- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Обучение персонала подходы, понятие, виды, этапы
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002736 |
Тема: | Обучение персонала подходы, понятие, виды, этапы |
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОПРОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Обучение персонала: подходы, понятие, виды, этапы Основные причины, подтверждающие необходимость подготовки и переподготовки кадров это, прежде всего: недостаток высококвалифицированных кадров; давление конкурентов, требующее эффективного использования труда; увеличение стоимости рабочей силы; технические особенности и изменения, связанные с научно-техническим прогрессом и внедрением информационных технологий; рост сотрудников; повышение объемов производства и продаж; возможность развития потенциала сотрудников, ответственность предприятия за ее работников. 1 Обученный персонал – такое же конкурентное преимущество, как, например, качественный сервис или широкий ассортимент производимой продукции. Вопросами обучения персонала организации занимались всегда. Однако до сих пор для большинства руководителей организаций малого и среднего бизнеса, предприятий разных направлений проблема формирования и внедрения системы внутрифирменного обучения персонала является актуальной. В первую очередь это связано с тем, что существует разрыв между профессиональным образованием и потребностями современного бизнеса в кадрах. Ни для кого не секрет, что знания, полученные в учебных заведениях профильного типа, порой плохо сочетаются с практической деятельностью, а многим специальностям вообще нигде не учат2. Кроме того, в динамично изменяющемся мире предъявляются новые требования к должностям, что в свою очередь не может не отразиться на требованиях к сотрудникам. От последних ждут постоянного совершенствования знаний, прироста компетенций. Для самих сотрудников профессиональное обучение является возможностью приобретения, как общего, так и специфического (т.е. необходимого для работы на конкретной должности в определенной организации) знания.3 Стремительное развитие общества и науки приводит к быстрому обновлению знаний, требует от государства и собственно предпринимателей создавать условия для своевременного и эффективного развития человеческих ресурсов. В теории управления персоналом отсутствуют единое видение таких категорий как «профессиональное обучение» и «развитие персонала», что связано с существование многих научных школ и изменением моделей управления персоналом. Развитие персонала определяется как непрерывный процесс, целью которого является последовательное приближение профессиональных и личностных компетенций сотрудников к оптимальным, т. е. наиболее полно соответствующим требованиям работодателя. 4 В литературе под обучением персонала понимают целенаправленно организованный и планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения теоретическими знаниями, навыками и умениями под руководством опытных специалистов.5 Зайцева Ю.А. считает, что обучение персонала — основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.6 Так, Егоршин А.П. дает следующее определение: обучение персонала — это обеспечение соответствия профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления.7 Магура М.И. считает, что обучение персонала — это важнейший инструмент, с помощью которого руководство получает возможность повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.8 В свою очередь, Кибанов А.Я. придерживается мнения, что обучение — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками.9 Обучение - это систематический процесс, используемый организациями для развития знаний работников, их навыков, изменения поведения или установок, чтобы повысить вклад в достижение организационных целей. Система обучения персонала - это система подготовки персонала, включающая различные методики обучения, а также материально-технические средства обеспечивающие процесс обучения. Основная цель обучения персонала - обеспечить такую квалификацию кадров предприятия, которая позволит качественно выполнять возложенные на них функции, задачи. Анализ источников научной литературы позволил определить, что обучение персонала — это процесс овладения компетенциями, необходимыми для успешного и эффективного выполнения профессиональных задач. Некоторые ученые-экономисты отмечают многоаспектности развития персонала и вкладывают в него профессиональное обучение, карьерный рост, формирование резерва кадров и др. Другие ученые отождествляют «развитие персонала» с «профессиональным обучением». Главными препятствиями, которые мешают достижению поставленных целей и ожидаемых результатов, является не только недостаточный уровень профессиональной подготовки персонала, но также и устаревшие формы и методы профессионального обучения. Это обусловливает необходимость поиска новых идей, разработки и практической реализации новых подходов в сфере обучения различных категорий персонала, учета их интересов и потребностей для достижения общих целей. Профессиональное обучение работников для субъектов хозяйственной деятельности дает возможность не только выполнять на высоком уровне поставленные задачи, но и учитывать будущие потребности предприятия. Основными преимуществами обучения для работников предприятия является приобретение новых знаний, умений, навыков и компетенций для ос военной профессии или повышения уровня своей конкурентоспособности и стоимости рабочей силы, развитие творческого потенциала. Для решения данной проблемы компании привлекают тренеров, лекторов и др. В целом система обучения должна быть создана с учетом потребностей отдельных сотрудников, целевых групп и подразделений, руководящего состава компании и включенных в кадровый резерв сотрудников. Рентабельность обучения персонала достигается за счет грамотной его организации. Однако на практике этот процесс часто сводится в лучшем случае к повышению некой суммы знаний, что не всегда приводит к росту корпоративного IQ - интеллектуального потенциала организации. Не видя особых перспектив в обучении, руководители предпочитают вкладывать средства в другие направления работы с кадрами. Между тем расходы ведущих зарубежных компаний на эти цели составляют от 2 до 10% фонда оплаты труда. Низкая эффективность обучения во многом обусловлена отсутствием комплексного подхода администрации к решению этой важной для предприятия проблемы. Обучение приносит доход за счет внедрения повышения качества трудовой жизни, создания условий для использования приобретенных знаний и умений на практике, моральной поддержки обучаемых со стороны руководства, коллег по работе. 1.2. Система непрерывного образования У каждой компании в зависимости от стратегии существуют свои потребности в образовательных мероприятиях — на их основе и строится система непрерывного обучения. Целью развития персонала является формирование и поддержание кадрового потенциала; повышение профессионального мастерства работников; формирование у них современного экономического мышления, умения работать в команде; обеспечение на этой основе высокой производительности труда и эффективного функционирования предприятия в целом. Система непрерывного обучения является ключевой составляющей управления персоналом в целом и способствует укреплению конкурентных преимуществ компании на рынке. Чтобы система работала как надо, необходимо привлекать к обучению руководителей, учитывать связи между карьерным, профессиональным ростом и квалификацией и проч. Внедрение системы непрерывного обучения может быть обусловлено разными факторами: - потребностью в опережающем личностном росте и профессиональном развитии персонала; - несоответствием результатов работы сотрудников их потенциалу; - отсутствием эффекта после проведения конкретных обучающих мероприятий; - постоянным притоком новых сотрудников, которых необходимо знакомить со спецификой компании; - потребностью создать для ценных сотрудников дополнительный стимул к продолжению работы в компании. Как правило, при формировании системы непрерывного обучения компании придерживаются следующего алгоритма: для каждой должности/профессии прописывают требования с учетом задач, возложенных на сотрудников в соответствии с бизнес-планом, разрабатывают тренинг-план с учетом целей и методов обучения и следуют ему в рамках отведенного бюджета и установленных критериев оценки результативности. Основная задача непрерывного обучения персонала — поддерживать такой уровень знаний и навыков, который позволит сотрудникам компании всегда соответствовать требованиям постоянно меняющегося рынка и ожиданиям клиентов. Кроме того, работники должны уметь реализовывать краткосрочные и долгосрочные цели предприятия. Следует помнить, что обучение не самоцель, оно должно быть напрямую связано с осуществляемыми работником функциями или направлено на подготовку к выполнению новых, более сложных обязанностей в случае его карьерного роста. Применение этого принципа позволяет сделать максимально выгодными организационные, финансовые и временные инвестиции в обучение сотрудника. Необходимо мониторить эффективность обучающей программы, при необходимости корректировать ее, отслеживать актуальность и обязательно применять полученные знания и освоенные навыки в работе. Но главным элементом системы непрерывного обучения являются развивающая среда компании, ее корпоративная культура, ориентированная на личностный и профессиональный рост сотрудников. Развитие