VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика административной защиты избирательных прав граждан

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001586
Тема: Общая характеристика административной защиты избирательных прав граждан
Содержание
     ОГЛАВЛЕНИЕ


     ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………….2
     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН……………………………..5
     1.1. Избирательные права граждан как объект административной защиты……………………………………………………………………………..5
     1.2. Содержание административной защиты избирательных прав граждан………………………………………………………………………..….13
     1.3. Субъекты административной защиты избирательных прав граждан…………………………………………………………………………...21
     ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.....29
     2.1. Состав и виды административных правонарушений в сфере избирательного законодательства………………………………………………29
     2.2. Реализация административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан...............................................................................43
     2.3. Административная юстиция как средство административно-правовой защиты избирательных прав граждан……………………………….51
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………..........62
     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...……………………....64
     
     
      
      





ВВЕДЕНИЕ
     
     Процессы реформирования российского общества, изменения его политической организации, отношений собственности, приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере потребовали серьезного обновления и развития законодательства. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года начался новый этап формирования избирательного законодательства. В Конституции были заложены не только основы современного избирательного права, но и ключевые принципы, на которых строится современная система организации выборов в Российской Федерации. С декабря 1993 года по настоящее время принято около десяти федеральных законов о выборах, активно развивается избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.
     Происходящие изменения в избирательном праве во многом носят позитивный характер. Однако нельзя не заметить и негативных, деструктивных процессов, которые серьезно трансформируют позитивный потенциал законодательных реформ. Во многом эти процессы обусловлены нереагированием уполномоченных органов и их должностных лиц на нарушения законодательства о выборах и референдумах, широким использованием «административного ресурса»1. 
     К таким ограничениям можно отнести отмену в избирательных бюллетенях графы «против всех», отмену порога явки избирателей, исключение из избирательного процесса независимых кандидатов и др.
     Проблема административно-правовой защиты избирательных прав граждан относится к числу наиболее острых для российской действительности. Острота проблемы обусловлена тем, что действующее законодательство не только не создает полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций во время проведения выборов, но и порождает правовую незащищенность гражданина, наделенного как активным, так и пассивным избирательным правом2.
     Объектом исследования являются правоотношения в сфере административной защиты избирательных прав граждан.
     Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, определяющие содержание, субъектов, особенности реализации и иные вопросы административной защиты избирательных прав граждан.
     Целью дипломного исследования является комплексное исследование административной защиты избирательных прав граждан. 
     Задачами исследования являются: изучение избирательных прав граждан как объекта административной защиты; содержания административной защиты избирательных прав граждан; субъектов административной защиты избирательных прав граждан; состава и видов административных правонарушений в сфере избирательного законодательства; реализации административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан; административной юстиции как средства административно-правовой защиты избирательных прав граждан.
     Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Кроме этого, частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный.
     Теоретическую базу составили труды ученых-правоведов, таких как Агапов А.Б., Арановский К.В., Бахрах Д.Н., Векленко В.В., Вешняков А.А., Дзюба О.Н., Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Жильцов А.В., Захарова О., Иоффе О.С., Кирилловых А.А., Кузнецова Н.Ф., Матейкович М.С., Махина С.Н., Мордовец А.С., Московченко Ю.С., Ольшевская А. В., Орымбаев Р.С., Родионова Е.Ю., Саенко С.И., Студеникина М.С., Сухарев А.Я., Тархов В.А., Тихомиров Ю.А., Чаннов С.Е.
     Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, Кодекс административного судопроизводства, федеральные законы и законы Самарской области. При написании работы также были использованы материалы судебной практики.
     Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка используемых нормативно-правовых актов и научной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ 
     ПРАВ ГРАЖДАН
     
     1.1. Избирательные права граждан как объект 
     административной защиты
     
     Сегодня практически ни одно государство не может обойтись без избирательных прав как института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы, в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе, могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт представляет собой выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве и регионах.
     Как отмечает, К.В. Арановский, избирательное право прагматически ценно как средство создания власти или ее получения3.
     Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
     Избирательное право и избирательная система тесно связаны, но это не одно и то же и отождествлять их не следует. Известно, что избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. В то же время избирательная система в РФ представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных органов) государственной власти субъектов РФ.4
     Избирательное право регулирует важнейшие общественные отношения, складывающиеся при выборах Президента, депутатов всех уровней, глав местных администраций и образует важную составляющую часть конституционного права РФ. Таким образом, избирательное право по своей природе является совокупностью конституционно-правовых норм.
     При характеристике избирательного права как подотрасли конституционного права, следует иметь в виду и то, что особым предметом его регулирования является, прежде всего, сфера политических отношений, связанных с выборами, о чём отчасти уже упоминалось ранее. В этой связи уместно указать, что под политикой обычно понимают отношения, складывающиеся между государствами, нациями, различными крупными социальными общностями в связи с осуществлением власти. При этом следует отметить, что различные социальные общности (классы, народы, нации, макрогруппы и т.п.) сами по себе не могут быть организованными, и поэтому имеются определённые субъекты, которые являются их представителями и реализуют функции по их относительной организации, а также быть выразителем их определённых взглядов, интересов и т.д.5
     Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования.
     Главная же задача избирательного права состоит в регулировании отношений, складывающихся в процессе выборов, проведении референдумов и реализации других институтов демократии. Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т.е. все граждане РФ, независимо от их должности, статуса или общественного положения, одинаково обязаны выполнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, являющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени.6
     Таким образом, характеризуя избирательное право как институт конституционного права, следует исходить из того, что оно представляет собой совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника или объединения. Следовательно, основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах правового регулирования однородных общественных отношений.
     Конституция и федеральные законы гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Именно в них проявляется демократическое начало, обеспечивающее участие граждан в формировании органов власти и управления.7
     Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория - это «институт публичного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права, которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления».
     В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как «подотраслью конституционного права». Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его подотраслей и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
     Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо, прежде всего, отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами.
     Содержание избирательного права - это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании.
     На основе международных документов и опыта развития представительной демократии в нормативных правовых актах многих государств закреплен ряд общих принципов избирательного права, составляющих его содержание, таких, как всеобщее равное и прямое избирательное право, периодичность выборов, свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании, гласность и открытость выборов, независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных кампаний, от органов государственной власти, представление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной агитации, состязательность претендентов; обжалование действий и решений участников, а также результатов выборов, в суде.
     В содержание избирательного права включаются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов. Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушающих нормы избирательного права, и восстановление субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей и др.).
     Следует отметить то, что избирательное право имеет два основных значения. Во-первых, под избирательным правом понимается подотрасль конституционного права, которая образует совокупность правовых норм, регулирующих выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления (позитивное избирательное право). Во-вторых, избирательное право есть субъективная возможность гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.
     Исходя из позиций субъективного избирательного права, различают активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов парламентов, главы государства), органов местного самоуправления (муниципалитетов, мэрии) или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время кампании по отзыву избранного лица.
     Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избиранием кандидата. Для этого в определенной законом последовательности проводиться целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса - начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избирание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании, кроме того, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.
     Свои субъективные избирательные права граждане приобретают по достижении определенного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательного права.
     Институт избирательного права как конституционно-правовой институт образован значительным массивом конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции РФ, международных актах, федеральных конституционных законах и федеральных законах, иных федеральных нормативных правовых актах, в том числе и актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, региональных законодательных актах, а также в уставах муниципальных образований и в актах органов местного самоуправления.
     Нормы права, содержащиеся в этих источниках, регулируют преимущественно конституционно-правовые отношения, складывающиеся в связи с реализацией российскими гражданами своего права на участие в управлении государством. Названные правоотношения нуждаются в правовой защите, на что указывает значительное число юридических споров, связанных с посягательством на избирательные права.
     Значительное число правовых норм, обусловленное многосубъектностью и многогранностью избирательных правоотношений, опосредует возникновение в избирательном процессе разнообразнейших правоотношений, в которых реализуются субъективные избирательные права, исполняются юридические обязанности субъектов избирательного права. Для правовой защиты названных прав и для обеспечения исполнения названных обязанностей необходимо классифицировать множество правоотношений. Классификация может быть осуществлена по ряду оснований: по субъектам, чьи права реализуются, по критерию времени – в зависимости от того, на каком этапе избирательного процесса возникают и прекращаются правоотношения и т.д. Основываясь на данных классификациях, можно выделить группы избирательных правоотношений, нуждающихся в административно-правовой защите и характеризующихся наличием специального непосредственного объекта.
     На каждой стадии, на каждом отдельном этапе избирательного процесса складываются специфические правоотношения, участники (субъекты) которых обладают специфическими, присущими только данным стадиям и этапам, субъективными правами и юридическими обязанностями. Избирательные правоотношения могут быть представлены следующим образом:
     1) отношения по поводу назначения выборов;
     2) отношения, связанные с формированием избирательных комиссий и определением их правового статуса;
     3) отношения по поводу определения границ избирательных участков (избирательная география) и составления списков избирателей;
     4) отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов;
     5) отношения по поводу проведения предвыборной агитации;
     6) отношения, складывающиеся в связи с оказанием и использованием материальной поддержки;
     7) отношения по поводу организации и порядка голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов и их опубликования;
     8) отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     Таким образом, с одной стороны, избирательное право регулирует публично-правовые отношения, представляет собой систему правовых норм и как подотрасль конституционного права является неотъемлемой частью избирательной системы, а с другой стороны, избирательное право представляет собой субъективную возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
     
     
     1.2. Содержание административной защиты 
     избирательных прав граждан
     
     Основной закон государства – Конституция провозгласила Россию (Российскую Федерацию) демократическим, правовым государством, где человек, в особенности его права и свободы имеют наивысшую ценность, а их признание, реализация, и защита является обязанностью государства. Стоит заметить, что без восприятия и соблюдения прав, заложенных в основу демократии, невозможен процесс развития (эволюции) государства с демократической формой правления8.
     Предусмотренные законодательством права человека неотделимы от людей, они включены в общественные отношения, представляют собой форму их взаимодействия, направлены на организацию деятельности и поступков человека, а также на предотвращение конфликтов. По существу, данные права юридически закрепляют необходимые условия и способы достойного функционирования, как личности, общества, так и государства. 
     Для определения юридического содержания административно-правовой защиты избирательных прав граждан необходимо определить содержание самого понятия «защита прав», его соотношение с понятием «охрана прав». 
     Исследовав законодательство и литературу, следует отметить, что термин «защита», в текстах касающихся прав человека, используется чаще, нежели термин «охрана». Такая учащенность объясняется тем, что вопрос о правах, остро возникает в момент их нарушения или посягательства на них, а согласно этимологическому словарю, термин «защита», употребляется для обозначения препятствий к нарушению прав и сведению к минимуму неблагоприятных последствий от их нарушений9.
     Анализируя вопрос о соотношении терминов «охрана прав» и «защита прав», следует отметить, что учеными соотношение указанных понятий рассматривается по-разному. Так, по мнению В.А. Тархова, охрана прав осуществляется непрерывно, имея цель - реализация права и невозможность его нарушения. Но в случае нарушения права, либо угрозе его нарушения, следует обратиться к защите10.
     А.С. Мордовец по данному вопросу высказывается так, говоря, что охрана выражается в правомерной реализации прав и свобод, осуществляемой под наблюдением социальных институтов, но без какого-либо вмешательства с их стороны. А меры защиты, необходимы в том случае, когда права и свободы еще не были нарушены, но процесс их реализации уже имеет затруднение11.
     В свою очередь А.П. Сергеев, различает две ступени «правовой охраны», рассматривая ее в широком и в узком смысле. Под «охраной» в широком смысле, он признает деятельность, призванную обеспечить неприкосновенность правопорядка и соблюдения норм права. В узком же смысле, охрана рассматривается как совокупность мер по предупреждению, пресечению правонарушений, по принудительному осуществлению прав, а также мер ответственности за посягательства на правопорядок12.
     По мнению О.С. Иоффе термины «охрана» и «защита» являются тождественными, выражающимися в  применении санкций к нарушителю13.
     А.В. Ольшевская, напротив, утверждает, что необходимость в защите возникает при угрозе или реальном посягательстве на общественные отношения либо в результате нарушения прав и свобод человека и гражданина. Для реализации функции защиты государство создает соответствующие органы государственной власти, регламентирует их деятельность в нормативных правовых актах. Защищают права человека также различные общественные объединения и сами граждане в пределах необходимой обороны. Обеспечение выступает как система специальных мер юридического, политического, экономического, социального и иного характера, побуждающих субъектов права к точному, реальному и неуклонному исполнению правовых предписаний, установленных государством. К способам обеспечения относятся неустойка, залог и т.д. Меры обеспечения являются частью законотворческой деятельности государства по созданию и совершенствованию правовых средств, они призваны охранять и защищать основные права и законные интересы отдельных категорий граждан, выступают гарантией защиты интересов граждан, являются содержанием деятельности государственных органов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений14.
     По мнению М.С. Матейковича, абсолютно отождествлять понятия «охрана» и «защита» права нельзя: защита непременно связана с нарушением права, реальным или возможным; понятие «охрана» имеет более широкий смысл и включает как правозащитную, так и правообеспечительную деятельность, связанную с правомерным поведением по реализации субъективного права15. Указанный автор дает следующие определения: «Охрана избирательных прав граждан представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, правозащитных и международных организаций, физических лиц по обеспечению реализации и защиты прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях».
     Нельзя сводить охрану субъективных прав и к сугубо профилактической деятельности. Если нарушенное право в результате правозащитных мер было восстановлено, значит, механизм охраны данного права сработал, реализация права обеспечена, правда, особым, принудительным, способом.
     Таким образом, охрана избирательных прав граждан представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов, правозащитных и международных организаций, физических лиц по обеспечению реализации и защиты прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в иных избирательных действиях.
     Такое понимание термина «охрана права» предполагает и преодоление устоявшегося стереотипа о так называемых правоохранительных органах, поскольку отсутствие в науке четкого, непротиворечивого представления даже об их перечне порождает определенную несогласованность законодательных норм.
     В частности, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии наделяются правом обращения то в «правоохранительные органы, органы исполнительной власти» (для проведения проверок информации о нарушении закона и пресечении нарушений), то в «правоохранительные органы или суд» (с целью направления протокола об административном правонарушении), то в «правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации».
     Защиту избирательных прав можно рассматривать как принудительный механизм реализации права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, обеспечиваемый межгосударственными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, иными организациями, самими гражданами посредством предотвращения нарушений, избирательных прав, устранения препятствий их реализации либо восстановления нарушенного права иными способами16.
     Из приведенных определений следует, что охрана есть деятельность по обеспечению реализации и защиты прав, а защита есть принудительный механизм реализации прав. Такое разграничение данных понятий представляется сомнительным. Защита, по нашему мнению, также представляет собой деятельность, следовательно, стоит принять предложенный Е. А. Лукашевой термин «механизм защиты прав граждан».
     Ю.С. Московченко считает, что административно-правовая охрана политических прав граждан России представляет собой нормотворческую деятельность уполномоченных субъектов, целью которой является создание оптимальных условий и выработка необходимых средств, гарантирующих гражданам реализацию их политических прав, а также деятельность уполномоченных субъектов, выражающуюся в привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на политические права граждан России и, кроме того, включающую рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц данных органов, нарушающие законные права граждан, в административном порядке17.
     Попытку нормативного разграничения понятий «защита» и «охрана» мы находим в Законе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»18. Хотя это разграничение законодатель применяет к регулированию общественных отношений в сфере охраны государственной границы, это практически единственный пример легального разграничения данных понятий. Учитывая этот факт, полагаем необходимым проанализировать его.
     Законодатель разделил защиту и охрану по субъектам и по цели. Защиту осуществляют организации и граждане, все федеральные органы исполнительной власти, а охрану - исключительно органы обеспечения безопасности Российской Федерации. Цель защиты - обеспечение жизненно важных интересов личности, общества и государства, а цель охраны - недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы и обеспечение соблюдения пограничного режима и режима в пунктах пропуска. По нашему мнению, такое деление искусственно и потому представляется излишним.
     Однако, стоит отметить, тот факт, что так или иначе у некоторых авторов прослеживается переплетение мнений касательно вопроса о соотношении терминов «охрана» и «защита», а отдельными авторами и того, воспринимаются эти два понятия, как единое целое. Объясняется это тем, что охрана и защита – это последовательные понятия, так как, во- первых, охрана без защиты и защита без охраны не имеет смысла, в силу неопределенности, а во-вторых: охрана и защита – две составляющие одного последовательного процесса, в котором первая стадия - это охрана прав, вторая стадия – их защита.
     Следовательно, охрана представляет собой перспективный аспект государственной деятельности, имеющий целью обеспечить права участников правоотношений, а защита ретроспективный. Предполагается, чем больше масса защиты, тем хуже обеспеченность имущественных прав, но если сосредоточиться на стадии охраны прав, тогда и меньше потребуется их защищать.
     Наличие прямо противоположных позиций и отсутствие смысловых лингвистических различий позволяет рассматривать понятия «защита избирательных прав» и «охрана избирательных прав» как синонимы.
     Для разрешения избирательных споров являющихся по своей природе публично-правовыми необходимы публично-правовые средства, наиболее доступными и удобными из которых являются средства административно-правовой защиты.
     Двойственность природы административного права, отмеченная Д.Н. Бахрахом19, проявляется и в содержании административно-правовой защиты избирательных прав, которая заключается, во-первых, в признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, обязывании удовлетворить требование заявителя либо в восстановлении в полном объеме нарушенных избирательных прав иным путем, во-вторых, в осуществлении уполномоченными государственными и муниципальными органами и их должностными лицами правоохранительной деятельности, причем подача жалобы или ее отсутствие не влияют на эту деятельность.
     Средства защиты прав и свобод есть специфические действия, процессуальные акты, с помощью которых соответствующий субъект добивается реализации нарушенных прав или свобод либо предотвращает их нарушение. Выбор того или иного средства напрямую зависит от правомочий субъектов избирательного процесса в рамках той или иной формы защиты. Способ защиты прав и свобод подразумевает необходимую и достаточную меру принуждения, применение которой обеспечивает реализацию нарушенных, нарушаемых или могущих быть нарушенными прав и свобод. 
     Так, к способам защиты избирательных прав можно отнести: 1) восстановление избирательных прав; 2) пресечение действия (бездействия) либо отмену решения, нарушающих избирательные права; 3) привлечение субъекта, действия (бездействие) которого обусловили нарушение избирательных прав, к юридической ответственности.
     Восстановление избирательного права, утраченного в результате нарушения, возможно далеко не всегда. Так, в случае отмены незаконного решения об отказе в регистрации кандидата уже после того, как состоялось голосование, право граждан избирать данного кандидата в государственный либо муниципальный орган, право самого кандидата избираться могут быть реализованы только при условии проведения повторных выборов. Кандидату, чье пассивное избирательное право было нарушено в связи с незаконным отказом в регистрации или отменой регистрации необходимо выплачивать денежную компенсацию за счет средств соответствующего бюджета. В настоящее время компенсаторные механизмы в отечественном избирательном законодательстве отсутствуют.
     Таким образом, государство для того, чтобы определить круг возможных субъектов и в последующем возложить на них ответственность, устанавливает охранительные меры, закрепляя их в своем законодательстве.
     Содержание административно-правовой защиты избирательных прав граждан Российской Федерации заключается, во-первых, в рассмотрении и разрешении избирательными комиссиями и судами общей юрисдикции жалоб граждан на нарушения избирательных прав и, во-вторых, в привлечении по постановлению судьи районного суда граждан, должностных лиц и юридических лиц к административной ответственности. Мерой административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдуме является административное наказание в виде административного штрафа и конфискации предмета административного правонарушения. Результатом рассмотрения жалобы может быть восстановление нарушенного права.
     
     	
     1.3. Субъекты административной защиты избирательных 
     прав граждан
     
     Субъектами административно-правовой защиты являются исключительно субъекты административного права, наделенные властными полномочиями. В рамках административной юстиции субъектами административно-правовой защиты избирательных прав могут быть вышестоящие избирательные комиссии и суд.
     Федеральным законодателем на избирательные комиссии возложены три базовые функции правозащитного характера:
     1) обеспечение реализации избирательных прав граждан;
     2) обеспечение защиты избирательных прав граждан;
     3) контроль за соблюдением избирательных прав граждан.
     Однако, поскольку соблюдение есть элемент реализации права, то функция обеспечения реализации прав включает и контроль за их соблюдением. В свою очередь, обеспечение реализации прав, как уже указывалось, подразумевает обеспечение их защиты.
     Полномочия избирательных комиссий в правозащитной сфере на различных стадиях избирательного процесса состоят в том, что обеспечивая реализацию избирательных прав граждан, избирательные комиссии обязаны одновременно осуществлять защиту иных конституционных прав и свобод личности.
     Необходимость такого расширения функций комиссий достаточно наглядно проявляется на стадии предвыборной агитации. Закон возлагает на избирательные комисс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44