VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Образовательные задачи русской кистевой росписи на уроках ИЗО

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011264
Тема: Образовательные задачи русской кистевой росписи на уроках ИЗО
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)



Факультет Изобразительного искусства и народных ремёсел

Кафедра народных художественных ремесел



            ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

        на тему: «Образовательные задачи русской кистевой росписи на  уроках   ИЗО »

                              Аюченко Кристины Андреевны



По направлению подготовки:  44.03.05 Педагогическое образование

Профиль: Изобразительное искусство и мировая художественная культура      



Руководитель:                    __Кузьменко Евгения Львовна___________ Бакалаврской работы                   ______________________________________                                  

                                            ( подпись, дата)









                                            



     

                                                 Москва 2017

                                          Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3

1. Глава 1. Кистевая роспись русского народа….……………………...8

1.1  История появления и виды русской кистевой росписи………………8

1.2.  Мезенская кистевая роспись ………………………………………….

      1.2.1. История возникновения мезенской росписи…………………….

      1.2.2. Символы и их значения в мезенской росписи……………………

1.3 Процесс поэтапного изготовления и описание творческой части диплома……….…….…....................................................................................

2. Глава 2. Образовательные задачи русской кистевой росписи на уроках изобразительного искусства …………………………………….

2.1 Психология ребенка младшего школьного возраста и влияние на него искусства…………………

2.2 Эстетическое воспитание, как цель развития многогранной личности.

2.3 Методика обучения учащихся кистевой росписи в системе общего образования, и ее функциональные стороны………………………………

2.3.1 Значение уроков искусства в современной школе…..

2.3.2 Кистевая роспись, как учитель жизни…………….

3. Глава 3. Практическое применение теоретических знаний о методе преподавания кистевой росписи……………………………………...

 3.1 Конспекты уроков изобразительного искусства……….……………

	Заключение………………………………………………………………

	Литература..……………………………………………………………

Иллюстрации……………………………………………

	Приложения. (Мои практические работы и работы учащихся)

                                                 

                                                      Введение.

           Качественное многогранное образование стало одним из наиболее важных курсов развития Российской Федерации. С 1 сентября 2011 года были введены образовательные стандарты для общеобразовательных школ. В этой программе введены существенные модернизации в программе обучения начальных классов. С введения данной реформы прошло уже 6 лет. Поэтому нет ничего удивительного в том, что качество нового образования шагнуло вперед. Новые методы обучения, опираясь на современность и индивидуальность личности, как педагогов, так и детей, приживаются, совершенствуются и подстраиваются, развивая разносторонность личности не только современных учеников, но и преподавателей. Ведь только успешный современный преподаватель идет со временем параллельно и совершенствуется, открывая новые методы обучения. Наличие новых технологий дают более обширное представление о знаниях, и ускоряют учебную деятельность. Это не дает состариться проверенным методам преподавания и открывает в них все новые интересные аспекты. Как наука не стоит на месте, так и искусство идет вровень с новыми изобретениями. Появление специальной художественной техники не только упрощает изобразительность, но и повышает уровень качества воспроизводимых впоследствии работ. Общее образование не гонится за технологиями, но и не отстает от них. Существуя параллельно, оно не смотрит в далекое будущее и не остается в прошлом. Современные педагоги следуют этой параллельности: заимствуя самые функциональные методы и принципы образования прошлого, добавляя современности, модернизируют все это в программу близкую к идеальному методу обучения. В настоящее время появились работы, которые посвящены вопросам обучения и воспитания учащихся на традициях народного прикладного искусства: Кузин В.С, В.В Алексеева, Неменский Б.М, Петров В.Н, а так же Ломов С.П и другие  широко применяли в учебно-воспитательных целях возможности народного творчества в школьной практике, а так же педагогические исследования Н.А Горяевой, А.А Данилова, Б.С Асылханова,Т.Л Шпикаловой, С.Ф. Абдуллаева, Д.М Скильского и т.д специально посвящены вопросам обучения и воспитания учащихся декоративно- прикладного искусства.  Недаром, среди народа гуляет пословица: «все новое, есть не что иное, как забытое старое». Таким «старым» можно назвать и народное декоративно-прикладное искусство. В данной работе говориться будет о русской кистевой росписи. Это неотъемлемая часть прошлого культуры русского народа. Это неотъемлемая часть и современного мира. Необходимая, в сочетании прошлого с настоящим. Идеальная, для обучения детей младшего возраста.  На вопрос почему, простой ответ. Она легка в своем исполнении. Кистевая роспись богата духом прошлого, бытом простых людей, их историей, их знаниями и умениями, их видом прекрасного. Ребенок, посредством кистевой росписи не только практикует свои умения в области практического искусства, но и познает историю своего народа. Для изучения искусства в общеобразовательной школе наиболее подходит художественная роспись. Ведь роспись обладает богатой и разнообразной формой, цветовой палитрой и выразительностью. В ней сохраняются особенности художественного строения и структуры, традиционная орнаментальность, каноны в построении композиции. Все это способствует развитию индивидуальности, внимательности и аккуратности в ребенке. Кистевая роспись развивает мелкую моторику рук, что впоследствии помогает не только в совершенствовании художественного творчества, но и письма. А еще кистевая роспись способствует развитию эстетического вкуса и разностороннему мышлению. Развивает воображение, что так необходимо при построении замысловатой композиции росписи.

В зарождении и развитии художественных способностей в ребенке не малую, а то и значительную, роль имеет взаимопонимание и взаимопомощь между учителем и учеником. Преподаватель, прежде всего, должен быть передатчиком знаний и идей. Но, тут важна не только передача опыта, а сколько способность с помощью знаний развить в будущих личностях уважение ценностей духовной и материальной художественной культуры.  Ученик, участвуя в процессе создания своей художественной работы, всегда опирается на многочисленный опыт и традиции в той технике, которую он использует. Поэтому в процессе обучения важна не только теоретическая и демонстрационная части, но и практика.  При этом наглядные пособия в художественном образовании играют далеко не маловажную роль. Эстетически понятный материал всегда будет основой для правильной стилистики композиции по мотивам росписи. Педагогу не следует забывать и о том, что повтор или вариации – это художественное свойство, определяющее народное творчество. 

Данная дипломная работа познакомит Вас с историей развития русской кистевой росписи, уделяя особое значение Мезенской росписи. Оповестит о нераскрытых секретах ее происхождения. Откроет тайны значений в ее изображениях. Позволит узнать чему именно может научить ребенка самая древняя кистевая роспись Северной Двины.  Какие качества она сможет привить ребенку, какие умения и навыки. А главное, ответит на вопрос, повлияет ли она положительно на личность ребенка и в чем именно это будет выражено.Этим определяется  актуальность нашей работы.

Цель исследования.

Главная цель данной работы – определить основное значение кистевой росписи на примере Мезени в образовании и развитии учащегося в общеобразовательной школе. 

Задачи исследования.

     1. Раскрыть историю возникновения русской кистевой росписи (на примере Мезенской).

Определить  и применить основные методы и принципы обучения.

      3. Привить чувство гордости и патриотизма в процессе обучения Мезенской кистевой росписи.

      4. Развить творческие способности и художественное мышление у учащихся в процессе обучения.

      5. Разработать комплекс уроков по преподаванию мезенской кистевой росписи.

Сделать выводы по сложившемуся результату.

Объект исследования- эстетическое воспитание учащихся 2-3 классов. Предмет исследования-учащиеся 2 и 3 классов в Школе №10 г. Мытищи, на уроках изобразительного искусства .

Методы педагогических исследований. В ходе выполнения исследовательской работы применялось сочетание практических и теоретических методов.

Теоретические: изучение специальной литературы по проблеме исследования. 

Практические: проведение учебно-творческой практики у школьников, беседы по теме, проработка условий для максимально оптимальной и функциональной адаптации к изобразительной деятельности учащихся.                                                          

Практическая значимость работы заключается в возможностях использования ее материалов в практике школьного преподавания на уроках изобразительного искусства.

Структура работы определяется ее содержанием: диплом состоит из двух частей- теоретической и практической . В теоретической части рассказывается о истории возникновения русской кистевой росписи, особое внимание уделяя мезенской. Описываются основные этапы выполнения изделий в стиле мезенской росписи и ее особенности. В психолого-педагогической главе рассказывается о особенностях воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства по средствам декоративного народного искусства, раскрываются возможности влияния кистевой росписи на развитие учащихся.

      Практическая часть состоит из ансамбля десяти расписных березовых туесков в технике мезенской росписи.

Методическая часть направлена на изучение системы знаний для развития у учащихся на занятиях мезенской кистевой росписи творческих навыков, подготовленная на основе цикла уроков по формированию творческого и эстетического развития с помощью методов кистевой росписи на уроках изобразительного искусства.

                               

















































                               Глава 1. Кистевая роспись русского народа.

     Художественная роспись - искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. Она является одним из самых древних видов народного творчества, которое на протяжении многих лет являлись частью повседневной жизни и культуры русского народа. Также, кистевая роспись является ещё и самым популярным видом декоративно-прикладного искусства в современном мире.

    1.1. История возникновения кистевой росписи и ее виды.

     История кистевой росписи по деревянным предметам быта уходит в далекое прошлое. Когда люди научились изготавливать различные предметы и посуду из дерева, им захотелось каким-то образом украсить свой быт разнообразить и обогатить его. В простом народе из поколения в поколение передавалось, что расписные вещи отгоняли злых духов и оберегали своих хозяев. В качестве красок изначально, мастера и не только, использовали сырье, которое было распространено и доступно в пределах их местности (глина, уголь, мел), поэтому роспись каждого региона до сих пор уникальна и узнаваема.

Кистевую роспись по социальному аспекту примерно можно разделить на две группы: традиционную и авторскую. Традиционная роспись развивалась в деревнях и селах. Она отличается простотой и лаконичностью линий и сюжетов. Ее легко воспроизводили и местные художники и простые люди, желающие украсит свой быт. Авторская же роспись изготавливалась в городах обученными мастерами. Эти работы отличались изяществом и профессионализмом в каждой линии и детали. Техника росписи была проста: мастер сначала наносил контур на любое требующее рисунка изделие, а после раскрашивал в разные цвета. Краски, в те далекие времена, клались очень свободно и размашисто. Сюжетом росписи тогда в основном были простые символы: солнце – символ радости, счастья, птица – успех и счастье, утка – знак, обозначающий закат. 

Вся художественная кистевая роспись опирается в основе своей на выразительность кистевого мазка и цветового пятно. Мастера, посвятившие свою жизнь росписи, постоянно практикуясь, работают сразу кистью, без предварительного нанесения рисунка. Они сразу мастерски вписывают в сюжет и растительность и природу с ее стихиями и стилизованные космические тела и фигуры как животных, так и людей.

По способ нанесения рисунка, в истории зарождения и развития кистевой росписи, наблюдается по меньшей мере две ярко выраженные в своем отличии группы. Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Городец, Жостово и т.д. – группа росписи кистью, где исполнение рисунка опирается на владение инструментом. Где, остроконечная кисть, может в умелых руках мастера, оставить на изделии мазок, как пятно и линию, задуманных художником и соответствующих канону выбранной росписи. Кисть в этом случае необходимый предмет передачи замысла в изображении. Палех, Мстера, Холуй, Федоскино — это группа, где кисть является просто предметом передачи художественной задумки сюжета для перенесения выбранного требуемого цвета с палитры в композицию росписи. 

В объемо - пространственных и цветовых задачах композиции росписи, можно проследить деление на три части всей системе художественной росписи. Например в Гжели и Хохломе, а так же в Городецкой росписи, при высоком разнообразии в их исполнении, не важно на чем выполнена роспись, можно заметить отсутствие пространства и объема. Это приводит к скудной цветовой гамме их палитры. Вся их композиция находится в одной плоскасти, не стремясь к объему и прорыву в пространство. Несколько обособленно от общей принадлежности к кистевой системе стоят Урало – Сибирсая роспись и Жостова. Если творчество Хохломы, Городца, Гжели, Полхов-Майдана основывается на графичности, и ритмике повторяющихся рисованных элементов, то Урало- Сибирская роспись отличается, как разнообразием цветового решения, так и «зачатками» перспективы и объема в своих композициях. А Жостовское искусство, несмотря на то, что остается кистевой росписью, включает в себя полноценную пусть и декоративную передачу объема и пространства в своих изображениях. В композиции данного вида росписи присутствует «возвышенность» или «приподнятость» букетов цветов над поверхностью подносов на высоту, нужную художнику, для получения наиболее совершенного изображения. 

Обращение к природе и ее формам является основной темой для всех видов кистевой росписи русского народа. Стилизованная форма цветов, ягод, листочков, птиц, рыб и даже коней и людей присутствует во всех росписях конечно, соответствуя канону и сложившимся традициям начертания каждой из них. В творчестве Палеха, Мстеры, Холуя и Федоскино свойства кисти важны, но они не играют такой важной роли, как в росписях, что описаны выше. Коренным образом отличается и тематика росписи. В них имеет место сюжеты и с бытовыми сценками, и битвы, и праздничные гуляния. Это приводит к тому, что мастерам невольно постоянно приходится совершенствоваться в своем профессионализме. Художник должен быть готов к решению множества изобразительных задач, связанных с воплощением задуманного и изобразить со всеми традиционными изобразительными канонами желаемую композицию.

 В росписи Хохломы собраны все основные приемы и способы мазка кистью. Мазок с наплывом — «капелька», «травные мотивы», «приписки», «усики с семенами», всевозможной формы листочки, ягодки и т.д. изображения, которые зависят от возможностей остроконечной круглой кисти, являются основной передачей образов и графики в Хохломе. А так же эти приемы можно встретить в самых разных сочетаниях и в Городецкой росписи, и в Гжели, и в Полхов –Майдане, и в росписях Урало – Сибирского семейства, в число которой входят Мезень, и даже в Жостово. Урало - Сибирскую роспись считают живописным развитием растительных и орнаментальных композиций  Хохломы. Похожесть в художественном начертании и манере исполнения, стала причиной объединения этих росписей в процессе обучения изобразительному искусству.

      Виды русской кистевой росписи. На самом деле, в русском народе насчитывается около двух десятков, а может и больше, видов кистевой росписи. Такое количество связанно напрямую с местностью, в которой та или иная роспись зародилась. В то далекое время, житель каждого района или даже деревни мог похвастаться индивидуальной и неповторимой раскраской на предметах обихода. На протяжении времени некоторые техники изобразительной росписи терялись, другие сливались, а третьи передавались из поколения в поколение со всеми своими секретами и хитростями. Рассказывать о них и восхищаться можно днями напролет, но так, как их много, хотелось бы, пусть и кратко, поведать о самых известных  из них на сегодняшний день. 

      Хохломская роспись.Хохлома является декоративной росписью по деревянной посуде и предметам быта. Изображения выполняется красным, зеленым и черными цветами по золотистому фону. На подготовленное деревянное изделие наносится серебристо – оловянный порошок. Затем его покрывают специально заготовленным составом в три, а то и четыре слоя. После обрабатывают в печи, для достижения золотистого цвета с медовым оттенком. Визуально, роспись очень яркая, невзирая, на темный фон композиции. Для создания рисунка используются традиционные для данной росписи цвета, где главным является золотой. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. [см. рис.№17,№18]

       Городецкая роспись.Городецкая роспись берет свое начало с середины XIX века рядом с городом Городец. Данная кистевая роспись яркая, запоминающаяся в своей лаконичности и образности. Она выполняется свободными мазками круглой кистью с белой и черной графической обводкой. В Городце основой сюжетных композиций служат жанровые сценки, фигуры коней и людей, птицы и, конечно же, всевозможные цветочные узоры. Этой росписью украшали прялки, различную мебель, ставни и двери. Городецкая роспись берет свое начало от резных городецких прялок, где фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Такие вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности дна изделия. [см.рис.№ 19,№20] 

       Жостовская роспись. Жо?стовская роспись зародилась в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Это художественная роспись в основе своей встречается на металлических подносах. Считается, что Жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Братья Вишняковы напрямую связаны с появлением Жостовской кистевой росписи. История жостовского промысла восходит к началу XIX века. Тогда же, когда возникли первые мастерские по изготовлению лакированных изделий из папье–маше. Сюжетом в этой росписи в основном были и остаются цветочные букеты. [см.рис.№ 21,№22]

     Гжельская роспись. Одним из традиционных центров России по производству керамики является Гжель. На самом деле «Гжель» имеет наиболее обширное значимое название с исторической и культурной точки зрения – «Гжельский куст». «Гжельский куст» - это огромный район, включающий в себя 27 деревень. Находится он примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. У названия «Гжель» имеются балтийские корни. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник». Роспись, в основе своей, опирается на растительные мотивы в своих композициях. Выполняется синими, голубыми, черными и белыми красками по белому фону. Гжелью обычно расписывается керамика, но в современном мире можно встретить и ткани, и полотенца, и даже елочные игрушки, выполненные в традиционном стиле. [см.рис.№ 23,№24]

     Борецкая роспись. Бо?рецкая роспись является народным промыслом и чаще всего встречается на деревянных изделиях. Берет свое начало с XVIII века. Возникла эта роспись на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках, в селе Борок. Основные цвета в Борецкой росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Обязательно имеет черную обводку всех деталей изображения. Символ Борецкой росписи — Древо жизни. Это большой цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды и листья. Мотивами композиции могли служить и  жанровые сценки: чаепития, гуляния. [см. рис.№25,№26]

     Полх - Майданская роспись. Данная роспись очень красочная и яркая, что соответствует традициям росписи русского народа. Этому ещё более способствует технология Полх - Майданской росписи, краски для которой разводятся спиртовыми растворителями, что значительно усиливает интенсивную насыщенность и свечение цвета. Основные краски этой росписи: алая, желтая и голубая, которые по составу являются порошковыми красителями для ткани. Но есть еще и фиолетовая краска, которую, еще, называю химической. Она изготавливается из чернильных таблеток. Роспись, по традиции, начинают с желтого цвета. После наносят алый цвет, что на желтой основе смотрится ярко – красным, и голубой, которому желтый цвет дает зеленый оттенок. Иногда, в этой росписи можно встретить и оранжевый с коричневым цвета, что получаются из марганца. Росписи предшествует сушка токарных изделий в течение одной ночи на русской печи, утром изделия крахмалят, два-три раза обтирая их вручную крахмальным клейстером. Затем только рисуют контур, а после и расписывают изделие яркими красками. [см.рис.№ 27, №28]

 Народное декоративно-прикладное искусство стало неотъемлемой частью художественной культуры. На сегодняшний день кистевая роспись является одним из актуальных направлений. Ценность произведений русской народной кистевой росписи отражают художественные традиции, миропонимание, художественный опыт народа и сохраняет историческую память. Жостовские подносы и шкатулки с лаковым покрытием приносят в наш дом уют и красоту. Гжельская керамика, Городецкие блюдца, посуда, расписанная под Хохлому, все чаще встречаются в нашем быту, внося, как декоративную, так и функциональную лепту, сохраняя традиции и историю и связывая все времена. 

                                          1.2. Мезенская роспись.

     Одним из самых молодых видов русского народного искусства является северные русские росписи по дереву. Они быстро и плавно вошли в быт и культуру русского народа. 

 Кистевая роспись быстро стала популярна в крестьянской среде, и, распространяясь, не утратила своих традиций и специфики. Локализуясь в основе своей в северной части русского крестьянства и формируя разные стили, на примере доказала о действии этнической избирательности. Популярность нового вида искусств шло не произвольно, а вровень с развитием северно–русской культуры в целом. И это очень помогло изучить данное ремесло на всех его стадиях.

 В народном искусстве русского народа XVIII-XX вв. выделились два ярко выраженных ответвления в кистевой росписи – графическое и живописное. Графические росписи связаны с древнерусским искусством переписи и оформления книг, иконописью, русским рисовальным лубком. В этом направлении работают мастера таких росписей как Борка, Пучуга, Нижняя Тойма и Мезень. В таких росписях присутствуют, как сюжетные сценки, так и растительные и животные мотивы. Можно так же встретить и изображения людей. Графическая роспись распространилась в основном в районах таких рек, как Двина, Пинега, Пичора и Мезень, что расположены на северо-востоке.

 Скульптурная резьба по дереву крестьянских жилищ стала основной причиной популярности художественной росписи в повседневном быту народа. По этой причине можно заметить, что резьбой и росписью украшались одни и те же предметы. И если для художественной резьбы выбор предметов утвари ограничен, то для росписи нет, и не было никаких преград. 

 Живописная роспись появилась и обосновалась в тех районах северной части русских земель, где пользовались трехгранно-выемчатой художественной резьбой. А в центре Русского Севера и Мезени использовали как скульптурную, так и трехгранно – выемчатую резьбу, что повлияло на образование графических Северодвинской, Мезенской и Пижемской росписей. 

 Наиболее древней росписью северного народа русского является Мезенская роспись. Она не отличается ни буйством красок, традиционных для русского народного творчества, ни разнообразием орнамента и растительности в своих композициях. "То, что тематически совпадало с росписью в других местах России - кони и птицы, - имело совершенно самостоятельную форму, - не живописную, а графическую, не декоративно-пышную, а скупую и примитивно-условную. Невольно рождалась мысль о связи мезенской росписи не с другими гнездами русского изобразительного искусства, а с рисунками первобытных, особенно северных народов", - считает известный исследователь народной росписи Ю. А. Арбат. Другие искусствоведы также отмечают оригинальность этого вида росписи. Село Палащелье является центром росписи по прялкам.[см.рис.№10,№11]

                      1.2.1. История возникновения мезенской росписи.

    Наиболее древним художественным промыслом Северной Двины считается Мезенская роспись. Этой росписью крестьяне украшали большую часть предметов домашней утвари. Не последнюю роль Мезенская роспись сыграла в разнообразии оформления внутри и снаружи избы. Свое название данная роспись получила, как и многие ее соратники – от местности, в которой появилась. Не смотря на то, что местом зарождения этой кистевой росписи является село Палащелье, своим названием она обязана реке Мезень. Мезень река расположена между двумя крупными реками той местности: Северной Двиной и Печерой, что находятся в Архангельской области. Она протекает прямо на границе тундры и тайги. Первые упоминания об этой росписи впервые встречаются в 1906 году. Кроме того существует и другое название художественной росписи по дереву, которое можно встретить в различных книгах по искусству – Палащельская. В самой же Мезени, как ни странно, росписью не занимались. [см.рис.№ 29]

Ученые так и не нашли объяснения зарождения Мезенской росписи и она так и остается покрытой тайной и загадкой. Сама ее необычность в графичности изображений и примитивности начертаний не дают никаких подсказок в способе своего изначального зарождения. Ученые историки относят ее и к искусству соседних северных стран, и в искусстве народов Средней Азии, или даже в искусстве Индокитая и древних наскальных рисунков. Но это так и остается предположением. Но это не мешает ей оставаться самой древней русской художественной росписью. Наиболее полную популярность Мезенской росписи считают XIX  век. Ведь именно тогда из родных мест прялки и короба, расписанные Мезенью стали широко распространяться по реке Пенеге.  

Мезенская роспись среди остальных, прежде всего, выделяется своим самобытным орнаментом. Этот орнамент кажется простым, но от этого становиться не менее интересным. Расписанные же изделия будто дышат мудростью своих предков и словно источают свет и тепло. Символичной и значимой является каждая, казалось бы, незначительная деталь изображения. Каждая точка или линия, каждое стилизованное изображение находиться на стратегически важном месте, что бы рассказать историю, задуманную мастером или поведать легенду, слагаемую крестьянским народом севера. В грациозных, пусть и простых композиций Мезени преобладают только два цвета – красный и черный. 

Красящий состав для Мезенской кистевой росписи делали из подручных, в тех местах, составляющих. В основном для черного цвета использовалась сажа, для красного – красная глина. Пигменты растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, а также кисточкой из человеческого волоса. Готовое изделие покрывали олифой, для придания ему золотистого мягкого цвета. В наше время для Мезенской росписи используют мягкую круглую кисть, при этом сохраняя технологию и традиции этой росписи, заложенные предками. 

 Как считают ученые искусствоведы, истоком символа Мезени является мифологическое мировоззрение северного народа. Например, к шаманским традициям приписывают обилие ярусов в композиции изображения. Основа композиции росписи включает в себя три яруса. Они обозначают три мира: нижний или подземный, средний или надземный и верхний или небесный. Это и является доказательство шаманских традиций в корнях Мезенского искусства. Средний и нижний ярусы заполнены изображениями стилизованных и упрощенных коней и оленей. В верхнем ярусе рисуются птицы. Табуны красных и черных коней, по мнению ученых, обозначают мир мертвых и живых. Солярные знаки в большом количестве вокруг лошадей или оленей особенно подчеркивают их принадлежность к другому миру. Конь в росписях северного народа играет важную роль. Этот образ крестьянские мастера использовали и как оберег. Можно так же встретить трактовку этого изображения, как символ солнца, плодородия и источника благ.[см.рис.№ 30]

Мезенское искусство почти пропало после войны. Так комментирует жительница деревни Аксенова Елизавета Ивановна:  "– Здесь много было проезжих вверх по реке – на Печору, в Коми. Они и покупали прялки, лукошки и всякое прочее. В войну перестали ездить, так и исчез промысел. Правда, после, в 60-х, в деревне этим делом занимался еще Федор Михайлович Федотов, его дом стоит на самой околице. Но рисовал уже так, не ради приработка, а для себя – сам короба и корзинки плел, сам понемногу расписывал…"\12\

В наше время росписью лукошек в д. Селище занимался мастер Иван Фатьянов, который перенял это ремесло от своего отца и самостоятельно изучал рисунки старых мастеров. Мастерами мезенской росписи были Аксеновы (самая древняя династия), Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишкины. Среди художников искусством росписи выделялись Григорий Андреевич Новиков и Василий Дорофеевич Аксенов. Самым маститым художником, который вкладывал в свои изделия не только мастерство, но и душу - Василий Климентьевич Федотов, по прозванию Вася Климович.

         1.2.2. Символы и их значения в мезенской росписи.

    Три яруса в Мезенской росписи ремесла свидетельствует о следовании шаманской традиции. На расписанных изделиях ярусы прослеживаются очень хорошо. Они разделены горизонтальными линиями и заполнены повторяющимися узорами. 

 В Мезенской росписи обязательно используются стихии природы: земля, вода, ветер и огонь. 

Земля. Прямая линия в композиции Мезени обозначает или земную твердь или небо. Это зависит от того в какой части композиции она присутствует: в верху или внизу.  В мифах часто встречается, что человек был создан из праха земли, грязи или глины. Земля для человека является символом материнства и защиты, а так же плодородия и насущного хлеба. Графически земля часто изображается квадратом.[см.рис.№1] Знаки земли
в росписи очень многообразны: это и земля с водой, и весеннее поле, нагретое солнцем, и распаханная, готовая к работам пашня, и земля с семенами, с корнями, с ростками. [см.рис.№.2,№3,№4] Для изображения бытности крестьян часто можно встретить символы борозды оставленной плугом по земной поверхности. Он представляет собой ряды полос в орнаменте. 

Вода. Очень интересно изображаются и небеса. Считалось, что чистая вода, родниковая или дождевая имеют целебные свойства и отожествляет собой милость богов и матери - земли. Можно заметить, что вокруг основных персонажей или же в орнаменте присутствуют водяные капельки. Вода так же в мировоззрении крестьян севера считалась символом очищения. Дожди с ветром и градом, проливающие свою воду с небесных туч, часто можно встретить на изображениях Мезени. Они отображаются в орнаменте с косыми полосами. Вода же присутствует в орнаментах в виде волнистых линий. [см.рис.№5] Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц. 

 Ветер, воздух. Большое количество коротких штрихов разбросанных в мезенской росписи по орнаментам или вокруг главных персонажей — означают воздух, ветер. Мифический дух, не видимый, но слышимый и ощутимый, вот понятие ветра у северного народа. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Помимо духовного символизма, ветер трактуется и как сильные, непобедимые и непредсказуемые силы. Считалось, что на ветрах несутся демоны, сея зло и болезни среди мирного народа. Помимо разрушения ветер, как стихия необходим как могущественная сила сотворения. Древним мастерам Мезени нравиться изображать подчиненные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу.

 Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть. Огонь является очень сильным символом несущим, как созидание, так и разрушение. Крестьяне считали, что огонь – живое существо. Он может расти, питаться и умирать. А после возрождаться, ведь огонь у северного народа символ земного солнца. Изображается в росписи огонь кругом, как олицетворение солнца. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В росписи Мезени спиральные изображения можно встретить везде. В орнаментах они заключены в рамки, но, также, встречаются и в свободном порядке разбросанными вокруг небесных коней и оленей. Значение спирали в Мезенской кистевой росписи очень разнообразно. [см.рис.№6] \5\,\7\.

Спираль как форма встречается в природе очень часто. Галактика, водоворот, смерч, ракушки и узор человеческих отпечатков – все это спираль. Еще в древние времена, когда только зарождалась наскальная роспись, спираль уже прочно вошла в оборот, как постой элемент декора. Значимость трактовки спирали велика, а применение ее скорее непроизвольное и интуитивное. Символом скрытой силы и энергии является плотная спиральная пружина. Так же, из-за своей формы, она может обозначать время и цикличность сезонов в году. Равновесие противоположных сил обозначается двойной спиралью. Считается, что Космос вращает энергию в водоворотах и смерчах, что представляют собой наглядное присутствие двух борющихся противоположных сил. Восходящая спираль обозначает мужской знак, нисходящая — женский. Это делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Очень красивые и интересные в своем начертании знаки плодородия. Они еще обозначают изобилие. [см.рис.№31]

Размещаются они не принципиально, то есть там, где захочется мастеру. Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это з.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44