- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика творческого пути И
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001012 |
Тема: | Общая характеристика творческого пути И |
Содержание
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “БЕЛОРУССКИИ? ГОСУДАРСТВЕННЫИ? МЕДИЦИНСКИИ? УНИВЕРСИТЕТ” КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ РЕФЕРА по курсу “ФИЛОСОФИЯ” по теме: “Критичнская филисофия И.Канта” Студентки лечебного факультета, Группы №1214, Шиманович Карины Владимировны преподаватель: Познякова О.Л. Минск, 2016 Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1.Общая характеристика творческого пути И.Канта 4 ГЛАВА 2. Основные проблемы “критического” периода творчества И.Канта 6 Заключение 12 Список использованной литературы 14 ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы заключается в том, что современное общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Такие периоды сопровождаются серьезными мировоззренческими трансформациями, переоценкой ценностей и поиском новых нравственных оснований. Обращение к философской традиции в этой связи достаточно плодотворно, так как в ней можно обнаружить весьма плодотворные идеи и принципы, необходимые обществу в столь сложные времена. В этой связи особый интерес представляет идейное наследие Иммануила Канта, которое содержит в себе значительный эвристический потенциал, как в теоретическом (проблема научного мировоззрения), так и в практическом (проблемы морали и нравственного поведения) смысле. Объектом данной работы является немецкая классическая философия. Предметом – философия И. Канта как яркого представителя немецкой классической философии. Цель работы – исследование философии И. Канта. Задачи: 1) охарактеризовать основные периоды творчества И.Канта; 2) проанализировать теорию познания И. Канта, раскрыть принципы кантовского априоризма и агностицизма; 3) исследовать кантовское учение о морали. Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, исторический метод и др. В своей работе я использовала как работы И. Канта, так и монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов, а также учебную и энциклопедическую литературу по данной проблеме. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И. КАНТА Как известно Иммануил Кант (1724 – 1804) являлся основоположником немецкой классической философии. В жизни И.Канта было достаточно мало ярких событий. Он практически никогда не выезжал из своего родного города Кенигсберга (сейчас это г. Калининград), а вся его научная деятельность прошла в Кенигсбергском университете, где прошел путь от студента до ректора. Весь период его творческой деятельности историки философии делят на два периода: до 1770 года, который называют «докритическим», и после – «критический». В «докритический» период И. Кант интересовали проблемы естествознания. Он занимался исследованиями в различных его областях: механике, космологии, физической географии и др. И. Кант считал главным авторитетом в науке И. Ньютона, который сформулировал основы классической механики. Главным достижением данного периода творчества И.Канта стало формулирование гипотезы о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год). Однако И.Кант уже в этот период, помимо естественнонаучных исследований, изучал творчество различных философов, чии идеи были популярны в Европе того времени, среди них работы Лейбница, Юма. Именно эти мыслители оказали на И.Канта огромное влияние. В частности скептицизм Юма, привел И. Канта к мысли о том: могут ли наши знания носить объективный, т. е. необходимый и достоверный, характер. Данные размышления привели И.Канта к разработке философской проблематики в 1770 г. (профессорская диссертация «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров»). После написания этой работы начинается второй – «критический» или собственно философский период творчества И.Канта. Мыслителя начинает заниматься философскими проблемами: границ и возможностей человеческого познания (проблемы гносеологии), природы морали, ее законов и принципов (этическая проблематика) и др. Название «критический» данный период получил благодаря как трем главным работам И.Канта, написанным в это время: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.), «Критика способности суждения» (1790 г.), так и основной задаче, которую И.Кант поставил для себя – провести критический анализ всей предшествовавшей ему философской традиции; противопоставить свой «критический» подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу. Таким образом, все творчество И. Канта можно разделить на два этапа: «докритический» и «критический». Эти два периода разделяет 1770 год. В «докритический» период И. Кант занимался исследованиями в различных областях естествознания: физики, астрономии, географии и пр. Наиболее известная работа этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год), в которой излагается гипотеза о происхождении Солнечной системы. В «критический» период Кант занимается общефилософскими проблемами познания, нравственности, государства и права, эстетики. Главные работы этого периода «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). ГЛАВА 2 .ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ «КРИТИЧЕСКОГО» ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА И. КАНТА Пожалуй, одной их самых известных и значимых работ И.Канта в этот период является труд «Критика чистого разума» (1781 г.), которая посвящена исследованию проблем познавательных возможностей человека. Во введении «Критики чистого разума» мыслитель ставит ключевые вопросы, на решение которых и нацелено все его философское творчество: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек и чем он может сам стать?» [2] Следует отметить, что И.Кант по сути является основателем теории познания в немецкой философии. Конечно, это не значит, до него исследования подобного не проводились; размышления о природе и возможностях познания всегда сопровождают философские размышления. Однако, И. Кант первым из немецких философов разработал специальную самостоятельную область исследования, которую сам обозначил как трансцендентальная философии (напомним, что название для данной области – «теория познания» стало общеупотребительным лишь во второй половине ХХ века). Понятие «трансцендентальный» обозначало, что при изучении самого процесса познания И. Канта интересовали не столько предметы, на которые направлено наше познание, сколько возможности самого разума человека познавать мир [1, с. 118]. И. Кант утверждает, что процесс познания состоит из нескольких стадий: чувственное познания, рассудок и разум. Сам процесс познания начинается с воздействия материального мира на наши органы чувств, что порождает наглядные представления о мире. Однако, и в этом особенность теории познания И.Канта, субъект (т.е. человек) не просто объективно и «пассивно» отражает в своем сознании действительность. Он, по сути «конструирует» образ воспринимаемого мира, благодаря наличию в его сознании определенных «доопытных» структур, которые и организуют, упорядочивают восприятие человеком мира. В этом смысле центральным принципом теории познания И.Канта является априоризм (априори – знание, полученное до опыта и независимо от него и противоположно апостериори – знанию, полученному в результате опыта). Согласно И.Канту само познание человека, его достоверность и общезначимость, возможно лишь благодаря наличию «доопытных» форм (структур) в сознании человека. Мыслитель обнаруживает данные формы на всех стадиях процесса познания. На стадии чувственного познания «априорными» формами познания выступают пространство и время. Пространство и время объявляются И.Кантом лишь субъективными формами созерцания, налагаемыми нашим сознанием на внешние предметы. Подобный вывод следует согласно И.Канту из опыта человечества, согласно которому представления о пространстве и времени неизменны и подтверждены постоянством научных представлений (механика Ньютона, геометрия Эвклида). Ошибочность данных суждений И.Канта, конечно, была доказана наукой ХХ века (реляционная концепция пространства и времени, разработка моделей неэвклидова пространства). Этап рассудка И. Кант базируется и выводится из чувственного познания. «Априорными» формами, благодаря которым возможна «обработка» опыта являются категории рассудка (например, причина и следствие, возможность, взаимодействие, отрицание и др.), которые упорядочивают чувственный опыт и синтезируют новые знания, имеющие достоверный характер. Вот как выглядит простой пример формирование знаний: мы формируем на основе наблюдаемых явлений «камень тёплый», «солнце светит» суждение – «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее – развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д.» [5, с. 61 – 62]. В этом смысле все многообразие наблюдаемых явлений, как бы накладывается на сетку категорий, которые и придают знанию уже не эмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, т. е. научный, характер. Таким образом, научное знание есть знание в первую очередь категориальное. Главная особенность рассудка – его синтетическая познавательная способность. Однако, эта способность ограничена пределами чувственного опыта, за пределы которого рассудок не может выйти. Стремление человека выти за границы опыта приводит И. Канта к выявлению третьей стадии познания – этап разума. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственным опытом. В этом смысле он как бы покидает твердую почву опыта и не может дать однозначного ответа не на один из вопросов мировоззренческого уровня, как то, что представляет собой мир как таковой, в чем сущность человека и пр. И. Кант называет эти вопросы – «априорными» идеями разума (космологическая идея (что есть мир), антропологическая (в чем сущность человека) и теологическая (что есть Бог). Человечество всегда задавалась этими «главными» наиболее общими мировоззренческими вопросами, тем самым данные идеи всегда выполняли своего рода регулятивную роль в познании, указывая направления познания для рассудка и чувственности. Здесь можно использовать метафоры линии горизонта, которая, хотя и остается недосягаемой, все же дает возможность человеку идти к намеченной цели. Вместе с тем, следует также отметить, что покинув границы опыта, все суждения разума носят антиномичный (противоречивый) характер, где каждое суждение может быть одинаково обоснованно. Например, относительно мира можно утверждать следующее «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» либо «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве». Кант полагал, что решения антиномий нельзя обнаружить в опыте, в силу его ограниченного характера [5, с. 108]. Поэтому И.Кант в конечном счете, исследуя формы познания и границы наших познавательных способностей приходит к агностицизму, утверждая, что природа вещей, т.е. то, как они существуют сами по себе (И. Кант называет это «вещи-в-себе»), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно «явлений», т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Таким образом, на основе вышеизложенного, теорию познания И.Канта характеризуют два основных принципа – априоризм и агностицизм. Критикуя предшествующую философскую традицию в интерпретации субъекта познания, согласно которой сознание человека пассивно отражает действительность, мыслитель пытается определить специфику и активную роль человека в познании мира, выявляя «априорные» структуры познавательной деятельности. Выявляя «априорные» формы на всех стадиях познавательной деятельности человека (чувственность: пространство и время, рассудок: категории, разум: идеи), И. Кант приходит к выводу, что мир полностью непознаваем и наше познание ограничено пределами опыта. Проблемы этики также являются одними из основных в данный период творчества И.Канта. В основном они излагаются в работе «Критика практического разума». Теория морали мыслителя также основывается на принципе «априоризма». Он полагал, что мораль нельзя вывести из опыта, так как в истории человечества можно обнаружить совершенно различные правила и нормы социального поведения, которые принимались в качестве общепринятых в одной культурной среде и отвергались в другой. И.Кант же пытается обосновать абсолютный характер морали, так как именно мораль делает человека человеком. И. Кант «погружает» мораль в сферу практического разума, так как согласно требованиям морали человек действует либо бездействует. В этом смысле, исследуя мораль, мы имеет дело не с тем, что есть, а с тем, что должно быть. Поэтому мораль носит характер императивности (побуждает человеку к действиям). Ее основными проявлениями является совесть и чувство долга, которое определяет необходимость действия из уважения к нравственному закону [5, с. 140]. Ключевое понятие в теории морали И.Канта императивность означает всеобщность и обязательность требований морали: «категорический императив есть идея воли каждого существа, как воли, устанавливающей всеобщие законы» [3]. При этом И.Кант пытается конкретизировать требования морали в виде формулировок категорического императива нравственности. Первая формулировка гласит: «Поступай только согласно такой максиме, руководясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [3]. Смысл данного определения сводится к тому, что совершая какой-то поступок, человек несет ответственность не только за себя, но и за человечество. В самих конкретных нравственных поступках человек должен понимать, что каждый его поступок, в который вовлечены определенные люди и обстоятельства, так или иначе, отзовется на всем человечестве. Другая формулировка категорического императива постулирует: «.... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [3]. В данной формулировке утверждается, что только действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели, является подлинно нравственным. Таким образом, теория морали И.Канта также разрабатывается исходя из принципа априоризма. Мораль у мыслителя носит предельно обязательный и гуманистический характер. Основные ее требования и ориентиры излагаются в виде формулировок категорического императива нравственности. Проблемам эстетики посвящена работа «Критика способности суждения», в которой И.Кант занимается исследованием основных эстетических категорий «прекрасного» и «возвышенного», а также проблематикой художника – гения. Весьма интересным представляется интерпретация категории «возвышенного». Представление о возвышенном рождается изначально из подавления сознания величием, бесконечностью и мощью природы. «Для эстетической способности суждения природа может считаться силой, стало быть, динамически возвышенным, лишь, поскольку она рассматривается как предмет страха» [4]. Затем это чувство сменяется противоположным: ощущением превосходства духа, разума человека над «слепой» и «бездушной» материей. Художник же является воплощением эстетического духа свободы, создавая, творя свой собственный мир, воплощаемый в произведениях искусства, неисчерпаемых по содержанию и глубине заключенных в них идей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, подводя итоги необходимо зафиксировать следующие выводы: Во-первых, все творчество И. Канта можно разделить на два этапа: «докритический» и «критический». Эти два периода разделяет 1770 год. В «докритический» период И. Кант занимался исследованиями в различных областях естествознания: физики, астрономии, географии и пр. Наиболее известная работа этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год), в которой излагается гипотеза о происхождении Солнечной системы. В «критический» период Кант занимается общефилософскими проблемами познания, нравственности, государства и права, эстетики. Главные работы этого периода «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). Во-вторых, теорию познания И.Канта характеризуют два основных принципа – априоризм и агностицизм. Критикуя предшествующую философскую традицию в интерпретации субъекта познания, согласно которой сознание человека пассивно отражает действительность, мыслитель пытается определить специфику и активную роль человека в познании мира, выявляя «априорные» структуры познавательной деятельности. Выявляя «априорные» формы на всех стадиях познавательной деятельности человека (чувственность: пространство и время, рассудок: категории, разум: идеи), И. Кант приходит к выводу, что мир полностью непознаваем и наше познание ограничено пределами опыта. В-третьих, теория морали И.Канта также разрабатывается исходя из принципа априоризма. Мораль у мыслителя носит предельно обязательный и гуманистический характер. Основные ее требования и ориентиры излагаются в виде формулировок категорического императива нравственности. В-четвертых, проблемам эстетики посвящена работа «Критика способности суждения», в которой И.Кант занимается исследованием основных эстетических категорий «прекрасного» и «возвышенного», а также проблематикой художника – гения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. – М.: Рольф, – 2001. – 416 с. 2. Кант, И. Сочинения в 6 т.: Т. 3: Критика чистого разума [Электронный ресурс] / И. Кант; пер с нем. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000497/ – Дата доступа: 10.10.2016. 3. Кант, И. Сочинения в 6 т.: Т. 4: Критика практического разума [Электронный ресурс] / И. Кант; пер с нем. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000498/ – Дата доступа: 11.10.2016. 4. Кант, И. Сочинения в 6 т.: Т. 5: Критика способности суждения [Электронный ресурс] / И. Кант; пер с нем. – Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000499/ – Дата доступа: 13.10.2016. 5. Нарский, И. С. Западноевропейская философия XIX в.: учеб. пособие. / И. С. Нарский. – М.: Высш. шк., – 1974. – 379 с. 2 ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: