬ написал работу «Проблемы ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ», а ЧЕН ДАНЬ АНЬ, в 1957 году, составил сборник «Метод акупунктуры ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ». В 1982 году Национальным Обществом Традиционной Китайской Медицины был проведен симпозиум по проблемам метода ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, который дал толчок широкому изучению метода в университетах всей страны. В процессе быстрого развития современной хронобиологии, становится все более очевидным, что циркадные ритмы человеческого организма находятся в тесной взаимосвязи с началом болезни и эффективностью проводимой терапии. Без сомнения, что развитие современной хронобиологии будет способствовать широкому изучению Традиционной Китайской Медицины, особенно такому ее разделу, как хронопунктура. 1.1.1.2 Определение метода ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ В древнем Китае 12 ветвей (ЦЗЫ, ЧЖОУ, ИНЬ, МАО, ЧЕНЬ, СЫ, У, ВЭЙ, ШЕНЬ, Ю, СЮ, ХАЙ), определялись как временные объединения, каждое из которого соответствовало двухчасовому интервалу. Их можно также обозначить как В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10, В11 В12, соответственно. Необходимо обратить внимание, что B соответствует интервалу с 23:00 до 1:00, а не с 0:00 до 2:00. Равно как и B соответствует временному интервалу с 11:00 до 13:00, а не с 12:00 до 14:00. Начиная с B1 ИНЬ истощается, а ЯН нарастает; начиная с В7 ЯН истощается, а ИНЬ нарастает., Согласно утверждению «Полного сборника по иглоукалыванию и прижиганию», «B1 и В7 - это демаркационные линии, отделяющие ИНЬ от ЯН». Начиная с В1, нарастает температура атмосферного воздуха, естественное освещение постепенно изменяется от темноты к свету. Это означает, что ЯН нарастает, а ИНЬ убывает. От B1 к В7, температура воздуха начинает постепенно понижаться от своей высшей точки к низшей, постепенно меркнет естественное освещение. Это означает, что ЯН убывает, а ИНЬ прибывает. Все эти изменения происходят с постоянной периодичностью. Когда 12 ветвей рассматривают как 12 месяцев, то необходимо иметь ввиду, В1 соответствует 11 месяцу лунного календаря, а В7 - 5 месяцу лунного календаря. Зимнее солнцестояние – В1 летнее солнцестояние - В7. Природные явления происходят регулярно и безостановочно. Наши предки, наблюдая эти ритмические изменения, обнаружили, что нарастание и убывание жизненной энергии и крови в человеческом организме тесно связано с нарастанием и убыванием ИНЬ и ЯН в природных явлениях. B1 - начало отсчета ЯН, В7 - начало отсчета ИНЬ. Когда ЯН подходит к концу, приходит ИНЬ, когда ИНЬ подходит к концу, приходит ЯН. Таким образом, становится очевидно, что ветви В1и В7 составляют основу всех двенадцати Земных Ветвей. Отсюда два первых иероглифа ЦЗЫ-У. Что же касается иероглифов ЛЮ и ЧЖУ, то здесь СУ ФЕН замечает, что ЛЮ означает протекание, а ЧЖУ – объединение. Он сравнил циркуляцию энергии и крови по каналам в организме человека с течением воды, которая начинается в колодце (ЦИН), затем проходит через ручей (СИН), затем поток (ШУ), затем быстрина (ЮАНЬ), затем река (ЦЗЫН) и, наконец, впадает в море (ХЭ). Когда ЦЗЫ-У объединяется с ЛЮ-ЧЖУ, т.е. получается ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, это означает, что циркуляция жизненной энергии и крови в организме человека зависит от времени и подвергается процессам прилива и отлива. Древние определили, когда и в каком канале ЦИ и кровь прибывает и когда убывает. Например, время наиболее полной ЦИ канала желудка приходится на В5Td (с 7:00 до 9.00). При этом ЦИ и кровь в наибольшей полноте в данном канале, когда они прибывают, и в наименьшей, когда убывают. Следовательно,седатировать этот канал надо тогда, когда энергия прибывает, а тонизировать тогда, когда она убывает. Укалывание определенных точек в определенное время является специфической особенностью этого вида иглоукалывания. 1.1.1.3 Различие между методом ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ и другими методами иглоукалывания Суть этого различия в выборе точек. Тогда как при методе ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ используется только пять точек-ШУ двенадцати постоянных каналов, при использовании других методов иглоукалывания используются все точки, включая внемеридианные и точки А-ШИ. Что же касается манипуляций иглой, то здесь никаких различий нет. Метод тонизации точки «МАТЬ» и дисперсии точки «СЫН»: когда какой-либо канал находится в полноте или пустоте, чаще всего выбираются точки ШУ на канале. Принцип лечения заключается в укреплении «Матери», когда канал в пустоте или в дисперсии «Сына», когда канале полноте. Например, если имеется болезнь полноты легких, мы можем провести дисперсию точки «Сын», т.е. Р5в начале В3Td. Если же имеется болезнь пустоты легких, мы можем проводить тонизацию точки «Мать» Р9 во временной промежуток В4. ЦЗЫ-У-ЛЮ-ШУ и другие продемонстрировали, что быстрота выздоровления при неврите лицевого нерва выше при лечении методом ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ, нежели чем при лечении другими методами иглоукалывания, такими как компьютерная оценка симптомов и признаков и даже эффективней, чем выбор точек согласно традиционному опыту. ФЭН ЖУНЬ ШЕНЬ полагает, что дизентерия может быть излечена простым укалыванием в точку МС7, в определенное время, но эффекта не будет, если укалывание этой точки произвести в другое время. 1.1.2 Логическое обоснование метода ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ Хотя анатомическое строение человеческого организма и его физиологические функции очень сложны, они могут быть, согласно точке зрения Традиционной Китайской медицины, представлены как ИНЬ и ЯН. «Развитие и совершенствование человеческого тела всегда происходит в соответствии с законом ИНЬ-ЯН» (Глава 25, СУ ВЕНН). В соответствии с теорией ИНЬ-ЯН, в ИНЬ всегда присутствует компонент ЯН, а в ЯН всегда присутствует компонент ИНЬ; ИНЬ и ЯН взаимосвязаны. Обоюдное сдерживание и обоюдное развитие ИНЬ и ЯН обеспечивают органическое единство человеческого организма. «Когда ИНЬ и ЯН находятся в равновесии, существо и дух могут нормально функционировать, когда ИНЬ и ЯН прекращают свое взаимодействие и отрываются друг от друга, сущность и дух перестают существовать». То есть, когда ИНЬ и ЯН утрачивают свою взаимосбалансированность, человек либо заболевает, либо умирает. Человек живет в Природе, и Природа обеспечивает нас всем необходимым для существования. «Небеса питают нас пятью видами газов, земля питает нас пятью вкусами». (Глава 9, СУ ВЕНН). Газы вдыхаются через нос и попадают в Легкие и Сердце, обеспечивают цвет лица и звучность голоса. Пять вкусов накапливаются в Желудке и питают своей сущностью пять внутренних органов. Четыре сезона в течении года последовательно заменяют друг друга. Летом дневное время наиболее длинное, зимой самое короткое. Весна и осень переходные сезоны года. В древнем Китае эклиптика была поделена на 24 равных отрезка, потому что в году 24 солнечных фазы. Первая солнечная фаза означает начало весны, седьмая солнечная фаза означает начало лета, тринадцатая - начало осени и девятнадцатая - начало зимы. Четвертая, десятая, шестнадцатая и двадцать вторая солнечные фазы представляют собой поворотные точки четырех сезонов. Таким образом, активность различных сторон деятельности человека тоже подвержена ритмическим и циклическим изменениям. «Человек вовлечен в процессы изменения Неба и Земли и подчиняется изменениям Солнца и Луны» (ЛИН ШУ, Глава 79). «Человек живет благодаря ЦИ Неба и Земли, и поэтому жизнь его протекает в согласии с четырьмя сезонами года» (Глава 25, СУ ВЕЕН). Как диагностика, так и лечение в Традиционной Китайской медицины опираются на эту основополагающую концепцию о единстве Человека и Природы. Посредством Четырех Методов Обследования (осмотр, выслушивание, осязание запахов, исходящих от больного, опрос, исследование пульса) и Восьми Руководящих принципов (ИНЬ или ЯН, наружное или внутреннее, холод или жара, полнота или пустота), древние врачи дифференцировали симптомы и признаки и определяли тот или иной метод лечения. В процессе лечебных мероприятий, учитывалось влияние сезона года, климатических условий, географического расположения и особое внимание уделялось тесной связи между временем и болезнью. Профессор ШЕНЬ ЯНЬ НАНЬ из Колледжа Традиционной Китайской Медицины города Гуанчжоу обратил внимание, что в 1955 году в городе Ши ЦзяЧжуане была вспышка эпидемического энцефалита (В). При лечении этого заболевания были использованы тогда лечебные травы, главным образом отвар травы Gursum. В 1956 году вспышка эпидемического энцефалита (В) произошла в Пекине. Когда попытались лечить больных теми же средствами, результат не был достигнут. Тогда врачи изменили свою лечебную стратегию, они пошли по пути рассеивания патогенной влажности и жары, а также разжижения и устранения мутных жидкостей тела ароматами. Результат был поразительным. Таким образом мы видим, что, хотя заболевание было одной и той же нозологической формы, время и место эпидемической вспышки было различным. В Ши ЦзяЧжуане вспышка произошла летом, когда погода была жаркой; в Пекине же вспышка произошла осенью, когда погода была влажной, благодаря постоянным дождям. Безусловно, что в двух этих случаях заболевание не имеет смысла лечить одинаково. Это один из примеров, отражающий рассмотренную нами концепцию Традиционной Китайской Медицины. 1.1.2.1 Хронофизиология Так как, по мнению древних китайских докторов, Человек и Природа представляют собой одно целое, физиологические функции организма претерпевают изменения в зависимости от ритмических циклов дня и ночи. По представлениям древней китайской медицины жизненная энергия ЯН способна противостоять влиянию патогенных сил и, наиболее ранней формой хронофизиологии было представление о том, что ЯН-ЦИ в дневное время направляется кнаружи, а ночью уходит внутрь. Современные исследования показали, что почти все функции человеческого организма подлежат ритмическим изменениям в течении 24 часов. Это касается температуры тела, поглощения тканями кислорода, артериального давления, содержания сахара и аминокислот в крови, уровня гемоглобина и андренокортикальных гормонов в крови, содержания гликогена в печени, скорости метаболизма жиров и клеточного митоза. Система крови: количество B- и Т-лимфоцитов наиболее высокое в промежуток времени от 0:00 до 4:00, а наиболее низкое от 12:00 до 16:00. Уровень сыворотки CAMP наиболее высокий в полдень, а наиболее низкий около полуночи. Циркуляторная система:Задек наблюдал изменения артериального давления у людей в течении 24 часов и отметил, что уровень диастолического давления у здоровых людей в утренние часы равен 72-80 мм рт. ст., а в вечерние часы 84-90 мм рт. ст. Дыхательная система: согласно экспериментальным данным Денера, сопротивление воздухопроводящих путей, объем воздушногопотока, и разница давления достигает своего пика около 5 часов утра. Пищеварительная система: наименьшая секреция сока поджелудочной железы наблюдается в летнее время. Халберг обнаружил закономерность, что люди, принимающие пищу один раз в день (около 2000 калорий) в утренние часы, теряют вес; те же, кто принимает пищу тоже один раз в день, но в вечернее время – набирают. Этот феномен обусловлен циркадным ритмом секреции инсулина. Температура тела и метаболизм: наименьшая температура тела наблюдается утром (2:00 - 6:00), наиболее высокая вечером (17:00 - 18:00). В опытах на крысах, наибольшее количество гликогена в печени накапливается около 8:30, а наименьшее его количество около 20:30. Даже когда подопытные крысы испытывали голод и жажду, ритм содержания гликогена в печени сохранился прежним. В отличии от крыс, у людей максимум содержания гликогена в печени наблюдается в период с 3:00 до 6:00. Это очень важно иметь в виду при лечении больных диабетом. Мочеполовая система: наибольшее количество 17-ОН адренокортикоидов наблюдается в период с 6:00 до 10:00, а наименьшее их количество с 0:00 до 2:00. Эндокринная система: максимальное количество тестостерона в крови наблюдается с 8:00 до 9:00, а минимальное его количество в полночь. Концентрация адренокортикотропного гормона в крови наиболее высока в дневное время и наиболее низкая ночью. Уровень глюкокортикоидов начинает нарастать около 4:00, достигает своего пика в 6:00 - 8.00, а затем начинает снижаться, достигая наименьших величин к 21:00 - 1:00. Согласно данным Вессена, опубликованным в Американском журнале Акупунктуры (№ 2, 1981 год), наибольшее значение показателей функции почек, таких как гломерулярная фильтрация и почечный кровоток, наблюдается в 17:30. Это вполне соответствует представлениям Традиционной Китайской Медицины, согласно которым время прилива энергии в канал Почек с 17:00 до 19:00. Максимальная экскреция желчи, концентрация солей желчи, холестерола, фосфатидов и различных печеночных энзимов наблюдается с 23:00 до 0:00. Китайские врачи считают, что печень и желчный пузырь находятся во взаимоотношении «наружное-внутреннее», поэтому этот временной интервал соответствует времени прилива энергии в эти два канала. Сопротивление воздушных путей, различие объема и давления в грудной клетке достигают максимума моноциты венозной крови наиболее активны, а это время соответствует времени наибольшей активности Канала Селезенки. Современные исследования в области хронобиологии еще раз продемонстрировали тесную взаимосвязь всего живого в Природе и подчинение его ритмическим циклам Природы, а это как раз то, о чем говорили наши предки в «Каноне Внутренней Медицины». Таким образом история хронобиологии уходит своими корнями в более чем 2000-летней давности Китай. 1.1.2.2 Хронопатология Китайские врачи полагают, что болезнь претерпевает изменения в течении суток у большинства больных. Например, у больных, страдающих бронхиальной астмой, приступы чащевсего случаются перед восходом солнца; больные туберкулезом начинают слегка лихорадить к вечеру; инсульты, приступы аритмии, внезапные смерти у коронарных больных чаще всего случаются ночью. СЕ, ЧИАНЬ И ЧЕНЬ проанализировали время наступления смерти в 131, 740 и 107 случаях, соответственно и обнаружили, что наибольшая смертность приходится на одиннадцатый, двенадцатый и первый временные промежутки (Td), а наименьшая на шестой и седьмой Td. ХУ проанализировал 1424 случая и пришел к выводу, что наибольшая смертность приходится на одиннадцатый, двенадцатый и первый временные промежутки, а наименьшая на промежутки с пятого по десятый. Эти результаты вполне коррелируют с теориями Традиционной Китайской Медицины. Американские ученые предположили, что живые существа имеют свои биологические часы, заведенные на определенный промежуток времени. Они подсчитали, что человеческийорганизм состоит из 5x1010 клеток и на основе этого пришли к выводу, что нормальная продолжительность жизни человека должна составлять 120 лет, то есть как раз два цикла S1-B1 (ЦЗЯ-ЦЗЫ). Наряду с изменениями времени, на болезнь и здоровье оказывают влияние также и погодные изменения. Результаты современных медицинских исследований показали, что под влиянием высокого атмосферного давления и низкой температуры, случаи апоплексии достигают наивысшего уровня. Японские ученые придерживаются мнения, что метеорологические факторы играют очень важную роль в возникновении приступов бронхиальной астмы. Метеорологические изменения могут также активизировать патогенные факторы и приводить к целому ряду заболеваний. Например, 1979 год был годом S6B8 с недостаточным движением Земли, Влажная земля потребовала небесного заряда. Следовательно, очень сильно возрос уровень заболеваний, обусловленных патогенным биоклиматическим фактором Влажного Жара, т.е. таких заболеваний, как гепатит, гастроэнтерит и т.д. Особенно это ярко проявилось в районе Ханчжоу. 1.1.2.3 Хронодиагностика В диагностике заболеваний, врачи Традиционной Китайской Медицины делают упор на как можно более полное обследование больного посредством Четырех Методов Обследования. Кроме того, они подчеркивают, что все данные диагностики должны быть собраны воедино, рассмотрены и проанализированы с целью постановки правильного диагноза. Обязательно должны учитываться связи между заболеванием и климатом, сезоном года, географическими условиями и условиями социума. «Уметь видеть незаметное. Только врач может увидеть изменения, происходящие в больном, изменения ВЭЙ и ИНЬ энергий, которые невозможно увидеть неспециалисту. В лечении больных врач должен учитывать влияние следующих факторов: холодная или теплая погода была в момент заболевания и в момент лечения больного, полная ли луна или она в ущербе, находится ли сезонная энергия на поверхности или опускается» (Глава 26, СУ ВЕНН). ЮЕ МЭЙ ЧЖУН получил хорошие результаты при лечении детей с расстройствами психики. Они проявлялись судорогами, возникавшими обычно в районе первого и седьмого временных интервалов, а поскольку первый и седьмой временные интервалы являются периодами установления ИНЬ и ЯН, ЮЕ МЭИ ЧЖУН назначил лекарства, способствующие уравновешиванию ИНЬ и ЯН, что привело к выздоровлению детей. ВАН и СЯНЬ достиг хороших результатов в лечении 6 больных, страдающих трудноизлечимыми заболеваниями. У троих больных была головная боль и высокая температура в утреннее время, у остальных трех больных наблюдалась кровоточивость матки, лихорадка и бессонница. В соответствии с теорией Традиционной Китайской Медицины, «С рассвета до полудня– ЯН Неба, т.е. ЯН в ЯН, с захода солнца до первых петухов - ИНЬ в ИНЬ, т.е. ИНЬ Неба». Учитывая это правило, доктор ВАН добился успеха в лечении этих больных. Хронодиагностика в Китае является одновременно и древним традиционным методом диагностики и вновь развивающейся отраслью современной диагностики. 1.1.2.4 Хронотерапия Поскольку физиологические процессы и патологические изменения в организме человека тесно связаны со временем, врачи Традиционной Китайской Медицины проводят лечебные мероприятия с учетом хронобиологических ритмов организма для того, чтобы получить максимальный терапевтический эффект. В трактате ШАН ХАН ЛИН (Руководство к лечению лихорадочных заболеваний, вызванных внешним холодом), написанном в 219 году нашей эры, имеются некоторые положения, касаемые болезней «Шести каналов»: «Болезни ТАЙ-ЯН лучше всего излечиваются с 6 по 8Td (9:00 - 15:00), болезни ЯН-МИН лучше всего излечиваются с 9 по 11 Td (15:00 – 21:00), болезни ШАО-ЯН лучше всего излечиваются с 3 по 5 Td (3:00 - 9:00), болезни ТАЙ-ИНЬ лучше всего излечиваются с 12 по 2 Td (21:00 - 3:00), болезни ШАО-ИНЬ лучше всего излечиваются с 1 по 3 Td (23:00 - 5:00), болезни ЦЗЮЕ-ИНЬ лучше всего излечиваются с 2 по 4 Td, т.е. с 1:00 до 7:00». Шесть видов патогенных биоклиматических энергий ПБКЭ (ветер, холод, летняя жара, влажность, сухость и огонь), приводят к развитию заболеваний, хорошие же климатические условия способствуют излечению. Например, в период с 9:00 до 15:00 наилучший терапевтический эффект может быть получен при лечении болезней ТАЙ-ЯН, как лекарствами, так и акупунктурой. Это обусловлено тем, что в этот период времени ЯН-ЦИ находится в расцвете. В эксперименте на мышах было показано, что одна и та же доза стрихнина, но введенная в разное время суток, приводит к колебанию процента смертности от 75 до 6%. При лечении лейкемии у мышей препаратом цитозиномарабинозидом, в период времени с 8:00 до 11:00 доза препарата может быть наименьшей, ибо именно в этот период чувствительность организма к препарату наиболее высокая. Кроме того, продолжительность жизни мышей, больных лейкемией и пролеченных с учетом временного фактора, повышается на 60% по сравнению с контрольной группой. Больные, страдающие заболеваниями сердца, наиболее чувствительны к препаратам дигиталиса в районе 4:00. Если принять аспирин в 7:00, то время нахождения его в организме наиболее продолжительно. Результаты современных исследований находятся в соответствии с теорией ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ. «Лекарство надо принимать на пустой желудок перед восходом солнца, если заболевание гнездится в конечностях и кровеносных сосудах. Если же болезнь находится в костном мозге, лекарства надо принимать на полный желудок и ночью». ЛЮ ЮАНЬ СУ и ЧЖАН ЦЗЫ ХЕ считает, что рвотные средства надо принимать на рассвете, ЛИ ГАО, ЛЮО ТЯНЬ ЛИ полагают, что лекарства, усиливающие жизненную энергию и повышающие ЯН, потогонные средства и средства, изгоняющие патогенные факторы, необходимо принимать до полудня. Древние китайские врачи установили, что «ЯН необходимо питать весной и летом, ИНЬ - осенью и зимой» (Глава 2, СУ ВЕНН). Можно узреть противоречие в рекомендации усиливать ЯН вместо ИНЬ в теплый сезон года и усиливать ИНЬ вместо ЯН в холодный сезон. Однако статистический анализ 322 случаев смерти от геморрагического инсульта, проведенный в течении трех лет в Вуханьском муниципальном госпитале, показал, что смертность выше в конце осени и в начале зимы по сравнению с другими сезонами года. Геморрагический инсульт по понятиям Традиционной Китайской Медицины представляется как «удар» или апоплексия. Пусковым механизмом является влияние внешних факторов при ИНЬ-пустоте печени и почек. Таким образом, представляется целесообразным укреплять ИНЬ Печени и Почек в период конца осени и зимой. Лечение бронхиальной астмы и аллергического ринита методом аппликации медицинских пластырей в период Тройного Лета (наиболее жаркий тридцатидневный период года) также является практическим олицетворением этого принципа. Такой период именуют «лечение зимних болезней летом». Из Гуандунского госпиталя Традиционной Китайской медицины сообщили о результатах лечения 586 случаев бронхиальной астмы с преимущественно летними приступами. Эффективность лечения достигает 78%. Применялись аппликация пластырей в двадцатисемидневный период после зимнего солнцестояния. Этот подход именуется «лечение летних болезней зимой». 1.1.2.5 Хронобиология животных и растений Животные и растения имеют свои биоритмы. Например, петух кукарекает на рассвете; перелетные птицы меняют места своего обитания весной и осенью; медведи впадают в зимнюю спячку. Разные цветы распускаются в разное время: фиалка в начале зимы, роза в середине лета, хризантема поздней осенью. Все эти биоритмы были известны нашим предкам. Таким образом, мы видим, что ритмические изменения функций и жизнедеятельности организма в целом присущи всем без исключения живым существам. 1.1.2.6 Краткое введение в теории ИНЬ-ЯН и Пяти Первоэлементов Теории ИНЬ - ЯН и Пяти Первоэлементов являются примитивными диалектико-материалистическими теориями древнего Китая. Они способствовали развитию естественных наук в Древнем Китае и сопредельных государствах и полностью были приняты и приложены к медицинской сфере знаний. Само возникновение и развитие Традиционной Китайской Медицины обусловлено этими теориями, и до сих пор они являются основными руководящими принципами в клинической деятельности Традиционных китайских врачей. ИНЬ-ЯН «ИНЬ и ЯН - Закон Неба и Земли, руководящий порядок всего сущего под солнцем, источник всех перемен, корень и исходная точка жизни и смерти, божественный храм» (Глава 5, СУ ВЕНН). Согласно этой теории, все вещи и все явления во вселенной состоят из двух аспектов - ИНЬ и ЯН, которые не только противостоят и противоборствуют друг другу, но и взаимоподдерживают друг друга и взаимопреобразуются и проявляют другие формы взаимозависимости. Это общее правило для всей вселенной, основной источник возникновения и исчезновения. Теория ИНЬ-ЯН используется врачами Традиционной Китайской Медицины для объяснения физиологических и патологических процессов в человеческом организме и путеводной нитью проходит через всю диагностику и терапию. Противодействие и взаимозависимость между ИНЬ и ЯН: древние рассматривали луну (ТАЙ-ИНЬ) и солнце (ТАЙ-ЯН), как символы ИНЬ и ЯН. Суть природы ИНЬ подобна воде (холод, темнота, стремление книзу), суть природы ЯН подобна огню (тепло, свет, стремление кверху). Отсюда следует, что медлительность и спокойствие присущи ИНЬ, а быстрота и возбудимость присущи ЯН. Взаимозависимость выражается в том, что обязательным условием существования ЯН является ИНЬ, равно как и наоборот. Иными словами, ИНЬ зависит от ЯН так же, как ЯН зависит от ИНЬ. Они противостоят друг другу и в то же время тесно связаны друг с другом. Противоречия между ИНЬ и ЯН относительны, не абсолютны. При изменении одного из них, второй также подлежит изменению. Кроме того, в ИНЬ всегда имеется зародыш ЯН, а в ЯН всегда имеется зародыш ИНЬ. «Неизмеримо число ИНЬ и ЯН вокруг нас, но вместе с тем ИНЬ и ЯН только один» (Глава 6, СУ ВЕНН). Прилив, отлив и трансформация ИНЬ-ЯН: равновесие между ИНЬ и ЯН не является чем-то статичным, оно подвергается постоянным динамическим изменениям. Если один из них прибывает, то немедленно ослабевает влияние другого, если же убывает, то влияние другого наоборот усиливается. Избыток или недостаток ИНЬ или ЯН лежит в основе патогенеза заболеваний с точки зрения Традиционной Китайской Медицины. Например, недостаточность ЯН приводит к избыточности ИНЬ, возникает Синдром Холода; недостаточность ИНЬ приводит к избыточности ЯН, возникает Синдром Жары. Укалывание и прижигание способно сбалансировать ИНЬ и ЯН. «ИНЬ находится в спокойном и уравновешенном состоянии, если ЯН достаточно крепок. Следовательно, это залог хорошего здоровья» (Глава 3, СУ ВЕНН). Искусный врач отличает ИНЬ от ЯН и ЯН от ИНЬ; укалывает справа, для того, чтобы лечить слева, укалывает слева, для того, чтобы лечить справа; при заболеваниях верхней части тела укалывает нижнюю часть тела; при заболеваниях нижней части тела укалывает верхнюю часть тела (ХУАН ДИ НЭЙ ЦЗИН). В трактате «ЧЖЕНЬ ЦЗЮ ДА ЧЕН» имеются некоторые положения, касающиеся методов манипуляций иглой, используемых для «укрепления» и «рассеивания» при работе методом ЦЗЫ-У-ЛЮ-ЧЖУ: «Вращая иглу влево в период с B1 до В7, активизируешь ЯН-каналы, вращая иглу вправо в период с В7 до В1 активизируешь ИНЬ-каналы». Иными словами, когда мы укалываем каналы ЯН группы при лечении, например, синдрома Жары, необходимо вращать иглу вправо для того, чтобы «рассеять» ЯН и вращать влево, чтобы «укрепить» ЯН; когда мы укалываем ИНЬ каналы при лечении Синдрома Холода, иглы надо вращать вправо для «укрепления» и влево для «рассеивания». Это – метод приведения в согласие ИНЬ-ЯН. Полнота ЯН приводит к избытку «Жары», а после проведения укалывания «Жара» охлаждается. Полнота ИНЬ приводит к избытку «Холода». После укалывания методом «укрепления», «Холод» согревается. Это и есть механизм приведения в согласие ИНЬ с ЯНом и ЯН с ИНем. Трансформация ИНЬ и ЯН отражает закон перемен, общий для всей Вселенной. Например, сутки могут быть поделены на периоды ШАО-ЯН, ЯН-МИН, ТАЙ-ЯН и ШАО-ИНЬ, ТАИ-ИНЬ, ЦЗЮЕ-ИНЬ. Сезоны года последовательно сменяют друг друга. Когда зимние холода достигают своего пика, подходит весна; когда летняя жара достигает своего пика, начинает появляться осенняя прохлада. Аналогичным изменениям подвержен и человеческий организм, подобные же изменения претерпевает и ход заболевания. После длительной изнуряющей лихорадки температура тела понижается, больной становится бледным, конечности холодеют, пульс едва прощупывается, как будто он остановился. Описанный пример отлично иллюстрирует процесс перехода от ЯН-синдрома к ИНЬ-синдрому. Здесь безусловно стратегия лечения должна меняться в соответствии с изменениями в состоянии болезни. Если рассматривать человеческое тело в целом, то поверхность тела и конечности относятся к ЯН, тогда как внутренние органы - ИНЬ. Если рассматривать отдельно поверхность тела, то спина принадлежит к ЯН, а живот к ИНЬ, верхняя половина тела выше пояса принадлежит к ЯН, а нижняя половина тела к ИНЬ. Внешняя часть конечностей ассоциируется с ЯН, внутренний же их аспект –ИНЬ. Следовательно, Каналы, проходящие по внешнему аспекту, соответствуют ЯН, а Каналы, проходящие по внутреннему а....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка оконного интерфейса для работы с базой данных «продажи мобильных телефонов
- Понятия и обзор современного состояния инвестиций, а также исследование методов оценки эффективности социально-ответственных инвестиционных проектов
- Разработка и исследование методов создания кадастра туристических объектов