VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Образовательные траектории старшеклассников общеобразовательной школы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011132
Тема: Образовательные траектории старшеклассников общеобразовательной школы
Содержание
20



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»



Факультет социальных наук



Кафедра общей социологии и социальной работы









ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

студентки IV курса очного отделения

направления социология – 39.03.01

Кустовой Екатерины Вадимовны



Образовательные траектории старшеклассников общеобразовательной школы







Научный руководитель:

доцент кафедры ОС и СР, кандидат социальных наук

Кутявина Е.Е.







НИЖНИЙ НОВГОРОД

2017
Оглавление





Введение …………………………………………………………………………... 3

Глава 1.	Выбор с точки зрения теории рационального действия ………….. 7

Возникновение теории и современное состояние ……………………….. 8

Теория рационального выбора и образовательные траектории: точка соприкосновения ……………………………………………………......... 11

Глава 2.	Образовательные траектории: в СССР и России ………………... 17

2.1.	Образовательные траектории в СССР …………………………………... 17

2.2.	Образовательные траектории в России …………………………………. 20

Глава 3.	Современные образовательные траектории учащихся общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области ……………..…………………………..... 24

3.1.	Выявление образовательных траекторий					современных старшеклассников ………………………………………… 24

3.2.	Определение мотивов выбора образовательных траекторий		современных старшеклассников ………………………………………… 28

Заключение ………………………………………………………………………. 33

Список использованной литературы …………………………………………... 36

Приложение 1 ……………………………………………………………………. 39

Приложение 2 ……………………………………………………………………. 49

Приложение 3 ……………………………………………………………………. 50

Приложение 4 ……………………………………………………………………. 54




Введение







Актуальность данной работы состоит в том, что она затрагивает проблему выбора образовательной траектории. Особо актуальным становится изучение возможностей, условий и ограничений, которые создаются состоянием и развитием отдельных подсистем общества для формирования образовательных траекторий старшеклассников, а также того, как этот потенциал реализуется молодыми людьми на старте их жизненного пути, и как они обретают последующие образовательные ресурсы.

Многие старшеклассники делают выбор по поводу своего будущего на пороге окончания основного общего образования. Большинство из них выбирает продолжение своего образования или в стенах школы, или в другом учебном заведении. Такой выбор опирается, прежде всего, на заранее определенные цели. Для реализации поставленных целей выпускнику общеобразовательной школы необходимо выбрать следующее: способ получения образования (место получения образования: общеобразовательная школа, колледж, техникум, университет и т.д.), форму обучения (очная, очно-заочная, заочная), форму получения образования (в образовательной организации или вне её (самообразование, семейное образование), уровень его получения (среднее специальное, высшее). Второй целью, связанной с первой, является выбор профессионального пути и получение профессионального образования.

																Причиной возрастания актуальности и реальной востребованности данного исследования является широкомасштабные количественные и качественные изменения, происходящие сегодня в мире (безработица, кризис экономики развитых стан и т.д.). Традиционные модели образования уходят в прошлое, связь системы образования и рынка труда видоизменяется, как меняются и стратификационная картина, и характер мобильности; все изменения происходят очень быстро. Проблема усугубляется тем, что речь не идет о состоявшейся перемене и завершенных формах: упомянутые процессы находятся в движении.

																Данная тема носит мировой характер, потому что исследования, относящиеся к проблематике выбора образовательных траекторий, осуществляются практически по всему миру. Активные исследования данной проблемы проводятся в США, Великобритании, Швеции, Германии, Нидерландах, Франции, Австралии, Канаде, Дании, Бельгии, Ирландии, Новая Зеландии, Норвегии, Южной Корее, Польше. 

В России также была проведено много исследований по данной проблематике. Некоторые результаты проведенных исследований представлены на сайте «Фонд Общественное Мнение»: материал по теме «Образовательные траектории детей и взрослых». «Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики» на своем сайте предоставляет данные о проекте, объединяющем несколько исследований по теме «Траектории в образовании и профессии». Нельзя забывать то, что в современное время учеными было проведено множество исследований по выявлению образовательных траекторий, написано много статей и монографий. Например, выявлением индивидуальных образовательных траекторий занимались Исакова О.А. и Махныткина О.В.; адаптацию, стратегии, маршрут, мотивацию и выбор образовательных траекторий исследовали Овчинников П.В., Максимова М.Л. , Попова Е.С. и Сметанина О.Н. В России масштабное исследование по выявлению образовательных и профессиональных траекторий молодежи было проведено Чередниченко Г.А.. Исследование Чередниченко Г.А. проводилось на протяжении 10 лет (1998-2008гг.), что позволило проследить динамику смены, изменений образовательных и профессиональных траекторий.

Объект работы – образовательная мотивация старшеклассников общеобразовательной школы.

Предмет работы – мотивы выбора образовательных траекторий старшеклассниками.

Цель курсовой работы – выявление существующих образовательных траекторий старшеклассников.

Задачи курсовой работы:

Определить мотивы выбора образовательного пути у старшеклассников общеобразовательной школы.

Выявить образовательные траектории старшеклассников.

Рассмотреть процесс формирования образовательных траекторий.

Выявить сходства и различия в мотивах выбора разных типов образовательных траекторий у старшеклассников.

Эмпирической базой работы являются материалы социологического исследования. В исследовании использовался метод интервью и метод анкетного сбора информации. Методом интервью в данной работе было опрошено 60 старшеклассников (по 20 человек каждой параллели), методом анкетирования было опрошено 225 старшеклассников (из общеобразовательных школ Нижегородской области и Нижнего Новгорода). Программа социологического исследования, гайд-интервью и анкета располагаются в приложениях данной работы.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений. В первой главе отражены основные аспекты теории рационального выбора: возникновение и современное состояние теории, а так же точки соприкосновения теории рационального выбора и образовательных траекторий. Во второй главе проводится сравнение образовательных траекторий СССР и современной России. В третьей главе анализ выявленных современных образовательных траекторий старшеклассников общеобразовательных школ Нижегородской области и Нижнего Новгорода, а также анализ мотивов и факторов, влияющих на выбор образовательного пути.




Глава 1.	Теория рационального действия





Стремление к образованию, к знаниям является сегодня актуальным. С другой стороны, образование — один из факторов воспроизводства социальной структуры общества. Образовательные траектории старшеклассников складываются в зависимости от возможностей, которые перед ними открывают формальные институты системы образования. В социологическом исследовании образование – это «совокупность знаний, умений и навыков, обязательных для всех людей или представителей определенной профессии и подтвержденных соответствующими документами».

Формирование образовательных стратегий (траекторий) начинается с мотивации. В дальнейшем «происходит постановка профессиональных целей, на основе которых и осуществляется реальный выбор». В социологическом исследовании общества в целом и образования в частности используются различные подходы: структурно-функциональный, интерпретативный, социально-бихевиористский, социология ценностей и теория рационального действия. Но мотивы выбора образовательной траектории можно изучить с точки зрения теории рационального действия (в данном случае под действием понимается выбор). Для старшеклассника очень важно сделать правильный, рациональный выбор.

Рациональный выбор – согласно теории принятия решений, выбор средств, гарантирующих достижение цели с минимальными затратами и минимальными нежелательными последствиями.

Возникновение теории и современное состояние

С теорией рационального выбора связаны парадигматические изменения в одной из фундаментальных экономических и социологических категорий – категории рациональности. Уходящая своими корнями в идею разумного и законосообразного устроения мира, теория рационального выбора оказалась в центре дискуссий на Западе, начиная с середины XX столетия. Проблема рационального выбора трактуется в наиболее общем виде как определение наилучшего варианта действий по достижению цели при ограниченных ресурсах.

Теория рационального выбора сформировалась под влиянием:

1) шотландской философии нравственности (Ф. Хатчисон, А. Фергюссон, Д. Юм, А. Смит), сформулировавшей индивидуалистическую концепцию рационального поведения в обществе; 

2) утилитаризма (И. Бентам), подчеркнувшего значение моральных суждений и оценок (когда индивид понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»);

3) неоклассической теории (А. Маршалл), выделившей роль взаимного обмена между людьми.

Тем не менее, авторы теории рационального выбора, А. Даунс, М. Олсон, Г. Беккер, Д. Коулмен развивают подход, который говорит о том, что индивид должен делать, если действует рационально. Теоретики рационального выбора развивают экономические и социологические теории, их цель – объяснить и предсказать поведенческие образцы действий индивидов и групп. Некоторые «теоретики рационального действия стремятся объяснить и предсказать образцы электорального поведения, но не выбор отдельного голосующего».

В социологии теория рационального выбора наиболее ярко выражена в книге Джеймса Коулмена «Основы социальной теории». П. Баерт сравнивает эту работу с работами Т. Парсонса «Социальная система», Р. Мертона «Социальная теория и социальная структура» и Э. Гидденса «Конституция общества» с точки зрения ее вклада в развитие общей социальной теории. Разрабатывая свою теорию, Д. Коулмен опирается на эмпирическое исследование, цель которого – «продемонстрировать полезность его исследовательской программы, и в этом он перекликается с работой Р. Мертона». Большое значение в концепции Д. Коулмена имеет понятие целевого и рационального действия. С его точки зрения, «люди не просто действуют преднамеренно, но они также выбирают действие или благо, которые увеличивают полезность».

Г. Беккер же, наоборот, следуя М. Веберу, выделил четыре типа ситуаций социального действия: целесообразная рациональность (неограниченный выбор средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства являются целями); аффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются). Эта типология носит конструктивный характер: «построение типов начинается с формулирования гипотезы о каузальных, сопутствующих и предварительных условиях существования изучаемого явления, затем следует его непосредственное исследование как культурной данности и, наконец, понимание его как «типового набора типовых личностей, процессов и структур». Конструируемые Г. Беккером типы отличаются от идеальных типов М. Вебера: их компоненты можно найти в действительности, а их взаимосвязи не должны противоречить данным эмпирического исследования и соответствующей ему научной теории, выступая тем самым в качестве стимула развития последней. Широкую известность в этой связи получила предложенная Беккером типология священного (соединяющего традиционную нерациональность и санкционированную рациональность) и светского (характеризующегося через связь целесообразной рациональности и аффективной нерациональности) действий.

Теория рационального действия отличается почти от всех других социологических теорий в предположении, что рациональный человек максимизирует различия между затратами и выгодами. Это именно то, что придает силу теории рационального выбора: она сравнивает действия, соотнеся их с ожидаемыми для человека последствиями, и говорит о том, что люди изберут курс действия, который ведет к лучшему исходу для них. В наиболее полном выражении «рациональный выбор требует уточнения затрат и выгод для всех действий и затем только предсказывает, что люди выберут оптимальный курс действия».

Теория рационального выбора является одной из тех моделей целенаправленного действия, которые встречаются во всех социальных науках. Эти модели предполагают, что «социальным деятелям свойственно стремление к достижению определенных целей, то есть они предпринимают действия для получения определенных результатов». Теория рационального выбора развивает концепцию методологического индивидуализма. Это означает, что структуры рассматриваются как совокупность преследующих свои цели индивидов. Такой подход не означает абсолютизацию эгоизма. Человек, осуществляющий свой выбор, может действовать и альтруистично. «Собственные интересы индивида обычно ограничены определенными нравственными обязательствами». Сталкиваясь с проблемой выбора способов действия, «люди обычно делают то, что, по их мнению, должно привести к наилучшему результату. В этом обманчиво простом суждении суммирована вся теория рационального выбора». Теория рационального выбора объясняет рациональное поведение, когда отдельный человек может выбирать и реализовывать свои возможности. «Каждая личность следует своим жизненным планам, которые вполне возможно выполнить, наслаждаясь полученным результатом».

Теория рационального выбора привлекает социологов и политологов, прежде всего тем, что по «контрасту со сложностью философских объяснений рациональности, объяснения теории рационального выбора просты». И, следовательно, «в идеале» действия (выбор) должны быть просты и рациональны. Но стоит заметить, что рациональные действия порой зависят от множеств факторов (внешних и внутренних) и от состава ситуации, в которой происходят эти действия.

Теория рационального выбора и образовательная траектория: точка соприкосновения

Суть теории рационального выбора, согласно Радаеву В.В., заключается в следующей предпосылке: «среди возможных альтернатив действия человек выбирает то, что, согласно его ожиданиям, наилучшим образом соответствует его интересам при условии заданности его личных предпочтений и ограничений внешней среды».

Такая теория выбора возникла из анализа структуры индивидуального выбора. Конечно, при прочих разных условиях, индивид, в нашем случае старшеклассник, предпочитает принимать решения, о выборе своего будущего после школы, в частном порядке и всячески стремиться избежать коллективных решений. Под коллективом понимается группа людей, которая окружает учащегося. Самой важной группой окружения является его семья. Однако, именно взаимодействие старшеклассника с семьей помогает ему сделать действительно рациональный выбор и помогает избежать негативных последствий, которые способны причинить старшекласснику действия других лиц.

Из этого можно сделать вывод о том, что для принятия рационального выбора: какую образовательную траектория (стратегию, путь) выбрать – необходимы коллективные действия. Так как в силу своего малого жизненного опыта старшеклассник не сможет сделать достаточно рациональный выбор, он обращается за помощью к своей семье. Именно семья помогает ему в самоопределении, и именно положение семьи в обществе старшеклассник учитывает в своем выборе. Он, так или иначе, учитывает состав своей семьи, ее финансовые возможности и т.д. Даже само мнение родителей о выбранных образовательных стратегиях ученика может носить разнообразный характер. Учитывая эти факторы, старшеклассник все же сам должен сделать рациональный выбор. Главным элементов в рациональном выборе является заранее поставленная цель (мотивы) школьника. Именно цель, которая на стадии принятия решения становится основной информационной причиной, непосредственно «запускает» механизм практической деятельности старшеклассника, направляя ее на достижение планируемого результата.

От выбора образовательной траектории (стратегии, пути) зависит получение определенного количества знаний, умений и навыков, которыми старшеклассник сможет воспользоваться, изучив выбранные предметные дисциплины. Образовательную траекторию (стратегию, путь), в свою очередь, стоит понимать как долгосрочный план, позволяющий из текущего состояния перейти в целевое. В подобном определении отражаются два основных компонента: «что я хочу получить» и «как я смогу этого достичь». Где с одной стороны, изучается содержание и «новые смыслы»: в образовании, привлекательности и престиже профессий, целях и ценностях, мотивации и основаниях выбора дальнейшего пути. С другой стороны, рассматриваются особенности прохождения образовательной траектории: подготовки к экзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров. «Мотивация же, прежде всего, связана с тем, как социальное поведение запускается, развивается, поддерживается, направляется и прекращается, и с тем, что в это время происходит с личностью».

Как и раньше, первый и основной выбор — продолжать ли обучение в школе или перейти в образовательные организации среднего профессионального образования — учащиеся школы осуществляют на рубеже девятого и десятого классов. На этот период приходится и основной отбор, который производит сама школа. «Сегодня отсеиваются учащиеся, которые не смогут сдать ЕГЭ и тем самым могут отрицательно повлиять на показатели эффективности деятельности образовательного учреждения». Образовательные пути учеников старших классов «складываются в результате длительного последовательного или дискретного (повторного, возобновляемого) обращения к разным видам и формам системы образования». Выбор нужной образовательной траектории (образования) определяется множеством факторов: возникновение негосударственных учебных заведений, появление платных образовательных услуг в средней и высшей школах, а так же элитных учебных заведений, разновидностей обучения в общеобразовательной школе. «Отсев из школ ведут к росту неравенства шансов различных социальных групп молодежи на доступ к разным видам обучения и ступеням образования». Надо заметить, что социальное поведение юношей и девушек на старте жизненного пути зависит от социально объективных и субъективных аспектов выбора: образовательных планов и реального поведения в сфере образования. Но сам выбор зависит от: «социального происхождения, образования родителей, материального положения семей, пола, расы, национальности и т.д.». Также при выборе образовательного пути старшеклассникам необходимо учитывать, что проблема трудоустройства сохраняет свою остроту.

Учитывая все эти факторы, старшеклассник должен определиться с выбором места получения образования и связанного с этим уровня образования. Определившись с нужной специальностью, он выбирает либо организацию среднего профессионального образования, либо будущий вуз для ее получения. В его рассмотрение попадает ряд факторов: форма получения образования, форма обучения, вступительные испытания (результаты Единого Государственного Экзамена (11 класс) и Основного Государственного Экзамена (9 класс)).

В конечном счете, правильно выбранная образовательная траектория обеспечит молодому человеку объем знаний и опыта, необходимый для эффективной деятельности в той или иной профессиональной области (компетентности). В процесс получения знаний и навыков входит: изучение ряда наук по выбранной специальности и научная деятельность (публикация статей, участие в научных конференциях и т.д.).

В процессе усвоения определенных знаний меняется сознание старшеклассников, формируется профессиональный выбор. С изменением сознания может основательно поменяться сама образовательная траектория: смена места учебы, смена направления подготовки и т.д., а затем и смена предполагаемой профессиональной траектории. Это связано с тем, что планируемые образовательные стратегии (траектории, пути) не всегда совпадают с реальными шагами молодежи после окончания учебных заведений.

Таким образом, выбор образовательного пути старшеклассник должен сделать обдуманно, рационально. Но «ученику очень трудно сделать осознанный выбор ввиду возраста». И все-таки образовательную траекторию (стратегию, путь) лучше выбирать самому, чем надеяться на удачный случай. Никто не должен выбирать образовательный путь без тщательного размышления. Уже к концу девятого класса выпускник должен сделать определенный, тщательно продуманный, рациональный выбор.

Такой выбор во многом определяют критерии рационального действия, с которыми соприкасаются аспекты выбора. Главными критериями рационального действия можно считать: самостоятельность действия, целеполагание, наличие средств, минимизация затрат и негативных последствий. На данные критерии при рациональном выборе оказывают большое влияние аспекты выбора: коллективное принятие решения, наличие факторов влияния, наличие мотивации и целей выбора. Безусловно, и критерии рационального действия, и аспекты выбора связаны. Например, что бы принять рациональное решение по поводу выбора образовательной траектории, старшеклассник должен решить сам, что ему больше нравится, и куда он нацелен. Но в принятии решения он будет учитывать и состав семьи, и ее бюджет, и наличие направления подготовки, специальности в ВУЗе, и месторасположение ВУЗа, и т.д.

Семья, в которой находится старшеклассник, играет главную роль в принятии решения в будущем образовании. В первую очередь, старшеклассник будет оценивать доход семьи при выборе формы обучения (бюджет/внебюджет). Мнение родителей, их профессии тоже оказывают влияние на выбор старшеклассника, так как многие идут «по стопам» родителей в профессиональном плане. Взаимоотношения родителей и детей играют немаловажную роль при принятии решения об образовании. В итоге, семья помогает ребенку определиться, и именно она является главным элементом в выборе будущего образования старшеклассника.




Глава 2.	Образовательные траектории: в СССР и России







2.1.	Образовательные траектории в СССР

Основными проблемами становления образования в СССР являлись угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики, а также развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками.

Так конституцией 1977 года было гарантировано всеобщее полное среднее образование. В восьмых и десятых классах устанавливались обязательные выпускные экзамены, многие из которых сдавались устно, и школьникам необходимо было учить всю программу по предмету целиком. В восьмом классе обязательными были русский язык, геометрия и алгебра. В десятом классе письменно сдавались математика и русский, остальные же предметы — литература, физика, химия, история, иностранный язык — экзаменаторы принимали устно.

Но установленные еще с 1956 года правила приема разделили всех абитуриентов на три категории. Первую категорию составили лица, зачислявшиеся без вступительных экзаменов (участники Великой Отечественной войны, медалисты и имеющие аттестаты об окончании средней школы с отличием). Вторую категорию составляли те, кто подлежал внеконкурсному зачислению при условии сдачи вступительных экзаменов на положительные оценки. В 1956–1963 годах к ней же относились лица, имеющие стаж производственной работы не менее двух лет, а также демобилизованные из Советской армии и Военно-морского флота. «В 1960–1964 годах к категории льготников также стали относиться молодые люди, командированные промышленными предприятиями, стройками, колхозами и совхозами». Наконец, к третьей категории принадлежало большинство абитуриентов, зачисление которых происходило на основе конкурсного отбора. Также при зачислении учитывался ряд факторов, свидетельствовавших о степени подготовки абитуриентов: оценки из аттестата по профилирующим предметам, наличие похвальных грамот, творческие заслуги в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Важной задачей высшей школы СССР на протяжении 1960–1970-х годов являлся поиск средств для отбора в вузы наиболее подготовленной молодежи. В разные периоды были проведены следующие эксперименты:

учет результатов оценок по профильным дисциплинам (1966 год),

учет средней арифметической оценки аттестата об окончании средней школы (1972 год),

прием успешно окончивших выпускников по результатам сдачи двух вступительных экзаменов при условии, что общая оценка за два экзамена была не ниже девяти баллов (1977 год).

Все эти факторы способствовали тому, что высшее образование стало цениться буквально на вес золота. В 1980-х годах активно обсуждались вопросы выявления и учета профессиональных склонностей абитуриентов. В 1980-е годы для этой цели был использован ряд инструментов: зачисление на педагогические специальности по рекомендациям педагогических советов школ, введение профориентационного собеседования, по которому абитуриенты получали дополнительные баллы. Однако уже «в 1988–1990 годы правила приема претерпели существенные изменения. Характерной чертой являлись их упрощение и демократизация».

В 1988 году девять классов средней школы стали обязательным минимумом для всех советских граждан. Среднее одиннадцатилетнее образование объявлялось необязательным, но общедоступным, позволявшее отсеивать к старшей школе безнадежных двоечников.

В начале 1990-х годов, уже после распада СССР, были проведены образовательные реформы, началась массовая дифференциация школ на гимназии, лицеи, на школы с углубленным изучением отдельных предметов. Происходило разделение и внутри школ: создавались медицинские, математические и другие классы. Школьное обучение начало приобретать свой современный вид.

Важным моментов в системе школьного обучения в СССР являлась система медалей. Выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная. Кроме морального удовлетворения медаль давала льготы при поступлении в вуз по традиционной форме.

По исторической справке проведенной выше, можно говорить о том, что в советское время выпускник школы имел право выбрать одну из 5 траекторий:

Школа – школа (траектория касается только выпускников 8 класса);

Школа – ВУЗ;

Школа – ПУ;

Школа – ССУЗ;

Школа – работа.

Стоит отметить тот факт, что социология в советские годы, как наука, была запрещена. В связи с этим, отсутствует информация об исследованиях на тему дальнейшего пути школьника после окончания школы. Но после распада СССР данная отрасль знаний набирает обороты, и затронутая тема школьного образования становится популярной.

2.2.	Образовательные траектории в России

В России масштабное исследование по выявлению образовательных и профессиональных траекторий молодежи было проведено Чередниченко Г.А.. Исследование Чередниченко Г.А. проводилось на протяжении 10 лет (1998-2008гг.), что позволило проследить динамику смены, изменения образовательных и профессиональных траекторий. Исследование Чередниченко Г.А. является самым масштабным и единственным исследованием темы социологии образования.

В своем исследовании Г.А. Чередниченко рассматривает 3 потока (пути следования после окончания школы после 9 класса): поток – школы; поток – ПУ, поток – ССУЗ. В данном случае нас интересует только один поток «поток – школа». И по итогам проведенного исследования социолог пишет о том, что для половины потока – школы (51%) характерна прямая образовательная траектория, которую Г.А. Чередниченко называет – «вуз дневной», связанная с учебой в одном учебном заведении – дневном ВУЗе. Это наиболее массовый, типичный путь выпускников дневных средних школ. В отличие от него траектория получения высшего образования в «вечерних» и «заочных» учебных заведениях (тип траектории – «ВУЗ вечерний/заочный») наблюдается у малого числа молодежи «потока – школа» (2%). Эти факты схожи с данными госстатистики о том, что выпускники дневных средних школ составляют наибольшую часть контингента принятых в высшие учебные заведения на дневную форму обучения и тем самым представляют собой наиболее конкурентоспособную часть когорты молодого поколения.

После окончания средней школы продолжают свой образовательный путь учебой в средних профессиональных учебных заведениях в общей сложности  23% молодежи «потока – школа». При этом спустя 10 лет только 15% из них ограничиваются этим одним учебным заведением (тип траектории – «ССУЗ»). Заметная часть - 8% - после окончания ССУЗа поступает затем в высшие учебные заведения («ССУЗ + ВУЗ»). Как правило, продолжение обучения в вузе после получения среднего профессионального образования бывает связано с повышением уровня квалификации в своей профессионально-отраслевой группе. 

Образовательный путь «средняя школа – ПУ» - удел небольшой части молодежи «потока – школа». В общей сложности в систему начального профессионального образования после средней школы попадает 9% молодежи. Спустя 10 лет для 7% из них эта подготовка оказывается единственной, полученной в институциональной форме («ПУ»). Кто-то (1,8%), не задерживаясь на этом уровне образования, получает подготовку в вузе («ПУ + ВУЗ»), кто-то не выдерживает вузовской нагрузки и начинает трудится, имея незаконченное высшее образование (0,4%, «ПУ + н/выс. обр.»), и еще очень небольшая часть молодежи после получения подготовки в ПУ поднимается на одну ступеньку и оканчивает ССУЗ (0,7%, «ПУ + ССУЗ»).

Не предпринимают никаких попыток накопления институциональных образовательных ресурсов 5,5% молодежи «потока – школа». Они остаются в сфере труда или домашнего хозяйства, обладая лишь аттестатом об образовании.

В накоплении образовательных ресурсов молодежью «потока – школа» наблюдаются существенные отличия городской молодежи по сравнению с сельской. Если молодежь, оканчивавшая школы в крупных, средних и малых городах, спустя десять лет преимущественно достигает высшего образования (около 80% по каждой из перечисленных групп), то бывшие выпускники сельских школ по истечении данного промежутка времени в большинстве своем данного уровня образования не достигают. У тех, кто из «потока – школа» оканчивал сельские средние школы, спустя десять лет 33% получают высшее образование, 6,3% не заканчивают вуз, 25% получают среднее профессиональное образование, 20,3% начальное профессиональное образование и еще 15,6% остаются со средним общим образованием. Таким образом, фиксируемая на протяжении нескольких десятилетий устойчивая тенденция в накоплении образовательных ресурсов выпускниками средних школ, связанная с получением ими преимущественно подготовки в вуз, распространяется сегодня, прежде всего, и практически в равной степени на молодежь крупных, средних и малых городов. В то же время у сельской молодежи рост образовательных ресурсов в основном связан с получением подготовки в учреждениях среднего и начального профессионального образования, достижение вузовских дипломов остается уделом меньшей части этого контингента.

Из данных исследований Г.А. Чередниченко можно выделить 4 основные траектории «потока – школа»:

Школа – школа (траектория касается только выпускников 9 класса);

Школа – ВУЗ (ВУЗ дневной, ВУЗ вечерний/заочный);

Школа – ССУЗ (ССУЗ+ВУЗ);

Школа – ПУ (ПУ+ВУЗ, ПУ+ССУЗ).

Так же не стоит забывать, что, по сравнению с образованием в СССР, в настоящее время обучение в школе занимает 11 лет, и главная цель обучения у многих учеников – поступление в ВУЗ. По окончанию школы ученики сдают Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ), который по математике и русскому языку является обязательным. Остальные предметы выпускники выбирают сами исходя из своих желаний и планов на будущее. С введением ЕГЭ все льготы при поступлении в профессиональное учебное заведение, связанные с наличием медали, утратили смысл и были отменены. ВУЗ самостоятельно принимает решение об учете наличия данного поощрения (медали), в данном случае добавления баллов при поступлении.

Образовательные траектории (пути, стратегии) молодежи складываются в тесной зависимости от возможностей, которые перед ними открывают формальные институты системы образования. Тем, как молодежь проходит через организации образовательной системы, опосредован весь процесс перехода молодого поколения к труду. Молодой человек получает необходимый объем знаний, трудовые навыки, разнообразные умения, прежде всего, в школе, а затем совершенствует их и «приобретает определенную профессиональную подготовку на последующих уровнях образовательной системы, по выходу из которой он собственно только и становится потенциальным работником». Именно выбор образовательной траектории (стратегии будущего) позволит старшекласснику получить знания, умения и навыки, которые он в будущем реализует в профессиональной деятельности.

Сравнивая образовательные траектории старшеклассников СССР и современной России, можно заметить, что в основном они сохранились. Одна траектория прекратила свое официальное существование на современном этапе:  «Школа – работа». Связано это в первую очередь с отменой льготы при поступлении в ВУЗ/ССУЗ/ПУ при наличии рабочего стажа, а также с тем, что  работодатель в основном принимает на работу лиц, достигших совершеннолетнего возраста, имеющих диплом о профессиональном образовании.

Образовательные траектории в СССР и России схожи. Как и в СССР, так и в России существуют основные (главные) траектории: Школа – школа; Школа – ВУЗ; Школа – ССУЗ; Школа – ПУ. Но различие все же есть и обусловлено оно, в основном, политической обстановкой в стране.




Глава 3.	Существующие образовательные траектории в современности на примере учреждений среднего общего образования г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области





В области общего и профессионального образования происходят как количественные, так и качественные изменения, а образовательный дискурс о выпускниках школы и дальнейшем выборе образовательной траектории переполнен различными суждениями. Статистические данные иллюстрируют изменения, которые «претерпевает ситуация выбора молодёжью дальнейшего пути». Осознание себя, своих способностей, социальной обстановки, «в условиях которой принимаются первые решения, связанные с выбором жизненного пути, довольно отчетливо отражают личные планы молодежи».

3.1.	Выявление образовательных траекторий современных старшеклассников

В ходе проведения интервью со старшеклассниками на тему их дальнейшего пути, было выяснено, что: 2/3 учеников 9 класса собираются продолжить свое образование в школе; все ученики 10 класса собираются получить среднее образование и почти все учени.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%