компании предполагает наличие у нее масштабных целей, грамотной и внятной миссии и стратегии, достаточного количества высокопрофессиональных, амбициозных, лояльных и обучаемых сотрудников. И для многих давно уже очевидно, что растить такой персонал нужно внутри компании. При этом руководитель любого уровня должен быть в том числе и наставником, поскольку не только имеет значительный багаж знаний и опыта, но еще и мотивирует своим примером подчиненных. Повышение квалификации и непрерывное образование персонала должно занять ведущее место в системе управления кадровым потенциалом - прежде всего для достижения конкурентоспособности предприятия и связи кадровой политики с его экономической стратегией. Оригинальность и уникальность знаний, создавая труднопреодолимые барьеры на пути замены и имитации, позволяют рассматривать их в качестве основного ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность организации. Знания, накопленные и полученные в системе образования через лицензии, патенты, торговые марки и базы данных, трансформируется в инновации, прибыль от которых в сотни раз превышает издержки на их создание. Любая организация должна постоянно всесторонне «обучаться». Только благодаря обучению ее деятельность может приобрести экономическую устойчивость в своей производственной деятельности, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. От того, как будет решаться проблема непрерывного образования персонала, во многом зависит будущее России. Сама компания в реализации программы непрерывного обучения и развития персонала может принимать участие в нескольких формах: - финансово (оплачивает обучение сотрудника или выделяет ему беспроцентный кредит на обучение); - организационно (предоставляет организационные возможности для повышения квалификации и развития профессионализма работников вне стен фирмы - выделяется время, предоставляет информацию об обучающих организациях, заключает с ними договоры сотрудничества, организует обмен опытом, стажировку и т.п.); - непосредственно (организует обучение без отрыва от производства внутри самой фирмы, как силами штатных работников, так и с помощью приглашенных специалистов); - морально (в компании создаются условия, мотивирующие персонал на профессиональное развитие - финансовые, карьерные и т.п.). Для того, чтобы система развития персонала компании реально работала, необходимо соблюдать следующие принципы: - непрерывность обучения в течение всей трудовой деятельности; - неразрывная связь карьерного и/или профессионального роста и квалификации; - использование современных обучающих программ-тренингов; - привлечение к развитию системы обучения топ-менеджеров компании. Таким образом, процесс разработки программы обучения будет включать в себя: - оценку потребности в обучении (в каком объеме и по каким тематикам необходимо обучение) различных категорий персонала; - выбор форм обучения и, при необходимости, организаций-поставщиков услуг по обучению работников; - разработку графика с учетом характера обучения (внутрифирменное или в учебном заведении); - разработку схемы внедрения полученных знаний и навыков в процесс производства; - оценку эффективности программы обучения работников (как с точки зрения производственной деятельности, так и с точки зрения мотивации персонала). Безусловно, в зависимости от степени эффективности программы, ее необходимо корректировать, отслеживать ее актуальность и обязательно соблюдать принцип применения знаний и навыков в работе. Обучение не должно осуществляться только ради самого обучения, оно должно быть непосредственно привязано к осуществляемым работником функциям или направлено на подготовку к выполнению новых, более сложных обязанностей в случае карьерного роста работника. Применение этого принципа помогает максимально реализовать те организационные, финансовые и временные инвестиции, которые были вложены в обучение сотрудника. Главной целью создания Системы непрерывного обучения персонала является поддержание высокого рейтинга компетентности персонала на всех уровнях управления; формирование конкурентоспособной команды, постоянно расширяющей свои возможности в получении духовных (морально-этических), финансово-экономических и социальных результатов. Технология управления развитием персонала организации должна представлять отлаженную систему, направленную на профессиональное развитие и карьерный рост сотрудников компании. Только в этом случае она поможет в решении вышеизложенных задач и станет взаимно эффективной для работодателя и персонала. 1. Управление профессиональным развитием персонала: алгоритм процесса обучения Управление развитием персонала — это вполне определенный бизнес-процесс. Если представить его в виде алгоритма, получается следующая схема (рис. 1.1): Рис. 1.1. Схема управления развития персонала10 Следовательно, можно выделить достаточно обособленные этапы развития управления персоналом. Предшествующие запуску данного алгоритма этапы сходны для большинства организаций. Как правило, процесс начинается с появлением экстренных, но довольно спонтанных требований к обучению. В такой ситуации комплексный подход, анализ и системность процессов приносятся в жертву срочной сиюминутной потребности11. Затем следует период осмысления, когда в компании создается отдельное подразделение для обучения сотрудников, за этой задачей закрепляются определенные сотрудники. Эффективным на этом этапе будет создание корпоративной библиотеки. Статистически доказано, что накопление информации внутри компании идет в разы быстрее, чем в профильных научных заведениях. Финальным этапом является создание корпоративного обучающего центра или даже университета, обладающего собственной научно-методической базой, ориентированного на долгосрочное развитие, генерацию и управление информацией. 2. Стратегическое управление развитием персонала: определение потребностей Любые мероприятия по обучению персонала должны начинаться с осознанного тщательного планирования. Необходимо, в первую очередь, определить потребности организации, выявить несоответствие между желаемыми профессиональными знаниями персонала и действительными навыками. Оптимальный вариант – это участие в выявлении потребностей всех заинтересованных сторон: руководителя, сотрудника, службы развития персонала. Традиционные методы, позволяющие выявить и зарегистрировать потребности в профессиональном развитии – это аттестация и подготовка индивидуального плана развития. Кроме того, существуют методы психологического тестирования, с помощью которых можно установить уровень развития, например, коммуникативных навыков или лидерских способностей. Оперируя портретом «идеального» сотрудника и реальным положением в коллективе можно определить пробелы в профессиональном развитии и подготовить план по их устранению. Все виды потребностей можно сгруппировать по схожим признакам в три крупных класса12: * менеджерские и лидерские. Примером таких потребностей могут служить потребность в достижении, потребность в контроле над событиями, потребность в аффилитации (принадлежности к группе и получения одобрения); * функциональные. К этому классу потребностей относятся рациональные потребности в определенных профессиональных навыках или качествах; * поведенческие. Эти потребности определяются корпоративной этикой, культурой, ценностями кампании и ее миссией. Методы оценки потребностей, в свою очередь, представлены следующими видами практических исследований13: * анализ долгосрочных и краткосрочных планов организации * системы оценки работы и повышения производительности * аудит компании и персонала по внешним и внутренним центрам * опросы: руководителей, сотрудников, клиентов * выявление причин и сбор статистических данных при увольнениях Финальным этапом выявления потребностей является составление программы профессионального развития компании. Эта программа складывается из планов индивидуального развития, согласованных с кадровой службой. План развития содержит описание целей развития, разделенных по рабочим местам, профессиям, областям, видам мероприятий. В случае если несколько работников с общими исходными данными могут развиваться по сходным планам, целесообразно разработать стандартный план развития. 3. Просчитать бюджет и определить перспективы развития управления персоналом. Стратегическое управление развитием персонала содержит ряд немаловажный финансовых аспектов. Для компании всегда важно определить эффективность вложения ресурсов в обучение персонала. Величина бюджета на обучение определяется двумя значимыми факторами: потребностями компании и ее финансовым состоянием. Исходя из существующих реалий, руководство сопоставляет размер бюджет с потребностями, расставляет приоритеты и определяет оптимальные направления развития управления персоналом. Не менее важен при составлении бюджета мониторинг результатов обучения, который может стать аргументом для грамотного распределения бюджета впоследствии. Количественные и качественные показатели эффективность могут заноситься в единую базу данных или журнал: управление развитием персонала требует не только планирования, но и фиксирования и оценки результатов14. Традиционна оплата обучения персонала за счет организации. Этот вариант благоприятен как с точки зрения создания мотивации и удержания сотрудников, так и с позиции сохранения положительного имиджа компании. Тем не менее, опыт разделения вложений в обучение между компанией и сотрудником показывает, что такой подход обеспечивает большую вовлеченность сотрудника в процесс, поощряет проявление инициативы и создает весомую мотивацию. Главной ошибкой при составлении бюджета является попытка освоить его, не спланировав программу обучения соответственно реальным потребностям. Примером могут служить такие промахи как вовлечение в процесс обучения всего персонала, независимо от реальной необходимости; отсутствие определенных критериев отбора персонала для обучения и, как следствие, демотивация оставшейся части коллектива; выбор несоответствующих реалиям тем для обучения, исходя из модных тенденций и распространенных на рынке предложений15. Нужно учитывать, что грамотное планирование бюджета возможно только с точки зрения ожидаемого результата. 1.3. Организация корпоративного обучения Обеспечение компании сотрудниками, обладающими необходимыми компетенциями и квалификацией для достижения текущих и перспективных целей бизнеса, является одной из главных задач системы управления персоналом. Система корпоративного обучения — составная часть системы управления персоналом, комплекс технологических и методологических решений, и процессов, обеспечивающих: - сохранение, систематизацию и распределение знаний; - адаптацию сотрудников при приеме на работу и в процессе ротации персонала; - систематическое и непрерывное повышение квалификации и развитие персонала, занятого в различных направлениях деятельности компании. Система корпоративного обучения (СКО) доступна для всех штатных сотрудников и включает в себя как портфель «внутренних» программ обучения и самообучения сотрудников, так и специально отобранные программы обучения «внешних» поставщиков. Стратегическими целями Системы корпоративного обучения являются: - создание единой системы управления знаниями; - формирование и трансляция единой корпоративной культуры; - организация тренингов. Система корпоративного обучения основывается на следующих принципах: - комплексность всего процесса обучения и развития персонала; - внедрение и поддержание единых политик и процедур в области подготовки, переподготовки, оценки, ротации персонала; - создание и поддержание механизмов, направленных на выявление потребностей в новых знаниях; - централизованное управление процессами планирования, методологического сопровождения, подготовки и проведения, оценки эффективности обучающих программ; - связь с оценкой, аттестацией, ротацией, мотивацией персонала; - доступность фрагментов знаний, учебных материалов, планов и содержания программ занятий и самообучения в информационной среде компании; - добровольное участие высших руководителей, руководителей структурных подразделений, специалистов Компании в проведении мероприятий. Полный цикл организации и проведения обучения подразумевает регулярное и последовательное исполнение следующих процессов: - определение ключевых управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций; - измерение сформировавшихся управленческих, профессиональных и корпоративных компетенций сотрудников; - выявление потребности в повышении квалификации персонала; - планирование образовательных мероприятий; - выбор форм и методов подачи материалов, анализ внешних поставщиков; - бюджетирование процессов развития коллектива; - разработка содержания мероприятий или выбор внешнего поставщика; - организация и проведение мероприятий; - оценка эффективности занятий; - посттренинговое учебное сопровождение. Выбор конкретного метода зависит от целого ряда факторов: целей и задач обучения,срочности обучения,финансовых возможностей организации, наличия учебных материалов, оборудования и помещений, от состава участников обучения (уровень подготовки, квалификация, мотивация). Классификация методов обучения: - методы обучения на рабочем месте; - методы обучения вне рабочего места; - комбинированные методы (которые включают первые две группы). Методы обучения на рабочем месте: * наставничество, коучинг, учебное сопровождение, деловая игра. Методы обучения вне рабочего места: * тренинги, вебинары, Фасилитации, модерации, круглые столы. Внешние поставщики услуг обучения и развития должны соответствовать следующим критериям: * опыт осуществления проектов заданной специфики в крупных Компания; * наличие положительных рекомендаций; * компетентный состав преподавателей и тренеров. Организация обучающих мероприятий включает в себя: * Методическую подготовку эксперта, проводящего обучения, к программе (детальное изучение программы, консультирование по программе, анализ заданий и упражнений и т.п.). * Подготовку учебного класса к обучению. * Проверку необходимого оборудования и методических материалов к тренингу. * Обзвон участников обучения с целью обеспечения полной посещаемости группы. Если иное не предусмотрено методикой проведения конкретного обучающего мероприятия, в составе группы обучения должно быть не менее шести, но не более 12 сотрудников. Проведение обучающих мероприятий проводится в соответствии с разработанной и утвержденной программой обучения и установленным временным регламентом. По завершении обучающего мероприятия сотрудниками Отдела обучения совместно с Руководителем подразделения проводится оценка его эффективности. Посттренинговое учебное сопровождение проводится с целью помочь участникам тренинга внедрить полученные в ходе тренинга знания в профессиональную деятельность, оказать консультативную поддержку по вопросам применения новых моделей поведения в работе. Посттренинговое учебное сопровождение является одним из наиболее важных этапов системы обучения и развития персонала внутри компании, обеспечивающим: * Отработку знаний, умений и навыков, полученных сотрудником на тренинге в процессе профессиональной деятельности. * Анализ модели поведения сотрудника и дальнейшую ее коррекцию в случае низкой эффективности. * Формирование максимально эффективной для Компании модели поведения сотрудника. * Поддержку позитивных тренинговых эффектов (эмоциональный подъем, воодушевление и т.п.). * Минимизацию эффекта забывания и обесценивания новых знаний, умений, навыков. * Формирование мотивации сотрудника к обучению и развитию внутри компании. Проводит посттренинговое учебное сопровождение в Компании HR-партнер. Посттренинговое сопровождение в компании осуществляется через 3-4 недели после проведения тренинга. HR-партнер фиксирует договоренности с руководителем филиала о дате и времени учебного сопровождения. В назначенную дату и время HR-партнер приезжает в филиал и проводит учебное посттренинговое сопровождение на рабочем месте. Этапы системы посттренингового учебного сопровождения: HR-партнер закрепляет полученные навыки сотрудника и анализирует модель поведения с помощью методов «Двойной визит к клиенту», «Ролевые игры». Модель поведения оценивается по чек-листу. Далее анализируются зоны роста, сотрудник получает обратную связь, а так же рекомендации по развитию слабых навыков. После работы с сотрудником HR-партнер предоставляет обратную связь непосредственному руководителю обучающегося сотрудника, заносит результаты чек-листа в систему. Таким образом, корпоративное обучение – это комплекс мероприятий, который проводится внутри отдельного предприятия и ориентирован на повышение профессионализма его сотрудников. В процесс обучения входит тренинг, а также всевозможные семинары для руководства предприятия и различные мероприятия по усовершенствованию навыков работы единой командой. 1 Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Беляцкий. — 2-е изд. — Минск: Современная школа, 2010, с.266. 2 Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. - СПб.: Троицкий мост, 2013 3 Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2014, с. 130. 4 Алавердов, А.Р. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / А.Р.Алавердов. – М.: Синергия, 2013, с. 178 5 Алавердов, А.Р. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / А.Р.Алавердов. – М.: Синергия, 2013, с. 144 6 Зайцева, Ю.А. Обучение на рабочем месте и оценка его эффективности: Управление развитием персонала ?Текст]: учебник для вузов /Ю.А.Зайцева. -М.: Экзамен, 2011, с.51 7 Егоршин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник для вузов /А.П.Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2010, с.237 8 Магура, М.И. Управление человеческими ресурсами ?Текст]: учебное пособие / В. Травин, М. Магура, М. Курбатова - М.: Дело, 2014, с.98 9 Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013, с.125 10 Управление персоналом [Текст]: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с. 11 Управление торговой организацией [Текст]: Учебник / Г.Г. Иванов, И.С. Лебедева, Т.В. Панкина. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 368 с. 12 Человек и его потребности [Текст]: Учебное пособие / Б.М. Генкин. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 256 с. 13 Оценка персонала в организации [Текст] /Асалиев,А.М., Вукович Г.Г., Кириллова О.Г., Косарева Е.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с. 14 Работа по подбору, оценке и контролю персонала [Текст]: Учебно-практическое пособие / Лукаш Ю.А. - М.:Юстицинформ, 2015. - 200 с. 15 Минева, О.К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала [Текст]: учебник / О.К. Минева - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 160 с. --------------- ------------------------------------------------------------ --------------- ------------------------------------------------------------ ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: