- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общее экономическое состояние России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005310 |
Тема: | Общее экономическое состояние России |
Содержание
Содержание Введение 3 1 Теоретические основы экономической политики правительства 5 1.1 Понятие и суть экономической политики правительства 5 1.2 Методы регулирования экономики правительством 6 1.3 Нормативно-правовое регулирование экономики правительством 21 2 Анализ современного состояния экономической политики в России 23 2.1 Общее экономическое состояние России 23 2.2 Анализ особенностей проводимой экономической политики на современном этапе 31 2.3 Анализ экономической политики правительства Волгоградской области 38 3 Пути совершенствования экономической политики России 53 3.1 Проблемы экономической политики на примере Волгоградской области 53 3.2 Пути совершенствования экономической политики Волгоградской области и России 55 Заключение 69 Список использованных источников 72 Приложение А Методы прямого и косвенного государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………. 78 Приложение Б Сравнительная оценка уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2016 г…………………………………………………………………………. 79 ВВЕДЕНИЕ Значительное ужесточение условий социально-экономического развития России на фоне падения цен на мировых сырьевых рынках и введенных секторальных санкций обусловливает высокую актуальность вопросов выработки государственной макроэкономической политики, позволяющей минимизировать негативные воздействия данных внешнеэкономических шоков и способствующей решению задач структурной модернизации отечественной экономики. Сложность решения данных вопросов связана как с высокой степенью неопределенности воздействия инструментов макроэкономической политики на основные макроэкономические и отраслевые показатели, так и множеством, как правило, слабо согласованных между собой целей макроэкономической политики, преследуемых разными центрами принятия решений. В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Сегодня, все большее внимание в экономической науке и практике уделяется устойчивому финансовому состоянию и развитию регионов. Прежде всего, это обуславливается тем, что решение финансовых проблем отдельных регионов в дальнейшем способствует достижению главной цели каждого государства ? стабильному экономическому росту. Объектом исследования является экономическая политика правительства. Предметом исследования является влияние экономической политики правительства на динамику регионального производства. Целью исследования является анализ влияния экономической политики правительства на динамику регионального производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить понятие и суть экономической политики правительства; рассмотреть методы регулирования экономики правительством; ознакомится с нормативно-правовое регулирование экономики правительством; провести анализ общего экономического состояния России; проанализировать особенности проводимой экономической политики на современном этапе; провести анализ экономической политики правительства Волгоградской области; выявить проблемы экономической политики на примере Волгоградской области; наметить пути совершенствования экономической политики Волгоградской области и России. Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических основ экономической политики правительства. Практическая значимость работы заключается в выявлении проблем экономической политики России и Волгоградской области и определении путей их решения. 1 Теоретические основы экономической политики правительства Понятие и суть экономической политики правительства Финансовая политика Российской Федерации охватывает все сферы общественных отношений, которые являются объектом политического воздействия. Главной задачей финансовой политики государства является обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами государственных программ экономического и социального развития. Знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией того, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Научный подход к выработке финансовой политик предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве [16]. Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций [5]. Результативность финансовой политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоёв и групп общества, конкретно ? исторические условия и особенности жизни. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они ? материальная база любых преобразований. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и складывается из комплекса мероприятий, имеет свои задачи, стратегию и финансовые ресурсы. Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев [4]. Элементы финансовой политики государства обеспечивают сохранение и упрочение существующей в государстве системы общественных отношений. Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного ее типа обусловлено особенностями текущего этапа экономического и социального развития, интересами правящих партий и социальных групп, господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс страны. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений [10]. Таким образом, государственное финансовое регулирование экономики является процессом целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования 1.2 Методы регулирования экономики правительством Рассматривая теоретико-методологические положения по применению финансовых методов и инструментов в процессе регулирования и стимулирования экономики, необходимо хотя бы в общих чертах обозначить сущность регулирования и стимулирования экономики. В экономической литературе существуют различные трактовки понятие «регулирования», «экономического регулирования», «регулирования экономики», «стимулирования», «экономического стимулирования», «стимулирования экономики». В данной работе мы не будем вдаваться в научную дискуссию по поводу данных понятий. Нас интересует общая сущность этих понятий и использование данных дефиниций в контексте проводимого исследования. «Регулирование экономики ? воздействие на экономику со стороны органов управления с целью поддержания, протекающих в ней процессов на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных тенденций» [7]. «Экономическое стимулирование ? экономическое побуждение, использование материальных стимулов (побудителей), способствующих тому, чтобы производители, потребители, покупатели вели себя желаемым образом, к выгоде и в интересах лиц, применяющих стимулирование» [9]. Среди методов регулирования экономики значительное место занимают финансовые методы, в том числе: финансовое обеспечение; финансовое регулирование; финансовое стимулирование [11]. В экономической литературе существуют различные определения финансового обеспечения [2]. Анализ ряда работ позволило сформулировать такое определение. Финансовое обеспечение ? система принципов, методов, способов, инструментов и моделей, с помощью которых осуществляется формирование финансовых ресурсов и их концентрация на наиболее важных направлениях социально-экономического развития государства и его регионов. Главное в финансовом обеспечении ? это формирование финансовых ресурсов и их концентрация на наиболее важных направлениях социально-экономического развития [5]. В частности, в книге под ред. Абрамовой М.А., Гончаренко Л.И., Маркиной Е.В. дается такое определение: «Финансовое регулирование ? это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста финансовых ресурсов в других» [13]. Таким образом, исходя из данного определения, главное в финансовом регулировании является концентрация финансовых ресурсов в нужном направлении, обеспечение движения финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие сектора, из одних отраслей в другие отрасли. Анализ ряда работ позволил сформулировать такое определение. Финансовое стимулирование ? это система принципов, способов, приемов и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства на государственном или региональном уровне в процессе формирования и использования финансовых ресурсов (фондов финансовых ресурсов) для выбора нужного направления и темпа социально-экономического развития, объемов потребления и сбережения [2]. Исходя из определений финансового обеспечения, финансового регулирования, финансового стимулирования, можно сделать заключение о том, что главными элементами этих дефиниций являются финансовые ресурсы. Именно финансовые ресурсы становятся двигателем интересов как государства и региона, так и хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Изменение величины финансовых ресурсов может и должно оказать регулирующее и стимулирующее воздействие на всех участников социально-экономического развития. Однако необходимо учитывать, что есть прямые интересы, обусловленные процессом формирования и использования финансовых ресурсов, а есть косвенные интересы, которые не всегда можно быстро активизировать через методы финансового обеспечения, финансового регулирования, финансового стимулирования [34]. Хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства наиболее отзывчивы на изменения в объемах, составе, структуре, источниках и способах привлечения финансовых ресурсов. Уменьшение притока финансовых ресурсов может заставить хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства изменить свое поведение. Однако это также происходит не сразу, а в течение какого-то периода времени. Шоковые изменения в параметрах финансовых ресурсов могут привести к обратному эффекту, чем предполагалось в начале процесса финансового регулирования или стимулирования. Увеличение притока финансовых ресурсов сверх объема, необходимого для удовлетворения потребностей и интересов, может привести к нежелательным последствиям, в результате которых хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства не будут заинтересованы в экономическом развитии. Именно такая ситуация сложилась в экономике России, когда в 2000-х годах высокие цены на энергоносители (нефть, газ) и другие сырьевые ресурсы стали фактически тормозом экономического роста и развития страны, ее регионов. Огромные финансовые ресурсы, полученные за счет добычи и продажи сырья, проедались, разворовывались, вывозились за пределы государства. При этом экономика все больше и больше зависела от развитых стран, а регионы фактически жили за счет трансфертов из федерального бюджета. И когда в 2014 году произошли значительные изменения в этой сложившейся схеме поведения многих субъектов, то наступил определенный экономический шок и для бизнеса, и для домашних хозяйств. Этот негативный тренд ощутило и государство, и все регионы страны. Для государства и регионов финансовых ресурсов не представляют прямого интереса, так как государство и регионы, достаточно статичные экономические единицы, воздействия на которые происходят через опосредованные механизмы или опосредованные характеристики (параметры). Здесь главное заключается в том, что государство и регионы представлены определенными людьми, осуществляющими руководство ими. Следовательно, если изменения параметров финансовых ресурсов затрагивает на прямую интересы руководителей государства или региона, тогда происходит определенная (нужная) реакция, которая обусловлена возникшей ситуацией с изменением параметров финансовых ресурсов. В качестве примера, здесь можно привести комплекс экономических воздействий и санкций, которые ряд стран, в частности, США и их союзники, накладывают на другие страны с целью стимулировать (принудить) к принятию или изменению своего экономического, политического и иного поведения. Ряд стран реагирует на такие экономические воздействия и санкции. Они соглашается изменить свою политику (Болгария, Грузия, Чехия, Сербия, Украина и т.п.), другие страны, несмотря на значительные экономические потери (потери финансовых ресурсов) не изменяют своего поведения (Куба, Иран, КНДР, Россия, Венесуэла, Никарагуа). Финансовые методы в своей основе имеют иерархичный уровень применения. Высший уровень ? мировая экономика или мегаэкономика. Здесь финансовые методы оказывают воздействие на все страны, или совокупность стран, или отдельные государства. Результатом такого воздействия является прогресс, который ведет к экономическому росту и развитию национальных экономик, или стагнация (топтание на месте) в национальных экономиках, или регресс, когда национальные экономики переходят на более низкий уровень развития. Второй уровень ? макроэкономика. Здесь финансовые методы оказывают воздействие на регионы страны, все, или совокупность, или отдельные хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства. Результатом такого воздействия является либо экономический рост и развитие, либо замедление экономического развитие и переход в стагнацию, либо экономический регресс, приводящий к экономическому спаду, снижению уровня развития и благополучия населения. Для второго уровня применения финансовых методов характерны значительные финансовые дисбалансы, которые проявляются на уровне отдельных сфер и отраслей экономики, отдельных регионов, отдельных территорий и населенных пунктов, отдельных хозяйствующих субъектов, определенных групп населения. Третий уровень ? мезоэкономика. Здесь финансовые методы оказывают воздействие в пределах отдельного региона и затрагивают интересы, и возможности только части хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Результатом такого воздействия является значительные экономические и социальные дисбалансы, которые охватывают определенные отрасли экономики региона, отдельные территории и населенные пункты, отдельные хозяйственные субъекты и группы или отдельные домашние хозяйства. Четвертый уровень ? микроэкономика. Здесь финансовые методы оказывают воздействие на формирование и использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств [21]. При этом они затрагивают финансовые интересы всех хозяйствующих субъектов и всех домашних хозяйств, однако уровень этого воздействия абсолютно различный, что приводит к совершенно разным результатам. Одни хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства получают необходимые финансовые ресурсы, обеспечивающие им условия для социально-экономического развития, другие при аналогичных условиях не достигают тех же параметров, третьи не получают необходимых финансовых ресурсов и испытывают значительные финансовые затруднения. Все перечисленные ситуации, обусловленные использованием иерархического подхода к применению финансовых методов, означают наличие объективного и субъективного начала в экономической природе и практике финансовых методов. Современное социально-экономическое развитие России и ее регионов находится под воздействием глобальных экономических, социальных, политических, научно-технических и естественно-природных вызовов, которые требуют принципиально нового подхода к финансовому регулированию и финансовому стимулированию. Глобальные вызовы должны сопровождаться дальнейшим развитием финансовой системы государства, более широкому использованию финансовых методов, которые сегодня связаны с институциональными изменениями, институциональной модернизацией финансовой системы и экономики страны. Институциональный подход нашел широкое применение не только в экономике, но и в финансовой науке. Наиболее перспективным является использование институциональной теории в развитии финансовой системы государства и его регионов, применения на практике совокупности финансовых методов, в т.ч. в развитии отдельных регионов страны. Институциональная модернизация ? это принципиальное изменение правил и норм поведения экономических субъектов, которые, с одной стороны, формализованы в законах, стратегиях, концепциях, фиксирующих цели и приоритеты развития, описывающих механизмы их реализации, а с другой ? определяются неформальными нормами, изменение которых требует более долгосрочного периода [31]. Институциональная модернизации системы финансовых методов и инструментов должна охватывать достаточно широкий круг формальных и неформальных сторон их использования в современной финансовой экономике. Методы прямою и косвенного государственного регулирования экономики представлены в Приложении А. Институциональная модернизация применения системы финансовых методов (финансового обеспечения, финансового регулирования, финансового стимулирования) должна включать следующие базовые положения [30]: обеспечивать экономических агентов на государственном и региональном уровне финансовой информацией, необходимой для эффективной финансово-хозяйственной деятельности, успешной реализации инвестиционных программ и проектов, эффективного распределения финансовых ресурсов между различными сферами, отраслями и направлениями деятельности; формировать специфическую среду, позволяющую осуществлять эффективное взаимодействие различных экономических агентов на национальном и региональном уровне, тем самым уменьшать или сглаживать возможные конфликты, базирующиеся на финансовых интересах, формировании, движении и использовании финансовых ресурсов; устанавливать и реализовать на практике финансовые механизмы, которые обеспечивают защиту конкуренции в рамках, как всего государства, так и на региональном уровне, как единую систему, обеспечивающую условия для эффективного развития финансово-хозяйственной деятельности, поступательного экономического роста и развития; устанавливать условия открытости, прозрачности, прогнозируемости, устранять причины и факторы неопределенности финансово-хозяйственной деятельности, особенно в части формирования, распределения, движения и использования финансовых ресурсов, в т.ч. для инвестиционной деятельности; формировать определенную структуру финансово-хозяйственной деятельности экономических агентов, устанавливать ограничители в формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов между отдельными собственниками, инвесторами, хозяйствующими субъектами, региональными и государственными структурами; устанавливать мотивационные стимулы для эффективного формирования и использования финансовых ресурсов, включая и инвестиционные вложения в различные объекты на региональном уровне; ограничивать финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов определенными рамками социального, экологического, экономического и политического характера; обеспечивать эволюционные изменения в финансово-хозяйственной деятельности, что позитивно сказывается на развитии экономики, как на уровне отдельных регионов, так и всей страны; сдерживать возможность региональных властей использовать свои полномочия в экономической сфере, обеспечивать условия защиты конкуренции и бизнеса в широком понимании. Институциональная система применения финансовых методов на региональном уровне сталкивается с определенными противоречиями, среди которых можно выделить [28]: расхождение интересов между хозяйствующими субъектами (их собственниками и руководителями) и региональным сообществом. Интерес первых, основан на максимизации использования ресурсов для получения прибыли. Интерес вторых обусловлен повышением качества жизни населения. Согласование этих интересов базовая задача регионального руководства и общественности; на уровне региона происходит определенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами владельцами финансовых и экономических ресурсов, которое не всегда имеет конструктивный характер. Чаще всего именно на региональном уровне возникают противоречия между владельцами различных ресурсов. Здесь главная задача региональной власти устранить такое антагонистическое противоречие; в условиях институциональных и рыночных преобразований должна усиливаться региональная направленность экономического роста и развития. Однако она на уровне регионов вступает в противоречие с интересами государственного развития, где важно обеспечить не только региональную направленность, но и стабильность всей вертикальной и горизонтальной системы управления. Особенно это важно в условиях политического и военно-экономического давления на государство. Вертикальная система экономического развития проявляется через отраслевой подход, и в меньшей степени, через региональное развитие. Поэтому здесь важно найти баланс интересов государства с его отраслевой направленностью экономического развития и региональной горизонтальной системой социальных ценностей. Для успешного применения системы финансовых методов на уровне регионов необходимо соответствующее воздействие институциональной среды. Такая институциональная среда формируется за счет создания и функционирования внешних институтов и внутренних институциональных соглашений. К внешним институтам обеспечения регионального развития и применения финансовых методов, можно отнести [22]: а) региональное гражданское сообщество; б) институт частной собственности; в) институты обеспечивающие конкуренцию хозяйствующих субъектов на региональном уровне; г) институты, обеспечивающие макроэкономическую стабильность; д) институты, обеспечивающие внешнеэкономическую открытость; е) институты инновационного развития; ж) институты, формирующие региональный уклад, социальные и культурные традиции. Институциональные соглашения как внутренние институты направлены на устранение региональных противоречий между различными элитами, хозяйствующими субъектами, обществом и бизнесом, социальными и экономическими процессами. Институциональная система применения финансовых методов на уровне отдельного региона должна быть ориентирована на достижение следующих целей [41]: реализацию финансовой политики, направленной на привлечение финансовых ресурсов, капитала, увеличения сбережений, что позволит создать условия для максимизации инвестиционных вложений в экономику региона; обеспечение такого финансового регулирования и стимулирования финансово-хозяйственной деятельности в регионе, которое существенно повысит деловую активность, активизирует инновационную деятельность хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики; повышение финансово-экономической безопасности региона за счет увеличения объема финансовых ресурсов, их рационального движения, распределения, аккумулирования и использования; создание безопасных социальных условий и повышение уровня жизни в регионе; формирование в регионе инновационной финансовой экономики, нацеленной на повышение уровня жизни и качества населения, не противоречащей совокупности интересов различных региональных и государственных элит. Институциональная система применения финансовых методов не ограничивается ими, а затрагивает совокупность финансовых инструментов, рычагов, стимулов, сценариев и подходов, которые в совокупности должны позволить улучшить процессы финансового регулирования и стимулирования на региональном уровне. Теоретико-методологические основа применения финансовых методов для регулирования и стимулирования экономического развития страны и ее регионов могут быть представлены на рисунке 1 [50]. Такая теоретико-методологическая основа применения финансовых методов позволяет создать обоснованный комплекс научно-практических мероприятий, синергетический эффект от которых должен повлиять на концентрацию финансовых ресурсов на региональном уровне, обеспечить их рациональное вложение в инвестиционные программы и проекты, реализуемые как хозяйствующими субъектами, так и региональными властями. Высокий результат, может быть, достигнут тогда, когда совокупность финансовых методов будет подкреплена необходимыми финансовыми инструментами, финансовыми рычагами, стимулами, реализуемыми с учетом обоснованных сценариев развития событий. Рисунок 1 ? Теоретико-методологические основы применения финансовых методов В институциональной системе обеспечения экономического роста и развития на региональном уровне важно понимать, какими конкретно финансовыми методами, инструментами, рычагами, стимулами можно воздействовать на финансово-хозяйственную деятельность, чтобы достигнуть желаемого синергетического эффекта мобилизации, концентрации и использования финансовых ресурсов. В этой связи, прежде всего, раскроем финансовые методы, используемые для регулирования и стимулирования социально-экономического развития региона, которые представлены на рисунке 2 [14]. Рисунок 2 ? Финансовые методы обеспечения социально-экономического роста и развития региона Финансовое обеспечение как совокупность методов формирования, концентрации, движения и использования финансовых ресурсов в региональном масштабе наиболее полно реализуется на микроэкономическом уровне через финансово-хозяйственную деятельность организаций всех форм и типов хозяйствования. Такие методы как самофинансирование, заемное финансирование на основе банковских кредитов, оперативная и финансовая аренда, смешанное финансирование реализуется всеми хозяйствующими субъектами не зависимо от формы собственности и хозяйствования, размера, отраслевой принадлежности, инвестиционных приоритетов. Другая часть методов, таких как акционирование, заемное финансирование на основе эмиссии облигационных займов используется, как правило, крупными публичными акционерными компания. Третья часть методов, таких как целевое финансирование, льготное финансирование чаще всего доступно либо государственным компаниям (предприятиям), либо компаниям с долей государственного участия в капитале, либо организациям, которые получают государственные заказы или выполняют государственные (региональные) задания. Главная задача методов финансового обеспечения в институциональной системе обеспечить своевременное движение финансовых ресурсов в нужном направлении, формировать финансовые фонды, резервы или целевые бюджеты для поступательного регионального экономического роста и развития [23]. Финансовое регулирование реализуется через совокупность методов, которые косвенно воздействуют на процессы формирования, концентрации, движения и использования финансовых ресурсов. Главное в применении методов финансового регулирования ? это воздействовать на интересы участников финансово-хозяйственной деятельности. К ним мы относим не только хозяйствующие субъекты региона, но также физические лица-руководители, физические лица-собственники, руководство региона, основные бизнес элиты региона, общественные институты региона. Финансовое стимулирование реализуется через совокупность различных стимулов, которые на региональном уровне могут дать наилучший результат. Этот результат находит отражение в объемах, скорости, составе, структуре и источниках формирования и использования финансовых ресурсов, направлении концентрации инвестиционного капитала, его эффективного вложения в проекты и программы. Синергетический эффект от действия стимулом может быть тогда, когда они реализуются на фоне совокупности методов финансового регулирования с обязательным и максимально широком применением методов финансового обеспечения [37]. Таким образом, наилучший результат, может быть достигнут на уровне региона только тогда, когда вся совокупность финансовых методов будет эффективно применена в институциональной системе регионального социально-экономического развития. Наряду с методами выделяются финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые стимулы, финансовые санкции. Рисунок 3 ? Дополнительные элементы системы финансового регулирования и стимулирования социально-экономического развития В совокупности финансовые методы, финансовые инструменты, финансовые рычаги, финансовые стимулы и финансовые санкции позволяют в институциональной системе социально-экономического развития достигнуть необходимого уровня формирования, концентрации и использования финансовых ресурсов. Синергетический эффект от применения совокупности всех элементов позволяет решить стоящие перед регионами задачи поступательного социально-экономического развития. Таким образом, среди методов регулирования экономики значительное место занимают финансовые методы, в том числе: финансовое обеспечение; финансовое регулирование; финансовое стимулирование. 1.3 Нормативно-правовое регулирование экономики правительством Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить на следующие группы: правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе; тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики [51]. В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ. Очевидно, что Конституция закрепляет способы регулирования экономики и разграничение полномочий различных уровней государственной власти в самом общем виде. Более подробные нормы устанавливаются федеральным законодательством. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики [52]. Значимыми являются законы «О промышленной политике», «О промышленной деятельности», которые определяют промышленные и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики. Там же действуют постановления Законодательного собрания «О выдаче кредитов» и «О предоставлении поручительства банкам» и др. Важное направление правового регулирования экономики ? разработка, утверждение и реализация прогнозов и программ социально-экономического развития. Что касается образования, то основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-1. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов. Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и страховых взносов. Важное место среди составляющих правового обеспечения экономической деятельности занимают Бюджетный и Налоговый кодексы [54]. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Государственное финансовое регулирование экономики является процессом целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить на следующие группы: правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе; тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики. 2 Анализ современного состояния экономической политики в России 2.1 Общее экономическое состояние России Условия развития экономики России и формирования денежно-кредитной политики Банка России оставались непростыми, что во многом определялось внешнеэкономическими факторами. В конце 2015 - начале 2016 г. произошло падение цен на нефть на международных рынках, которое по масштабу было сопоставимо с первым «нефтяным шоком» конца 2014 - начала 2015 года. В первые месяцы 2016 г. цена на нефть марки «Юралс» опустилась до 25-30 долл. США за баррель, оказавшись более чем в два раза ниже уровня середины предыдущего года. В целом при значительных колебаниях цен на энергоносители в течение года в январе-октябре средняя цена на нефть марки «Юралс» сложилась на уровне около 40 долл. США за баррель, что ближе к рисковому сценарию, представленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» [2]. Рисунок 4 ? Динамика мировых цен на основные товары Решения регуляторов крупнейших стран, как с развитыми, так и с формирующимися рынками в области макроэкономической политики также оставались предметом пристального внимания участников экономических отношений. В частности, на конъюнктуру мировых финансовых рынков оказали заметное воздействие изменения ожиданий относительно скорости повышения процентной ставки ФРС США. Негативное влияние на настроения глобальных инвесторов также оказал результат июньского референдума о выходе Великобритании из Европейского союза. Однако последовавшие за референдумом высказывания представителей центральных банков ряда развитых стран и фактически осуществленные Банком Англии меры по ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: