- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Общая характеристика фискальной политики и фискальной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R001566 |
Тема: | Общая характеристика фискальной политики и фискальной деятельности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Фискальная политика как разновидность государственной политики 6 1.2. Фискаяльная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности 13 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФИСКАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ 35 2.1. Система фискальныхорганов 35 2.2. Принципы, методы и функции фискальных органов 38 2.3. Особенности государственной службы в фискальных органах РФ 44 ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИСКАЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ 50 3.1. Пути повышения эффективности деятельности фискальных органов РФ по взаимодействию с налогоплательщиками 50 3.2. Актуальные проблемы совершенствования деятельности фискальных органов РФ 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. В настоящее время фискальная политика является действенным механизмом по обеспечению сбалансированного развития социально-экономических процессов в РФ. В ходе своего развития фискальная политика России прошла большое количество этапов и реформ, претерпела множественные изменения. Необходимо выделить 4 основных этапа в развития фискальных органов России. 1917 г. явился начальным этапом в появлении новой истории фискальных органов. Появились различные налоги и сборы, пошлины и акцизные поступления. 1922-1991 гг. – советский период, который характеризовался тем, что для восстановления разрушенной Второй Мировой войной стране были необходимы свежие налоговые поступления. 1991-2000 гг. – третий период, для которого характерны процессы, давшие основу современной налоговой системе России. 2004-настоящее время - период становления современной фискальной системы России, основным принципом которой является использование наработок зарубежных стран в области налогообложения. Исследованию современного состояния и особенностей фискальной политики и посвящена данная работа. Актуальность исследования обусловлена использованием наработок в работе фискальных органов в современный период времени во избежание повторения ошибок, допущенных во времена СССР. Например, к основным ошибкам в налоговых реформах можно отнести множественность различных налогов и сборов. Естественно, что их взимание требовало эффективной системы фискальных органов, а также наработанной практики налогового администрирования. Кроме того, последние достижения в области информационных отношений поставили взаимоотношения между фискальными органами и налогоплательщиками на совершенно новый уровень: появление специальных программных продуктов, первые версии которых появились в 1995 году, могут обеспечить дополнительные условия для совершенствования фискального механизма. Совершенствование фискальных органов во многом определяет глубину и характер современных социально-экономических преобразований в стране. К основным фискальным органам относятся налоговые и таможенные органы. Изучение экономико-правовых аспектов является важной предпосылкой их дальнейшего совершенствования. Целью работы является рассмотрение и анализ особенностей современной фискальной политики и фискальной деятельности в РФ. Задачами работы является: - изучение теоретических основ становления и развития фискальной политики России; - изучение основных целей и задач деятельности фискальных органов РФ; - рассмотрение контрольной деятельности фискальных органов РФ; - анализ организационной структуры современных фискальных органов России; - изучение основных особенностей государственной службы в фискальных органах России; - исследование эффективности деятельности фискальных органов РФ. Предметом работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма взаимодействия субъектов фискальной системы РФ. Объектом работы являются положения и концепции современной фискальной политики России, организация и правовое обеспечение фискальной деятельности, система фискальных органов. Методологическую основу исследования составляют метод системного анализа, нормативно-логический метод, историко-правовой, сравнительный и другие методы познания. Теоретическую основу работы составляют труды ученых в области административного, финансового и налогового права, таких как Брызгалин А.В., Гутнов Е.В., Карасева М.В., Лукьянов В.В., Парыгина В.А., Тедеев А.А., Самойлов А.В. и др., а также в смежных областях знаний (экономика, финансы, налогообложение). Нормативную базу исследования составили нормы Конституции РФ, актов международного права, административного, финансового, налогового и бюджетного законодательства, ведомственных правовых актов органов исполнительной власти и др. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ФИСКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Фискальная политика как разновидность государственной политики Фискальная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. Слово «фискальный» латинского происхождения и в переводе означает казенный. В России в эпоху Петра I фискалами называли должностных лиц, которые надзирали за сбором налогов и финансовыми делами 1. Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. Фискальные органы – это правоохранительные органы РФ, основной задачей которых является обеспечение безопасности и стабильности государства. К фискальным органам РФ можно отнести налоговые и таможенные органы. Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Фискальная политика - это политика регулирования правительством, прежде всего совокупного спроса. Совокупный спрос - агрегированный макроэкономический показатель, совокупный спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Налогово-бюджетная и денежная политика используются, прежде всего, для воздействия на совокупный спрос в краткосрочном и в среднесрочном плане. Однако эти виды макроэкономической политики применяются и для стимулирования экономического роста в долгосрочном плане 2. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде и имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). В зависимости от характера использования прямых и косвенных методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную; б) политику автоматических стабилизаторов 3. Проанализируем их подробнее. Дискреционная политика означает следующее: государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между переменными величинами. Первая зависимость состоит в том, что рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Другая зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот, снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости. Указанные зависимости используются в дискреционной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла. Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем повышение расходов сочетается с уменьшением налогов. Итогом является уменьшение спада производства. Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП. Второй вид фискальной политики - политика автоматических стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты. На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. Заодно снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост. В фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются, и тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолеть спад производства4. Из сказанного видно, какое огромное значение имеет налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим фискальная политика государства должна быть направлена на совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов5. К достоинствам фискальной политики следует отнести следующие основные параметры: 1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска. 2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. 3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически. Недостатки фискальной политики: 1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики. 2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Теперь рассмотрим основные методы и инструменты фискальной политики. Современная фискальная политика включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспроизводство; б) непроизводительные расходы государства; в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; г) проведение структурной политики; д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства. Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, акцизы и т.д.) путем изменения налоговых ставок. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают: - увеличение государственных закупок; - снижение налогов; - увеличение трансфертов. Инструментами сдерживающей фискальной политики являются: - сокращение государственных закупок; - увеличение налогов; - сокращение трансфертов. Несколько иной перечень инструментов фискальной политики представлен Г.П. Журавлевой, которая пишет, что инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками. К инструментам автоматической фискальной политики автор относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам 6. Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Таким образом, инструменты фискальной политики влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика. Фискальную политику государства проводит Правительство РФ, а непосредственную реализацию обеспечивают фискальные органы. Следует отметить, что фискальная политика является частью финансовой политики и важной составной частью экономической политики государства. 1.2. Фискальная деятельность как разновидность правоохранительной деятельности Правоохранительная деятельность определяется охранительной функцией правовой системы и правоохранительной функцией государства. Любые органы государства в той или иной мере осуществляют правоохранительную деятельность. Вместе с тем существуют и такие органы государства, для которых эта деятельность является основной (специализированная правоохранительная деятельность). Именно эти органы можно относить к, собственно, органам правоохранительным. По мнению А.В. Гринько и Ю.С. Жарикова, под правоохранительной деятельностью понимается «регламентированная нормативно-правовыми актами государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия».7 Фискальная деятельность — это деятельность в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, имеющая целью решение экономических, прежде всего, финансовых проблем страны. То есть, это деятельность фискальных органов, направленная на реализацию фискальной политики государства. Главной целью и задачей фискальных органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ. Фискальные органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. Фискальным органам предоставляется право: 1. В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом РФ, в бюджетную систему РФ, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. Также фискальные органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» 8, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» 9, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований. 2. Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. 3. Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Фискальные органы обобщают сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, в фискальные органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту РФ и в палаты Федерального Собрания РФ 10. Фискальные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Контрольная деятельность государства в области налогов подразумевает сотрудничество как правоохранительных органов, в сферу полномочий которых входят также и всевозможные контрольные полномочия, так и специальных контрольных органов. Эффективность своевременной выплаты сборов и налогов, также как и обеспечение обязанностей по выплате сборов и налогов, во многом зависят от того, насколько четко отлажено сотрудничество этих органов11. Органы фискальных служб имеют широкий спектр прав в сфере принудительного применения мер воздействия по отношению к нарушителям закона о сборах и налогах. Налоговый кодекс РФ закрепил данные полномочия и санкции, сделав уточнения и конкретизировав их содержание, также как и схему их применения. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах; -за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; в случаях, предусмотренных законодательством, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; -за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции фискальных органов. Количественный и качественный рост преступлений экономической направленности закономерно возлагает основные функции по борьбе с финансовыми правонарушениями, в том числе по их предупреждению, на долю внутренних дел и их подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями. В структуре МВД РФ действует Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Предупреждение, выявление, расследование и пресечение налоговых преступлений является одним из основных направлений работы этого структурного подразделения. Необходимо заметить, что в сферу полномочий службы не входит самостоятельное осуществление налоговых проверок. ФСЭНП имеет право участвовать в них лишь по запросу, отправленному налоговыми инспекциями. Организация нового структурного подразделения в системе МВД РФ стало естественным результатом сложившейся практики проведения расследований преступлений в налоговой сфере. Принятое федеральными законами дублирование функцией бывшей ФСНП и МВД было разрешено в пользу последних методом ликвидации ФСНП.12 Одним из ключевых показателей эффективности работы органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями считается экономический эффект, получаемый от предотвращения таких преступлений. Такие действия предупредительного плана как крупномасштабные мероприятия вместе с подразделениями по борьбе с организованной преступностью, специальные оперативно-розыскные мероприятия в различных отраслях и объектах, совместно с таможенными и налоговыми органами, прочно вошли в практику подразделений по борьбе с экономическими преступлениями13. Правоохранительные органы принимают ограниченное участие в налоговых отношениях. Они не ведут учета плательщиков налогов, не проводят сбор налогов, не следят за правильностью исчисления и полноты уплаты налогов. Их единственная цель - обнаружение нарушений налогового закона, в которых есть место признакам преступления, то есть имеющие статус повышенной общественной опасности. Считается, что в связи со своей компетенцией именно подразделения по борьбе с экономическими преступлениями обязаны принимать на себя роль инициаторов сотрудничества с органами налоговых и таможенных служб в ходе борьбы с уклонениями от уплаты сборов и налогов, в том числе и в совершении действий общего предупреждения. Осуществление процесса взаимодействия ФНС с правоохранительными органами показано на рис. 1. Рис. 1. Взаимодействие фискальных органов с правоохранительными органами Мы считаем, что важность сотрудничества фискальных органов с органами правоохранительных служб (а именно, ОВД и таможенными органами) вызвана такими факторами. Прежде всего, необходимость борьбы с правонарушениями в налоговой сфере вызвана тем, что она дает возможность сокрыть финансовую базу, где образуется и действует коррупция и преступность (известно, что в 40% случаев в органы налоговых служб плательщики налогов намеренно не подают налоговую отчетность). Достижение поставленной цели зависит от грамотного взаимодействия органов внутренних дел и фискальных органов. Среди методов такого взаимодействия, выработанных в течение многих лет практики, можно выделить: предоставление органам налоговых служб помощи в изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности материальных ценностей и денежных сумм на проверяемых объектах, обмен оперативной информацией о нарушениях закона о сборах и налогах.14 По согласованию с органами налоговых служб ОВД могут принимать участие в обеспечении личной безопасности при осуществлении контрольных проверок. Предоставляя помощь практического плана сотрудникам налоговых служб при исполнении ими служебных обязанностей, ОВД должны обеспечивать принятие мер по привлечению лиц, препятствующих исполнению сотрудникам фискальных органов своих прямых функций, к ответственности. Обнаружив факты, подтверждающие совершение преступления, правоохранительные органы должны возбудить уголовное дело и приступить к расследованию. В тех случаях, когда налоговое нарушение не имеет признаков преступления, материалы обязаны быть переданными органам налоговых служб. В РФ правоохранительные органы имеют право проводить самостоятельные расследования налоговых дел в полном объеме с дальнейшей передачей дела в суд. Организационно-правовой основой деятельности налоговых и правоохранительных органов РФ является применение нормативно-правовых и законодательных актов, с целью обеспечения контроля за правильностью и полнотой исчисления и уплаты налогов в бюджеты различных уровней. В соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ фискальные органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Помимо информационного взаимодействия органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам фискальных органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками фискальных органов своих должностных функций. Основной нормативно-правовой базой, на сегодняшний день регулирующей вопросы выявления, возбуждения уголовного дела, расследования и предупреждения налоговых преступлений, являются: - УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ; - УПК РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ; - Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ; - Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ; - Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; - Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»; - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; - Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ»; - Соглашение от 13 октября 2010 года N 1/8656, ФНС РФ N ММВ-27-4/11 13.10.2010 «О взаимодействии между МВД РФ и ФНС РФ». В целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений и в соответствии с НК РФ МВД России и ФНС принят совместный Приказ от 30 июня 2009 года N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и фискальных органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Указанным Приказом утверждены две Инструкции: -органов внутренних дел и фискальных органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и фискальных органов при организации и проведении выездных налоговых проверок; 2) Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в фискальные органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям фискальных органов, для принятия по ним решения. В случае если материалы, направленные органом внутренних дел в налоговый орган, свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах и сборах, влекущих уголовную ответственность, налоговый орган одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляет в соответствующий орган внутренних дел запрос об участии в выездной налоговой проверке. Учитывая последние изменения в структуре системы МВД РФ, необходимо обратить внимание на изменение подследственности налоговых преступлений из системы МВД. После 1 января 2011 г. дела о налоговых преступлениях, которые находились в Следственном департаменте МВД, переданы в Следственный комитет РФ. Вопросы оперативно-розыскной деятельности по вопросам о налоговых преступлениях регулируются Федеральным законом «О полиции». В налоговой сфере на органы внутренних дел возложено решение следующих основных задач: - предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; - предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах и органах внутренних дел; - обеспечение безопасности деятельности фискальных органов, защита должностных лиц фискальных органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей. Необходимо обратить внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Соглашения от 13.10.2010 г. N ММВ-27-4/11 «О взаимодействии между МВД России и ФНС России» одним из направлений взаимодействия является предотвращение неправомерного возмещения сумм НДС из федерального бюджета. Непосредственное участие органов внутренних дел в оказании содействия рассматриваемым фискальным органам начинается с проведения ими профилактических мероприятий, направленных на пресечение противоправных действий налогоплательщиков. По запросу фискальных органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Выездные налоговые проверки с участием органов внутренних дел проводятся налоговыми органами с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сбор15. Органы внутренних дел и фискальные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: